№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
4151 | Уровень современных фундаментальных наук и основанных на них технологий требует, с одной стороны, повышения общего уровня естественно-научного образования, с другой – выявления и привлечения в эти сферы деятельности талантливой молодежи. Эти проблемы напрямую связаны с проблемами активизации познавательного интереса и познавательной активности в процессах обучения. В педагогике и психологии накоплен значительный научный и практический материал по изучению познавательного интереса и формированию познавательной активности у детей младшего и школьного возраста различными психолого-педагогическими средствами, в том числе средствами учебных предметов. Важную роль в решении этих задач играют внеклассные формы работы со школьниками. В 60-е гг. прошлого века была осознана необходимость привлечения научных работников к работе со школьниками и разработки соответствующих организационных форм. Так возникли физико-математические школы (ФМШ). Несмотря на более чем полувековую историю существования ФМШ, в контексте активизации познавательного интереса и познавательной активности она рассматривается впервые. На примере физико-математической школы при Томском государственном университете показаны структура, направления и методики, используемые в такой форме внеклассной работы. Рассмотрены такие формы, как заочная физико-математическая школа, вечерняя физико-математическая школа, летняя очная физико-математическая школа, сочетающая отдых и обучение школьников, а также зимняя физико-математическая школа. Приведены примеры учебных планов, описаны организационные формы работы для различных возрастных групп школьников. Показано, как ФМШ может быть полезной для широких масс школьников и в то же время выявлять одаренных учеников. При анализе результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике отмечен тот факт, что ежегодно средний балл выпускников Томской области превышает средний балл по физике в России. На этом фоне учащиеся физико-математической школы Томского государственного университета, получающие дополнительное образование по физике и математике, имеют средний балл по ЕГЭ выше, чем в Томской области, более чем на 10 баллов. Таким образом, учитывая последние тенденции в совершенствовании ЕГЭ, в частности перенос центра тяжести на творческие задания, результаты томских физматшкольников должны быть еще выше, так как именно раскрытие творческого потенциала школьников на основе поднятия познавательного интереса является одной из главных задач физматшколы. Ключевые слова: познавательная активность, познавательный интерес, физико-математическая школа, одаренные дети, единый государственный экзамен | 1198 | |||||
4152 | Обобщены результаты психолингвистических экспериментов, основанных на методиках шкалирования и дополнения предложений, анализе воздействия голоса и внешних данных публичной языковой личности при аудиовизуальной форме распространения созданного ею медиатекста, исследовании результатов моделирования информантами словесного портрета автора, включая его возраст, статус, образование, интересы, внешние особенности, характер. Выявлены лингвистические и экстралингвистические факторы, влияющие на взаимодействие публичной языковой личности и медиасреды. Полученные результаты представляют интерес для теории речевого воздействия, медиалингвистики, коммуникативной стилистики текста. Ключевые слова: медиатекст, медиадискурс, языковая личность, экспериментальная методика | 1198 | |||||
4153 | Введение. Моделирование языковой личности осуществляется на основе анализа разных типов текстов. Исследование языковой личности в эмотивно-оценочном дискурсе наиболее полно раскрывает эмоциональную и ценностную картину мира говорящего и его коммуникативные стратегии в эмоциональной и оценочной интерпретации действительности. Представлен анализ образа Сталина в ценностной картине мира М. Плисецкой, репрезентированной в ее мемуарном дискурсе. Цель – выявить эмотивно-оценочную лексику в экспрессивном дискурсе языковой личности и определить основные стратегии в предъявлении негативной оценки Сталина, реконструировать языковую картину мира М. Плисецкой. Материал и методы. Языковым материалом исследования послужила книга воспоминаний балерины Майи Плисецкой «Я, Майя Плисецкая», а также лексикографические источники разных типов, на фоне которых рассматривался эмотивно-оценочный словарь языковой личности: Словарь русского языка (Малый академический словарь) и Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова. Использовались общенаучные методы (наблюдения, обобщения, сопоставления, описательный метод), а также компонентный, дефиниционный, дискурсивный анализ и количественные подсчеты. Результаты