№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
4101 | Рассматриваются и анализируются российские образовательные парадигмы в контексте их исторической смены относительно целей, содержания образования, представителей основных образовательных концепций и педагогических технологий. Исследуются две исторически сложившиеся в России образовательные парадигмы: традиционная и гуманистическая. Выделены и проанализированы традиционные педагогические концепции и педагогические модели современной гуманистической парадигмы российского образования: личностно ориентированная, компетентностная, субъектно-личностная, личностно ориентированная сетевая и смыслодеятельностная. Представлены цели, задачи, содержание, преимущества и недостатки сложившихся и далее разработанных российскими учеными XX–XXI вв. педагогических концепций. Прослежен и обоснован исторический переход от традиционной к гуманистической образовательной парадигме. Показана необходимость учета и интеграции традиционных методов и технологий российского образования, доказавших свою эффективность при формировании понятийно-знаниевого мышления, необходимого для личностно ориентированного развития, воспитания и обучения личности. В результате проведенного контентно-исторического анализа представлены положительные стороны и выявлены недостатки традиционной знаниево-центристской парадигмы и обозначены основные трудности реализации современной гуманистической образовательной парадигмы в рамках существующих образовательных моделей. Сделан вывод о необходимости гармонизации технологий, концепций и оценивания результатов согласно постулатам двух основных (традиционной и гуманистической) исторически сложившихся российских образовательных парадигм. Ключевые слова: образование, образовательные парадигмы, российское образование, педагогические технологии | 1077 | |||||
4102 | Рассматривается сущность проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов педагогического вуза. Наиболее существенным фактором становления педагогической деятельности выступают образовательные события. Влияние обсуждается как процесс, а механизмы влияния как устройство влияния, его структурные характеристики и условия его реализации. Выделены механизмы влияния образовательных событий: пространственно-временной, содержательный и процессуальный. Представлены характеристики механизмов влияния. Пространственно-временной механизм влияния описывает «живой» пространственно-временной континуум, в котором протекает образовательное событие. Содержательный механизм влияния образовательных событий заключается в изменении представлений студентов педагогического вуза о предметности педагогической деятельности, порождении ценностно-смысловых отношений, открытии личностных смыслов педагогической деятельности. Процессуальный механизм предполагает способы реализации влияния образовательных событий. В качестве способов представлено образовательное проектирование и личное действие студента в совместной деятельности. Выделено основное условие механизмов влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности – вовлеченность студентов педагогического вуза в образовательные события. Качественные изменения в подготовке студентов обсуждаются как основные результаты механизмов влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности: открытие личностных смыслов педагогической деятельности и опыт личного действия студента в совместной деятельности. Ключевые слова: педагогическая деятельность, становление педагогической деятельности, образовательное событие, влияние, механизмы влияния | 1077 | |||||
4103 | Исследование выполнено в русле теории интертекстуальности и одного из направлений коммуникативной стилистики художественного текста – теории регулятивности. Изучение диалогической природы художественного текста представляет интерес в связи с современной антропоцентрической парадигмой в лингвистике. Интертекстуальность, отражающая диалог автора не только с читателями, но и с поэтами-предшественниками и современными писателю мастерами художественного слова, расширяет семантику поэтических произведений и определяет их смысловое развертывание в сознании воспринимающего текст адресата. Выявлена типология регулятивных стратегий поэтических текстов О. Э. Мандельштама, включающих использование интертекстов (интертекстуальных структур), значимых для наиболее полного декодирования авторской интенции. Работа выполнена на материале поэтических текстов из сборника «Камень». К особенностям регулятивных стратегий, актуализирующих интертексты в данном сборнике, относятся: системность воспроизведения; преобладание стратегий эксплицитного типа; доминирование сильных регулятивных стратегий; использование в качестве средств регулятивности интертекстов; последовательное