№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
6201 | Затрагивается проблема освоения фразеологических единиц современного английского языка при работе с расширением словарного запаса. Проводится анализ выборки некоторых фразеологических единиц с соматическим компонентом и с компонентом-названием предметов одежды. По результатам выборки предлагается классификация материала на основании прозрачности внутренней формы языковых единиц и образа, лежащего в их основе. Описание классификации включает конкретные примеры фразеологических единиц, отмеченных как легких в освоении и, наоборот, вызывающих затруднения. В качестве вывода приводится заключение о тех факторах, которые влияют на изучение фразеологического состава современного английского языка. Ключевые слова: фразеологическая единица, образность, внутренняя форма, фразеологическое значение, экспрессивность | 965 | |||||
6202 | Образное мышление студента наиболее эффективно развивают занятия портретной живописью. Оно формируется прежде всего впечатлениями от модели и воображением автора. Зрительная память помогает усвоению впечатлений, участвует в переплавке их в художественный образ. Необходимо, чтобы студент имел ясное представление не только о создаваемом образе, но и о пути самого процесса изображения. Главный смысл работы с натуры состоит в том, чтобы студент смог применить приобретенные навыки в работе над оригиналом. В работе по памяти в основе запоминания лежит осмысленное восприятие натуры. Композиция является главнейшим в портрете как и в любом изображении, а завершением портрета является решение образной задачи в целом. Ключевые слова: образ, модель, живопись, натура, восприятие, память, представление, портрет | 965 | |||||
6203 | Рассматривается вопрос о деятельности женских благотворительных организаций в одном из уездных городов Томской губернии в годы Первой мировой войны. На основании архивных материалов и местной периодической печати выявлены сведения о пяти дамских комитетах, работавших в Барнауле на постоянной основе, и нескольких временных. Определены их виды, социальный состав, направления работы. Показано, что дамские комитеты и кружки чаще всего создавались по инициативе местных отделов Российского Общества Красного Креста и других благотворительных обществ, церкви, городских властей. Они сыграли важную роль в создании ощущения единства народа и армии. Изучение деятельности женских благотворительных организаций в различных регионах необходимо при исследовании гражданской активности в Российской империи в начале XX в., общественной самоорганизации в период военных действий. Ключевые слова: Барнаул, дамский комитет, женская благотворительность, Первая мировая война | 965 | |||||
6204 | Исследуется проблема адаптации спортсменов-туристов к экстремальным условиям их деятельности. Дается системное описание экстремальных факторов в лыжном туризме. Выделены четыре составляющие экстремальных факторов: воздействие окружающей среды, факторы техники спортивного туризма, физиологические факторы и психологические факторы. Приводятся результаты включенных физиологических и психологических исследований с использованием четырех тестовых методик: пробы Генчи, замера частоты сердечных сокращений, оценки объема кратковременной памяти и теста на точность отмеривания времени. Данные тестов сопоставляются с данными нагрузок на маршруте, которые характеризуются в основном перепадами высот. Выявляются индивидуальные особенности реакций участников и руководителя похода в процессе их адаптации к экстремальным условиям прохождения маршрута. Приводятся интегральные оценки данных четырех тестов, которые отражают общую динамику процесса адаптации спортсменов в условиях среднегорья. Полученные данные позволяют ранжировать спортсменов на сильных и слабых в данной группе. Причем руководитель получил более высокие баллы по сравнению с участниками. Таким образом, использование комплексного метода оценки состояния спортсменов-туристов в походе позволяет наблюдать и оценивать динамику их адаптации к экстремальным условиям. Ключевые слова: спортивный туризм, лыжный туризм, адаптация, экстремальные условия, физиологические исследования, психологические исследования, проба Генчи, частота сердечных сокращений, кратковременная память, чувство времени | 964 | |||||
6205 | Введение. С появлением новой специальности «Дизайн архитектурной среды» в вузах возникла необходимость в систематизации терминологического аппарата данной предметной области. Целью исследования является построение логико-понятийной модели терминологического поля «Дизайн интерьера» как компонента терминологического макрополя «Дизайн архитектурной среды». Материал и методы. Материалом для изучения послужили архитектурно-дизайнерские термины (более 620 номинаций), почерпнутые из учебно-научной литературы, лексикографических источников, профессиональной интернет-коммуникации, электронных журналов, сайтов студий дизайна и дизайнерских интернет-магазинов, данные Национального корпуса русского языка. Используются описательный и сравнительно-сопоставительный методы лингвистического исследования, приемы моделирования, дефиниционного и компонентного анализов. Результаты и обсуждение. Представлена краткая история вопроса и трактовка терминологического поля, принятая в работе «Терминополе – это унифицированная на системном основании многоуровневая классификационная структура, объединяющая термины сферы однородной профессиональной деятельности» (Л. А. Морозова). Под логико-понятийной моделью терминополя «Дизайн интерьера» понимается модельный конструкт системы взаимосвязанных понятий, группирующихся вокруг центрального понятия сферы дизайна интерьера на основе классификации понятий. Понятийный (логико-понятийный, тематический) аспект анализа терминосистемы с целью выявления ее границ и иерархической организации связан преимущественно с ономасиологическим подходом, и в этом случае терминологическое поле призвано отразить сферу специального употребления данной области знания. В результате анализа текстов профессиональной направленности определены границы терминологического макрополя «Дизайн архитектурной среды», состоящего из терминологических полей «Дизайн интерьера» и «Дизайн открытого архитектурного пространства». Сформирован корпус профессиональной лексики, входящей в терминологическое поле «Дизайн интерьера», осуществлено ее дефинирование и систематизация. Заключение. Выявлена многоуровневая разветвленная иерархическая организация терминологического поля «Дизайн интерьера», состоящая из двух субполей: «Дизайн жилых интерьеров» и «Дизайн общественных интерьеров», которые делятся на терминологические микрополя, тематические группы, подгруппы и микрогруппы (11 группировок терминов разных уровней). Таким образом построена понятийная модель терминологического поля «Дизайн интерьера», являющегося фрагментом терминологического макрополя «Дизайн архитектурной среды». Результаты работы представляют интерес для лингвистов, специалистов в области дизайна архитектурной среды, а также студентов специальности «Дизайн архитектурной среды». Ключевые слова: терминология, терминологическое поле, дизайн архитектурной среды, дизайн интерьера, архитектурно-дизайнерская терминология, русский язык | 964 | |||||
6206 | Определены и научно обоснованы содержательные компоненты модели воспитательной системы учебного военного центра при Сибирском федеральном университете, что позволяет осуществлять целостное воспитание личности студента, соединить воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, ввести его в четкие организационные рамки, придать ему системность, планомерность и целенаправленность. Ключевые слова: воспитательная система, учебный военный центр, курсант, содержательные компоненты | 963 | |||||
