№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5201 | Рассмотрены подходы к определению экономического кластера, проблема отсутствия единой дефиниции и подхода к определению «экономический кластер», а также свойства, определяющие основные различия в типологии кластеров, и место кластерного подхода в стратегии развития государства; рассмотрены основные преимущества использования кластерного подхода в современных условиях. Затрагиваются основные аспекты кластерной политики как формы территориально-отраслевой организации производства и развития регионов. Ключевые слова: экономический кластер, определение кластера, развитие региона, типология кластеров, глобализация, кластерная политика, кластерная структура, региональная экономика | 892 | |||||
5202 | В повести В. Липатова «Деревенский детектив» (1968) пародируются штампы милицейского романа 1960–1970-х гг. В своем произведении В. Липатов пародирует традиционные детективные клише, помещая героя в анекдотические ситуации пространства современной деревни. В. Липатов создает произведение, отвечающее запросам массового читателя, используя узнаваемые ситуации, привычных, шаблонных героев, известных по произведениям «деревенской прозы» и «милицейского романа». Ключевые слова: В. Липатов, «Деревенский детектив», массовая литература | 892 | |||||
5203 | Творчество З. Прилепина по объективным причинам (первый роман «Патологии» вышел в 2004 г.) считается малоизученным и представляет научный интерес как незаурядный феномен современной отечественной прозы. Мотив детства, во многом определяющий стилистическую манеру писателя, формирует своеобразный метатекст его художественного пространства. Применение структурно-семиотического метода с целью «декодирования» амбивалентной репрезентации мотива детства в романе Прилепина «Санькя» позволяет интерпретировать художественный дискурс писателя не только как опыт становления «нового реализма» (отчасти посредством интертекстуального диалога с русской классикой), но и как творческий поиск в недрах парадоксальной метафизики постмодерна. В качестве дискурсивного элемента мотив детства становится средством актуализации комплекса перманентной незрелости, свойственного человеку кризисной эпохи. Ключевые слова: поэтика, мотив, дискурс, тема, прием, детство, ребенок, символ, код, психологизм, постмодернизм | 892 | |||||
5204 | Исследование выполнено в русле теории интертекстуальности и одного из направлений коммуникативной стилистики художественного текста – теории регулятивности. Изучение диалогической природы художественного текста представляет интерес в связи с современной антропоцентрической парадигмой в лингвистике. Интертекстуальность, отражающая диалог автора не только с читателями, но и с поэтами-предшественниками и современными писателю мастерами художественного слова, расширяет семантику поэтических произведений и определяет их смысловое развертывание в сознании воспринимающего текст адресата. Выявлена типология регулятивных стратегий поэтических текстов О. Э. Мандельштама, включающих использование интертекстов (интертекстуальных структур), значимых для наиболее полного декодирования авторской интенции. Работа выполнена на материале поэтических текстов из сборника «Камень». К особенностям регулятивных стратегий, актуализирующих интертексты в данном сборнике, относятся: системность воспроизведения; преобладание стратегий эксплицитного типа; доминирование сильных регулятивных стратегий; использование в качестве средств регулятивности интертекстов; последовательное представление эстетической информации; комплексное применение различных интертекстов поэтом (сюжеты-интертексты, регулятивные модели интертекстуального типа); наличие интертекстуальных связей с основными этапами западноевропейской культуры и культуры серебряного века. Доказано, что интертекстуальность используется О. Э. Мандельштамом как один из важных способов регулирования автором познавательной деятельности читателя. Регулятивные стратегии интертекстуального типа, основанные на использовании различных интертекстов, рассмотрены с точки зрения меры и способа подачи эстетической информации, однородности/неоднородности доминирующих средств регулятивности, в зависимости от регулятивной силы текста, по способам регулятивности. Полученные данные представляют интерес для выявления идиостиля поэта. Ключевые слова: поэтический текст, регулятивность, регулятивная стратегия, типы регулятивных стратегий, интертекстуальность, интертекст | 892 | |||||
5205 | Введение. Описываются три основные модели построения межъязыковых каламбуров – полилингвальных образований, в которых осуществляется игра слов на разноязыковом материале, а также приводятся результаты экспериментального исследования восприятия межъязыковых каламбуров. Цель исследования – установить воздействие экспликатора (вспомогательного вербального или иконического указателя на другой язык или атрибута «чужой» культуры) на восприятие межъязыковых каламбуров носителями русского языка; выявить наиболее понятные для носителей русского языка языковые модели межъязыковых каламбуров. Материал и методы. Исследование проведено на материале 416 межъязыковых каламбуров, отобранных в сети Интернет методом целенаправленной выборки (9gag.com – 180, Reddit – 185, «ВКонтакте» – 51) в период с 2016 по 2019 г. Для интерпретации значений межъязыковых каламбуров были применены описательный метод и метод семантического анализа. Для оценки восприятия межъязыковых каламбуров был проведен лингвистический эксперимент, включающий два этапа: перевод и толкование значений иностранных лексем в 20 межъязыковых каламбурах. В эксперименте приняли участие 200 студентов языковых специальностей Кемеровского государственного университета и Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета, Сибирского федерального университета и Алтайского государственного педагогического университета. Результаты и