представление эстетической информации; комплексное применение различных интертекстов поэтом (сюжеты-интертексты, регулятивные модели интертекстуального типа); наличие интертекстуальных связей с основными этапами западноевропейской культуры и культуры серебряного века. Доказано, что интертекстуальность используется О. Э. Мандельштамом как один из важных способов регулирования автором познавательной деятельности читателя. Регулятивные стратегии интертекстуального типа, основанные на использовании различных интертекстов, рассмотрены с точки зрения меры и способа подачи эстетической информации, однородности/неоднородности доминирующих средств регулятивности, в зависимости от регулятивной силы текста, по способам регулятивности. Полученные данные представляют интерес для выявления идиостиля поэта. Ключевые слова: поэтический текст, регулятивность, регулятивная стратегия, типы регулятивных стратегий, интертекстуальность, интертекст | 1077 | |||||
4104 | Исполнительское искусство певца выступает в качестве одного из наиболее волнующих направлений в музыке, так как позволяет одновременно соединять инструментальное и вокальное звучание, создавая при этом самобытный внутренний художественный мир музыкального произведения. Соответственно, на качество восприятия слушателем вокально-инструментального произведения в значительной мере влияет комплекс факторов, среди которых степень владения голосом, стройность звучания музыкального произведения наиболее тесно соприкасаются с психологическими подходами создания художественного образа исполнителя как проводника, раскрывающего перед слушателем мир музыкального произведения. В то же время на этапе начального обучения вокальному эстрадному исполнительству в рамках детской школы искусств преобладают зачастую формальные подходы к созданию художественного образа, которые, скорее, создают стереотипную манеру, не подкрепленную уникальными особенностями исполнителя, что изначально делает вопрос о создании качественного художественного образа исполнителя невозможным для достижения. Исходя из этого, на основе целенаправленного исследования предлагается комплекс подходов к созданию художественного образа в вокальном эстрадном произведении с учащимися детской школы искусств. Ключевые слова: художественный образ, вокальное произведение, эстрадное исполнительство, детская школа искусств | 1077 | |||||
4105 | . | 1076 | |||||
4106 | . | 1076 | |||||
4107 | . | 1076 | |||||
4108 | - | 1076 | |||||
4109 | В статье Скрипко З.А., Филатовой Н.О. рассматривается значение структурирования учебной информации в процессе обучения физике в условиях профильного обучения. Показано, что информация естественнонаучного материала должна структурироваться с учетом целей и задач учебного предмета, а также психофизиологических особенностей учащихся. Приводятся примеры различного подхода к структурированию одного и того же учебного материала в классах гуманитарного и естественнонаучного профилей | 1076 | |||||
4110 | В статье рассматриваются восточные единоборства как уникальная система, имеющая своей основой философскую базу и включающая психологические и духовные аспекты. Анализируются основные категории системы боевых искусств: традиционная, инновационная, традиционно-инновационная система подготовки, физическая, психическая, технико-тактическая подготовка, компетентность тренера, компетентность бойца, нацеленность на высокий результат, философская база, собственная терминология (или язык), гармония. Определяются новые, ранее не исследованные категории системы восточных единоборств с помощью теории динамических информационных систем. Ключевые слова: философия, гармония, боевое искусство, система подготовки, компетентность | 1076 | |||||
4111 | Приведен сравнительный анализ трех видов лекций: традиционных лекций, лекций с компьютерными презентациями, лекций с неполными конспектами и компьютерными презентациями. Показано, что применение неполных конспектов позволяет оптимизировать чтение лекций. Ключевые слова: методика преподавания математики, лекции, компьютерные презентации, неполные конспекты. | 1076 | |||||
4112 | В статье прослежена связь наименований селькупских родов с именами мифических предков. Установлено, что имя мифического предка становится центром семантического гнезда, в пределах которого происходят семантические деривации. Связь рода со своим мифическим предком сохраняется, через имя рода оно переносится на представителя флоры или фауны и продолжает жить как тотем. Ключевые слова: селькупский язык, геноним, мифический предок, семантическая деривация, табу. | 1076 | |||||
