№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5201 | На конкретном примере обсуждена взаимосвязь общих тенденций в современной науке и специфические черты формирования научной школы по теоретической физике. Ключевые слова: тенденции науки, наука как социальный институт, научная школа | 1097 | |||||
5202 | Доказывается, что возможность построения мультикультурного общества обусловлена осознанием каждой культуры собственного ментального своеобразия, пониманием статуса ментального ядра как предела межкультурного взаимовлияния, осознанием равновеликости всех культур. Ключевые слова: культура, цивилизация, мультикультурное общество, ментальное ядро культуры | 1097 | |||||
5203 | Отталкиваясь от факта конгруэнтности морфологической формы города и типа техники, в статье рассматривается основание изоморфизма урбанистических и технических систем. Основным тезисом является утверждение, что каждый тип города характеризуется определенным способом организации жизни, типом применяемой техники и вещной средой на уровне повседневности. В статье дается различение трех типов вещей: доиндустриальная вещь, индустриальная вещь и виртуальная вещь – имидж. Ключевые слова: проектные образы, вещь, имидж, город, техника | 1097 | |||||
5204 | Анализируется возможность упорядочивания психологических теорий восприятия визуальной информации для определения их границ применимости. Восприятие понимается как часть информационного процесса, интерпретируемого в рамках постнеклассической парадигмы. Это находит отражение в методологии информационно-синергетического подхода, разработанного И. В. Мелик-Гайказян. Поэтому главные положения и модели информационно-синергетического подхода выбраны в качестве основания для классификации психологических теорий восприятия визуальной информации. Изложены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 14-06-00440; проекта № 155 «Методология моделирования семиотических механизмов управления нелинейной динамики образовательных систем» государственного задания для ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Ключевые слова: визуальная информация, восприятие визуальной информации, постнеклассическая парадигма, синергетика, информационно-синергетический подход | 1097 | |||||
5205 | Приведены последние данные по пространственному распределению грозовой активности на земном шаре, полученные с помощью спутников и наземных систем обнаружения молний, а также всемирной метеорологической сети станций. Аномалии гравитационного поля рассматриваются в качестве дополнительной причины пространственного распределения грозовой активности по земному шару. Анализируются карты плотности разрядов молнии в землю и карты гравитационных аномалий, полученные с помощью спутников NASA. Показано, что обширные глобальные центры грозовой активности в центральной Африке и Южной Америке связаны с участками незначительных отрицательных гравитационных аномалий. Исключение составляет мировой грозовой очаг в районе Индонезии и Филиппин, который расположен над интенсивной положительной гравитационной аномалией. Региональный анализ в Центральной Европе показал наличие грозовых очагов над отрицательными гравитационными аномалиями. Ключевые слова: гроза, плотность разрядов молнии в землю, гравитационное поле Земли, гравитационные аномалии | 1097 | |||||
5206 | Исследуется деятельность В. И. Семевского в должности редактора журнала «Голос минувшего». Особое внимание уделяется характеристике его взаимоотношений с С. П. Мельгуновым как соредактором. Предпринята характеристика их деловой переписки по вопросам выработки идеологической позиции журнала. Анализируется попытка создания и функционирования «внепартийного» издания с целью консолидации широких слоев демократической общественности. Рассматриваются структура и качество публикуемых материалов. Изучаются проблемы освещения в журнале истории русской общественной мысли, отношения к политическим задачам русской исторической журналистики и привлечения талантливой научной молодежи. Делается вывод о возможности использования «толстых» журналов в качестве инструмента пропаганды оппозиционно настроенной интеллигенции. Ключевые слова: В. И. Семевский, «Голос минувшего», интеллигенция, историческая периодика, история общественной мысли, С. П. Мельгунов | 1097 | |||||