6207 | Проанализировано современное состояние технического и гуманитарного образования в вузе. Рассматриваются вопросы об изменении подходов и методов обучения студентов математике и иностранному языку. Особое внимание уделяется контролю самостоятельной работы студентов. Излагается методика организации и контроля самостоятельной работы студентов вуза с применением компьютерного тестирования по основным естественно-научным дисциплинам как необходимое условие обеспечения качественным образованием. Ключевые слова: самостоятельная работа, методы обучения и контроля, индивидуальные задания, компьютерное тестирование, принцип модульности | 963 | |||||
6208 | Рассматривается практико-ориентированная форма обучения студентов педагогического вуза работе с детьми с особенностями в развитии. Представлена технология супервизорства в качестве универсального метода профессиональной подготовки, обеспечивающего погружение будущего педагога в опыт партнерства при взаимодействии с коллегами, воспитанниками. Описаны этапы осуществления супервизии педагогом – преподавателем педагогического университета, являющимся носителем технологий работы с детьми. Приведен опыт реализации технологии супервизорства при работе с обучающимися по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование». Обозначены эффекты реализации такого подхода в профессиональном обучении в виде появления ценностно-смысловых переживаний, осознанного отношения к педагогической деятельности с детьми с особенностями в развитии, приобретении опыта конструктивного взаимодействия с коллегой партнером-супервизором, получении первичного опыта реализации профессиональных трудовых действий. Ключевые слова: супервизия, профессиональное образование, специальная подготовка, практико-ориентированный подход | 963 | |||||
6209 | Для успешного достижения цели становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования, заключающейся в повышении результативности деятельности организаций дополнительного профессионального образования посредством непрерывного повышения уровня ключевой управленческой компетентности ее работников, выявлены и описаны управленческие и педагогические условия реализации этого процесса. Использованный комплекс теоретических и эмпирических методов исследования позволил разработать, обосновать и апробировать условия, способствующие результативному становлению сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: сетевая самообучающаяся организация дополнительного профессионального образования, управленческие и педагогические условия становления сетевой самообучающейся организации | 963 | |||||
6210 | Готовность офицера к самоконтролю является одним из личностных оснований профессионализма военного специалиста, которая должна развиваться в процессе обучения будущих офицеров в военном вузе. Практика подготовки к самоконтролю является относительно устойчивой, так как в этой области образовательного процесса длительное время не происходило масштабных перемен, но в то же время, как показало диагностическое исследование, довольно противоречивой. Описана диагностическая работа по исследованию образовательного процесса военного вуза как педагогической системы, направленной на развитие способности курсантов к самоконтролю. Ключевые слова: военно-профессиональное развитие, диагностическое исследование, военное образование, самоконтроль, офицер, компетентность, респондент, способности | 963 | |||||
6211 | Осуществляется анализ опыта автора работы по преподаванию в 2015–2016 учебном году дисциплины «Документоведение и документальное обеспечение управления (ДОУ)» студентам, обучавшимся в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) по профилю подготовки «Прикладная информатика (в экономике)». Представлена структура электронного курса в системе поддержки самостоятельной работы студентов СПбГУП, примеры заданий, которые были предложены студентам для освоения системы электронного документооборота (СЭД) DIRECTUM. Приведена статистика их выполнения студентами. Ключевые слова: междисциплинарные связи (МС), методика преподавания дисциплины, обучение студентов, документоведение и документальное обеспечение управления, самостоятельная работа студентов, гуманитарный вуз, информационные системы и технологии | 963 | |||||
6212 | Исследуется вопрос порождения наименования – сложного слова на основе интегративной речемыслительной модели словопроизводства, включающей рассмотрение процессов образования слова на ономасиологическом, когнитивном и словообразовательном уровне. Представлены результаты изучения сложных слов на материале наименований фирм города Новосибирска с атрибутивной семантикой. Эргонимы, являющиеся наи более активно пополняющимся разрядом онимов в последние десятилетия, отражают общие тенденции, происходящие в языке: использование компонентов различной структуры в составе сложного слова, различные возможности языковой игры, а также лексические, стилистические и графические особенности образования нелогических единиц. Ключевые слова: композит, сложное слово, словопроизводственная модель, интегративная речемыслительная модель словопроизводства, эргоним, ономасиология, пропозиция, модель словосложения | 962 | |||||
6213 | Введение. Выявление и описание особенностей национального характера, специфики его репрезентации представителями иной культуры входят в круг исследований ряда гуманитарных наук. В лингвистике анализ модели концепта какого-либо национального характера, описание стереотипов, лежащих в основе его формирования, являются ключом доступа к культурно детерминированной информации, хранящейся в сознании представителей определенной лингвокультуры. Подобного рода исследования имеют также и практическую значимость: построение успешных моделей в сфере межкультурной коммуникации невозможно без учета того, что думают, как оценивают представители одной культуры представителей другой. Материал и методы. Материалом исследования послужили языковые реакции, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с китайскими студентами из Чанчуньского государственного педагогического университета, обучающимися в Кемеровском государственном институте культуры, а так-же результаты анкетирования, позволяющие судить о степени сформированности представлений о России и русских людях у данных представителей китайской лингвокультуры. Результаты и обсуждение. Модель концепта «русский характер», существующая в сознании китайских студентов, говорящих на русском языке, представляет собой полевую структуру (с ядерной и периферийной зонами). Основными чертами характера русского человека представителями китайской лингвокультуры были названы открытость, жизнерадостность, смелость, искренность и др. При этом ядерную зону концепта «русский характер» формируют исключительно положительные качества и черты характера русских людей, такие как открытость, терпеливость, независимость и др., а зона ближней и дальней периферии представлена как положительными (дружелюбность, ответственность, активность), так и отрицательными качествами и чертами характера (эгоистичность, грубость, пессимизм). Всего было выделено 22 признака, которые китайские респонденты приписывают русскому человеку и его характеру. Заключение. Представленные в структуре анализируемого концепта признаки и их перераспределение позволяют сделать вывод о том, что образ русских людей, их характер в сознании студентов из Китая сформированы в большей мере в положительном ключе. Ключевые слова: концепт, национальный характер, стереотип, ассоциативный эксперимент | 962 | |||||
6214 | Одним из трендов современного мирового сообщества является так называемый креативный консюмеризм. В Америке хендмейд на сегодняшний день – это не просто хобби, но и способ зарабатывать деньги, занимаясь тем, что приносит удовольствие. На основании исследования американской литературы поджанра cozy mystery делается попытка исследовать выражение концепта handmade в американском варианте английского языка, а также определить значимость данного концепта в жизни американского общества. Ключевые слова: креативный консюмеризм, концепт, досуг, хендмейд, хендмейкеры, «уютный детектив», американское общество | 961 | |||||
