№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5901 | Представлено исследование сущности и содержания ценностных ориентаций студентов вузов. Ценностные ориентации, в свою очередь, детерминируют мотивацию, то есть внешние и внутренние стимулы деятельности людей, причины конкретных поступков. Изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи частных и государственных учебных заведений свидетельствует о том, что в настоящее время кардинальные различия в этой сфере отсутствуют, что во многом объясняется незрелостью частного сектора высшего образования, с одной стороны, и инертностью ценностных ориентаций молодежи – с другой. Тем не менее исследование показало зависимость между платностью обучения и более высокой мотивацией к учебе и большим соответствием ценностных ориентаций студентов частного вуза рыночной стратегии российских реформ. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, мотивация, творчество, государственный сектор высшего образования, частный сектор высшего образования | 1031 | |||||
5902 | Введение. Актуальность данной работы определяется социальной значимостью фигуры студента в развитых человеческих сообществах и неизученностью на материале Национального корпуса русского языка (НКРЯ) соотнесенного с ней концепта. Цель исследования – концепт «студент» является общим для разных лингвокультур цивилизованного общества и относится к академической сфере человеческой деятельности. Настоящая работа посвящается изуче нию актуализированных и скрытых признаков – структурно-содержательных компонентов – концепта «студент». Материал и методы. Объект исследования – фрагменты Национального корпуса русского языка. В данной работе изучаются минимальные контексты, обычно равные предложению, развернутые контексты, как правило, совпадающие с абзацем, а также заглавия текстов 1900–1917 гг. В исследовании рассматриваются самые типичные употребления слова в разностилевых (художественных и нехудожественных) и разножанровых текстах НКРЯ. Использованы приемы описательного метода (наблюдение, классификация, интерпретация, обобщение, арифметические подсчеты) и приемы лингвоконцептуального анализа (контекстный и семантический анализ, анализ имени концепта, соотнесение имени концепта с историко-культурными данными, моделирование структуры концепта, приемы корпусной лингвистики). Результаты и обсуждение. Выявлены категориальные (качественные, событийно-временные, пространственные) и некатегориальные (биологические, антропоморфные) признаки концепта «студент». Предложены таксономическая и ядерно-периферийная модели изучаемого концепта. При построении первой модели определена связь концепта студент с суперконцептами «человек», «образование»/«учеба» («учиться», «обучаться»), «высшее учебное заведение». В ядерно-периферийной модели данного концепта, характерного для начала прошлого века, главными сложными (составными) семами являются ‘молодой мужчина’, ‘обучающийся определенное время в университете или институте’, ‘занятый преимущественно учебной деятельностью для получения той или иной профессии’. В интерпретационном поле рассматриваемого концепта расположены предположительно его социально-политические и индивидуальные признаки. Также установлено, что в лексической семантике имени концепта «студент» отсутствует коннотация. Все собственно-оценочные признаки этого слова контекстуально обусловлены. Заключение. Данная работа предназначена для исследователей в области лексической семантики, лингво-культурологии и для обучающихся методике лингвоконцептуального анализа. Ключевые слова: имя концепта «студент», семантические признаки, контексты, Национальный корпус русского языка | 1031 | |||||
5903 | Введение. Количественные и качественные изменения словарного состава современного английского языка и регулярное появление обширных неогенных сегментов лексики в его составе не только свидетельствуют о его жизнеспособности, но и являются прямыми доказательствами его динамичной эволюции в современном мире, давно обогнавшей другие языки по показателям тенденций развития в синхронной перспективе. Сообразуясь с инновациями в специальных отраслях знаний, современный английский язык автоматически выступает языком-лексикализатором для новообразующихся ономасиологических структур, одной и которых является лексико-семантическое поле «Интеллектуальные энергетические системы». Материал и методы. Материальной базой послужил авторский исследовательский корпус лексических единиц (всего 1 144 единицы), отобранных из аутентичных научно-технических изданий на английском языке в сфере интеллектуальных энергетических систем за период с 2015 по 2019 г. Статус неологизма в соответствующем сегменте корпуса определяется на основе лемматических статей таких репрезентативных лексикографических справочников современного английского языка, как Dictionary of Mechanical Engineering, Dictionary of Technical Terms, Electropedia, Encyclopedia Britannica, Encyclopedia of Energy Engineering and Technology, Engineering Dictionary, Power Engineering Dictionary, Cambridge Dictionary, Collins Online Dictionary, Urban Dictionary и др. В качестве рационально-эмпирической платформы исследования выступает структурно-системный подход, позволяющий интерпретировать структурные зависимости лексических множеств как систему (подсистему) элементов, а сам язык – как структурно-системное образование. Для определения степени неологизации лексико-семантического поля «Интеллектуальные энергетические системы» в составе современного английского языка использованы традиционные методы логики (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, противопоставление и пр.), методы статистики (квантитативный метод, метод группировки) и лингвистические методы, к которым относятся дескриптивный и структурные методы (метод компонентного анализа и непосредственных составляющих). Результаты и обсуждение. Процесс появления терминологических новообразований идет непрерывно на фоне значительного запоздания их лексикографической фиксации. На основе данных квантитативного и сравнительно-сопоставительного анализа выявлены темпы прироста тематических групп неогенными элементами и их локализация в исследуемом лексико-семантическом поле. Определение особенностей дистрибуции лексических новообразований позволяет спрогнозировать тенденции формирования терминологического аппарата сферы интеллектуальных энергетических систем в современном английском языке. В тематических группах преобладают двух- и трехкомпонентные терминонеологизмы, образованные при помощи композиционной словообразовательной модели, реализующей их номинативную функцию и стремление к детализации предлагаемых номинаций. Лексическое наполнение указанного поля идет фактически по межам увеличения и сокращения лексической длины конституирующих его единиц, отражающих актуальные тенденции развития словарного состава современного английского языка. Заключение. Анализ структуры лексико-семантического поля «Интеллектуальные энергетические системы» позволяет сделать вывод, что в ходе его генеза периферийная зона образовывалась вокруг ядерной и центральной полевых структур и содержит языковой материал, импортированный из смежных ономасиологических областей и характеризующийся наибольшим языковым приростом. Ключевые слова: неологизация, терминонеологизмы, лексико-семантическое поле «Интеллектуальные энергетические системы», тематические группы, современный английский язык | 1031 | |||||
