№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
4451 | Рассматриваются средства объективации неточной меры расстояния – лексемы со значением шаг в русском, немецком и английском языках. На конкретном языковом материале показаны трудности, возникающие при переводе данных лексем с русского и немецкого языков на английский, и способы их преодоления в соответствии с установленными особенностями семантики и сочетаемости анализируемых лексем в каждом языке. Ключевые слова: антропоцентрические средства, неточные меры измерения расстояния, лексемы: шаг, Schritt, pace, step, stride, remove | 1182 | |||||
4452 | Рассматриваются особенности устного ангарского нарратива, выявляются его жанровые признаки, дается классификация ангарских нарративных текстов, устанавливаются их смысловые и ценностные доминанты. Источником исследования являются рассказы жителей из зоны затопления Богучанской ГЭС, записанные автором в ходе диалектологических экспедиций в Кежемский и Богучанский районы Красноярского края в 2012–2014 гг. На материале рассказов о переселении из зоны затопления Богучанской ГЭС рассматривается макроструктура ангарского нарратива, выявляются основные нарратемы и стилистические особенности анализируемых текстов. Ключевые слова: нарратив, нарратема, речевой жанр, типология, макроструктура текста | 1182 | |||||
4453 | Представлен краткий обзор малоисследованной части творческого наследия Ильи Эренбурга – цикла новелл «Условные страдания завсегдатая кафе» – в связи с феноменом условности, заявленным в заглавии. Выявляется место данного цикла в творчестве автора 20-х гг. XX в. Анализируется идейно-тематическое содержание цикла, его эстетическая и жанровая природа. Прослеживается связь художественного приема условности в цикле с другими видами искусства, составлявшими предмет внимания Эренбурга. Ключевые слова: Илья Эренбург, прозаический цикл, условность в литературе, 20-е гг. XX в | 1182 | |||||
4454 | Рассматривается процесс обучения информатике с использованием интерактивных средств обучения, определяются компетентности (информационная, коммуникативная), которые в результате формируются у учащихся. Анализируются дидактические возможности электронно-образовательных ресурсов (ЭОР), и автором делается вывод, что интерактивные средства объединяют в себе свойства и функции нескольких типов электронно-образовательных ресурсов, что будет способствовать достижению образовательных результатов на качественно ином уровне. Резюмируется целесообразность использования интерактивных средств обучения на уроках информатики, способствующих созданию возможности нахождения на уроках информатики в «состоянии мысли». Ключевые слова: обучение информатике, культура мысли, электронно-образовательные ресурсы, интерактивные средства обучения, образовательные результаты | 1182 | |||||
4455 | Рассматривается вопрос коммуникативных трудностей, возникающих у детей с особенностями психофизического развития при обучении иностранному языку. Авторами выделены группы проблем коммуникативного характера, охарактеризованы физиологические и психологические причины возникновения коммуникативных препятствий, предложены механизмы их преодоления. Результаты исследования целесообразно использовать учителям, педагогам-психологам, социальным педагогам и классным руководителям для более эффективной и плодотворной работы с обучающимися с особенностями психофизического развития. Ключевые слова: обучение иностранному языку, обучающиеся начальной школы, ограниченные возможности здоровья, особенности психофизического развития, коммуникативные трудности, интегрированное обучение | 1182 | |||||
4456 | Эксплицируются гендерно маркированные когнитивно значимые компоненты, выраженные в жанре упрека. Выявляется ведущий тип детерминации, оценочная шкала, критерии оценки, ведущий канал восприятия, когнитивно-прагматические функции, тип эмоционального фона и способы интенсификации речи. Материалом для анализа послужил сериал «Деффчонки», особое внимание было уделено первой серии, поскольку именно она своей целью имеет «involving» (включение) зрителя в событийный континуум, погружение с целью удерживания внимания в течение всего сериала. Основной метод исследования – когнитивно-семантический анализ. Были раскрыты и описаны основные ценностно значимые компоненты. Проанализирована корреляция с эмоциональным фоном и эмоциональным отношением. При анализе учитывались прагматические установки и ценностные регистры. Выявлено, что жанр упрека ярко эксплицирует жизненную позицию и идеалы женщины. Подробно освещены оба полюса оценочной шкалы. Описана креативность подходов в попытке женщины повлиять на психоэмоциональное состояние и поведение собеседника. Анализ показал доминирование визуального канала восприятия. Основная функция жанра упрека в гендерном аспекте была определена как эмоциональное воздействие с целью изменения линии поведения собеседника. Установлено, что женская речь в большей степени детерминирована в пространственно-векторном отношении, маркирована эмоционально и аффективно. Прецедентный и ценностно ориентированный тип детерминации был характерен для 10 % общего контента. Ключевые слова: гендерный аспект, жанр, когнитивно-прагматические функции, способы интенсификации речи, ценностные регистры | 1182 | |||||