6215 | Исследуется проблема лингвистического аксиологического анализа региональной идентичности на материале компонентов ономастического пространства провинциального города. Региональная идентичность рассматривается как уникальная система в динамике и аспекте межкультурной коммуникации. Исследование выявило «ландшафтный образ жизненного мира» по данным системы топонимов, который складывается из трех компонентов: часть генетического кода, часть истории России, часть глобализирующегося мира. Ключевые слова: ценность, региональная идентичность, ономастическое пространство, топоним, лингвоаксиологический анализ, региональная языковая личность | 961 | |||||
6216 | Рассматриваются метакоммуникативные компоненты, высказывания и ситуации в целом с уточняющей семантикой. Объясняется практическая значимость использования подобных речевых действий. Уточнение позволяет акцентировать внимание на речевом поведении собеседника, регулировать процесс коммуникации, запрашивать дополнительную информацию, необходимую для полной и корректной интерпретации речевого поступка. Исследование выполнено на материале современной художественной литературы. Ключевые слова: метакоммуникация, метакоммуникативный компонент, метакоммуникативные высказывания, метакоммуникативные речевые ситуации, уточнение | 961 | |||||
6217 | Введение. Важнейшей задачей современного образования является обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации. Изложены основные подходы к изучению понятия «самореализация». Приводятся результаты анкетирования будущих учителей русского языка. Выявлены представления будущих учителей русского языка в отношении их профессиональной самореализации. Материалы и методы. Исследование было проведено на основе анализа теоретических источников по проблеме самореализации и результатов анкетирования студентов филологического факультета. Авторская анкета состояла из трех вопросов открытого типа и четырех вопросов закрытого типа. Результаты и обсуждение. Проанализированы различные подходы к пониманию названных понятий и обоснована собственная позиция по этому вопросу. По результатам анкетирования установлено, что 15 % студентов третьего курса и 55 % студентов четвертого курса уверены, что профессиональная самореализация подразумевает постоянное совершенствование в выбранной профессии и потребность в совершенствовании. Охарактеризованы потребности, возникающие у будущих учителей русского языка в ходе педагогической практики, которая является ключевым звеном между теоретическим обучением будущих учителей русского языка и их самостоятельной работой в образовательном учреждении. Заключение. Самоактуализация понимается автором как тенденция к самореализации. А самореализация – как процесс развития личности, предполагающий активную содеятельность с другими людьми, приложение собственных усилий. Выявлено, что критической точкой в становлении будущего учителя русского языка является педагогическая практика. До практики основными трудностями у студентов являются неуверенность в себе и нехватка знаний в области методических дисциплин. Это можно скорректировать опытом работы в качестве учителя. После педагогической практики основанными барьерами самореализации для студентов становятся отсутствие свободного времени у учителей русского языка и высокая интенсивность работы. Это заставляет будущих учителей русского языка сомневаться в правильности выбора сферы своей дальнейшей профессиональной деятельности. Поднимается вопрос о психолого-педагогическом сопровождении студентов во время практики. Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, профессиональная самореализация, будущие учителя русского языка, барьеры профессиональной самореализации | 961 | |||||
6218 | Обозначены общеметодологические основания производства судебных экспертиз. На примере судебно-психологической экспертизы показано, что системно-структурный подход в судебной экспертизе может быть осуществлен посредством ряда методологических подходов, основанных на принципах деятельности и развития. С позиций психологической теории деятельности рассматриваются структурные компоненты профессиональной деятельности эксперта-психолога. Судебно-психологическая экспертиза представлена как сложная и разветвленная структурная система взаимообусловленных элементов деятельности. Дан многоуровневый анализ компонентов иерархической структуры деятельности эксперта-психолога. Ключевые слова: структура деятельности, профессиональная деятельность, судебно-психологическая экспертиза, судебный эксперт-психолог, судебно-экспертная деятельность | 960 | |||||
6219 | Рассматривается проблема реализации современных педагогических технологий, построенных на принципах проблемного обучения: проектной технологии, эвристической технологии, кейс-технологии. Данные технологии позволяют формировать не только базу знаний, умений и навыков у обучающихся, но и развивать личностные, метапредметные качества. Выделены основные аспекты, на которые следует обратить внимание педагогу при использовании технологий проблемной направленности в своей практической деятельности: как подготовить задание, как организовать процесс обсуждения решений в группах, как оценить предложенные обучающимися варианты решений. Также выделены основные методические, психолого-педагогические отличия-особенности при реализации проектной технологии, эвристической технологии и кейс-технологии. Ключевые слова: проектная технология, эвристическая технология, кейс-технология, технология проблемного обучения, проблемное задание | 960 | |||||
6220 | Введение. Модернизация педагогического профессионального образования предполагает его адаптацию к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России и освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного другими странами. В современной образовательной организации информационно-коммуникационная инфраструктура – один из главных компонентов образовательного процесса, обладающая широким диапазоном дидактических электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) в качестве практико-ориентированной тактики оптимизации образовательного процесса. Цель – определение подходов повышения эффективности образовательного процесса на основе применения электронных тренажеров в подготовке будущих специалистов. Материал и методы. Основными источниками концептуальной разработки принципиально нового ЭОР-образовательного контента педагогического инструментария и инновационных форм его освоения являлись опыт профессиональной подготовки обучающихся СПО ГПБОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», бакалавров и магистрантов Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по направлению подготовки 44.04.44 Профессиональное обучение в рамках профиля «Управление информационной безопасностью в профессиональной образовательной организации»; процесс интегративного задействования работодателей в разработках медиаконтента электронных тренажеров (ЭТ); практический опыт формирования практико-ориентированных профессиональных компетенций обучающихся. Основными методами исследования выступили теоретический анализ опубликованных в научной литературе материалов по проблеме интеграционной реализации ЭОР-обеспечения качественной реализации регламента Федерального государственного образовательного стандарта 3++ профессионального обучения бакалавров и магистрантов. Результаты и обсуждение. Проанализированы материалы публикаций по проблеме приведения к современным потребностям рынка труда профессионального образования, основные затруднения которого связаны с довольно сложной его внутренней семантикой, включающей несколько значимых уровней иерархии и связи между разными типами очень разобщенной информации. С позиций теории надежности без научно обоснованного подхода к разработкам в рамках квалиметрической цифровизации на основе использования ресурсов различных контент-платформ и кроссплатформенных шаблонов ЭОР надеяться на получение обнадеживающих результатов практически невозможно. Особая роль в свете нередко вынужденного применения дистанционного обучения принадлежит такому педагогическому инструментарию, как ЭТ, предназначенному для взаимосвязанного выполнения трех основных функций – диагностической, обучающей, воспитательной – при отработке практических умений и навыков обучающихся, формирования у них