4113 | Рассмотрены современные подходы к обучению практической фонетики взрослых обучающихся на начальном этапе. Звуковые явления представлены как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму и коммуникацию. Исследована не только языковая функция, но и материальная сторона: работа произносительного аппарата, а также акустическая характеристика звуковых явлений. Представлены примеры упражнений и заданий. Проведен анализ типичных фонетических ошибок взрослых обучающихся, предложены способы их нивелирования. Ключевые слова: phonetic material, voice imitation, voice setting, neuro-linguistic programming, communicative approach, metacommunication | 1076 | |||||
4114 | Представлен опыт организации учебного процесса в Международной высшей школе (МВШ) инновационного бизнеса и администрирования Сибирского государственного аэрокосмического университета (Красноярск). Для подготовки конкурентоспособных специалистов для глобального рынка труда МВШ стремится, сохраняя традиции российского образования, адаптировать и внедрять актуальные элементы зарубежной практики управления учебным процессом. Ключевые слова: инновационный бизнес, управление качеством, рейтинговая система, командно-проектное обучение | 1076 | |||||
4115 | Представлены новые результаты, относящиеся к фундаментальной теории синхротронного излучения (СИ). Исследовано отношение количества испускаемого излучения при переходах в основное состояние и первое возбужденное. Обобщение основных выражений позволило изучить вопрос об эволюции спектрального максимума. Обнаружено условие смещения максимума на последнюю гармонику. Ключевые слова: синхротронное излучение, максимум спектра излучения, квантовые переходы | 1076 | |||||
4116 | Представлен анализ значимой в русской поэзии революционной поры ассоциативно-смысловой корреляции нефть – еда. Доказывается, что включение концепта нефть в дискурс русской поэзии становится одним из значимых элементов обновления лингвокультурного кода эпохи в сторону техницизма и механицизма, свойственных модернистскому и авангардному художественному сознанию 10-х –20-х гг. ХХ века. Ключевые слова: дискурсивно-стилистическая эволюция концепта «нефть», русский поэтический дис курс | 1076 | |||||
4117 | Дается теоретический обзор основ персонологического подхода как основы психолого-педагогического исследования личности в онтогенезе на различных стадиях ее становления и самоопределения в педагогическом и социально-психологическом ракурсе. Ключевые слова: персонологический подход, структура личности, онтогенез, конституция, формирование личности | 1076 | |||||
4118 | Изучено влияние длинноволновой УФ (УФ-А) радиации низкой интенсивности в составе белого света (БС) на морфогенез, гормональный баланс, содержание фотосинтетических пигментов (ФСП) и аскорбиновой кислоты (АК) Arabidopsis thaliana (L.) Heynh. дикого типа Ler и мутанта hy4, имеющего нарушения в синтезе криптохрома 1 (CRY1). У растений обеих линий ингибирование ростовых процессов и уменьшение реальной семенной продуктивности в ответ на дополнительное облучение УФ-А светом были связаны с изменением баланса эндогенных гормонов – уменьшением содержания индолилуксусной кислоты (ИУК) и повышением уровня абсцизовой кислоты (АБК), изменением содержания ФСП и АК. На основании различий в динамике семенной продуктивности растений сделано предположение о возможном участии фоторецептора CRY1 в регуляции морфогенеза растений на УФ-А свету низкой интенсивности. Ключевые слова: Arabidopsis thaliana Ler, hy4, УФ-А излучение, эндогенные гормоны, фотосинтетические пигменты, аскорбиновая кислота, морфогенез, семенная продуктивность | 1076 | |||||
4119 | Анализируется категоризация небесной сферы на материале диалектов селькупского языка. Описывается роль и место неба в языковой картине мира селькупского этноса, выявляются релевантные признаки неба, солнца и радуги. Ключевые слова: селькупский язык, языковая картина мира, категоризация, небо, солнце, радуга | 1076 | |||||
4120 | Рассмотрены педагогические аспекты реализации олимпийского и паралимпийского образования в начальной школе. Систематические внеклассные мероприятия по олимпийской и паралимпийской тематике, имеющие логическую связь между собой, при соответствующем подходе позитивно влияют на социальное ориентирование младших школьников в рамках предмета «физическая культура». Ключевые слова: олимпийское образование, паралимпийское образование, младшие школьники, физическая культура, социальное ориентирование, социализация | 1076 | |||||
4121 | Рассматривается воздействие на массового адресата коммуникации с помощью стратегии дискредитации, которую используют противоборствующие стороны в период кампании референдума о членстве Великобритании в Европейском союзе в заголовках британских печатных средств массовой информации. Дается краткая характеристика британских СМИ и их позиция по отношению к результатам референдума. Анализируются тактики, коммуникативные ходы и языковые средства, которые использует каждая из противоборствующих сторон, чтобы реализовать стратегию дискредитации наиболее эффективно. Ключевые слова: речевая стратегия, речевая тактика, коммуникативный ход, стратегия дискредитации, средства массовой информации, газетный заголовок, Brexit | 1076 | |||||
