ТЕАТР В ПЕДАГОГИКЕ ФИЛИППА МЕЛАНХТОНА
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-157-167
Рассматривается театр в педагогике Филиппа Меланхтона в первую очередь на материале его предисловий и комментариев к изданиям Теренция 1517–1519 гг., 1524–1528 гг. и 1545 г., к которому он возвращался на протяжении почти всей своей деятельности. Ранние редакции были написаны в контексте предпринятой им риторической реформы на факультете искусств Виттенберга; вторая редакция была подготовлена в рамках школьной реформы в Саксонии (для нее составлены схолии), и, наконец, последняя отражает опыт изучения Меланхтоном древнегреческой драматургии (трагедий Еврипида, Софокла и комедий Аристофана). Несмотря на достаточное число научных публикаций, исследующих обозначенные источники в различных контекстах (этике Меланхтона, его представлениях об античной драматургии и пр.), статья сосредотачивается на представлении Меланхтона о театре как педагогической практике. Анализ источников позволяет говорить о том, что Меланхтон редко разделял дискурсы театра и драмы, говоря в совокупности об их образовательных и воспитательных функциях. Разделяя богословское и светское знание (так называемое «Евангелие» и «Закон»), Меланхтон считал необходимым изучение античной литературы, философии и драматургии как ценных «историй», богатых примерами универсальной общечеловеческой этики и картинами социально-политической деятельности (речи, собрания, заседания совета и пр.). Эта идея была разработана им в его многочисленных работах по этике и богословию. Моделирование учебного процесса в школе Меланхтона на основании схолий к Теренцию позволяет предложить, что на уроках изучение текстов строилось прежде всего вокруг грамматических упражнений и изучения выражений и лексики. Тогда убеждение Меланхтона в пользе театра/драмы для этизации и социализации учеников, наряду с упоминаниями постановок в его текстах, позволяет предположить, что именно театральную деятельность Меланхтон видел инструментом формирования этики. Разумеется, он был далек от специального осмысления образовательных функций театра, однако практика постановок была заложена им как учебная практика. Мы предлагаем говорить о театре в педагогике Меланхтона как антропопрактике.
Ключевые слова: Виттенберг, школа, университет, театральная деятельность, комедии, трагедии, антропопрактики
Библиография:
1. Philip Melanchthon: Theologian in Classroom, Confession, and Controversy / ed. by I. Dingel, R. Kolb, N. Kuropka, T. J. Wengert. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2012. 288 p.
2. Schulz D. Philipp Melanchthon und sein pädagogisches Wirken // LATVIJAS UNIVERSITĀTES RAKSTI. 2018, 816. sēj. PEDAGOĢIJA UN SKOLOTĀJU IZGLĪTĪBA. S. 23–35.
3. Müller G. Phillip Melanchthon zwischen Pädagogik und Theologie // Humanismus im Bildungswesen des 15. und 16. Jahrhunderts / Hrsg. von w. Reinhard. Weinheim: Verlag Chmig GmbH, 1984. S. 95–106.
4. Breen Q. The Terms Loci Communes and Loci in Melanchthon // Church History. 1947. Vol. 16, Iss. 4. P. 197–209.
5. Denys E. P. His published works in Education // Denys E. P. Philip Melanchthon‘s unique contribution to education. Chicago: Loyola University, 1973. 832 p.
6. Berwald O. Philipp Melanchthons Sicht der Rhetorik. Wiesbaden: harrassowitz, 1994. 172 p.
7. Weaver W. P. Triplex est Copia: PHilip Melanchthon’s Invention of the Rhetorical Figures // Rhetorica: A Journal of the History of Rhetoric. 2011. Vol. 29, № 4. P. 367–402.
8. Oseka M. A forgotten contribution: Melanchthon’s catechisms in the service of the 16th-century Reformation // Pacifica: Australasian Theological Studies. 2016. Vol. 29 (3). P. 295–313.
9. Philipp Melanchthon und das städtische Schulwesen: Begleitband zur Ausstellung / Hrsg. von der Lutherstadt Eisleben. Eisleben: J. Stekovics, 1997. 160 p.
10. Лурье З. А., Полякова М. А. «Наставления визитаторов проповедникам Саксонского курфюршества» Филиппа Мелан-хтона: вступительная статья и комментированный перевод разделов «О ежедневных делах в церкви» и «О школах» // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии / под ред. А. Ю. Прилуцкого. СПб., 2019. Вып. 8. С. 356–379.