5904 | Рассмотриваются особенности структурной организации префиксальных цепочек в двухприставочных именах и глаголах. Противоположение имени и глагола проявляется не только семантически и грамматически, не только в звуковой организации целых слов определенной частеречной принадлежности, но и на уровне фонологического строения морфем одного класса, а именно префиксов, входящих в состав слов разных частей речи. Эти различия обнаружены в наборе тех или иных фонологических моделей префиксов, в инвентаре используемых фонем, в комбинаторных свойствах и дистрибуции фонем. Ключевые слова: префикс, префиксальная цепочка, фонологическая модель, имя, глагол | 1030 | |||||
5905 | Проводится сравнительно-сопоставительный анализ послелогов южных диалектов селькупского языка и восточных диалектов хантыйского языка. Селькупский и хантыйский языки находятся в отдаленном генетическом родстве. Этносы, говорящие на данных языках, имели продолжительные контакты. Послелоги селькупского языка делятся на серийные и несерийные. Послелоги хантыйского языка делятся на этимологически непрозрачные собственно послелоги и существительные в послеложном употреблении. Ключевые слова: послелог, селькупский язык, хантыйский язык, падеж, пространство, время | 1030 | |||||
5906 | Рассматривается столкновение точечной частицы с бесконечно тонкой плоской доменной стенкой в линейном и постлинейном приближениях классической эйнштейновской гравитации в пространстве Минковского произвольной размерности. Оба сталкивающихся объекта трактуются динамически с учетом бранонного возбуждения доменной стенки. Баланс энергии в этом процессе нетривиален, так как сила взаимодействия не спадает с растоянием, и ни частица, ни стенка никогда не являются свободными. Показано, что гравитационные натяжения эффективно локализуются в мировых объемах частицы и стенки и дают релятивистские потенциалы каждого из объектов в гравитационном поле партнера. Вклад бранонов в энергию доменной стенки в низшем приближении по гравитационной постоянной равен нулю. Ключевые слова: гравитация, браны, доменные стенки, законы сохранения | 1030 | |||||
5907 | Художественная рефлексия юного поэта описывается как регулятивная стратегия воплощения результатов самоанализа явлений внутреннего мира, социокультурных, языковых и исторических феноменов в эстетической форме. Данная регулятивная стратегия является эксплицированной и однородной по типу доминирующих регулятивных средств, к которым можно отнести интертекст и метатекст, а также формы эстетического воплощения метаисторического и метапоэтического сознания лингвокреативной личности, находящейся в стадии становления творческой индивидуальности. Ключевые слова: эстетическая рефлексия, регулятивная стратегия, творческая языковая личность, начинающий поэт | 1030 | |||||
5908 | Рассмотрены перспективы и способы развития проектной компетентности учителя географии в условиях уровневого высшего педагогического образования. Показаны возможности развития проектной компетентности студента в образовательном процессе вуза через формирование опыта проектной деятельности путем постепенного освоения системы проектных умений разного уровня сложности и обобщенности, субъектности и личностных профессиональных качеств. Описана структурно-функциональная модель процесса формирования проектной компетентности, которая включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный блоки. Ключевые слова: проектная компетентность, проектная деятельность, проектные умения, компетентностный подход, образовательный процесс, бакалавр образования, саморазвитие и самоактуализация учителя географии | 1030 | |||||
5909 | Рассматривается деятельность органов прокуратуры в Тувинской автономной области после вступления Тувы в состав СССР в 1944 г. Выделены вопросы организации и результаты работы по ряду актуальных направлений надзорной и иной деятельности прокуратуры в новых исторических условиях, в условиях советского строя. Приведены конкретные примеры по приоритетным направлениям прокурорской деятельности: контроль в сфере сельского хозяйства, надзор за судами, рассмотрение гражданских дел и факты нарушения и ненадлежащего исполнения прокурорскими органами возложенных законом обязанностей. Проанализированы проблемы организации государственной службы работниками областной и районных прокуратур и их воздействие на осуществление ими своей функциональной деятельности. Ключевые слова: прокуратура, Тувинская автономная область, Конституция, Генеральный прокурор СССР, прокурор области, районный прокурор, народные суды, сельское хозяйство, надзор | 1030 | |||||
5910 | Исследуются тексты протоколов 1917–1933 гг. в аспекте отражения исторических событий в России в первой трети XX века. Этот период является эпохой глобальных изменений в жизни русского общества. Поставлена цель – определить, каким образом исторические события, происходившие в обозначенный период, отражены в содержании текста протокола. Основные единицы, отражающие изменяющиеся исторические условия на уровне текста, были выявлены через характеристику лексико-семантических, функционально-стилистических и структурных особенностей протоколов представленного периода. Ключевые слова: протокол, исторические события, лексический состав текста, структура текста, речевая норма | 1030 | |||||