обсуждение. Экспликатор, содержащийся в межъязыковом каламбуре, способствует правильному его восприятию. Антиципационная модель оказалась наиболее простой для понимания русскими респондентами, представленные ею межъязыковые каламбуры на основе английского языка были корректно определены в 45,2 % случаев. Каламбуры, представленные неологической моделью, менее понятны, особенно при отсутствии экспликатора (25 %). Каламбуры, описываемые имплицитной моделью, также воспринимаются респондентами, но в меньшем количестве случаев (19 %). Среди межъязыковых каламбуров, созданных на основе русского языка, наиболее понятны каламбуры, представленные антиципационной моделью, – 51,75 %, далее следуют каламбуры, которые могут быть отнесены к неологической и имплицитной моделям – 50,6 и 15 % соответственно. Заключение. Иконический или вербальный экспликаторы являются важными, но не критичными для понимания межъязыковых каламбуров. Однако в том случае, когда иноязычные элементы (лексемы или их часть) не выражены в каламбуре эксплицитно, экспликатор является необходимым условием успешного восприятия межъязыкового каламбура. Антиципационная и неологическая модели описывают наиболее понятные межъязыковые каламбуры. Ключевые слова: межъязыковой каламбур, игра слов, диаморфическая связь, экспликатор, лингвистический эксперимент, языковая модель | 892 | |||||
5206 | Исследование выполнено в рамках функциональной грамматики и направлено на изучение русских сравнительно-уподобительных наречий военной тематики, которые еще не были предметом специального изучения. Цель работы – провести комплексный анализ функционирования сравнительно-уподобительных наречий военной тематики с учетом их явных и неявных семантических признаков. Поставленная цель включает установление состава данной тематической группы, словообразовательных особенностей рассматриваемых наречий и типов их сочетаемости. Материалом для исследования послужили сравнительно-уподобительные наречия военной тематики и высказывания с ними, извлеченные из Национального корпуса русского языка и найденные путем свободного поиска в интернет-источниках. Работа проводилась в рамках теории категориальных ситуаций функциональной грамматики А. В. Бондарко, а также применялись элементы контекстуального и компонентного анализа. В ходе исследования выявленный состав данной группы наречий классифицирован по семантическим подгруппам (характеризующие поведение лиц, относящиеся к разным видам и подразделениям войск, к условиям пребывания на военной службе, а также воинским званиям и должностям). Установлена словообразовательная специфика подгрупп, наряду с качественно-предметным выделяется качественно-обстоятельственное словообразовательное значение, обусловленное отнесенностью производящего к условиям и месту дислокации. На основе выделенных подгрупп наречий проанализированы высказывания с ними, установлены закономерности функционирования, выделены типовые ситуации. При их классификации учитывалась зависимость наречий от разных частей речи (глаголов, наречий, прилагательных, существительных), их лексического значения, распространителей, включения в соединительные, противительные, уточняющие и пояснительные отношения. В итоге определены как общие семы, характеризующие изучаемые наречия (по внешности и речи, характеру и поведению, обстановке и условиям жизни), так и индивидуальные (благородство, щедрость, способ передвижения и т. д.), связанные с отдельными образами. Выбор говорящим разных контекстов, в которых функционируют сравнительно-уподобительные наречия, может либо отсылать адресата к общеизвестному образу, либо актуализировать одну из черт, входящих в комплекс признаков. Ключевые слова: сравнительно-уподобительные наречия, лексические и словообразовательные подгруппы, контексты с наречиями военной тематики, функциональная грамматика | 892 | |||||
5207 | . | 891 | |||||
5208 | . | 891 | |||||
5209 | Рассматриваются взаимоотношения регионального и общенационального компонентов в структуре оно- мастических знаний русской языковой личности. Материалом исследования послужили результаты регионального ассоциативного эксперимента, которые сопоставлялись с данными общероссийского ономастического проекта, зафиксированными в книге «Имя Россия. Исторический выбор 2008». Использованный подход позволил получить представление о месте конкретного регионального ономастического материала в системе общенациональных ономастических знаний. Ключевые слова: имя собственное, антропоним, региональные и общенациональные фоновые знания, ассоциативно-культурный фон, ассоциативный эксперимент | 891 | |||||
5210 | Рассматриваются ключевые заимствования русской культуры в сфере героического на важнейшем этапе становления русской аристократии. На примере рецепций из римской культуры устанавливается понятие «римская доблесть» и механизмы ее влияния на мировоззрение русских дворян. Ключевые слова: героизм, доблесть, рецепция, аристократия, римская доблесть | 891 | |||||
5211 | Синтезирована модель оценки результатов и эффектов инновационной деятельности на микроуровне, исследуется компонента инновационного поля – «результат». Последовательно детерминированы виды новшеств, направления оценки результативности-эффективности и эконометрическая модель. Ключевые слова: нововведения, инновационное поле, синтезированная модель, инновационная деятельность, инновационный потенциал | 891 | |||||
5212 | Рассматриваются основные задачи, стоящие перед преподавателем иностранного языка в системе высшего профессионального образования. Обозначена необходимость преодоления традиционности в организации процесса обучения иностранным языкам в неязыковых вузах, осуществляющих подготовку специалистов для разных сфер производства. Акцент делается на профессиональную подготовку преподавателя, ориентированную на способности студентов неязыковых вузов, на их тип мышления, а также на готовность и способность преподавателя моделировать лингвообразовательный процесс в неязыковом вузе с учетом технологических этапов подготовки будущих специалистов. Предлагаются пути лингводидактической подготовки преподаватля иностранного языка для неязыковых вузов в системе двухуровневой подготовки. Ключевые слова: преподаватель неязыкового вуза, профессиональная подготовка, обучение иностранному языку, лингвообразовательный процесс, модель, способности, тип мышления | 891 | |||||
