№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5751 | Рассматривается аллегорическое выражение лингвокультурного концепта «родственность» на материале калмыцких, русских и английских пословиц и поговорок. Родственность получает множественное обозначение в оценочной картине мира данных народов. В пословицах и поговорках о родственности выделяются различные образы аллегорий, связанные с реалиями окружающей среды. Наиболее частотными реалиями в метафорическом выражении родственности являются обиходные, ономастические реалии, а также реалии природно-географической среды. Ключевые слова: аллегория, родственность, концепт, паремия, метафора, образ, реалия | 821 | |||||
5752 | Целью статьи является исследование содержания, структуры, понятийного поля рациональной организации жизнедеятельности студентов вуза. С позиций личностно-деятельностного подхода обоснована необходимость рациональной организации жизнедеятельности студентов для того, чтобы помочь им согласовать учебную и внеучебную деятельность за счет сокращения объемов времени, потраченного на неспецифическую деятельность. За счет применения методов самоорганизации, самоменеджмента (целеполагание, учет потраченного времени, планирование рабочего дня и недели, контроль, хронометраж, рефлексия) происходит формирование у студентов таких умений, как конструирование перспективного плана собственной жизнедеятельности в условиях педагогического вуза и т. д. В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что коллективная, личностно и социально значимая деятельность в ходе реализации педагогического проектирования способствовала развитию межличностных отношений между его участниками, мотивации к дальнейшему образованию и самообразованию в различных его формах и повышению академической успеваемости студентов, проявлению и дальнейшему развитию креативности студентов младших курсов. Ключевые слова: жизнедеятельность, самоменеджмент, студенты младших курсов педагогического вуза, время, потраченное на неспецифическую деятельность студентов, хронометраж | 821 | |||||
5753 | Введение. Всемирная сеть не только связала самые удаленные уголки планеты, но перерождалась, трансформировалась, приспосабливалась к потребностям своих создателей. Сначала она реализовала сугубо утилитарные потребности, постепенно превращаясь в незаменимый инструмент общения, поиска информации, развлечения. Но в течение нескольких десятилетий она создала собственный социум, собственный дискурс, собственную культуру. Очевидно, что становление культуры Интернета тесно связано с реализациями разнообразных юмористических интенций, а успешность виртуальной (неформальной) коммуникации даже в большей степени, чем коммуникации реальной, зависит от юмористической составляющей. Материал и методы. В связи с вышесказанным целью статьи является рассмотрение юмористических средств, реализующих отрицательную самопрезентацию в интернет-пространстве. Объектом изучения послужил механизм создания отрицательной самопрезентации с помощью юмористических средств. В исследовании были использованы методы наблюдения, сравнения, описания, интерпретативного анализа. Результаты и обсуждение. Юмор – это попытка креативного мышления нарушить догматизм шаблонного способа отражения окружающего миропорядка, подчеркивающая в нем несообразное и нелепое. Глобальность, анонимность, опосредованность виртуального мира дают возможность реализовывать самые негативные интенции в коммуникации. Человек обретает свободу в выборе роли – гендерной, социальной, даже моральной. Анонимность виртуальной маски дает ему возможность создать как собственный отрицательный образ, так и попытаться задеть или даже оскорбить коммуникативного партнера. В ходе исследования была предпринята попытка систематизации современных подходов к стратегии самопрезентации, установлены и представлены в подробном описании реализации семантического механизма создания отрицательной самопрезентации субъектом в сети Интернет за счет юмористических приемов. Отдельно были проанализированы эффективные способы актуализации отрицательной самопрезентации в виртуальном мире, такие как троллинг, интернет-жаргон, мемы и табу. Заключение. Полученные результаты представляют интерес для дальнейшего исследования проблемы особенностей общения в медиасреде. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по стилистике и филологическому анализу текста, в спецкурсах по лингвистике текста, прагмалингвистике и медиалингвистике. Ключевые слова: самопрезентация, концепции самопрезентации, интернет-среда, функции юмора, троллинг, мемы, табу | 821 | |||||
5754 | Вопрос о заместительных нравственных переживаниях, возникающих у индивида в результате действий других, но связанных с ним общим основанием – культурой, профессией, религиозными воззрениями, традицией, становится крайне востребованным во многих дискурсах от политического до экологического. Формирование дискурса коллективной ответственности связано с образовавшимся несоответствием между реальной практикой, когда субъектом выступает не персона, конкретная личность, а группы, коллективы, и теми морально-этическими представлениями об ответственности, в фокусе которых индивидуальное намерение и действие. Складывается противоречивая ситуация, когда индивидуальная ответственность в рамках коллективной деятельности оказывается ограниченной, не распространяется на область коллективных, совместных действий, а деятельность коллективных субъектов оказывается вне морального контекста. Концепция заместительной ответственности рассматривается в данном случае как проект, позволяющий снять противоречия индивидуального и коллективного. Ключевые слова: вина, коллективная моральная ответственность, поступок, групповая ответственность, политическая ответственность | 820 | |||||
5755 | Рассматривается одна из ключевых метафорических бинарных оппозиций «острый – тупой» в качестве маркера в процессе оценивания действительности, описываются особенности ее метафоризации. С опорой на данные толковых словарей, а также художественные и публицистические тексты национального корпуса русского языка автор характеризует сферы жизнедеятельности, для интерпретации которых человек использует эту диаду. Ключевые слова: оппозиция, аксиологический, метафорическое значение, символическое значение | 820 | |||||
5756 | Дизайн электронных образовательных пособий – актуальная проблема современного образовательного процесса. Особую роль при разработке дизайна следует уделять когнитивному восприятию информации пользователями. Проектирование интерфейса должно базироваться на результатах научных исследований и ожиданий пользователя. Разработка и использование в практике обучения электронного мультимедийного пособия по татарской традиционной художественной культуре потребовали от разработчиков глубокого анализа теории когнитивной нагрузки и принципов мультимедиадизайна. Ключевые слова: когнитивный, интерфейс, дизайн, мультимедиа, электронные образовательные ресурсы | 820 | |||||
5757 | Описываются особенности дискурсивного взаимодействия бабушек и внуков в пространстве семейной коммуникации. На основе использования приемов конверсационного и интеракционного анализа видеозаписей общения представителей разных поколений двух семей делается вывод о противоречивом характере интенций коммуникантов и наличии специфических дискурсивных средств взаимодействия как у бабушек – игровая агрессия, меморатив, помощь при коммуникативной неудаче, так и внуков: например, коммуникативный саботаж. Ключевые слова: семейный дискурс, дискурсивная интеракция, межпоколенная коммуникация, дискурсивные приемы, коммуникативный саботаж, невербальные средства коммуникации | 820 | |||||
