Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 12.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37

Страница 33 из 136

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
1601

Жиганов А. Н., Карпов А. С., Куровский Василий Николаевич Центр ядерно-технического образования в поселении ЗАТО:идея, концепция, модель // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 19-24

Центр ядерно-технического образования в поселении ЗАТО:идея, концепция, модель

1331
1602

Жукова Нина Степановна ГЛАГОЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 4 (48). С. 10-15

В статье рассматривается развитие глагольной подсистемы немецкого языка. В результате сравнительно-сопоставительного анализа древне-, средне- и ранненововерхненемецкого языков устанавливаются типологические особенности глагольных категорий и характер отношений между ними.

1331
1603

Пушкарева Е. Н., Уразаева Т. Т. Лирика Джона Китса: своеобразие русской рецепции // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 8 (59). С. 21-24

-

1331
1604

Лазареску О. Г. Литературное предисловие в драме: вопросы истории и поэтики // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 8 (71). С. 104-106

В статье рассматривается становление и развитие предисловия как литературной формы, которая способствует расширению смыслового потенциала художественного произведения, в том числе и за счет пародийного осмысления основных содержательных и конструктивных компонентов в драматургии классицизма

1331
1605

Разумова Нина Евгеньевна "Чехов - это Пушкин в прзе" // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 8 (71). С. 145-147

-

1331
1606

Филь Татьяна Александровна ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ХАРИЗМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 138-142

В данной статье представлен теоретический анализ категории «харизматическая личность». Рассмотрены имеющиеся в литературе данные о представлениях западных ученых относительно харизматических качеств, предложена теоретическая структура харизматической личности, основанная на представлении отечественных психологов о структуре личности и психологической типологии К. Г. Юнга, а также рассмотрены особенности структурных компонентов харизматической личности.

Ключевые слова: харизма, харизматическая личность, харизматические качества, структура личности

1331
1607

Вареев Игорь Михайлович ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ У КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 37-39

Статья посвящена проблеме формирования мотивации к обучению у курсантов военного вуза. Проблема, на наш взгляд, должна рассматриваться с двух сторон – со стороны обучающихся и со стороны их учителей и воспитателей.

Ключевые слова: военное обучение, мотивация, проектный метод, контрольно-оценочная деятельность

1331
1608

Бобыкина Ирина Александровна САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 72-76

Рассматриваются вопросы развития языковой личности в процессе обучения иностранному языку на основе самообразовательной деятельности учащихся. Выделены основные формы, уровни, виды самообразовательной деятельности и личностно ориентированные технологии, ведущие к ее активизации при изучении иностранного языка. Анализируются особенности педагогического управления и основные направления развития готовности изучающих иностранный язык к систематической самообразовательной деятельности.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность, уровни, формы, языковая личность, личностно ориентированные технологии, готовность, управление

1331
1609

Тихаева Виктория Викторовна СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 191-194

Рассматривается значение дополнительного образования взрослых в Германии на современном этапе, перечислены основные правовые положения, регулирующие данную область. Описаны главные принципы государства по поддержке этого образовательного направления. Делаются выводы по дальнейшим перспективам развития дополнительного образования в Германии.

Ключевые слова: дополнительное образование взрослых, основные типы дополнительного образования, законодательные акты по дополнительному образованию, ключевая квалификация

1331
1610

Рыбников Виктор Юрьевич, Парфенов Юрий Александрович ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ В СЕМЬЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 148-151

Проведено сравнение показателей психодиагностических тестов, характеризующих психологический статус личности подростков, подвергавшихся (группа 1) и не подвергавшихся (группа 2) насилию в семье. Показано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают эмоционально-волевую сферу, защитно-совладающее поведение, что обусловливает выраженные психоэмоциональные нарушения, деадекватные копинг-стратегии, модели поведения и психологические механизмы преодоления стресса.