5213 | Исследуются текстовые парадигмы антонимического типа с целью выявления их индивидуально-авторских особенностей и связи с тематическими зонами поэтической картины мира автора. Элементы антонимических парадигм, использованные в ранней лирике Цветаевой, рассматриваются с точки зрения их дифференциации на словные и сверхсловные, узуальные и неузуальные, полные и неполные антонимы. Представлена тематическая классификация текстовых парадигм антонимического типа, раскрыта их роль в репрезентации поэтической картины мира автора. Ключевые слова: текстовая парадигма антонимического типа, антонимы, поэтическая картина мира, концепт | 891 | |||||
5214 | Рассматривается проблема формирования у изучающих иностранный язык на продвинутом уровне навыка аргументированного высказывания в процессе освоения немецкого научного дискурса. Овладение студентами нормами и правилами письменного и устного речевого поведения выступает необходимой основой для их эффективной интеграции в мировое научное сообщество. Проведен анализ современных аутентичных немецких учебных изданий, в ходе которого анализируется их методический потенциал в фокусе обучения аргументированному высказыванию, выявляются сильные и слабые стороны методических подходов. Формулируются практические рекомендации по развитию аргументативной компетенции на продуктивном и рецептивном уровнях владения языком. Ключевые слова: научный дискурс, аргументированное высказывание, обучение немецкому языку, языковые средства аргументации | 891 | |||||
5215 | Введение. Рассматриваются лексические и семантические неологизмы в общественно-политических текстах, выделяются семантические подгруппы, в которых они функционируют. Представлена теоретическая и практическая значимость исследования. Цель статьи – проанализировать выявленные неологизмы в общественно-политических текстах, разделить их по группам и подгруппам, определить самые распространенные методы образования неологизмов в английском языке. Материал и методы. Материалом исследования послужили американские и британские журналы и информационные сайты: CNN, The Guardian, The Daily Beast, The Washington Post, NBC News, Chicago Tribune, The Independent, Forbes, The Sun, Spectator, NY Post. Результаты и обсуждение. Определены актуальные типы неологизмов в современных общественно-политических текстах – лексические и семантические неологизмы. Лексические неологизмы – это совершенно новые слова, раннее не употреблявшиеся в языке. Семантические неологизмы – это слова, ранее существовавшие в языке, но приобретшие новые семы. Они служат различным стилистическим целям, их употребление зависит от функционального стиля речи и контекста. Анализ практических примеров отражает соотношение этих двух типов неологизмов. Самой частотной группой являются лексические неологизмы. Из 60 выявленных неологизмов 76,6 % (46 лексических единиц) относились к первой группе и лишь 23,4 % (14) – ко второй. В результате в сфере общественно-политических текстов выделено четыре семантические подгруппы, в которых чаще всего используются лексические неологизмы. Подгруппа «Политические отношения» включает в себя 16 неологизмов, «Общественные отношения» – 15, «Личная жизнь и быт человека» – 12, «Интернет и технологии» – всего 3 неологизма. Неологизмы второй группы – «Общественные отношения» – можно отнести к гендерным неологизмам, т. е. отражающим возросший в последние годы интерес к гендерологии, феминизму и равенству полов. Заключение. Лексические неологизмы преобладают над семантическими в общественно-политических текстах (76,6 и 23,4 % соответственно), однако семантические неологизмы доминируют в текстах общественно-политической тематики. Основным способом образования лексических неологизмов являются продуктивные словообразовательные модели (преффиксальный и суффикальный способы). Лексические неологизмы в проанализированных текстах можно условно разделить на четыре подгруппы: «Политические отношения», «Общественные отношения/экология», «Интернет и технологии», «Личная жизнь и быт человека». Чаще всего неологизмы употребляются в первой и второй подгруппах. Ключевые слова: неологизм, общественно-политический текст, классификация, способ образования неологизмов, лексические и семантические неологизмы | 891 | |||||
5216 | Введение. Сравнительное исследование теории и практики образования Финляндии обусловлено закономерным интересом исследователей к опыту стран, занимающих лидирующие позиции в международных образовательных мониторингах, где финская система показывает устойчиво высокие результаты. В фокусе анализа образование, реализуемое в сельской местности, особенности деятельности сельской школы, специфика профессиональной деятельности сельского учителя. Материал и методы. Материалом для анализа послужили исследования финских ученых и специалистов сферы образования, опыт международных российско-финских образовательных проектов. Результаты и обсуждение. Теория и практика развития образования Финляндии представляет интерес для российских ученых и практиков, а для исследователей Республики Карелия особенно, поскольку очевидна сходность обеих территорий по географическим, природно-климатическим, этнокультурным, демографическим и иным показателям. В обеих территориях сельская школа представляет значительную часть системы общего образования. Заключение. Анализ работ финских и российских ученых позволил зафиксировать совпадение позиций исследователей относительно особенностей сельской школы и специфики труда сельского учителя, актуальности социокультурного подхода к модернизации образования в сельской местности, а также необходимости в целенаправленной подготовке и сопровождении профессионального становления и развития сельского педагога в парадигме непрерывного образования, выявить общие подходы к обоснованию таких путей сохранения и развития малочисленной школы, как создание социокультурного центра, преобразование школы в сервисный центр сельского поселения (по Э. Корпинен). Ключевые слова: сравнительное исследование, сельская школа, сельский учитель, социокультурная модернизация образования | 891 | |||||