и обсуждение. И. В. Сталин занимает важное место в системе персонажей книги М. Плисецкой. Сопоставление данных социологических опросов показывает, что имидж Сталина в сознании россиян улучшился за последние 15–20 лет. Статистический анализ позволил раскрыть отношение Плисецкой к Сталину: имя вождя употребляется только в связке с отрицательной эмотивной лексикой, которая усиливается за счет яркой образности выбранных лексических единиц. Эмотивно-оценочная лексика несет высокую степень экспрессивности, именно в ней находят отражение система ценностей и особенности мировоззрения языковой личности автора. Основания оценки Сталина сложны и многообразны: результаты политической деятельности, психическое состояние, морально-нравственные качества и внешность вождя. Выявлена эмотивно-оценочная лексика в тексте языковой личности, проведен сопоставительный анализ словарных толкований с контекстной семантикой автора. Заключение. В процессе описания Сталина часто употребляются бранные, просторечные слова, выражающие презрение, ненависть, возмущение и негодование, образ Сталина в картине мира М. Плисецкой оценивается крайне отрицательно. Вождь народов определяется как параноик, убийца, тиран и преступник. Если говорить о стратегиях выражения эмоций и оценок, то негативная информация вводится по-разному: кроме прямых оценочных речевых актов используются косвенные высказывания – явление энантиосемии, когда умышленно актуализируется диссонанс между положительной словарной коннотацией лексемы и отрицательным контекстом. Используются также разные фигуры речи: живые, образные метафоры, олицетворения, сарказм и ирония для выражения ненависти и презрения к Сталину. Ключевые слова: языковая личность; образ Сталина; ценностная картина мира; эмотивно-оценочная лексика; эмотивно-оценочный дискурс; «Я, Майя Плисецкая» | 1198 | |||||
4154 | . | 1197 | |||||
4155 | . | 1197 | |||||
4156 | В педвузах готовят будущих учителей, и излагаемый им курс теоретической физики должен обладать определенным своеобразием, которое накладывает на преподавателей особую ответственность. В статье О.В. Брусника «Общие методические указания к изучению курса теоретической физики в педагогическом университете» рассматриваются характерные особенности методики обучения теоретической физики в педагогическом университете. Материал статьи можно использовать при изучении теоретической физики в педагогических вузах | 1197 | |||||
4157 | В статье рассмотрены направления развития информационной компетентности студентов - будущих педагогов. Информационная компетентность предполагает наличие умений самостоятельно добывать необходимую информацию с помощью современных информационных и библиотечных технологий. Одним из основных факторов, влияющих на развитие информационной компетентности будущих педагогов, становится информационно-образовательная среда вуза, неотъемлемой частью которой является вузовская библиотека | 1197 | |||||
4158 | В данной статье анализируется ряд работ американских исследователей о переходе России к рынку. Эти работы являются попыткой дать объективную оценку изменениям в экономике нашего государства Их мнения различны - от негативных до умеренных | 1197 | |||||
4159 | В статье исследуются вопросы содержания кластеров и их использования в качестве основы формирования промышленной политики региона. Рассмотрены возможности кластерного подхода для эффективного решения межотраслевых и межрегиональных инвестиционных и инновационных проектов | 1197 | |||||
4160 | Рассматриваются вопросы организации уровневой предпрофильной подготовки школьников как необходимого условия обеспечения процесса их самоопределения относительно собственной траектории образования. Описаны три уровня проб: пробные действия, профильные пробы и профессиональные пробы. Дано определение понятия «профильные пробы», рассмотрены организационно-педагогические условия реализации профильных проб школьников в процессе взаимодействия общеобразовательной и высшей школы. Ключевые слова: уровни предпрофильной подготовки, пробные действия, профильные пробы, профессиональные пробы; смысл проб: проба-опыт, проба-эксперимент, проба-тест; школа-вуз, образовательное пространство. | 1197 | |||||
4161 | Рассматриваются вопросы взаимосвязи содержания основ наук в общеобразовательной школе с содержанием будущего профессионального образования на материале курса физики в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Приводится алгоритм отбора сведений производственного характера, их систематизации и включение в содержание учебного предмета в качестве примеров действия научных законов. Ключевые слова: профильное обучение, содержание учебного предмета, сведения о производстве, их взаимосвязь в учебном процессе | 1197 | |||||