Ключевые слова: жестокое обращение в семье, подростки, страх, копинг

1331
1611

Косицкая Фаина Леонидовна КАТАЛОГ МОДЫ КАК КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 10 (151). С. 153-156

Рассматриваются креолизованные тексты, состоящие из вербальных и невербальных (параграфемных) элементов. Особенно актуальным становится изучение языка в его связях с другими семиотическими системами, включая невербальный код. Главный способ креолизации текста – это соединение вербального ряда и изображения в цельное связное лингвовизуальное образование. Каталог моды является типичным креолизованным текстом, созданный по модели: вербальный текст равен изображению. Это означает, что он изначально создан как креолизованный текст, где вербальные и иллюстративно-визуальные компоненты специально подбираются для взаимодействия друг с другом. Фотоизображение в глазах аудитории обладает большей степенью документальности, чем письмо. Особая роль принадлежит цвету, его психологический язык создает определенное настроение, вызывает эмоции и несет символические значения.

Ключевые слова: текст, креолизованный текст, лингвовизуальные элементы, вербальные и невербальные средства, паралингвистика, семиотика, поликодовость, параграфемика гетерогенный текст, коммуникация

1331
1612

Подкина Юлия Владимировна ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КНИЖНОЙ ЛЕКСИКИ В ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТАХ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕМУ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 2 (199). С. 56-62

Введение. Рассматриваемый вопрос актуален для современных журналистов, публикующих на страницах газет материалы на экономическую тему, поскольку книжная лексика является эффективным средством выразительности и инструментом реализации авторского замысла. Использование книжных слов в экономических текстах выходит далеко за пределы узкоспециальной терминологии. Среди такой лексики можно выделить термины из других областей научного знания, употребленные преимущественно в переносном значении, устаревшую лексику, слова поэтической речи и др. Цель исследования – рассмотрение основных функций книжной лексики в газетном тексте на экономическую тему, а также выявление основных задач, которые она выполняет в данных публикациях. Материал и методы. Работа выполнена преимущественно на основе метода сопоставительного анализа языковых средств журналистских текстов на экономическую тему ежедневной газеты «Московский комсомолец» и деловой газеты «РБК», так как эти издания освещают важные экономические темы, публикуют материалы в информационных и аналитических жанрах и представляют читателям разные точки зрения. Результаты и обсуждение. Первой из задач, которые выполняет книжная лексика в тексте экономической публикации, является передача авторской оценки, т. е. отношения журналиста к предмету речи. Кроме того, книжные слова могут быть средством создания иронии. Вторая задача объясняется желанием автора публикуемого материала привлечь внимание читателя к тексту в целом или к отдельным проблемам, затрагиваемым в нем. Для этого журналисты нередко прибегают к неэкономическим терминам, использованным в переносном значении, и к патриотической лексике, вписывая ее в разнообразные контексты. Книжные слова могут стать своего рода стилистическим обрамлением текста. Заключение. По итогам работы сделан вывод о том, что книжная лексика является одним из наиболее действенных инструментов журналистского творчества.

Ключевые слова: функции книжной лексики, экономический дискурс, авторская оценка, медиатекст, средство выразительности, терминология, устаревшая лексика

1331
1613

Романов Владимир Иванович МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАССОВЫХ ФОРМ ГОЛЬЦОВ (РОД SALVELJNUS) ОЗЕРА ХАНТАЙСКОГО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 4 (36). С. 66-72

1330
1614

Сайфуллина М. М. Русская ментальность в контексте музыкально-художественной культуры «серебряного века» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 2 (39). С. 118-122

Русская ментальность в контексте музыкально-художественной культуры «серебряного века»

1330
1615

Головчинер Валентина Егоровна В.Е. Открытия М. Горького в контексте драматургических исканий эпохи. К 100-летию создания пьесы «На дне» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 3 (40). С. 20-26

В.Е. Открытия М. Горького в контексте драматургических исканий эпохи. К 100-летию создания пьесы «На дне»

1330
1616

Климова Маргарита Николаевна К истории "Эдипова сюжета" в русской литературе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 8 (59). С. 60-68

-

1330
1617

Конев А. Ю. О включении ясачных в сословие государственных крестьян (на материалах Западной Сибири) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 3 (66). С. 11-17

Статья посвящена проблеме правового статуса и социально-экономического положения аборигенного населения Сибири. С конца XVI в. специфической формой податного обложения «сибирских иноземцев» являлся ясак. Автор приходит к выводу о том, что идея о включении «ясачных» в состав формирующегося крестьянского сословия, владевшая умами правительственных чиновников первой четверти XVIII в., в Сибири не получила практической реализации. Эта задача решалась в период проведения реформы М.М. Сперанского применительно к категории «оседлых инородцев». Тем не менее, под влиянием совокупности факторов социального и экономического порядка вплоть до начала XX вв. сохранялась разница между юридическим (предписанным) и фактическим статусом той части сибирских инородцев, которая была включена в число государственных крестьян.