5217 | . | 890 | |||||
5218 | . | 890 | |||||
5219 | Мы обсуждаем подход Фрадкина-Васильва к исследованию взаимодействий полей с высшими спинами. Изначально этот подход был развит для исследования взаимодействий безмассовых полей. Однако, используя реперный калибровочно инвариантный формализм для масивных полей, его можно применять для любой комбинации массивных и/или безмассовых полей. После краткого описания такого подхода мы рассмтриваем простейший возможный пример - самодействие и гравитационное взаимодействие для частично безмассового спина 2. Ключевые слова: высшие спины; калибровочная инвариантность; взаимодействия | 890 | |||||
5220 | Литературное произведение рассматривается как художественная модель действительности. Для этой модели характерно не только воспроизведение «оригинала», но и соотнесение его с надлежащим, расширяющее границы реальности, открывающее перспективы ее развития. Концепция художественного моделирования представлена в плане ее генетической взаимосвязи с индуктивной теорией мимесиса (Аристотель) и дедуктивной теорией истинности искусства (Г. В. Ф. Гегель). Ключевые слова: литературное произведение, художественная модель, мимесис, субстанциальность, целостность | 890 | |||||
5221 | Изучен видовой состав древесных растений смешанного березово-соснового леса района базы практик Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) в с. Киреевске Кожевниковского района Томской области. По состоянию на 2014 г. определен таксономический и хорологический состав растений, установлены типы жизненных форм древесных растений по эколого-морфологической классификации, по положению и способу защиты почек возобновления. На исследуемой территории насчитывается 22 вида древесных растений, относящихся к 17 родам и 11 семействам. Отдел Gymnospеrmae представлен 1 семейством, 4 родами и 4 видами, отдел Angiospermae – 10 семействами, 14 родами и 18 видами. По ритму развития листвы преобладают листопадные формы древесных растений, фанерофиты евроазиатской географической группы. Ключевые слова: древесные растения, видовое разнообразие, тип жизненной формы, таксономический состав, хорологический анализ | 890 | |||||
5222 | Рассматриваются вопросы, связанные с применением технологий электронного обучения в качестве обогащения содержания занятий на иностранном языке для студентов технических вузов. Анализируются возможности, которые предоставляет внедрение электронного обучения для создания условий повышения эффективности формирования межкультурной коммуникативной профессиональной компетенции студентов технических вузов. Обосновывается важность модернизации образовательного пространства в высшем учебном заведении посредством внедрения современных информационных технологий. Ключевые слова: электронное обучение, студенты технических вузов, информационные технологии, межкультурная коммуникативная профессиональная компетенция, образовательная среда | 890 | |||||
5223 | Исследуется деятельность В. И. Семевского в должности редактора журнала «Голос минувшего». Особое внимание уделяется характеристике его взаимоотношений с С. П. Мельгуновым как соредактором. Предпринята характеристика их деловой переписки по вопросам выработки идеологической позиции журнала. Анализируется попытка создания и функционирования «внепартийного» издания с целью консолидации широких слоев демократической общественности. Рассматриваются структура и качество публикуемых материалов. Изучаются проблемы освещения в журнале истории русской общественной мысли, отношения к политическим задачам русской исторической журналистики и привлечения талантливой научной молодежи. Делается вывод о возможности использования «толстых» журналов в качестве инструмента пропаганды оппозиционно настроенной интеллигенции. Ключевые слова: В. И. Семевский, «Голос минувшего», интеллигенция, историческая периодика, история общественной мысли, С. П. Мельгунов | 890 | |||||
5224 | Характеризуется сущность и основные особенности ФГОС ДО. Показано, что содержание образовательных программ должно обеспечить развитие личности ребенка в различных образовательных областях, в том числе в художественно-эстетической области. Проанализированы взгляды современных исследователей на проблему художественно-эстетического развития. Показано, что синтезом различных видов художественной деятельности является театрализованная деятельность. Отмечается, что использование художественно-эстетического направления с учетом современных образовательных требований вызывает у дошкольников интерес к творчеству и самовыражению. Ключевые слова: образовательный стандарт, художественно-эстетическое развитие, дошкольный возраст, театрализованная деятельность | 890 | |||||
