№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2201 | Обсуждаются проблемы обучения физике школьников и студентов технических университетов, связанные с преобразованиями в российском обществе и системе российского образования, и возможные пути частичного их решения Ключевые слова: фундаментализация образования, системный подход, обучающие системы | 1290 | |||||
2202 | Измерены удельные потоки метана, характерные для некоторых болотных ландшафтов лесостепной зоны Западной Сибири. В эвтрофных болотах лесостепи удельные потоки СН4 очень близки к таковым в подтайте, и распределение вероятности удельното потока метана имеет следующие параметры: 1-я квартиль / медиана / 3-я квартиль = 0.53 / 1.99 / 6.03 мтС СН4-м 2-час-1. Также близки и потоки из внутриболотных озер: как и в подтайте, это - десятки или первые сотни мтС СН4-м 2-час-1. Распределение вероятности удельното потока в рямах: 0.00 / 0.09 / 0.21 мтС СН4-мг2-час-1. На основании модели Вс5 тодовая эмиссия СН4 из лесостепи Западной Сибири оценена величиной 0.36 Мт СН4/тод, что составляет лишь 5 % ретиональной эмиссии. Ключевые слова: эмиссия метана, болота, Западная Сибирь, лесостепь | 1290 | |||||
2203 | Рассматриваются особенности сезонной динамики 13 массовых видов почвенных жуков-жужелиц на юге Витимского плоскогорья. В результате выяснено, что в криоаридной Еравнинской котловине жужелицы проявляют лишь два типа сезонной активности: раннелетний и среднелетний. Ключевые слова: жуки-жужелицы, сезонная динамика, возрастная структура популяций, Витимское плоскогорье | 1290 | |||||
2204 | В статье дан обзор разных видов экспериментов, использованных в работах по коммуникативной стилистике текста. Определены эвристические возможности экспериментальной методики, основанной на показаниях языкового сознания информантов, для изучения структуры, семантики и прагматики текста, а также идиостиля автора и его картины мира. Ключевые слова: эксперимент, виды экспериментов, коммуникативная стилистика текста, идиостиль | 1290 | |||||
2205 | В статье освещены закономерности в сфере семантических дериваций и происхождение таких разрядов слов, как прилагательные, отрицательные частицы, местоимения и послелоги в селькупском языке. Исследование базируется на именах мифических предков, почитаемых представителями селькупского этноса. Морфемное членение лексем позволяет восстановить их возможное исходное значение. Табурование имен мифических предков породило процесс эвфемизации. Ключевые слова: селькупский язык, геноним, эвфемизм, табу, семантика, символизм | 1290 | |||||
2206 | Рассмотрены методические вопросы исследования динамики термокарстовых озерных ландшафтов на территории многолетней мерзлоты севера Западной Сибири на основе использования результатов дистанционного зондирования и ГИС-технологий. Приведены данные об относительном изменении суммарной площади термокарстовых озер за 35-летний период в различных ландшафтных зонах и подзонах и обсуждены возможные причины этого изменения. Ключевые слова: климатические изменения, многолетняя мерзлота, термокарстовые озерные ландшафты, космические снимки | 1290 | |||||
2207 | Приведены данные по распределению уклейки в нижней Томи, доли ее по численности в уловах на различных участках данной экосистемы. Рассмотрены морфологические особенности вида (размеры и структура чешуи, меристические и пластические признаки), сроки нереста, показатели воспроизводительной способности, структура популяции уклейки за ряд лет (2003–2013 гг.). Ключевые слова: структура, популяция, морфология, уклейка | 1290 | |||||
2208 | Рассматриваются вопросы конкурентоспособности организации в сфере образовательных услуг, факторы и основополагающие критерии, влияющие на нее. Выделяются основные подходы и проблемы в системе оценки конкурентоспособности организации. Ключевые слова: образование, конкурентоспособность образовательного учреждения, оценка качества услуг, дополнительное образование | 1290 | |||||