5758 | Раскрывается совокупность ошибок при планировании работы узкоколейной железной дороги от Харанора до Приаргунска в Читинской области. Впервые изученные архивные материалы подтверждают, что дорога приносила ее главному владельцу убытки и эксплуатационные проблемы. Многочисленные сомнения при принятии решений о будущем узкоколейки в послевоенное время указывают на затруднительность ее полноценного развития. Несмотря на просчеты, рассматривались варианты продления дороги. Кратко представлены болевые точки узкоколейного хозяйства, не позволившие магистрали от Харанора проработать дольше. Провалы в планировании рассматриваются как результат слабой ведомственной координации. Ключевые слова: узкоколейная железная дорога, Забайкальская железная дорога, Нерчинское рудоуправление, грузооборот, правила технической эксплуатации | 820 | |||||
5759 | Трудности, с которыми сталкиваются студенты среднего специального учебного заведения (ссуза) на начальном этапе обучения, способны вызвать снижение учебной мотивации, следовательно, необходима целенаправленная педагогическая работа по оказанию помощи обучающимся в преодолении данных трудностей и подготовке первокурсников к решению задач следующего этапа обучения. Целью педагогической работы является обеспечение постепенного перехода от характерного для большинства первокурсников неопределенного отношения к будущей профессии и доминирования мотивации избегания к адекватному представлению о приобретаемой специальности и положительному отношению к обучению в ссузе. Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих педагогических задач: формирование опыта успешной учебной деятельности; облегчение адаптации к условиям новой образовательной среды; сплочение коллектива группы; формирование адекватного представления о приобретаемой специальности; формирование навыков самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности. Ключевые слова: начальный этап обучения, учебная мотивация, формирование учебной мотивации, представление о профессии, система педагогических мероприятий | 820 | |||||
5760 | Рассматриваются вопросы формирования, экспликации и импликации эпистемических смыслов в структуре предикатного полинома. Анализ языковой фактологии подтверждает значимость расширения структуры предикатного полинома введением модального компонента, что позволяет продемонстрировать его ведущую роль в ряду иных разноуровневых языковых форм передачи значений в рамках логических предикатов «знать – полагать». Общетеоретическую базу анализа составляют логические концепции интенциональности и истинности суждения. Ключевые слова: эпистемическая модальность, оценка, предикация, полином, модальные глаголы | 820 | |||||
5761 | Проведено методическое изучение процесса дистанционного обучения большого количества одаренных школьников по дополнительным общеразвивающим программам. Проанализирована актуальность дистанционных форм обучения, рассмотрены вопросы системной работы с одаренными школьниками, проблемы дополнительного образования и наиболее перспективные формы работы с учащимися, проявляющими интерес к естественно-научным дисциплинам. Описана созданная и внедренная Заочной физико-технической школой (ЗФТШ) профильная дополнительная образовательная среда для старшеклассников, способствующая развитию их интеллектуального потенциала и формированию у них потребности к продолжению самообразования, и формат работы с учителями; приводятся преимущества работы на онлайн-платформе. Сформулированы результаты реализации дополнительных образовательных программ ЗФТШ и приведены методические рекомендации по организации дистанционного обучения школьников по дополнительным общеразвивающим программам естественно-научного профиля. Ключевые слова: дистанционное обучение, дополнительные общеразвивающие программы, заочная школа, онлайн-обучение, одаренные дети | 820 | |||||
5762 | Описаны прагматические механизмы и направления семантической трансформации образа творческой личности (одаренного ребенка) в дискурсе науки, в сфере массовой коммуникации и в региональной инфосфере. Установлено, что вариативность интерпретации образа в различных дискурсах определяется семантикой и прагматикой слов-лейтмотивов: способности, творчество, достижения. Научное сообщество рассматривает феномен одаренного ребенка в аспекте антропоцентризма и субъектности, его творчество анализируется как фактор развития культуры. В дискурсе масс-медиа образ осознается с точки зрения социоцентризма и объектности, способности и достижения такого ребенка представляются социально-прагматическим ресурсом, способным обеспечить решение важнейших проблем современности. В инфосфере Томска творчество юного дарования представляется элементом социокультурной самобытности инновационного региона. Ключевые слова: региональная инфосфера, творческая личность, образ ребенка, семантические трансформации | 819 | |||||
5763 | Исследованы речевые акты в ситуации прощания в немецкой культуре. Предметом научного анализа является коммуникативно-прагматическая ситуация реализации актов прощания, представленных в диалогических фрагментах художественных произведений Германии. Объектом исследования являются языковые средства оформления речевых актов и выражения прагматических компонентов коммуникативной ситуации ABSCHIED в немецком языке. В процессе исследования автор выясняет, что речевая ситуация прощания напрямую связана с понятием этикета и включает различные иллокутивные цели. Речевые формулы прощания могут служить либо для отдаления, либо для сближения собеседников. Для успешной коммуникации носители немецкого языка предпринимают различные коммуникативные ходы. Ключевые слова: прощание, немецкая культура, теория речевых актов, коммуникативная ситуация, речевые формулы, иллокутивная цель, коммуникативные ходы | 819 | |||||
5764 | Рец.: Полякова Л. В. Литературоведение. Введение в научно-исследовательскую практику, проблематику, терминологию: авторский курс лекций для аспирантов: учебное пособие. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. 372 с. | 819 | |||||
5765 | Исследуется актуальная проблема выявления специфики национальной и европейской идентичности в структуре идентичности немцев. Анализируется длящаяся историческая проблемность формирования национальной идентичности в Германии, этапы ее формирования и основные их особенности. Особое место уделено анализу иностранных статистических данных Европейской комиссии (Евробарометра), которые показывают сложность процессов формирования двойной идентичности у немецкого населения на современном этапе истории (1990–2014). Статистический анализ показал, что на протяжении 20 лет, с момента объединения Германии (1990), граждане этой страны успели сменить идентичность три раза, что позволяет называть немецкую национальную идентичность до конца несформировавшейся. Причиной этого является специфика исторического пути Германии, особая модель формирования национальной немецкой идентичности, а также геополитические, экономические и иные аспекты европейской интеграции. Ключевые слова: национальная идентичность, европейская идентичность, немецкая идентичность, нация, Европейский союз | 819 | |||||
5766 | Статья посвящена анализу наименований произведений в творчестве А. П. Чехова как единой системы и выявлению взаимосвязей поэтического своеобразия этой системы с особенностями художественного мира автора. Анализ проводится как в изолированном контексте произведений писателя, так и с точки зрения включенности его творчества в литературный процесс, а именно: делается попытка сравнения закономерностей в выборе тех или иных заглавий относительно творчества ближайших литературных современников писателя – И. С. Тургенева и И. А. Бунина. Ключевые слова: Чехов, название, заглавие, наименование, поэтика | 819 | |||||