5225 | Введение. Исследуется малая проза представителя русской эмиграции первой волны М. А. Осоргина в аспекте функции и семантики вещи в рассказах второй половины 1920-х годов. Материалы и методы. Материалом исследования служат рассказы М. А. Осоргина второй половины 1920-х годов – «Пенсне», «Портрет матери», «Дневник отца», «Вещи человека». В работе используются структурно-семиотический, функционально-типологический, герменевтический подходы к анализу художественного текста. Результаты и обсуждение. М. А. Осоргин обладал выраженным специальным мышлением, талантом пространственного зрения и памяти, что и обусловливало его страсть к собирательству и особую власть над ним вещей, связанных с утраченным прошлым, с дорогими людьми и ключевыми событиями эмигрантского существования. Большое место в жизни писателя занимало собирательство книг (организация и работа по спасению редких книг в «Книжной лавке писателей», которой он отдал много сил в 1918–1922 гг., создание личных библиотек, несмотря на многочисленные переезды и две эмиграции); другой привязанностью Осоргина были милые сердцу личные вещи человека. Заключение. Утверждается, что эстетическая новизна и художественная глубина в неантропоцентричном мире автора достигается с помощью различных вариантов «перевода» эмпирических вещей в их художественные соответствия, что позволяет говорить о философии и поэтике вещи в малой прозе писателя. Доказывается, что в рассказах «Портрет матери», «Дневник отца», «Часы», «Пенсне» «вещи человека» наделяются равноценным с человеком статусом, их существование онтологизируется (наряду с природой, животным миром и человеческим): предметы обладают неповторимым характером, живут своей жизнью, но и являются неотъемлемой частью человеческой судьбы, «заселяют» значимые пространства человеческого существования, становятся отправной точкой сюжета осмысления судьбы близкого человека и жизни автора-повествователя. Прослеживается изменение семантики вещи, которая из знака утраченной родины и детства (память) превращается в повод для осмысления собственной судьбы и характера (самопознание автора), а также позволяет приоткрыть тайны индивидуального существования и всеобщей онтологической связи живого и неживого бытия («смерть» вещи после смерти хозяина и превращение в вещь последнего). Ключевые слова: литература русского зарубежья, малая проза М. А. Осоргина, поэтика вещи | 890 | |||||
5226 | . | 889 | |||||
5227 | . | 889 | |||||
5228 | Проанализирована проблема взаимодействия образовательных систем, социальных институтов и хозяйственных предприятий для реализации долгосрочных планов развития сельских территорий России на современном этапе. Ключевые слова: институциональный анализ, взаимодействие, социальное партнерство, человеческий капитал, формальные и неформальные социальные институты, изменение социального устройства сельской среды | 889 | |||||
5229 | Рассматривается проблема пересмотра в отечественной гуманитарии взглядов и трактовок «горячих» тем российской истории, основанного на вненаучных – политических и эмоциональных – факторах, как одно из проявлений кризиса исторического сознания общества. Особое внимание уделяется снижению уровня критического отношения к исторической информации, связанному в том числе с распространением интернета. На примере фигуры Ивана Грозного показывается необходимость и возможность верификации выводов в ситуации недостаточной источниковой базы с помощью последовательного применения историко-сравнительного метода. Указываются основные методологические критерии выбора объектов и источников информации для историко-компаративного исследования. Ключевые слова: раннее новое время, Иван IV Грозный, монархия, историография, историко-сравнительный метод | 889 | |||||
5230 | Рассматривается необходимость антропологического поворота в лингвометодике. Обобщены результаты философско-антропологических зарубежных и отечественных исследований и зафиксированы те базисные антропологические принципы, которые сегодня составляют основу педагогико-антропологического видения образовательного процесса. Рассмотрен спектр определений предмета, метода и задач педагогической антропологии. При этом диагностика образовательных достижений учащихся должна сместиться из области чистой рациональности в сферу языкового мышления, в процессе которого и происходит построение «практической философии» растущей личности. При таком подходе учащиеся становятся активными конструкторами собственного мировоззрения, собственной нравственной концепции мира и человека в нем. Заявлен один из возможных способов научно-теоретического и практико-технологического решения проблемы итогового контроля по русскому языку с опорой на лингвоконцептоцентрическую модель, когда диагностика смещается из области чистой рациональности в сферу языкового мышления. Ключевые слова: антропологический поворот, антропологическая методика, лингвоконцептология, диагностика, контроль | 889 | |||||
5231 | Выявлены некоторые особенности индивидуального стиля (идиостиля) певицы, поэтессы и композитора И. А. Богушевской. Материалом для анализа послужили тексты сообщений И. А. Богушевской, размещенные в Живом журнале с марта 2005 г. по ноябрь 2014 г. Отличительной особенностью индивидуального стиля И. А. Богушевской является высокая концентрация различных экспрессивных средств: разговорных и просторечных слов, жаргонизмов, единиц «олбанского» языка, окказионализмов (лексических, морфологических, семантических), тропов (сравнений, метафор, олицетворений, эпитетов) и стилистических фигур (анафоры, антитезы, градации, многосоюзия, парцелляции, анадиплоcиса, повтора). Другими характерными чертами идиостиля И. А. Богушевской являются языковая игра и использование прецедентных текстов, терминов (музыкальных и не только), лексики тематической группы «Музыка». Ключевые слова: блог, Живой журнал, индивидуальный стиль (идиостиль), И. А. Богушевская | 889 | |||||