5207 | Современный этап развития России сопровождается принципиально новыми процессами в экономической, политической, социальной, духовной и идеологической сферах общественной жизни. В современной социокультурной ситуации важное место занимает ценностное самоопределение личности как отбор, индивидуальное восприятие ценности субъектом, личностные предпочтения идеалов, норм, эталонов и других ценностей, построение их иерархии в соответствии с субъективными предпочтениями, включение их в цели и мотивы деятельности. Раскрывается понятие «ценностное самоопределение» как восхождение обучающихся к ценностям школьной географии в процессе взаимодействия школьников и учителя, направленное на формирование ценностно-смысловой сферы личности, результатом которого становится осознанное целеполагание и осмысление значимости изучения предмета «география» в школе, а также такие понятия, как «пространство ценностного самоопределения», «пространство школьной географии». Рассматриваются признаки школьной географии: открытость и широкая географическая информативность; структурность и целесообразность; комплексный, интегративный характер; динамичность и процессуальность; направленность на ценностно-ориентационную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса. Приводится примерная уровневая структура ценностного самоопределения обучающегося в процессе изучения школьной географии в зависимости от возрастных особенностей школьников и рассматриваются следующие уровни: социально ориентированное ценностное самоопределение, личностно-преобразующее ценностное самоопределение, прогностическое ценностное самоопределение. Ключевые слова: ценностное самоопределение, пространство ценностного самоопределения, пространство школьной географии, социально ориентированное ценностное самоопределение, личностно-преобразующее ценностное самоопределение, прогностическое ценностное самоопределение | 1097 | |||||
5208 | Рассматриваются способы выражения сравнений в творчестве Юрия Полякова. Определяются морфолого-синтаксические особенности сравнений и их функции в художественном тексте. Выделяются сравнения, оформленные с помощью союзов как, словно, будто, точно, а также другими средствами связи: с помощью особых форм существительных (родительного и творительного падежа), других частей речи (предлогов, прилагательных, причастий, наречий). Рассматриваются сравнения, представляющие собой предикативные и непредикативные синтаксические конструкции. Определяются преимущественные формы сравнений в творчестве Ю. Полякова и особенности их использования автором. Ключевые слова: образное сравнение, сравнительная конструкция, сравнительные придаточные, предикативные части, сравнительный оборот, художественный текст | 1097 | |||||
5209 | Введение. Моделирование языковой личности осуществляется на основе анализа разных типов текстов. Исследование языковой личности в эмотивно-оценочном дискурсе наиболее полно раскрывает эмоциональную и ценностную картину мира говорящего и его коммуникативные стратегии в эмоциональной и оценочной интерпретации действительности. Представлен анализ образа Сталина в ценностной картине мира М. Плисецкой, репрезентированной в ее мемуарном дискурсе. Цель – выявить эмотивно-оценочную лексику в экспрессивном дискурсе языковой личности и определить основные стратегии в предъявлении негативной оценки Сталина, реконструировать языковую картину мира М. Плисецкой. Материал и методы. Языковым материалом исследования послужила книга воспоминаний балерины Майи Плисецкой «Я, Майя Плисецкая», а также лексикографические источники разных типов, на фоне которых рассматривался эмотивно-оценочный словарь языковой личности: Словарь русского языка (Малый академический словарь) и Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова. Использовались общенаучные методы (наблюдения, обобщения, сопоставления, описательный метод), а также компонентный, дефиниционный, дискурсивный анализ и количественные подсчеты. Результаты и обсуждение. И. В. Сталин занимает важное место в системе персонажей книги М. Плисецкой. Сопоставление данных социологических опросов показывает, что имидж Сталина в сознании россиян улучшился за последние 15–20 лет. Статистический анализ позволил раскрыть отношение Плисецкой к Сталину: имя вождя употребляется только в связке с отрицательной эмотивной лексикой, которая усиливается за счет яркой образности выбранных лексических единиц. Эмотивно-оценочная лексика несет высокую степень экспрессивности, именно в ней находят отражение система ценностей и особенности мировоззрения языковой личности автора. Основания оценки Сталина сложны и многообразны: результаты политической деятельности, психическое состояние, морально-нравственные качества и внешность вождя. Выявлена эмотивно-оценочная лексика в тексте языковой личности, проведен сопоставительный анализ словарных толкований с контекстной семантикой автора. Заключение. В процессе описания Сталина часто употребляются бранные, просторечные слова, выражающие презрение, ненависть, возмущение и негодование, образ Сталина в картине мира М. Плисецкой оценивается крайне отрицательно. Вождь народов определяется как параноик, убийца, тиран и преступник. Если говорить о стратегиях выражения эмоций и оценок, то негативная информация вводится по-разному: кроме прямых оценочных речевых актов используются косвенные высказывания – явление энантиосемии, когда умышленно актуализируется диссонанс между положительной словарной коннотацией лексемы и отрицательным контекстом. Используются также разные фигуры речи: живые, образные метафоры, олицетворения, сарказм и ирония для выражения ненависти и презрения к Сталину. Ключевые слова: языковая личность; образ Сталина; ценностная картина мира; эмотивно-оценочная лексика; эмотивно-оценочный дискурс; «Я, Майя Плисецкая» | 1097 | |||||