4457 | Представлены некоторые результаты исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания в процессе их профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной организации. Актуальность проблемы обосновывается стратегическими приоритетами развития воспитания в современной государственной политике. Профессиональная компетентность рассмотрена как интегральная характеристика педагога, обладающего способностью к реализации современных программ и технологий, проявлению творчества, нахождению верных решений, умением действовать в обычных и нестандартных ситуациях. Обозначены подходы к выявлению компонентов профессиональной компетентности педагогов в области воспитания. Представлены основные характеристики разработанной модели развития профессиональной компетентности педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности и формы работы, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов в ходе воспитательной деятельности. Ключевые слова: воспитание, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность | 1182 | |||||
4458 | Рассматривается проблема обучения иностранных студентов русской научной речи как важнейшему средству учебно-профессионального общения в российском вузе. Указывается на специфику обучения иностранных студентов русской научной речи в педагогическом университете. Обращается внимание на проблему обучения русской научной речи иностранных обучающихся на этапе довузовской подготовки. Предлагается использование адаптивного потенциала методики обучения научному стилю речи, актуализируется понятие «научная терминология предметных областей “педагогика” и “предметная методика”». Подразумевается, что создание и использование учебного комплекса по обучению научной речи на занятиях с иностранными студентами в педагогическом вузе способствует повышению эффективности образовательного процесса. Статья представляет интерес для преподавателей русского языка как иностранного, работающих на подготовительных отделениях российских вузов, а также для преподавателей педагогических вузов, работающих с иностранными студентами. Ключевые слова: научный стиль речи, русская научная речь, адаптивный потенциал, методика обучения научному стилю речи, учебный комплекс | 1182 | |||||
4459 | Новая интернет-эпоха, которая сменила традиционную книжную эпоху, позволила языку медиа занять лидирующее положение среди других вариантов русского литературного языка. Язык медиа становится модельным языком общества, в котором отражается современная речевая практика. Он наиболее полно репрезентирует городской узус и ориентирован в силу новых технологических условий на модернизацию, в том числе и литературной нормы. Выдвигается новая научная гипотеза о том, что в современном информационном обществе можно говорить о существовании двух форм современного национального литературного языка: 1) элитарный литературный язык; 2) массовый литературный язык (и его реализация в медиа как варианта, который обозначается как «медийный язык»). В массмедийной коммуникации, ориентированной на массмедийное сознание, эталонные нормы оказываются на периферии медийного контента. Эталонные нормы вытесняются нормами медийной коммуникации, которые свои ресурсы черпают из массового языка всего общества и сами формируют этот массовый язык. Ключевые слова: медиакоммуникация, медийный вариант языка, медийная норма, медийное сознание, национальный язык | 1182 | |||||
4460 | . | 1181 | |||||
4461 | . | 1181 | |||||
4462 | . | 1181 | |||||
4463 | . | 1181 | |||||
4464 | . | 1181 | |||||
4465 | . | 1181 | |||||
4466 | . | 1181 | |||||
4467 | - Ключевые слова: - | 1181 | |||||
4468 | Роль малого предпринимательства в увеличении ресурсного потенциала и емкости рынка потребительских товаров | 1181 | |||||
4469 | Представленные автором статьи экспериментальные результаты показывают, что активация и поддержание в головном мозге состояния с повышенным межполушарным взаимодействием обогащают интеллектуальные способности человека. Ключевые слова: активация, мозг, межполушарное взаимодействие, интеллектуальные способности | 1181 | |||||
4470 | Статья посвящена изучению толерантности как многомерного феномена, играющего важную роль в формировании у студентов вузов навыков эффективного социального поведения, успешной социально-психологической адаптации к новым условиям. В работе представлены результаты исследования взаимосвязей толерантности с такими личностными составляющими, как способность к децентрации, эмпатия, способы поведения в ситуациях социальной фрустрации и др. на примере студентов вуза. Приведены данные факторного анализа, подтверждающего, что в структуре связей толерантности с разными личностными свойствами одно из ведущих мест занимает способность к децентрации, играющая важную роль в процессе формирования толерантных установок в сознании. Ключевые слова: толерантность, децентрация, толерантные установки, толерантные модели поведения, социально-психологическая адаптация | 1181 | |||||
