№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2151 | Рассматривается историография регионального парламентаризма как нового явления в политической практике Российской Федерации. Представлены различные научные направления, изучающие региональные парламенты и исследовательские центры, занимающиеся вопросами функционирования системы органов государственной власти субъектов РФ. Делается вывод о степени изученности данной проблемы в отечественной исторической науке в настоящее время. Ключевые слова: региональный парламентаризм, органы государственной власти, разделение властей, регион, легислатура, субъект Федерации, парламент | 1194 | |||||
2152 | Анализируется актуальный уровень профессионального самоопределения у студентов гуманитарных и технических институтов Национального исследовательского Томского политехнического университета, предложены педагогические условия, позитивно влияющие на формирование профессионального самоопределения будущих специалистов. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, конкурентоспособность, деятельностный подход, уровень профессионального самоопределения, педагогические условия | 1194 | |||||
2153 | Рассматривается одно из центральных понятий антропологической лингвистики – групповой языковой личности, функционирование лексики иноязычного происхождения в речи групповой языковой личности студента высшей школы г. Томска на материале студенческих газет, интернет-сайтов социальных сообществ, разговорной речи. Анализируется роль иноязычной лексики в формировании языковой личности студента. Выявлены характерные черты функционирования новейшей ксенолексики в студенческом газетном и интернет-дискурсе, рассмотрена реализация группы номинативных функций. Ключевые слова: иноязычная лексика, функционирование, ксенолексика, групповая языковая личность студента высшей школы, интернет-дискурс | 1194 | |||||
2154 | Рассматриваются требования к выбору темы детского учебного исследования. Определяются подходы к выбору тем детского исследования в детском саду и в начальной школе. Рассматривается способ определения критериев выбора темы своего исследования младшими школьниками в совместной с учителем деятельности. Приводится анализ тем детских исследовательских работ, представленных на конкурсе «Твори, исследуй, пробуй» в Томском государственном педагогическом университете в течение семи лет. Делается вывод о том, какие темы и почему востребованы младшими школьниками. Ключевые слова: тема исследования, выбор тем исследовательской работы, конкурс детских исследовательских работ | 1194 | |||||
2155 | Рассматриваются расчлененные синтаксические конструкции в качестве одной из продуктивных синтаксических моделей, использующихся для оформления заголовка сетевой качественной прессы. Материалом для исследования послужили заголовки из архивов сетевых версий британских изданий «The Telegraph» и «The Independent» за 2015 и 2017 годы. Предпринимается попытка объяснить появление данных синтаксических конструкций в позиции заголовка и выделить основные типы расчлененных синтаксических конструкций, которые чаще всего встречаются в позиции заголовка сетевого медиатекста: сегментированные, присоединительные, парцеллированные конструкции, конструкции с парантетическими включениями и расчлененные конструкции смешанного типа. В результате исследования делается вывод о том, что данные конструкции позволяют увеличить информационное наполнение заголовка с учетом особенностей сетевой коммуникации и повышением его экспрессивности, направленным на привлечение большего числа читательской аудитории. Ключевые слова: заголовок, расчлененные синтаксические конструкции, сегментированные конструкции, присоединительные конструкции, парцеллированные конструкции, парантеза, расчлененные конструкции смешанного типа | 1194 | |||||
2156 | . | 1193 | |||||
2157 | . | 1193 | |||||
2158 | . | 1193 | |||||
2159 | 1193 | ||||||
2160 | Слово как онтологический фактор духовности и его роль в педагогике | 1193 | |||||
2161 | Автор показывает зависимость языка и стиля прессы от социальных условий ее функционирования и от типологических признаков издания. В статье предлагается методика социолингвистического анализа газеты с учетом ориентации газеты на свою аудиторию. Типовые признаки языковой модели издания обнаружены автором в рубриках, заголовках и текстах. Стилистическое единство рубрики, заголовка и текста содержит семантический код издания и маркирует степень профессионализма журналистов. | 1193 | |||||
