№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1701 | Представлено исследование жизни и деятельности Болгарского патриарха Кирилла в контексте его русофильских взглядов. В основу работы легла переписка Болгарского первоиерарха с протоиереем Всеволодом Шпиллером и консультантом Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) А. Л. Казем-Беком. Патриарх Кирилл начал свое административное служение при Синоде Болгарской церкви, сначала в сане иеромонаха, затем архимандрита и викарного архиерея. Спустя некоторое время он стал Пловдивским митрополитом, получив в управление одну из самых больших и древних епархий. Будучи правящим архиереем, он активно выступал в защиту болгарских евреев, которых с приходом нацистов выдворяли из Болгарии и отправляли на тяжелые работы в трудовые лагеря. В 1953 г. митрополит Кирилл был избран патриархом. За время своего архиерейского и патриаршего служения он вел активную переписку с друзьями из России. Дается исторический анализ сохранившихся писем, на основе которого формулируются выводы, определяющие актуальность затрагиваемых тем для современной церковно-исторической науки. Ключевые слова: Русская православная церковь, Болгарская православная церковь, патриарх Алексий, патриарх Кирилл, протоиерей Всеволод Шпиллер, Александр Львович Казем-Бек, переписка | 1301 | |||||
1702 | Дается характеристика печатной баллады-эпитафии, а также краткая история ее бытования в XVI в., указывается ее место среди текстов и ритуалов, фиксировавших память современников о покойном. Особо указано на сходства и отличия печатной эпитафии в сравнении с литературной эпитафией той же эпохи. Указано, что в отличие от литературной эпитафии и надгробных надписей площадная эпитафия еще не получила должного внимания со стороны исследователей. Определяются возможности печатной эпитафии в процессе формирования исторической памяти об ушедших современниках, указывается на отдельные проявления индивидуального припоминания в источнике, преимущественно ориентированном на фиксацию публичной памяти. Выявляются некоторые социальные, гендерные и национальные черты, наиболее характерные для образа покойного в изложении печатной эпитафии и существенные для воссоздания ценностной системы английских горожан во второй половине XVI в. Ключевые слова: Англия раннего Нового времени, социальная история, историческая память, площадная литература, эпитафия | 1301 | |||||
1703 | . | 1300 | |||||
1704 | 1300 | ||||||
1705 | Лексемы, репрезентирующие и позволяющие апеллировать к лингвоидеологическому концепту “человек как социальный объект” могут быть представлены в составе определенных категорий. Согласно полученным данным принцип представления указанных лексем в рамках лексико-семантических категорий соответствует параметрам, определяющим и отражающим параметры категориального деления социальных групп. Установление указанных категорий позволило выявить все параметры, которые использовались в идеологических технологиях в качестве основных параметров манипуляции и дискриминации, а также влияли на процесс получения и интерпретации информации о представителях всех социальных групп и служили объединяющим, цементирующим фактором общности членов указанных групп. | 1300 | |||||
1706 | В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании. Переход к построению деятельности школьного психолога на системной основе авторы видят в опоре на практику проектирования содержания профессионального образования педагога-психолога и его личности. Исходной задачей такого структурного построения, по их мнению, является разработка принципов интеграции педагогического и психологического знания в образовании педагога-психолога | 1300 | |||||
1707 | Образовательный и воспитательный процесс рассматривается нами, как целенаправленный процесс формирования у детей и подростков, высоких патриотических, морально, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями. Разрабатывая воспитательно-образовательную систему спортивного клуба каратэ-до «Орион» мы опирались на традиционную систему воспитания, используемую в боевых искусствах Востока. На основе изучения сложившейся системы воспитания в восточных единоборствах нами были определены цель образовательного процесса в спортивном клубе «Орион»: развитие и воспитание растущей личности, ее ценностных ориентиров, раскрытие творческого потенциала и индивидуальности. Ключевые слова: образовательная система, каратэ-до, творческая личность, межличностные отношения, тревожность | 1300 | |||||
1708 | В исследовании рассматривается взаимосвязь результатов разгона специализированного технического средства - тренажера и спортивного снаряда, установлена величина и характер этой связи, научно обосновывающей эффективность использования тренажера как средства тренировки в системе подготовки разгоняющих высокого класса а также при отборе спортсменов для участия в соревнованиях. Ключевые слова: разгоняющий, корреляция, стартовый разгон | 1300 | |||||
1709 | Рассматривается употребление пословиц в текстах описательного и коммуникативного типов. Одни тексты помогают раскрыть интенцию, изначально заложенную в каждой пословице, а другие способствуют выявлению с помощью пословиц психологического состояния человека. Ключевые слова: паремия, пословица, речевая ситуация, интенция, психологическое состояние | 1300 | |||||