навыков действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях. Реализация на базе плагина CodeRunner (версия 3.3.0) для Moodle многопользовательского ЭТ для обеспечения качественного формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций позволила выявить, что использование ЭТ способствует росту учебных достижений обучающихся на, по меньшей мере, 15 %. При этом, кроме повышения средних значений показателей учебных достижений обучающихся, зафиксировано увеличение на 18 % и их медианных характеристик, т. е. соответствующее уменьшение доли обучающихся с выбором неверных дескрипторов в ответах на вопросы контрольных тестов. Проанализированы тенденции применения ЭОР для повышения практико-ориентированной составляющей компоненты профессионального образования. Одним из направлений в свете нередко вынужденной дистанционной формы обучения является применение медиаконтента ЭТ, предназначенных для формирования навыков действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понимания сущности протекающих процессов на основе взаимосвязанного выполнения трех основных функций – диагностической, обучающей, воспитательной при отработке практических умений и навыков обучающихся. Заключение. Ресурсные возможности верификации вариантов архитектур контент-платформ и кроссплатформенных шаблонов такого педагогического инструментария ЭОР, как ЭТ, а также инновационных форм их освоения и внедрения позволяют надеяться на получение обнадеживающих результатов поиска путей повышения эффективности образовательного процесса профессиональных образовательных организаций (ПОО), своевременного нивелирования противоречий между требованиями работодателей современного постиндустриального общества и уровнем сформированности профессиональных компетенций выпускников ПОО. Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, модернизация образовательной сферы, профессиональная компетенция, педагогический инструментарий, информационный поиск, профессиональная образовательная организация | 960 | |||||
6221 | Осуществлен лингвистический анализ текстов вывесок и объявлений на русском языке, созданных носителями китайского языка и функционирующих в г. Хэйхэ (Китай). Тексты вывесок и объявлений рассмотрены на предмет соответствия графической и орфографической нормам русского языка. Авторы разработали классификацию типичных ошибок, допущенных в китайской рекламе на русском языке, и предложили свой опыт их интерпретации. Ключевые слова: русский язык в зарубежье, китайские вывески на русском языке, нормы русского языка, графическая норма, орфографическая норма, нарушение норм | 959 | |||||
6222 | Анализируется функционирование сочетания да вот в конструкциях разных типов. Устанавливается, что данное сочетание актуализирует противительные и присоединительные отношения. Выявляется характерная сочетаемость да вот с такими знаменательными и служебными единицами, как вопросительные местоимения и наречия, бы, беда, только, как-то, хоть, хотя бы, еще и т. д. Также рассматриваются случаи, когда да вот употребляется в предложениях фразеологической структуры, вводит ответную реплику и входит в состав устоявшейся скрепы. Источником исследования послужил Национальный корпус русского языка. Результаты исследования могут быть использованы при составлении словарной статьи для словаря служебных слов. Ключевые слова: синтаксис, союз, союзная конструкция, конкретизатор, семантика | 959 | |||||
6223 | Введение. Необходимость внедрения методов обучения, способствующих созданию мультиязыкового образовательного пространства в российских вузах, обусловлена стремлением российского высшего образования к повышению собственной конкурентоспособности на мировой арене. Одним из способов решения данной задачи выступает интегрированный предметно-языковой подход (Content and Language Integrated Learning, CLIL). Для своей успешной реализации подход требует дополнительной подготовки преподавателей инженерных образовательных программ, заключающейся в формировании необходимого набора компетенций, который в рамках данной работы определяется как CLIL-компетенция. Цель – определить понятие «CLIL-компетенция преподавателя инженерных образовательных программ», ее составляющие и критерии сформированности, а также предложить механизмы для ее формирования. Материал и методы. Использованы теоретические методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения исследований зарубежных и отечественных авторов, посвященных изучению компетенций, необходимых для качественной реализации CLIL-обучения. Методом педагогического моделирования поэтапно описан процесс формирования CLIL-компетенции вузовского преподавателя инженерных образовательных программ и подходы к измерению уровня ее сформированности. Метод сравнительного анализа, синтеза и обобщения научно-методической литературы, описывающей мировые практики реализации CLIL-обучения, а также содержание экзамена TKT: CLIL, позволил определить наполнение курса повышения квалификации, направленного на формирование CLIL-компетенции. Результаты и обсуждение. Дано определение понятию «CLIL-компетенция преподавателя инженерных образовательных программ» на основе списка общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для реализации CLIL-обучения. Разработаны критерии сформированности данной компетенции и их дескрипторы на основе дидактических принципов CLIL-подхода и содержания экзамена TKT: CLIL. Построена модель формирования CLIL-компетенции на базе курса повышения квалификации «Преподавание профильной дисциплины на иностранном языке на основе CLIL-подхода», разработанного на платформе Moodle. Заключение. Эффективная реализация CLIL-обучения, представляющего собой подход, способствующий созданию мультиязыковой образовательной среды современного российского вуза, сопряжена с необходимостью развития у преподавателей инженерных образовательных программ соответствующего набора знаний, умений и навыков, т. е. с необходимостью формирования CLIL-компетенции. Данная задача может быть решена в процессе повышения квалификации с использованием метода педагогического моделирования. Ключевые слова: интегрированный предметно-языковой подход, CLIL, Content and Language Integrated Learning, CLIL-компетенция преподавателя инженерных образовательных программ, повышение квалификации, педагогическое моделирование | 959 | |||||
6224 | Представлены механизмы использования профессиональной пробы как специально организованного действия, которое является эффективным способом подготовки социальных педагогов в вузе для решения задач их самоопределения при выборе специализации в контексте акменаправленной профессионализации. Раскрыт потенциал профессиональной пробы, проявляющийся в планировании студентом собственного карьерного развития, формировании мотивации к самосовершенствованию, преодолению трудностей в профессиональной деятельности. Обозначены возможности использования профессиональных проб в процессе непрерывной профессионализации будущих социальных педагогов на уровнях бакалавриата и магистратуры. Ключевые слова: профессиональная проба, подготовка будущих социальных педагогов, профессионализация | 958 | |||||
6225 | Знание профессиональной терминологии является самым сложным аспектом методических знаний учителя, и изучение данной терминологии осуществляется преимущественно в процессе его методической подготовки. Учитель иностранного языка должен дополнительно владеть иноязычной методической терминологией. Рассматриваются терминологические задачи как один из самых значимых видов методических задач для подготовки учителя иностранного языка. Названы специфика терминов лингводидактики и причины трудностей овладения ими. Представлены возможные виды терминологических методических задач и приведены авторские примеры данных задач. Ключевые слова: терминологическая задача, лингводидактический термин, методическая задача, методическая подготовка, подготовка учителей иностранного языка | 957 | |||||
