№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
6151 | . | 995 | |||||
6152 | Представлена попытка построения литературоведческой интерпретационной модели лирического произведения (стихотворения О. Э. Мандельштама «Как облаком сердце одето…»), рассматриваются аспекты соотнесения аналитического и интерпретационного моделирования в процессе литературоведческого осмысления литературного произведения. Аналитическая модель художественного текста строится на основании выделения и описания авторских интерпретационных моделей – значимых элементов разных уровней структуры художественного текста, которые в процессе читательского восприятия задают векторы интерпретации. Ключевые слова: анализ художественного текста, интерпретация литературного произведения, моделирование в литературоведении | 995 | |||||
6153 | Актуализирована проблема взаимодействия образовательного учреждения с семьей, представлена структурная модель формирования и развития компетенций воспитателей в области сотрудничества с семьями воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения, описан опыт реализации модели, отражены результаты проведенной экспериментальной работы. Важными элементами модели являются организация системы мероприятий, направленных на формирование и развитие компетенций воспитателей в области работы с семьей, и создание стажировочной площадки. Системообразующим элементом подготовки педагогов к работе с родителями являются курсы повышения квалификации, организованные по принципу корпоративного обучения. Ключевые слова: модель, сотрудничество с семьей, повышение квалификации, компетенции, корпоративное обучение | 995 | |||||
6154 | Современная ситуация в образовании предъявляет к педагогам дошкольных организаций особые требования, однако не все готовы их принять. Речь идет не только о методическом аспекте, но и в первую очередь психологической и личностной готовности педагогов к изменениям. Вызывает серьезные затруднения подготовка педагогов к реализации нового стиля взаимодействия с детьми, отражающего идеи личностно ориентированного подхода. Автором описан ряд исследований, позволяющих определить актуальные направления профессионального развития педагога дошкольного образования на современном этапе. Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, гуманизация образования, профессиональное развитие | 994 | |||||
6155 | Непрерывное обновление арсенала технических средств, особенно в области информационно-коммуникационных технологий, ставит перед людьми, готовящими будущих работников высокотехнологичных отраслей деятельности, дилемму: что выбрать в качестве ориентира образования – набор компетенций или настоящую компетентность? Но есть ли здесь противоречие? В статье ставится вопрос о воспитании компетентного специалиста в рамках подготовки функционера, обладающего набором компетенций. На примере дисциплины «Основы информатики» показывается, как из исполнителя команд формируется управленец, обладающий системным мышлением и решающий задачи с использованием доступного жизненного опыта. Ключевые слова: управление, компетенции, компетентность, задача, информационные технологии | 994 | |||||
6156 | Представлвено исследование «пожертвованного поколения» как исторически обусловленного феномена русской культуры через призму авторской литературной виктимологии Ф. М. Достоевского. Анализ виктимологического дискурса «Дневника писателя» позволяет выявить важнейшие аксиологические аспекты концепта «жертва» и систему его реализации в различных выпусках моножурнала. Разрабатывая виктимологическую проблематику в художественных и публицистических текстах, писатель на уровне идеи показывает причины появления различных типов преступников и жертв, приходит к выводу об их самовоспроизводимости в глобальном масштабе государства. Результатом действия подобных деструктивных процессов ценностной деформации личности, противоречивых отношений юридического законодательства с принципами человечности и Божьим законом становится «пожертвованное поколение». Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя», жертва, литературная виктимология, автор, дискурс, публицистика, жанр, аксиология, духовные императивы | 994 | |||||
6157 | Исследуются особенности моделирования образа Франции в «Воспоминаниях» П. Е. Анненковой. Топос Франции, включенный в парадигму Россия/Европа, является одной из хронотопических доминант автодокументального текста, характеризующих его концептосферу, воплощенную в нем картину мира мемуаристки, механизмы самоинтерпретации и самоописания, а также представленную в нем авторскую рецепцию русско-французского диалога культур. Дихотомия Франция/Россия соотносится с семантической парой свое/чужое, центр/периферия. Французская реальность воссоздается в «Воспоминаниях» как через характеристики ее пространственной структуры, так и через реконструкцию духовно-нравственной и культурно-исторической сферы. События частной жизни автогероини, ритмы провинциального мироустройства освещаются сквозь призму истории, а пребывание в Париже определяется семантикой отчужденности, ограниченности, локальности. Окружение юной автогероини составляют не только члены семьи, но также исторические деятели. В качестве значимых для автора ориентиров в процессе самоинтерпретации представлены образ отца и модели декабристской личности и культуры. Ключевые слова: мемуары, образ Франции, диалог культур, имагология, рецепция, концептосфера, модель самоописания, декабризм | 994 | |||||
6158 | Автор предлагает направление развития содержания обучения теоретическому программированию, которое понимается как наука о математических моделях понятия «программа» и включающая следующие разделы: λ-исчисление, теория комбинаторов, теория типов, теория категорий. Проведен логико-семиотический анализ содержания одного из разделов обучения теоретическому программированию «мономорфная система типов λ→» (демонстрирующая зависимость термов от термов). Основной акцент сделан на методах решения основных типов задач системы с использованием интерпретатора GHC, содержащего инструментарий по установлению существования вывода типизированного λ-терма и вывода типа λ-терма. В результате сформулированы компетенции, приобретаемые обучаемыми по итогам изучения мономорфной системы типов. Ключевые слова: теоретическое программирование, λ-куб, мономорфная система типов, логико-семиотический анализ содержания, изоморфизм Карри-Говарда, минимальная пропозициональная логика (Prop) | 994 | |||||
6159 | Речь идет о лингводидактическом потенциале жаргонизмов, реализуемом на занятиях по преподаванию русского языка как иностранного в китайской аудитории. Основное внимание уделено разным вариантам использования жаргонизмов для осуществления лингводидактической цели обучения иностранца разговорному русскому языку, посредством которого осуществляется межличностное общение в условиях повседневного взаимодействия. Актуальность темы обусловлена наблюдающимся ростом значимости поликультурной коммуникации и укреплением русско-китайских контактов, в том числе языковых. Научная новизна представленной проблематики состоит в возможности рассмотрения внелитературных языковых фактов (в данном исследовании – жаргонизмов) с точки зрения лингводидактических и лингвокультурных единиц, применяемых на занятиях по русскому языку как иностранному в китайской аудитории. Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, лингводидактика, жаргонизмы, русский язык как иностранный, иностранные студенты, китайская аудитория | 994 | |||||
6160 | Рассматриваются особенности использования аллюзии в качестве одного из средств выражения концептов. В зависимости от свойств объекта, на который ссылается аллюзия, она может репрезентировать несколько концептов в их периферийных полях. Особое внимание уделяется парным аллюзиям, которые могут проявлять себя в дискретном и синкретическом аспектах. Каждый член парной аллюзии, как правило, обладает индивидуальной концептуальной отнесенностью. Члены названной аллюзии, представленные вместе, демонстрируют иную концептуальную отнесенность, характерную только для их бинарного употребления. Ключевые слова: концепт, парная аллюзия, фоновые знания, дискретность, синкретизм | 993 | |||||