4122 | Представлены результаты приобщения будущих учителей математики и физики к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в условиях реализации компетентностного подхода. При таком подходе компетенция – это общая способность, которая проверяется и формируется в деятельности, основана на знаниях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, определить систему действий для успешного решения проблемы. В ходе учебного процесса осуществляется формирование элементов компетенций при реализации учебного плана средствами содержания изучаемого предмета. Курс дифференциальных уравнений обладает большими возможностями для формирования профессиональных компетенций будущих учителей математики и физики, а существующие учебные пособия по теории дифференциальных уравнений на формирование компетенций явно не ориентированы. Кроме того, современное развитие техники, химии, биологии, экологии, географии, экономики и других наук невозможно без использования дифференциальных уравнений. Найденное в данной работе решение уравнения типа Клеро со специальной правой частью является новым результатом в теории дифференциальных уравнений в частных производных. А также организация самостоятельной научно-исследовательской деятельности в рамках курса дифференциальных уравнений способствует достижению главной цели профессиональной подготовки будущих учителей математики и физики – формированию профессиональной компетенции, состоящей в готовности использовать теоретические и практические знания в области науки и образования образовательной программы. Ключевые слова: дифференциальные уравнения, профессиональные компетенции | 1076 | |||||
4123 | Приведены примеры из статистической физики и термодинамики, представляющие самостоятельный интерес для студентов и преподавателей, в которых использованы возможности математического пакета Mathcad. Сплайн-интерполяция применена для решения уравнения теплового баланса с учетом зависимости теплоемкости от температуры. Дебаевская теория теплоемкости кристаллов использована для решения уравнения теплового баланса. Рассмотрено вычисление химического потенциала в распределении Ферми-Дирака. Численно решены уравнения, в которых неизвестная входит под знак интеграла. Показано, как численно и графически решить уравнение, возникающее при выводе закона смещения Вина. С помощью формулы Планка определена температура звезд, имеющих максимальную долю излучения в видимом диапазоне. Приведены задачи, связанные с распределением Максвелла. Непосредственно вычислено давление изотермической атмосферы на заданной высоте без распределения Больцмана. Ключевые слова: системы компьютерной математики, сплайн-интерполяция, численное решение уравнений, статистические распределения | 1076 | |||||
4124 | Рассматриваются вопросы адаптации современного преподавателя к изменяющимся условиям профессионального обучения. Освещаются некоторые проблемы дидактического обеспечения процессов обучения, описываются требования к разработке педагогических приемов и процедур. Современность отмечает наличие некоторого порога в контакте «вуз – образовательные учреждения», подготавливающие потенциальных абитуриентов. В этих условиях особые требования предъявляются к подготовке будущих преподавателей технологии. Раскрывая скрытое содержание противоречий рыночного уклада общества, они реализуют комплексные задачи обучения. Дальнейшее совершенствование образовательного процесса предполагает качественное развитие практико-ориентированных аспектов педагогических технологий. Предложены частные методики написания комплексных аттестационных работ выпускников педагогических вузов. Ключевые слова: технология, структуризация, образовательная область, дидактические средства, продукт труда | 1076 | |||||