5210 | . | 1096 | |||||
5211 | . | 1096 | |||||
5212 | Изучена аналогия применения как связующее звено между различными разделами математики с целью развития математического мышления студентов. Ключевые слова: аналогия применения, алгебра, геометрия, системы линейных неравенств, многогранники. | 1096 | |||||
5213 | Рассматривается организация обучения аудированию слушателей курсов повышения квалификации, трудности, с которыми они сталкиваются, умения, которые они приобретают и задания, которые учат их пониманию устной речи. Ключевые слова: обучение, аудирование, умения, задания. | 1096 | |||||
5214 | Статья представляет исследование инвариантных моделей использования языковых средств нарративных конструктов, анализирует выбор границ нарративного поля. В статье рассматриваются основные типы нарративных конструктов, основанные на интерпретативных практиках опыта пребывания реципиента в структуре социальной интеракции. Ключевые слова: рекламный дискурс, нарративный конструкт, коммуникатор, коммуникант, рекламное обращение, инвариантная модель коммуникативной интеракции | 1096 | |||||
5215 | Установлен состав структурных фрагментов гуминовых кислот, выделенных из торфа торфяного месторождения Баланак. В структуре гуминовых кислот (ГК) преобладают алкильные фрагменты, понижено содержание кислородсодержащих функциональных групп и фенольных фрагментов. Выявленные особенности структуры ГК связаны с замедленными процессами торфогенеза в Северо-Восточном Алтае. Показано, что с увеличением степени разложения торфа в ГК увеличивается степень ароматичности, уменьшается содержание углеводных и алкильных фрагментов. Ключевые слова: торф, Горный Алтай, Сибирь, органические вещества (ОВ) торфа, гуминовые кислоты (ГК), элементный состав | 1096 | |||||
5216 | В предлагаемой статье обращение и экспериментирование Л. Петрушевской с жанровым архетипом сказки объясняются совершенным владением малой эпической формой, эпатажной направленностью ее стиля, неиссякаемым интересом к парадоксам, вниманием к частной жизни обыкновенных людей. Автор предлагает модель цикла, пародийно ориентированную на мультсериал. Ключевые слова: литературная сказка, вымысел, жанровые трансформации, ирония, абсурд, парадокс, цикл, Л. Петрушевская | 1096 | |||||
5217 | Рассмотрены возможности компьютерных тестов, разработанных в системе «Айрен» и в обучающей среде MOODLE. Описаны разновидности обучающих тестов: тренировочные тесты, тесты по теории и тесты – домашние задания. Изложены основные типы тестовых заданий в обеих системах: задания с выбором одного или нескольких ответов, задания с вводом ответа, задания на соответствие, на упорядочение и классификацию. Показано, что обе системы являются мощным инструментом в подготовке тестов и в проведении тестирований. Достаточно подробно рассмотрены такие различия в процессе подготовки тестов в системе «Айрен» и в MOODLE, как введение вариативности в задачи с помощью задания случайных числовых значений, использование математических формул, возможность создания заданий, связанных одинаковыми числовыми параметрами. Данные различия играют большую роль при создании обучающих тестов в дисциплинах математического профиля. Выявлена проблема обеих систем – недостаточная доступность для обучающихся. Ключевые слова: обучающий тест, тестирующая программа, программный комплекс «Айрен», обучаю- щая среда MOODLE | 1096 | |||||
5218 | Рассматривается исторический процесс образования и дальнейшего развития статистического аппарата Уфимской губернии, который был создан в мае 1865 года на основе прежде функционировавшего Оренбургского губернского статистического комитета. Показано, что спектр содержания итоговых документов Уфимского губернского статистического комитета (ГСК) был весьма широкий и касался характеристики как экономической ситуации, так и положения социальных и этнических групп населения края. Автор приходит к выводу, что данное государственное учреждение внесло определенный вклад в учет населения, недвижимого и движимого имущества, который повлиял на укрепление хозяйства края. Ключевые слова: Уфимский губернский статистический комитет, статистические сведения, перепись населения, смета расходов, поземельная статистика, численность населения | 1096 | |||||
