Особенности коммуникативного стиля писателя Татьяны Мейко в интервью
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-1-63-70
Изучение медиадискурса публичных языковых личностей относится к актуальным направлениям современной лингвистики. Особый интерес представляет анализ интервью с участием писателя как творческой личности, обладающей особым мировидением и способностью ориентироваться на массового адресата. Цель статьи – выявление специфики коммуникативного стиля творческой медийной языковой личности писателя на основе его речевого поведения в интервью. Анализируется материал четырех интервью 2013–2023 гг. с участием члена Союза писателей России Татьяны Ефремовны Мейко. Исследование выполнено в русле коммуникативной стилистики с использованием разработанной в рамках данного направления теории регулятивности и применением методов дискурсивного анализа, семантико-стилистического, контекстуального анализа и эксперимента на основе опроса информантов. Установлено, что в интервью Т. Мейко раскрывает себя как личность творческая, эмоциональная, увлеченная, постоянно находящаяся в поиске, способная поддерживать юных писателей, делясь опытом. В интервью автор часто использует коммуникативные стратегии воздействия, самопрезентации, позитивного настроя, открытости, доверительности. Это нашло отражение в вербальном и невербальном поведении личности, включая фонационные особенности, жесты и мимику. Выявлено, что для писателя в публичной медиакоммуникации характерен образный метафорический стиль, который проявляется в использовании ярких регулятивных средств (метафор, эпитетов, сравнений), а также стилистических приемов повтора, контраста, риторических вопросов и восклицаний. Из регулятивных стратегий в дискурсе писателя преобладают сильные эксплицитные регулятивные стратегии смешанного последовательно-конвергентного типа с точки зрения однородности/неоднородности использованных регулятивных средств, выполняющих одну функцию. Эксперимент на узнаваемость писателя и восприятие его как личности и участника интервью показал, что Татьяну Мейко знает большинство участников эксперимента и оценивает ее как творческую личность, открытую для позитивного общения, способную эмоционально воздействовать на адресата. Теория регулятивности позволяет раскрыть индивидуально-авторские особенности коммуникативного стиля публичной языковой личности писателя, выявить характерные для нее стратегии общения, а также различные средства и способы эффективного воздействия на адресата.
Ключевые слова: коммуникативный стиль, публичная языковая личность, интервью, коммуникативная стилистика, теория регулятивности
Библиография:
1. Болотнова Н. С. Индивидуально-персонологические особенности публичной языковой личности как фактор воздействия в медиадискурсе // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 1. С. 53–59.
2. Ивченков В. И. Медиалингвистика как научное направление в сферах языкознания и журналистики // Медиалингвистика. Вып. 4: Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа: сб. ст. / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2015. С. 26–29.
3. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М.: Флинта, Наука, 2009. 384 с.
4. Салимовский В. А. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск, 2008. 384 с. // Сибирский филологический журнал. 2010. № 3. C. 223–226.
5. Карпилович Т. П. Медиатекст в коммуникативно-когнитивном аспекте // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2012. № 5. С. 89–95.
6. Болотнова Н. С., Болотнов А. В. Когнитивный стиль языковой личности в структуре модели идиостиля: к постановке проблемы // Сибирский филологический журнал. 2012. № 4. С. 187–193.
7. Болотнов А. В. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 274 с.
8. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: Успешность речевого взаимодействия. М.: РИПОЛ Классик, 2002. 316 с.
9. Болотнова Н. С. О типологии регулятивных структур в тексте как форме коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 3. С. 34–40.
10. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М.: Лки, 2008. 284 с.
11. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 136–137.
12. Интервью Н. П. Губской с Татьяной Мейко. Как поймать чувство волшебства // Томские новости. 2022. № 12. С. 13.
13. Аксенова А. В. Стратегия самопрезентации как средство формирования имиджа в разных видах дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2013. № 15. С. 109–114.
14. Интервью Крайсман Ирины с Татьяной Мейко. Посмотреть с точки зрения птицы // Территория согласия. 2013. № 1. С. 52–53.
15. Интервью. Я – писатель. Татьяна Мейко. 2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hzv0bCe4pv8 (дата обращения: 25.08.2024).
16. Куликова В. А. Имплицитная и эксплицитная оценочность новообразований в заголовках интернет-медиа // Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка: сб. ст. по материалам VII международного научного семинара. 2020. С. 54–61.
17. Интервью. В стихах мне не хватало чуда. Татьяна Мейко. 28.02.2014. URL: https://ros-nauka.ucoz.ru/publ/obshhestvo/ljudi_portrety_intervju/tatjana_mejko_v_stikhakh_mne_ne_khvatalo_chuda/14-1-0-440 (дата обращения: 25.08.2024).
18. Каширин А. А. Критерии коммуникативно-прагматического анализа индивидуального медиадискурса тележурналиста-ведущего итоговой информационно-аналитической программы // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 9 (150). С. 70–74.
Выпуск: 1, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 63 — 70
Скачиваний: 1