6161 | Представлено исследование вербальных формул привлечения внимания, которые, не называя адресата, побуждают его к ответной реакции. В украинском и лезгинском речевом общении такую функцию выполняют, как правило, междометия, используемые адресантом либо в связи с неопределенностью или чрезмерной обобщенностью социальных признаков адресата, либо с отсутствием необходимости (желания) такую номинацию реализовать в данных речевых условиях. В результате исследования выявлено, что подобные обращения отличаются национальной самобытностью, выступая своеобразными маркерами духовной культуры этноса. Ключевые слова: обращения, междометия, апеллятивная функция, украинский язык, лезгинский язык | 993 | |||||
6162 | Рассматривается развитие профессиональных и общекультурных компетентностей у будущих учителей в системе профессиональной подготовки в условиях педагогического вуза. Описываются различные подходы к понятиям «компетенция» и «компетентность», этапы исследования компетентности как научной категории. Уделяется внимание проблеме становления личности будущих педагогов в системе профессиональной подготовки. Представлены методики диагностического обследования будущих учителей. Изложены результаты исследования, свидетельствующие о том, что уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у будущих педагогов достаточно низкий. Анализируется уровень повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях педагогического вуза. Обосновывается необходимость проектирования методов педагогической деятельности по повышению уровня сформированности общекультурных и педагогических компетентностей у будущих педагогов, а также психолого-педагогическое, учебно-методическое обеспечение процесса работы преподавателя со студентами. Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, общекультурная компетентность, студенты – будущие педагоги, педагогическая деятельность | 993 | |||||
6163 | Источниковая база определяет возможности воссоздания истории русских национальных и державнических организаций. Это важно по отношению к событиям недавнего прошлого, происходившим в Западной Сибири. Нельзя пройти мимо того факта, что не все материалы попадают в распоряжение архивистов, а комплектация фондов архивов занимает длительный период. Применительно к изучению текущей политической истории региона целесообразно использование таких видов источников, опубликованных в изучаемый период справочников и сборников документов. Это дает возможность расширить их типологизацию, вовлекая в научный оборот новые фактические данные, позволяющие детально исследовать процессы, происходящие в данных организациях, их деятельность в условиях трансформации политической системы, сопровождающейся политическими кризисами, референдумами и избирательными кампаниями. Ключевые слова: державники, русские националисты, источники по текущей истории, партийная печать, справочные издания, политическая жизнь Западной Сибири | 993 | |||||
6164 | . | 993 | |||||
6165 | Введение. Научная проблема, обсуждаемая в статье, обусловлена важностью исследования когнитивных механизмов взаимодействия смыслов в семантике языковых единиц, денотативной областью которых являются ментальные состояния, обеспечивающие когнитивный механизм конструирования внешнего по отношению к субъекту мира через его внутренний мир. Цель статьи заключается в выявлении когнитивных оснований и моделей семантической деривации английских глаголов воображения. Материал и методы. Исследование опирается на принципы когнитивного подхода к языку. Языковое значение понимается как когнитивная структура, обеспечивающая категоризацию и концептуализацию нового опыта. Результаты и обсуждение. Выявлено эпистемическое значение глаголов воображения как способность вводить суждение, т. е. функционировать в качестве предикатов пропозициональной установки. В эпистемическом значении глаголы воображения категоризуют ситуации мнения с вероятностной и истинностной оценкой подчиненной пропозиции. Установлено, что семантический переход в сторону эпистемического значения сопряжен с изменением синтаксической формы подчиненной пропозиции, что свидетельствует о когнитивном статусе грамматических конструкций. Проанализированы синтаксические формы репрезентации пропозиционального объекта глаголов воображения в эпистемическом значении. Установлено, что первичной формой выражения пропозиции является придаточное изъяснительное, эксплицирующее референтные, модальные, видовременные признаки пропозиции. Вторичной формой выражения пропозиционального содержания являются вторично-предикативные обороты с инфинитивом и герундием. Обоснованы семантические, синтаксические и прагматические особенности ситуаций верифицируемого мнения-предположения и неверифицируемого оценочного мнения, категоризуемых глаголами воображения. Описаны контексты верификации мнения-предположения. Выявлено значение ошибочного мнения и полемические контексты его реализации. Проанализировано явление полифонии как неприсоединение говорящего к мнению или установке субъекта мнения в высказываниях с глаголами воображения в эпистемическом значении. Заключение. Результаты исследования вносят вклад в дальнейшее изучение когнитивных аспектов полисемии и семантической деривации как процесса и результата образования в языке производного значения. Лингво когнитивный анализ семантики глаголов воображения представляет языковые свидетельства диффузности, континуальности, пластичности мыслительной деятельности человека. Ключевые слова: ментальное состояние, пропозиция, пропозициональная установка, воображение, семантическая деривация, мнение-предположение, оценочное мнение | 993 | |||||
6166 | Рассмотрены основные исторические этапы становления идеологемы self-government в лингвокультурном аспекте. Проанализированы выступления политических деятелей США начиная с 1930 г. и выявлены основные ценности того или иного исторического периода. В результате работы сделан вывод, что популярность идеологемы self-government в определенный исторический период США отражает противостояние консервативной и либеральной идеологий. Ключевые слова: политический дискурс, идеологема, ценность, консервативная идеология, либеральная идеология, семиотическая функция | 992 | |||||
6167 | Введение. Вопросы развития творческих способностей учащихся через новое явление фасилитации вызывают повышенный интерес со стороны как исследователей, так и практических работников образования. Цель – теоретический анализ обеспечения требований, предъявляемых технологией педагогической фасилитации к процессу обучения математике для развития творческих способностей обучающихся. Материал и методы. Проведен анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей в области общей психологии, педагогической фасилитации, развития творческих способностей. Основными методами исследования являются изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, анкетирование обучающихся. Результаты и обсуждение. Педагогическая фасилитация предъявляет определенные требования к процессу обучения (обеспечение значимости учения, психологической безопасности и психологической свободы), а также к личности педагога и его умению строить взаимоотношения с обучающимися. Значимое учение предполагает изменение личности, поведения обучающегося вследствие накопления его внутреннего чувственно-когнитивного опыта. Для выполнения данного требования при обучении математике можно использовать различные инструменты фасилитации в интеграции с занимательными задачами, нетрадиционные формы организации занятий с созданием ситуаций успеха, демонстрацию уважения педагога к обучающимся. В процессе фасилитации психологическая безопасность достигается за счет создания обстановки, обеспечивающей при сутствие доверия со стороны обучающегося, а также отсутствие страха, тревоги и других негативных чувств, возникающих при внешнем оценивании. Важна организация работы со слабоуспевающими, использование современных педагогических технологий для создания ситуации успеха, повышение уровня комфортности на занятии. Психологическая свобода предполагает формирование креативности обучающихся, их самовыражения. В данном процессе важное значение имеет предоставление возможности проявить активность, самостоятельность, ответственность. Заключение. Выявлены особенности организации учебного процесса с применением технологии педагогической фасилитации. Ключевые слова: творческие способности, педагогическая фасилитация, личность педагога, обучение математике | 992 | |||||