5911 | В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) в число важных задач обучения и воспитания входит развитие речи и навыков общения детей со взрослыми и сверстниками. Формирование диалогических умений дошкольников является необходимым условием их социально-личностного развития. Данное требование в полной мере относится и к детям с задержкой психического развития (ЗПР). В статье представлен анализ диалогических высказываний дошкольников данной категории, определено содержание формирования умений участвовать в диалоге: реагировать на реплики и запрашивать информацию. В качестве эффективных средств обучения определяются коммуникативные ситуации, ролевые диалоги, разного рода игры и упражнения. Цель исследования – анализ педагогических условий эффективного формирования диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. В качестве основных опытно-экспериментальных методов использовались наблюдение и педагогический эксперимент, включающий ответы детей на разные типы вопросов (репродуктивные, объяснительные и альтернативные) и самостоятельное формулирование вопросов с опорой на визуальные схемы-подсказки. На основе проведенного опытно-экспериментального исследования, в котором участвовало 40 воспитанников старшей группы с задержкой психического развития в возрасте 5–6 лет, подтверждены характерные особенности развития диалога у детей с ЗПР. Отмечается, что при кажущейся простоте диалога, большей независимости от языковых норм дети рассматриваемой категории испытывали значительные трудности в построении и поддержании линии диалога. Констатирующий эксперимент, проведенный со старшими дошкольниками с задержкой психического развития, показал, что самостоятельное ведение диалога у большинства из них значительно затруднено и характеризуется рядом особенностей, связанных как с речевым отставанием, так и отставанием в развитии мышления и речемыслительной деятельности. Содержание формирующего этапа эксперимента включало работу по формированию способности отвечать на вопросы разной сложности и самостоятельно запрашивать информацию. Новизна исследования заключается в уточнении содержания работы по развитию навыков диалога в соответствии с лингвистической характеристикой данной формы речи; обновлении данных об особенностях диалогической речи и навыков общения у детей с ЗПР; определении этапности формирования диалогических умений данной категории дошкольников. Материалы исследования позволяют наметить новые стратегические ориентиры коррекционного вмешательства в области речевого, а именно коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития. Ключевые слова: диалогическая речь, исследование диалогической речи у детей с ЗПР, формирование диалогических навыков, запрос информации, инициативная речь | 1030 | |||||
5912 | Данная статья посвящена особенностям родовой категоризации объектов и явлений действительности, выраженной через местоименную категорию рода. Проблема функционирования личных местоимений 3-го лица ед. числа решается в рамках когнитивной лингвистики, с позиций которой лингвистическое исследование не может быть осуществлено без учета человеческого восприятия, эмпирического опыта, накапливаемого в течение всей жизни человека, а также социального, физического и языкового окружения. При решении вопроса родовой дифференциации особую роль играет фигура субъекта восприятия как «наивного» категоризатора окружающей действительности, как носителя определенного феноменологического знания (одушевленность – неодушевленность, активность – пассивность, лицо – не-лицо, мужской/ женский пол), имеющего чисто прагматическую направленность. | 1029 | |||||
5913 | Мы рассматриваем однопетлевую поправку к действию пробной D3-браны в AdS5 × S 5, разложенному около классического решения Друккера-Фиола, заканчивающегося на окружности на границе. Она дается логарифмом однопетлевой статистической суммы Абелева N = 4 векторного мультиплета в геометрии AdS2 × S 2. Эта однопетлевая поправка описывает 1/N слагаемое в вакуумном среднем петли Вильсона, имеющей форму окружности, в симметричном представлении в N = 4, SU(N) теории Янга-Миллса в пределе сильной связи. Мы также обсуждаем сравнение с матричной моделью. Ключевые слова: AdS/CFT соответствие, петли Вильсона, Д-браны, матричные модели, ядрo теплопроводности | 1029 | |||||
5914 | Затрагивается тема всестороннего изучения региональной (локальной) истории значительного региона Западной Сибири – Приишимья с позиции экономики, государственного управления, культуры, социологии. На основе изучения широкого круга справочной литературы досоветского прошлого и архивных источников, ранее не введенных в научный оборот, установлена связь между появлением капиталистических отношений в Российской империи с их переживанием в сибирской глубинке. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке истории, социологии, экономики, этнографии и освещает культурно-бытовые и хозяйственные предпочтения крестьян в одном из важных направлений трудовой деятельности – маслоделии. Автор прослеживает становление такого явления, как артельное маслоделие, которое послужило одной из причин интенсивной стратификации сельского социума. Объединяясь в кооперативы и сельскохозяйственные артели, крестьяне смогли улучшить свое благосостояние, появилась возможность подняться по социальной лестнице, приобщиться к культурным ценностям человечества (через образование, открытие совместных предприятий с заграничными коммерсантами и др.). Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в использовании новых архивных данных и умозаключений при составлении научных и методических пособий и изданий, возможности включения в информационные справки краеведческого и общественного характера, а также позволит устранить пробелы в социальном, историческом, экономическом описании дореволюционной Сибири. Ключевые слова: Сибирь, Приишимье, маслоделие, крестьянство | 1029 | |||||
5915 | Представлен анализ сюжетов селькупских фольклорных текстов с героем Итя и его противником – Людоедом. Аналитическому обзору была подвергнута одна из выявленных сюжетных групп в составе исследуемого корпуса текстов – сюжеты с активной ролью невесты героя, проявляющей свои волшебные качества. В результате проведенного исследования был получен вывод о том, что изначально эти тексты не входили в состав сюжетного репертуара Итя-сказок, однако они были включены сказителями в состав формирующегося фольклорного цикла, процесс создания которого не был завершен к середине ХХ в. Ключевые слова: селькупский фольклор, тексты с героем Итя, «самоедский эпос», классификация сюжетов | 1029 | |||||