2209 | В советский период централизованная экономика и концентрация в руках государства огромных ресурсов позволили реализовать дорогостоящий Тюменский нефтегазовый комплекс. Важным элементом комплекса являлась социальная политика его предприятий и организаций, одним из направлений которой было развитие здравоохранения. Рассматриваются этапы материально-технического становления и финансирования системы здравоохранения, развития сети лечебно-профилактических учреждений в Тюменской области в условиях создания нефтегазодобывающей промышленности. Политика правительства по нефтегазовому освоению Тюменской области проводилась успешно, но развитие инфраструктуры существенно отставало. Финансирование здравоохранения и медицинской науки не обеспечивало их развитие на современном уровне. Оно не превышало 3–4 % ВВП и сохраняло остаточный принцип. Ключевые слова: система здравоохранения, капиталовложения, лечебно-профилактические учреждения, материально-техническая база, средства | 1290 | |||||
2210 | Введение. Слова рынок и базар стали своеобразными индикаторами социальных, экономических и политических изменений, оказавших значительное влияние на языковую личность носителя русского языка. Целью статьи является рассмотрение динамики фрагмента тезауруса, вербализованного словами рынок и базар, на основе анализа лексикографических и корпусных источников. Материал и методы. Материалом статьи являются данные толковых словарей с XVIII по XXI век, материалы ассоциативных словарей и фрагменты текстов, извлеченные из Национального корпуса русского языка, позволяющие на основе сопоставительного анализа выявить динамические процессы в семантике лексем. Результаты и обсуждение. Сопоставление материалов толковых словарей и «Русского ассоциативного словаря» убеждает, что «зеркало ассоциативного словаря» незаменимо для исследования отдельных фрагментов действительности, взаимосвязи ассоциативных и системных лексико-семантических полей. Исследование в направлении от системы и ассоциативно-вербальной сети к тексту показало, как постепенно меняется семантическая структура двух синонимов, как осуществляется их аксиологическая специализация. У слова рынок со временем развивается новое значение – «сфера товарообмена», что в дальнейшем отражается на расширении лексической сочетаемости. Актуализация семантического компонента «шум» приводит появлению у слова базар переносного значения – «громкий разговор». Базар в сознании носителя языка – пространство, где могут обмануть. Рынок на ценностной шкале обыденного сознания также связывается с воровством, дороговизной и хаосом, что во многом обусловлено влиянием на языковое сознание социально-экономических факторов. Семантические различия двух синонимов и контаминация разных значений служат основанием для создания языковой игры. Заключение. Семантика слов рынок и базар, вербализующих значимый для жизни человека фрагмент действительности, на протяжении длительной истории их бытования в русском языке претерпела значительные трансформации, обнаруживающиеся и на уровне структуры значений, закрепленных лексикографически, и на ассоциативно-вербальном уровне языковой личности. В семантической структуре слова рынок наблюдается все более заметное преобладание нового значения (система товарно-денежных отношений) над традиционным (место торговли). Лексема базар во всех значениях оказывается коннотативно отмеченной. Ключевые слова: лексикография, лексическая семантика, ассоциативное поле, коннотации, синонимия | 1290 | |||||
2211 | . | 1289 | |||||
2212 | . | 1289 | |||||
2213 | . | 1289 | |||||
2214 | Отражение восточной ментальности в мировой музыкальной культуре | 1289 | |||||
2215 | Об интерпретации некоторых селькупских терминов | 1289 | |||||
2216 | Развитие сельскохозяйственного производства не возможно без решения вопросов своевременного обеспечения отрасли квалифицированными кадрами. Одним из резервов пополнения рабочей силы в отрасли, несомненно, может и должна стать сельская школа с организацией обучения школьников и взрослого населения по сельскохозяйственным профилям. Особое значение приобретает в этом процессе принцип интеграции. В статье уточняется смысл понятия «интеграция» в данном контексте, раскрываются теоретические основы интеграции общего и профессионального образования, а также пути и формы ее реализации в сельской местности. | 1289 | |||||
2217 | В данной статье рассматриваются составляющие циклического восприятия времени у хантов, а именно микро- и макро-циклы (суточный и годовой), изучается их взаимосвязь и зависимость от лунной и солярной календарной систем | 1289 | |||||
