ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ НАВЫКАМ РАБОТЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-95-106
Введение. В настоящее время конкуренция между странами идет в области технологий, обеспечить лидерство своей стране сможет тот, кто обладает умением оперативно получать знания и переводить их в технологии. Доля российских высоких технологий на мировом рынке очень мала, составляет около одного процента. Следовательно, подготовка инженеров нового поколения нуждается в трансформации в приоритетном порядке. Наука является основой инженерного образования. Инженер XXI в. – это «инновационный инженер», разработчик, который должен обладать исследовательскими навыками, умением получать и применять научную информацию в профессиональной деятельности. Поиск в наукометрических базах данных с наибольшей эффективностью и результативностью – важный навык современного инженера. Международные базы данных позволяют получать актуальное научное знание, быть в курсе трендов в инженерной деятельности, новых идей, способствуя созданию уникальных технологий. Систематическая работа со Scopus и Web of Science – это одна из возможностей для Lifelong learning, развития общего и профессионального потенциала личности. Но многочисленные опросы показывают, что существуют дефициты в области подготовки будущих инженеров для работы с базами данных Web of Science и Scopus. Цель – обоснование эффективности проектного обучения для формирования исследовательских навыков работы с международными базами данных Scopus и WoS у будущих инженеров. Материал и методы. В работе использовались теоретические методы – абстрагирование, анализ, конкретизация, обобщение; эмпирические методы – включенное наблюдение, рефлексивное интервью, эксперимент, изучение продуктов учебной деятельности. Проведен анализ научных исследований, посвященных идеям философской, педагогической и психологической науки, которые определяют эффективность проектного обучения для формирования исследовательских навыков для работы с международными базами данных у будущих инженеров. Методологическую основу исследования составили деятельностный, личностно ориентированный подходы, теоретический анализ научной литературы, обобщение результатов исследования. Результаты и обсуждение. Представлены результаты апробации проектного обучения будущих инженеров Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники для формирования исследовательских навыков работы с международными базами данных в рамках дисциплины «Основы проектной деятельности». Заключение. Метод проектов для обучения будущих инженеров способствует формированию исследовательских навыков работы с международными базами данных.
Ключевые слова: Scopus, Web of Science, проектное обучение, будущие инженеры, исследовательские навыки
Библиография:
1. Иванов В. Г., Кайбияйнен А. А., Мифтахутдинова Л. Т. Инженерное образование в цифровом мире // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 136–143.
2. Юшко С. В., Галиханов М. Ф., Кондратьев В. В. Интегративная подготовка будущих инженеров к инновационной деятельности для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 1. С. 65–75.
3. Корягина Е. Д. О перспективных моделях развития науки и высшего образования на период до 2035 г. // Инновации и инвестиции. 2020. № 7. С. 34–38.
4. Приоритет 2030. URL: https://priority2030.ru/about (дата обращения: 22.03.2022).
5. От года науки и технологий к декаде. URL: https://indicator.ru/humanitarian-science/ot-goda-nauki-i-tekhnologii-k-dekade.htm (дата обращения: 22.03.2022).
6. Александр Сергеев: Россия всегда находила выход из безвыходных ситуаций. URL: https://rg.ru/2022/03/15/aleksandr-sergeev-rossiia-vsegda-nahodila-vyhod-iz-bezvyhodnyh-situacij.html (дата обращения: 22.03.2022).
7. Кампус как магнит для молодых ученых. URL: https://skillbox.ru/media/education/kampus-kak-magnit-dlya-molodykh-uchyenykh-novye-porucheniya-prezidenta/ (дата обращения: 22.03.2022).
8. Чучалин А. И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 10. С. 47–62.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. URL: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf (дата обращения: 22.03.2022).
10. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
11. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться: 2-е изд / пер. с англ. под ред. А. Б. Орлова. М.: Смысл, 2019. 527 с.
12. Юшков А. Н., Аграмакова О. В. Проекты и исследования для развития научных и инженерных умений // Образовательная политика. 2020. № S5. С. 25–33.
13. Maladzhi R. W., Kanakana-Katumba G. M. Evolution of teaching approaches for science, engineering and technology within an online environment: A review // Advances in Science, Technology and Engineering Systems. 2020. V. 5, № 6. P. 1207–1216.
14. Рыбина И. Р., Попова И. Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки Орловского гос. ун-та. 2014. № 4 (60). С. 299–302.
15. Трищенко Д. А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 4. С. 132–152.
16. Муллер О. Ю. Теоретические и практические аспекты внедрения проектного обучения в вузе // Гуманитарно-пед. исследования. 2021. Т. 5, № 1. С. 6–9.
17. Gyasi J. F., Zheng L., Zhou Y. Perusing the past to propel the future: A systematic review of STEM learning activity based on activity theory // Sustainability. 2021. Vol. 13, № 16, Article number 8828. P. 1–27.
18. Rahman N. A., Rosli R., Rambely A. S., Halim L. Mathematics teachers’ practices of STEM education: A systematic literature review // European Journal of Educational Research. 2021. Vol. 10, № 3. P. 1541–1559.
19. Amo D., Fox P., Fonseca D., Poyatos C. Systematic review on which analytics and learning methodologies are applied in primary and secondary education in the learning of robotics sensors // Sensors. 2021. Vol. 21, № 1, Article number 153. P. 1–21.