2162 | Основообразующие форманты стали формальными показателями склонений лишь с течением времени. Первоначально формативы основ не были безразличны к семантике существительных и присоединялись только к определенным именам, выделяя их среди остальных. Сопоставительный анализ готских имен существительных с консонантными основами на -jа, -jф, -wa, -wф, -jan, -jфn, -wan, -wфn все больше убеждает в древнем происхождении формантов -j-, -w-, поскольку морфологическая структура слова позволяет выявить более ранние элементы. Первоначальное значение одушевленности данных формантов -j-, -w- со временем теряется, лишь показатель -n- сохраняет значение одушевленности, а гласные элементы показывают принадлежность к роду. | 1193 | |||||
2163 | Статья посвящена анализу прагматики различных типов окказиональных лекси¬ческих единиц в письмах М.И. Цветаевой с опорой на показания языкового сознания реципиентов. Проведенное исследование выявило высокую степень прагматичности эпистолярных окказионализмов М. Цветаевой, обусловленную как спецификой эпистолярной сферы коммуникации, так и особенностями концептуальной картины мира и индивидуальной манеры автора. | 1193 | |||||
2164 | В статье рассмотрены возможные пути совершенствования технологического развития энергетического сектора России. А также проанализированы преимущества применения инновационных технологий горизонтальных и разветвлено-горизонтальных скважин перед вертикальными | 1193 | |||||
2165 | _ | 1193 | |||||
2166 | В статье приводятся данные об эффективности индивидуальной формы организации образовательного процесса с учетом речевых затруднений ребенка 5–6 лет при использовании электронной программы, что, в свою очередь, позволяет оптимизировать работу логопеда и сократить время на подбор материалов для занятий, разнообразить приемы и методы обучения. Ключевые слова: логопедия, индивидуальная форма обучения, электронная программа | 1193 | |||||
2167 | В статье рассматриваются проблемы формирования компетенций студентов – будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку, что особенно актуально сейчас в связи с введением новых федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования. Использование интерактивных форм деятельности, работа с аутентичными материалами, внедрение новых информационных технологий на занятиях по иностранному языку дают широкие возможности для формирования у студентов тех знаний, умений и навыков, которые перерастут в необходимые профессиональные компетенции педагога. Ключевые слова: формирование, педагог, профессиональные компетенции, обучение, иностранный язык | 1193 | |||||
2168 | Поворот интереса к нарративу в биоэтике и создание нарративной этики являются естественным следствием осознания необходимости «поворота» к пациенту, необходимости защиты его индивидуальности. Определены роль и задачи нарратива в медицинской практике и обозначено, что учет нарратива врачом выступает одним из критериев его профессионализма. Ключевые слова: нарративная медицина, нарративная этика, индивидуальность, взаимоотношения врача и пациента, нарративная компетентность | 1193 | |||||
2169 | Поставлена проблема недостаточной теоретической разработанности категории «конкурентоспособность специалиста» в педагогике. На основе анализа характеристик конкурентоспособного специалиста, представленных в современных педагогических исследованиях, дано его общее описание. Выявлен и проанализирован акме-подход к изучению особенностей конкурентоспособного специалиста. Ключевые слова: теоретическая разработанность, исследование, конкурентоспособный специалист, конкурентные отношения, уровень акме, подход, педагогика | 1193 | |||||
2170 | В настоящей статье проводится анализ некоторых структурно-грамматических разновидностей, а также структурно-семантических функций присоединительных конструкций как показателя структурно-семантического осложнения предложения в сопоставительном плане на материале современного английского и татарского языков. Ключевые слова: присоединительные конструкции, дополнительная предикативность, осложненное предложение. | 1193 | |||||
2171 | Рассматриваются позиции Томского государственного педагогического университета в системе педагогического образования России, сравниваются его показатели с показателями других ведущих вузов страны. Ключевые слова: рейтинг вузов, система педагогического образования, научные школы, инновации в образовании | 1193 | |||||
2172 | Рассматриваются формы адаптивного поведения, имеющие фундаментальное значение для социогенеза, т. е. эволюционного процесса, в ходе которого формировались когнитивные способности человека. Решающая роль в этом процессе принадлежит деятельности как искусственной филогенетической активности человека, давшей старт социогенезу и становлению культурных форм социального поведения. Синтез названных форм активности объясняется развитием символических средств и эволюционно новых психических способностей человека. Ключевые слова: адаптация, деятельность, поведение, социогенез | 1193 | |||||