2218 | В статье говорится о необходимости философского обоснования современных педагогических концепций, адекватного постиндустриальной, информационной стадии развития культуры и цивилизации. В условиях поликультурности современного информационно-коммуникативного общества значительно возрастает роль философско-мировоззренческой компоненты педагогической культуры учителя XXI века, позволяющей ему осознанно определяться, ориентироваться в усложняющемся пространстве современного образования, базирующегося на различных методологических, философско-теоретических и педагогических основаниях. Раскрывается роль кафедры философии ТГПУ в решении задачи формирования философско-мировоззренческой культуры будущих педагогов. | 1289 | |||||
2219 | В статье рассматривается проблемный подход в системе управления подготовкой учителя. Анализируется роль проблемного обучения на эффективность качества образования в педагогическом вузе. Предложена диагностика оценки качества занятия в условиях проблемного обучения | 1289 | |||||
2220 | Рассматриваются муниципальные интересы как теоретический и практический феномен, требующий всестороннего научного исследования. Акцентированы аналитические аспекты, позволяющие конкретизировать фактор муниципальных интересов в системе местного самоуправления, охарактеризовать их содержание и значение для развития основных сфер жизнедеятельности муниципальных образований, активизации субъектов муниципальной практики на современном этапе муниципальной реформы в России | 1289 | |||||
2221 | Данная статья имеет научную значимость, так как специальных исследований по этой проблематике нет до сих пор. Изучение данного вопроса актуально. Во-первых, в связи с реформированием образования в настоящее время взгляды Г.Н. Потанина на образование в России вызывают особый интерес, причем не только у специалистов. Во-вторых, в связи с проблемой воспитания экологической культуры у молодых людей. Ключевые слова: культурология, родионоведение, образование, начальная школа, патриотизм | 1289 | |||||
2222 | В представленном материале даны анализ мотивов разводов у 145 женщин и 132 мужчин, восприятие разводов детьми и частота личностных нарушений. Развод родителей приводит к дисгармоническому развитию детей и нарушению поведения. Раннее выявление причин нарушенных семейных связей позволяет продуктивно проводить психокоррекцию проблемного поведения детей и подростков. Ключевые слова: развод, проблемные семейные отношения, детско-родительские отношения, психология развития, расстройства поведения, коррекция проблемного поведения | 1289 | |||||
2223 | В статье раскрывается сущность ценностного отношения и обозначаются авторские подходы к проблеме формирования ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности. Данная статья рекомендуется преподавателям вузов, студентам и аспирантам, всем, кто интересуется проблемой ценностей. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение, профессионально-ценностные ориентации, профессиональные ценности | 1289 | |||||
2224 | В статье представлена совокупность социально-философских оснований, на базе которых становится возможным в обобщенном виде раскрыть пути решения проблемы создания инновационных образовательных структур и тем самым выявить способы повышения качества подготовки научных и научно-педагогических кадров. Ключевые слова: социальная философия, образование, наука | 1289 | |||||
2225 | Обзор посвящен анализу роли опиодных рецепторов, их эндогенных и синтетических агонистов в формировании устойчивости организма к действию острой гипоксии. Приводятся данные о том, что стимуляция опиоидных рецепторов сопровождается нейропротекторным эффектом при острой гипоксии. Рассматривается роль различных типов опиоидных рецепторов в реализации защитного действия адаптации к гипоксии. Анализируются сведения о механизмах действия опиоидов, роли цАМФ, цГМФ, оксида азота, инозитолтрифосфата, К+ - и Са2+ - каналов в реализации эффектов агонистов опиоидных рецепторов. Обсуждаются опиоидергические механизмы, обеспечивающие повышенную устойчивость сердца к последствиям острой кислородной недостаточности. Ключевые слова: опиоидные рецепторы, опиоидная система, КАТР-каналы, цАМФ, цГМФ, инозитолтрифосфат, оксид азота, гипоксия, адаптация | 1289 | |||||
2226 | На примере творчества Б. К. Зайцева и его романа «Жуковский» рассматривается типология биографического текста русской эмиграции. Тяготение представителей диаспоры к автоописанию обусловило интерес собственно к биографии, а также к ее разновидности – агиобиографии, часто понимавшихся как неразрывное целое. Зайцев эстетизирует нравственно-религиозный аспект биографии Жуковского, обретая в ней эталон для конструирования собственного жизнетекста. Ключевые слова: Жуковский, Зайцев, биография, жизнетекст, идентичность, эмиграция | 1289 | |||||