6226 | На основании ранее неизвестных архивных документов, хранящихся в Государственном архиве Архангельской области, анализируются межконфессиональные взаимоотношения русских староверов (поморцев) и представителей православной церкви в Усть-Цилемской волости Мезенского уезда Архангельской губернии во второй четверти XIX в. Основное внимание в работе уделено деятельности православных священников, направленной на искоренение раскола. Раскрываются факторы, способствовавшие сохранению и упрочению староверия в усть-цилемских селениях, среди прочих особое значение придается открытию в с. Усть-Цильма в 1856 г. единоверческого прихода. Анализируются и объясняются неудачи местных властей и духовенства по изживанию староверия. Основным выводом является определение деятельности священнослужителей, проводивших в жизнь указы государя по искоренению раскола, которые довольно вяло вели разъяснительную деятельность среди старообрядческого населения. Именно этим объясняются неудачи местных властей и духовенства по его искоренению. Ключевые слова: русские, староверы, раскол, священнослужители, Усть-Цильма, молитвенный дом, церковь | 957 | |||||
6227 | Введение. Статья является продолжением ранее начатого исследования интертекстуальности в романе «Каменные клены» современного писателя Лены Элтанг. В первой части предметом анализа были аллюзивные соотнесения сюжетной линии Саши Сонли с мотивами фольклорной сказки о женской инициации. Во второй части мы обращаемся к интертекстуальному анализу сюжетной линии центрального героя Луэллина и художественного пространства романа. Цель статьи – выявить семантику и функции сказочного интертекста в модернистском романе Лены Элтанг «Каменные клены». Материал и методы. Материалом исследования послужил роман Лены Элтанг «Каменные клены». В работе применен интертекстуальный и мотивный анализ с опорой на работы И. Смирнова, М. Гаспарова, Б. Гаспарова, И. Паперно. Также теоретической базой являются труды О. М. Фрейденберг, В. Я. Проппа, Е. Н. Елеонской, Дж. Фрэзера и других исследователей, посвященные изучению мотивной структуры фольклорных сказок. Результаты и обсуждение. Сюжетная линия центрального героя Луэллина, как и линия Саши, организована в соответствии со сказочным сюжетом инициации (непослушание и отъединение от отца, смена фамилии, отгадывание загадок/прохождение испытаний для воссоединения с суженой при помощи волшебных помощников, хождение за море/в загробный мир, возвращение к возлюбленной). Сказочный интертекст проявляется на уровне художественного пространства: «Каменные клены» (дом-гостиница семьи Сонли) аллюзивно связан с образом «окаменелого», заколдованного царства, дом умершего отца Луэллина – с загробным царством. Заключение. Важным ресурсом моделирования художественного мира Элтанг являются фольклорные тексты. При использовании сказочных мотивов автор использует и фольклористскую, и психоаналитическую их семантику. Элтанг интересует личность, переживающая происходящее с ней в двух изменениях: профаннобытовом (этико-психологическом) и сакральном. Центральные герои романа проживают психологически уникальный опыт прохождения вечного, неизменного по своей сути сюжета инициации, и это вписывает их частную жизнь в большое, вечно повторяющееся время-пространство сказки (мифа). Ключевые слова: современный модернизм, литература русской эмиграции, интертекст, сказочные образы и мотивы, инициация, Лена Элтанг | 957 | |||||
6228 | Введение. Реализация компетентностного подхода в системе современного высшего профессионального образования требует правильного отбора содержания обучения, направленного на формирование необходимых компетенций. Материал и методы. Материалом исследования послужило содержание образовательных программ курсантов вузов МВД. Их использование позволило выявить и описать содержание образования курсантов вузов МВД России с целью формирования и развития их общекультурной компетентности. Результаты и обсуждение. Общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России рассматривается в качестве основополагающей компетентности их будущей профессиональной деятельности. Грамотный отбор содержательной стороны обучения курсантов с целью формирования их общекультурных компетенций следует производить на основе определенных принципов и критериев. Содержательный блок формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России представлен тремя структурными компонентами: философско-педагогическим, социально-психологическим, мотивацией и самоактуализацией курсантов в овладении общекультурными компетенциями. Формированию данных структурных компонентов способствуют предусмотренные учебным планом дисциплины, а также разработанный авторами спецкурс «Общекультурная компетентность курсантов вузов МВД России как педагогическая задача». Заключение. Таким образом, правильно отобранный содержательный блок формирования общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в свете реализации компетентностного подхода сможет обеспечить формирование закрепленных 12 общекультурных компетенций, закрепленных в ФГОС высшего образования по рассматриваемым нами специальностям. При этом особое значение имеет грамотное процессуальное развертывание содержания обучения в учебном процессе курсантов вузов МВД России на основе адекватных методов и технологий обучения. Ключевые слова: общекультурная компетентность, курсант вуза МВД России, сотрудник органов внутренних дел, компетентностный подход, содержание обучения, философско-педагогические основы, социальнопсихологические основы, мотивация, самоактуализация | 956 | |||||
6229 | Проблема этической образованности детей младшего школьного возраста особо остро в последние годы стоит в отечественной педагогике и психологии. Представлена база исследования, методы и методики, критерии этической образованности, подробное описание хода эмпирической работы и результаты исследования, направленного на изучение особенностей этической образованности младших школьников. Определены причины расхождения представлений о нравственных образцах, к которым должен адаптироваться ребенок младшего школьного возраста. Сделан вывод о том, что нельзя проступки младшего школьника смешивать с безнравственными поступками; проступки необходимо контролировать и добиваться их объяснения и дальнейшего неповторения, чтобы они имели минимальную вероятность перерасти в поступки безнравственные. Ключевые слова: безнравственный поступок, благотворительность, взаимоотношения, возраст, гармоническое развитие, гуманный образ жизни, духовное самосознание, духовность, духовные ориентиры, духовные ценности, жизненные ситуации, интеллектуальные способности, младший школ | 955 | |||||
6230 | Рассматривается один из возможных подходов подготовки будущих учителей математики, направленный на обучение учащихся в современных условиях изменения содержания школьного математического образования. Обосновывается, что знание психолого-педагогических основ формирования математических понятий поможет студентам быть успешными при развитии у учащихся универсальных учебных действий различных блоков (личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного). Описывается технология организации занятий по курсу «Методика обучения математике», построенному на основе интегративных обучающих заданий с использованием проектного метода. Под интегративными обучающими заданиями понимаются задания, интегрирующие математические, методические, психолого-педагогические знания. Ключевые слова: универсальные учебные действия, понятийное мышление, интегративные обучающие задания, проектный метод | 955 | |||||
