(Нео)мифологизация образа дома-гостиницы в романе Лены Элтанг «Каменные клены»
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-6-133-142
Представлены результаты исследования семантики центрального в романе Лены Элтанг «Каменные клены» пространственного образа дома-гостиницы и проявления поэтики неомодернизма в способах мифологизации образа дома. Дом-гостиница «Каменные клены» – не только пространство сюжетного действия, но «персонаж» дневников/книги центральной героини, образ-миф в ее сознании. «Клены» соединяют семантику жизни и смерти не как в идиллии (естественная смена поколений), а в соответствии с архаическими представлениями о смерти как этапе жизненного цикла. Эта мифологическая семантика проявляется через разные семиотические коды – вегетативный (Саша выращивает лекарственные растения) и творческий (захоронение в земле и откапывание дневника-травника уподобляется смерти и воскресению зерна, рождению). Кроме этого, образ «Каменных кленов» поддерживает комплекс аллюзий на волшебную сказку, соотносится с заколдованным царством, местом проверки способностей потенциального жениха вызволить невесту из беды, воскресить из сна-смерти. Наконец, важна история появления этого жилища у семьи Сонли. Дом куплен на деньги, завещанные матери Саши тайным бескорыстным влюбленным и полученные уже после его смерти. Но он превращен в гостиницу, соединил функции родовой усадьбы и постоялого двора. Посредством образа дома-гостиницы Элтанг выстраивает персональный миф о мире и человеке в нем. В этом мифе акцентирована «абсолютность», идеальность Дома, но он – случайный дар и временное земное пристанище человека. Дом не дает гарантию устойчивости существования. Но именно осознание себя «постояльцем» (Луэллин), «трактирщицей» (Саша) способствует появлению и реализации творческой интенции, направленной на противостояние распаду материи, разрушению связей. Мифологизм в романе совмещен с психологизмом, архаическая семантика в поэтике пространства романа соединена с авторским мифом о ‘доме-гостинице’.
Ключевые слова: Л. Элтанг, поэтика пространства, дом, гостиница, литература русского зарубежья, неомифологизм, модернизм, неомодернизм
Библиография:
1. Урицкий А. Переводные картинки, или Борьба с небытием (рец. на кн.: Элтанг Л. Каменные клены: Роман. М., 2010) // Новое литературное обозрение. 2010. № 4 (104). С. 281–283.
2. Михайлова Г., Самойленко А. Художественная картина мира в романе Лены Элтанг «Каменные клены» // Literatūra. Вильнюс: Вильнюсский университет, 2013. № 55 (2). С. 91–105. URL: https://www.zurnalai.vu.lt/literatura/article/view/2725/1921 (дата обращения: 3.06.2024).
3. Коврижных А. Ю. Поэтика романов Лены Элтанг // Язык. Культура. Коммуникации. 2015. № 1 (3). С. 29–33.
4. Самойленко А. Е. Элементы животного и растительного мира как ключ к пониманию герметичного текста (роман Лены Элтанг «Картахена») // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2016. № 24. С. 153–162.
5. Мозжерина М. С. Особенности нарративной организации романного творчества Лены Элтанг: дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2022. 169 с.
6. Ермошина Г. Письмо самому себе: рец. на: Лена Элтанг «Другие барабаны». Знамя. 2012. № 10 URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2012/10/lena-eltang-drugie-barabany.html (дата обращения: 3.06.2024).
7. Житенев А. А. Поэзия неомодернизма. СПб.: ИНА-ПРЕСС, 2012. 480 с.
8. Зайнуллина И. Н. Миф в русской прозе конца XX – начала XXI веков: дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2004. 22 с.
9. Рытова Т. А., Щипкова Е. А. Проблема исследования мифологизма и сюжета мифа как элемента сюжетной структуры в русской прозе конца XX – начала XXI в. // Вестник Томского государственного университета (TSPU Bulletin). Филология. 2012. № 4 (20). С. 115–128.
10. Абдуллаев Е. Экстенсивная литература 2000-х // Новый мир. 2010. № 7. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2010/7/ekstensivnaya-literatura-2000-h.html (дата обращения: 12.07. 2024).
11. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. С. 123–293.
12. Элтанг Л. Каменные клены: роман. М.: АСТ, 2009. 414 с.
13. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.
14. Полева Е. А., Величко О. П. Сказочный интертекст в романе Лены Элтанг «Каменные клены» (часть первая) // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2020. Вып. 3. С. 53–62.
15. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / сост. Л. Г. Баран, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков; отв. ред. К. В. Чистов. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. 437 с.
16. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ): в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб, 1890. Т. II. URL: https://runivers.ru/lib/book3182/ (дата обращения: 3.06.2024).
17. Мифы народов мира: энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980; Электронное издание, 2008. 1147 с.
18. Owen H. W. The Place-Names of Wales. Wales: University of Wales Press, 2000. 63 p.
19. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М.: Издат. центр Рос. гос. гуманит. ун-та, 2001. 169 с.
20. Лейтес Н. Миф и литература // Вопросы литературы. 1978. № 1. C. 272–277. URL:https://voplit.ru/article/mif-i-literatura/ (дата обращения: 3.06.2024).
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ МИРА
Страницы: 133 — 142
Скачиваний: 85