4162 | Право в художественном сознании Ф. М. Достоевского рассматривается как феномен, при описании которого могут быть выделены четыре аспекта: конструктивно-функциональный, содержательный или информационный, деятельностно-психологический и программирующий. Ключевые слова: художественное сознание, правовое сознание, правовая концептосфера, параллелизм криминальных эпизодов, доминантные оппозиции, недонесение о преступлении | 1197 | |||||
4163 | Использование информационных и мультимедиа-технологий в образовании способно коренным образом изменить существующую систему обучения иностранному языку. Уникальные возможности информационных технологий позволяют более качественно и быстро развивать умения и навыки более высокого уровня владения иностранным языком, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию. Роль обучающего постепенно меняется: он перестает быть единственным источником знания и становится советчиком и помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные знания в быстро меняющемся мире, для них требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса. Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, самостоятельная работа, обучающиеся, иностранный язык, обучение, информация, WebCT | 1197 | |||||
4164 | На основе метода псевдопотенциала и феноменологической модели связи исследованы междолинные переходы в зоне проводимости сверхрешеток (GaAs)m(AlAs)n(001), вызванные интерфейсными и запертыми в слоях оптическими колебаниями атомов. Проведен анализ эффектов размерного квантования в электронных и фононных состояниях, определена зависимость деформационных потенциалов от состава и толщины слоев сверхрешеток. Показано, что междолинное Г-М рассеяние наиболее интенсивно, когда волновые функции электронов и вектора поляризации фононов локализованы в одних и тех же слоях сверхрешетки. Интерфейсные колебания возникают в сверхрешетках с достаточно толстыми слоями и вызывают относительно слабые по интенсивности Г-Ј переходы электронов из центральной долины в верхние зоны проводимости. Ключевые слова: полупроводниковые сверхрешетки, электрон-фононное взаимодействие, междолинное рассеяние, размерное квантовапние | 1197 | |||||
4165 | Рассмотрены условия и характер формирования максимального и минимального стока с бугристых болотных массивов на основе материалов многолетних экспедиционных исследований Государственного гидрологического института. Ключевые слова: бугристое болото, снежный покров, максимальный сток, минимальный сток, болотный микроландшафт, многолетняя мерзлота, бугры, мерзлые бугры, межбугорные понижения | 1197 | |||||
4166 | В статье рассматривается теоретический и методологический инструментарий реализации сетевых программ для специалистов в системе социально-культурного сервиса и туризма. Даются понятия образовательных стратегий сетевого педагогического взаимодействия, дистанционного обучения, сетевого знаниевого продукта, профессиональной личностной сферы, педагогической коммуникации как системы, выделяются ее структурный, функциональный и интегративный аспекты. Ключевые слова: педагогическая коммуникация, уровневые компетенции, функциональные компетенции, корпоративные компетен ции, знаниевая технология, бизнес-культура | 1197 | |||||
4167 | Совместное функционирование морфемного повтора и синтаксического параллелизма в художественном тексте не является чем-то случайным или эпизодическим. Взаимодействие данных синтагматических явлений проявляется в их способности взаимно соотносить разнообразные сочетания слов, отличающиеся количественным составом, степенью полноты параллелизма, статусом повторяющейся морфемы, типом семантической связи между словами с общей морфемой. Реализуясь в самых разных формах, взаимодействие морфемного повтора и синтаксического параллелизма является одним из механизмов порождения смысла в художественном тексте. Ключевые слова: морфемный повтор, синтаксический параллелизм, динамический характер взаимодействия морфемного и синтаксического повтора, количественный состав параллельной структуры, семантическая соотносительность, антитетичные конструкции | 1197 | |||||
4168 | Анализируется понятие «познание мира» в трактовках разных авторов. Рассматриваются составляющие этого понятия (ощущения, восприятие, представления, мышление), их взаимодействие и роль, которую играет этот сложный психологический процесс в развитии детей дошкольного возраста. Подчеркивается необходимость профессиональной помощи педагога, чтобы правильно выстроить процесс мыслительной деятельности ребенка. Ключевые слова: познание мира, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представление, мышление | 1197 | |||||