6168 | Введение. Идиостиль – это система фактических и формальных характеристик, присущих произведениям конкретного автора и подлежащих обязательному воспроизведению в иноязычном переводе. Запоминающийся и узнаваемый идиостиль В. О. Пелевина является одной из причин всемирного успеха его романа «Generation „П“», переведенного на большинство европейских языков. Актуальность исследования определяется необходимостью сохранения в переводе индивидуального авторского стиля как принципиальной характеристики художественного текста. Цель исследования – выявление способов воспроизведения индивидуального стиля В. О. Пелевина при переводе романа «Generation „П“» с русского языка на английский. Материал и методы. Материалами исследования послужили оригинальный текст романа В. Пелевина «Generation „П“» и его перевод на английский язык, выполненный Э. Бромфилдом. В качестве методов использовались общенаучные методы анализа, синтеза и обобщения, а также частнонаучный метод описания. Результаты и обсуждение. Бестселлер В. Пелевина «Generation „П“» существует в рамках парадигмы постмодернизма, для которого характерны интертекстуальность, цитатность, многоуровневость текстовой организации, стилевой синкретизм, а также целый ряд других аспектов. Однако даже на фоне разнородных общежанровых характеристик роман привлекает внимание особой эклектичностью, потенциальной неоднозначностью восприятия, игрой слов, обилием цитат и аллюзий. Перечисленные аспекты определяют специфику идиостиля В. Пелевина, характеризующегося конвергенцией выразительных средств и стилистических приемов, обилие и разноплановость которых представляют серьезную задачу для переводчика. С целью анализа передачи наиболее значимых компонентов идиостиля В. Пелевина рассмотрены репрезентативные фрагменты текста, в которых специфика авторского почерка реализуется особенно наглядно. Заключение. Обнаруженные погрешности передачи некоторых компонентов идиостиля В. Пелевина Э. Бромфилдом, возможно, связаны с неполнотой понимания многоаспектности оригинального текста, нагруженного лингвистическими средствами, приемами художественной выразительности и культурными отсылками, характеризующими авторский почерк В. Пелевина, в рамках парадигмы русского постмодернизма. Наиболее заметным упущением для передачи авторского идиостиля можно считать решение о нулевом переводе англоязычных фрагментов текста, а также нейтрализацию просторечного статуса целого ряда идиом, что отчасти затушевывает полную картину стилистического ландшафта романа. Ключевые слова: идиостиль, В. О. Пелевин, постмодернизм, перевод, иноязычные вкрапления, аллюзии, просторечия | 992 | |||||
6169 | Список компетенций в новых федеральных образовательных стандартах включает три компонента: профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, специальные компетенции. Формирование общекультурной компетенции занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке студентов юридических вузов. Данная компетенция является базовой, так как на ее основе создается профессиональный облик выпускника вуза. В статье проведен анализ современного состояния формирования общекультурной компетенции в российских вузах, рассмотрен один из эффективных методов использования в обучении будущих юристов текстов-образцов известных судебных ораторов XIX – начала XX в. Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, специальные компетенции, анализ текстов-образцов, судебные речи | 991 | |||||
6170 | Проанализированы итоговые отчеты бакалавров по прохождению учебной фольклорной практики на историко-филологическом факультете Томского государственного педагогического университета. Показано, как учебная фольклорная практика способствует развитию коммуникативных навыков, учит разного рода формам сотрудничества, воспитывает уважительное отношение к народному творчеству. Отличие учебной практики для бакалавров заключается в составлении итогового отчета, представляющего собой анализ всех видов деятельности: методы, способы достижения задач; связь практики с теоретическим курсом обучения; выводы о результатах практики и о перспективе дальнейшей работы; предложения и рекомендации по организации практики. Развитие универсальных видов деятельности (коммуникативной, аналитической), обеспечивающих подготовку будущих учителей, способных не просто к репродуктивной, но и активно-творческой работе. Ключевые слова: учебная фольклорная практика, устное народное творчество, детский фольклор, анализ фольклорного материала, федеральный государственный образовательный стандарт | 991 | |||||
6171 | Производится статистическая обработка результатов тестирования студентов, участвующих в педагогическом эксперименте, проводимом кафедрой «Высшая математика» Самарского государственного университета путей сообщения. Построенный интервальный вариационный ряд, вычисленные наиболее важные числовые характеристики случайной величины – выборочная средняя, выборочная дисперсия и выборочное среднее квадратическое отклонение дают возможность построить гистограмму относительных частот. По виду линии эмпирической плотности выдвинута статистическая гипотеза о нормальном законе распределения случайной величины. Для проверки этой гипотезы используется критерий Пирсона χ2, состоящий в сравнении эмпирических и теоретических частот, который и подтверждает выдвинутую гипотезу. Подбор нормальной кривой распределения позволяет сделать вывод, что примерно 30 % студентов будут нуждаться в дополнительной самообразовательной деятельности для достижения удовлетворительного результата, а так-же построить шкалу успешности обучения. Ключевые слова: самообразовательная деятельность, выборочное среднее, математическое ожидание, выборочное среднеквадратичное отклонение, гистограмма относительных частот, функция распределения, гипотеза, доверительный интервал, шкала успешности обучения | 991 | |||||
6172 | Статья посвящена одному из составляющих нравственного воспитания личности в абхазской народной педагогике – религиозным воззрениям народа Абхазии. В своих этнопедагогических исследованиях автор утверждает, что нравственная сторона воспитания является наиболее актуальной и значимой в условиях изучаемого региона, анализ которой позволил определить неотъемлемость морали, этики, духовных ценностей народа от его верований. Научная новизна и теоретическая значимость предпринятого исследования заключаются в том, что впервые обозначена значимость форм реализации народной педагогики посредством религиозных воззрений абхазов, определена их регулятивная функция. В качестве вывода автор подчеркивает эффективность воспитательного воздействия на подрастающее поколение религиозных норм и убеждений, предлагая творчески, но с оглядкой на современную действительность использовать их в системе образования республики. Ключевые слова: религия, религиозные воззрения, абхазы, народная педагогика абхазов, этнопедагогика, Республика Абхазия, народное воспитание, нравственное воспитание | 991 | |||||
6173 | На основе директив долгосрочного социально-экономического развития России и задач современного профессионального образования предлагается использование образовательного кластера для подготовки экономистов к инновационной деятельности. Рассматривается модель подготовки экономистов, ядром является совместная образовательная деятельность субъектов образования, экономического бизнеса и управления образованием в регионе в форме образовательного кластера. Изложены требования к построению модели и характеристика компонентов модели, описаны функции модели, подтвердившей на практике свою эффективность. Ключевые слова: интеграция, инновационная экономика, подготовка экономистов, совместная образовательная деятельность, педагогическое взаимодействие, образовательный кластер, модель интегрированной подготовки | 990 | |||||
