ИЗМЕНЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-58-66
Введение. Обозначена актуальность проблемы изменений подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию с учетом особенностей регионов. Выделены ключевые задачи, решение которых будет способствовать в дальнейшем проектированию прогностической модели подготовки педагогов. Цель – обоснование этапов проектирования прогностической модели подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию. Материал и методы. Ведущим методом выбран анализ теоретической литературы по теме исследования. Выбор таких исследовательских подходов, как структурный и структурно-функциональный, позволяет охарактеризовать процесс подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию как многокомпонентный, многоуровневый и многоэтапный в условиях взаимодействия региональной системы образования и системы высшего образования в Российской Федерации. Результаты и обсуждение. Предложены этапы проектирования прогностической модели подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию, обоснована сущность понятий «подготовка педагогов» и «изменения подготовки», обозначены стратегии организации подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию (преодоление сложившейся линейности, практикоориентированности и непрерывности и стратегии опережающего обучения). Уточнение понятия «изменения подготовки» и определение значимости прогнозируемых изменений позволит выделять в дальнейшем факторы, оказывающие влияние на процесс подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию: общественно-политические факторы, определяющие новое понимание стратегий развития высшего педагогического образования» в условиях усиления этнокультурных процессов (так, например, законодательство в области развития региональной политики, позиция государства в области регулирования этнических процессов и распространение идей сохранения этнокультур; рост масштабов этнокультурных процессов); региональные факторы отражают специфику развития регионов (например, демографическая структура населения, социальная мобильность, динамично изменяющиеся требования рынка труда); личностные факторы характеризуют новые цели и задачи высшего педагогического образования в целом, а также сложившиеся и складываемые в конкретном вузе с целью сохранения национальной культуры и поддержания этнокультурного многообразия (например, готовность педагогов к межкультурному взаимодействию, педагогические инициативы, рамочная программа подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию). Заключение. На основании проведенного исследования предположено, что результатом следующего исследования должна стать разработка компонентов прогностической модели подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию.
Ключевые слова: региональное образование, межкультурное взаимодействие, изменения подготовки педагогов, стратегии организации учебного процесса, компаративные исследования, прогностическая модель
Библиография:
1. Курыло О. В. Современное мультикультурное образование // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 234–240.
2. Палаткина Г. В. Мультикультурное воспитание молодежи в пространстве России. Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2007. 172 с.
3. Певзнер М. Н. Педагогическое образование в Германии: перспективы реформы // Педагогическое образование: история, проблемы, перспективы. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 1998. 232 c.
4. Стенищева А. А. Влияние мультикультурализма на образование // Вестник Марийского гос. ун-та. 2020. Т. 14, № 3 (39). С. 312–319.
5. Аверкин В. Н. Теоретические проблемы регионализации образования. Новгород: Новгородский региональный Центр развития образования, 1998. 64 с.
6. Ахизер А. C. Социокультурная методология развития российского общества. Заседание № 1. Специфика социокультурных исследований // Рубежи. 1995. № 5. C. 15.
7. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. 2014. № 3 (40). C. 4–12.
8. Lazareva A.V. University and social collaborations during a pandemic sustaining educational opportunity and reinventing education: a book review // Journal of Language and Education. 2021. Vol. 7, № 4. Р. 198–203. https://doi.org/10.17323.jle.2021.13456
9. Polyakova O., Galstyan-Sargsyan R.Sustainable higher education via telecollaboration: improving pluringualand plucultural competence // Integration of Education. 2021. Vol. 25, № 4. P. 544–561. https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.25.202104.544-561
10. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. 391 с.
11. Бажина И. А. Становление и развитие принципа регионализации образования в педагогической теории и практике. Казань: Изд-во Казан. ун-та. 2003. 144 с.
12. Владимирова С. А. Управление регионализацией высшего образования в условиях интенсификации интеграционных процессов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань. 2008. 24 с.
13. Богословский В. И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2000. 142 c.
14. Глумова Е. П. Региональный аспект межкультурной коммуникации // Проблемы современного образования. 2017. № 6. С. 92–104.
15. Horizontal Learning – Engaging Freedom’s Possibilities by Doug Reeler, from CDRA Annual Report 2004/2005 – www.cdra.org.za
16. Христофорова С. В. Модель регионализации образования для устойчивого развития (на примере Забайкалья) // Взаимодействие науки, бизнеса и общества как фактор развития регионов: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. Чита, 2019. С. 265–271.
17. Жукова Т. А., Шренк М. Принцип регионализации в развитии высшего образования в мультикультурном обществе // Актуальные проблемы естественно-научного и математического образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 151–159.
18. Banks J. An Introduction to Multicultural Education. New York: University of Washington. Seattle, 2008. 164 p.
19. Лысенко В. Г. Концептуальные основы опережающей профессиональной подготовки для социально-экономического развития региона // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 1 (35). С. 97–103.
20. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. 324 с.
21. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. М.: Изд-во УРАО. 2003. 232 с.
22. Вульфсон Б. Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. 2002. № 2. С. 70–80.
23. Campbell A., Converse Ph., Miller W. Stokes D. N. Y. The American Voter, 1960. 221 p.
24. Голенкова О. В., Свердлова Г. А. Региональный опыт модернизации образования // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Брянск, 2021. С. 381–390.
25. Князева В. А., Соловьева К. С. Тенденции и закономерности инновационного развития системы высшего образования на региональном уровне // Современные проблемы управления и технологии их решения в условиях трансформационных вызовов: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. 2020. С. 350–354.
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 58 — 66
Скачиваний: 424