5767 | Рассматривается аргументативно-полемический медиадискурс в регулятивном аспекте. На материале аналитико-полемических статей 2015–2016 гг. писателя Ю. Полякова и журналиста и публициста А. Колесникова исследуются различные использованные авторами регулятивные средства и структуры, выявляются регулятивные доминанты и способы регулятивности в медиадискурсах данных информационно-медийных личностей. Установлена зависимость использованных языковыми личностями средств регулятивности от авторских интенций и субъективной оценки различных общественных реалий. Выявлены некоторые типовые и индивидуально-персонологические особенности их аргументативно-полемического медиадискурса. Ключевые слова: регулятивные средства, регулятивные структуры, доминанта регулятивности, аргументативно-полемический медиадискурс, аналитико-полемические статьи, информационно-медийная языковая личность | 819 | |||||
5768 | Рассматриваются особенности языковой репрезентации морально-этического концепта traitor средствами метафорического переноса. Выделяются антропонимы, ассоциируемые в англоязычном когнитивном пространстве с понятием «предатель», и рассматриваются особенности их употребления как средств вербализации когнитивных слоев исследуемого концепта. Особое внимание уделяется метафорическому концепту «Иуда» как языковому средству, способному выступать в качестве феномена, тождественного концепту «предатель». Ключевые слова: концепт, метафора, метафорический концепт, смежные концепты, аллюзия-антропоним | 819 | |||||
5769 | Отражены аксиологические аспекты организации образовательного процесса в вузе. Дано авторское определение ценностно-смыслового отношения обучающихся, предполагающее объединение когнитивных и эмоциональных компонентов внутреннего мира личности. Обоснована роль интерактивных форм обучения студентов в системе различных форм учебной работы в современных условиях социокультурного пространства вуза. Выявлен дидактический ресурс интерактивного обучения в процессе его реализации в собственном опыте работы со студентами. Раскрыта методическая и личностная значимость занятий на основе сочетания традиционных и инновационных методов работы. Представлена интерпретация использования отдельных интеракций, обеспечивающая практико-ориентированный характер изложенного материала. Ключевые слова: образование, ценностно-смысловое отношение, формы обучения, интерактивное обучение, общекультурные компетенции | 819 | |||||
5770 | На сегодняшний день весьма актуален антропоцентрический подход в изучении языка и культуры, согласно которому человек предстает центральной точкой отсчета в измерении и описании объектов окружающей действительности. На данный момент не до конца изучен вопрос пространственной ориентации в селькупской культуре, которая в силу своей самобытности представляет особый интерес для рассмотрения. Статья посвящена изучению данного вопроса через «призму» тела человека. С помощью проведения лингвистического анализа наименований частей тела человека выявлено, что в селькупской культуре человек является точкой отсчета как в плоскостном (горизонтальном) делении пространства, так и вертикальном. Сомонимы используются представителями селькупского этноса для описания положения частей объектов окружающей действительности в пространстве и благодаря процессу грамматикализации описывают движения относительно этих частей. Ключевые слова: селькупский язык, пространство, пространственные представления, соматическая лексика, сомоним, наименования частей тела | 819 | |||||
5771 | Рассматривается структура поликодового текста, представляющего собой сложное негомогенное образование семиотически разнородных компонентов, особенности взаимоотношений между которыми являются актуальной проблемой современной лингвистики ввиду отсутствия унифицированной классификации представленных в тексте знаковых систем. В новостных сообщениях информационного портала The Onion вербальный текст сочетается с иконическими информационными блоками – фото- и видеоматериалами, взаимодействие которых запускает механизм формирования новых смыслов. В результате исследования были выявлены три основных типа корреляции иконического и вербального компонентов: дублирующая (включающая частичное повторение и полное повторение информации), комплиментарная и оппозитивная, соотношение которых представлено в тексте статьи в виде столбчатой диаграммы. Ключевые слова: поликодовый текст, креолизованный текст, знак, иконический компонент, вербальный компонент | 819 | |||||
5772 | Рассматривается специфика организации наставнической деятельности со студентами, включенными в квазипрофессиональную деятельность. Описываются особенности полисубъектного взаимодействия наставника с будущими педагогами на этапе их вхождения в профессиональную деятельность. Отмечается, что полисубъектность требует ориентации на сотрудничество, сотворчество в совместной педагогической деятельности на качественно высоком уровне профессионализма наставника. Данное положение дает основание для детализации разных типов отношений между опытным педагогом – преподавателем вуза и молодыми специалистами. Делается вывод о том, что заданные векторные взаимоотношения в контексте полисубъектного взаимодействия в предшкольном образовании помогут решить проблемы успешной профессионализации будущих педагогов уже на студенческой скамье. Ключевые слова: наставническая деятельность, наставник, полисубъектное взаимодействие, молодой специалист, предшкольное образование | 819 | |||||
5773 | Рассматривается вопрос формирования профессиональных компетенций педагога средствами сетевого взаимодействия в рамках дополнительного профессионального образования взрослых. Представлены результаты изучения профессиональных трудностей педагогов в области использования информационно-коммуникационных технологий и участия в сетевых профессиональных сообществах. Дана характеристика формируемых профессиональных компетенций и их связь с профессиональным стандартом педагога. Приведены примеры заданий, направленных на актуализацию сетевого взаимодействия педагогов с ориентацией на актуальные профессиональные навыки: потребность во взаимодействии, общении с другими; потребность в самореализации, самопрезентации. В качестве инструментов подготовки учителей-предметников к применению информационно-коммуникационных технологий описана образовательная электронная среда (LMS MOODLE), организация групповой работы для развития и закрепления навыков использования информационно-коммуникационных технологий в процессе дополнительного профессионального образования и проектная деятельность. Для оценки результатов использовалась методика исследования профессиональных компетенций и ИКТ-компетенций педагогов для определения уровня сформированности необходимых качеств, позволяющих применять возможности сетевых сообществ для профессионального роста. Вместе с ИКТ-компетенциями в работе описан результат формирования у учителей-предметников компетенции организационной деятельности, компетенции профессиональной коммуникации, компетенции наставничества. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, профессиональные компетенции педагога, профессиональный стандарт педагога, ИКТ-компетенции, решение профессиональных задач, дополнительное профессиональное образование | 819 | |||||