6174 | Предпринята попытка поэтикального анализа поэзии Е. Рейна второй половины ХХ в. В качестве предмета исследования избран метапейзажный дискурс лирики, категория картины мира автора использована в концептуальном и функциональном аспекте как методологический аппарат исследования. Рассмотрена временная сфера поэзии, в ее пределах выявлен синтез циклического и линейного времени. Отличительной чертой временной организации поэзии Е. Рейна является способность лирического субъекта пребывать в разных временных пластах одного пространства, что вписывается в общую тенденцию русской поэзии ХХ в. – эпизации лирики. Ключевые слова: поэзия, лирика, картина мира, метапейзажный дискурс, временная сфера, синтез циклического и линейного времени | 990 | |||||
6175 | Продемонстрированы результаты исследования, цель которого – выявить взаимосвязь между индивидуальными ценностями и инновативными установками. В качестве респондентов в данном исследовании выступили 380 человек. В исследовании принимали участие представители взрослого поколения и молодежи России – представители молодого (до 25 лет) и взрослого поколений (старше 45 лет). В качестве основного метода исследования был использован метод опроса, заключавшийся в заполнении респондентами специально подготовленных опросников, в которых были использованы методика измерения индивидуальных ценностей PVQR и методика «Самооценка инновативных качеств личности». В ходе исследования подтвердилась гипотеза, что ценность «безопасность: личная» мешает принятию инноваций у взрослых респондентов, а «безопасность: общественная», напротив, стимулирует принятие инноваций. У представителей молодого поколения ценности «самостоятельность мысли», «стимуляция», «достижение», «власть: доминирование» стимулируют принятие инноваций. Ключевые слова: культурные ценности, ценности индивидуального уровня, инновации, инновативные установки | 990 | |||||
6176 | Изучение особенностей традиционной культуры старообрядцев особенно актуально в современную эпоху глобализации. Музыкальное искусство староверов, в частности их теоретические представления, в настоящее время изучены недостаточно полно и вместе с тем являются важным культурообразующим фактором своего времени и историческим памятником. Анализ печатных певческих азбук начала прошлого столетия, принадлежащих к различным типам музыкально-теоретических руководств, позволяет увидеть четкую нацеленность их авторов на повышение уровня владения искусством знаменного пения посредством четко выстроенной системы подготовки старообрядческих музыкально-педагогических кадров. Ключевые слова: музыкальное образование старообрядцев, педагогика и просветительство, печатные азбуки, типы музыкально-теоретических руководств | 990 | |||||
6177 | Введение. Рассмотрены способы реализации языковой вариантности, репрезентированные на уровне фразеологических подсистем русского и китайского языков. Объект научного описания ‒ сфера языковой семантики, получающая концептуальное осмысление в связи с ее исследованием в аспекте межкультурной и межъязыковой коммуникации. Наличие смыслового инварианта в содержании русских и китайских фразеологизмов обусловливается существованием общих тенденций смыслообразования и действием универсальных законов развития любого национального языка. Смысловые варианты возникают в силу своеобразия национальных лингвокультур в результате совокупного действия ряда экстралингвистических и лингвистических факторов. Цель статьи – изучить функциональные проявления теории вариантности на фразеологическом уровне русского и китайского языков в аспекте сопоставительно-лингвокультурологической интерпретации. Материал и методы. В качестве единиц анализа привлечены 54 фразеологизма, функционирующие в современном русском и китайском языках, отобранные путем сплошной выборки из лексикографических источников. Основной метод исследования – сопоставительно-лингвокультурологический. Результаты и обсуждение. Отправной точкой исследования стал тезис о наличии у фразеологизмов не только языкового, речевого, но и лингвокультурологического и лингвокогнитивного статуса. В значении большинства русских фразеологизмов присутствует ярко выраженный национально-культурный компонент смысла. С учетом этого фактора выявлены общие (инвариантные) и частные (вариативные, характерные для конкретной лингвокультуры) смысловые компоненты в семантике фразеологизмов, которые составляют корреляционные семантические пары (эквивалентные, безэквивалентные, неполно эквивалентные). В эквивалентных парных фразеологизмах ядром семантики выступает смысловой инвариант, безэквивалентные отличаются доминированием вариативных смысловых признаков, неполно эквивалентные являются переходным типом. Заключение. Сопоставительные лингвокультурологические исследования вносят значительный вклад в изучение различных лингвистических концепций, в том числе теории языковой вариантности, смысловой интерпретации, перевода, на основании чего делается вывод об их исключительной актуальности для современной научной парадигмы. Ключевые слова: фразеологизм, русский язык, китайский язык, сопоставительно-лингвокультурологический анализ, теория вариантности, инвариант смысла, вариант смысла, смысловой эквивалент | 990 | |||||
6178 | Введение. Описаны современные электронные ресурсы как инструменты для топонимических исследований. До недавних пор использование геоинформационных систем (ГИС) в исследованиях географических названий нельзя было назвать масштабным. С развитием современных информационных технологий топонимические исследования приобрели новый характер, отличающийся новейшими подходами к сбору и обработке геоданных. Цель статьи – выявить, проанализировать и описать современные электронные средства для сбора и изучения топонимов с целью дальнейшего использования подобных ресурсов в разного рода исследованиях. Материал и методы. Наборы топонимов стали центральным компонентом систем GPS-навигации и онлайн-карт, которые сегодня широко используются в научных исследованиях. Массовая информатизация, развитие высокоскоростного интернета, доступность приобретения и использования портативных компьютеров и мобильных устройств, повышение компьютерной грамотности населения охватывают большинство стран мира, что отражается на качественно новых подходах к изучению топонимической лексики. Результаты и обсуждение. Революция цифрового картографирования и мобильных приложений позволяет простым гражданам вносить свой вклад в обработку топонимического материала в режиме онлайн. С появлением электронных систем Google Maps, Apple Maps, Яндекс.Карты, Bing Maps и им подобных топонимические исследования приобрели новый характер. Изыскания на уровне микротопонимии стали четче и подробнее. Наглядно показано, как можно использовать онлайн-топонимические словари, электронные карты, наукометрические базы данных, географическую базу данных GeoNames и Google-переводчик для проведения топонимических исследований. Указываются преимущества и недостатки современных сайтов и программ, ориентированных на исследования в области топонимики. Делаются выводы о целесообразности привлечения технических средств к топонимическим исследованиям в целом. Научные онлайн-дискуссии на таких площадках, как ResearchGate и Facebook, приводят к реальному взаимодействию ученых и помогают сделать научную мысль глубже, четче и ярче. Заключение. Принимая во внимание всевозможные погрешности вследствие применения современных описанных технологий, считаем необходимым контроль в виде сверки данных, например по этимологии географических имен и т. п. Упомянутые инструменты позиционируются как чрезвычайно полезные для выявления, описания, изучения, комплексного анализа и систематизации топонимического материала. Ключевые слова: топонимика, исследования, электронный, словарь, ресурс, база данных, интернет, геоинформационные системы | 990 | |||||
