Образы участников образовательного дискурса в учебниках по иностранному языку
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-6-7-15
Учебник рассматривается как особая форма коммуникации между участниками образовательного процесса, в рамках которой значимость приобретает моделирование образов обучающего и обучающегося, реализующееся в текстах при помощи особых дискурсивных стратегий. Цель статьи – выявить представленное в учебниках по иностранному языку содержание образов участников образовательного дискурса, реализованных в высказываниях, обращенных к обучающимся; определить дискурсивные средства их формирования. Исследование выполнено на материале текстов 10 учебников английского и русского языков, изучаемых как иностранные. Методы исследования определяются спецификой образовательного дискурса, особенностями учебника как сложного ядерного жанра, включенного в его структуру. В качестве методологического обоснования исследования рассматривается понятие дискурсивной стратегии как способа реализации образа участника дискурса, который в свою очередь осмысляется как вариант реализации дискурсивной роли, конкретизирующий признаки социальной позиции в ситуативно-личностном аспекте. Образ участника дискурса – совокупность его признаков, проявляющихся в особом дискурсивном поведении, не выходящем за рамки типового, заданного дискурсом и направленного на реализацию дискурсивной цели. Исследование показало, что конкретно-ситуативные жанрово-дискурсивные цели учебника по иностранному языку, заданные в соответствии с типом регулируемой образовательной деятельности, определяют формирование трех типов образов участников образовательного дискурса: 1) автор – предписывающий обучающемуся необходимые учебные действия; обучающийся – их исполнитель; 2) автор – организатор, «режиссер» коммуникативной ситуации определенного типа; обучающийся – участник этой ситуации, ее «актер»; 3) автор – ведущий участник коммуникативной ситуации определенного типа; обучающийся – ведомый участник этой ситуации. Третий их тип кардинально отличается от предыдущих низкой степенью директивности. В рамках стратегической реализации рассматриваемых целей индивидуально-личностные представления составителя учебника о форме взаимодействия между участниками образовательного процесса определяют выбор речевых средств, задающий дальнейшее варьирование образа автора и образа обучающегося. Дальнейшее варьирование образов осуществляется на основании индивидуально-личностных интенций составителя учебника и проявляется в аспектах их индивидуализации.
Ключевые слова: образовательный дискурс, учебник по иностранному языку, ролевая структура дискурса, образ участника дискурса, дискурсивная стратегия
Библиография:
1. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам / авт.-сост. Т. М. Баринова, И. О. Гарипова и др.; рец. В. Т. Кудрявцева, Е. М. Гоголева. Магадан: Охотник, 2011. 112 с.
2. Evans V., Dooley J. Upstream Beginner. Student’s Book. Berkshire: Express Publishing, 2022. 151 p.
3. Soars L., Soars J., McCaul J. Headway Beginner. Student’s Book. 5th Edition. Oxford: Oxford University Press, 2019. 147 p.
4. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). СПб.: Златоуст, 2010. 343 с.
5. Эсмантова Т. Л. Русский язык: 5 элементов: уровень А1 (элементарный). СПб.: Златоуст, 2008. 320 с.
6. Мозелова И. В. Русский сувенир. Элементарный уровень: учебник. М.: Русский язык. Курсы, 2016. 160 с.
7. Evans V., Dooley J. Upstream Intermediate. Student’s Book. Berkshire: Express Publishing, 2019. 228 p.
8. Sound and Script. Russian SOLT I. Module 1. Lesson 1: Student Manual // Live Lingua. URL: https://www.livelingua.com/dli/Russian/SOLT/Student%20Manuals/M1_L1_Student.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
9. Soars L., Soars J., Hancock P. Headway Intermediate. Student’s Book 5th Edition. Oxford: Oxford University Press, 2019. 162 p.
10. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень). СПб.: Златоуст, 2009. Т. 1. 200 с.
11. Мозелова И. В. Новый сувенир. Русский язык для иностранцев. Средний уровень (первый сертификационный). М.: ИП Мозелова И. В., 2018. 184 с.
12. Ревзина О. Г. Дискурс и дискурсивные формации // Критика и семиотика. 2005. Вып. 8. С. 66–78.
13. Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр, 2008. 352 с.
14. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
15. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ. под ред. В. И. Герасимова. М.: Прогресс, 1989. 312 с.
16. Карасик В. И. Дискурсивное проявление личности // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2016. Т. 20, № 4. С. 56–77.
17. Цинкерман Т. Н. Коммуникативно-стилевые особенности разновидностей педагогического дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2012. Вып. 2 (16). С. 74–79.
18. Анисимова А. Т. Студенческий отзыв о преподавателе как оценочный речевой жанр в российском и американском образовательных дискурсах // Жанры речи. 2021. № 2 (30). С. 109–117.
19. Дементьев В. В. «Текстоцентрическое» и «жанроцентрическое» изучение речи (к выходу первого вып. сб. «Жанры речи») // Вопросы стилистики. 1998. Вып. 27. С. 21–33.
20. Данилова С. А. Институциональный дискурс, интердискурсивность и дискурсная гетерогенность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 30. С. 316–320.
21. Тютькова И. А. Педагогический тезаурус. М.: Изд-во В. Секачев, 2016. 160 с.
22. Тубалова И. В. Полифонический текст в устных личностно ориентированных дискурсах. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2016. 370 с.
23. Солонцова Л. П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс): учебник для студентов педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений. Алматы: Эверо, 2015. 373 с.
24. Шатуновский И. Б. Глаголы попытки в русском языке: пытаться, стараться и пробовать // Russian Language Literature and Culture Studies. 2015. № 4. С. 1–14.
25. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант / Н. П. Андрюшина и др. М., СПб.: Златоуст, 2009. 32 с.
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 7 — 15
Скачиваний: 502