1710 | Статья посвящена выпускнику Киево-Могилянской академии Амвросию (Келембету) (1745–1825), служившему в Сибири. Автор статьи значительно дополняет сложившийся образ Амвросия, архиепископа Тобольского и Сибирского, основываясь на анализе источников и историографии сибирского периода (1806–1822 гг.). Ключевые слова: Амвросий (Келембет), Киево-Могилянская академия, история Сибири, Русская православная церковь, историография, источниковедение | 1300 | |||||
1711 | Представлены результаты изучения влияния разных форм селена на развитие растений пшеницы в почвенной культуре. Показано, что формирование структурных элементов побега и продуктивность растений Triticum aestivum L. зависит от степени окисления ионов селена и способа обработки. Специфика действия разных ионов селена заключается в регуляции накопления сухого вещества главными побегами и побегами кущения, величины кущения, урожайности и качества зерна. Селенат натрия увеличивал урожайность пшеницы, селенит натрия – качество зерна. Ключевые слова: Triticum aestivum, селенит и селенат натрия, морфогенез, рост и развитие растений, крахмал, белок | 1300 | |||||
1712 | Анализируется связь личностной автономии с жизненными перспективами в юношеском возрасте, исследуется влияние автономии личности на жизненные планы, связанные с профессией. Показано, что ориентация на успех в профессиональной деятельности связана с высоким уровнем внутренней свободы молодых людей, экзистенциальным взглядом на жизнь, высоким уровнем потребностей, ответственностью, развитой автономией, аутентичностью потребностей и рефлексией. Ключевые слова: жизненная перспектива, личностная автономия, профессиональное будущее, внутренняя свобода, рефлексия, аутентичность потребностей | 1300 | |||||
1713 | Рассматриваются особенности социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной группы. Представлены результаты коррекционной психолого-педагогической работы, основанной на целенаправленном формировании ситуативно-делового общения детей со взрослыми и на поэтапном включении ребенка в совместные действия со сверстниками, что является основой социального развития и способствует положительной динамике развития в целом. Ключевые слова: социализация, ранняя социализация, дети раннего возраста, ограниченные возможности здоровья, инклюзивная группа | 1300 | |||||
1714 | Рассматриваются особенности преподавания учебных дисциплин «Метеорология и климатология» и «Гидрология» у студентов-географов в Томском государственном педагогическом университете. Выявлены основные затруднения студентов при изучении метеорологии и гидрологии. Приводится пример реализации дисциплины «Современные проблемы гидрометеорологии» в дистанционной технологии MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) для подготовки магистров заочной формы обучения. Выявлено, что развитие пространственного мышления у студентов происходит наилучшим образом при анализе климатических карт. Проанализированы результаты тестирования студентов-географов при оценке текущих и остаточных знаний по метеорологии и гидрологии. Учебно-полевая практика по метеорологии и гидрологии (в том числе экскурсии на метеорологическую станцию) рассматривается как необходимое мероприятие для успешного освоения данных дисциплин. Представлены методические рекомендации для начинающих преподавателей метеорологии и гидрологии в педагогическом университете. Ключевые слова: метеорология, климатология, гидрология, межпредметные связи, пространственное мышление, профессиональные компетенции, высшее образование | 1300 | |||||
1715 | Обосновывается необходимость исследования теоретических аспектов проблемы формирования межкультурной компетенции студентов вуза, исходя из актуальных ценностно-целевых ориентиров профессиональной подготовки в системе высшего образования. Раскрываются теоретико-методологические подходы к формированию межкультурной компетенции у обучающихся вуза: системный, компетентностно-деятельностный, кросскультурный. На основе представленных подходов уточняется сущность, содержание межкультурной компетенции обучающихся, выделены ее структурные компоненты: мотивационно-потребностный, когнитивный, личностно-деятельностный, аксиологический, рефлексивный. С учетом содержания и структуры межкультурной компетенции определены и описаны принципы организации и реализации процесса формирования межкультурной компетенции в условиях профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Особое внимание уделено роли дидактического потенциала информационно-образовательной среды в образовательном процессе, показано, что информационно-образовательная среда оказывает положительное влияние на формирование всех структурных компонентов межкультурной компетенции. Ключевые слова: межкультурная компетенция, обучение иностранному языку, образовательный процесс, информационно-образовательная среда вуза | 1300 | |||||
1716 | . | 1299 | |||||
1717 | . | 1299 | |||||
1718 | . | 1299 | |||||