6179 | Введение. Рассмотрены особенности лексической репрезентации идеи национального единения в публицистических и рекламных текстах. Актуальность исследования обусловлена современным состоянием сферы социальной коммуникации, в частности неограниченными возможностями свободного взаимодействия людей благодаря доступности цифровых технологий, в результате которого, с одной стороны, различными акторами может оказываться влияние на сознание человека посредством текстов (например, газетные публикации, реклама и др.), с другой – разные виды дискурсов отражают особенности представлений людей о том или ином фрагменте современной действительности. Цель – проанализировать, какими лексическими средствами репрезентируется идея национального единения в медийном дискурсе. Объект исследования – публицистические и рекламные тексты. Материал и методы. Материалом исследования выступили лексикографические данные, фрагменты текстов, извлеченные из Национального корпуса русского языка и выбранные авторами из публикаций СМИ, поликодовые тексты коммерческой рекламы. Использовались методы семантико-мотивационной реконструкции, компонентного анализа, интерпретации контекстной семантики, анализа дефиниций. Результаты и обсуждение. На основе изучения языковой репрезентации идеи национального единения в словарях и речевом употреблении установлено значение неидиоматического составного выражения национальное единение, выявлены контекстные маркеры идеи национального единения в публицистических и рекламных текстах. Выражение национальное единение рассмотрено в ряду синонимичных единиц национальное единство и национальное согласие. Показано, что выражение национальное единение имеет процессуальное значение и предполагает длительность действия, а выражения национальное единство и национальное согласие – предметное значение результативности и контекстуальный синоним национальный союз. На основе анализа дефиниций прилагательного национальный и существительного единение и их речевого употребления как составного неидиоматического выражения сформулировано определение национального единения как государственного процесса сплочения граждан страны, имеющих общее историческое прошлое, на основании взаимодействия власти и народа по вопросу решения задач развития государства и национальной безопасности. Установлено, что в коммерческой поликодовой рекламе выражение национальное единение не употребляется, однако идея национального объединения реализуется имплицитно. Заключение. Выявлены языковые маркеры продвижения идеи национального единения в современной коммерческой рекламе, номинирующие общие традиции, территорию и некоторые особенности социокультурной жизни страны. Отмечается, что коммерческая реклама имеет значительные возможности для продвижения общенациональных идей, в изучении воспитательных возможностей рекламного дискурса видится перспектива исследования. Ключевые слова: семантика, лексические маркеры, медиадискурс, поликодовый рекламный текст, национальное единение | 990 | |||||
6180 | Введение. Предпринята попытка исследования рецепции антропологического идеала в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» русскими религиозными философами порубежной эпохи XIX–XX вв. Аутентичное понимание и интерпретация ключевых идей писателя о человеческом идеале, его ценностях и смысле жизни возможны только в контексте православной антропологии. Важность этого материала не ограничивается осмыслением проблемы антропологического идеала и его влияния на дальнейшее развитие русской религиозно-философской мысли, позволяет исследовать особенности художественного мира романа, в том числе специфику репрезентации в идейном поле произведения авторского начала, мировоззрения писателя. Материал и методы. Материалом исследования послужили работы В. С. Соловьева «Три речи в память Достоевского», В. В. Розанова «Легенда о Великом инквизиторе», Н. А. Бердяева «Миросозерцание Достоевского», Н. О. Лосского «Достоевский и его христианское миропонимание», канонический текст романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Используются культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический методы. Результаты и обсуждение. Наука о Достоевском начинается именно с трудов русских религиозных философов и мыслителей конца XIX – начала XX в., которые идеи о сущности человека, его предназначении, идеале делают содержательным ядром своих размышлений. Итоговый роман Великого Пятикнижия «Братья Карамазовы» как квинтэссенция жизненного и творческого пути Достоевского, неразрывно связанный с духовными и аксиологическими императивами православной антропологии, наиболее часто привлекается религиозными философами для рефлексии ключевых доминант собственных философских концепций, анализа и аргументации идей. Этот материал позволяет исследовать особенности художественного мира романа, специфику репрезентации в идейном поле произведения мировоззрения писателя и авторского начала, антропологического идеала, неразрывно связанного для Достоевского с такими духовными и ценностными доминантами, как Христос, Православие, святость, народность, добро и зло, и выявить его влияние на дальнейшее развитие русской религиозно-философской мысли. Заключение. Антропологический идеал Достоевского, по мысли религиозных философов, опирается на православное учение о человеке, раскрывающее как антиномичность человеческой природы (pro et contra в терминологии писателя), так и бытийную ее устремленность к Богу, Истине, потребность в добре, вне которых личность осознает свое не-бытие. Доминантами антропологического идеала писателя, которые находят отражение в трудах религиозных философов, становятся святость, красота как этическая доминанта личности, укорененность в ценностях и смыслах христоцентричной в своих основаниях русской культуры. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», «Житие Великого грешника», «Дневник писателя», аксиология, ценности, православие, русская культура, духовность, нравственность, антропологический идеал, святость, агиографическая традиция, В. С. Соловьев, «Три речи в память Достоевского», В. В. Розанов, «Легенда о Великом инквизиторе», Н. А. Бердяев, «Миросозерцание Достоевского», Н. О. Лосский, «Достоевский и его христианское миропонимание» | 990 | |||||
6181 | Введение. Необходимость внедрения методов обучения, способствующих созданию мультиязыкового образовательного пространства в российских вузах, обусловлена стремлением российского высшего образования к повышению собственной конкурентоспособности на мировой арене. Одним из способов решения данной задачи выступает интегрированный предметно-языковой подход (Content and Language Integrated Learning, CLIL). Для своей успешной реализации подход требует дополнительной подготовки преподавателей инженерных образовательных программ, заключающейся в формировании необходимого набора компетенций, который в рамках данной работы определяется как CLIL-компетенция. Цель – определить понятие «CLIL-компетенция преподавателя инженерных образовательных программ», ее составляющие и критерии сформированности, а также предложить механизмы для ее формирования. Материал и методы. Использованы теоретические методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения исследований зарубежных и отечественных авторов, посвященных изучению компетенций, необходимых для качественной реализации CLIL-обучения. Методом педагогического моделирования поэтапно описан процесс формирования CLIL-компетенции вузовского преподавателя инженерных образовательных программ и подходы к измерению уровня ее сформированности. Метод сравнительного анализа, синтеза и обобщения научно-методической литературы, описывающей мировые практики реализации CLIL-обучения, а также содержание экзамена TKT: CLIL, позволил определить наполнение курса повышения квалификации, направленного на формирование CLIL-компетенции. Результаты и обсуждение. Дано определение понятию «CLIL-компетенция преподавателя инженерных образовательных программ» на основе списка общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для реализации CLIL-обучения. Разработаны критерии сформированности данной компетенции и их дескрипторы на основе дидактических принципов CLIL-подхода и содержания экзамена TKT: CLIL. Построена модель формирования CLIL-компетенции на базе курса повышения квалификации «Преподавание профильной дисциплины на иностранном языке на основе CLIL-подхода», разработанного на платформе Moodle. Заключение. Эффективная реализация CLIL-обучения, представляющего собой подход, способствующий созданию мультиязыковой образовательной среды современного российского вуза, сопряжена с необходимостью развития у преподавателей инженерных образовательных программ соответствующего набора знаний, умений и навыков, т. е. с необходимостью формирования CLIL-компетенции. Данная задача может быть решена в процессе повышения квалификации с использованием метода педагогического моделирования. Ключевые слова: интегрированный предметно-языковой подход, CLIL, Content and Language Integrated Learning, CLIL-компетенция преподавателя инженерных образовательных программ, повышение квалификации, педагогическое моделирование | 990 | |||||