5219 | Рассматривается проблема обучения иноязычной лексике студентов технических специальностей в связи с вступлением в международный проект по модернизации инженерного образования под названием «Инициатива CDIO», а также востребованностью специалистов со знанием иностранного языка на рынке труда. Обозначены трудности в освоении лексического навыка в говорении при решении проблемных задач. Раскрываются психологические основы овладения словом как сложным механизмом, включающим в себя как зрительно-слухо-двигательную структуру, так и семантику слова. Описываются существующие в методике подходы к организации процесса усвоения профессионального лексического навыка. В результате предложены упражнения со списком слов, дано обоснование их эффективности, приведены примеры. При организации упражнений подчеркивается важность установки, ситуативной соотнесенности, коммуникативности, функциональности, учета индивидуальных особенностей обучающихся. Создание комфортной образовательной среды способствует поддержанию устойчивой мотивации в процессе формирования и развития профессионального лексического навыка. Ключевые слова: студенты технических специальностей, профессиональная иноязычная лексика, лексический навык, упражнение со списком слов, коммуникативность, индивидуализация, мотивация, образовательная среда | 1096 | |||||
5220 | . | 1095 | |||||
5221 | . | 1095 | |||||
5222 | . | 1095 | |||||
5223 | . | 1095 | |||||
5224 | . | 1095 | |||||
5225 | В статье представлена оценка основных подходов к определению состояния эколого-экономических систем. Особое внимание уделяется методологическим аспектам формирования эколого-экономической системы как территориально-производственного комплекса, включающего экономическую, экологическую и социальную подсистемы. Среди основных подходов рассматривается применение международных стандартов серии ИСО-14000, гидрохимический индекс загрязнения, а также интегральный редуцированный индекс загрязнения и система штрафования за предоставление недостоверных данных, как частный случай для оценки состояния промышленных водных источников | 1095 | |||||
5226 | Наряду с привычными факторами, влияющими на педагогический процесс, формирующими педагогическую ситуацию, в последнее время растет значимость и других, таких как личностный фактор, фактор возрастания скорости протекания процессов и фактор виртуализации обучения. Каждый из вышеобозначенных факторов вносит существенные изменения в содержание образования. Ключевые слова: индивидуальные особенности, личностный фактор, возрастание скорости процессов, виртуализация обучения, прогностическое мышление. | 1095 | |||||
5227 | Рассматривается концепция, которая появилась недавно в современной террорологии. Ряд авторов доказывают, что современные исламистские террористы подобны анархистам. Они длительное время ассоциировались с бомбами, произволом и действиями насилия. Это вызывает желание провести параллели между анархистами XIX и XX столетий и современными террористами. Статья профессора Джелвина располагает Аль-Кайду и подобные джихадистские движения в пределах категории анархизма. Другие исследователи осторожно относятся к такой точке зрения. Они критикуют некоторые положения, обращаются к историческим фактам. Задачей автора статьи стал анализ и критика слабых сторон этой концепции. Автор считает, что это прогнозирующее суждение было сформировано преждевременно. Ключевые слова: террорология, терроризм, Аль-Кайда, анархизм, джихад, халифат, исламисты, партизаны | 1095 | |||||
5228 | Если существуют торсионные поля (т.е. символы Кристоффеля несимметричны), то возникает гравитационное четырех-фермионное взаимодействие. Это взаимодействие является доминирующим ниже планковского уровня. Его нормальная аксиально-аксиальная часть сама не может остановить гравитационное сжатие. Однако аномальное вектор-векторное взаимодействие естественным образом приводит к большому скачку и инфляции. Ключевые слова: планковский уровень, гравитационное четырех-фермионное взаимодействие, большой скачок, инфляция | 1095 | |||||
5229 | Представлен анализ новых возможностей диалога истории и литературы в свете современных методологических ресурсов гуманитарного знания. В качестве примера используется применение оригинальной технологии междисциплинарного синтеза к анализу ряда средневековых текстов. Ключевые слова: история, литература, «диалог», «средние века», «ценностные ориентации», «бессознательное», «новые технологии анализа» | 1095 | |||||
5230 | Исследуется отрывок романа Ингеборг Бахман «Малина», связанный со сновидениями героини. Сны отражают тематическую направленность всего произведения. Особое внимание уделено звуковой и музыкальной стороне фрагмента романа. Звук проявляется в речевых характеристиках героини. также музыка сопровождает повествование. Она становится орудием борьбы за свободу главной героини. В статье прослеживаются этапы проявления музыкального в литературном тексте. Ключевые слова: Ингеборг Бахман, сновидения, музыкальность, голос, звук, безмолвие | 1095 | |||||