4169 | Рассматриваются речевые средства репрезентации стилевого синкретизма в эпистолярных текстах Алексия ™. Отправной точкой в исследовании выступает тезис о полидискурсивной сущности эпистолярия, определяющей способность эпистолярного текста к стилистической трансформации. Показано, что письма русского патриарха объединяют в своей стилистической характеристике разговорную, официально-деловую и церковно-религиозную составляющие. Ключевые слова: сфера коммуникации, функциональный стиль, эпистолярный текст, эпистолярный дискурс, стилевой синкретизм, стилистические средства | 1197 | |||||
4170 | Рассматривается одна из форм финансирования долгосрочных рисковых проектов – венчурный капитал. Определяется его влияние на экономику принимающей страны и преимущество перед другими видами финансирования. Обозначены проблемы привлечения венчурного капитала для развивающихся государств, в частности для России. На примере успешного опыта развитых стран разработаны рекомендации эффективного стимулирования и использования венчурного капитала. Представлена система развития венчурного бизнеса для развивающихся стран. Ключевые слова: венчурный капитал, развивающиеся страны, инновационное развитие, малый бизнес, государственная поддержка | 1197 | |||||
4171 | Акцентируется внимание на возможности реализации полисубъектного подхода к предшкольному образованию. Полисубъектное взаимодействие может обеспечить становление личности каждого ребенка и развитие его индивидуальности в организованном диалоговом взаимодействии в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: предшкольное образование, полисубъектное взаимодействие, субъектность, диалог субъектов, взаимодействие | 1197 | |||||
4172 | Дается описание проектируемых этапов учебно-методического комплекта для организации и проведения практикума, представлена классификация учебных приборов, лабораторной химической посуды. Ключевые слова: учебно-методический комплект, технологическая карта, этапы проектирования, химический эксперимент, учебные приборы | 1197 | |||||
4173 | Рассматриваются аспекты исследования и лингвистический статус профессиональных подъязыков, выявляются их разновидности в зависимости от сфер употребления и степени профессиональной замкнутости; дается характеристика их форм, стилей и маркирующих единиц, анализируется верхний – терминологический – регистр профессиональных подъязыков. На конкретном материале современных профессиональных, промысловых и консубстациональных подъязыков устанавливается функционально-семиотическая и структурная неоднородность «высокого регистра» их словарного состава – терминологической лексики (терминов, терминонимов, прототернимов, терминоидов, предтерминов, квазитерминов, детерминов), определяются основные проблемы и задачи исследования профессиональных языков и терминологий русского языка с позиций терминоведения, социолингвистики и теории языков для специальных целей (лингвистики LSP). Ключевые слова: профессиональный подъязык, язык для специальных целей (LSP), термин, терминосистема, степень терминологичности, аспекты исследования профессиональных языков | 1197 | |||||
4174 | Современное развитие информатизации охватывает все этапы образования. Существуют различные направления использования информационных технологий. Мультимедийное оборудование, обучающие видеоролики, электронные учебники и тетради являются основными средствами, используемыми в дистанционном образовании, которые позволяют делать его интересным и эффективным. Веб-конференции, онлайн-семинары, вебинары относятся к коммуникативному направлению преподавания, актуальность которого подтверждается ростом количества дистанционных форм образования в онлайн-режиме. В данной статье рассмотрены основные подходы к организации онлайн-занятий, создана модель технологической площадки для проведения вебинаров и макровебинаров – разновидности веб-конференций с огромным количеством участников. В результате решена задача создания технологической площадки для проведения вебинаров, представлен веб-сервис «Easy-Stream.ru», позволяющий легко и доступно проводить онлайн-встречи с любым количеством пользователей. Ключевые слова: дистанционное обучение, вебинар, макровебинар, свободное программное обеспечение, BigBlueButton | 1197 | |||||