5232 | Обосновывается выбор в качестве эмпирического материала когнитивно-дискурсивных исследований письменных текстов особого типа – сочинений, являющихся составной частью единого государственного экзамена по русскому языку. Ключевым выступает тезис автора о моделирующем потенциале данных речевых произведений, позволяющем создать инвариант картины мира выпускника школы. Направление моделирования в рамках настоящего исследования – воссоздание репрезентированного в системе определенных фреймов представления современных старшеклассников об окружающем их мире в аспекте аксиологической характеристики. Делается вывод о том, что, несмотря на присутствие в процессах создания данных текстов школьниками и оценивания этих работ экспертами ориентации на шаблоны, в сочинениях выпускников четко представлены ценностные ориентиры, определяемые в первую очередь возрастными и социальными факторами. Ключевые слова: картина мира, аксиологический параметр картины мира, возрастная психология, сочинение, единый государственный экзамен | 889 | |||||
5233 | Введение. Проблема интерпретации текста является одной из наиболее актуальных в современной филологии вообще и стилистике текста в частности. В этом плане представляет особый интерес исследование интерпретационной деятельности читателей на основе экспериментов, позволяющих судить о механизме смыслового развертывания текста в сознании адресата. Цель статьи – выявление некоторых важных для интерпретационной деятельности коллективного адресата (читателя) закономерностей на основе методологии коммуникативной стилистики текста и разрабатываемой в рамках данного направления теории его смыслового развертывания. Методика исследования. В соответствии с принятой в коммуникативной стилистике текста методологической базой использованы контекстологический и семантико-стилистический анализ, прием моделирования ассоциативного поля ключевого слова и экспериментальная методика. Она включает свободный ассоциативный эксперимент, а также рецептивный эксперимент и эксперимент по модифицированной методике шкалирования Ч. Осгуда для определения силы воздействия текста на коллективного адресата. Результаты и обсуждение. Исследование проведено на основе данных экспериментов по восприятию читателями стихотворения О. Э. Мандельштама «Дождик ласковый, мелкий и тонкий…» с опорой на теорию смыслового развертывания текста, разработанную в коммуникативной стилистике, реализующей коммуникативно-деятельностный подход к тексту. Теория смыслового развертывания текста включает исследование его лексической структуры, выявление текстовых смысловых парадигм разных типов, их взаимосвязи, анализ регулятивных средств и структур, текстового ассоциативного поля ключевого слова в сравнении с ассоциативным полем данного слова, выявленным в свободном ассоциативном эксперименте. Установлена зависимость смыслового развертывания поэтического текста от его лексической структуры дедуктивного типа и использованных автором регулятивных средств и структур; атрибутивов как регулятивной доминанты текста и контраста как основного способа регулятивности. На основе экспериментальной методики выявлена связь интерпретационной деятельности читателей (информантов) с лингвистическим и экстралингвистическим аспектами прагматического уровня текста и его подуровней: образного, эмоционального, идейного. Экспериментальные данные подтвердили связь прагматического уровня текста с информативно-смысловым уровнем. Определены факторы, влияющие на адекватную интерпретационную деятельность читателей: опора автора текста на типовые ассоциации, стимулированные ключевым словом, роль лексической регулятивности в управлении познавательной деятельностью адресата поэтического текста для выявления его глубинного смысла. Заключение. Предложенный подход к изучению интерпретационной деятельности читателя поэтического текста на основе его смыслового развертывания показал, что использование экспериментальной методики, основанной на опросе информантов, позволяет судить о некоторых закономерностях и механизмах воздействия текста и его элементов на формирование общей оценки и представления о содержании текста у читателей: роли их информационного тезауруса, способности воспринимать не только поверхностный, но и глубинный смысл. Выявлена зависимость процесса восприятия поэтического текста от его особенностей: общей регулятивной стратегии автора (эксплицитной и имплицитной) и использованных им регулятивных средств и структур, способа регулятивности. Ключевые слова: коммуникативная стилистика, теория смыслового развертывания текста, поэтический текст, интерпретация, лексическая регулятивность, эксперимент | 889 | |||||
5234 | Рассматриваются различные способы применения информационных технологий в высшем образовании на примере изучения курса дискретной математики. Раскрываются информационно-интегративные связи дискретной математики с информатикой. Ключевые слова: технологии, информационно-интегративные связи, дискретная математика. | 888 | |||||
5235 | Некомпактные симметрии расширенной четырехмерной супергравитации включают дуальные вращения векторов и таким образом не являются явными инвариантностями вне массовой оболочки в стандартной формулировке второго порядка. Для изучения того как такие симметрии реализуются в квантовой теории мы рассматриваем примеры в двух измерениях, где вектор-векторная дуальность заменяется скаляр-скалярной. Используя "дублированную" формулировку, где поля и отвечающие им импульсы трактуются равноправно и дуальность становится явной симметрией действия (платой за что служит лоренц-симметрия), мы приводим аргументы, что соответствующее эффективное действие вне массовой оболочки или S-матрица дуально симметрично и лоренц-инвариантно. Ключевые слова: дуальная симметрия; супергрвитация | 888 | |||||
5236 | Исследуется применение переводческих трансформаций при передаче научных медицинских текстов офтальмологического профиля с английского языка на русский язык как один из способов достижения эквивалентности при переводе. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что основную долю всех трансформаций при переводе научных медицинских текстов составляют лексические трансформации. Реже используются лексико-грамматические трансформации. Специфика офтальмологического направления вынуждает переводчиков применять грамматические замены, конкретизацию, генерализацию, модуляцию, экспликацию чаще, чем другие приемы. Ключевые слова: перевод, научный текст, эквивалентность, переводческие трансформации, английский язык, русский язык | 888 | |||||
