№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1701 | В повести В. Пелевина иронически переосмысляются жанровые клише антиутопических романов XX в., обыгрываются их образы, сюжетные линии, мотивы. Например, мотивы «древнего дома», рукописи, борьбы, основанной на противостоянии индивидуального и коллективного, пространственной изолированности и т. д. Все это свидетельствует об укорененности и жизнеспособности антиутопической традиции в современной литературе. Ключевые слова: антиутопия, утопия, повесть, жанровый шаблон, мотив рукописи, пародия, В. Пелевин | 1286 | |||||
1702 | Представлен анализ лингвистических средств выражения семантики психического и физического состояния и их функциональной нагрузки в рассказах Л. С. Петрушевской. В процессе репрезентации исследуемой семантики на синтаксическом уровне характерны традиционные двухкомпонентные модели (предикат и носитель состояния), на семантическом уровне акцентируется внимание на степени интенсивности и подавленности. Простота языковых средств выражения – одна из ключевых характеристик творчества Л. С. Петрушевской. Разговорная лексика, обилие городского жаргона, простые предложения, короткие угрюмые фразы героев – все это создает особый художественный мир автора. Лаконичность и простота формы отчетливо высвечивают глубину чувств и переживаний героев, описание эмоционального, психического, физического состояния формирует представление о внутреннем мире персонажей, их восприятии окружающей действительности. Ключевые слова: семантика состояния, рассказ, модель, персонаж | 1286 | |||||
1703 | Анализируются ключевые особенности переводов басен И. А. Крылова английским просветителем, переводчиком-буквалистом В. Рольстоном, сыгравшим значительную роль в пропаганде русской культуры в 1850–1860 гг. в англоязычном мире. Рассмотрены лексические, синтаксические, стилистические характеристики переводов, а также особенности некоторых неоднозначных для иноязычного воспроизведения лингвистических феноменов. Предпринята попытка объяснения переводческих предпочтений В. Рольстона с точки зрения истории перевода. Ключевые слова: буквальный перевод, В. Рольстон, стилистика текста, басни Крылова | 1286 | |||||
1704 | 1285 | ||||||
1705 | 1285 | ||||||
1706 | . | 1285 | |||||
1707 | Представлен опытно-экспериментальный материал, обосновывающий эффективность модели профессиональной подготовки педагога физической культуры восстановительно-профилактической направленности, соответствующей требованиям гуманизации физкультурного образования. Описана сформированная ценностная сфера, обеспечивающая концептуальное отношение будущих педагогов к педагогической профессиональной деятельности с гуманистических позиций. | 1285 | |||||
1708 | К вопросу о методологии исследования инвестиционной инерции | 1285 | |||||
1709 | В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании. Переход к построению деятельности школьного психолога на системной основе авторы видят в опоре на практику проектирования содержания профессионального образования педагога-психолога и его личности. Исходной задачей такого структурного построения, по их мнению, является разработка принципов интеграции педагогического и психологического знания в образовании педагога-психолога | 1285 | |||||
1710 | В статье рассматривается вопрос о повышении эффективности биологического образования путем развития методики проблемного обучения, с помощью которого возможно реализовать требования современного государственного стандарта к выпускнику средней общеобразовательной школы. Ключевые слова: проблемное обучение, личная значимость, познавательный интерес | 1285 | |||||
1711 | Приведены результаты экспериментальных исследований творческой подготовки студентов инженерных вузов – инженеров и педагогов на основе технологии инновационного проектирования. Показано, что обучение студентов основам инновационного проектирования существенно влияет на основные показатели их креативного мышления – беглость, гибкость и оригинальность. Приводятся результаты творческой подготовки студентов в ходе выполнения ими зачетных работ, курсовых проектов и сдачи творческих экзаменов. Ключевые слова: эксперимент, творческий экзамен, проектирование, развитие, мышление | 1285 | |||||
1712 | Рассматривается вопрос влияния самостоятельных занятий физической культурой на адаптацию студентов к обучению в вузе, который раскрывается с помощью алгоритма подготовки студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и с позиции рациональных упражнений двигательной деятельности занимающихся. Разработанный алгоритм стал основой для организации процесса подготовки студентов к самостоятельным занятиям, включающий в себя теоретическую и методическую подготовку и обучение студентов самоконтролю за психическим, функциональным и физическим состоянием. Ключевые слова: физическая культура, физические упражнения, двигательная активность, здоровье, адаптация, мотивационная сфера, самостоятельные занятия | 1285 | |||||