4471 | Представлена концепция внутривузовского управления качеством как сложная динамическая система теоретико-методологических и технологических знаний смыслов. Определены принципы менеджмента качества, составляющие содержательную сущность концепции. Ключевые слова: принципы менеджмента качества, подсистема принципов, практико-ориентированный уровень управления качеством | 1181 | |||||
4472 | Делается оценка постньютоновских релятивистских эффектов в движении близких спутников Юпитера: Амальтеи J5, Тебы J14, Адрастеи J5 и Метиса J16. На примере пятого спутника Юпитера Амальтеи изучается вопрос о возможности отделения релятивистских поправок от больших по величине возмущений ньютоновой гравитации. Рассматриваются основные трудности, связанные с экспериментальной проверкой небесномеханических эффектов общей теории относительности для рассматриваемых объектов. Ключевые слова: небесная механика, теория возмущений, релятивистские эффекты, спутники Юпитера | 1181 | |||||
4473 | Рассмотрены возможности гуманитарного управления образовательными инновациями как условие становления профессионализма педагога. Показаны управленческие механизмы в организации инновационной образовательной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: гуманитарное управление, инновационная образовательная программа, пробное педагогическое действие | 1181 | |||||
4474 | Представлены основные положения, подходы и принципы развития и сохранения здоровья личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного и культуросообразного образования. К ним относятся: развитие, саморазвитие личностного (интеллектуального, творческого и др.) потенциала обучающихся; сохранение их здоровья; повышение качества обучения и качества подготовки специалистов. Возможность и эффективность решения этих проблем в условиях природосообразного и культуросообразного образования теоретически обоснованы и подтверждены экспериментально исследованиями авторов и аспирантов. Ключевые слова: концепция, принципы природосообразного и культуросообразного образования, проблемы развития личности и сохранение ее здоровья, качество обучения | 1181 | |||||
4475 | Рассматривается вопрос о применении информационно-коммуникационных технологий на уроках алгебры в контексте визуализации процесса обучения. Среди дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий особо отмечается интерактивность. В соответствии с этим определены типы визуальных интерактивных учебных материалов: интерактивные визуальные модели представления учебной информации и визуализированные интерактивные задачи. Проанализированы и выделены средства информационно-коммуникационных технологий для создания визуальных интерактивных учебных материалов в соответствии с разработанными критериями. Описаны возможности выделенных программных средств. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, визуализация, обучение алгебре, интерактивные средства обучения, интерактивные упражнения | 1181 | |||||
4476 | Представлен анализ организации и содержания олимпиад по истории в рамках Сибирских туров XIII и XIV Всероссийских студенческих олимпиад по истории среди педагогических вузов, проведенных в 2016–2017 гг. на базе Томского государственного педагогического университета. Описаны формы проведения различных конкурсов (интеллектуальная игра, брейнсторминг, дискуссия, задание на комплексный анализ исторического источника, блок творческих методических заданий, создание концепции выставки, конкурс эссе), проанализированы критерии их оценивания, выявлены характерные особенности каждого конкурсного задания. Впервые на олимпиаде 2016 г. апробирована такая новая форма, как проведение учебного занятия (открытого урока) с участием школьников 7–8-х классов. Введение этой формы в олимпиадные конкурсы является закономерным и актуальным для развития олимпиадного движения в педагогических вузах России. Кроме того, представлен обобщенный анализ результатов выполнения отдельных конкурсных заданий, который может способствовать повышению эффективности организации последующих олимпиад по истории, совершенствовать технологию их проведения, а также совершенствовать процесс подготовки обучающихся к участию в подобных олимпиадах. Ключевые слова: предметная олимпиада, история, структура содержания, критерии оценивания, открытый урок, педагогическая профессионализация, выявление талантливой молодежи | 1181 | |||||
4477 | . | 1180 | |||||
4478 | . | 1180 | |||||
4479 | 1180 | ||||||
4480 | 1180 | ||||||
4481 | «Школьная» тема в лирике Ф. Сологуба | 1180 | |||||
4482 | - | 1180 | |||||