5916 | В контексте рассматриваемого феномена «образовательный потенциал учреждений общего образования» представлены основные требования к результатам (личностные, метапредметные, предметные) и качеству образования, способов интеграции в образовательный процесс на уровне урочной и внеурочной деятельности элементов сравнительно-исторического языкознания. Выявлен потенциал использования материала по истории языка для достижения регламентных требований ФГОС основного общего образования. Проанализирована практика включения вопросов истории русского языка в учебную литературу для школьников, рамочно описан курс для внеурочной деятельности. Ключевые слова: образовательный потенциал, ФГОС второго поколения, сравнительно-историческое языкознание, учебно-методический комплекс | 1029 | |||||
5917 | Рассматриваются вопросы историко-педагогического анализа профессионального образования по социальной работе. Анализируются публикации ведущих исследователей, архивные статистические данные. Особое внимание уделяется применению системного и историко-генетического подходов в изучении системы подготовки кадров для социальной сферы. В результате предлагается использовать периодизацию становления и развития профессионального образования по социальной работе в современной России. В рамках разработанной периодизации осуществляется сравнение процессов развития социальной работы и образовательных институтов, осуществляющих подготовку специалистов для социальной сферы. Изложенные факты указывают на соответствие данной периодизации национальным и региональным процессам развития профессионального образования по социальной работе. Ключевые слова: социальная работа, профессиональное образование, социальная служба, историко-педагогический анализ | 1029 | |||||
5918 | Рассматриваются возможности технологии «Дебаты» для формирования профессиональных компетенций будущих учителей, обоснована и разработана схема включения дебатов в учебный процесс. Реализация предложенной схемы показана на примере дебатов на тему «Изучение информатики в начальной школе: за и против». На заключительном этапе было проведено анкетирование, позволившее определить отношение студентов к технологии «Дебаты», готовность обучающихся участвовать в подобных мероприятиях и применять данную технологию в своей профессиональной деятельности. Применение дебатов позволяет подготовить специалиста, который умеет работать с различными видами информации, ориентироваться в информационном пространстве, обосновывать свою точку зрения. Перечисленными качествами обязательно должен обладать современный учитель. Ключевые слова: бакалавр, педагогическое образование, профессиональные компетенции, дебаты | 1029 | |||||
5919 | Исследуются аспекты создания типовой модели бизнес-процессов учебного подразделения. Применение методологии ARIS (Architecture of Integrated Information Systems) позволяет повысить эффективность управления учебным процессом за счет использования моделирования предметной области при проектировании компонент информационной системы. С использованием нотации eEPC (extended event-driven process chain) построена типовая модель, предназначенная для моделирования контроля успеваемости студентов во время учебной сессии. На основе анализа применения бизнес-процессов в области автоматизации систем управления в образовании разработан типовой элемент объектно-ориентированной модели учебного подразделения. Ключевые слова: моделирование бизнес-процессов, автоматизация процессов, учебное подразделение | 1029 | |||||
5920 | Представлена разработка модели деятельности вуза. Реализация данной модели может быть положена в основу разработки компьютерной программы-симулятора, которая может использоваться в качестве тренажера для обучения управленцев с целью изучения целесообразности принятия тех или иных управленческих решений. Подробно рассмотрена модель управления контингентом обучающихся, являющаяся существенной частью модели организации обучения в структурном подразделении вуза. Согласно модели, ее поведение определяется совокупностью настраиваемых параметров, моделирующих управленческие вмешательства и параметров внешней среды, моделирующих внешние условия. Ключевые слова: моделирование, деятельность вуза, управление обучающимися, функционал модели | 1029 | |||||
5921 | Рассматривается процесс возникновения и развития школ грамоты по Правилам о церковно-приходских школах 1884 г. и Правилам о школах грамоты 1891 г. Актуальность изучения данного типа школ связана с выявлением исторического опыта и приемлемых тенденций в развитии современной системы образования. Представлены проблемы по поиску школьных помещений и источников содержания, наставников и размеров оплаты их труда, влияния природных факторов на функционирование школ грамоты. Даны требования к кандидатам на учительские должности и специфика их подготовки через второклассные и двухклассные церковно-приходские школы. Описаны характеристики учебного процесса и его итогов, роли органов управления и инспектирования. Особое внимание уделяется тенденции увеличения на них казенных расходов, а также причинам постепенного преобразования школ грамоты в церковно-приходские школы в 1909 г. Ключевые слова: школа грамоты, второклассная школа, церковно-приходская школа, священник, Тобольский епархиальный училищный совет, уездный наблюдатель | 1029 | |||||
5922 | В контексте современного видения профессиональной подготовки акцентируется внимание на профессиональную ориентацию учащейся молодежи. Фиксируется, что без усвоения индивидом потребностей и интересов общества невозможен осознанный выбор профессии, учитывающий интерес общества и самого индивида, невозможно развитие личности. Описывается классификация типологии профессий с точки зрения их изменчивости, приводится исторический комментарий формирования отечественной профориентационной практики и определяется ее вектор в системе «человек – профессия», прокомментированы классификации стадий профессиональной жизни Э. Гинзберга и Д. Сьюперта. Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное образование, классификация стадий профессиональной жизни, типология профессий | 1028 | |||||
5923 | Проведено исследование специфики семантической структуры диалектного «травить» на основе выявления его исторических словообразовательных связей, реконструкции словообразовательно-этимологического гнезда и структуры его семантического поля. В результате выяснилось, что у диалектного «травить» развитие семантики шло от ‘тереть, перетирать’ к ‘потреблять, поедать; истреблять’ и далее уже ‘повреждать, портить что-л.’ (ср. диалектное «трава» ‘все съедобное’) и что наряду с производными корня трав- в словообразовательно-этимологическое гнездо входят производные от тир-, тр-, трав-/тров-, тру-, тры- как исторические варианты корня тер-/тор-. Исходное значение ‘тереть, перетирать’ послужило основой для развития значений, связанных с понятием «вред» у большинства лексем этого словообразовательно-этимологического гнезда. Исторический подход позволил сделать выводы по эволюции семантической структуры словообразовательного гнезда как следствия взаимодействия и развития исходно смежных понятий. Ключевые слова: диалектная лексика, словообразовательно-этимологическое гнездо, понятие «вред» | 1028 | |||||