1713 | Представлен анализ механизмов создания и функционирования индивидуального переводческого мифа И. И. Козлова, одного из первых русских байронистов. Появление мифа о личности и творчестве Д. Г. Байрона рассматривается как результат использования различных переводческих стратегий адаптации иноязычных произведений на русский язык. Ключевые слова: романтический перевод, стратегии адаптации, переводческий миф, И. И. Козлов. | 1285 | |||||
1714 | В статье анализируются проблемы, связанные с формированием субъектности обучаемых. Априори принято считать, что формирование субъектности осуществляется в образовательном процессе посредством субъект-субъектного взаимодействия. В работе делается краткий анализ субъект-объектных, субъектсубъектных, объект-субъектных и объект-объектных способов реализации образовательного процесса, осмысливаются их основные проявления, что позволяет выявить характеристики субъектности через понятия «объект» и «субъект». Приводятся результаты пилотажного исследования портрета современного педагога глазами студентов, что позволяет констатировать несформированную субъектность обучаемых. На основе представленных исследований определяются условия, необходимые в образовательном учреждении для формирования субъектности студентов. Ключевые слова: субъект, объект, субъектность, самоотношение | 1285 | |||||
1715 | Представлена разработка типологии русской керамики Алтайского края, основанная на функциональных, морфологических, региональных признаках. Ключевые слова: Алтай, русские, керамика, типология, функции, форма, названия | 1285 | |||||
1716 | Обсуждаются результаты социологического исследования, которое проведено авторами статьи совместно, а теоретическое обобщение результатов этого исследования получено при поддержке РГНФ (проект № 12-03-00198 «Биоэтика как форма самосознания современной культуры») на основании применения методологической процедуры семиотической диагностики, предложенной И. В. Мелик-Гайказян. Прослежена динамика мировоззренческих и ценностных трансформаций у студентов-медиков и выявлена ее культурная детерминация. Данное исследование выполнено в рамках решения одной из задач проекта – определить направленность символизации биоэтики в философско-антропологических измерениях современной культуры. Ключевые слова: биоэтика, социология, информационно-синергетический подход, медицинское образование, семиотическая диагностика, модели врачевания | 1285 | |||||
1717 | Проведено исследование фразеологизмов китайского языка, обозначающих возраст. В китайском языке очень много фразеологизмов, связанных с возрастом, однако до сих пор отсутствует их системный анализ. Проанализированы фразеологизмы, называющие детский возраст, юношеский возраст, зрелый возраст и старость. Делается вывод о том, что для китайского языка и китайской лингвокультуры характерны свои особенности, что определяется принадлежностью данного национально-культурного сообщества к восточному типу культуры и выражается в существовании большого спектра фразеологических единиц, обозначающих возраст человека на всем протяжении его жизненного пути. Ключевые слова: возраст, фразеологизмы китайского языка, детский возраст, юношеский возраст, молодость, зрелый возраст, старость | 1285 | |||||
1718 | . | 1284 | |||||
1719 | . | 1284 | |||||
1720 | 1284 | ||||||
1721 | Данная публикация продолжает серию статей по описанию словообразовательной системы шорского языка и посвящена рассмотрению одного из компонентов словообразовательной структуры слова – производящей основе. Предметом исследования является план выражения и план содержания производящей основы в тюркских языках на базе шорского языка, одного из недостаточно изученных тюркских языков Южной Сибири. В статье анализируется также влияние мотивирующего слова на формирование лексического значения производного слова и выделение словообразовательного аффикса. В ней содержатся сведения об истории и современном состоянии исследований в области шорского словообразования, приводится библиография по словообразованию шорского языка. | 1284 | |||||
1722 | Вступительное слово | 1284 | |||||