2173 | Рассматриваются типологические признаки образа дурака в прозе В. Войновича в соотношении с образом сказочного Ивана-дурака и как особый тип русского национального характера. Ключевые слова: В. Войнович, сказочный Иван-дурак, типология образа дурака, Иван Чонкин, абсурд, конфликт, сатирический роман | 1193 | |||||
2174 | В статье рассматриваются различные средства и способы выражения подтекстовой информации в поэтическом цикле М. И. Цветаевой «Провода». Выделение регулятивных средств и структур имплицитного типа становится основным способом выявления глубинного смысла произведения. Ключевые слова: подтекст, подтекстовая информация, имплицитные смыслы, регулятивность, регулятивные средства и структуры имплицитного типа | 1193 | |||||
2175 | Исследована специфическая модель темной энергии, которая приводит к Quasi-Rip космологии. В модели Quasi-Rip параметр w на первой стадии эволюции меньше -1, а затем, на второй стадии эволюции, больше -1. Получены условия для возникновения Quasi-Rip в терминах параметров уравнения состояния. Ключевые слова: темная энергия, космологическая постоянная, уравнение состояния, граничные структуры | 1193 | |||||
2176 | Раскрываются концепция и методология проектирования образования в области безопасности периода дошкольного детства. Алгоритм проектирования образования в области безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста включает формирование целей образования в области безопасности жизнедеятельности, моделирование, конструирование образования в области безопасности жизнедеятельности дошкольников, определение технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей. Проектирование образовательного пространства безопасной жизнедеятельности должно обеспечивать взаимодействие системного, культурологического, деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению. Ключевые слова: педагогическое проектирование, образование в области безопасности жизнедеятельности, методология проектирования образования в период дошкольного детства, подходы к проектированию образования в области безопасности жизнедеятельности | 1193 | |||||
2177 | Представлен обзорный материал по проблеме алкогольной зависимости среди различных этнических групп населения России и мира. Изложены результаты исследований, свидетельствующие о существенном влиянии фактора этнической принадлежности на развитие зависимого от алкоголя поведения. Рассмотрены особенности потребления алкоголя коренным населением Крайнего Севера России. Проанализированы предпосылки к формированию алкогольной зависимости среди этнических групп северных популяций. Аккультурация и аккультурационный стресс обозначены в качестве условий, способствующих развитию алкогольной зависимости у представителей коренного этноса. Этнокультуральная компетенция отнесена к основным характеристикам стратегии лечения и профилактики наркологических расстройств среди различных этнических групп. Ключевые слова: этническая принадлежность, этнические группы, алкогольная зависимость, аккультурационный стресс | 1193 | |||||
2178 | Рассмотрена проблема формирования и оценки педагогических компетенций в области дошкольного образования на примере учителя английского языка. Технология «портфолио» представлена как одна из эффективных технологий, позволяющая собрать и структурировать всю необходимую информацию о развитии педагогических компетенций, а также провести оценку в любой период повышения квалификации педагога. Выделены четыре основные компетенции педагога иностранного языка, обучающего детей дошкольного возраста. Сформулированы требования по трем уровням сформированности основных компетенций педагога. Разработаны критерии оценки каждого из уровней. Ключевые слова: повышение квалификации, дошкольное образование, компетенции, педагог иностранного языка, портфолио, тренинг, наставничество, саморефлексия | 1193 | |||||
2179 | Введение. Актуализированы современные требования к профессиональной педагогической деятельности, описаны ведущие функции образовательной системы и проанализированы нормативные регламенты к использованию понятий «компетенция» и «компетентность». Материал и методы. Материалом исследования выступили теоретические и эмпирические наблюдения по проблеме формирования будущих педагогов. Анализ актуальных научных источников позволил выявить ведущие идеи и проанализировать их с учетом современной практики профессионального педагогического образования. Результаты и обсуждение. Профессиональное педагогическое образование, ориентированное на формирование профессиональных компетентностей, находится в состоянии развития при удержании традиций отечественного образования как социальной практики и социального института. Совокупность проанализированных подходов к определению понятия профессиональной педагогической компетентности