1719 | Процесс словообразовательной ассимиляции иноязычной лексики в русском языке как отражение культурных и языковых тенденций | 1299 | |||||
1720 | Представлен опытно-экспериментальный материал, обосновывающий эффективность модели профессиональной подготовки педагога физической культуры восстановительно-профилактической направленности, соответствующей требованиям гуманизации физкультурного образования. Описана сформированная ценностная сфера, обеспечивающая концептуальное отношение будущих педагогов к педагогической профессиональной деятельности с гуманистических позиций. | 1299 | |||||
1721 | . Ключевые слова: . | 1299 | |||||
1722 | Приведены результаты экспериментальных исследований творческой подготовки студентов инженерных вузов – инженеров и педагогов на основе технологии инновационного проектирования. Показано, что обучение студентов основам инновационного проектирования существенно влияет на основные показатели их креативного мышления – беглость, гибкость и оригинальность. Приводятся результаты творческой подготовки студентов в ходе выполнения ими зачетных работ, курсовых проектов и сдачи творческих экзаменов. Ключевые слова: эксперимент, творческий экзамен, проектирование, развитие, мышление | 1299 | |||||
1723 | В работе на конкретных примерах рассматривается построение информационно-образовательной среды по физике по методу проектов, когда объект в физических исследованиях остался тем же, а предмет изучения изменился, так как расширился круг изучаемых явлений, объектов изучения, характер их взаимодействия и целеполагания. В результате реализации подобной схемы конструктивно-проектировочная деятельность студен¬тов носит практический характер и ориентирована на создание некоторого подобия технического и педагогического продукта, который без дополнительной дидактической адаптации может быть востребован школой или принят к внедрению в той или иной форме в техническом вузе. Показано, что через объективно различные подходы к изучению материала по физике появляется возможность открыть студентам осознание своей индивидуальности в среде взаимодействия с преподавателем и другими участниками процесса учения. Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, метод проектов, информационные технологии, образовательная среда, курс общей физики | 1299 | |||||
1724 | В статье раскрываются общетеоретические аспекты ситуационного подхода к формированию профессиональной компетентности будущего учителя физики в инновационной деятельности. Автор предлагает конструировать процессы становления, формирования и развития профессиональной компетентности будущего учителя физики в инновационной деятельности на основе выделения такой единицы построения содержания профессионального образования, как ситуационная методическая задача. Ключевые слова: ситуационный подход, профессиональная компетентность, инновационная деятельность, ситуационная методическая задача | 1299 | |||||
1725 | Поворот интереса к нарративу в биоэтике и создание нарративной этики являются естественным следствием осознания необходимости «поворота» к пациенту, необходимости защиты его индивидуальности. Определены роль и задачи нарратива в медицинской практике и обозначено, что учет нарратива врачом выступает одним из критериев его профессионализма. Ключевые слова: нарративная медицина, нарративная этика, индивидуальность, взаимоотношения врача и пациента, нарративная компетентность | 1299 | |||||
1726 | Рассматриваются исторические условия возникновения Западно-Сибирского учебного округа и процесс учреждения первого сибирского университета. Ключевые слова: Западно-Сибирский учебный округ, первый сибирский университет, попечитель учебного округа | 1299 | |||||
1727 | Даны характеристики дискурса как сложного коммуникативного явления, проведено сравнение понятий «дискурс» и «текст» с целью выявления их сходства и различия. Определена методическая значимость дискурса в обучении иностранному языку. Ключевые слова: дискурс, текст, дискурсивная компетенция | 1299 | |||||
1728 | Рассматриваются вопросы развития языковой личности в процессе обучения иностранному языку на основе самообразовательной деятельности учащихся. Выделены основные формы, уровни, виды самообразовательной деятельности и личностно ориентированные технологии, ведущие к ее активизации при изучении иностранного языка. Анализируются особенности педагогического управления и основные направления развития готовности изучающих иностранный язык к систематической самообразовательной деятельности. Ключевые слова: самообразовательная деятельность, уровни, формы, языковая личность, личностно ориентированные технологии, готовность, управление | 1299 | |||||
1729 | Статья представляет на примере селькупского имени существительного возможное решение проблемы устройства семантической деривации, а также стратегию представления семантической информации в лекси- кографическом материале. Ключевые слова: селькупский язык, семантическая деривация, полисемия, семантическая структура | 1299 | |||||
1730 | Впервые на основе анализа обширного статистического материала освещаются основные проблемы и специфика процессов воспроизводства населения Красноярского края в 1960–80-х гг., что углубляет представления о характере демографических процессов в указанном регионе. Ключевые слова: демографический переход, модернизация сферы воспроизводства населения, рождаемость, смертность, брачное состояние | 1299 | |||||