5774 | Введение. Представлен фрагмент описания значений возвратных диалектных глаголов, образованных от существительных, с целью изучения прагматических аспектов языковой семантики. Материал и методы. Приведены мнения ученых о понятии возвратности, о классификации возвратных глаголов. Описано место анализируемых глаголов среди различных классов возвратных глаголов и определено, что отсубстантивные возвратные глаголы относятся к группе отложительных глаголов. Результаты и обсуждение. Выявлено семантическое разнообразие постфикса -ся. Возвратная морфема располагает не только грамматическими значениями, она обязательно выполняет словообразовательную функцию и участвует в создании множества единиц с новым лексическим значением. Классификация способов словообразования возвратных диалектных глаголов проведена в соответствии с подобной классификацией общеупотребительных русских глаголов. Большинство диалектных глаголов имеют не общие, а индивидуальные значения. Определены когнитивные модели характеризующих наименований действий, представленных возвратными отсубстантивными глаголами. Приведены примеры пропозиций глаголов. Установлено, что характеризующие возвратные глаголы могут иметь моно- и полипропозитивные структуры. Выяснилось, что анализируемые наименования могут выражаться отыменными глаголами через указание на субъект и объект пропозиции. Это связано с типами отражаемых ситуаций: характеристикой внутренних и внешних качеств человека и взаимоотношений людей. Большинство полипропозитивных наименований возникли на основе метафоры. Многие структуры метафоричных глаголов включают модус фиктивности и модус оценки, выражающий отношение говорящего к обозначаемому. Фиктивная и оценочная модальность могут осложняться эмотивной модальностью – неодобрением, пренебрежением. Возникающая экспрессия носит чисто словообразовательный характер. Использование сложных способов образования (суффиксально-постфиксального; префиксально-суффиксально-постфиксального) для многих характеризующих глаголов является одним из средств создания экспрессии. Заключение. У отыменных глаголов возвратный постфикс не выполняет своей функции показателя актантной деривации. Постфикс -ся маркирует не актантную деривацию, а количество участников, степень агентивности и другие параметры ситуации. В некоторых случаях выбор возвратного/невозвратного варианта отыменного глагола для обозначения характеризующего наименования не всегда объясним. Ключевые слова: диалектная лексика, производное слово, пропозиция, семантика, возвратность‚ постфикс -ся, метафорические модели, оценочная лексика, субъективная модальность | 819 | |||||
5775 | Рассматривается один из возможных путей изменения качества методической подготовки будущего педагога – включение студентов в выполнение исследовательских проектов, которые позволяют им открывать и присваивать методические знания в процессе исследования, осуществлять «пробу» методической деятельности на практике, создают условия для появления и проявления личностного отношения к собственному образованию. Ключевые слова: Рассматривается один из возможных путей изменения качества методической подготовки будущего педа- гога – включение студентов в выполнение исследовательских проектов, которые позволяют им открывать и присваивать методические знания в процессе исследования, | 818 | |||||
5776 | We propose a strategy to infer the transition redshift zda, which characterizes the passage through the universe decelerated to accelerated phases, in the framework f(R) gravities. To this end, we numerically reconstruct f(z), i. e. the corresponding f(R) function re-expressed in terms of the redshift z and we show how to match f(z) with cosmography. In particular, we relate f(z) and its derivatives to the cosmographic coefficients, i. e. H0, q0 and j0 and demonstrate that its corresponding evolution may be framed by means of an effective logarithmic dark energy term ΩX, slightly departing from the case of a pure cosmological constant. Afterwards, we show that our model predicts viable transition redshift constraints, which agree with ΛCDM. To do so, we compute the corresponding zda in terms of cosmographic outcomes and find that zda ≤ 1. Finally, we reproduce an effective f(z) and show that this class of models is fairly well compatible with present-time data. To do so, we get numerical constraints employing Monte Carlo fits with the Union 2.1 supernova survey and with the Hubble measurement data set. Ключевые слова: космография, f(R) гравитация, красное смещение, темная энергия | 818 | |||||
5777 | Показана возможность организации процесса непрерывного образования специалистов в условиях муниципального района, раскрыты принципы, основные направления, цели и содержание развития муниципального образовательного сервиса. Рассмотрены научно-теоретические основы этого нового инструмента повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающего возможность многомерного и оптимального движения взрослой личности в образовательном пространстве. Такой образовательный сервис может быть реализован муниципальным ресурсным центром, который выступает организатором и координатором непрерывного образования взрослых, охватывающего практико-ориентированное повышение квалификации и переподготовку специалистов широкого спектра профессий. Наиболее эффективен муниципальный ресурсный центр, созданный на базе инновационной образовательной организации. Ключевые слова: непрерывное образование, подготовка специалистов, практико-ориентированное обучение, муниципальный образовательный сервис | 818 | |||||
5778 | Исследуется лакунарность словообразовательных парадигм прилагательных, обозначающих психические характеристики человека, в сфере производства имен лиц. Внимание уделяется когнитивным аспектам деривации. Предпринимается попытка определить, какие параметры признаковой семантики являются релевантными для носителя языка при образовании существительных со значением ‘лицо по признаку’. Выявление таких семантических компонентов вносит вклад в исследование языковой картины мира, что обусловливает актуальность настоящего исследования. Для достижения поставленной цели в работе проводится анализ ситуаций, предваряющих процесс выбора адъективных номинаций. С учетом полученных результатов предлагается авторская классификация прилагательных лексико-семантической группы ‘психические характеристики человека’. В сопоставлении с семантическими ролями глагольных актантов выявляются семантические роли, которые можно приписать актанту, находящемуся при адъективе. Выясняется, что весь массив адъективной лексики можно разделить на три группы в зависимости от наличия или отсутствия в семантике прилагательных такого компонента, как контролируемость. Именно категория интенсионального контроля оказывается неотъемлемой характеристикой семантики прилагательных, вступающих в процесс производства имен лиц. Отсутствие в семантике прилагательного семы ‘контроль’ создает запрет на образование отадъективных номинаций. Ключевые слова: лакуна, имя прилагательное, носитель признака, семантическая роль, агенс, пациенс, экспериенцер, интенсиональный контроль | 818 | |||||
5779 | В основе статьи – формулирование результатов экспериментального исследования, заключающегося в разработке модели формирования толерантности будущих социальных педагогов в условиях их профессиональной подготовки в вузе. В работе освящены и проанализированы основные структурные компоненты модели, этапы и педагогические условия ее внедрения. При разработке модели производится учет основных дидактических принципов формирования толерантности. Разработка и реализация модели достигаются путем следования образовательным подходам, способствующим эффективности полноценной подготовки будущих социальных педагогов с высоким уровнем толерантного сознания. Ключевые слова: модель формирования толерантности, профессиональная подготовка социальных педагогов, этапы формирования толерантности, уровни толерантного сознания, факторы формирования толерантности, диагностика сформированности толерантности, критерии оценки уровней сф | 818 | |||||