4175 | Отличительной чертой современной научной парадигмы в области лингвистических исследований является интерес к процессам языковой актуализации. В русле сформулированной Ф. де Соссюром концепции разграничения языка, речи и речевой деятельности появляются новые направления, в задачи которых входит изучение механизмов порождения смыслов в ходе реализации базовых функций языка. В аналитическую перспективу включаются проблемы восприятия, интерпретации и оценки, конвенции социальной организации общества, модусы коммуникации. Таким образом формируется междисциплинарное проблемное поле. Появляется новый объект исследования – дискурс. Сущностная сложность объекта и, соответственно, множественность квалификационных и классификационных критериев приводят к разногласиям в толковании термина. Возникает необходимость определения его статуса и выявления характера соотнесенности с другими объектами лингвистического анализа, такими как текст, жанр, регистр речи. Эти вопросы, а также вопросы формирования терминосистем составляют предмет рассуждений в настоящей статье. Ключевые слова: дискурс, текст, жанр, стиль, регистр | 1197 | |||||
4176 | В ХХ в. в детской литературе складывается своя «крокодилиада», основоположником которой стал К. И. Чуковский. Во второй половине столетия авторы детских стихотворений неоднократно обращаются к этому образу: анималистический экзотизм отражает стремление поэзии к выражению абсурда, парадоксальности. Новая детская поэзия сибирских авторов использует этот экзотизм в рамках имагологического конфликта, отказываясь от зоологического правдоподобия образа. Ключевые слова: современная поэзия для детей, сибирская поэзия, анималистика, образ крокодила | 1197 | |||||
4177 | Проблема смертности и переживания смерти является одной из самых актуальных для человека. Каждая культура предлагает свой вариант ее разрешения. В Древней Греции эпохи классики способом прижизненного переживания смерти выступали мистерии, среди которых наиболее массовыми являлись элевсинские таинства. Элевсинские мистерии, возникшие на основе аграрного мифа о Деметре и Персефоне, позволяли людям пережить смерть, не умирая, еще при жизни и таким образом не только включить ее в круг бытия, но и получить надежду на лучшую посмертную участь. При этом мистерии в большей степени связаны с мифом, чем с собственно древнегреческой религией. Они выступали в качестве иллюстраций к мифу, ритуализируя его. Проблема прижизненного переживания смерти при помощи элевсинских мистерий позволит лучше понять специфику древнегреческой культуры эпохи классики, а выводы можно использовать при подготовке курсов, посвященных истории и культуре Древней Греции. Ключевые слова: Древняя Греция, элевсинские мистерии, таинства, миф | 1197 | |||||
4178 | Сегодня в связи с достижениями в области науки и техники общение людей во всем мире расширяется и становится проще. Несомненно, единственное средство глобального общения и понимания между говорящими или пишущими людьми – это язык. Поэтому изучение иностранных языков для всех слоев общества, в том числе школьников, студентов, ученых, бизнесменов, инженеров и врачей, очень важно. В последние годы в Исламской Республике Иран преподавание английского и других языков для людей с нарушениями слуха значительным образом улучшилось, но все-таки существует ряд проблем в этой области в учреждениях, школах и университетах страны. Во-первых, слабослышащих учат только английскому языку, во-вторых, несовершенство методики преподавания приводит к снижению заинтересованности данной категории обучающихся в изучении иностранного языка. Необходимо реформировать методику обучения глухих и слабослышащих людей иностранному языку, в результате чего будет повышена заинтересованность слабослышащих людей в изучении иностранного языка и расширено разнообразие изучаемых языков. Данная работа – первое исследование, посвященное методике обучения русскому языку глухих и слабослышащих на начальном уровне в Иране. Ключевые слова: методика, методы обучения иностранным языкам, русский язык, нарушение слуха, слабослышащий, глухой, язык жестов, мотивация | 1197 | |||||
4179 | . | 1196 | |||||
4180 | . | 1196 | |||||
4181 | . | 1196 | |||||
4182 | .. | 1196 | |||||
4183 | . | 1196 | |||||
4184 | . | 1196 | |||||
4185 | - Ключевые слова: - | 1196 | |||||
4186 | Мотив «родного края» в письмах А.П. Елагиной к В.А. Жуковскому | 1196 | |||||
4187 | В данной работе освещены проблемы профилактики антисоциальных отклонений в поведении подростков. Анализируются состояние и причины подростковых антисоциальных проявлений. Рассматривается отечественный и зарубежный опыт профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних. Современная ситуация с подростками рассматривается с учетом существенных изменений криминологической обстановки в стране и условиях государственно-политических и социально-экономических преобразований последнего периода. На основе приведенных данных педагогический исследований осуществлен подбор средств и методов направленной педагогической коррекции антисоциальных проявлений в поведении подростков | 1196 | |||||