5231 | Рассматриваются специфические механизмы создания художественной модели малых прозаических жанров на основе вариативного использования принципов условности. Делаются наблюдения за концептуальной основой, формальными принципами выражения авторской позиции в новеллистике М. Булгакова, С. Семёнова, О. Форш, посвященной проблемам человека и истории, человека в условиях исторического гражданского противостояния. Анализируются продуктивные жанро- и стилеобразующие принципы, позволяющие писателям конструировать образ мира, в котором сочетаются изобразительное и выразительное начала, позволяющие достоверно отразить историческую действительность и вместе с тем передать нюансы человеческого сознания и подсознания в условиях деформирующей человека исторической реальности. Делаются выводы о характере художественного эксперимента, основанного на синтезе классической традиции и модернистских тенденций, повлиявшего на формирование индивидуального стиля писателей, определившего эстетические стратегии русской литературы 1920-х гг. Ключевые слова: поэтика, малая проза, художественная условность, экспрессионизм, направление, реализм, синтез, метод | 1095 | |||||
5232 | Рассматривается возможность использования ресурсов иностранного языка для развития коммуникативной компетентности студентов и основных характеристик современного специалиста. Представлены основные взгляды на понятие компетентностного подхода, коммуникативной компетентности, способы ее оценивания, примеры применения интерактивных методов. Регулярное и активное применение интерактивных методов на занятии иностранного языка способствует проявлению языкового, культурного и творческого потенциала будущих специалистов. Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетентность, интерактивные методы, иностранный язык | 1095 | |||||
5233 | Осуществляется развитие положений, высказанных автором относительно преподавания дисциплин математического и естественно-научного цикла студентам гуманитарного высшего учебного заведения. Основное внимание направлено на обобщение опыта преподавания дисциплины «Информатика» студентам гуманитарных вузов и выделение междисциплинарных связей. Целью статьи является описание промежуточных результатов, полученных в ходе исследования эффективного использования информационных технологий в ходе обучения студентов гуманитарного вуза по дисциплине «Информатика». Представлена структура электронного курса в системе поддержки самостоятельной работы. Выделено место дисциплины «Информатика» в программах подготовки студентов 1-го курса бакалавриата по направлениям подготовки «Экономика» и «Конфликтология», описаны типы заданий для самостоятельной работы студентов и приведен пример оформления учебных материалов для кейса по дисциплине «Информатика». Также обозначены основные направления совершенствования методики преподавания дисциплины «Информатика». Ключевые слова: методика преподавания дисциплины, обучение студентов, кейс, самостоятельная работа студентов, гуманитарный вуз, информатика | 1095 | |||||
5234 | Описываются актуальные подходы к преподаванию русского языка как иностранного в Китае, сформулированные в статьях ведущих китайских специалистов в этой области. Обзор новейших публикаций на китайском языке позволил установить сильное влияние российских педагогических и методических инноваций на теорию и практику преподавания русского языка как иностранного в Китае. Например, уровни владения русским языком рассматриваются в аспекте формирования лингвистической и коммуникативной компетентности, а не только в парадигме знаний в области лексики и грамматики. Кроме этого, в практике чтения и перевода предлагается развивать навыки понимания и интерпретации смысла текста и идеи автора. Наконец, китайские специалисты отмечают необходимость гуманизации обучения, предполагающей позитивные изменения поведенческой и эмоциональной сферы учебного процесса, например, обучающиеся должны побуждаться к диалогу и коммуникативному взаимодействию, преподаватели должны использовать новые интерактивные или открытые методы обучения. Однако гуманизация, по мнению китайских исследователей и методистов, не должна существенно трансформировать традиционную директивно-императивную модель обучения. Таким образом, современная парадигма методики обучения русскому языку как иностранному в Китае предполагает единство традиционных и новых методов обучения. Этот подход максимально соответствует национальным и социокультурным особенностями страны. Ключевые слова: русский язык как иностранный в Китае, методы обучения языку, открытый коммуникативный метод | 1095 | |||||