5237 | Проводится анализ средств репрезентации концепта «жертва» в образе Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Концепт «жертва» в тексте романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» реализуется на различных структурно-смысловых уровнях. Образ Раскольникова последовательно воплощает в романе различные смысловые аспекты концепта «жертва» (жертва модной теории и собственных амбиций, поколение как жертва переломной эпохи и т. д.). Наиболее значимыми для формирования рецепции становятся принципы полифонизма, когда мнение читателя создается опосредованно через проявленное в речи и мыслях отношение персонажей романа. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», Родион Раскольников, образ, герой, аксиология, концепт, жертва, виктимология, полифонизм, рецепция | 888 | |||||
5238 | Рассматриваются особенности начального этапа становления психологии литературного творчества как самостоятельного направления исследований в отечественной и зарубежной науке. Показано, что процесс становления психологии литературного творчества в России в последней трети XIX – первой половине XX в. был обусловлен бурным развитием литературоведения, научной психологии и особым общественным статусом русской классической литературы. Представлены точки зрения различных авторов, отражающие доминирующие подходы к определению содержательной стороны анализируемого феномена. Психология литературного творчества определена как отрасль научного знания, которая изучает процессы отражения писателем действительности, их воплощение в специфической художественной форме, используя при этом методологические принципы не только психологии, но также литературоведения, языкознания, эстетики и других смежных дисциплин. Аналитический обзор публикаций по проблеме исследования показал, что становление психологии литературного творчества как научного направления происходило на стыке различных наук и было посвящено изучению созидающего субъекта и продуктов его деятельности. Ключевые слова: творчество, литературное творчество, литературоведение, искусство, писатель, психология, психология литературного творчества, психоанализ | 888 | |||||
5239 | Дается анализ организации воспитательного процесса в учительских семинариях Восточной Сибири в начале ХХ века. Показано, что новые веяния, подходы, наполняющие, преобразующие воспитательный процесс, способствовали усилению военно-патриотического и гражданского воспитания учащихся, которое особенно рельефно проявилось в годы Первой мировой войны. Заметно возросло внимание к работе с воспитанниками по трудовому физическому и эстетическому воспитанию в результате расширения номенклатуры обязательных и необязательных учебных предметов, возрастания участия семинаристов во внеурочной деятельности. Установлены недостатки в воспитательной работе, проявлявшиеся в виде формализма, высокомерия, в нехватке квалифицированных специалистов и недоукомплектованности необходимым оборудованием соответствующих помещений. Подчеркнуто, что расширение и углубление содержания воспитательного процесса несли в себе признаки развития гуманистических тенденций, связанных с возрастанием учета возможностей личности. Ключевые слова: воспитательный процесс, учительская семинария, Восточная Сибирь, религиозное воспитание, патриотическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание, эстетическое воспитание, нравственное воспитание, педагогический персонал | 888 | |||||
5240 | Проблема регулирования познавательной деятельности читателя средствами текста является ключевой для теории регулятивности и теории интертекстуальности. Экспериментальная методика позволила выявить факторы, влияющие на регулятивную силу моделей интертекстуального типа в лирике О. Э. Мандельштама. Было установлено, что на регулятивную силу данных структур влияют: вид интертекстов – респондентами отмечается ключевая роль претекстовой информации, прецедентных имен; расположение интертекстов в сильных позициях; насыщенность интертекстуальными элементами стихотворений – чем более насыщены интертектуальными элементами тексты, тем выше их регулятивная сила. В рамках целого текста наибольшей регулятивной силой обладают модели, обладающие минимальным количеством претекстовой информации либо ее отсутствием, если непосредственно в самих текстах коэффициент насыщенности интертекстами высок. Ключевые слова: регулятивность, интертекстуальность, интертекст, регулятивные модели интертекстуального типа | 888 | |||||
5241 | В центре внимания – принципы дискурсивной организации радио, социокоммуникативная практика которого рассматривается в аспекте моделирования. Релевантным подходом к анализу коммуникативной и социокультурной природы современного радио видится дискурсивный анализ, на основе которого 1) описываются факторы организации дискурсивного пространства радиокоммуникации как дискурсивной формации и как лингвосоциокультурной модели, в границах которой функционируют субдискурсы, организованные по определенным типологическим основаниям; 2) выявляются дискурсивные механизмы организации различных субдискурсов, характеризующих содержательное наполнение определенных радиоканалов (жанрово-тематические, коммуникативные, языковые параметры организации); 3) описываются конкретные модели взаимодействия участников дискурса (автора и адресата) и формы реализации этих моделей. Ключевые слова: дискурс радио, моделирование, радиотекст, дискурсивная картина мира | 888 | |||||