20. Попова Т. А. Проектная деятельность: мотивация и опасения студентов. Проблемное обучение для поколения Z // Сборник статей-докладов участников XVII Международной научно-практ. конф. «Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию». М.: Изд-во ПИ РАО, 2021. С. 141–144.
21. Чарикова И. Н. Образовательная проектность как ресурс повышения качества подготовки будущих инженеров // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 293–300.
22. Волегжанина И. С., Зайцева Т. С., Степачкова И. И. Сквозной междисциплинарный проект как технология становления и развития профессиональной компетентности будущего инженера // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 9-2 (60). С. 22–28.
23. Higuera Martinez O. I., Fernandez-Samaca L., Serrano Cardenas L. F. Trends and opportunities by fostering creativity in science and engineering: a systematic review // European Journal of Engineering Education. 2021. Vol. 46, № 6. P. 1117–1140.
24. Alvarez-Huerta P., Muela A., Larrea I. Disposition toward critical thinking and creative confidence beliefs in higher education students: The mediating role of openness to diversity and challenge // Thinking Skills and Creativity. 2022. Vol. 43, Article number 101003. P. 1–9.
25. Sola E., Hoekstra R., Fiore S., McCauley P. An Investigation of the State of Creativity and Critical Thinking in Engineering Undergraduates // Creative Education. 2017. Vol. 8, № 9. P. 1495–1522.
26. Cropley D. H. Promoting creativity and innovation in engineering education // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2015. Vol. 9, № 2. P. 161–171.
27. Atwood S. A., Pretz J. E. Creativity as a Factor in Persistence and Academic Achievement of Engineering Undergraduates // Journal of Engineering Education. 2016. Vol. 105, № 4. P. 540–559.
28. Казарбин А. В., Лунина Ю. В. Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития инженерного мышления // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 124–131.
29. Рындак В. Г., Сайфутдинова Г. С. Актуальность программы формирования креативности будущего инженера на основе научного поиска // Вестник Самарского гос. технич. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18, № 2. C. 113–121.
30. Федорова М. А., Цыгулева М. В. Представление работодателя о значимых научно-исследовательских компетенциях выпускников инженерных вузов // Вестник Сибирского ин-та бизнеса и информационных технологий. 2017. № 3 (23). С. 89–96.
31. Reddy R. C., Bhattacharjee B., Mishra D., Mandal A. A systematic literature review towards a conceptual framework for enablers and barriers of an enterprise data science strategy // Information Systems and e-Business Management. 2022. Article number 1139. P. 1–33.
32. Sivarajah U., Kamal M. M., Irani Z., Weerakkody V. Critical analysis of Big Data challenges and analytical methods // Journal of Business Research. 2017. Vol. 70. P. 263–286.
33. Сафонова М. А., Сафонов А. А. Трансформация академического письма в цифровую эпоху // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 144–153.
34. Куваева М. М., Мусин Ш. Р., Валеева Г. Х. Содержательные компоненты инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 62–65.
35. Менеджер 2.0: что важно знать и уметь руководителю цифровой эпохи. URL: https://www.hse.ru/news/community/422161429.html (дата обращения: 22.03.2022).
36. Prasetiyo W. H., Naidu N. B. M., Tan B. P., Sumardjoko B. Digital citizenship trend in educational sphere: A systematic review // International Journal of Evaluation and Research in Education. 2021. Vol. 10, № 4. P. 1192–1201.
37. Топ-15 компетенций и навыков в цифровой сфере. URL: https://issek.hse.ru/news/540276172.html (дата обращения: 22.03.2022).
38. Как изменилось отношение к обучению: тренды постковидного времени. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/19556-kak-izmenilos-otnoshenie-k-obucheniyu-trendy-postkovidnogo-vremeni?utm_medium=rss&utm_source=rss (дата обращения: 22.03.2022).
39. Gusenbauer M., Haddaway N. R. Which academic search systems are suitable for systematic reviews or metaanalyses? Evaluating retrieval qualities of Google Scholar, PubMed, and 26 other resources // Research Synthesis Methods. 2020. Vol. 11, № 2. P. 181–217. URL: https://doi.org/10.1002/jrsm.1378 (дата обращения: 22.03.2022).
40. Selwyn N. Data entry: towards the critical study of digital data and education // Learning, Media and Technology. 2015. Vol. 40, № 1. P. 64–82.
41. Васильева В. А., Васильева В. С. Новые подходы к преподаванию зарубежных информационных ресурсов в вузе // Наука и научная информация. 2019. № 2 (3). С. 167–180.
42. РФФИ публикует результаты опроса «Онлайн-инструменты для поиска академических публикаций». URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/news_events/o_2113982 (дата обращения: 22.03.2022).
43. Галявиева М. С., Елизаров А. М. Информетрия в мировой системе высшего образования // Научно-техническая информация: Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2017. № 12. С. 8–13.
44. Агамирзян И. Р., Крук Е. А., Прохорова В. Б. Некоторые современные подходы к инженерному образованию // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 43–48.
45. Brinkmann S. Doing Without Data // Qualitative Inquiry. 2014. Vol. 20, № 6. P. 720–725.
46. Gillingham P., Graham T. Big Data in Social Welfare: The Development of a Critical Perspective on Social Work’s Latest “Electronic Turn” // Australian Social Work. 2017. Vol. 70, № 2. P. 135–147.
47. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 32–59.
48. Кугаевский С. С. Проектное обучение студентов и научно-исследовательская деятельность вуза // Инженерное образование. 2017. № 22. С. 130–135.
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 95 — 106
Скачиваний: 432