5235 | Введение. Дилетантский текст представляет собой заметное явление современной массовой (не элитарной) речевой культуры. К факторам, обеспечивающим продвижение данного типа текстов в СМИ, относятся приоритет гедонистической функции в ущерб познавательной, а также интерес социума к публичной личности, которой институт медиа предоставляет возможность высказываться по вопросам, не связанным с полученным образованием и профессией. Цель – исследование восприятия дилетантского текста (его содержание и формы) разными группами реципиентов. Проблематика исследования направлена на выявление неоднородности массовой речевой культуры через сопоставление оценочных позиций разных адресатов одного текста. Материал и методы. Как образец дилетантского текста использован текст главного редактора глянцевого журнала, который подчеркнуто дистанцируется от специалистов в обсуждаемой им области знания (филологии). На основе семантико-стилистического метода анализируется речевой материал, полученный в психолингвистическом эксперименте, т. е. вторичные тексты-реакции. Реципиенты поделены на три группы: неспециалисты от 18 до 44 лет; неспециалисты от 50 до 62 лет; студенты, обучающиеся по направлению «Филология». Результаты исследования. Установлено, что текст транслирует относительно достоверную информацию (научное и околонаучное знание, лингвистический миф), содержит фактические ошибки. Экспериментальное исследование оценочных реакций на текст показывает, что транслируемые текстом сведения некритично воспринимаются значительной частью реципиентов. Отношение к дилетанту как социальному типу у неспециалистов зависит от возраста: молодые участники эксперимента относятся к нему более лояльно, чем реципиенты старшей группы. Студенты, освоившие в теории и на практике обсуждаемую проблему, высказываются о суждениях дилетанта резко негативно. Оценки речевых особенностей текста коррелируют с оценками содержания. Младшая группа одобряет юмор, доступность, «легкость», с которой подается информация; старшая группа отмечает в тексте речевую агрессию, нарушение этических норм. Филологи в своих оценках речевой манеры автора ближе к старшей группе, то есть консервативнее своих сверстников. Научная новизна и практическая значимость. В лингвистический оборот вводится понятие дилетантского текста и его автора; уточняются условия, обусловливающие выдвижение фигуры дилетанта как субъекта массовой коммуникации; на основе отношения к дилетантскому тексту обосновывается наличие поколенченских вариантов массовой речевой культуры. Заключение. Оценочные реакции на одну из разновидностей современной массовой культуры – дилетантский текст – позволяют говорить о неоднородности этой культуры, а именно о существовании старшей и младшей коммуникативной нормы. Позиции младшей нормы в массовой речевой культуре являются более сильными. Этот вывод сделан на основании того, что речевые особенности исходного текста, получившие у реципиентов младшей группы одобрение, а реципиентов старшей – неодобрение, рассматриваются в современной стилистике как наиболее яркие черты прессы в целом. Ключевые слова: массовая речевая культура, текст дилетанта, восприятие текста, оценка текста, младшая коммуникативная норма, старшая коммуникативная норма | 1095 | |||||
5236 | Введение. Представлена методологическая рефлексия изучения ценностно-смысловых аспектов репрезентации агиографической традиции в творчестве Достоевского. Анализ художественной антропологии писателя, идейных поисков и духовных коллизий, определяющих особенности проблематики и поэтики его произведений, позволяет увидеть глубинную связь с агиографической традицией в ее понимании мира и человека. Духовный опыт, запечатленный в житиях, для писателя является не просто жанровым или изобразительным инструментом, а глубинным смысловым вектором, антропологической и аксиологической доминантой. Материал и методы. Материалом исследования являются художественные и публицистические произведения позднего творчества Ф. М. Достоевского, эго-документы писателя, воспоминания современников. Методологической основой исследования является аксиологический подход, который носит комплексный характер и включает в себя культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический и биографический аспекты. Результаты и обсуждение. Репрезентация агиографической традиции неразрывно связана с мировоззрением писателя, его системой ценностей. В системе воззрений Ф. М. Достоевского вопросы о человеке, его духовном и нравственном развитии, ценностных установках и идеалах имеют большое значение, находят отражение в художественном творчестве, в особенности в романе «Братья Карамазовы» и «Житии Великого грешника», берут основу среди жизненных установок писателя, его религиозном воспитании и религиозно-философском мировосприятии. Заключение. Влияние агиографической традиции на творчество Достоевского – комплексная проблема как с точки зрения аспекта исследования, так и с точки зрения методологии. В исследовании необходимо учитывать глубинную связь русской литературы с христианской религиозной традицией. В процессе смены литературных формаций творчество Достоевского позволяет увидеть то духовное ядро, которое сохраняет русская классическая литература и транслирует из эпохи в эпоху в качестве культурообразующей и смыслообразующей доминанты. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», «Житие Великого грешника», «Дневник писателя», эго-документы, автор, агиографическая традиция, аксиология, ценности, ценностно-мировоззренческая позиция, христианство, православие, русская культура, нравственность, духовность, святость, аксиологический подход | 1095 | |||||
5237 | . | 1094 | |||||
5238 | 1094 | ||||||