2227 | Представлены результаты экспериментально-фонетического исследования особенностей фразовой акцентуации английского, русского и испанского языков. На основе сопоставительного анализа смещений интонационного центра высказывания в английской речи русских и мексиканцев выявлены случаи как положительного переноса правил расстановки фразовых акцентов в неродной язык, так и примеры интерферирующего влияния родного языка информантов на выбор ими позиции главноударного слова в английской фразе. Ключевые слова: акцентная структура высказывания, интонационный центр, положительный перенос, неродная речь, межъязыковая интерференция | 1289 | |||||
2228 | На примере медиаконцепта нефть анализируются особенности его реализации в малой прессе нефтедобывающего региона. Доказывается, что миромоделирующий потенциал концепта в субдискурсе районной газеты обусловливается имплицитной оппозицией ценностей традиционной крестьянской культуры и связанных с нефтяным фактором цивилизационных урбанистских установок. Ключевые слова: медиаконцепт, миромоделирующий потенциал, медиадискурс | 1289 | |||||
2229 | Рассматриваются ключевые моменты истории образования взрослых в публичных библиотеках США с учетом социокультурной, экономической, политической истории страны, развития теории и практики образования взрослых. Приводятся примеры реализации образовательных программ для взрослых в библиотеках США, а также направления и формы предоставления библиотеками образовательных услуг взрослому населению на разных исторических этапах. Ключевые слова: образование взрослых, андрагогика, библиотеки США, образовательные услуги, неформальное образование | 1289 | |||||
2230 | Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема профессиональной компетентности будущих специалистов. Определен понятийный аппарат проблемы, который характеризует профессионализм выпускников высшей школы. Показано, что компетентностный подход требует повышения уровня языковой подготовки будущих специалистов. Особое внимание уделяется тому, что для решения данного вопроса требуется формирование полиязыковой личности. Ключевые слова: компетентность, компетентный специалист, полиязычие, полиязычное образование, полиязыковая личность | 1289 | |||||
2231 | Рассматриваются психологические особенности, характерные для ВИЧ-инфицированных мужчин, и наиболее представленные среди данной категории пациентов акцентуации характера. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что можно выделить черты характера, типичные для людей, живущих с ВИЧ. Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, психологическая помощь, акцентуации | 1289 | |||||
2232 | Рассматриваются принципы построения методической системы обучения геометрии, использующей в своей основе задачный подход, который выступает одновременно как технология обучения решению геометрических задач и как способ проектирования системы задач, ориентированной на овладение школьниками математической деятельностью. Приведены требования к системе задач, создающей у обучающихся условия для положительной мотивации и обеспечивающей формирование у школьников самостоятельного мышления. Описаны особенности авторского курса геометрии, основанного на задачном подходе. Приведены примеры нестандартных задач с полными решениями. Ключевые слова: методическая система обучения, задачный подход, математическое мышление, математическая деятельность, профильное обучение, нестандартные задачи | 1289 | |||||
2233 | Представлен анализ процесса становления российской научно-педагогической школы в Дерптском профессорском институте. Рассматривается понятие «научно-педагогическая школа» в историческом контексте первой половины XIX в. как специальная система подготовки профессоров для российских университетов. Особое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности воспитанников профессорского института, развитию у них навыков самостоятельной работы, освоению форм организации практических занятий со студентами. Значительное место отведено анализу преемственных связей в цепочке профессора-наставники – выпускники профессорского института – их ученики. Ключевые слова: Дерптский профессорский институт, научная школа, научно-педагогическая школа, преемственность, научно-исследовательская деятельность, профессора российских университетов XIX в | 1289 | |||||