5780 | Рассматривается проблема создания заданий для информационно-образовательных сред, которые позволяют обеспечить творческую направленность процесса обучения, реализовать принципы поэтапной рефлексии деятельности. Обосновано, что технология контекстного обучения может быть содержательной основой для разработки заданий. Выделены и обоснованы виды заданий, которые ориентированы на динамическое развертывание деятельности от стадии изучения информации до стадии практической реализации некоторых аспектов рассматриваемой темы, проблемы. Ключевые слова: образовательная среда, моделирование образовательной среды, технология контекстного обучения, виды учебных заданий для информационно-образовательной среды | 818 | |||||
5781 | Статья посвящена описанию природного времени в идиолекте сибирского старожила как одной из форм физического времени. Характеризуются основные свойства физического времени: протяженность и последовательность, а также две временные модели: линейная и циклическая. Доказано, что природное время обладает высокой значимостью для носителя традиционной культуры, поскольку организует различные стороны жизни крестьянина. Описан годовой цикл, получающий яркое отражение в народном календаре. Показано влияние суточного цикла на распорядок дня информанта. Делается вывод об отрицательном отношении диалектоносителя к нарушению устоявшихся норм, приводящему к изменению народной культуры. Ключевые слова: идиолект, диалектная языковая личность, время, природное время, народно-речевая культура, физическое время, погода, годовой цикл, суточный цикл, народный календарь | 818 | |||||
5782 | Рассматривается влияние дискурса городской газеты на систему оценочных средств, специфику которой определяет мемориально-краеведческая функция регионального издания. Семантико-стилистический анализ материалов газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк), связанных с краеведческой доминантой «Ф. М. Достоевский в Кузнецке», показывает, что преобладают мелиоративные контексты. Мемориально-краеведческая функция регионального издания определяет актуализацию прежде всего этической оценки, хотя она и взаимодействует с оценкой других видов – телеологической, нормативной, эстетической. При воплощении тем значимости для Кузнецка пребывания Ф. М. Достоевского, сохранения памяти об этом пребывании, ценности приобщения к духовному пространству памяти в оценочных контекстах последовательно употребляются эмоционально-экспрессивные средства. С повышением эмоционально-экспрессивной насыщенности контекстов возрастает роль этической оценки. Ключевые слова: оценка, оценочные средства, эмоционально-экспрессивные средства, региональный медиадискурс, городская газета, краеведческая доминанта | 818 | |||||
5783 | Введение. В современных условиях информационного общества социальная адаптация лиц с инвалидностью по зрению во многом зависит от их информационно-коммуникационной компетентности (ИК). ИК-компетентность лиц с глубокими нарушениями зрения рассматривается как способность использовать информационные и коммуникационные технологии в профессиональной, учебной, бытовой деятельности; ориентироваться в информационном пространстве; получать и использовать информацию с помощью информационных тифлотехнологий. Цель исследования – описание этапов проектирования методической системы формирования ИК-компетентности обучающихся с глубокими нарушениями зрения. Материал и методы. Работа выполнена с опорой на теоретические положения о методических системах и эмпирические способы исследования. При разработке методической системы использовались требования и рекомендации, отталкивающиеся от уточненного понятия информационно-коммуникационной компетентности лиц с нарушениями зрения, а также опирающиеся на ключевые принципы компетентностного подхода к обучению. Результаты и обсуждение. Представлены этапы проектирования методической системы формирования ИК-компетентности обучающихся с ограниченными возможностями по зрению. Разрабатываемая методическая система включает потребностно-мотивационный, целевой, содержательный, операционно-деятельностный, результативный и контролирующий компоненты. Особое внимание уделяется информационным тифлотехнологиям как компенсирующим средствам ограничения зрительного анализатора. Заключение. Разработанная методическая система должна разрешить основные проблемы обучающихся с ограниченными возможностями по зрению, помочь адаптироваться в социуме, трудоустроиться. Ключевые слова: методическая система, проектирование, информационно-коммуникационная компетентность, компетенция, информационные и коммуникационные технологии, тифлотехнологии, лица с нарушениями зрения | 818 | |||||
5784 | Введение. Функциональный подход в лингвистике XXI в. определил внимание исследователей к проблеме стирания внутренней формы слова с позиции синхронии и диахронии. Возможность изучить лексику разных языков в динамическом аспекте с привлечением нового источника – показаний метаязыкового сознания говорящих – вписывается в круг проблем современной лингвистики и компаративистики. Цель – определить корпус ремотивированных и демотивированных наименований птиц в русском, английском и чешском языках, установить причины ремотивации и демотивации, а также степень и границы этих лексических процессов. Методика исследования предполагает использование психолингвистического эксперимента с носителями сопоставляемых языков, мотивационно-сопоставительного и синхронно-диахронного анализа. Основные результаты. Установлено, что орнитологическая лексика сопоставляемых языков в равной степени подвергается действию процесса ремотивации. Ремотивированные наименования птиц имеют вариантную внутреннюю форму слова. Определено, что ремотивированными являются такие лексические единицы, мотивировочный признак которых выражен именем собственным и связь с которым была утрачена со временем и современными носителями языка не осознается. Это является поводом для мотивировки орнитонима другим признаком, который в русском языке указывает на внешний вид птицы, в английском – на окраску оперения или манеру поведения (на материале чешского языка подобных орнитонимов выявлено не было). Процесс демотивации лексики протекает неравномерно: в русском и английском языках было отмечено 13 и 16 % демотивированных лексических единиц соответственно, тогда как в чешском языке – только 7 %. Это связано с тем, что основная часть русских орнитонимов характеризуется средней степенью демотивации, а значительная доля английских демотивированных лексем является заимствованием из латинского, греческого и других языков. Демотивированные орнитонимы русского языка утрачивают связь с мотивировочным признаком, связанным с голосом птицы, при этом информанты не осознают звукоподражательного характера анализируемого слова. Во всех сопоставляемых языках демотивации подвергаются те лексические единицы, мотивировочный признак которых указывает на образ жизни и манеру поведения птицы. Заключение. Результаты анализа ремотивированных и демотивированных наименований птиц в русском, английском и чешском языках свидетельствуют о сложности демотивации и ее связи с пограничными процессами ремотивации и лексикализации внутренней формы слова, жизненности данных процессов и их динамическом свойстве, открытом характере их протекания, поскольку в большинстве случаев проанализированные слова прошли промежуточную стадию демотивации или ремотивации и на данный момент проходят стадию полимотивации. Ключевые слова: ремотивация, демотивация, внутренняя форма слова, мотивированность языкового знака, психолингвистический эксперимент, метатекстовые высказывания | 818 | |||||