4483 | Статья посвящена исследованию регулятивного потенциала сравнения в лексической структуре поэтических текстов З. Гиппиус. Установлено, что регулятивные возможности сравнительных конструкций зависят от эксплицированности признаков уподобления художественных реалий в лексической микроструктуре, их количества и значимости (основной / периферийный, объективный / субъективный, постоянный / временный), доминирования типа смысловых отношений в рамках сравнительной конструкции (усиление, дополнение, контраст), сопряженности тропа с другими регулятивными средствами в лексической структуре текста. Сравнение в поэзии З. Гиппиус рассматривается как доминирующее регулятивное средство, значимое для вербализации ключевых концептов ее поэтической концептосферы. | 1180 | |||||
4484 | Описываются основные направления работы педагогических коллективов МКШ по организации профессионального роста учителей для решения задач модернизации образования. Ключевые слова: профессиональная компетентность учителей малокомплектных школ, технологии профессионального образования. | 1180 | |||||
4485 | Представлен анализ средств выражения совета, используемых представителями русской и американской социокультур, через призму социопрагматических факторов: социального статуса, возраста и социальной дистанции между коммуникантами. Результаты исследования показывают, что русские коммуниканты употребляют императив при нулевых, официальных и неофициальных отношениях между интерактантами и при любых соотношениях их возраста и статусов. Американцы же используют императив, если дают совет человеку, равному или ниже по статусу, своего возраста или младше. Если совет предназначается человеку выше по статусу и старше по возрасту, американцы предпочитают ассертивные высказывания. Ключевые слова: сопоставительная прагматика, социопрагматические факторы, побудительные речевые акты, реактивный совет, перформативные высказывания | 1180 | |||||
4486 | Статья посвящена взаимодействию понимания времени в религиозном культе и понимания времени в культуре. Рассматриваются характеристики времени в религиозном культе. Анализируется воздействие понимания времени в культуре на религиозный культ на примере литургической реформы патриарха Никона. Ключевые слова: культура, религиозный культ, время, литургическая реформа патриарха Никона | 1180 | |||||
4487 | Рассматриваются вопросы международного сотрудничества России и Китая в области высшего образования на современном этапе. Проанализированы факторы, влияющие на создание нового международного поликультурного образовательного региона. Особое внимание обращается на международную образовательную деятельность Томского государственного педагогического университета, сотрудничество с вузами Китая. Ключевые слова: педагогическое образование, система образования, образование в Китае, педагогические вузы, сравнительные характеристики отечественного и зарубежного опыта | 1180 | |||||
4488 | Статья посвящена роли и месту визуального текста в религиозном ритуале, его взаимодействию с другими элементами религиозного ритуала и роли в трансляции религии в культурной среде. На примере православия рассматривается место визуального текста в структуре религиозного ритуала, аспекты его взаимодействия с вербальным текстом, роль визуального текста в распространении религии. Делается вывод о неразрывном единстве визуального текста с другими элементами религиозного ритуала, при динамическом взаимодействии с ними, а также о приоритетной роли визуального текста в трансляции религии в культуре. Ключевые слова: религиозный ритуал, визуальный текст, вербальный текст, сакральное пространство, религиозная культура, православие | 1180 | |||||
4489 | На основе конкретного фактического и теоретического материала систематизируются и анализируются стилистико-семантические особенности числительного bir «один», формирующего синонимические, антонимические ряды существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Компонентами этих рядов являются слова, образованные с помощью числительного bir. Ключевые слова: bir «один», числительное, синонимы, антонимы, существительное, прилагательное, глагол, наречие | 1180 | |||||
4490 | Рассмотрено два типа модификации гравитации Борна-Инфельда в формализме Палатини и изучена их динамика для ранней Вселенной. Модификация, содержащая f(R) поправки к лагранжиану Борна-Инфельда, изменяет динамику квантовых эффектов материи. Второй тип рассмотренных модификаций состоит из различных степеней элементарных строительных блоков лагранжиана Борна-Инфельда, которые обозначаются следующим образом: |Ωˆ|. Показано, что два типа несингулярных решений, возникающих в теории Борна-Инфельда, также присутствуют в этих расширениях в виде, так называемых, решений с отскоком, образующих устойчивое ответвление. Сингулярные решения с периодом, близким к инфляции де Ситтера, найдены для вселенных с преобладанием излучения. Ключевые слова: космология, несингулярная Вселенная, модифицированные теории гравитации, формализм Палатини | 1180 | |||||