5239 | Изложены результаты теоретического анализа проблематики имплементации гуманитарных факторов в профессиональное образование инженеров в США и Европе, основанного на изучении аутентичной зарубежной научной литературы. Ключевые слова: конкурентоспособность инженерных кадров, расширение содержания инженерного образования, интеграция технических и гуманитарных дисциплин, междисциплинарный подход, интегративный подход, интегрированных образовательных программ. | 1094 | |||||
5240 | На обширном лексическом материале разных классов бурятского и селькупского языков представлены примеры лексико-семантических параллелей в аспекте сравнительно-сопоставительного анализа. Выявленные примеры типологически схожих языковых единиц языков, традиционно относящихся к разным языковым семьям, позволяют предположить о проявлении лингвистических явлений трансференции и конвергенции, обусловленных диахронным ареально-языковым союзом в пределах исследуемого региона. Ключевые слова: лексико-семантические параллели, типология, трансференция, конвергенция, ареально-языковой союз, изоглоссы | 1094 | |||||
5241 | Изучали взаимосвязь стабильности позы с физической работоспособностью у борцов. Установлена связь стабильности позы у борцов с физической работоспособностью. Ключевые слова: равновесие, стабилография, работоспособность, спортсмены | 1094 | |||||
5242 | Рассматривается возможность решения проблемы организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей через интеграцию инструментов Веб 2.0 в образовательный процесс. Определены преимущества использования технологий Веб 2.0 перед традиционно используемыми средствами Интернет-обучения. Приводится алгоритм выполнения задания по работе над студенческим веб-проектом по дисциплине «Английский язык». Ключевые слова: учебная компетенция, самостоятельная работа, информационные технологии, Веб 2.0, блог, английский язык. | 1094 | |||||
5243 | Предложены методические основы формирования начальных навыков научной работы у студентов младших курсов естественно-научных, инженерных и педагогических специальностей, опираясь на курс общей физики. Ключевые слова: научная работа студентов, формирование навыков, общая физика | 1094 | |||||
5244 | Анализируется содержательное наполнение текстов заданий учебников физики 7-го класса. Выявляется функ циональность заданий, их соответствие требованиям к результатам обучения. Ключевые слова: анализ содержания, тексты заданий, учебники физики, результаты обучения | 1094 | |||||
5245 | Синтезирована модель оценки результатов и эффектов инновационной деятельности на микроуровне, исследуется компонента инновационного поля – «результат». Последовательно детерминированы виды новшеств, направления оценки результативности-эффективности и эконометрическая модель. Ключевые слова: нововведения, инновационное поле, синтезированная модель, инновационная деятельность, инновационный потенциал | 1094 | |||||
5246 | На материале писем языковых личностей элитарного типа речевой культуры (М. В. Нестерова, Ф. И. Шаляпина, В. И. Вернадского, М. И. Цветаевой, Ю. М. Лотмана, Д. Д. Шостаковича, В. С. Высоцкого, В. П. Астафьева, Д. С. Лихачёва, А. С. Демидовой) моделируется образ русского эпистолярия. Моделирование образа жанра как составляющей речевого сознания носителей языка осуществляется в аксиологическом аспекте с опорой на метажанровые комментарии перечисленного круга адресантов – лучших представителей русской творческой интеллигенции ХХ–ХХ™ вв. Ключевые слова: эпистолярный жанр, письмо как тип текста, аксиологический аспект рассмотрения, метажанровые комментарии, языковая личность элитарного типа речевой культуры | 1094 | |||||
5247 | Социально-бытовой фон повести «Стройбат» на сегодняшний день архаичен, однако проблемы предательства, положения культуры во враждебной среде, юношеской безответственности сохраняют свою актуальность. Повесть, представляющая собой пересказ событий от лица героя, богато интонирована. С. Каледин строит текст через остраненный комментарий «чужого» героя, соединение возвышенного и разговорно-бытового, иноязычие, хронотопические «перебивки», игру с ритмом и плотностью текста. Художественный мир повести активно насыщается культурными знаками, ставшими частью «советского мифа». Они способствуют восприятию современным читателем текста как притчи о добре и зле. Сам строй речи создает ощущение условности страшных подробностей стройбата как социального явления и позволяет сосредоточить основное внимание читателя на внутренней жизни персонажа. Ключевые слова: русская повесть 80-х годов, актуализация, «советские штампы», остранение, абсурдистская условность | 1094 | |||||
