Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 09.05.2025
Главная Поиск
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Поиск

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
  • - Не выбрано -

№ПоискСкачиваний
1

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 6 (195). С. 186-191

Описывается стратегия профессиональной подготовки учителя-музыканта с использованием современных аудиовизуальных технологий. Дается характеристика как традиционных аудиовизуальных средств и технологий (различного вида презентативные, тренажерные, справочные, креативные компьютерные программы, использующие звук и изображение), так и современных средств, функционирующих в компьютерной мультимедийной среде (цифровые (электронные) образовательные ресурсы, музыкально-компьютерные обучающие программы). Описаны преимущества применения аудиовизуальных технологий в решении ряда методических задач урока: разработка разнообразного методического инструментария, дифференциация данных методических разработок на группы упражнений. Отмечаются важные технологические функции музыкально-компьютерных обучающих программ, а именно их полиинструментальный формат, возможность погружения ребенка в историко-художественную и эмоциональную среду музыкальной культуры за счет звукозрительного материала. Приведены примеры реализации в креативно-компьютерном формате системы творческих заданий.

Ключевые слова: аудиовизуальные технологии, цифровые образовательные ресурсы, музыкально-компьютерные обучающие программы, интерактивные формы обучения, подготовка педагогов-музыкантов в вузе

1080
2

ОСВОЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ И ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 1 (207). С. 33-39

Введение. Проведен анализ применения этнокультурного подхода к музыкальному образованию младших школьников как фактору социализации обучающихся, их этнической идентификации и самоопределению в многонациональном культурном пространстве. Материал и методы. В процессе работы исследовался песенный материал в стиле местной народно-певческой традиции Никольского района Пензенской области, подголоски, напевы в народном стиле, которые составляют содержание этнокультурных и этномузыкальных знаний, осваиваемых младшими школьниками в фольклорном ансамбле. Их использование позволяет спроектировать процесс формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний как личностный интеллектуальный опыт, основанный на внутреннем принятии информации и реализующий эти знания в практических действиях. Результаты и обсуждение. Успешность формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний младших школьников зависит от нескольких факторов: согласованности содержания музыкального репертуара специфике, формам и видам музыкально-творческой деятельности учащихся (фольклорной интерпретации, театрализации народной песни, пластическому интонированию и других); соответствия принципам наглядности, учета возрастного развития подрастающего поколения; возможности реализации принципа взаимодействия традиционных видов искусства в процессе его освоения в фольклорном ансамбле. В качестве элементов отбора музыкально-краеведческого материала актуализируется его духовно-нравственное содержание, наличие музыкально-художественных традиций, способствующих реализации права ребенка на собственную национальную художественную культуру и язык в процессе его развития и эстетического воспитания. Никольский район Пензенской области богат своими музыкальными традициями, что представляет особый музыкально-краеведческий интерес. Музыкальные традиции сохраняются благодаря культуросозидающим персоналиям, историческим и архитектурным символам, музыкально-краеведческому и фольклорному материалу края. Все это позволяет младшим школьникам быстрее и легче ориентироваться в этнокультурном наследии своего народа, нередко воплощенного в синтезе музыкальных традиций национальностей, проживающих на территории данной области. Педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала заключается в том, что обеспечивает простоту и яркость художественно-образного восприятия произведений данной направленности. Заключение. Целенаправленные, систематические занятия с детьми в фольклорном ансамбле способствуют сохранению духовно-нравственных ценностей музыкальной культуры этноса. Младшие школьники демонстрируют не только знание песенной и танцевальной культуры этносов, проживающих в Пензенской области, но и патриотические гражданские качества, актуальные для современного этапа развития общества.

Ключевые слова: этномузыкальная культура, этнокультурная направленность, этнокультурные знания, музыкальное образование, культурные традиции