4491 | Рассматриваются требования к будущему учителю, который должен быть творческой личностью, владеть навыками креативной деятельности, которая характеризуется способностью генерировать идеи; умением находить решения в нестандартных ситуациях; способностью к анализу, синтезу, к предвосхищению различных ситуаций и др. Обосновывается необходимость организации креативной образовательной среды в вузах, осуществляющих обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование». Выделяется группа условий, которым должна отвечать данная среда. Описывается модель организации креативной образовательной среды на примере обучения дисциплине «Основы математической обработки информации». Ключевые слова: творческий потенциал, профессиональная компетенция педагога, креативная образовательная среда, креативная компетенция педагога | 1180 | |||||
4492 | Анализируется лирика поэта русского зарубежья Николая Оцупа. На материале стихотворений 1930-х гг. рассматривается ведущий в лирике Н. Оцупа мотив смерти. Поэт многое заимствует у Г. Иванова и Г. Адамовича, но в то же время его лирика глубоко индивидуальна. Пронизанные мрачными предчувствиями, экзистенциальными мотивами, произведения поэта 1930-х гг. тем не менее уже содержат предпосылки религиозного подъема, характерного для творчества Оцупа 1940–1950-х гг. Ключевые слова: Литература русского Зарубежья, лирика Н. Оцупа, мотив смерти, экзистенциализм | 1180 | |||||
4493 | Рассматривается аргументативно-полемический медиадискурс в регулятивном аспекте. На материале аналитико-полемических статей 2015–2016 гг. писателя Ю. Полякова и журналиста и публициста А. Колесникова исследуются различные использованные авторами регулятивные средства и структуры, выявляются регулятивные доминанты и способы регулятивности в медиадискурсах данных информационно-медийных личностей. Установлена зависимость использованных языковыми личностями средств регулятивности от авторских интенций и субъективной оценки различных общественных реалий. Выявлены некоторые типовые и индивидуально-персонологические особенности их аргументативно-полемического медиадискурса. Ключевые слова: регулятивные средства, регулятивные структуры, доминанта регулятивности, аргументативно-полемический медиадискурс, аналитико-полемические статьи, информационно-медийная языковая личность | 1180 | |||||
4494 | Исследованы современные педагогические технологии, применяемые в практике языковой подготовки с целью повышения эффективности формирования и совершенствования языковой компетенции как русскоговорящих, так и носителей-инофонов. Представлена систематизация и обобщение опыта профессиональной деятельности специалистов – учителей-методистов и педагогов общеобразовательной и высшей школы, осуществляющих преподавание русского языка как родного, неродного и иностранного, а также иностранных языков в региональных образовательных учреждениях. Материалом для анализа преимущественно послужили статьи указанного круга лиц, опубликованные в журнале «Научно-педагогическое обозрение» в 2013–2016 гг. Ключевые слова: языковая подготовка, языковая компетенция, педагогическая технология, технологический аспект методики обучения, методика обучения русскому языку как родному, неродному и иностранному, методика обучения иностранному языку | 1180 | |||||
4495 | . | 1179 | |||||
4496 | . | 1179 | |||||
4497 | . | 1179 | |||||
4498 | . | 1179 | |||||
4499 | В статье говорится об опыте работы автора по ознакомлению иностранных студентов-филологов с духовной культурой православия. С этой целью автор использует материалы из Библии, из популярной духовной литературы и произведения фольклора духовно-нравственной тематики, а именно пословицы, поговорки, фразеологические речения из сферы «народной религии». Материалы статьи содержат обоснование актуальности этой позиции, постановку методических проблем и некоторые методические рекомендации по работе с устойчивыми выражениями из сферы народной религии в иностранной аудитории (предлагаются критерии отбора учебного материала, приводятся приемы работы с фольклорным материалом на занятиях и при проведении внеаудиторных мероприятий). | 1179 | |||||
4500 | В статье анализируются проблемы разработки комплекса технических средств и технологических подходов к формированию электронного учебно-методического обеспечения для нужд заочного и дистанционного обучения. Рассматриваются перспективы использования Web-CD технологии для доставки учебно-методических материалов. Отмечается, что Web-CD технология предоставляет принципиально новые возможности для совершенствования организации образовательной деятельности. Представлена новая разработка комплекта СD-дисков по различным специальностям заочного обучения. Проводится сравнительный анализ различных решений для конструирования электронных образовательных ресурсов | 1179 |