2234 | Рассматривается возможность развития профессиональных компетенций студентов бакалавриата в рамках неформального педагогического взаимодействия на базе общественной организации с профессиональной направленностью. На опыте деятельности студенческого клуба, организованного при образовательном учреждении, показаны этапы его формирования, связи с вузом и муниципалитетом, условия деятельности, развивающие набор компетенций по профилю подготовки в вузе, способствующие социализации студентов в процессе обучения. Ключевые слова: развитие компетенций, неформальное образование, педагогическое взаимодействие, социализация студентов вуза | 1289 | |||||
2235 | С древнейших времен здоровье играет ключевую роль в жизни человека и является его базовой потребностью. Повышенный научный интерес к проблеме здоровья легко объяснить, так как задачей современной медицины является разработка новых эффективных методов по сохранению здоровья людей и продолжения человеческого рода в целом. В качестве объекта исследования выступает французский медицинский дискурс, предметом исследования являются его речевые жанры. Французский медицинский дискурс – один из видов институционального дискурса, представляющий собой сложноорганизованное, многосоставное образование, взаимодействие рекламного, медицинского академического, законодательного (правового) дискурса в области медицины, научного и собственно врачебного дискурса. Ведущая роль при этом принадлежит собственно врачебному медицинскому дискурсу в сфере профессиональной коммуникации. Характерными признаками медицинского дискурса являются: профессионализм, сакральность (клятва Гиппократа), особые этика и нормы поведения, терминологичность, система ритуальных знаков (медицинские атрибуты), научность, точность, лаконичность, ясность, особые формы общения врачей, деонтологическая ориентированность, толерантность, персуазивность, лингвотерапевтическая направленность (нацеленность на «лечение словом»). Сложная дискурсивная природа французского медицинского дискурса породила многообразие жанровых форм. Ключевые слова: медицина, дискурс, медицинский дискурс, здоровье, речевой жанр | 1289 | |||||
2236 | Актуализирована проблема использования новых образовательных технологий в учебном процессе высшей школы. В качестве одного из механизмов перехода от традиционной модели организации обучения к новой модели «вокруг обучающегося», когда меняются позиции преподавателя и студента, становится смешанное обучение, которое в педагогическом вузе обеспечивает необходимые условия для личностного развития студента как субъекта самообразовательной деятельности и подготовки его к реализации данной модели обучения в общеобразовательной организации. Представлен опыт применения ротационной технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в процессе преподавания педагогических дисциплин. Ключевые слова: смешанное обучение, «перевернутый класс», самостоятельная работа студента | 1289 | |||||
2237 | Представлен коммуникативно-прагматический анализ индивидуального медиадискурса Виктора Ерофеева, современного российского писателя, ведущего авторской культурно-развлекательной программы «Апокриф», с точки зрения специфики формирования его целостного узнаваемого образа. Отдельно описываются лингвистические и паралингвистические особенности информационно-медийной языковой личности телевизионного ведущего-писателя, а также экстралингвистические характеристики, определяющие формат программы. Приведены результаты исследования особенностей языковой личности Виктора Ерофеева с применением отдельных элементов программного обеспечения системы «ВААЛ». Ключевые слова: медиадискурс, индивидуальный медиадискурс телеведущего, информационно-медийная языковая личность, авторская телепрограмма, культурно-развлекательная телепрограмма | 1289 | |||||
2238 | . | 1288 | |||||
2239 | Особенности педагогики способностей в интенсивном обучении иностранным языкам в начальной школе | 1288 | |||||
2240 | В статье рассматривается проблема специфики текстообразования в научной сфере деятельности и, в частности, вопрос о динамике представления нового знания в научном дискурсе. Научное знание понимается как единица анализа смысловой структуры текста. В качестве компонентов научного знания рассматриваются старое и новое знание, диалектическое единство которых представляет собой механизм развертывания научного текста. | 1288 | |||||