6231 | Введение. Проведен анализ публикаций в немецких СМИ, описывающих события Второй мировой войны. Материал и методы. В качестве материала для анализа в настоящем исследовании были выбраны статьи, размещенные в немецкоязычных газетах Süddeutsche Zeitung, Die Welt, а также русскоязычные переводы соответствующих материалов с сайта «ИноСМИ.ru». В качестве доминирующих в настоящем исследовании применялись следующие методы: метод контент-анализа как разновидность содержательно-тематического направления, лингвостилистический метод в двух его вариантах – лексико-стилистический и лексико-семантический анализ, лингвопрагматический и когнитивно-дискурсивный методы. Результаты и обсуждение. Мифологизированный характер статей, в которых производится ревизия истории, репрезентирован в виде концептов «обман» и «пропаганда». Дискредитирующий характер ревизионистских материалов усиливается через применение отрицательно-оценочной тактики обвинения, которая в межкультурном политическом пространстве может быть не эксплицирована при помощи лексических средств, а являться результатом стилистических и риторических средств того или иного жанра. Деструктивный характер публикаций определяется концептуальной оппозицией политического дискурса «свои» – «чужие», что проявляется в обсуждении событий не только далекого прошлого, но и современной геополитической ситуации. В материалах подобного рода наличествуют все признаки фейкового (дипфейкового) сообщения, что позволяет трактовать их как функционирующие в рамках феномена постправды. Заключение. Попытки «демифологизировать» историю – это одно из мощнейших оружий информационнопсихологической войны, репертуар средств которой охватывает как события исторического прошлого, так и современную геополитическую ситуацию. Медиадискурс в целом и средства массовой информации в частности – это мощный инструмент формирования общественного мнения и трансляции тех или иных аксиологических установок. В условиях современного информационного противоборства важным является не допустить ситуацию, при которой журналистика фактов подменяется журналистикой мнений. В этом отношении огромную роль играет анализ публикаций ревизионистского характера на предмет изучения лингвистических и экстралингвистических механизмов дискредитации прошлого. Ключевые слова: Вторая мировая война, информационно-психологическая война, ревизионизм, немецкие средства массовой информации, медиадискурс | 955 | |||||
6232 | Введение. Обсуждаются подходы к определению понятия «информационная культура», основные направления ее формирования у студентов гуманитарных вузов, а также характеристики сформированности информационной культуры у будущих экономистов и менеджеров. Осуществляется исследование инструментов формирования информационной культуры и математической грамотности у студентов гуманитарных вузов. Цель работы – исследование инструментов формирования информационной культуры и математической грамотности у студентов гуманитарных вузов. Материал и методы. Материалом исследования послужили разработанные преподавателями кафедры информатики и математики электронные курсы, размещенные по адресу https://edu.gup.ru/ Результаты и обсуждение. Рассмотрена модель электронного курса по дисциплине «Информатика» и последовательность формирования у студентов 1-го курса информационной культуры. Представлена декомпозиция деятельности преподавателя в ходе обучения студентов. Показаны возможные внешние воздействия на систему «преподаватель – студент», используемые преподавателем ресурсы (программные средства). Процесс деятельности преподавателя на занятиях по дисциплине «Информатика» раскрыт более подробно. Показано, что деятельность преподавателя заключается, в основном, в формировании списка заданий первого и второго семестра и контроля (проверка ответов студентов на задания в ходе изучения материалов дисциплины, текущей аттестации и промежуточного контроля знаний (зачетов и экзаменов)). Заключение. Описана структура разработанного электронного курса, а также обобщены статистические данные, полученные по результатам проверки ответов студентов, подготовленные по результатам выполнения заданий. Представлены элементы электронного курса «Методы оптимальных решений». В дальнейшем планируется продолжить совершенствование структуры электронного курса с учетом современных тенденций в области цифровизации образования. Ключевые слова: информатика, математика, методика преподавания информатики, методика преподавания математики, информационная культура, цифровизация образования, дистанционное обучение | 955 | |||||
6233 | Рассматривается когнитивная природа терминологии, которая непосредственно связана с особенностями структуры репрезентируемого терминами знания. Современный комплексный анализ терминологической и профессиональной лексики осуществляется в рамках когнитивного подхода к языку, суть которого состоит в том, что за любыми языковыми структурами стоят ментальные структуры. Рассматривается соотношение понятия и концепта в терминологических системах. Также подчеркивается, что правовая профессиональная лексика обладает значительным этнокультурным потенциалом; широкий спектр культурных коннотаций обнаруживается в различных по структуре и семантике правовых языковых единицах. Ключевые слова: когнитивный подход к языку, концепт, терминология, правовая профессиональная лексика, этнокультурные коннотации | 954 | |||||
6234 | Введение. Актуальность темы обоснована приоритетами развития современной сферы образования, приобретающего особую роль в деле обучения и воспитания учащейся молодежи. Внедрение обновляющихся образовательных стандартов в учебный процесс способствует качественному изменению модели образовательной среды, приданию ей развивающего эффекта в первую очередь потому, что в условиях всестороннего и естественного воздействия этой среды возможно продуктивное решение определенных задач развития индивида. Цель исследования – выявление сущности и роли модели развивающей образовательной среды как интерактивного пространства, способствующего достижению личностной и социальной зрелости обучающихся. Материал и методы. Теоретическим обоснованием исследуемой проблемы послужили апробированные педагогические системы – прототип современных моделей образовательной среды калужских учителей-практиков и ученых, высказавших новаторские идеи по вопросам организации и дидактического сопровождения учебного процесса, интеграции обучения и трудового воспитания, игры как фактора социализации ученичества. Основными методами исследования явились ретроспективный и контент-анализ, моделирование новаторских педагогических систем. Результаты и обсуждение. Даны трактовки понятий, предложенные калужскими новаторами: «педагогика среды», «школа полного дня», представляющие концептуальные построения образовательного пространства на принципах открытой школы. Отмечено, что процесс усвоения знаний, как и способы их достижения обучающимися, всецело зависит от профессионализма педагога, умения сформировать развивающую обучающую среду с ее составляющими – активное обучение, формирование устойчивого учебно-познавательного интереса юной личности, мотивирующего ее к постоянному саморазвитию. Большое внимание уделено привитию трудовых навыков у учащихся; труд становится важнейшим фактором обретения ими ценностно-деятельностного смысла жизни. Заключение. Сделан вывод относительно широкого спектра возможностей развивающей образовательной среды, оптимизирующей учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях. Установлено, что при всей вариативности моделей развивающей образовательной среды оптимальная та из них, где обеспечивается качественный образовательно-воспитательный процесс, позитивный эмоциональный климат и, как следствие, саморазвитие и самосовершенствование личности учащегося. Ключевые слова: модель развивающей образовательной среды, новаторские методы обучения, педагогика среды, школа полного дня, учебно-познавательный интерес | 954 | |||||
6235 | Представлен авторский подход к разработке универсальной модели кластера методических компетенций студентов – будущих педагогов, который может выступать определенным ориентиром в конструировании подобного кластера с учетом специфики конкретного профиля подготовки студентов в педагогическом вузе. Даны определения понятиям «методическая подготовка», «методическая деятельность», «методическая компетенция» и обозначены цели методической подготовки будущих педагогов. Выделены и охарактеризованы основные принципы моделирования кластера методических компетенций студентов педагогического вуза, а также отмечена их покомпонентная структура. Обозначен круг методических компетенций для будущих педагогов, овладение которыми позволит эффективно реализовывать методическую деятельность, обеспечивающую достижение новых образовательных результатов. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, модель, методические компетенции, методическая деятельность, методическая подготовка | 953 | |||||