1723 | Данная статья посвящена исследованию темо-рематического развертывания с гипертемой в текстах «сообщений» немецкой газеты «Die Zeit». Основное внимание уделяется анализу специфики темо-рематических структур в текстах авторов-женщин и авторов-мужчин. Наряду с указанными вопросами рассматриваются сходства и отличия в объеме текстов сообщений и в тематических преференциях адресантов в исследуемом газетном издании. Заключение статьи содержит выводы об особенностях текстов с гипертемой в темо-рематической структуре в зависимости от гендерной отнесенности адресанта. | 1284 | |||||
1724 | Статья посвящена рассмотрению переписки известного государственного деятеля второй половины XIX в. К. П. Победоносцева с корреспондентами. Переписка опубликована и представляет собой замечательный исторический источник по истории образования, поскольку К. П. Победоносцев с 1880 г. был обер-прокурором Священного Синода и ведал делами просвещения в России Ключевые слова: образование, история просвещения в России, история XIX века, К. П. Победоносцев | 1284 | |||||
1725 | Статья посвящена изучению архаичной формы группового брака «товарищество по жене», распространенной среди чукчей в XIX – начале XX в. Дается характеристика этого социального института, приводятся полевые материалы, фиксирующие бытование обычая «нэвтумгыт». Ключевые слова: Chukchi, traditional forms of marriage, marriage relations, family customs | 1284 | |||||
1726 | Изучено видовое разнообразие древесных растений, произрастающих на территории учительского сквера Томского государственного педагогического университета. Проведены биоморфологический, таксономический и хорологический анализы древесных растений, а также оценка их отношения к антропогенным воздействиям. Покрытосеменные древесные растения представлены 5 семействами, 5 родами и 6 видами, голосеменные растения – 1 семейством, 5 родами и 6 видами, из которых 6 видов являются апофитами, 5 видов – адвентами. Доминирующими видами в сквере являются Betula pendula Roth., Pinus sibirica Du Tour, Acer tataricum L., Populus balsamifera L. Наиболее распространены виды древесных растений евразиатской географической группы. По ритму развития листвы преобладают листопадные деревья. Ключевые слова: древесные растения, таксономический состав, хорологический состав, жизненная форма, адвенты, апофиты | 1284 | |||||
1727 | Некоторые аспекты гендерной истории Франции: проблемы междисциплинарного подхода | 1283 | |||||
1728 | В современной психологии интеллекта накоплен большой массив эмпирических данных, которые являются противоречивыми, а порой даже не поддаются содержательной интерпретации. Интеллект относится к надкибернетическому типу организации систем и требует при его изучении особых методов. В статье поднимается вопрос о специфике познавательной продуктивности при различных уровнях интеллектуального развития. Продемонстрирована психологическая неоднозначность высоких и сверхвысоких значений IQ, выделены факторы, способствующие или препятствующие интеллектуальной продуктивности лиц с высоким уровнем развития психометрического интеллекта. Определены особенности структуры интеллекта и уровня креативности при средних, высоких и сверхпороговых значениях IQ. | 1283 | |||||
1729 | «Русская версия» «мифа о великом грешнике» и зарубежная литература XX века | 1283 | |||||
1730 | В статье анализируется нетрадиционный подход к состоянию неспособности понимать значение действия или руководить им вследствие психического расстройства. Предлагается рассматривать его в качестве особого правового Критерия психически больного, обладающего определенными признаками: медицинским, психологическим и юридическим. К видам такого состояния относится не только предусмотренную гражданским законом недееспособность, но и ограниченную дееспособность и адееспособность. | 1283 | |||||
1731 | - | 1283 | |||||
1732 | Политическое выступление направлено на оказание определенного воздействия на реципиентов. Особую значимость для массовой аудитории приобретает эмоциональное выступление, что обусловливает большое разнообразие средств эмоционального воздействия, применяемых политиками. Изучению способов и особенностей эмоционального воздействия политических выступлений посвящена данная работа. | 1283 | |||||
1733 | Статья посвящена особенностям православного богослужебного текста как составной части богослужения, роли текста в формировании религиозного созания. Рассматриваются особенности и основные черты православного религиозного сознания и механизмы функционирования этого сознания в современном обществе. | 1283 | |||||
1734 | Данная статья состоит из двух частей. В первой части рассматривается процесс развития российского скаутского движения в дореволюционный период. Описываются ключевые этапы скаутинга в России, начиная с момента его зарождения в 1909 г. и заканчивая датой прекращения официальной деятельности скаутских организаций в 1923 г. Во второй части на примере деятельности скаутской организации в городе Томске (Ассоциация скаутов Томской области) дается характеристика воспитательного потенциала методики скаутинга сегодняшнего дня. Ключевые слова: cкауты, воспитание, детское движение, нравственность, духовное, интеллектуальное и физическое развитие | 1283 | |||||