5248 | Рассматривается принятая в русской грамматической традиции классификация вопросительных предложений на примере русских рекламных текстов. Выбор вопросительных предложений объясняется их высокой частотностью в рекламе, так как рекламный текст призван установить контакт с адресатом, и вопросительные предложения хорошо отвечают этой цели. В публикации отмечены наиболее распространенные типы вопросительных конструкций (вопросительно-повествовательные (подразумевающие ответы «да», «нет» или развернутый ответ), вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические) и их структурно-грамматические особенности (определенные глагольные формы, выбор местоимений, структура грамматических конструкций и т. д.). Ключевые слова: рекламный текст, вопросительное предложение, эксплицитный (имплицитный) вопрос, риторический вопрос, эллипсис | 1094 | |||||
5249 | Гипотеза является одной из важнейших форм развития науки. На современном этапе роль гипотезы возрастает в связи с увеличением теоретического познания и приобщения молодежи к методам научного познания в вузе. К сожалению, мы редко встречаем правильное использование гипотезы в учебном процессе, не всегда учитывается ее большое значение в развитии познавательных способностей студентов и формировании их мышления. Объясняется это тем, что преподаватели все чаще останавливают свое внимание на учебных проблемах, но упускают из вида то, что решение проблем протекает путем выдвижения и доказательства гипотез. Описывается логическая сущность гипотезы, определяются пути ее применения в познавательной деятельности студентов. Подчеркивается, что, с одной стороны, под гипотезой понимается логическая форма мышления, а с другой – сам процесс выдвижения, развития и доказательство новых суждений и умозаключений. Между тем выдвижение гипотез может осуществляться как на основании наблюдений и экспериментов, путем дедуктивного выведения новых знаний из уже известных теорий, так и путем дедуктивного переноса известных законов на новые явления. В предлагаемой статье на основании собственного многолетнего опыта работы представлены доступные пути применения гипотезы в познавательной деятельности студентов. Ключевые слова: гипотеза, методы познавательной деятельности, пути выдвижения гипотезы, формы мышления, индукция, дедукция, аналогия, интуиция | 1094 | |||||
5250 | Введение. Целью статьи является характеристика научно-популярного юридического интернет-дискурса с позиций дискурсологии, выявление межстилевого характера научно-популярного юридического интернетдис курса. Материал и методы. Материалом для исследования послужили тексты авторской правовой рубрики «Право знать» информационного портала Tomsk.ru за 2017−2018 гг. Основу методологии статьи составляют метод лингвистического описания и приемы дискурс- и стилистического анализа. Результаты и обсуждение. Во введении соотносятся понятия «дискурс», «текст» и «функциональный стиль», выявляется широкий спектр взглядов исследователей на существующую проблематику. В качестве современного языкового явления рассматривается научно-популярный юридический интернет-дискурс. Его характеристика с позиций дискурсологии дается путем анализа функционального и результативного аспектов институционального дискурса. Исследуется структура научно-популярного юридического интернет-дискурса, дается подробное описание каждого структурного элемента с указанием на конкретные примеры. Описывается процесс коммуникации между главными коммуникантами – адресантом (юристом) и адресатом (лицом, не обладающим юридическими познаниями). Исследуются способы воздействия анализируемых текстов на адресата при помощи структурных единиц дискурса, к которым кроме коммуникантов относятся характер кода, контакт, контекст и тематическое наполнение. Устанавливается межстилевой характер научно-популярного юридического интернет-дискурса как языкового образования, обладающего характерными чертами научного, официально-делового, публицистического и разговорного стилей. Для этого путем выявления характерных черт функциональных стилей описывается взаимодействие элементов научного, официально-делового, публицистического и разговорного функциональных стилей в дискурсе. Определяются предпосылки взаимодействия функциональных стилей в научно-популярном юридическом интернет-дискурсе, объясняется их сочетание и взаимодействие. Выводы. Сделаны выводы о том, что 1) научно-популярный юридический интернет-дискурс представляет собой особый вид институционального дискурса: его своеобразие обусловлено характерной структурой, сочетанием и содержанием дискурсивных параметров; 2) следствием выявленного своеобразия научно-популярного юридического интернет-дискурса является его межстилевой характер, поскольку в нем сочетаются характерные черты научного, официально-делового, публицистического и разговорного стилей. Теоретическая значимость работы заключается в выявлении структуры научно-популярного юридического интернет-дискурса, его стилистических особенностей. Практическая ценность определяется возможностью использования материалов и выводов статьи в вузовской практике. Ключевые слова: дискурс, юридический дискурс, научно-популярный юридический интернет-дискурс, функциональный стиль, межстилевой характер | 1094 |