6236 | Введение. Анализируется опыт внедрения дистанционных технологий на занятиях по английскому языку в вузе в условиях вынужденного перехода на удаленный формат работы. Цель – обобщение результатов анкетирования, направленного на выявление отношения студенческого и преподавательского сообществ к переводу образовательного процесса в электронный формат. Материал и методы. Материалом исследования послужили результаты анкетирования, проведенного в первые недели дистанционного обучения английскому языку и по окончании весеннего семестра 2019/20 учебного года. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ учебно-методической литературы по вопросам внедрения технологий в образовательный процесс по иностранному языку, анкетирование профессорско-преподавательского состава и студенческого контингента. Результаты и обсуждение. Впервые собраны и обобщены данные опроса об опыте использования электронной среды взамен аудиторной работы при проведении занятий по английскому языку в вузе. Рассматриваются достоинства и недостатки дистанционного обучения иностранным языкам в вузе; выявляется степень удовлетворенности участников образовательного процесса качеством преподавания иностранного языка в новом формате; описываются аспекты и особенности обучения английскому языку в онлайн-среде. Установлено, что основные сложности, с которыми столкнулись преподаватели и студенты на онлайн-занятиях, сопряжены с отсутствием живого общения, при котором задействованы как вербальные, так и невербальные каналы получения информации. В качестве несомненного преимущества удаленного способа работы перед аудиторным выступает организационно-бытовой аспект проведения занятий, что проявляется, прежде всего, в экономии временных затрат. Заключение. Проведение занятий по английскому языку в удаленном формате видится как высококачественная альтернатива традиционным занятиям в тех случаях, когда невозможна организация очной формы обучения в силу различных обстоятельств (пандемия, погодные условия и т. д.). Это обусловлено практической направленностью дисциплины «иностранный язык», при которой особую значимость приобретает живое общение, коммуникация «лицом к лицу». Ключевые слова: электронная образовательная среда, дистанционный формат образования, обучение иностранному языку, вуз, качество преподавания | 953 | |||||
6237 | Представлены подходы к определению феноменов «информационная компетенция» и «творческая активность личности». Делается акцент на том, что информационная компетенция трансформируется в информационную компетентность через «понимание», рождение собственных смыслов, обогащение субъектного опыта. Уделено внимание условиям развития информационной компетенции и творческой активности личности, которыми являются трансформация когнитивного содержания в эмоциональное и организация ценностно-смыслового взаимодействия, порождающего рефлексию. Информационная компетенция и творческая активность взаиморазвивающиеся, нарастающие структуры личности, и в процессе их развития возможно их самопреобразование и самосовершенствование через смыслотворчество. Рассмотрен комплекс заданий, взращивающих данные структуры в личности как созидательные начала, усиливающие друг друга. Ключевые слова: творчество, активность, творческая активность личности, информационная компетенция и компетентность личности | 952 | |||||
6238 | Представлен анализ особенностей социального взаимодействия у детей в условиях интегрированного обучения и результаты исследования сформированности просоциальности (направленности собственных действий на партнера во время сотрудничества), являющейся одним из критериев поведенческого компонента данного вида взаимодействия младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и их нормально развивающихся сверстников. Выделены уровни сформированности просоциальности у детей с нормативным и нарушенным развитием интеллекта, выявлены ее особенности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты деятельности по формированию социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта, обучающихся в условиях массовой школы, составленной на основе полученных результатов исследования и специальной литературы. Ключевые слова: социальное взаимодействие, интегрированное обучение, дети с нарушением интеллекта, младший школьный возраст | 952 | |||||
6239 | История Пироговских съездов впервые представлена в контексте конфликта между врачами и фельдшерским персоналом, что позволяет рассмотреть отдельные ранее не изученные аспекты взаимоотношений данных групп медицинского сообщества. На основе анализа исторической ситуации даны основные причины неудачных попыток фельдшерского персонала добиться права на участие в работе съездов общества врачей в память Н. И. Пирогова. Результаты исследования говорят о наличии нерешенного в изучаемый период системного кризиса внутри медицинского сообщества. Ключевые слова: общество врачей в память Н. И. Пирогова, история медицины, фельдшерский вопрос, съезды врачей, общественные медицинские организации | 952 | |||||
6240 | . | 951 | |||||
6241 | Доказано, что теории, инвариантные относительно однопараметрической фермионной симметрии, после перенормировки сохраняют это свойство инвариантности. Показано, что тождество Уорда для эффективного действия после перенормировки имеют ту же форму, что и до нее. Ключевые слова: перенормировка, суперсимметричная инвариантность | 950 | |||||
6242 | Мы утверждаем, что вселенные де Ситтера с малой космологической постоянной должны, принимая во внимание энтропию, предпочтительно иметь три пространственных измерения. Это заключение основано на причинноследственном описании пространства де Ситтера, в котором локальный наблюдатель фиксирует тепловое равновесие вплоть до горизонта, на голографическом принципе и на некоторых предположениях относительно природы гравитации и излучения Хокинга/Унру. Ключевые слова: пространство де Ситтера, энтропия, пространственные измерения | 950 | |||||
6243 | Рассматривается деятельность властных структур региона по откомандированию эвакуированных и мобилизации местных специалистов на восстановление сельского хозяйства освобожденных районов страны в условиях набирающего силу реэвакуационного процесса. Цель статьи – выявить численность специалистов, направляемых в западные регионы, их специализацию, реальность выполнения заданий для сибирских областей, причины их пересмотра, механизмы реализации основных направлений деятельности, масштабы, результаты. Показаны трудности в работе, случаи несогласованности действий, просчеты, участие откомандированных в восстановлении сельского хозяйства на освобожденной земле. В выводе отмечается, что реэвакуация большого числа механизаторов и других специалистов в течение 1943 г. усугубила и без того тяжелое положение в сельском хозяйстве Западной Сибири. Только ценой невероятных усилий был получен минимум хлеба и продовольствия в 1943 г. Правительство вынуждено было пойти на еще более жесткие ограничения в гражданском потреблении, а население – на дополнительные материальные лишения. Ключевые слова: Великая Отечественная война, реэвакуация, освобожденные районы, мобилизация, властные структуры, возрождение, совхозные тресты, механизаторы | 950 | |||||
6244 | Речь идет о лингводидактическом потенциале жаргонизмов, реализуемом на занятиях по преподаванию русского языка как иностранного в китайской аудитории. Основное внимание уделено разным вариантам использования жаргонизмов для осуществления лингводидактической цели обучения иностранца разговорному русскому языку, посредством которого осуществляется межличностное общение в условиях повседневного взаимодействия. Актуальность темы обусловлена наблюдающимся ростом значимости поликультурной коммуникации и укреплением русско-китайских контактов, в том числе языковых. Научная новизна представленной проблематики состоит в возможности рассмотрения внелитературных языковых фактов (в данном исследовании – жаргонизмов) с точки зрения лингводидактических и лингвокультурных единиц, применяемых на занятиях по русскому языку как иностранному в китайской аудитории. Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, лингводидактика, жаргонизмы, русский язык как иностранный, иностранные студенты, китайская аудитория | 950 | |||||