1330
1618

Карасева М. В. Педагогические и экономические факторы, обеспечивающие рентабельное функционирование коммерческих физкультурно-оздоровительных клубов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 5 (68). С. 100-105

Одним из проявлений повышения социальной роли физической культуры и спорта является развитие коммерческих физкультурно-оздоровительных клубов различного направления с многообразием форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. В статье рассмотрены условия и факторы, влияющие на рентабельность функционирования коммерческих предприятий в отрасли физкультурно-оздоровительных услуг, и предложены методики восстановительно-профилактической деятельности центра красоты и здоровья

1330
1619

Бельц Виктор Эрнестович Воспитательно-образовательная система спортивного клуба каратэ-до // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1 (79). С. 22-26

Образовательный и воспитательный процесс рассматривается нами, как целенаправленный процесс формирования у детей и подростков, высоких патриотических, морально, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями. Разрабатывая воспитательно-образовательную систему спортивного клуба каратэ-до «Орион» мы опирались на традиционную систему воспитания, используемую в боевых искусствах Востока. На основе изучения сложившейся системы воспитания в восточных единоборствах нами были определены цель образовательного процесса в спортивном клубе «Орион»: развитие и воспитание растущей личности, ее ценностных ориентиров, раскрытие творческого потенциала и индивидуальности.

Ключевые слова: образовательная система, каратэ-до, творческая личность, межличностные отношения, тревожность

1330
1620

Гончарова Татьяна Александровна КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОЛЯКОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 9 (99). С. 120-124

Раскрывается роль конфессионального фактора в процессе идентификации поляков, а также показывается тесная связь его с этнической идентичностью и ролью в межэтнических отношениях. Автором прослеживается изменение форм и механизмов поддержания конфессиональной идентичности на протяжении ХХ в.

Ключевые слова: этническая идентичность, конфессиональный фактор, католики, поляки, Томская область

1330
1621

Жиличева Галина Александровна МЕТАФОРЫ БАЛАГАНА В НАРРАТИВНОЙ СТРУКТУРЕ РУССКИХ РОМАНОВ 1920–1930-Х ГОДОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 7 (109). С. 65-69

На материале романов Ю. Олеши, В. Набокова, К. Вагинова, Л. Добычина рассматриваются функции балаганных метафор в структуре нарратива. Интерпретируются такие приемы, как визуализация повествования, включение в сюжет эпизодов посещения персонажами театра, кинематографа, цирка. В работе делается попытка сопоставления вариантов концепции мира балагана в текстах, принадлежащих к разным литературным направлениям.

1330
1622

Амелина Мария Константиновна АКЦЕНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕПРОИЗВОДНЫХ ИМЕН В ТУНДРОВОМ И ЛЕСНОМ ДИАЛЕКТАХ НЕНЕЦКОГО ЯЗЫКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 1 (116). С. 9-15

Представлен сопоставительный анализ акцентных характеристик непроизводных имен в тундровом и лесном наречиях ненецкого языка. В ней выявлены соответствия тундровым ударным и безударным гласным первого слога в лесном наречии ненецкого языка.

Ключевые слова: ненецкий язык, ямальский говор, канинский говор, лесное наречие, тундровое наречие, ударение

1330
1623

Литвякова Наталья Владимировна СКАЗКИ БРАТЬЕВ ГРИММ, Э. Т. А. ГОФМАНА И В. ГАУФА В РУССКОЙ РЕЦЕПЦИИ XIX–XXI ВЕКОВ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 9 (124). С. 161-165

Ставится проблема рецепции сказок братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана и В. Гауфа в русской литературе XIX–XX вв. в литературно-критическом и переводческом аспектах, а также с точки зрения «вторичных текстов». Предварительный обзор материала позволяет констатировать чрезвычайное разнообразие жанровых разновидностей перевода: от собственно перевода до вольного перевода, пересказа и литературной обработки. Перспективным представляется изучение так называемых римейков сказок, рисующих альтернативные варианты развития сюжетов немецких сказок: эпизация и циклизация сказок, перенос известных сюжетов в другую культуру, авторский вариант решения сказочного конфликта и др.