5785 | Введение. Реализация современной модели образования требует от педагогических работников владения определенными навыками научно-исследовательской работы и использования научно обоснованных форм и методов в своей профессиональной деятельности. Опора на науку должна позволить достичь требуемого качества образования и тем самым обеспечить выполнение социального и государственного заказа перед системой образования. В настоящее время существуют серьезные проблемы, касающиеся воспроизводимости процесса и результатов педагогических исследований. В этой связи при исполнении требования достижения качества образования педагоги сталкиваются с серьезной проблемой, а именно с кризисом воспроизводимости. Кризис воспроизводимости – это серьезный методологический кризис, суть которого заключается в невозможности повторить результаты исследований, которые были ранее опубликованы, или невозможность повторить само исследование (по техническим и иным причинам). Чаще всего это обусловлено отсутствием или недостаточной представленностью следующих элементов педагогических исследований: наличие эксперимента, четкое описание планирования и хода эксперимента, проверяемые данные – когда непонятно, что, каким образом и в каких условиях воспроизводить. Цель – научно обосновать целесообразность экстраполяции метода метаанализа из доказательной медицины в педагогические исследования в качестве инструмента для повышения воспроизводимости как экспериментов, так и получаемых результатов в педагогических исследованиях. Материал и методы. Основой методологии исследования стали следующие методы: изучение и анализ литературы, аналитического обобщения, прогнозирования, абстрагирования, аналогии, измерения, синтезирование данных, обобщение, моделирование, аналогии, статистической обработки полученной информации. После того, как были рассмотрены основные причины, вызывающие кризис воспроизводимости в науке, в качестве средства минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости обосновано применение метода метаанализа в педагогических исследованиях. Результаты и обсуждение. Проанализирована актуальная литература по проблематике исследования. Изучены и обобщены сущностные черты и причины кризиса воспроизводимости в педагогических исследованиях. Установлено, что кризис воспроизводимости носит междисциплинарный характер. Актуализирована проблема поиска средств минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости на развитие педагогических исследований. В качестве такого средства рассмотрен метаанализ и выдвинуто предположение о целесообразности его экстраполяции из медицины в педагогические исследования. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода метаанализа. Выведены определения понятий «метаанализ» и «систематический обзор». Установлено, что метаанализ пересекается и частично включает в себя элементы таких методов и технологий, как контент-анализ, прикладная наукометрия, блокчейн. Рассмотрены организационные и содержательные особенности метаанализа, позволяющие применять данный метод для оценки качества педагогических исследований. Предложен контурный план метаанализа научных публикаций, отражающих результаты педагогических исследований. Выдвинут ряд дискуссионных положений, которые могли бы стать основанием для дальнейших исследований. Намечен путь комплексного изучения инструментов минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости в педагогических науках. Заключение. Обосновано применение метаанализа в качестве эффективного инструмента: 1) оценки качества педагогических исследований; 2) планирования и организации эксперимента; 3) представления результатов эмпирических исследований в педагогике. Ключевые слова: метаанализ, блокчейн, систематический обзор, кризис воспроизводимости | 818 | |||||
5786 | Освещается процесс выделения органов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих из органов социального обеспечения. Его причинами стали: широта стоящих перед Наркоматом социального обеспечения задач, небольшой штат сотрудников, а главное – отсутствие разветвленной, подотчетной ему сети органов, отвечающих за государственное обеспечение семей военнослужащих на местах, что влияло на эффективное оказание государственной помощи этой категории граждан. На примере работы областных и краевых органов государственного обеспечения Западной Сибири показывается порядок и структура их организации, задачи, стоявшие перед ними, рассматривается значение изменений структуры органов для осуществления эффективной деятельности по оказанию помощи семьям военнослужащих. Ключевые слова: Великая Отечественная война, Западная Сибирь, семьи военнослужащих, органы государственного обеспечения | 817 | |||||
5787 | . | 817 | |||||
5788 | Современный период развития образования заставляет нас искать пути оптимизации системы в целом, учитывая актуальные потребности общества. Дается анализ подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности в системе образования Великобритании. Рассматриваются основные задачи педагогических отделений университетов на разных этапах развития на протяжении периода, который охватывает XX столетие, особенности разработки программ обучения, а также взаимодействия университетов со средними школами и педагогическими колледжами. Изучение опыта Великобритании в этом вопросе будет полезно для подготовки педагогических кадров к менеджерской деятельности как Украины, так и других стран. Ключевые слова: педагогические кадры, менеджерская деятельность, обучение, программы, повышение квалификации | 817 | |||||
5789 | Исследуется игра в качестве экзистенциальной стратегии, или, иначе говоря, в качестве антропологической практики себя. Автор анализирует соотношение концептов «игра» и «личность» в традициях экзистенциальной и персоналистической философии, в частности, в работах С. Кьеркегора, А. Камю, Ж.-П. Сартра. Утверждается тезис о том, что принятие игры за онтологический принцип ориентации человека в действительности противоречит представлениям о личностном бытии в точном смысле слова. Ключевые слова: человек, антропология, экзистенциализм, персонализм, игра | 817 | |||||
5790 | Рассматривается возможность использования ресурсов иностранного языка для развития коммуникативной компетентности студентов и основных характеристик современного специалиста. Представлены основные взгляды на понятие компетентностного подхода, коммуникативной компетентности, способы ее оценивания, примеры применения интерактивных методов. Регулярное и активное применение интерактивных методов на занятии иностранного языка способствует проявлению языкового, культурного и творческого потенциала будущих специалистов. Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетентность, интерактивные методы, иностранный язык | 817 | |||||
5791 | Рассматривается жанр Missing Manual как один из маргинальных жанров инженерного дискурса в аспекте его метафорической организации. В процессе исследования было установлено, что в тексте названного жанра можно выделить разные виды метафор, из которых наиболее частотной является антропоморфная. Необходимость и значимость использования метафор в данном типе текста определяются двумя факторами: прагматической целью и функционально-стилевым статусом Missing Manual. Ключевые слова: инженерный дискурс, жанр Missing Manual, функции метафоры, антропоморфная метафора, метафорическая модель | 817 | |||||
5792 | Рассматриваются психолого-педагогические дефиниции понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «конкурентоспособность», анализируются их цели, векторы, доминанты, характеристики и взаимосвязь в контексте профессионально-личностного самоопределения будущего специалиста в период его обучения в вузе. Исследуются психолого-педагогические подходы к рассмотрению сущности феномена самоопределения, раскрывается взаимосвязь изучаемого процесса с формированием сложного профессионально-личностного качества – профессионализма, выступающего определяющим условием перспективной конкурентоспособности будущего специалиста. Обосновывается стратегическая роль личностной активности в успешном профессионально-личностном самоопределении и росте будущего специалиста. Акцентируется внимание на потенциале профессионально-личностного самоопределения как интегральном процессе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемых к выпускнику вуза в современных экономических и социокультурных реалиях. Ключевые слова: самоопределение, конкурентоспособность будущего специалиста, профессионально-личностное самоопределение студента | 817 | |||||