6245 | Введение. Проблема инновационного изменения образования выступает основной темой статьи. Авторы полагают, что инициатором и механизмом этих изменений может стать магистерская подготовка в педагогическом университете. В этом случае она сама нуждается в структурно-содержательном преобразовании, существенные элементы которого представлены в тематических блоках настоящего изложения. Результаты и обсуждение. Выделение области коммуникаций как метапредметной деятельности становится вызовом для профессиональной подготовки, побуждает к переосмыслению той образовательной работы, которая сообразуется со второй ступенью высшего образования. К способам структурно-содержательного преобразования относится создание в магистратуре инновационно ориентированных программ обучения, в которых будут апробироваться новые формы знания и образовательного взаимодействия. Такая форма сообразуется с разработкой и внедрением в учебный процесс визуальной эпистемологии, а также с применением в конструировании учебного процесса метапредметных фикциональных семиотических конструкций. Доказано, что нельзя приобретать новую метапредметную компетентность в условиях реализации традиционных дидактических схем. Заключение. Предлагаемые содержания не являются готовыми решениями, а представляют собой наборы эвристик, направленных на актуализацию дискуссии о смысле и назначении магистерского уровня профессиональной подготовки педагогов. Предлагаемая модификация предполагает создание в институте магистратуры проектно-разработческих направлений (программ и учебных курсов), в которых инновационная ориентация выступает и как цель, и как содержание обучения. Содержание обучения включает в себя два подструктурных элемента: деконструктивный и конструктивный. Формой их реализации выступает совместная деятельность участников образовательного процесса. Ключевые слова: инновационное образование, магистерская подготовка, визуальная эпистемология, метапредметная педагогическая компетентность, фикциональные семиотические конструкции, кейс-стади | 950 | |||||
6246 | Введение. Представлены результаты ежегодного мониторинга входной и итоговой диагностики освоения слушателями дополнительных профессиональных программ. Цель – определение степени сформированности профессиональных компетентностей слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ, а также определение динамики изменения субъектной позиции слушателей относительно их профессиональной компетентности. Материал и методы. Материалом исследования послужили полученные данные итоговой диагностики, разработанной институтом дополнительного профессионального образования. Представлены выявленные затруднения при прохождении обучения слушателями, а также интересная динамика по четырем разделам анкеты: позиция слушателей курсов относительно их правовой компетентности, психолого-педагогической компетентности, профессиональных умений, актуальности использования информационно-методических ресурсов института. Результаты и обсуждение. Анализ данных проводимой входной и итоговой диагностики уровня подготовки слушателей при освоении дополнительных профессиональных программ за 2019 г. позволил выявить типичные и оставшиеся затруднения, с которыми сталкиваются слушатели. В анкетировании приняли участие две категории: «Педагогические работники» и «Руководящие работники». Данные диагностики показали, что большинство слушателей испытывают потребность в развитии своей профессиональной компетентности. Актуальным в работе как педагогических, так и руководящих работников остается потребность в развитии умений, которые позволяют выстраивать собственную профессиональную деятельность в соответствии с законодательством в сфере образования. Важным является вопрос применения слушателями психолого-педагогических знаний и умений в профессиональной деятельности. Данные входной диагностики показывают достаточно небольшой процент слушателей, применяющих психолого-педагогические знания и умения, а также использование систематически и на естественной основе. Еще одной проблемой остается осознание недостаточного уровня владения информационно-коммуникационными технологиями. Несмотря на достаточную открытость информационных ресурсов института, представленность их на официальном сайте, довольно большой процент слушателей не в полной мере знаком с проектными и информационно-методическими ресурсами, так как, по мнению самих же слушателей, это не входит в круг их обязанностей. Заключение. Выявленные оставшиеся затруднения позволят отрегулировать работу проведения оперативной корректировки содержания и форм работы профессорско-преподавательского состава со слушателями в ходе освоения дополнительных профессиональных программ, а также определить подходы к принятию эффективных управленческих решений, направленных на обеспечение положительной динамики результатов освоения слушателями дополнительных профессиональных программ. Ключевые слова: оценка качества образования, система оценки качества образования, внутренняя система оценки качества образования, входная и итоговая диагностика, субъектная позиция слушателей | 950 | |||||
6247 | В статье дается метод вычисления собственных элементов для нерегулярных спутников планет-гигантов. Метод основан на использовании преобразований Ли в пространстве Пфаффа в рамках ограниченной задачи трех тел. Получены разложения для короткопериодических возмущений по степеням малого параметра (отношение средних движений Солнца и спутника). Разложения по степеням эксцентриситета и наклонения орбиты спутника не производятся. Это важно, так как объекты приложения имеют орбиты с большими величинами этих параметров. Ключевые слова: собственные элементы, преобразования Ли, пространство Пфаффа, нерегулярные спутники | 949 | |||||
6248 | Исследуется геометрия экстремальной вращающейся черной дыры в пространстве d=2n измерений вблизи горизонта событий. Строится суперинтегрируемая система, ассоциированная с такой геометрией. Ключевые слова: черные дыры, конформная механика, интегрируемые системы | 949 | |||||
6249 | Мы даем краткий обзор программы косетной размерной редукции и наилучшие модели, построенные таким образом на этой основе. Затем мы представляем некоторые детали рассматриваемой программы в случае, когда дополнительные размерности являются нечеткими. В частности мы представляем четырехмерную N = 4 суперсимметричную теорию поля Янга-Миллса на Z3 орбифолде, которая имитирует поведение размерно редуцированной десятимерной N = 1 суперсиммтричной калибровочной теории на наборе нечетких сфер при промежуточных масштабах и ведет к тринификации теории большого объединения с калибровочной группой SU(3)3 на более низких масштабах и которая может быть спонтанно нарушена до МССМ при низких энергиях. Ключевые слова: косетная размерная редукция, унификация, нечеткие сферы, проекция на орбифолд | 949 | |||||
6250 | Современные изменения в обществе и развитие информационных технологий накладывают новые требования к обучению учащихся на разных образовательных этапах. Компьютерная зависимость, возникающая у детей уже в начальной школе, представляет определенную опасность для психического и физического здоровья школьников. Создание компьютерной игровой образовательной системы, сопряженной с учебной программой и аудиторными занятиями, может способствовать перенаправлению интерактивной активности учащихся в сторону добывания новых знаний и повышения успеваемости. Рассматривается организация и эффективность работы подобной системы по английскому языку для учащихся начальной школы на образовательном электронном портале learningapps.org. Ключевые слова: факультативная работа, онлайн-курс, learningapps.org, интерактивное обучение | 949 |