ряда ученых (Т. Г. Браже, А. В. Хуторской, С. Н. Чистякова и др.) позволила актуализировать современные требования к педагогу. В данном контексте были проанализированы несколько аналитических и форсайтных исследований с целью выделения ведущих тенденций развития системы профессиональной подготовки будущих учителей. С позиции пролонгированных требований к профессиональной педагогической деятельности описаны принципы междисциплинарности и феноменологическое видение понятия педагогической многомерности, учет которых может способствовать качественной подготовке будущего педагога. Заключение. Совокупность требований, предъявляемых к современному педагогу, требует и широкого знания собственно предметной области профессиональной деятельности, достаточных знаний в смежных областях знаний и обладания компетенциями, которые позволят оставаться пролонгированно востребованными в профессиональном плане, возможны при рациональном сочетании как междисциплинарных принципов организации образовательного процесса, так и принципов формирования личности как многомерного профессионала. Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование, профессиональные компетентности, компетенции, междисциплинарность, многомерность | 1193 | |||||
2180 | . | 1192 | |||||
2181 | . | 1192 | |||||
2182 | Природно-климатические условия как детерминирующий фактор формирования духовной культуры | 1192 | |||||
2183 | Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов педвузов в период производственной (педагогической практики) | 1192 | |||||
2184 | К вопросу о методологии исследования инвестиционной инерции | 1192 | |||||
2185 | Индивидуальные особенности и механизмы адаптации человека к информационной нагрузке | 1192 | |||||
2186 | В настоящей статье мы ставим две задачи: 1) показать необходимость признания духовного фактора определяющим в политике взаимодействия между государствами, сформулировать предложения для документов ООН, ЮНЕСКО и других общественных организаций, призванных осуществлять инициативу мирного ненасильственного бытия людей; 2) показать реальные возможности образовательной системы в подготовке к ненасильственному образу жизни. | 1192 | |||||
2187 | Статья представляет результаты анализа морфологического маркирования абстрактных / отвлеченных существительных в готском, древневерхненемецком и древнеисландском языках. Установлено, что абстрактные имена в исследуемых языковых системах преимущественно оформляются как лексемы женского рода и обнаруживают тенденцию к ограниченному использованию форм множественного числа. Исторический анализ категорий числа и рода выявляет их тесное взаимодействие при формировании системы грамматических родов. | 1192 | |||||
2188 | Смыслотрансформация в профессиональном сознании будущего педагога возникает, как показало исследование, со второго курса и особенно интенсивно проявляется до окончания обучения в вузе. Трансформация смыслов в сознании будущего педагога не может осуществляться без обращения к собственным мыслям, чувствам, ассоциациям, переживаниям по поводу предстоящей профессиональной деятельности. Представленный вариант применения качественных методов диагностического исследования смыслотрансформации в профессиональном сознании личности, может стать мощным стимулом в плане рефлексивного самораскрытия будущих педагогов-профессионалов. Ключевые слова: сознание, смыслотрансформация, профессиональная подготовка педагога, личностный смысл, метафорический текст | 1192 | |||||
2189 | Анализируется деятельность Первого (1821-1838) и Второго (1852-1864) сибирских комитетов по созданию оптимальной системы управления образованием на территории Западной Сибири. Рассмотрено взаимодействие центральных и региональных властей, выывлены дискуссионные вопросы и приведены основные итоги изменений системы управления образованием Ключевые слова: Сибирский комитет, реформа, образование, Западная Сибирь | 1192 | |||||
2190 | Освещается проблема восприятия современной русской прозы западной критикой; особое внимание уделяется анализу различий в подходах и национально-культурных особенностей восприятия новейшей русской литературы в России и на Западе. Путем сопоставительного анализа суждений отечественной и англоязычной критики отворчестве Л. Петрушевской, В. Маканина, В. Пелевина выявляются основные тенденции в рецепции современной российской словесности. Ключевые слова: современная русская проза, англоязычная критика, западная критика, отечественные критика и литературоведение, феминистская литература, женская проза, советская литература и ментальность, постмодернизм, поп-культура, когнитивный диссонанс, русский национ | 1192 | |||||