5924 | В статье рассматривается механизм разработки конкурентной стратегии предприятия, ориентированной на обеспечение конкурентоспособности. Рассмотрены подходы к формированию конкурентных преимуществ как основы обеспечения конкурентоспособности | 1027 | |||||
5925 | Рассматриваются методические приемы и количественные методы диагностики определения сформированности профессиональной компетентности будущих учителей физики. Ключевые слова: профессиональная компетентность, количественные характеристики коммуникативной, организационной, мировоззренческой и информационной компетенции | 1027 | |||||
5926 | Приводится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих подготовку специалистов в сфере правового образования. Исследование показывает, что возникновение специальности «учитель права» было обусловлено спецификой развития государства и общества, необходимостью формирования правовой культуры общества в связи с провозглашением правового государства. Основным субъектом формирования правосознания граждан должен был выступить учитель права – уникальный специалист, интегрирующий педагогику и право. Выявлена востребованность учителей права в связи с реализацией государственной политики по формированию правосознания граждан. Ключевые слова: учитель права, правоведение, правовое образование, педагог-правовед | 1027 | |||||
5927 | Решение проблемы текущего расширения Вселенной и описание всех стадий эволюции Вселенной заставляет ученых рассматривать различные космологические модели. В нашей работе объединены два различных подхода к описанию темной материи: модифицированные теории гравитации и введение дополнительных полей. Исследовано ускорение и замедление в космологических моделях с нелинейным спинорным полем и неминимальное взаимодействие гравитации со скалярным полем. Скалярно-тензорные модели довольно просты и также позволяют ясно определить различные этапы эволюции Вселенной. В исследовании объяснена роль скалярного и спинорного потенциалов для появления ускорения или замедления космологии. Ключевые слова: космологические модели, скалярное поле, спинорное поле, неминимальное взаимодействие | 1027 | |||||
5928 | Мы обсуждаем возможность расширить формализм Фрадкина-Васильева построения непротиворечивых кубических вершин взаимодействия на случаи, когда вершина содержит массивные и/или безмассовые поля высших спинов. В качестве иллюстрации мы даем применение этого формализма к гравитационному взаимодействию безмассовых и частично безмассовых полей со спином 5/2. Ключевые слова: высшие спины, реперный формализм, формализм Фрадкина-Васильева | 1027 | |||||
5929 | Представлен опыт организации детского отдыха по месту жительства в рамках проекта «Городское лето». Показаны содержательные и организационно-методические особенности реализации профессиональных проб для студентов – будущих социальных педагогов, участвующих в проекте в целях прохождения летней психолого-педагогической практики. Приведены данные эмпирических исследований, отражающие результаты использования профессиональных проб как средства подготовки будущих социальных педагогов к организации досуга, оздоровления и летнего отдыха детей и подростков. Обозначены перспективы исследований в контексте развития научно-педагогического знания, связанного с социально-педагогическими аспектами летнего детского отдыха по месту жительства. Ключевые слова: профессиональная проба, подготовка будущих социальных педагогов, организация летнего отдыха детей, летняя психолого-педагогическая практика | 1027 | |||||
5930 | Проведен анализ наименований волос на материале диалектов селькупского языка с целью выявления лингвокультурем и их внутренних значений. Собраны и изучены диалектные варианты лексем, обозначающих волосы, в селькупском языке. Проанализированы фольклорные и бытовые тексты, в которых данные лексемы фигурируют как в прямом, так и в переносном значении. Выявлены мотивы возникновения вторичных значений у лексем opt, qaž, tujja, tar ‘волос’. Представлены словообразовательные возможности сомонимов, приведены материалы этимологического характера. Наряду с лингвистическим анализом значений исследуемых сомонимов в диалектах селькупского языка был проведен анализ культурологических данных, что позволило выявить лингвокультуремы opt и qaž, объективирующие связь между миром людей и миром духов. Ключевые слова: селькупский язык, диалект, соматическая лексика, наименования волос, лингвокультурема, лингвокультурологический анализ | 1027 | |||||
5931 | Раскрыта роль профессиональной надежности педагога в обеспечении качества образования. Дано определение профессиональной надежности педагога, указаны ее специфические признаки. Формирование профессиональной надежности будущего педагога обосновано в качестве перспективного требования к подготовке педагогических кадров в вузе. Представлен компонент содержания высшего педагогического образования (регуляторный опыт), ответственный за формирование профессиональной надежности будущего педагога. Описана структура ситуации освоения будущим педагогом регуляторного опыта, представляющей собой средство формирования профессиональной надежности будущего педагога. Дана характеристика технологии создания в образовательном процессе вуза ситуаций освоения будущим педагогом регуляторного опыта. Представлены результаты опытно-экспериментального исследования эффективности формирования профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза. Ключевые слова: профессиональная надежность будущего педагога, регуляторный опыт, ситуация освоения будущим педагогом регуляторного опыта, регулятивные действия | 1027 | |||||