1731 | Проведено сравнение показателей психодиагностических тестов, характеризующих психологический статус личности подростков, подвергавшихся (группа 1) и не подвергавшихся (группа 2) насилию в семье. Показано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают эмоционально-волевую сферу, защитно-совладающее поведение, что обусловливает выраженные психоэмоциональные нарушения, деадекватные копинг-стратегии, модели поведения и психологические механизмы преодоления стресса. Ключевые слова: жестокое обращение в семье, подростки, страх, копинг | 1299 | |||||
1732 | Здоровье человека обладает сложной взаимосвязанной структурой, образованной физическими, психическими и духовными компонентами. Поэтому проблема формирования культуры здоровья является сложной и в то же время важной задачей многих общественных наук, в том числе и педагогики. В данной статье на основе практического материала рассматриваются проблемы формирования культуры здоровья у студентов. Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, физическая культура, здоровый образ жизни | 1299 | |||||
1733 | Контекстно-компетентностная модель подготовки будущего учителя, причисляемая к современным моделям профессионального педагогического образования, предполагает последовательный переход от академической деятельности к профессиональной, концентрирует внимание на знаниях и умениях профессиональной деятельности в контексте. Данная модель предполагает актуализацию квазипрофессиональной деятельности в подготовке учителя. Рассмотрены особенности квазипрофессиональной деятельности в педагогическом образовании, задачи квазипрофессиональной направленности в подготовке учителя иностранного языка. Уточнено определение понятия «задача квазипрофессиональной направленности», названы структура данных задач и факторы, подлежащие учету при их разработке. Приведены примеры авторских задач квазипрофессиональной направленности, которые могут применяться в методической подготовке учителя иностранного языка на уровне упражнений. Ключевые слова: подготовка учителя, методическая подготовка, учитель иностранного языка, квазипрофессиональная деятельность, квазипрофессиональная задача | 1299 | |||||
1734 | В данной работе исследуется компонентная структура действия общей ки-рально-антикиральной суперполевой модели на N=1/2 деформированном суперпространстве, сформулированная в терминах произвольного кэлерова потенциала и произвольных кирального и антикирального суперпотенциалов. Рассматривается однопетлевое эффективное действие этой модели в низко-энергетическом приближении. Находится форма ведущих вкладов при пос-тоянных значениях фоновых суперполей. Вычислены расходящаяся и ко-нечная части эффективного действия данной теории | 1298 | |||||
1735 | В статье рассматриваются основные ресурсы технологии математической подготовки студентов для развития способностей к саморазвитию студентов технического вуза, представлены педагогические условия развития способностей к саморазвитию в процессе математической подготовки. Ключевые слова: саморазвитие, самоуправление, потребность персонализации, проблемная ситуация, свобода выбора, компетенции | 1298 | |||||
1736 | На основе анализа литературы автор статьи делает вывод о том, что основой обучения являются психофизиологические особенности познания, которые необходимо учитывать в педагогической деятельности. В статье рассматриваются индивидуальные принципы активного обучения через создание системы текущего контроля знаний. Автор предлагает вариант построения многоуровневых контрольных материалов с учетом индивидуальных способностей студентов. Ключевые слова: индивидуализация, активное обучение, текущий контроль, познавательная деятельность, многоуровневая система контроля | 1298 | |||||
1737 | Излагаются результаты исследования воздействия умеренно низких температур при холодном методе выращивания телят, что стимулирует кроветворную функцию молодняка крупного рогатого скота, что проявляется в повышении уровня эритроцитов и гемоглобина, а также в увеличении фосфора в сыворотке крови для усиления энергетических процессов и процесса терморегуляции. Повышение уровня кортизола в крови к 15-м суткам исследования указывает на развитие процессов адаптации, в результате чего мобилизуются обменные процессы, направленные на поддержание гомеостаза организма, о чем свидетельствует пониженный уровень трийодтиронина. Ключевые слова: адаптация, стресс, неорганический фосфор, кортизол, резистентность, лейкоцитоз, трийодтиронин, тироксин, лейкоциты, терморегуляция | 1298 | |||||
1738 | В статье рассмотрены актуальные проблемы профессионального самоопределения личности работников сферы услуг в условиях современной рыночной экономики страны. Приведен подробный анализ полученных результатов исследования и даны практические рекомендации работодателям для оптимизации труда персонала. Ключевые слова: профессиональная мотивация, удовлетворенность трудом, гендерные различия, личность, карьерные ориентации | 1298 | |||||