4125 | Введение. Вопросы осуществления коммуникации между автором, героем и читателем в художественном мире того или иного писателя остаются актуальными. Научная традиция исследования нарративов и дополняющие ее современные литературоведческие концепции (например, поэтика персонализма) установили, что автор присутствует в своем произведении как нарративно, так и структурно; автор – создатель художественного мира и одновременно рассказчик о нем. Субъект автора проявляется посредством субъектной организации произведения, а также через событие рассказывания. Цель исследования – проанализировать композиционно-речевую структуру произведений Светланы Лавровой, адресованных читателю-ребенку, рассмотреть систему категорий «автор – герой – читатель», установить связь структуры повествования с художественным миром автора, его аксиологией. Материалы и методы. Выявлено, что в художественном мире С. Лавровой используются различные способы повествования и разнообразные формы манифестации субъекта автора: от личностно-нейтрального повествователя до персонифицированного рассказчика. Сложность субъектной организации, множественность точек зрения в художественном мире С. Лавровой призваны создать максимально полную и достоверную картину действительности. Насыщенность произведений С. Лавровой отсылками, аллюзиями, реминисценциями к произведениям, входящим в круг детского и юношеского чтения, актуализирует механизм языковой игры и способствует формированию коммуникации между автором и читателем. Результаты и обсуждение. Установлено, что важнейшим структурным принципом создания художественного мира С. Лавровой является соположение внеположных вещей, сосуществование реального и фантастического, отказ от правдоподобия, но стремление к жизнеподобию. Акцентирование сознательного формирования текста автором рождает такой тип повествования, при котором границы между миром автора и миром персонажей, а также между миром персонажей и миром читателя подвижны и проницаемы. Метаповествование создает эффект полной творческой свободы автора, вызывает ощущение внутренней непредсказуемости и способствует формированию игровой поэтики. Заключение. В произведениях С. Лавровой окружающий ребенка мир изображается как внутренне целостный, гармоничный, имеющий безусловную ценность, а приобщенность к нему ребенка-читателя способствует пониманию им самого себя и своего места в мире. Ключевые слова: литература региона, литература для детей и подростков, литературные нарративы, автор, герой, читатель, рассказчик, точка зрения, субъектная организация литературного произведения | 1076 | |||||
4126 | . | 1075 | |||||
4127 | . | 1075 | |||||
4128 | . | 1075 | |||||
4129 | . | 1075 | |||||
4130 | . | 1075 | |||||
4131 | . | 1075 | |||||
4132 | . | 1075 | |||||
4133 | 1075 | ||||||
4134 | «Текст врага» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» | 1075 | |||||
4135 | Роль малого предпринимательства в увеличении ресурсного потенциала и емкости рынка потребительских товаров | 1075 | |||||
4136 | Проведен обзор по конической рефракции. Приведены результаты экспериментов по внутренней и внешней конической рефракции на монокристалле ромбической серы. Получены в свете лазера на экране кольца внутренней конической диаметром около 1 метра. Впервые получены два кольца внешней конической рефракции с уникальным состоянием поляризации. Рассмотрены условия концентрации световой энергии вдоль бирадиали и измерения фокусирующей способности плоскопараллельной двуосной кристаллической пластинки. Обсуждены особенности двойного лучепреломления в условиях конической рефракции | 1075 | |||||
4137 | Моделирование педагогических систем является неотъемлемым элементом и рабочим инструментом научных исследований. Калибровка различных моделей проектирования информационной системы вуза привела к следующей инструментальной реализации. Ключевые слова: информационные технологии, управление, моделирование, система, индикаторы | 1075 | |||||
4138 | В статье раскрываются вопросы взаимодействия научно-исследовательских институтов Сибирского отделения Академии наук СССР и высших учебных заведений в г. Томске. Перечислены и раскрыты формы сотрудничества академической и вузовской науки в 1960–1980-е гг. Особо подчеркивается то, что академическая наука в Томске зародилась на основе вузовских научных сил. Автор показал вклад ведущих томских ученых в вопросы взаимодействия академической и вузовской науки. Ключевые слова: история академической науки в Томске, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения | 1075 | |||||
4139 | Освещаются вопросы мониторинга качества профессиональной языковой подготовки студентов с точки зрения жизни в информационном обществе. Описываются преимущества мониторинга качества профессиональной языковой подготовки студентов на базе электронного учебно-методического ресурса над традиционными средствами контроля. Ключевые слова: профессиональная языковая подготовка, мониторинг, качество языковой подготовки, электронный учебно-методический ресурс. | 1075 | |||||
4140 | Рассмотрена пространственно-плоская Вселенная Фридмана, заполненная идеальной жидкостью с нелинейным неоднородным уравнением состояния, зависящим от времени. Получены решения гравитационного уравнения движения. Показано, что при этом возможно появление периодической Вселенной, повторяющей циклы космического ускорения фантомного (нефантомного) типа с возникновением космологических сингулярностей. Ключевые слова: темная энергия, космологические сингулярности, космическое ускорение | 1075 | |||||