4188 | Относительное биоморфологическое разнообразие отражает количественное соотношение жизненных форм и видов в фитоценозах. В экстремальных условиях снижение видового разнообразия растений в фитоценозах может быть частично компенсировано их биоморфологическим разнообразием, что положительно сказывается на их устойчивости. Ключевые слова: биоразнообразие, фитоценозы, виды, жизненные формы, биоморфы | 1196 | |||||
4189 | Наука как результат (актуальные возможности знания) и как процесс (научный поиск) изучается в философской парадигме мира потенциальных и актуальных возможностей культурного мира. Проблемы мировосприятия, миропонимания, мировоззрения и мироосвоения культурного мира соответствуют, согласно авторской концепции смыслообразования, четырем параметрам смыслоопределения: N, B, G, A. Сущностью научного объекта является актуальная возможность истинности знания, а культурным миром науки – система: культура научного поиска + культура знания + культура внедрения знаний (мироосвоения). Ключевые слова: наука, знание, культурный мир, культура научного поиска, смысл, потенциальные и актуальные возможности | 1196 | |||||
4190 | Рассматривается роль образования для личности, показано соотношение интересов индивидов и государства в образовательной сфере, раскрыта направленность формирования новых знаний и ценностных установок человека сквозь призму влияния экономической системы, а также обозначено значение образования в процессах включения индивида в структуру экономических отношений. Ключевые слова: экономика знаний, личность, образование, человек экономический, экономические интересы, социальный капитал, доверие, институт | 1196 | |||||
4191 | Рассмотрены конкретные примеры проектов по проблеме создания на поверхности материалов электрических зарядов различными способами. Основой является неоднородность распределения зарядов, возникающих при электризации трением различных полимерных материалов. Приведены схемы практической реализации проектов. Может найти применение в профильной школе при углубленном изучении электродинамики. Ключевые слова: проектные задания, электризация трением, создание распределенных зарядов | 1196 | |||||
4192 | Впервые рассмотрен свадебный обряд томских татар в контексте теории «обрядов перехода» А. ван Геннепа. Проведенное исследование свадебного обряда татар позволило выявить этапы традиционной свадьбы. Эти стадии можно соотнести с этапами «обрядов перехода». Структура обрядов перехода состоит из следующих этапов: обряды отделения, обряды включения, промежуточные обряды. Ключевые слова: татары Томской области, свадебный обряд, обряды перехода | 1196 | |||||
4193 | Статья посвящена определению вида чтения, на основе которого происходит обучение чтению оригинальных текстов, содержащих лингвокультурную, социокультурную и культурно-страноведческую информацию, учащихся старших классов на немецком языке. Анализируются взгляды исследователей, рассматривающих процесс чтения с позиции психологии, лингвистики и методики. Особое внимание в статье уделено обзору видов чтения. Предлагается такой вид чтения, как чтение с полным и точным пониманием, при обучении чтению оригинальных текстов, содержащих лингвокультурную, социокультурную и культурно-страноведческую информацию, дается его краткая характеристика. Ключевые слова: чтение, виды чтения, оригинальные тексты, чтение с полным и точным пониманием | 1196 | |||||
4194 | Проанализированы оригинальные педагогические теории петербургского ученого П. Ф. Лесгафта и эксперименты томского доктора В. С. Пирусского, базирующиеся на основополагающих принципах медицины и образования. Новаторские опыты этих деятелей в области физической культуры и нравственного оздоровления населения, значительно опередившие свое время, и сегодня представляют интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников в области физической культуры и спорта. Рассмотрен опыт научной подготовки педагогов высшей квалификации в Томском государственном педагогическом университете. Ключевые слова: физическое воспитание, оздоровительная практика, социальное развитие, специально обученные кадры педагогов физической культуры, научно-исследовательская подготовка преподавателей университета | 1196 | |||||
4195 | Рассматривается развитие представлений о гендерном и половом воспитании детей дошкольного возраста в нашей стране периода начала 80-х – конца 90-х годов XX в. Данный период характеризуется ослаблением государственной власти и снижением идеологического и социального контроля. Это повлекло за собой активное проникновение в отечественную педагогическую теорию идей зарубежных ученых. Возрос интерес советских исследователей к гендерным вопросам. Реформирование системы образования способствовало внедрению в практику дошкольных образовательных учреждений альтернативных программ, что создало положительные условия для разработки и реализации систем полового воспитания детей дошкольного возраста. Ключевые слова: нравственно-половое воспитание, дети дошкольного возраста, пол, гендер, полоролевая социализация, родители, семья | 1196 | |||||