Ключевые слова: немецкая литература, сказка, В. Гримм, Я. Гримм, Э. Т. А. Гофман, В. Гауф, русская литература, рецепция, перевод, римейк

1330
1624

Иванова Наталия Юрьевна ОСНОВНЫЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ СИНДРОМЫ У ЖЕНЩИН, ПЕРЕНЕСШИХ МАСТЭКТОМИЮ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 146-148

Раком молочной железы в развитых странах страдает как минимум каждая десятая женщина. Это заболевание всегда сопровождается психическими расстройствами, отягчающими течение заболевания, прпятствующими установлению с больными терапевтического контакта, что негативно сказывается на качестве жизни и ухудшает прогноз. В работе излагаются психологические особенности пациентов с раком молочной железы, знание которых позволит адекватно вести психологическую корректировку и реабилитацию таких пациентов.

Ключевые слова: женщины, рак молочной железы, мастэктомия, психосексуальные и личностные характеристики

1330
1625

Корчикова Инна Викторовна ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 171-174

Анализируется связь личностной автономии с жизненными перспективами в юношеском возрасте, исследуется влияние автономии личности на жизненные планы, связанные с профессией. Показано, что ориентация на успех в профессиональной деятельности связана с высоким уровнем внутренней свободы молодых людей, экзистенциальным взглядом на жизнь, высоким уровнем потребностей, ответственностью, развитой автономией, аутентичностью потребностей и рефлексией.

Ключевые слова: жизненная перспектива, личностная автономия, профессиональное будущее, внутренняя свобода, рефлексия, аутентичность потребностей

1330
1626

Гарманова Ю. В. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 154-160

Рассмотрены теоретические основы дистанционного обучения. Описан подход к организации сетевого обучения школьников экономике, применяемый в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий РАН, перечислены виды организационно-методического сопровождения образовательного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, экономическое образование, сетевое обучение, организационно-методическое обеспечение, экономическая интернет-школа Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития тер

1330
1627

Абакумова Н. Н. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ИННОВАЦИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 135-139

Представлены материалы, касающиеся рассмотрения подходов и принципов организации педагогического мониторинга инноваций. Дан анализ наиболее распространенных принципов организации мониторинга в образовании и мониторинга качества образования. Выделены и обоснованы принципы организации педагогического мониторинга, показана взаимосвязь принципов и функций педагогического мониторинга. Исходя из системы принципов, определены основные составляющие педагогического мониторинга инноваций.

Ключевые слова: педагогический мониторинг инноваций, принципы мониторинга

1330
1628

Рачковский В. П. МНОГОСЛОЙНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, ПОЗНАНИЯ КАК ОСНОВА ФИЛОСОФСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА И «ФИЛОСОФИИ НАУКИ» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2001. Вып. 2 (27). С. 11-16

.

1329
1629

Салахов С. В. Основные направления государственного регулирования экономики в рыночных условиях // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 5 (49). С. 36-39

Основные направления государственного регулирования экономики в рыночных условиях

1329
1630

Несмелова Н. И. Вегетативные компоненты ориентировачного компонента человека на звуковые сигналы разной интенсивности // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 7 (51). С. 164-170

Вегетативные компоненты ориентировачного компонента человека на звуковые сигналы разной интенсивности

1329
1631

Шепель Т. В., Балашов П. П. Понимание сознания и воля в психологии и праве // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 80-84

Анализ психиатрической литературы о сознании и воле позволил автору статьи сделать вывод о том, что характеристика субъекта права как обладателя сознания и воли несколько условна, достаточно указания на обладание им сознанием. Дефект психики всегда свидетельствует о нарушении сознания, даже если деформированы только волевые психические процессы. Не соответствует психологическим представлениям и отождествление в праве сознания и осознания. Признание их неидентичности, по мнению автора, имеет существенное правовое значение.