4141 | Рассматривается БРСТ-БФВ подход к лагранжевой формулировке полностью антисимметричных бозонных полей в произвольном d-мерном искривленном пространстве. Полученные теории являются приводимыми калибровочными моделями, и степень приводимости растет с ростом ранга антисимметричного поля. Ключевые слова: BRST-approach, massive bosonic fields, curved space, BRST-operator, Lagrangian, gauge transformation | 1075 | |||||
4142 | Рассмотрены основные свойства излучения атомных цепочек, возбужденных каналирующей частицей. Используя упрощенную модель двумерной кристаллической решетки, мы показали, что основная часть этого излучения генерируется на частоте колебаний каналирующей частицы, смещенной эффектом Доплера. Угловое распределение излучения цепочки колеблющихся атомов усиливается в направлении скорости каналирующей частицы из-за когерентности полей, создаваемых отдельными атомами. Ключевые слова: излучение, каналирование частиц, кристаллическая решетка, угловое распределение, когерентность | 1075 | |||||
4143 | Анализируется потенциал взаимодействия профильной школы и вузов г. Томска для повышения качества физического образования школьников. Ключевые слова: взаимодействие, потенциал, физическое образование, качество, регион инноваций | 1075 | |||||
4144 | Обоснована значимость взаимодействия социальных и общественных институтов в пространстве жизнедеятельности учащейся молодежи, представлены основные направления социально-педагогической деятельности по формированию среды проявления молодежных социально ответственных инициатив. Ключевые слова: социальная ответственность, «социальный диалог», социальные инициативы | 1075 | |||||
4145 | Предложена характеристика сетевой модели организации дополнительного профессионального образования, деятельности сетевого сообщества, главной целью которого является организация профессионального роста педагогов к воспитательной деятельности. Ключевые слова: воспитательная деятельность, сетевое сообщество, организация дополнительного профессионального образования | 1075 | |||||
4146 | В статье на материале названий населенных пунктов Казахстана рассматривается проблема выявления и интерпретации этнокультурной информации, заключенной в семантике ойконимов. Ойконимы представляют собой результат взаимодействия языка и культуры конкретного народа, обусловленные национальным мировосприятием. Ключевые слова: ойконим, антропоним, социальная структура, национально-культурный компонент | 1075 | |||||
4147 | Статья содержит общую концепцию и обоснование значимости школьного лингвокультурологического словаря как эффективного методического инструмента развития языковой личности учащегося, формирования его лингвокультурологической компетенции. Автором предложены принципы формирования словника данного издания, отражающего современные представления о культурной грамотности старшеклассника. Ключевые слова: лингвокультурологическая компетенция, концепт, концептоцентрический подход, языковая картина мира, языковая личность, культурная грамотность, слова с культурным компонентом значения | 1075 | |||||
4148 | Проанализированы основные аспекты деятельности профессиональных учебных сообществ как формы развития педагогической компетентности учителя в США. Определены особенности, цели и задачи их функционирования. Обоснованы трудности формирования профессиональных учебных сообществ и предложены пути их преодоления. Ключевые слова: профессиональные учебные сообщества, формы развития педагогической компетентности учителя | 1075 | |||||
4149 | Читательская рецепция исследуется в рамках литературной коммуникации («автор – литературное произведение – читатель») и учебной коммуникации («литературное произведение – учитель – читатель-школьник»). В качестве моментов, объединяющих эти уровни и определяющих их эффективность, рассматриваются учет специфики восприятия художественной информации и реализация принципа диалогизма. Ключевые слова: художественная информация, адресат, фикциональность мира художественного произведения, воображаемый читатель, наивно-реалистическое восприятие, субъект-субъектное обучение | 1075 | |||||
4150 | Обсуждается специфика проектирования и оценки результативности компетентностно-ориентированной образовательной программы в условиях андрагогических практик. Обозначены различия в применении компетентностного подхода в образовательной практике и управлении персоналом. Экспериментальным путем продемонстрированы возможности применения моделей компетенций для оценки результативности компетентностно-ориентированной образовательной программы. Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, модель компетенций, компетентностно-ориентированная программа, андрагогические практики | 1075 |