Интерпретации проблемы «Ф. М. Достоевский и постмодернизм» в англоязычной критике XXI века
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-1-111-118
Взаимосвязи творчества Ф. М. Достоевского с литературой и философией постмодернизма представляют собой перспективное направление в англоязычной славистике ХХI в. Рассматриваемые работы принадлежат преимущественно славистам США, однако таковыми не ограничиваются. Исследования опираются на произведения современной литературы, написанные под влиянием Ф. М. Достоевского («Бесконечная шутка» Д. Ф. Уоллеса, «Осень в Петербурге» и «Дневник плохого года» Дж. М. Кутзее и «Будь проклят Достоевский» А. Рахими) и на произведения самого классика («Двойник», «Братья Карамазовы» и «Кроткая»). Теория полифонического романа М. М. Бахтина играет связующую роль между произведениями Достоевского, произведениями современной литературы, написанными под влиянием Достоевского, и идеями постмодернизма. Особый исследовательский интерес вызывают темы раздробления личности, разрушения иерархий, подмены подлинного на симулякры и деконструкции смыслов. Профессор Университета Макао Питер Мэтьюс (КНР) отмечает, что раздвоение личности у Якова Голядкина становится одним из первых примеров раздробления сознания в постмодернистских романах. Профессор Университета Браун Светлана Евдокимова (США) полагает, что Достоевский стал создателем первых литературных персонажей, предвосхитивших эпоху симулякров. Профессор Пёрчэс Колледжа Нина Пеликан Страус (США) рассматривает точки соприкосновения во взглядах Достоевского и Жака Дерриды. Страус заключает, что теория Бахтина способна примирить деконструкцию религиозных смыслов с их негласным утверждением в диалоге. Профессор Университета Джорджии Александр Спектор (США) сопоставляет героя «Кроткой» с повествователями постмодернистских произведений В. Гомбровича. Исследователь Майкл Боуден (Англия) выявляет в произведениях современной литературы, написанных под влиянием Достоевского, феномен «метафизической ностальгии». Таким образом, в англоязычных исследованиях XXI в. присутствуют две противоречивые тенденции: некоторые исследователи подчеркивают точки соприкосновения между творчеством Достоевского и литературой постмодернизма; другие ставят наследие русского классика в противовес распаду нравственных и религиозных смыслов, характерному для литературы постмодерна.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, постмодернизм, деконструкция, «Двойник», Ж. Деррида, Ж. Делёз, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, У. Ф. Уоллес, Дж. М. Кутзее, А. Рахими
Библиография:
1. Wallace D. F. Joseph Frank’s Dostoevsky // Consider the Lobster and Other Essays. London: Abacus, 2014. P. 255–274.
2. Bowden M. J. Contemporary dostoevskian literature: the post-postmodern repositioning of dostoevskian ethics in novels by David Foster Wallace, JM Coetzee and Atiq Rahimi: dis. … PhD. Leeds, 2021. 355 p.
3. Straus N. P. Dostoevsky’s Derrida // Common Knowledge. 2002. № 8. Р. 555–567.
4. Spektor A. Between Mourning and Melancholy: Narrative Ethics in Fyodor Dostoevsky and Witold Gombrowicz // Comparative Literature. 2014. № 66. Р. 186–207.
5. Bowden M. Shamelessness and New Sincerity: Dostoevsky, David Foster Wallace, and Trump’s America // Literature of the Americas. 2021. Р. 155–182.
6. Dasgupta А. The Author is Dead, Long Live the Author! Postmodern Metanarrative and the Performance of the Author Function // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2021. № 13. Р. 1–9.
7. Evdokimova S. Dostoevsky’s Postmodernists and the Poetics of Incarnation // Dostoevsky Beyond Dostoevsky: Science, Philosophy, Religion. 2016. Р. 213–235.
8. Holquist M. The Surd Heard: Bakhtin and Derrida // Literature and History: Theoretical Problems and Russian Case Studies / ed. Gary Saul Morson. Standford: Standford University Press, 1986. 258 p.
9. Lipovetsky M. Post-Soviet literature between realism and postmodernism // The Cambridge companion to twentieth-century Russian literature. 2011. Р. 175–193.
10. Mathews P.D. Dostoevsky’s “The Double”, Postmodernism, and the NeoBaroque // The Dostoevsky Journal. 2000. № 1. Р. 29–42.
11. Coetzee J.M. The Master of Petersburg. New York: Penguin, 1994. 250 p.
12. Coetzee J. M. Diary of a bad year: Text classics. Melbourne: Text Publishing, 2012. 192 p.
13. Rahimi A. A Curse on Dostoevsky: A Novel. New York: Other Press, 2014. 272 p.
14. Vonnegut K. Slaughterhouse-Five: A Novel. 1994. New York: Modern Library, 1994. 215 p.
15. Wallace D. F. Infinite Jest: a Novel. Boston: Little, Brown and Company, 1996. 1088 p.
16. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы: роман в 4 ч. с эпилогом / Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 14. Л.: Наука, 1975. 511 c.
17. Достоевский Ф. М. Двойник. Петербургская поэма / Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 1. Л.: Наука, 1972. 519 с.
18. Достоевский Ф. М. Кроткая / Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 24. Л.: Наука, 1982. 518 с.
19. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Эксмо, 2017. 640 с.
20. Пшидаток А. Р. Бахтинская концепция события и ее влияние на современную нарратологию // Новый филологический вестник. 2024. № 2. С. 20–31.
21. Guattari F., Gilles D. A thousand plateaus: Capitalism and schizophrenia. London: Athlone Press, 2000. 632 p.
Выпуск: 1, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ
Страницы: 111 — 118
Скачиваний: 1