2241 | В статье рассматривается образование как социокультурный феномен, а также приводятся некоторые результаты исследования современной социокультурной ситуации и определяются факторы развития общества, оказывающие наиболее существенное влияние на профессионально-педагогическую деятельность учителя (возрастание роли знания, открытость информационной среды, оформление нового культурного типа личности). | 1288 | |||||
2242 | В статье на материале лирики Б.А. Ахмадулиной рассматривается эксплицитная и имплицитная связь заглавия с текстом. Дана характеристика средств воплощения связи - повторов и смысловых лексических парадигм. Выявлены типы логической соотнесённости заглавия и текста: рекуррентная, параллельная, индуктивная и дедуктивная. Рассмотрены возможности каждого типа логической соотнесённости заглавия и текста в организации ассоциативного развёртывания произведения. | 1288 | |||||
2243 | В статье рассматриваются лексические параметры современной речевой культуры. Выделяются «зоны риска» в лексиконе языковой личности, являющиеся причинами многих лексических ошибок. На большом материале, извлеченном из текстов СМИ, рассмотрены типичные коммуникативные неудачи, возникающие в устной и письменной речи. Рассмотрены некоторые аспекты соотношения узуса и нормы. | 1288 | |||||
2244 | В работе этимологическим методом автор пытается доказать существование в протоенисейском языке нескольких причастных суффиксов в существительных, имеющих древнее субстантивированное причастное происхождение. Для аргументации привлекаются данные внешнего сравнения из шумерского, ительменского и других языков, генетически родственных енисейским языкам | 1288 | |||||
2245 | Подготовка студентов отраслевого вуза к иноязычной профессионально-ориентированной коммуникации приобретает важное значение в свете реформирования системы высшего профессионального образования. В статье рассматривается современное состояние системы подготовки студентов средствами иностранного языка, проблемы и пути их решения. Представлена модель организации учебного процесса по дисциплине иностранный язык и рекомендации по ее применению | 1288 | |||||
2246 | В статье обсуждается актуальность проблемы взаимодействия семьи и детей инвалидов, рассматриваются ожидания родителей, которые являются существенным компонентом, способствующим нарушениям или препятствующим их коррекции для социальной адаптации и интеграции детей и подростков с ДЦП. Ключевые слова: детская и подростковая инвалидность, ожидания родителей, стиль воспитания в семье, проблема адаптации и обучения | 1288 | |||||
2247 | Целью исследования явилось изучение влияния отрицательных эмоций на психическое здоровье женщин, находящихся в семейном кризисе. Психокоррекционная работа с данными пациентами. Ключевые слова: развод, проблемные семейные отношения, семейный кризис, расстройства поведения, коррекция проблемного поведения | 1288 | |||||
2248 | Проанализирована природа латерального мышления, выявлена специфика развития и особенностей формирования гражданственности в правовом обучении у студентов разных курсов. Исследован коммуникативный комплекс, раскрыты структура и формы латерального мышления, представлены возможные варианты активизации данного мышления в правовом образовании Ключевые слова: личностно-интеллектуальный потенциал, гражданская позиция, латеральное мышление, креатив, прогностичность, образовательный стандарт, личностно ориентированное обучение, интегра- тивно-деятельностный подход, кадровый потенциал | 1288 | |||||
2249 | В статье рассматриваются некоторые аспекты организации оценочной деятельности педагогов в контексте теории оценивания. Представлено содержание системного, деятельностного, компетентностного и квалиметрического подходов с учетом логики оценочной деятельности. Разработан один из возможных вариантов поэтапной организации оценочной деятельности в учреждениях начального профессионального образования. Ключевые слова: система, деятельность, компетентность, квалиметрия, оценивание, оценочная деятельность | 1288 | |||||
2250 | Рассматривается своеобразие автобиографической книги М. А. Осоргина «Времена» (1938 - 1955), которое обусловливается концепцией времени, его структурой и семантикой. Ключевые слова: литература русского зарубежья, творчество М. А. Осоргина, автобиографическая проза, концепция времени | 1288 |