Языковая репрезентация перцептивного образа Сибири в произведениях томского поэта М. В. Андреева
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-1-36-44
Представлен анализ лингвистических средств выражения чувственного восприятия Сибири в региональном поэтическом тексте. Материалом для исследования послужили стихотворения М. В. Андреева, составляющие сборник «По материнской линии», методом сплошной выборки были выделены контексты, привязанные к Сибирскому региону и городу Томску. Работа выполнена в рамках социокультурного подхода к исследованию региональных художественных текстов, анализ языкового материала, его систематизация и интерпретация проведены с опорой на основные положения перцептивной лингвистики, лексической семантики и функциональной стилистики текста. В процессе работы использовались методы контекстного, семантического и стилистического анализа поэтического текста. Выявлены языковые единицы, формирующие перцептивный образ Сибири в творчестве М. В. Андреева, и проанализированы изобразительно-выразительные средства, используемые автором. В процессе лингвистического моделирования образа автор реализует широкий спектр языковых средств с перцептивной семантикой, характеризующих соответствующий фрагмент индивидуально-авторской поэтической картины мира. Перцептивный образ Сибири может быть определен как «макрообраз», включающий различные «микрообразы»: тишины, темноты, холода и их взаимодействие в процессе текстового развертывания. Перцептивные единицы реализуют определенные авторские задачи: поэт стремится описать окружающую его действительность и передать эмоциональные переживания, особенности мироощущения. Проведенное исследование показывает, что в процессе лингвистического моделирования перцептивного образа Сибири в поэтических текстах М. В. Андреева внимание акцентируется не просто на описании природы или климата Сибирского региона, а на авторском отношении к тому, что становится объектом поэтического восприятия. Синестетические сочетания, встречающиеся в исследуемых поэтических текстах, демонстрируют высокую степень взаимопроникновения различных видов восприятия. В результате исследования определено, что для создания сенсорного напряжения регулярно используются олицетворения, сравнения и метафоры. Среди перцептивных метафор наиболее востребованными являются словосочетания, имеющие зрительное, слуховое и тактильное основания, метафорические образы восприятия часто построены на антитезе.
Ключевые слова: восприятие, перцептивный образ, региональный поэтический текст, поэтическая картина мира
Библиография:
1. Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX в. Пермь: Звезда, 2008. 399 с.
2. Храпова В. А. Региональный текст как фактор организации современного социального пространства // LOGOS ET PRAXIS. 2019. № 4. С. 102–107.
3. Харченко В. К. Лингвосенсорика. Фундаментальные и прикладные аспекты. М.: Либроком, 2012. 216 с.
4. Андреев М. В. По материнской линии. Стихи. Томск: Красное знамя, 1997. 142 с.
5. Авдевнина О. Ю. Перцептивная семантика: закономерности формирования и потенциал художественной реализации. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2013. 340 с.
6. Лаврова С. Ю. Говорящий как наблюдатель: лингвоаксиологический аспект. Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2017. 240 с.
7. Корычанкова С., Крюкова Л., Хизниченко А. Поэтическая картина мира сквозь призму категории перцептивности. Brno: Masarirykova univerzita, 2016. 236 с.
8. Авдевнина О. Ю. Ситуация восприятия в аспекте ее синтаксического и художественного моделирования. Саратов: Саратовская гос. юрид. академия, 2022. 416 с.
9. Бондарко А. В. К вопросу о перцептивности // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 276–282.
10. Крюкова Л. Б. Перцептивный строй поэтического текста: к вопросу о терминологическом аппарате исследования // Вестник Томского государственного университета. Серия: Филология. 2019. № 447. С. 47–54.
11. Крюкова Л. Б., Хизниченко А. В. Система перцептивных образов в поэтическом творчестве Б. Л. Пастернака (лексикографический и идиостилевой аспекты) // Отечественная филология. Серия: Русская филология. 2023. № 4. C. 58–73.
12. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М.: Флинта: Наука, 2009. 384 с.
13. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. М.: Флинта: Наука, 2007. 520 с.
14. Демешкина Т. А., Верхотурова Н. А., Крюкова Л. Б., Курикова Н. В. Лингвистическое моделирование ситуации восприятия в региональном и общероссийском дискурсе / под ред. Т. А. Демешкиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006. 194 с.
15. Маслова Ж. Н. Поэтическая картина мира и ее репрезентация в языке // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3. C. 149–151.
16. Халикова Н. В. Категория образности художественного прозаического текста: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2004. 45 с.
17. Крюкова Л. Б., Хизниченко А. В. Проект словаря перцептивных образов поэтического творчества Б. Л. Пастернака // Вопросы лексикографии. 2018. № 13. C. 44–57.
18. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Атлант, 2013. 800 с.
19. Халикова Н. В. Словесный образ как структурная единица в художественном тексте // Русистика и компаративистика: сб. науч. тр. по филологии. М., 2019. С. 268–280.
20. Андреев М. В. Литературный сайт писателя М. В. Андреева. URL: https://elib.tomsk.ru/purl/1-523/ (дата обращения: 16.01.2024).
Выпуск: 1, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 36 — 44
Скачиваний: 1