5242 | Изучены особенности семантики цветообозначений со значением «черный» в тазовском диалекте селькупского языка. Исследование текстов прозаического фольклора и лексикографических трудов тазовского диалекта селькупского языка показало, что в тазовском диалекте основным термином для обозначения черного цвета является лексема sǟqy (sǟ). Она может характеризовать цвет таких объектов живой и неживой природы, как кожи человека (смуглой, загорелой и цвета синяка), волос человека (брюнета), оперенья птицы синицы-черногрудки, шерсти черно-бурой лисы и лисы-чернодушки, цвет густого леса, торфа, игральных картиночных карт двух мастей (крести и пик), железа, реки (предположительно Ангары) и одежды. Были обнаружены примеры мужских личных имен, в состав которых входит рассматриваемое цветообозначение со значением «черный». В качестве технического приема в данном исследовании предлагается построение таблиц, включающих как объекты, характеризуемые цветообозначением в тазовском диалекте, так и атрибутивные конструкции с терминами цвета. Таблица сопровождается комментариями и позволяет, с одной стороны, сравнить цветовые характеристики как в пределах одного объекта в исследуемом диалекте селькупского языка, так и, с другой стороны, наглядно изучить семантику цветообозначения «черный», которая присуща разным объектам. Таким образом, настоящее исследование на материале тазовского диалекта селькупского языка может послужить основой для дальнейших сопоставительных исследований и представлять интерес в типологической перспективе, которая позволит зафиксировать различия в устройстве рассматриваемой семантической зоны в селькупских говорах и диалектах. Ключевые слова: семантика, цветообозначения, черный, селькупский язык, тазовский диалект | 888 | |||||
5243 | Рассматривается проблема обучения иноязычной лексике студентов технических специальностей в связи с вступлением в международный проект по модернизации инженерного образования под названием «Инициатива CDIO», а также востребованностью специалистов со знанием иностранного языка на рынке труда. Обозначены трудности в освоении лексического навыка в говорении при решении проблемных задач. Раскрываются психологические основы овладения словом как сложным механизмом, включающим в себя как зрительно-слухо-двигательную структуру, так и семантику слова. Описываются существующие в методике подходы к организации процесса усвоения профессионального лексического навыка. В результате предложены упражнения со списком слов, дано обоснование их эффективности, приведены примеры. При организации упражнений подчеркивается важность установки, ситуативной соотнесенности, коммуникативности, функциональности, учета индивидуальных особенностей обучающихся. Создание комфортной образовательной среды способствует поддержанию устойчивой мотивации в процессе формирования и развития профессионального лексического навыка. Ключевые слова: студенты технических специальностей, профессиональная иноязычная лексика, лексический навык, упражнение со списком слов, коммуникативность, индивидуализация, мотивация, образовательная среда | 888 | |||||
5244 | . | 887 | |||||
5245 | Рассматриваются проблемы профессионального образования на примере отдельного региона Российской Федерации. Особое место в обзоре отводится анализу противоречий, влияющих на качество практического обучения и общую подготовку рабочих кадров. Также обсуждаются отдельные направления развития профессионального образования в Красноярском крае Ключевые слова: начальное профессиональное образование, региональный аспект, трудовая подготовка, формирование профессиональных способностей | 887 | |||||
5246 | Рассматриваются модели массивных антисимметричных тензорных полей второго и третьего рангов (массивных 2- и 3-форм) в произвольном четырехмерном искривленном пространстве-времени. Производится квантование этих моделей на языке p-форм и оценивается эффективное действие. Калибровочная инвариантность в массивной теории восстанавливается с помощью многоступенчатой процедуры Штюкельберга. Результат записан в терминах Даламбертианов, действующих на p-формы. Ключевые слова: квантовые поля в искривленном пространстве-времени, антисимметричные тензорные поля, калибровочные полевые теории, эффективное действие | 887 | |||||
5247 | Рассмотрены вопросы контактного взаимодействия элементов конструкции кабеля. Представлен способ определения трибологических характеристик элементов в готовом изделии. Получены формулы для определения контактных и касательных напряжений, зависящие от механических свойств материала и геометрических параметров кабеля. Ключевые слова: контактное взаимодействие, трибологические характеристики, сдвиги, токопроводящая жила, шаг скрутки кабеля, контактные и касательные напряжения | 887 | |||||
5248 | Рассматривается организация обучения аудированию слушателей курсов повышения квалификации, трудности, с которыми они сталкиваются, умения, которые они приобретают и задания, которые учат их пониманию устной речи. Ключевые слова: обучение, аудирование, умения, задания. | 887 | |||||
5249 | В предлагаемой статье обращение и экспериментирование Л. Петрушевской с жанровым архетипом сказки объясняются совершенным владением малой эпической формой, эпатажной направленностью ее стиля, неиссякаемым интересом к парадоксам, вниманием к частной жизни обыкновенных людей. Автор предлагает модель цикла, пародийно ориентированную на мультсериал. Ключевые слова: литературная сказка, вымысел, жанровые трансформации, ирония, абсурд, парадокс, цикл, Л. Петрушевская | 887 | |||||
5250 | Проанализированы мотивы поступления студентов первого курса Сибирского федерального университета на педагогические направления подготовки, а также их представления об образе идеального педагога. Эмпирическое исследование показало, что выбор педагогической профессии во многом случаен, а образ идеального педагога подвержен массовым стереотипам, в нем отсутствуют представления, связанные с субъектностью педагога. Показано, что адекватный образ профессии может служить основой для разработки индивидуального образовательного плана. Ключевые слова: педагог, образ профессионала, профессионально важные качества, субъектность, рефлексивные способности | 887 |