1049
3

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 1 (207). С. 48-55

Введение. Дополнительное образование обладает высоким потенциалом влияния на музыкально-творческое развитие детей. Одной из интегративных форм образовательной деятельности является школьный театр, в рамках которого актуализируются разносторонние творческие способности обучающихся: музыкальные (вокальные, инструментальные), танцевальные, пластические, актерские, словесно-драматические и др. Цель – рассмотреть теоретико-методические основания развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности, осуществляемой в условиях дополнительного образования. Материал и методы. Для выявления состояния проблемы музыкально-творческого развития детей в условиях дополнительного образования и ее решения использовался метод анализа психолого-педагогической и методической литературы, позволивший разработать творческие задания для участников музыкально-театрального кружка. Результаты и обсуждение. В ходе исследования уточнены содержательные и структурные компоненты понятия «музыкально-творческие способности», включающие в себя общемузыкальные, специальные музыкальные (познавательные, исполнительские, творческие) и индивидуально-творческие способности детей (эмпатийность, артистизм, эмоциональность, образный характер мышления и др.). Подчеркивается, что музыкально-творческие способности – это комплекс личностных особенностей (мотивационной, эмоциональной, волевой, интеллектуальной и креативно-творческой сфер) и специальных способностей, необходимых для занятий искусством музыки. Методические рекомендации для педагогов описывают поэтапную организацию занятий в школьном театре (мотивационный, содержательный и процессуальный компоненты), наиболее эффективные методы музыкально-творческого развития обучающихся, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, а также согласуясь с синтетической природой музыкально-театрального жанра и коллективной формой сотворчества педагога и учащихся. Заключение. Развитие музыкально-творческих способностей у учащихся начальных классов средствами школьного театра зависит от организации учебного процесса, основанной на комплексном применении творческих заданий, направленных на формирование отдельно каждой структурной составляющей данных способностей, а также на их синтез. Эффективной формой проведения занятий в школьном театре в условиях дополнительного образования детей являются репетиции музыкально-театрализованных представлений, в ходе которых происходит не только музыкально-творческое, но и общекультурное развитие личности обучающихся, становление коллектива единомышленников.

Ключевые слова: школьный театр, музыкально-творческие способности, музыкально-театральные представления, дополнительное образование

1164
4

СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2021. Вып. 1 (213). С. 132-138

Введение. Представлены результаты изучения проблемы социализации детей в условиях дополнительного образования средствами искусства. Приводится теоретический анализ понятий «социализация», «культурная социализация» и базовые составляющие структуры этих категорий, в частности «система индивидуальных значений личности», которая определяет результаты социализации детей как социально-педагогического явления. Раскрыта специфика культурной социализации детей в условиях дополнительного художественного образования. Даны психолого-педагогические ориентиры по формированию системы индивидуальных значений (направленность ценностных ориентаций, потребностей, мотивов поведения и деятельности и др.) в сфере функционирования художественно-эстетического контента современного дополнительного образования. Цель – обосновать и конкретизировать современные ориентиры социализации детей в дополнительном образовании средствами искусства. Материал и методы. Использовались теоретические методы междисциплинарного изучения процесса социализации растущей личности, ее духовно-культурного аспекта, проведен анализ актуальных научных исследований, раскрывающих методологические ориентиры, которые опосредуют эффективность результатов процесса культурной социализации детей в современных условиях функционирования дополнительного художественного образования. Методологическими ориентирами служили личностный, деятельностный, комплексный, сравнительно-сопоставительный подходы, теоретический анализ научной литературы и классификация, обобщение результатов исследования. Результаты и обсуждение. Процесс социализации в научных исследованиях рассматривается не только с точки зрения социума, но и с позиции личности, что актуализирует роль личностного и деятельностного подхода к взаимодействию ребенка и мира художественной культуры. Важным результатом культурной социализации детей в дополнительном образовании становится система индивидуальных значений как личностного образования (направленность ценностных ориентаций, потребностей и мотивов деятельности и др.). Совокупность междисциплинарных научных исследований (М. В. Богуславский, И. А. Пахомов, В. В. Павловский и др.) позволяет выделить особенности процесса социализации в современных условиях функционирования учреждений дополнительного образования детей – цифровая среда, изменение содержания и методической системы художественного дополнительного образования (появление реального онлайн- и офлайн-образования), нацеленность педагога на личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми и реализацию индивидуально-дифференцированного принципа в дополнительном образовании средствами искусства. Заключение. Современные ориентиры процесса культурной социализации в дополнительном образовании средствами искусства (взаимопроникновение идей и методического инструментария личностного и деятельностного подходов и методов цифровой педагогики) способствуют формированию системы индивидуальных значений личности художественно-эстетической, творческой направленности, саморазвитию и самореализации ребенка в постоянно изменяющейся культурной среде, что является основным критерием эффективности и результативности процесса социализации растущей личности.

Ключевые слова: социализация, культурная социализация, система индивидуальных значений личности, дополнительное художественное образование детей

1133

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