6182 | Рассмотрены семантические особенности тематической группы merchants, входящей в состав лексико-семантического поля «наименование видов деятельности» в среднеанглийский период. Произведены выборка лексических единиц и анализ значений слов, имеющих отношение к сфере коммерции. В результате предлагается выделить такие направления в деятельности купцов, как торговля материалами, продуктами и одеждой. Статья позволяет получить системное представление о торговцах в среднеанглийский период. Полученные данные могут служить дополнительным источником сведений о периоде Британии XI–XV вв. Ключевые слова: лексика со значением «торговец», тематическая группа, классификация, среднеанглийский язык | 989 | |||||
6183 | Рассматриваются особенности вербального отображения чувства любви в художественном пространстве В. Токаревой. Отмечено, что данное понятие занимает центральное место в ценностной картине мира героев произведений. В творческом словесном представлении чувства нашли отражение как особенности национальной духовной картины мира, так и индивидуальные представления автора. Для вербальной репрезентации образа любви автор использует, как правило, оригинальные единицы: составные наименования, новообразования, видоизмененные пословицы и поговорки. Ключевые слова: лексические инновации, составные наименования, трансформированные фразеологизмы, пословицы, афоризмы | 989 | |||||
6184 | Рассматривается метафора как предмет исследования в когнитивной лингвистике. Язык является средством обработки, передачи информации, а метафора – универсальным когнитивным приемом оценки и объяснения мира. Через призму своего опыта мы выражаем свою точку зрения, используя слова определенной семантики, значения которых варьируются в зависимости от контекста. Опираясь на мнение о связи семантики с действительностью, исследуется языковое явление метафоры и его использование как средства передачи эмоций и чувств. Дана краткая характеристика метафоры как стилистического явления: определение, типизация, функции. В XX в. начинает развиваться такое направление, как когнитивизм. На его основе и рассматривается метафора как средство выражения эмоциональности в языке, емкость, хранящая некое содержимое, в данном случае – эмоции. Последние разделяют по типам: жидкость, температурные явления, движение, болезнь. Ролью метафоры остается придание речи образно-экспрессивной окраски. Ключевые слова: метафора, языковой оборот, образно-экспрессивная окраска, узуальные метафоры, инновативные метафоры, творческие метафоры, эмоция как жидкость в емкости, метафора-контейнер | 989 | |||||
6185 | Введение. Предлагается жанровый аспект исследования региональных медийных текстов, посвященных социальной группе российского общества, номинируемой «пожилые люди». Цель исследования – выявление лексического, прагматического, стилевого своеобразия текстов региональных сетевых СМИ о пожилом человеке. Материалы и методы. Методы анализа: семантический анализ слова и высказывания, стилевой анализ высказывания и текста, коммуникативно-прагматический анализ. Материал исследования: 86 текстов, размещенных на сайтах региональных информационных агентств «Омск здесь» (43 текста) и «Супер Омск» (43 текста) в период с 11 июля 2017 года по 8 апреля 2018 года. Отбор эмпирического материала осуществлялся по критерию наличия в них сочетания «пожилой человек» и лексемы «пенсионер». Рабочей гипотезой исследования стало предположение о том, что в контенте региональных сетевых СМИ о пожилом человеке будут преобладать информационные и аналитические жанры, а также негативная тематика. Результаты исследования подтвердили рабочую гипотезу. Тематический, стилевой, прагматический анализ текстов сетевых региональных СМИ с предметной областью «пожилые люди» выявил жанровую монотонность и диффузность (преобладание жанра заметки с аналитическим компонентом и без него), совмещение разных жанровых черт (информационная заметка, мониторинг, интервью, обзор); смещение жанровых форм в сторону информационных структур; преобладание официально-делового стиля; отсутствие образных средств выражения; слабая индивидуализация стиля (однообразие лексического состава; усиление воздействующего эффекта негативного типа за счет применения стратегий информирующего и эмоционально-оценочного типа). Исследование также показало доминирование информационной жанровой группы, в частности заметки, в которой реализуется стремление автора представить объективный, подкрепленный конкретными фактами взгляд на пожилого человека. Была выявлена тематическая обусловленность жанров заметки, предметного интервью, комментария регионального медиадискурса о пожилых людях к темам здоровья, криминальных происшествий, для чего применяется синкретичный функциональный стиль, сочетающий в себе черты официально-делового и публицистического стилей. Заключение. Соединение двух стилей позволяет журналистам максимально коротко, информативно и точно (черты официально-делового стиля), но в то же время с достаточной долей эмоциональности, понятно и просто (черты публицистического стиля) донести до массового читателя информацию о пожилом человеке. Ключевые слова: региональный медиадискурс, речевое воздействие медиатекст, пожилой человек | 989 | |||||
6186 | Анализируются функционально-смысловые типы сложных синтаксических целых в современной публицистике. Рассматриваются разнообразные синтаксические отношения между компонентами сложных синтаксических целых, их структурные особенности и средства связи. Материалом исследования являются публикации «Российской газеты» за 2015 г. Выявляются функционально-смысловые типы и функционально-прагматическая сущность сложных синтаксических целых с разными видами синтаксических отношений. Изучение газетного материала показывает, что в сложных синтаксических целых наблюдаются разнообразные синтаксические отношения: перечислительные, противопоставительные, сопоставительные, присоединительные, следственные. Отмечается, что, несмотря на разнообразные синтаксические отношения между предложениями в сложном синтаксическом целом, каждая из этих конструкций является неделимым, монолитным образованием, которое выражает сообщение как целостная коммуникативная единица. Ключевые слова: сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство, синтаксические отношения, присоединительная конструкция, газетно-публицистический стиль, предложение, абзац | 988 | |||||
6187 | Образное мышление студента наиболее эффективно развивают занятия портретной живописью. Оно формируется прежде всего впечатлениями от модели и воображением автора. Зрительная память помогает усвоению впечатлений, участвует в переплавке их в художественный образ. Необходимо, чтобы студент имел ясное представление не только о создаваемом образе, но и о пути самого процесса изображения. Главный смысл работы с натуры состоит в том, чтобы студент смог применить приобретенные навыки в работе над оригиналом. В работе по памяти в основе запоминания лежит осмысленное восприятие натуры. Композиция является главнейшим в портрете как и в любом изображении, а завершением портрета является решение образной задачи в целом. Ключевые слова: образ, модель, живопись, натура, восприятие, память, представление, портрет | 988 | |||||