5932 | Введение. Проблема современной методики обучения творческой деятельности формулируется как противоречие между потребностью в ясном воспроизводимом действии и необходимостью работать со скрытой предметностью: мотивацией, а также разными видами мышления, которые не доступны наблюдению со стороны учителя и зачастую не осознаются учеником. На рассмотрение выносится гипотеза о новом предмете методики обучения творческому письму – переключении внимания. Цель – раскрыть принципы методики обучения творческому письму, основанной на концепции свободного действия. Материал и методы. Материалы исследования – сочинения, творческие работы и карты, созданные учащимися 5–7-х классов. Методы исследования: учебно-организационные (картирование и постановка творческих задач), аналитические (композиционный и смысловой анализ текста) и теоретические (мысленное моделирование и экстраполяция). Результаты исследования и обсуждение. Описаны условия реализации новой методики и разработан контекст идентификации переключения внимания как свободного действия. Выявлено и охарактеризовано различие между перемещением и переключением внимания. Выделены этапы учебной деятельности, среди которых треть образует инновационное ядро (know how), необходимое для стратегического развития методики обучения творческому письму в подростковой и старшей школе. Спрогнозированы условия совершенствования карты как интеллектуального инструмента и картирования как творческой деятельности. Определены начальные условия и уровень комплексности карты для ее использования в обучении пятиклассников. Процитированы тексты, написанные учащимися, показаны варианты анализа текстов с помощью маркеров, выделен критерий качества (разнообразие), который отражает эффективность свободной деятельности. Сформулированы принципы свободного и непосредственного действия и постулаты; выделены функциональные следствия новой методики, в частности возможность целенаправленного формирования гибкого мышления. Заключение. Формулируются функциональные преимущества методики: смена базового вопроса, перенос фокуса внимания с фиксации содержания на действия по смене направлений внимания, возможность ставить измеримые цели, которые относятся к развитию гибкости мышления. Ключевые слова: методика обучения, креативное письмо, картирование, свободная деятельность, переключение внимания | 1027 | |||||
5933 | Предлагается система формирования коммуникативно-жанровых компетенций, которые необходимы будущим учителям русского языка и литературы для успешного речевого поведения во время праздничного застольного общения и изучения застольной беседы с учениками. В материалы статьи включены сведения о дидактической базе (текстах-образцах из произведений художественной литературы, видеоматериалах, памятках, схемах, таблицах и др.), характеризуются формируемые понятия и умения, типы заданий (аналитические, аналитико-конструктивные и конструктивные) и приемы их выполнения (риторический анализ видеоситуаций, заполнение таблиц, анализ и дополнение схем, памяток, составление алгоритма, риторическая задача, сравнительный анализ видеофрагментов и др.). Ключевые слова: коммуникативно-жанровые компетенции, праздничное застольное общение, праздничная застольная беседа, жанровые признаки праздничной застольной беседы | 1026 | |||||
5934 | Представлены результаты экспериментального изучения объема и качественной специфики воспроизведенного учебного материала школьниками спустя пять лет после запоминания. Проанализировано количество воспроизведенных смысловых единиц, предложений, слов, а также количество допущенных привнесений и искажений. На данном этапе эксперимента участвовали школьники 17–18 лет, объем выборки составил 25 человек. Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем больше период времени между запоминанием и воспроизведением, тем отчетливее прослеживается влияние на успешность таких факторов, как уровень репрезентации информации в памяти человека, а также особенности функционирования интеллекта в целом. Проведенное лонгитюдное исследование дает уникальную возможность проследить закономерности сохранения учебного материала школьниками в условиях современной общеобразовательной системы. Ключевые слова: память, мнемические способности, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание | 1026 | |||||
5935 | Обосновывается идея о том, что юридическая интеллектуальная элита являлась субъектом правового дискурса русской журнальной прессы второй половины XIX – начала XX в. Правовой дискурс рассматривается как все измерения, реальные и воображаемые, отношения общества к праву. Однако в журнальной прессе наиболее значимыми типами правового дискурса были научный и информационно-аналитический. Юридическая интеллектуальная элита как его субъект была представлена крупными специалистами в области научной юрис пруденции. Доказывается, что на протяжении рассматриваемого периода расширялся круг интеллектуалов-правоведов, сотрудничавших в печати, а также изменялось содержание дискурса: от истории юстиции к анализу актуальных ее вопросов, что было ответом на потребности читающей аудитории. Ключевые слова: юридическая интеллектуальная элита, правовой дискурс, «толстый» журнал, интеллектуальная культура, интеллектуальная деятельность | 1026 | |||||
5936 | В основе статьи – формулирование результатов экспериментального исследования, заключающегося в разработке модели формирования толерантности будущих социальных педагогов в условиях их профессиональной подготовки в вузе. В работе освящены и проанализированы основные структурные компоненты модели, этапы и педагогические условия ее внедрения. При разработке модели производится учет основных дидактических принципов формирования толерантности. Разработка и реализация модели достигаются путем следования образовательным подходам, способствующим эффективности полноценной подготовки будущих социальных педагогов с высоким уровнем толерантного сознания. Ключевые слова: модель формирования толерантности, профессиональная подготовка социальных педагогов, этапы формирования толерантности, уровни толерантного сознания, факторы формирования толерантности, диагностика сформированности толерантности, критерии оценки уровней сф | 1026 | |||||
5937 | Рассматривается актуальная проблема – активизация учебной деятельности в классе музыкально-теоретических дисциплин. Автор исследует учебную деятельность как сложный и многокомпонентный процесс, направленный на изменение обучающегося – субъекта обучения. Выделены основные компоненты учебной деятельности: мотив учебной деятельности, целеполагание, учебные действия, контроль и оценка. Определены принципы управления учебной деятельностью студентов: управление как поддержка и сопровождение, гибкость и ситуативность, делегирование полномочий и ответственность студентов. Для активизации учебной деятельности предполагается педагогическое воздействие на все составляющие компоненты категории, а также усиление активности всех субъектов учения. С целью воздействия на компонент «учебные действия» разработана система алгоритмов на разные виды учебных задач по некоторым музыкально-теоретическим дисциплинам. Первые положительные результаты проявились в тенденции к повышению качества освоения дисциплины, что свидетельствует о вовлечении студентов в соуправление учебной деятельностью. Ключевые слова: активизация учебной деятельности, учебные действия, музыкально-теоретические дисциплины, система алгоритмов | 1026 | |||||