1329
1632

Искандеров М. Р. Возбуждение уголовного дела по УПК Азербайджанской Республики: анализ законодательства и практики его применения // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 11 (62). С. 87-89

Автор исследует нормы УПК Азербайджанской Республики, регулирующие порядок возбуждения уголовного дела, приводит сведения о практике их применения и мнения работников правоохранительных органов по поводу совершенства данных уголовно-правовых норм.

1329
1633

Михайлова М. В. Страницы из истории русской женской литературы XIX века: творчество А.Я. Панаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 8 (71). С. 155-156

-

1329
1634

Дмитриева Лидия Петровна К ВОПРОСУ О ЦИКЛЕ ДЕТЕКТИВНЫХ НОВЕЛЛ Э. ПО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 143-147

Э. По стоит у истоков детективного жанра. Описание процесса раскрытия преступления лежит в основе «логических новелл» Э. По, которые принято считать детективными. Исследование причин преступлений можно увидеть в его «новеллах самообличения». Включение микроцикла «новелл самообличения» в цикл детективных новелл Э. По поможет всестороннему изучению рецепции детективных новелл Э. По в России.

Ключевые слова: Э. По, цикл, детективность, рациоцинация, новелла самообличения, сыщик и преступник

1329
1635

Сазонова Наталия Ивановна ЛИТУРГИЧЕСКАЯ РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА (1654–1666 ГГ.) И ИДЕЯ ПРАВОСЛАВНОГО ЦАРСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ТРЕБНИКА) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 9-12

Рассматривается литургическая реформа патриарха Никона в связи с идеей православного царства. Исследуется понимание православного царства патриархом Никоном и проявление этого понимания в «исправлении» богослужебных текстов на примере Требника.

Ключевые слова: православие, литургическая реформа патриарха Никона, богослужебные тексты, Требник, православное царство

1329
1636

Бухбиндер Иосиф Львович СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ (ОБОБЩЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ И ВЫВОДЫ ОБ УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В США) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 268-273

Изложены наблюдения автора за действием конкретной системы высшего образования. Акцентирована специфика организации системы высшего образования, подчиненная целям, стимулирующим личное лидерство и динамику приоритетных направлений фундаментальных исследований.

Ключевые слова: фундаментальные исследования, система высшего образования, высшее образование как социальный фактор прогресса науки и техники

1329
1637

Долгин Владимир Николаевич ПРЕСНОВОДНЫЕ МОЛЛЮСКИ БАССЕЙНА ВЕРХНЕГО ЕНИСЕЯ И ОЗЕР ТУВЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 129-131

Рассматривается история изучения и приводятся сведения о современном составе фауны пресноводных моллюсков верхнего Енисея и озер Тувы.

Ключевые слова: пресноводные моллюски, бассейн, фауна

1329
1638

Зайцева Татьяна Игоревна «ВЕК ГУМАНИЗМА» ВО ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ: ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 9 (124). С. 75-80

Цель данной публикации – опираясь на материалы отечественной и зарубежной историографии, показать взаимовлияние культуры Возрождения и властно-политической сферы во Франции и Германии. Анализируется вклад в становление Ренессанса в указанных странах феодальной элиты, и в частности непосредственно ее главы, правителя (французского короля, германского императора, немецких территориальных князей). Рассматриваются политические задачи, которые власть решала посредством новых форм зодчества и литературы, специфика придворной культуры эпохи, ренессансный тип личности ряда представителей высшей знати. Теоретическая значимость представленного в статье анализа историографического материала по культуре Возрождения и гуманизма с позиций «новой политической истории» состоит в пересмотре оценки культурной роли европейских элит средневековья и раннего модерна. В практическом плане материалы статьи могут быть использованы в ходе преподавания курсов «История средних веков», «Культурология», «Мировая художественная культура»; в подготовке методических публикаций по данным дисциплинам, а также при написании квалификационных и научно-исследовательских работ по истории средневековья и раннего Нового времени.