6188 | Конкурентоспособность российских предприятий | 987 | |||||
6189 | Рассматривается проблема синонимических отношений между вербативными синлексами и другими номинативными единицами с процессуальным значением (однословными и неоднословными): глаголами, фразеологизмами в узком смысле, оборотами речи. Члены синонимических рядов, включающих вербативные синлексы, анализируются по следующим параметрам: семантика, стилистические пометы; падежные формы слов, которые употребляются после глагольных сочетаний и глаголов; видовые характеристики, контексты употребления единиц. Для выявления этих параметров автор обращается к различным словарям (толковому, фразеологическому, словарю синонимов, специализированному словарю устойчивых глагольно-именных словосочетаний). В итоге были выделены и детально проанализированы 4 группы синонимических рядов, включающих вербативные синлексы. Ключевые слова: вербативные синлексы, синонимы, глаголы, фразеологизмы, обороты речи, стилистические пометы, семантика | 987 | |||||
6190 | Характеризуются психологические и неврологические аспекты формирования философского мировоззрения материалиста-систематика А. А. Богданова и экзистенциалиста-мистика Н. А. Бердяева. Отмечается наличие устойчивой взаимосвязи между строением и функционированием мозга, с одной стороны, и особенностями мировосприятия, определяющими характер философского и научного мышления, с другой стороны. Оцениваются причины и характер несовместимости «левополушарного» рационально-логического и «правополушарного» эмоционально-образного типов мышления. Ключевые слова: рационализм, иррационализм, психология, физиология мозга, структуры сознания | 987 | |||||
6191 | Рассматриваются уровни профессиональной подготовки учителя биологии в педагогическом вузе, направленные на формирование универсальных психолого-педагогических и специальных компетенций. Профессиональная подготовка учителей биологии должна осуществляться согласно трем уровням: I – профессиональный обязательный уровень; II – профессиональный психолого-педагогический уровень; III – профессиональный профильный уровень, между которыми обеспечивается содержательно-технологическая преемственность в поэтапном формировании специальных компетенций. Сделан вывод о том, что профессиональная подготовка учителя биологии представляет собой многоэтапный процесс постепенного формирования у студентов специальных компетенций по мере их обучения. На каждом этапе определяются задачи по успешному развитию специальных компетенций, которые соотносятся с соответствующими уровнями профессиональной подготовки учителя биологии в педагогическом вузе. Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, профессиональная подготовка, учитель биологии | 987 | |||||
6192 | Введение. С появлением новой специальности «Дизайн архитектурной среды» в вузах возникла необходимость в систематизации терминологического аппарата данной предметной области. Целью исследования является построение логико-понятийной модели терминологического поля «Дизайн интерьера» как компонента терминологического макрополя «Дизайн архитектурной среды». Материал и методы. Материалом для изучения послужили архитектурно-дизайнерские термины (более 620 номинаций), почерпнутые из учебно-научной литературы, лексикографических источников, профессиональной интернет-коммуникации, электронных журналов, сайтов студий дизайна и дизайнерских интернет-магазинов, данные Национального корпуса русского языка. Используются описательный и сравнительно-сопоставительный методы лингвистического исследования, приемы моделирования, дефиниционного и компонентного анализов. Результаты и обсуждение. Представлена краткая история вопроса и трактовка терминологического поля, принятая в работе «Терминополе – это унифицированная на системном основании многоуровневая классификационная структура, объединяющая термины сферы однородной профессиональной деятельности» (Л. А. Морозова). Под логико-понятийной моделью терминополя «Дизайн интерьера» понимается модельный конструкт системы взаимосвязанных понятий, группирующихся вокруг центрального понятия сферы дизайна интерьера на основе классификации понятий. Понятийный (логико-понятийный, тематический) аспект анализа терминосистемы с целью выявления ее границ и иерархической организации связан преимущественно с ономасиологическим подходом, и в этом случае терминологическое поле призвано отразить сферу специального употребления данной области знания. В результате анализа текстов профессиональной направленности определены границы терминологического макрополя «Дизайн архитектурной среды», состоящего из терминологических полей «Дизайн интерьера» и «Дизайн открытого архитектурного пространства». Сформирован корпус профессиональной лексики, входящей в терминологическое поле «Дизайн интерьера», осуществлено ее дефинирование и систематизация. Заключение. Выявлена многоуровневая разветвленная иерархическая организация терминологического поля «Дизайн интерьера», состоящая из двух субполей: «Дизайн жилых интерьеров» и «Дизайн общественных интерьеров», которые делятся на терминологические микрополя, тематические группы, подгруппы и микрогруппы (11 группировок терминов разных уровней). Таким образом построена понятийная модель терминологического поля «Дизайн интерьера», являющегося фрагментом терминологического макрополя «Дизайн архитектурной среды». Результаты работы представляют интерес для лингвистов, специалистов в области дизайна архитектурной среды, а также студентов специальности «Дизайн архитектурной среды». Ключевые слова: терминология, терминологическое поле, дизайн архитектурной среды, дизайн интерьера, архитектурно-дизайнерская терминология, русский язык | 987 | |||||
6193 | Введение. Клава Кока – одна из наиболее популярных исполнительниц на современной российской сцене, в этой связи представляет интерес анализ концептуального содержания ее творчества. Устанавливается главенствующая роль мотива токсичности и абьюза в реализации концепта «любовь» в песенном творчестве Клавы Коки, проявляющаяся на лексическом и когнитивном уровнях: в ценностных установках, лежащих в особенностях межличностных отношений героев песен. Под токсичностью понимается свойство человека либо отношений провоцировать эмоциональную боль и полное истощение ресурсов партнера по взаимодействию либо одной из сторон отношений. Абьюзивные отношения в широком смысле характеризуются контролирующим, принудительным, угрожающим, унижающим и насильственным поведением одного из партнеров. Хотя восприятие любви как боли и страдания является рекуррентной идеей западной поп-музыки, в творчестве Клавы Коки такое отношение к любви приобретает признаки токсичности и в ряде случаев абьюзивности. Цель – доказать главенствующую роль мотива токсичности и абьюза в реализации концепта «любовь» в песенном творчестве Клавы Коки. Материал и методы. К рассмотрению привлекаются 26 песен, написанных Клавой Кокой самой либо в соавторстве с текстовиками лейбла «Black Star». Основными методами исследования являются метод целостного анализа художественного произведения и лингвистический (концептуальный) анализ. Результаты и обсуждение. Мотив токсичности и абьюза в творчестве Клавы Коки проявляется в следующих ценностных установках, лежащих в его основе: метафоризация любви как боли и страдания, антагонизм между партнерами в отношениях, доминирование/подчинение как паттерн отношений, насилие как важная составляющая отношений, зависимость от партнера или от отношений, интенсификация любовного чувства одним из партнеров. Подобные установки приводят к наполнению концепта «любовь» семемами «боль», «страдание», «насилие», «зависимость», «доминирование», «подчинение», «недостижимость», «противостояние», проявляющемуся как на лексическом уровне, так и на когнитивном уровне. Во всех рассмотренных песнях в той или иной степени представлены перечисленные особенности, что дает основание говорить о главенствующей роли мотива токсичности и абьюза в реализации концепта «любовь» в творчестве певицы. Заключение. Токсичность и абьюз склонны романтизироваться в текстах певицы, выступая в качестве неотъемлемой составляющей «настоящих» отношений, будучи проявлением «истинной» любви. Мотив токсичности и абьюза становится главным средством реализации концепта «любовь» в творчестве Клавы Коки, тем самым позволяя говорить о соединении концептов «любовь» и «боль» в единую концептуальную пару в творчестве певицы. Ключевые слова: мотив, концепт, токсичность, абьюз, Клава Кока, Моргенштерн | 986 | |||||