5938 | Взаимосвязь и взаимодействие волонтерских и образовательных организаций в области профессионального образования в настоящее время остаются изученными в недостаточной мере. Анализ проблемы показывает, что в процессе обучения опыт профессиональных проб студенты могут приобрести в деятельности волонтерских организаций, если это будут профессионально адекватные сообщества практик. Такой тип волонтерской организации может быть создан образовательным учреждением совместно с социальными партнерами – муниципалитетом, государственными и частными организациями. Описан опыт создания и функционирования волонтерской организации студентов технического университета для расширения образовательных программ и практического участия в профессионально ориентированной деятельности по профилю предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, социального и природного характера. Целью работы являлось исследование образовательного потенциала волонтерских сообществ для расширения возможностей получения практического опыта деятельности студентами вузов. Роль участия студентов в деятельности волонтерской организации на профессиональное самоопределение исследовали методом анонимного опроса. Изменение мотивации обучения студентов выявляли путем сопоставления статистических данных успеваемости бакалавров по совокупности дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана направления «Техносферная безопасность». Ключевые слова: профессиональное образование, сообщества практики, волонтерские организации, профессиональные пробы, профессиональные компетенции | 1026 | |||||
5939 | С позиций диахронического подхода рассматривается развитие в немецком языке модальной семантики возможности. На материале текстов письменных памятников готского, древне- и средневерхненемецкого языков проводится сопоставительный анализ становления модальных глаголов, выражающих различные оттенки модальности потенциальности, с учетом их текстовой частотности в анализируемые периоды истории немецкого языка. На основе данного анализа было показано, как в процессе декатегоризации – перехода функций выражения модальности возможности от наклонений к находящимся в процессе становления модальным глаголам – категориальные значения, объективированные первоначально в морфологической категории на грамматическом уровне, переходят к лексическим средствам, позволяющим вербализировать потенциальную модальность более дифференцированно. Ключевые слова: модальность возможности, готский, древне- и средневерхненемецкий, оптатив, декатегоризация, глаголы kцnnen, dьrfen | 1025 | |||||
5940 | В рамках междисциплинарного подхода в области общей и юридической этики, с одной стороны, социологии и криминологии, с другой стороны, рассматриваются вопросы индивидуального механизма преступного поведения в контексте нравственности, удерживающей личность от причинения вреда в условиях проблемноконфликтной ситуации. Постулируется пресекательная функция нравственности, формирующей у личности «иммунитет» от реализации своего ведущего мотива преступными средствами в силу понимания и ощущения ценности общего блага. Настоящая статья является логическим продолжением публикации по данной тематике. Ключевые слова: преступное поведение, нравственность, нравственные дефекты | 1025 | |||||
5941 | Приведены результаты исследования системы подготовки рабочих кадров на одном из ведущих высокотехнологичных предприятий страны – АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева». В ходе исследования использованы методы анкетирования и анализа статистической отчетности. Обоснована взаимосвязь результатов подготовки с ростом производительности труда, выявлена необходимость стратегической интеграции системы подготовки предприятия с профильными организациями среднего профессионального образования. Определены направления изменений форм и методов подготовки в целях формирования компетенций рабочих кадров. Ключевые слова: профессиональная подготовка, рабочие кадры, производительность труда, компетенции, формы и методы подготовки | 1025 | |||||
5942 | Анализируются причины активного использования эвфемизмов в речи с позиций психолингвистики, этологии и эволюционной биологии. Эвфемизм рассматривается как речевая стратегия, биологически целесообразный языковой механизм защиты и рационально обоснованная психологическая тактика. Приводятся условия коммуникации, при которых снижается роль принципа вежливости как стратегии «сохранения лица» и стратегии реализации принципа кооперации в качестве основного мотива при функционировании эвфемизмов и непрямых высказываний. Ключевые слова: эвфемизм, непрямая коммуникация, инстинкт, теория стратегической коммуникации, принцип кооперации, вежливость | 1025 | |||||
5943 | Рассматриваются особенности употребления языковых квантификаторов, выражающих меры времени в современном английском языке. Для лучшего понимания взаимосвязи категории времени и категории меры выявленные слова и словосочетания объединяются в группы, формирующие структуру функционально-семантического поля, которое выступает языковой репрезентацией категории времени. Особое внимание уделяется неточным и (или) неопределенным мерам, представляющим периферийную зону названного поля. Ключевые слова: категория времени, категория меры, временной квантификатор, неопределенная мера, функционально-семантическое поле | 1025 | |||||