1735 | В исследовании рассматривается взаимосвязь результатов разгона специализированного технического средства - тренажера и спортивного снаряда, установлена величина и характер этой связи, научно обосновывающей эффективность использования тренажера как средства тренировки в системе подготовки разгоняющих высокого класса а также при отборе спортсменов для участия в соревнованиях. Ключевые слова: разгоняющий, корреляция, стартовый разгон | 1283 | |||||
1736 | В статье на основании проведенного анкетирования руководителей образовательных учреждений рассматривается проблема определения требований к выпускникам педагогических вузов по специальности «педагогика и психология». Установлено, что требования к профессиональным компетенциям выпускников носят практико-ориентированный характер с обязательным знанием нормативно-правовых основ деятельности педагога и необходимыми теоретическими знаниями по педагогике и психологии. При переходе на двухуровневую систему подготовки специалистов необходимо сформировать четкий профиль требований в рамках профессиональных компетенций выпускников. Ключевые слова: требования к качеству подготовки педагогов-психологов, профессиональные компетенции педагога-психолога, двухуровневая система подготовки | 1283 | |||||
1737 | Рассматриваются показатели, служащие в ненецком языке для выражения ирреальной модальности: их функционально-семантическая дистрибуция в современном ненецком языке и возможная семантическая эволюция в диахронии. Ключевые слова: ненецкий язык, морфология глагола, модальность | 1283 | |||||
1738 | Статья представляет на примере селькупского имени существительного возможное решение проблемы устройства семантической деривации, а также стратегию представления семантической информации в лекси- кографическом материале. Ключевые слова: селькупский язык, семантическая деривация, полисемия, семантическая структура | 1283 | |||||
1739 | На основе впервые вводимых в научный оборот материалов архивного уголовного дела предлагается рассмотрение деятельности одного из сотрудников органов госбезопасности, возглавлявшего Томский городской отдел НКВД в период «большого террора», И. В. Овчинникова. Ключевые слова: политические репрессии, сотрудники НКВД, Сибирь, Томск | 1283 | |||||
1740 | Проведено сравнение показателей психодиагностических тестов, характеризующих психологический статус личности подростков, подвергавшихся (группа 1) и не подвергавшихся (группа 2) насилию в семье. Показано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают эмоционально-волевую сферу, защитно-совладающее поведение, что обусловливает выраженные психоэмоциональные нарушения, деадекватные копинг-стратегии, модели поведения и психологические механизмы преодоления стресса. Ключевые слова: жестокое обращение в семье, подростки, страх, копинг | 1283 | |||||
1741 | Рассматривается литургическая реформа патриарха Никона в ее теологическом аспекте. Исследуются особенности взаимодействия богослужебного текста и человека и формирование текстом фундаментальных основ религиозного сознания, связанных с представлением о Божестве. Ключевые слова: православие, литургическая реформа патриарха Никона, богослужебные тексты, теология | 1283 | |||||
1742 | Обозначены временные рамки и сформулировано содержание основных этапов развития государственно-частного партнерства по накоплению человеческого капитала, ориентированного на инновационное развитие отечественной промышленности. Приведены результаты практической апробации авторской методики по оценке эффективности корпоративных инвестиций в накопление человеческого капитала на ОАО «Сибирский химический комбинат» (г. Северск Томской области). Сформулированы рекомендации по интеграции предприятий атомного энергопромышленного комплекса РФ в государственно-частное партнерство по накоплению человеческого капитала. Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, эффективность, инновационное развитие, государственно-частное партнерство | 1283 | |||||