11. Rhein S. Melanchthon and Greek Literature // Philipp Melanchthon and the Commentary. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1997. S. 149–170.
12. Kraye J. Melanchthons ethische Kommentare und Lehrbücher // Melanchthon und das Lehrbuch des 16. Jahrhunderts: Begleitband zur Ausstellung im Kulturhistorischen Museum Rostock 25. April bis 13. Juli 1997 / Hrsg. von J. Leonhardt. 1997. S. 195–215.
13. Philippvs Melanchthon Declamationes: Hft. I. De artibus liberalibus. II. De corrigendis adulescentiae studiis. III. Eloquentiae encomium. IV. In laudem novae schoolae [Obere schule zu Nürnberg] V. De miseriis paedagogorum. Berlin: Verlag von Speyer und Peters, 1891. 70 p.
14. Филипп Меланхтон. Речь во славу новой школы / пер. В. В. Володарского // Идеи эстетического воспитания. М.: Искусство, 1963. Т. 1. С. 359–360.
15. Seidel R. Praeceptor comoedorum: Philipp Melanchthons Schultheaterpädagogik im Spiegel seiner Prologgedichte zur Aufführung antiker Dramen // Werk und Rezeption Philipp Melanchthons in Universität und Schule bis ins 18. Jahrhundert. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 1999. S. 99–122.
16. Terence between Late Antiquity and the Age of Printing / ed. by A. J. Turner. Leiden: Brill, 2015. 311 p.
17. Holstein H. Johannes Reuchlins Komödien, Ein Beitrag zur Geschichte des lateinischen Schuldramas. Halle: Verlag der Buchhandlung des Waisenhauses, 1888. 188 S.
18. Philippi Melanchthonis Opera Quae Supersunt Omnia / ed. By K. G. Bretschneider. Vol. 1. Halis Saxonum: C. A. Schwetschke, 1834. 660 p.
19. Philippi Melanchthonis Opera Quae Supersunt Omnia / ed. By K. G. Bretschneider. Vol. 19. Halis Saxonum: C. A. Schwetschke, 1853. 410 p.
20. Koch L. Philipp Melanchthon‘s Schola privata. Gotha: F.A. Perthe, 1859. 133 S.
21. Philippi Melanchthonis Opera Quae Supersunt Omnia / ed. By K. G. Bretschneider. Vol. 5. Halis Saxonum: C. A. Schwetschke, 1838. 486 p.
22. Melanchthons Briefwechsel: Kritische und kommentierte Ausgabe / Hrsg. H. Scheible, R. Wetzel. Βd 1. Stuttgart; Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog, 1991. 558 S.
23. Philippi Melanchthonis Opera Quae Supersunt Omnia / ed. By K. G. Bretschneider. Vol. 18. Halis Saxonum: C. A. Schwetschke, 1852. 588 p.
24. Lazarus M. Tragedy at Wittenberg: Sophocles in Reformation Europe // Renaissance Quarterly. 2020. № 73 (1). P. 33–77.
25. Hartfelder K. Melanchthonia Paedagogica, Eine Ergänzung zu den Werken Melanchthons im Corpus Reformatorum. Leipzig: B. G. Teubner, 1892. 287 p.
26. Wetzel R. Melanchthons Verdienste um Terenz unter besonderer Berücksichtigung “seiner” Ausgaben des Dichters // Philipp Melanchthon in Sundwestdeutschland. Bildungsstationen eines Reformators / Hrsg. von S. Rhein. Karsltuhe: Selbstverlag der Badischen Landesbibliothek, 1997. S. 101–108.
27. Loehr J. War der Augsburger Reichstag von 1530 eine Komödie?: Zur Verwendung dramentheoretischer Begriffe in den Briefen Luthers und Melanchthons // Archiv für Reformationsgeschichte. 2000. Bd 91. S. 47–86.
28. Sternhagen E. Ethik und Drama bei Melanchthon: Diss. Münster: Westfälischen Wilhelms-Universität, 2006. 269 S.
29. Metz D. Das protestantische Drama: Evangelisches geistliches Theater in der Reformationszeit und im konfessionellen Zeitalter. Köln: Böhlau Verlag, 2013. 906 S.
30. Baldwin T. W. Shakspere‘s Five-Act Structure: Shakspere‘s Early Plays on the Background of Renaissance Theories of Five-Act Structure From 1470. Urbana: University of Illinois Press, 1947. 848 p.