6194 | Рассматривается теория гипермультиплета, связанного с фоновой вектор/тензорной системой в шестимерном (1,0) гармоническом суперпространстве. Развит подход к вычислению суперполевого эффективного действия. Показано, что классические суперполевые действия вектор/тензорной системы генерируются как расходящиеся части эффективного действия. Ключевые слова: расширенная суперсимметрия, гармоническое суперпространство, эффективное действие | 985 | |||||
6195 | Раскрыта сущность профессионального выгорания. Проведено исследование, в результате которого определены важность проблемы профессионального выгорания и факторы его формирования. Проанализированы педагогические стратегии: обогащение, ориентирование, приобщение. В результате представлено теоретическое обоснование стратегических условий: обогащение знаний о профессиональном выгорании специалистов профессий особого риска; ориентирование специалистов профессий особого риска на профилактику синдрома профессионального выгорания; приобщение специалистов профессий особого риска к освоению техник релаксации и саморегуляции. Выделенные стратегические условия реализуются как психолого-педагогическое обеспечение профилактики синдрома выгорания для специалистов профессий особого риска. Ключевые слова: профессиональное выгорание, психолого-педагогическое обеспечение, педагогические стратегии | 985 | |||||
6196 | Рассматривается практико-ориентированная форма обучения студентов педагогического вуза работе с детьми с особенностями в развитии. Представлена технология супервизорства в качестве универсального метода профессиональной подготовки, обеспечивающего погружение будущего педагога в опыт партнерства при взаимодействии с коллегами, воспитанниками. Описаны этапы осуществления супервизии педагогом – преподавателем педагогического университета, являющимся носителем технологий работы с детьми. Приведен опыт реализации технологии супервизорства при работе с обучающимися по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование». Обозначены эффекты реализации такого подхода в профессиональном обучении в виде появления ценностно-смысловых переживаний, осознанного отношения к педагогической деятельности с детьми с особенностями в развитии, приобретении опыта конструктивного взаимодействия с коллегой партнером-супервизором, получении первичного опыта реализации профессиональных трудовых действий. Ключевые слова: супервизия, профессиональное образование, специальная подготовка, практико-ориентированный подход | 985 | |||||
6197 | В свете обновления государственной политики в области дошкольного образования задача развития способности детей к сочинению сказок как одной из форм их способности к речевому творчеству приобретает особую актуальность. Сегодня ориентиром для организации образовательного процесса по развитию данной способности у ребенка является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Однако его положения зачастую остаются лишь декларацией, поскольку опережают утратившее актуальность методическое обеспечение программ современных детских садов. Подтверждением этому служит анализ содержания традиционного обучения, некоторых диагностик и их результатов, позволяющих оценить развитие способности детей к сочинению сказок по отдельным критериям и показателям. Обозначены причины отсутствия динамики в развитии творческой способности у дошкольников. Выделяются компоненты и особенности организации образовательного процесса по развитию способности старших дошкольников к сочинению сказок, соответствующие требованиям нового стандарта дошкольного образования. Ключевые слова: дошкольное образование, образовательный процесс, речевое творчество, способность к сочинению сказок, старшие дошкольники | 985 | |||||
6198 | Исследуется вопрос порождения наименования – сложного слова на основе интегративной речемыслительной модели словопроизводства, включающей рассмотрение процессов образования слова на ономасиологическом, когнитивном и словообразовательном уровне. Представлены результаты изучения сложных слов на материале наименований фирм города Новосибирска с атрибутивной семантикой. Эргонимы, являющиеся наи более активно пополняющимся разрядом онимов в последние десятилетия, отражают общие тенденции, происходящие в языке: использование компонентов различной структуры в составе сложного слова, различные возможности языковой игры, а также лексические, стилистические и графические особенности образования нелогических единиц. Ключевые слова: композит, сложное слово, словопроизводственная модель, интегративная речемыслительная модель словопроизводства, эргоним, ономасиология, пропозиция, модель словосложения | 985 | |||||
6199 | Осуществляется анализ опыта автора работы по преподаванию в 2015–2016 учебном году дисциплины «Документоведение и документальное обеспечение управления (ДОУ)» студентам, обучавшимся в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) по профилю подготовки «Прикладная информатика (в экономике)». Представлена структура электронного курса в системе поддержки самостоятельной работы студентов СПбГУП, примеры заданий, которые были предложены студентам для освоения системы электронного документооборота (СЭД) DIRECTUM. Приведена статистика их выполнения студентами. Ключевые слова: междисциплинарные связи (МС), методика преподавания дисциплины, обучение студентов, документоведение и документальное обеспечение управления, самостоятельная работа студентов, гуманитарный вуз, информационные системы и технологии | 984 | |||||
6200 | Введение. Представлены доклады, прозвучавшие 14 ноября 2020 г. в Томском государственном педагогическом университете на VI Международной научной конференции «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе», посвященной 120-летию со дня рождения Н. Р. Эрдмана. Среди докладчиков отмечены авторы первых монографий о нем на английском языке Джон Фридман и на русском языке Е. С. Шевченко, исследователи драмы В. Е. Головчинер, О. Н. Юрченкова (Русанова), О. К. Страшкова, Е. Н. Пенская, Л. Г. Тютелова, И. Л. Багратион-Мухранели, О. А. Кравченко, Е. В. Киричук, а также искусствоведы и театроведы К. А. Учитель, М. Палушева, А. О. Ковалова, Ванхонг Бао, Лян Вейци и другие. Это участники второй, посвященной Эрдману конференции в стенах Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), которая показала возрастающее внимание исследователей к личности и творческому наследию незаслуженно забытого отечественного драматурга, расширила круг обсуждаемых в контексте его творчества произведений литературы и театра, а также дала представление о переводах и постановках пьес Эрдмана в европейских странах. Цель. Представленный обзор докладов позволяет обозначить направления современного эрдмановедения, увидеть масштабность научных контактов, объединение единомышленников разных стран, познакомить специалистов и всех заинтересованных в исследовании творчества Эрдмана с содержанием докладов участников конференции. Материал и методы. Использован комплексный подход с опорой на описательно-аналитический, сравнительно-типологический, биографический, историко-литературный, историко-функциональный методы. Результаты и обсуждение. Кратко изложены основные положения докладов, представлены намеченные аспекты исследования произведений Эрдмана. Заключение. Обзор научных докладов юбилейной конференции, посвященной творчеству Эрдмана в аспектах трансформации и функционирования в нем культурных моделей драмы, может быть использован в научно-исследовательской, образовательной и культурно-просветительской деятельности для расширения представления о личности и творчестве Эрдмана, о его вкладе в русскую и мировую драматургию. Ключевые слова: Эрдман, пьесы, шекспировские, гоголевские традиции, авангард, поэтика, комическое, контекст, рецепция | 984 |