1743 | Рассматривается одно из важных направлений развития российского образования – переход на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Приоритеты нового стандарта направлены не только на предметные результаты, добавлены метапредметные и личностные результаты. Требования современного общества ставят следующую задачу: подготовить выпускников, которые готовы сориентироваться в быстро меняющемся мире, готовы к решению различных когнитивных, коммуникативных и организационных проблем. Современный учитель в совершенстве должен владеть инновационными педагогическими технологиями и подходами в образовательном процессе. Реализация метапредметного подхода на каждом учебном предмете, а также в организации внеурочной деятельности раскрывает перед педагогом и обучающимися новые горизонты диалога, сотрудничества, развития творческого и интеллектуального мышления, организации познавательной деятельности и т. д. Ключевые слова: переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, предметный результат, метапредметный результат, метапредметный подход, интеграция, урочная деятельность, внеурочная деятельность, деятельность педагога | 1283 | |||||
1744 | В современной когнитивно-дискурсивной лингвистике появляется все больше новых понятий, отсутствующих в прежней структурной парадигме. Предметом активных научных рефлексий становится понятие дискурсивной личности. В данной статье это понятие рассматривается в контексте массмедийной радиокоммуникации, дискурсивная практика которой формируется при активном участии интерактивных диалогических жанров. В пространстве коммуникативного взаимодействия дискурсивная личность проявляет не только личностный аксиологический опыт, но и усваивает дискурсивный, эксплицированный в коммуникативно-речевых конвенциях и ценностных презумпциях. Результатом этого взаимодействия становится дискурсивная картина мира, формируемая в активных динамических средах коммуникативного взаимодействия. Ключевые слова: дискурсивная личность, дискурсивная практика массмедиа, интеракция, коммуникативное взаимодействие, дискурсивная картина мира | 1283 | |||||
1745 | Обосновывается необходимость исследования теоретических аспектов проблемы формирования межкультурной компетенции студентов вуза, исходя из актуальных ценностно-целевых ориентиров профессиональной подготовки в системе высшего образования. Раскрываются теоретико-методологические подходы к формированию межкультурной компетенции у обучающихся вуза: системный, компетентностно-деятельностный, кросскультурный. На основе представленных подходов уточняется сущность, содержание межкультурной компетенции обучающихся, выделены ее структурные компоненты: мотивационно-потребностный, когнитивный, личностно-деятельностный, аксиологический, рефлексивный. С учетом содержания и структуры межкультурной компетенции определены и описаны принципы организации и реализации процесса формирования межкультурной компетенции в условиях профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Особое внимание уделено роли дидактического потенциала информационно-образовательной среды в образовательном процессе, показано, что информационно-образовательная среда оказывает положительное влияние на формирование всех структурных компонентов межкультурной компетенции. Ключевые слова: межкультурная компетенция, обучение иностранному языку, образовательный процесс, информационно-образовательная среда вуза | 1283 | |||||
1746 | . | 1282 | |||||
1747 | В статье анализируется проблема психологического обоснования психогенно-индуцированной бронхиальной астмы. С помощью методов многомерного статистического анализа показаны признаки (шкалы MMPI, 16PF), дискриминирующие данную форму бронхиальной астмы от других. Выявлены специфические личностные особенности больных, выражающиеся в наличии ипохондрического, тревожно-депрессивного радикала в структуре личности. Тревожность как ведущая черта трансформируется с помощью защитных механизмов в определенное соматическое состояние. Обсуждается положение о патологических телесных феноменах дыхания как знаково-символической функции. | 1282 | |||||
1748 | В данной статье излагаются некоторые возможные пути изучения и формирования мотивации студентов в естественных условиях реального учебного процесса. Использование знания направления мотивации в планировании учебной деятельности с позиций нейро-лингвистического программирования позволяет более успешно достигать цели обучения в группах, где присутствуют представители двух типов: мотивации К и мотивации ОТ. | 1282 | |||||
1749 | Статья посвящена исследованию структурных и семантических особенностей фразеологизированных конструкций, выражающих нормативно-оценочное значение в русском и марийском языках. Синтаксические фразеологизмы рассматриваются как специальные образования, приспособленные для репрезентации субъективно-модальных значений. Синтаксические фразеологизмы со значением оценки как соответствия норме характеризуют объект оценки как обычный, соответствующий желаемому, ожидаемому, общепринятым представлениям и ценностным установкам. | 1282 | |||||
1750 | - | 1282 |