1739 | Автор рассматривает характерные подходы к обучению живописи в различных архитектурно-дизайнерских школах в рамках бакалавриата. Особое внимание уделено особенностям преподавания живописи на начальном (пропедевтическом) этапе обучения. Описываются методы обучения по курсу живописи в рамках пропедевтического подхода, разработанные автором на основе теоретического анализа научной и специальной литератур и результатов экспериментального исследования. Ключевые слова: бакалавриат, пропедевтика, живопись, методика преподавания | 1298 | |||||
1740 | В статье рассматривается модель носителя языка, уровни развития языковой личности, предлагается трехуровневая модель языковой личности выпускника лингвистических специальностей. Ключевые слова: уровни развития языковой личности, формирование «вторичной» языковой личности, коммуникативная личность, модель носителя языка, трехуровневая модель языковой личности, антропоцентрический подход. | 1298 | |||||
1741 | Статья посвящена теоретической проблеме формирования готовности к письменному переводу в рамках лингвосоциокультурного подхода в обучении переводу. Автор выделяет отличительные черты данного процесса, его сущность и дает определение, а также выводит принципы формирования готовности к письменному переводу. На основе специфических черт письменного перевода определяются показатели готовности к нему: передача смысла содержания оригинала (точность и ясность, полнота и глубина), прагматическая адекватность, лексическая эквивалентность, правильность оформления речи на русском языке, творческий подход, темп перевода. Статья может представлять интерес для исследователей и специалистов в области обучения переводу. Ключевые слова: лингвосоциокультурный подход, умения и навыки, лексическая эквивалентность, праг матическая адекватность, точность и ясность, полнота и глубина | 1298 | |||||
1742 | Статья является результатом изучения причин совершения подростками преступлений насильственного характера. В ней рассмотрена необходимость психолого-криминалистического подхода к исследованию преступного поведения и личности несовершеннолетнего преступника. Ключевые слова: психолого-криминалистическая характеристика личности преступника, насильственное преступление, личность преступника, несовершеннолетний преступник, способ совершения преступления | 1298 | |||||
1743 | Рассматривается одно из важных направлений развития российского образования – переход на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Приоритеты нового стандарта направлены не только на предметные результаты, добавлены метапредметные и личностные результаты. Требования современного общества ставят следующую задачу: подготовить выпускников, которые готовы сориентироваться в быстро меняющемся мире, готовы к решению различных когнитивных, коммуникативных и организационных проблем. Современный учитель в совершенстве должен владеть инновационными педагогическими технологиями и подходами в образовательном процессе. Реализация метапредметного подхода на каждом учебном предмете, а также в организации внеурочной деятельности раскрывает перед педагогом и обучающимися новые горизонты диалога, сотрудничества, развития творческого и интеллектуального мышления, организации познавательной деятельности и т. д. Ключевые слова: переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, предметный результат, метапредметный результат, метапредметный подход, интеграция, урочная деятельность, внеурочная деятельность, деятельность педагога | 1298 | |||||
1744 | 1297 | ||||||
1745 | Морфологические особенности нанорельефа поверхности дерново-подзолистых почв лесных биогеоценозов | 1297 | |||||
1746 | - | 1297 | |||||
1747 | Статья посвящена анализу утопической идеи о обществе свободы получившей свое воплощение в Американской мечте и оказавшей влияние на все стороны социокультурной жизни США | 1297 | |||||
1748 | Статья посвящена детальной систематизации знаний, умений и навыков, которые студенты приобретают, обучаясь переводу в сформированной творческой лингвосоциокультурной среде. Затем показано, как эти навыки и умения отрабатываются практически в японской лингвосоциокультурной среде на примере чайной церемонии и других национальных, исторических, географических, религиозных и культурных реалиях. Ключевые слова: творческая лингвосоциокультурная среда, фоновые знания, умения и навыки, способности, эквивалентность, адекватность, стратегия, Япония, чайная церемония, язык-посредник | 1297 | |||||
1749 | В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи политических партий и демократии как политического режима. Автором работы анализируются демократические и авторитарные тенденции, присущие партиям как одним из ключевых политических институтов современных государств. Ключевые слова: партии, демократия, институты | 1297 | |||||
1750 | На основе впервые вводимых в научный оборот материалов архивного уголовного дела предлагается рассмотрение деятельности одного из сотрудников органов госбезопасности, возглавлявшего Томский городской отдел НКВД в период «большого террора», И. В. Овчинникова. Ключевые слова: политические репрессии, сотрудники НКВД, Сибирь, Томск | 1297 |