31. Parente A. J. Religious Drama and the Humanist Tradition: Christian Theater in Germany and in the Netherlands 1500–1680. Leiden: Brill, 1997. 260 p.
32. Ritoók-Szalay A. Enarrat Electram Sophoclis // Dona Melanchthoniana / ed. J. Loehr. Stuttgart: Frommann-Holzboog, 2001. S. 325–337.
33. Lurie M. Facing Up to Tragedy: Toward an Intellectual History of Sophocles in Europe from Camerarius to Nietzsche // A Companion to Sophocles. Hoboken: John Wiley & Sons, 2012. P. 440–461.
34. Burlando A. L‘Euripide in latino di filippo Melantone. 1997. S.
35. Nährender C. Humanismus in Magdeburg: Das Altstädtische Gymnasium von seiner Gründung bis zur Zerstörung der Stadt (1524–1631). Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. 432 S.
36. Машевская С. М. Очерки по истории детской театральной деятельности. М.: Совпадение, 2015. 400 с.
37. Lurie Z. A., Mashevskaya S. M. The early dramatic Works of Johann Amos Comenius in the Context of his Pansophic pedagogical System: A Reconciliation // Paedagogica Historica. 2021.
38. Лурье З. А. «Spiel zum Leser»: особенности печатной драматургии периода реформации // Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. 2017. № 3-1. С. 118–138.
39. Лурье З. А. Классический театр и христианская школа: театр немецких гуманистов XV–XVI вв. // Hypothekai: журнал по истории античной педагогики. 2018. Вып. 2: Воспитание театром и в театре: античная педагогика сцены. С. 174–183
40. Aeli Donati quod fertur Commentum Terenti: accedunt Eugraphi Commentum et Scholia Bembina recensuit Paulus Wessner. Vol. I, pp. 1, 542. Leipzig: B. G. Teubner. 1902.
41. Jacobi R. Die Kunst der Exegese im Terenzkommentar des Donat. Untersuchungen zur antiken Literatur und Geschichte. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1996. 219 S.
42. Roling B. Exemplarische Erkenntnis – Erziehung durch Literatur im Werk Philipp Melanchthon // Das Theater des Mittelalters und der Frühen Neuzeit als Ort und Medioum sozialer und symbolischer Kommunikation / Hrsg. von H. Meyer, C. Spanily. Münster, 2004. S. 348–350.
43. Ziebritzki H. Tugend und Affekt, Ansatz, Aufriß und Problematik von Melanchthons Tugendethik, dargestellt anhand der ‘Ethicae doctrinae elementa’ von 1550 // Der Theologe Melanchthon / Hrsg. von F.Günter. Stuttgart: Thorbecke, 2000. S. 357–373.
44. Савинов Р. В. Трактовка Аристотеля в ранних этических комментариях Меланхтона // Философские науки. С. 149–155.
45. Kaufmann Th. Konfession und Kultur: Lutherischer Protestantismus in der zweiten Halfte des Reformationsjahrhunderts. Tübingen: Mohr Siebeck, 2006. 528 s.
46. Melanchthon: Orations on Philosophy and Education / Ed. Ch. F. Salazar, S. Kusukawa. Cambridge: cambridge University Press, 1999. 272 p.
47. Weaver W. P. Melanchthon’s Rhetorics and the Order of Learning: A Case Study in Library Database Research, Reformation. 2007. Vol. 22:2. P. 120–146.
48. Leonhardt J. Melanchthon als Verfasser von Schulbüchern // Philipp Melanchthon und das städtische Schulwesen. Begleitband zur Ausstellung. Halle: Stekovics, 1997. S. 147–160.
49. Полякова М. А. «Leges scholae bene ordinatae» Комениуса и немецкие школьные уставы XVI в. // Вестник Московского ун-та. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 4. С. 3–15. DOI: 10.51314/2073-2635-2017-4-3-15
50. Michael W. F. Ein Forschungsbericht. Das deutsche Drama der Reformationszeit. Bern; Frankfurt am Main; New York; Paris: Lang, 1989. 246 S.
51. Попов А. А., Проскуровская И. Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования=Educational Studies. 2007. Вып. 3. С. 186–198.
52. Клочко В. Е. Системная онтопедагогика: психологическое и психофизиологическое обоснование // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2014. Вып. 6(22). С. 52–63.
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 157 — 167
Скачиваний: 716