Ключевые слова: Франция, Германия, культура Возрождения, гуманизм, правящая элита, ренессансный тип личности

1329
1639

Рудакова Ольга Александровна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 36-42

Рассматривается одно из важных направлений развития российского образования – переход на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Приоритеты нового стандарта направлены не только на предметные результаты, добавлены метапредметные и личностные результаты. Требования современного общества ставят следующую задачу: подготовить выпускников, которые готовы сориентироваться в быстро меняющемся мире, готовы к решению различных когнитивных, коммуникативных и организационных проблем. Современный учитель в совершенстве должен владеть инновационными педагогическими технологиями и подходами в образовательном процессе. Реализация метапредметного подхода на каждом учебном предмете, а также в организации внеурочной деятельности раскрывает перед педагогом и обучающимися новые горизонты диалога, сотрудничества, развития творческого и интеллектуального мышления, организации познавательной деятельности и т. д.

Ключевые слова: переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, предметный результат, метапредметный результат, метапредметный подход, интеграция, урочная деятельность, внеурочная деятельность, деятельность педагога

1329
1640

Черняк Валентина Даниловна, Черняк Мария Александровна Москва и Петербург в текстах нон-фикшн // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 2 (191). С. 9-13

На материале книг «Москва: место встречи» и «В Питере жить» (2017 г.) проанализирована важная современная издательская стратегия – коллективные сборники, объединенные одной темой и знакомящие читателя с широким кругом современных авторов. Тема города в сборниках выступает текстовой доминантой, становится базой формирования городского текста нон-фикшн с максимальной актуализацией личностного начала, что подчеркивается частотностью местоимений я, мы, мой, моя, особым местом актуальных для каждого автора топонимов. Особый взгляд автора на город позволяет рассматривать текст как личный документ с особой актуализацией в нем концепта «память». Значимость автобиографической составляющей, характерная для современного художественного дискурса и особенно для текстов нон-фикшн, обнаруживается на всех уровнях текста. Проведенный анализ позволяет рассматривать тексты двух сборников как тематически связанные сверхтексты нон-фикшн, демонстрирующие различное восприятие Москвы и Петербурга в культурном пространстве. Современная литература, в том числе литература нон-фикшн, убеждает в актуальности основных мотивов петербургского текста, обогащаемого все новыми мифами.

Ключевые слова: современная литература, петербургский текст, московский текст, литературный сборник, нон-фикшн, тема города, концепт «память»

1329
1641

Захарченко А. В. Экологические проблемы формализации тополого-морфологических поверхностей трехмерной почвы // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 7 (51). С. 109-115

Экологические проблемы формализации тополого-морфологических поверхностей трехмерной почвы

1328
1642

Малова Ирина Евгеньевна Практика обучения ставит вопросы "науке обучать" // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 3 (54). С. 61-65

Практика обучения ставит вопросы "науке обучать"

1328
1643

Игна Ольга Николаевна Педагогический дизайн игровых программных средств для обучения иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 9 (60). С. 85-90

Игровые программные педагогические средства потенциально востребованы и могут эффективно использоваться в процессе обучения иностранным языкам. Однако возникает необходимость разработки отсутствующих на сегодняшний день теоретических основ педагогического дизайна этого вида средств обучения. В данной статье рассматривается специфика общего дизайна игровых программных средств для обучения иностранным языкам, основополагающие принципы разработки, методические особенности их использования.

1328
1644

Рудковская Ирина Евгеньевна Проблемы взаимоотношений государства и церкви в ранний период отечественной истории в трактовке Н.М. Карамзина // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 3 (66). С. 117-122

Статья посвящена проблемам диалога между государством и церковью в ранний период отечественной истории. Автор уделяет преимущественное внимание главному историческому труду Карамзина «Истории государства Российского». Церковь рассматривается не только как значимый элемент государственной системы, но и как влиятельный институт гражданского общества.

1328
1645

Дмитриев Владимир Анатольевич ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ – ИНЖЕНЕРОВ И ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 9 (87). С. 52-56

Приведены результаты экспериментальных исследований творческой подготовки студентов инженерных вузов – инженеров и педагогов на основе технологии инновационного проектирования. Показано, что обучение студентов основам инновационного проектирования существенно влияет на основные показатели их креативного мышления – беглость, гибкость и оригинальность. Приводятся результаты творческой подготовки студентов в ходе выполнения ими зачетных работ, курсовых проектов и сдачи творческих экзаменов.