2191 | Статья посвящена деятельности выдающегося ученого, академика РАН, основателя томской академической науки В. Е. Зуева. Автор акцентирует внимание на вопросах, связанных с подготовительными мероприятиями по организации первого академического института и формирования структуры Томского научного центра СО РАН. Показана роль ученого в становлении сети научно-исследовательских учреждений в г. Томске, приведены основные данные его биографии. Ключевые слова: академик, В. Е. Зуев, институт, наука, исследования, научный центр, Томский государственный университет, ученый, лаборатория | 1192 | |||||
2192 | В статье анализируется творчество Олега Богаева – драматурга уральской школы «новой драмы». В его пьесах выявляется позитивная энергия комического, противостоящая эстетике отчуждения, характерной для «новой драмы» рубежа XX–XXI вв. | 1192 | |||||
2193 | Обосновываются и анализируются наиболее рациональные способы интеграции предприятий лесопромышленного комплекса. В качестве наиболее актуальных предложено формирование вертикально интегрированных структур холдингового типа. Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, вертикально интегрированная структура, интеграция, холдинг | 1192 | |||||
2194 | В статье описываются особенности референции указательных местоимений испанского языка. Указательные местоимения в испанском языке обладают разнообразными референциальными возможностями, основанными на грамматических свойствах местоимений. Автор уделяет особое внимание разграничению референциальных и нереференциальных ситуаций, поскольку это позволяет лучше понять оттенки смыслов. Ключевые слова: референция, указательные местоимения, нереферентное использование | 1192 | |||||
2195 | Приведена методика анализа текстовых скреп, разработанная автором на основе теоретического осмысления современных исследований в области лингвистики текста. В качестве примеров для демонстрации практического применения методики берутся скрепы «итак» и «таким образом», выполняющие различные функции в тексте. Ключевые слова: текст, текстовая скрепа, методика анализа, левый контекст, правый контекст, связь компонентов | 1192 | |||||
2196 | Рассмотрены проблемы преподавания основ вычислительной геометрии в процессе подготовки учителей информатики и математики. Особенностью этой дисциплины является изучение алгоритмического подхода к решению геометрических задач. Авторами разработаны комплекты методических материалов, включающие автоматизированные обучающе-контролирующие программы по темам: «Преобразование координат» и «Кривые второго порядка». Ключевые слова: вычислительная геометрия, педагогические программные средства, обучающе-контроли- рующие программы, «Преобразование координат», «Кривые второго порядка», алгоритмическое мышление | 1192 | |||||
2197 | Анализируется феномен открытого совместного действия как особого типа взаимодействия педагога и учащегося. Предметом рассмотрения является семантика слова «открытый», характеристики и образовательное содержание открытого совместного действия. Обосновано выделение открытого действия как базовой единицы содержания образования в начальной школе. Ключевые слова: открытый, открытость, открытое совместное действие, коммуникация, открытые и закрытые системы | 1192 | |||||
2198 | Статья является результатом теоретического изучения содержания понятия «психолого-криминалистическая характеристика личности преступника». В ней рассмотрен психолого-криминалистический подход к исследованию преступного поведения и личности преступника, базирующийся на отражении индивидуально-личностных особенностей преступника в способе совершения им преступления. Ключевые слова: психолого-криминалистическая характеристика личности преступника, преступление, личность преступника, преступное поведение, способ совершения преступления | 1192 | |||||
2199 | Отражены методологические особенности стратегического планирования на уровне региона в контексте стратегического менеджмента. Показаны барьеры на пути эффективного использования инструментов стратегического планирования. Проведен анализ структуры и качества стратегий развития регионов Сибирского федерального округа и приведены рекомендации по совершенствованию регионального стратегического планирования. Ключевые слова: стратегическое планирование, структура стратегии развития, стратегический менеджмент, миссия, PEST и SWOT-анализ, социально-экономическое развитие, Сибирский федеральный округ | 1192 | |||||
2200 | Рассматриваются основные вопросы, связанные с конституциональными особенностями человека в психологии и педагогике. Осуществленный анализ литературы по данной тематике позволил определить первостепенные проблемы в контексте конституционных типов, наметить наиболее актуальные пути дальнейшего научного поиска. Ключевые слова: астеник, атлетик, конституция, конституциональные типы, мезоморф, пикник, соматотип, эктоморф, эндоморф | 1192 |