5944 | Введение. Новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной лексикографии создается словарь, отражающий мужскую и женскую сферу в их сложном социокультурном взаимодействии и региональной специфике. В словарь включены динамические параметры гендерной лексики, в результате чего расширяются его информативные возможности. Актуальность создания словаря гендерно маркированной лексики связана с необходимостью формирования источниковедческой базы для изучения Сибири как территории устойчивого развития. Вместе с тем он может быть использован диалектологами, этнографами, антропологами при выявлении факторов, способствующих сохранению и трансформации традиционной культуры Сибири. Целью исследования является разработка концепции словаря гендерно маркированной лексики, отражающей представления о мужчинах и женщинах в говорах Среднего Приобья. Материал и методы. В качестве источника использованы автобиографические тексты, записанные с 1946 по 2016 г. на территории распространения старожильческих говоров Среднего Приобья. Исследование осуществляется с применением лексикографического метода, достоинство которого заключается в том, что с помощью него можно детально изучить объекты лексикографирования, их особенности, функционирование в языке. Результаты и обсуждение. В состав словаря включены гендерно маркированные лексические единицы, входящие в гендерную концептосферу. В словарь входят как прямые номинации концептов (ядро номинативного поля), так и номинации отдельных когнитивных признаков концепта (периферия номинативного поля). Словник сформирован по тематическому принципу и содержит следующие группы гендерно маркированной лексики: общее наименование человека в зависимости от принадлежности к полу; номинации, указывающие на возраст и статус в браке; единицы, отражающие статус в семейной иерархии; номинации, репрезентирующие биологические признаки, характерные только для лиц определенного пола; номинации, отражающие черты характера, внешность; называющие мужчин и женщин по роду занятий, профессиональной деятельности, выполняемым трудовым процессам; обрядовые слова; наименования, характеризующие женскую и мужскую сферу. Заключение. Представляемый словарь дополняет многоаспектное описание говоров Среднего Приобья и в то же время способствует выявлению новых аспектов в анализе гендера. Концепция словаря базируется на теоретических положениях гендерной диалектологии и диалектной лексикографии. Все компоненты словарной статьи (заглавное слово, дефиниции, пометы, иллюстративный материал) отражают богатство народной речи, свидетельствуют о более дробном членении мира, проводимом на других основаниях, нежели в литературном языке, и отражающем специфику сельского социума и традиционной культуры. Ключевые слова: словарь, диалект, гендер, гендерная диалектология | 1025 | |||||
5945 | Рассматривается проблема профессионального становления педагога: отражены современные подходы к определению и характеристике стадий (фаз) профессионального становления; представлены результаты исследования профессионального самоопределения педагога, что позволяет выявить факторы снижения социального статуса и престижа педагогической профессии. Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное самоопределение, стадии (фазы) профессионального становления педагога | 1024 | |||||
5946 | We propose a strategy to infer the transition redshift zda, which characterizes the passage through the universe decelerated to accelerated phases, in the framework f(R) gravities. To this end, we numerically reconstruct f(z), i. e. the corresponding f(R) function re-expressed in terms of the redshift z and we show how to match f(z) with cosmography. In particular, we relate f(z) and its derivatives to the cosmographic coefficients, i. e. H0, q0 and j0 and demonstrate that its corresponding evolution may be framed by means of an effective logarithmic dark energy term ΩX, slightly departing from the case of a pure cosmological constant. Afterwards, we show that our model predicts viable transition redshift constraints, which agree with ΛCDM. To do so, we compute the corresponding zda in terms of cosmographic outcomes and find that zda ≤ 1. Finally, we reproduce an effective f(z) and show that this class of models is fairly well compatible with present-time data. To do so, we get numerical constraints employing Monte Carlo fits with the Union 2.1 supernova survey and with the Hubble measurement data set. Ключевые слова: космография, f(R) гравитация, красное смещение, темная энергия | 1024 | |||||
5947 | Рассмотрены основные этапы развития двуязычия в Туве, начиная с маньчжурского периода до распространения национально-русского и русско-тувинского билингвизма в постсоветский период. Анализ литературы и использование архивных материалов позволили выделить положительные и негативные стороны распространения двуязычия в республике в конце XX – начале XXI в. и его влияние на развитие системы школьного образования. Ключевые слова: реформа образования, кризис общества, этапы развития, двуязычие, школы Тувы, система билингвизма | 1024 | |||||
5948 | Обсуждается проведенное исследование по выявлению педагогических и психологических условий формирования образовательной идентичности в профессионализации и стабилизации психического здоровья выпускников-педагогов, а также экзистенциального диалога как психологического критерия готовности к саморазвитию и инновационной деятельности в современной ситуации образования. Самомониторинг в контексте проведенного исследования рассматривается как начало рефлексии над экзистенциальным смыслом профессии педагога. Формирование экзистенциального диалога в структуре образовательной идентичности может быть организовано в условиях проектирования образовательной среды средствами педагогического тренинга с элементами балинтовский сессий и гештальта. Ключевые слова: образование, экзистенциальная педагогика, управление, качество обучения, самомониторинг, рефлексия, педагогический тренинг | 1024 | |||||
5949 | Изображение Архангельска Ю. П. Казаковым в его произведении «Северный дневник» анализируется с позиций подхода Н. П. Анциферова к исследованию городских текстов. Рассматривается восприятие города автором-рассказчиком в связи с советской идеей строительства нового общества, с одной стороны, и с традиционной мифопоэтикой русской литературы – с другой, а также анализируется взаимодействие жанра производственного очерка советской литературы с уникальным художественным взглядом Юрия Казакова. Ключевые слова: городской текст, сверхтекст, советская литература | 1024 | |||||
5950 | Актуализируется проблема взаимодействия концептов разного типа. В дискурсе регионального журналиста А. Шулбаевой под влиянием дискурсивно, локально и индивидуально отмеченного концепта нефть наблюдается значительная трансформация такой универсалии культуры, как концепт труд. В результате ассоциативно-смыслового взаимодействия происходят сдвиги в категориальной структуре концептов разных типов, за счет чего в текстах автора формируется уникальная модель дискурсивной картины мира, обладающая как региональной, так и индивидуальной спецификой. Ключевые слова: дискурсивная картина мира, идиодискурс, взаимодействие концептов, дискурс-анализ | 1023 |