Ключевые слова: эксперимент, творческий экзамен, проектирование, развитие, мышление

1328
1646

Добровольская Т. Г., Головченко А. В., Семенова Т. А., Кухаренко О. С., Инишева Лидия Ивановна ВЛИЯНИЕ АЭРАЦИИ НА СТРУКТУРУ МИКРОБНЫХ КОМПЛЕКСОВ НИЗИННЫХ ТОРФЯНИКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 5 (107). С. 117-125

Проведено сравнительное изучение микробных сообществ целинного и мелиорированного низинных торфяников Томской области. Различия между торфяниками удалось выявить лишь в сухой период. Численность грибов, определенная методом посева, а также доля бактерий гидролитического блока были значительно выше в мелиорированном торфянике. Это свидетельствует об усилении процесса деструкции в результате проведенной агролесомелиорации. После длительных дождей различия между торфяниками нивелируются: грибной и актиномицетный мицелий обнаруживаются в толще фрагментарно, снижается численность и видовое разнообразие микромицетов, среди бактерий доминируют гидробионты. Таким образом, несмотря на то, что исследуемые низинные торфяники являются гидроморфными почвами, следует учитывать погодные условия в момент отбора образцов, так как все микробиологические показатели, позволяющие охарактеризовать микробные сообщества торфяных почв, резко изменяются при смене сухих периодов на влажные.

Ключевые слова: низинный торфяник, агролесомелиорация, микробная биомасса, бактерии, грибы, численность, таксономическая структура

1328
1647

Тимошенко Лариса Григорьевна ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 95-98

Статья является результатом теоретического осмысления проблем этнокультурного образования. Рассмотрены вопросы наполнения содержания этнокультурного образования и его воспитательное влияние на подрастающее поколение.

Ключевые слова: этнокультурное образование, народная педагогика, традиционная русская культура, образовательная политика государства

1328
1648

Бондарюк Дмитрий Васильевич ФАБРИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 8 (149). С. 99-101

Появление правовых нормативов рабочего времени в Российской империи явилось следствием изменений социально-экономических отношений в обществе. Принятие законов о временных рамках труда отражало направление государственной политики России в сторону построения капитализма. Законодатель дифференцированно подходит к нормативам о рабочем времени для отдельных категорий работников и отраслей производства, придает нормам формально-определенный характер и обеспечивает их мерами государственного принуждения. В настоящей статье рассматриваются основные нормативные правовые акты о рабочем времени, составляющие фабрично-заводское законодательство России XIX в., анализируется практика их применения, проводится сравнение действовавших нормативов с нормативами законодательства европейских государств.

Ключевые слова: продолжительность рабочего времени, рабочий день, фабричное законодательство

1328
1649

Гельфман Эмануила Григорьевна, Демидова Людмила Николаевна, Терре Анатолий Иванович МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 8 (185). С. 100-107

Поставленные перед сегодняшней школой задачи формирования у учащихся умения учиться предполагают разработку средств внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Ведущую роль в решении этой проблемы играет содержание математического образования. При этом в качестве содержания образования должны выступать не только учебные знания, но и способы познавательной деятельности. Учебные тексты для учащихся 5–9-х классов, направленные на обогащение различных форм умственного опыта учащихся (когнитивного, понятийного, метакогнитивного, эмоционально-оценочного), дают возможность мотивировать учебную деятельность учащихся на различных ее этапах. Например, такие типы текстов, как «текст – кодирование информации», «текст-мотивировка», «текст – оценка и выбор признаков понятия», «текст – установление связей между понятиями», «текст-программа», «текст – способы самоконтроля», «текст – выбор способа деятельности», «текст – выбор познавательной позиции» и т. д., являются ориентирами для организации познавательной деятельности учащихся на современном этапе развития школьного математического образования.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, умственный опыт, учебные тексты

1328
1650

Афанасьева А. С. МОТИВ БРАТЬЕВ В РОМАНЕ Л. ЛЕОНОВА «БАРСУКИ» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2001. Вып. 1 (26). С. 57-62

.

1327
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37

Страница 33 из 136

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