5793 | Рассматривается один из концептуальных аспектов популяризации исторической науки на телевидении – понимание факта как смыслообразующей категории. Анализ производится на примере историко-познавательной телепередачи «Нефакт» – современного телевизионного продукта, структура которого базируется на исследовании фактического и не фактического. В центре внимания находится лексическая единица «факт», ее смысловая и функциональная нагрузка в тексте данной телепередачи. Оценивается коммуникативный потенциал исследуемой единицы в журналистском материале и ее значение в популяризации знания. Ключевые слова: факт, фактическое, лексическое значение, коннотации | 817 | |||||
5794 | Приведены результаты исследования разных уровней прочтения и восприятия житийных текстов о сибирском святом старце Феодоре Томском, написанных для детской читательской аудитории, реципиентами подросткового возраста г. Томска. Результаты проведенного эксперимента приведены в соответствие с горизонтом читательских ожиданий, анализу которого посвящена первая часть статьи. Дотекстовый эксперимент, основанный на анкетировании учащихся воскресных и общеобразовательных школ г. Томска, имел целью выявить разные типы читателей, принадлежащих к светской или религиозной культуре, что сказалось на их представлениях о жанре жития, о феномене святости и знании конкретных святых. В ходе второго эксперимента была исследована рецепция житийных произведений для детей учащимися воскресных и общеобразовательных школ г. Томска. Исследование проводилось в рамках рецептивной эстетики, которая ставит целью изучение реакции читателя на произведение, особенностей его восприятия текста. Именно в процессе взаимодействия читателя и текстовых структур устанавливается функциональная реальность произведения. В современных религиозно-художественных произведениях агиографического содержания, написанных для юного читателя, присутствуют разные формально-содержательные уровни и модально-ценностные планы. Понимание сложной текстовой структуры происходит только в процессе ее конкретизации читателем. Реципиент в процессе эстетического восприятия определяет актуальность и смысловое содержание произведения, выделяет для себя эмоционально-смысловую доминанту художественного текста. В ходе эксперимента была выявлена корреляционная зависимость рецепции текста читателем от дотекстовых факторов, главным из которых в восприятии художественно-религиозного текста является религиозное или светское миропонимание читателя. Ключевые слова: агиография, житийная литература для детей, сибирский святой, праведный старец Феодор Томский, рецептивная эстетика, эксперимент | 817 | |||||
5795 | Введение. Целью статьи является исследование прагматических функций таких элементов дискурса, как прагматические маркеры, используемые в одном из жанров англоязычного гастрономического дискурса – кулинарного шоу, транслируемого по телевидению и в Интернете. Материал и методы. Материалом для данного исследования послужили видеоэпизоды кулинарного шоу популярного британского шеф-повара Джейми Оливера, опубликованные на его официальном канале YouTube в 2018–2019 гг. Основу методологии статьи составляют дискурс-анализ, анализ прагматических маркеров и метод лингвистического описания. Результаты и обсуждение. Во введении соотносятся понятия «дискурс» и «гастрономический дискурс». Описываются особенности гастрономического дискурса, его жанровое разнообразие, функции и прагматические установки жанра кулинарного телевизионного и интернет-шоу. Выявляются различные взгляды лингвистов на соотнесение терминов «прагматический маркер» и «дискурсивный маркер». В качестве методологической основы исследования выбрана классификация прагматических маркеров Б. Фрейзера. Исследуется инвентарь прагматических маркеров, использованных в видеоэпизодах британского кулинарного шоу. Для этого все прагматические маркеры структурируются согласно типам и подтипам классификации Б. Фрейзера, производится количественный и качественный анализ полученной классификации, в результате чего устанавливаются прагматические функции, которые выполняют прагматические маркеры разных типов в исследуемом дис курсе кулинарного шоу. Выводы. Сделаны выводы о том, что: 1) жанр кулинарного шоу гастрономического дискурса оказывает влияние на формирование гастрономических предпочтений аудитории; 2) прагматические маркеры необходимы для обозначения отношения говорящего к высказыванию, а также для облегчения процессов прагматических выводов; 3) за счет прагматических маркеров увеличивается арсенал языковых средств, участвующих в создании требуемого прагматического эффекта кулинарного шоу; 4) прагматические маркеры дискурса кулинарного шоу Джейми Оливера выполняют важные прагматические функции: помогают удерживать внимание зрителя и создают иллюзию прямого общения шеф-повара со зрителем, усиливая привлекательность кулинарного шоу для телевизионной и интернет-аудитории. Ключевые слова: прагматические маркеры, дискурсивные маркеры, гастрономический дискурс, кулинарное шоу | 817 | |||||
5796 | Введение. Дилетантский текст представляет собой заметное явление современной массовой (не элитарной) речевой культуры. К факторам, обеспечивающим продвижение данного типа текстов в СМИ, относятся приоритет гедонистической функции в ущерб познавательной, а также интерес социума к публичной личности, которой институт медиа предоставляет возможность высказываться по вопросам, не связанным с полученным образованием и профессией. Цель – исследование восприятия дилетантского текста (его содержание и формы) разными группами реципиентов. Проблематика исследования направлена на выявление неоднородности массовой речевой культуры через сопоставление оценочных позиций разных адресатов одного текста. Материал и методы. Как образец дилетантского текста использован текст главного редактора глянцевого журнала, который подчеркнуто дистанцируется от специалистов в обсуждаемой им области знания (филологии). На основе семантико-стилистического метода анализируется речевой материал, полученный в психолингвистическом эксперименте, т. е. вторичные тексты-реакции. Реципиенты поделены на три группы: неспециалисты от 18 до 44 лет; неспециалисты от 50 до 62 лет; студенты, обучающиеся по направлению «Филология». Результаты исследования. Установлено, что текст транслирует относительно достоверную информацию (научное и околонаучное знание, лингвистический миф), содержит фактические ошибки. Экспериментальное исследование оценочных реакций на текст показывает, что транслируемые текстом сведения некритично воспринимаются значительной частью реципиентов. Отношение к дилетанту как социальному типу у неспециалистов зависит от возраста: молодые участники эксперимента относятся к нему более лояльно, чем реципиенты старшей группы. Студенты, освоившие в теории и на практике обсуждаемую проблему, высказываются о суждениях дилетанта резко негативно. Оценки речевых особенностей текста коррелируют с оценками содержания. Младшая группа одобряет юмор, доступность, «легкость», с которой подается информация; старшая группа отмечает в тексте речевую агрессию, нарушение этических норм. Филологи в своих оценках речевой манеры автора ближе к старшей группе, то есть консервативнее своих сверстников. Научная новизна и практическая значимость. В лингвистический оборот вводится понятие дилетантского текста и его автора; уточняются условия, обусловливающие выдвижение фигуры дилетанта как субъекта массовой коммуникации; на основе отношения к дилетантскому тексту обосновывается наличие поколенченских вариантов массовой речевой культуры. Заключение. Оценочные реакции на одну из разновидностей современной массовой культуры – дилетантский текст – позволяют говорить о неоднородности этой культуры, а именно о существовании старшей и младшей коммуникативной нормы. Позиции младшей нормы в массовой речевой культуре являются более сильными. Этот вывод сделан на основании того, что речевые особенности исходного текста, получившие у реципиентов младшей группы одобрение, а реципиентов старшей – неодобрение, рассматриваются в современной стилистике как наиболее яркие черты прессы в целом. Ключевые слова: массовая речевая культура, текст дилетанта, восприятие текста, оценка текста, младшая коммуникативная норма, старшая коммуникативная норма | 817 | |||||