4196 | На материале поэтических дискурсов двух наиболее известных поэтов начала ХХ в. – символиста К. Д. Бальмонта и эгофутуриста И. Северянина рассматриваются особенности таких коммуникативных универсалий, как закон эстетически ориентированной смысловой «избыточности» и закон эстетически обусловленной «экономии» языковых средств. Устанавливается корреляция между этими законами и лексическими регулятивами, значимыми для организации познавательной деятельности читателей на уровне высказывания, блока высказываний и целого текста. Данная корреляция отражает тесную взаимосвязь системных, функциональных и системно-языковых качеств художественного текста и прежде всего регулятивности, структурности и выразительности. Выявляются точки пересечения и различия в словесно-художественном структурировании поэтических произведений известными мастерами художественного слова, имевшими сходство не только в судьбах, но и в поэтическом творчестве. Ключевые слова: поэтический дискурс, теория регулятивности, коммуникативная универсалия, символизм, эгофутуризм | 1196 | |||||
4197 | Дается описание и оценка ненормативных языковых фактов (опечаток, ошибок, нарушений лексической нормы), собранных в рамках студенческого проекта, направленного на улучшение речевой экологии города. На основании количественных подсчетов установлены наиболее нестабильные участки современной орфографической нормы: написание сложных слов, орфограмма «удвоенная согласная в заимствованных словах». Выявлен широкий спектр грубых ошибок, сделан вывод о том, что речевую культуру уличной коммуникации, массовой по типу адресата, формируют носители языка с низким уровнем грамотности. Прокомментированы результаты анкетирования, имеющего целью изучить восприятие текстов с опечаткой, ошибкой, жаргонным словом жителями Омска и Омской области. Нарушения норм фиксируются информантами пропорционально степени грубости ошибки и вызывают у них стремление исправить текст. Последнее поддерживает позицию нормативного взгляда на язык. Ключевые слова: речевая среда города, вывеска, реклама, языковая норма, опечатка, ошибка, восприятие ошибки | 1196 | |||||
4198 | Введение. Обсуждается одна из самых насущных прикладных задач современной методики обучения языкам: создание дидактических материалов нового поколения с привлечением информационно-коммуникационных и интернет-технологий. Материал и методы. Рассматривается уже имеющийся опыт использования информационно-коммуникационных и интернет-технологий в образовании в США и Западной Европе, где внедрение компьютерных технологий в сферу образования началось намного раньше, чем в России. Результаты и обсуждение. Анализ опыта внедрения обучающих материалов нового поколения в практику дает основания утверждать, что обращение к информационно-коммуникационным и интернет-технологиям при разработке дидактических материалов наряду с новыми возможностями создает и новые (еще не до конца изученные) трудности. Показано, что средство презентации информации (и, следовательно, ее формат) влияет на характер обработки, усвоения и запоминания ее человеком: цифровые тексты намного менее полно и точно воспринимаются читающими, чем тексты в традиционном формате (напечатанные на бумаге). Это объясняется психофизиологическими и психологическими механизмами восприятия текста, данного на экране монитора и на бумаге. Работа с текстом в цифровом формате приводит к трансформации самой деятельности «чтение», которая теперь не требует формирования в полном объеме умений и навыков, необходимых для глубокой переработки информации, самостоятельного анализа текста в процессе чтения. Наконец, изменяются приемы организации текстов, размещаемых в Сети. Традиционные тексты (в том числе классические научные, художественные тексты), выстроенные по иным моделям, не могут быть в полной мере восприняты с экрана монитора. Перечисленные трудности в ряде случаев (например, при обучении реферативному чтению) становятся серьезным препятствием для реализации целей обучения. Заключение. Осмысление возникающих трудностей позволяет сформулировать новые методические задачи, которые встают перед преподавателем в процессе подготовки электронных курсов по обучению реферативному чтению, и предложить некоторые практические шаги, направленные на решение этих задач. Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, информационно-коммуникационные технологии, интернет-технологии, обучение чтению, реферативное чтение | 1196 | |||||
4199 | . | 1195 | |||||
4200 | О способах формирования направлений ассоциирования в лирике О. Мандельштама | 1195 |