5797 | Введение. Дистанционное образование на современном этапе развития мировой образовательной практики приобрело глобальный характер в связи с пандемией COVID-19. Существенно расширился спектр образовательных услуг; выросло количество образовательных организаций и учреждений, задействованных в такой форме образования; огромное количество обучающихся использует интернет, гаджеты и наукоемкие сервисы. Дистанционное образование позволяет, в случае необходимости, при помощи интернета получить «удаленное» образование. Цель – анализ и характеристика основных эффективных форм организации обучения в высшей школе в условиях дистанционного образования. Материал и методы. Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих проблемы и преимущества дистанционного образования: А. А. Андреева, И. А. Кузнецовой, А. Г. Сломчинской, Е. А. Таушкановой, J. S. Brown, Y. B. Kolikant, M. Miah и A. Omar, а так-же материалы, полученные в ходе практической работы в условиях «дистанта» в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. В качестве методов в работе использованы теоретический и методологический анализ, сравнение, метод педагогической интерпретации данных, обобщение, конкретизация. Методологической основой проведенного исследования послужили основные современные психологические, социологические и философские положения теории личности и ее развития. Результаты и обсуждение. Дистанционное образование обладает целым рядом характерных черт: гибкость, модульность, инновационный контроль качества образования, ролевой репертуар преподавателя, экономическая выгода и т. п., а также специфических принципов (принцип свободного доступа, принцип дистанционности, принцип интерактивности, принцип идентификации, принцип адекватности и целесообразности использования цифровых технологий в дистанционном образовании). Внедрение дистанционного образования способствует появлению новых, более эффективных форм обучения, разработка которых строится с учетом перечисленных характеристик. В качестве эффективных форм можно рассматривать разработку и реализацию необходимого для освоения дисциплины перечня основной и дополнительной литературы, учебно-методических комплектов литературы и заданий; рассылку по e-mail обучающих материалов как студентам, так и преподавателям от студентов; организацию и проведение дискуссий и консультаций в онлайн-формате с использованием облачных платформ ZOOM, Jitsi и т. д., бесплатного приложения WhatsApp для личных смартфонов, социальной сети «ВКонтакте», приложения Telegram др.; разработку и реализацию компьютерных баз данных, электронных учебников и т. д.; проведение видеоконференций с возможностью для зрителей позвонить по «горячей линии» и задать вопросы и т. д. Видеолекция также является эффективной формой дистанционного обучения, позволяющей охватить большое количество слушателей, активизирующей мыслительную дельность студентов и мотивирующей на самостоятельный поиск в рамках изучаемой дисциплины. Заключение. В связи с тем, что дистанционное образование обладает широким диапазоном мультимедийных, интерактивных, коммуникативных и технических возможностей, способствует формированию и развитию ИКТ-компетентности, расширяет спектр возможностей в плане использования разных информационных инструментов, оно может органически вплетаться в систему очного обучения или стать весомой альтернативой традиционному обучению. Эффективность и успех внедрения дистанционных технологий образования зависят от грамотной и качественной организации образовательного процесса и использования эффективных форм обучения. Ключевые слова: цифровизация образования, формы обучения, дистанционное образование, дистанцион- ное обучение, принципы дистанционного образования, видиолекция, интернет, цифровые технологии | 817 | |||||
5798 | На основе архивных материалов рассматривается численность, удельный вес эвакограждан среди всего населения Западной Сибири, доля детей среди прибывших в Западную Сибирь и РСФСР в целом. Делается вывод, что в Западной Сибири доля детей среди прибывшего населения была выше общероссийских показателей, что свидетельствовало о высокой нагрузке на социальную сферу и общественность региона. Анализ расселения эвакуированных по типу населенных пунктов показывает, что основная масса прибывших оседала в городских поселениях. Их миграционная активность была особенно высокой. Анализ состава населения, эвакуированного в Западную Сибирь, позволяет сделать вывод о преобладании среди эвакуантов лиц женского пола. Рассматривая социальный состав прибывших, следует подчеркнуть, что значительную часть эвакуантов составляли рабочие, ИТР, служащие. Для эвакуантов характерен «пестрый» национальный состав. Среди при- бывшего населения трудоспособные составляли чуть более половины. Рассматривая трудности и итоги трудоустройства делается вывод, что ряд областей региона приблизились по итогам этой работы к общероссийскому уровню, а Новосибирская и Кемеровская области значительно его превзошли. Подчеркивается, что сама социальная группа эваконаселения не была социально однородной. Внутри ее выделялось несколько слоев, отличающихся по своему социальному положению. Ключевые слова: Великая Отечественная война, эвакуация, учетно-справочная работа, трудоустройство, половозрастной, социальный, национальный состав | 816 | |||||
5799 | Показана проблема внедрения коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательные учреждения России. Выявлены недостатки в профессиональной подготовке к коррекционной деятельности действующих учителей географии и студентов-географов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Конкретизированы профессиональные компетенции учителя, необходимые для эффективной психолого-педагогической работы с детьми «группы риска». Описаны: методика диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий; принципы составления индивидуальной коррекционно-развивающей программы; способы составления коррекционно-развивающих упражнений и заданий, являющихся основой коррекционно-развивающей деятельности учителя географии. Ключевые слова: коррекционно-развивающее образование, инклюзивное образование, дети «группы риска», методика обучения географии, коррекционно-развивающая деятельность учителя географии, коррекционно-развивающие упражнения | 816 | |||||
5800 | Анализируется проблема педагогического целеполагания в ситуации глубоких социокультурных изменений, требующих реформирования образования. Рассматриваются два подхода к определению образовательных целей: «образования для жизни» и «образование для человека». Ставится вопрос о роли дополнительного образования в системе школьного образования на примере преподавания техники речи и актерского мастерства в старших классах общеобразовательной школы. Определяются цели курса: преодоление диалектных особенностей и приближение речи к нормам литературного произношения; развитие умения слушать другого; формирование коммуникативных навыков в целом. Ключевые слова: педагогическое целеполагание, дополнительное образование, техника речи, язык | 816 |