№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5201 | 1109 | ||||||
5202 | Статья посвящена диахроническому изучению глагольной лексики на примере комплексного анализа глагольных единиц, составляющих группу глаголов перемещения по горизонтали в современном английском языке. В основу статьи положена классификация глаголов перемещения по горизонтали как принципиального критерия выделения семантических подгрупп и историко-этимологический анализ лексических единиц данной подгруппы в системе исторической эволюции. Ключевые слова: этимологическая характеристика, семантическая характеристика, генезис, этимология, семантическая структура слова, глаголы перемещения по горизонтали, гиперсема, гипероним, движение, гипосема, синонимический ряд, лингвистические показатели, сравнительно-ис | 1109 | |||||
5203 | Освещается проблема организации самостоятельной работы будущих учителей в процессе педагогической практики в образовательном учреждении. По мнению автора, использование педагогической технологии самоактуализации обучающегося в творческой самостоятельной деятельности будет способствовать развитию у будущих учителей самостоятельности, творческой активности и инициативы. Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, педагогическая технология самоактуализации, творческая самостоятельная деятельность, педагогическая практика в образовательном учреждении, самоопределение, саморазвитие личности. | 1109 | |||||
5204 | Рассматривается предтекстовый этап изучающего чтения в работе над иноязычным научно-техническим текстом в обучении написанию учебно-информативного реферата. Внимание уделяется упражнениям на нахождение ключевых компонентов, смысловое прогнозирование текста и прогнозирование на языковом уровне. Ключевые слова: предтекстовый этап, изучающее чтение, внешняя и внутренняя текстовые организации, понимание, прогнозирование. | 1109 | |||||
5205 | Проведен анализ понятий «развитие» и «продуктивность» как базовых ценностных ориентиров российского образования. Показаны терминологическое несовершенство понятийного аппарата отечественной педагогики и его следствия в практике образования. Выявлена тенденция к увеличению роли продуктивности в качестве ценностного ориентира для системы образования в Российской Федерации. Ключевые слова: система образования, ценностные ориентиры, развитие, продуктивность | 1109 | |||||
5206 | Учебная миграция приобретает особую актуальность в связи с развитием международных связей в области образования. В статье рассматривается актуальность социальной адаптации студентов – учебных мигрантов современных вузов. Приводятся примеры механизмов адаптации студентов в университетах Томска и Семипалатинска. Исследуются механизмы социальной адаптации студентов к иной образовательной среде. Со- ставлена таблица, показывающая преимущества участия как иностранных студентов, так и местных в проекте BBC (Buddy Building Club) по помощи в адаптации студентов, прибывших на обучение в НИ ТПУ. Ключевые слова: учебная миграция, постиндустриальное общество, социальная адаптация, образовательный процесс | 1109 | |||||
5207 | Рассматриваются эвристические возможности использования метода эксперимента в лингвистике, основанного на показаниях языкового сознания информантов. На примере проведенного автором на материале стихотворения М. И. Цветаевой «Жив и здоров!» лингвистического эксперимента с участием более 60 информантов разного возраста и рода занятий наглядно демонстрируется потенциал данного метода в изучении эффекта обманутого ожидания как регулятивной доминанты стихотворения, значимой для познавательной деятельности читателей. Последовательно описаны этапы, из которых состоял лингвистический эксперимент, приведены и проанализированы данные, полученные в виде ответов информантов на поставленные вопросы и предложенные задания, иллюстрирующие регулятивные возможности обманутого ожидания как основного типа выдвижения в общем смысловом развертывании исследуемого поэтического текста как формы коммуникации. Ключевые слова: метод эксперимента, регулятивность текста, регулятивный потенциал, регулятивная доминанта, обманутое ожидание | 1109 | |||||
5208 | Представлена краткая история развития системы подготовки дефектологических кадров. Показаны основные этапы становления профессионального дефектологического образования в России. Перечислены факторы, оказавшие влияние на развитие профессиональной подготовки учителей-дефектологов. Проведено сравнение содержания двух государственных федеральных образовательных стандартов по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденных в последнее пятилетие. Проанализированы компетенции, приобретенные выпускником в результате освоения образовательной программы бакалавриата. В нормативных документах выявлены новые акценты относительно компетенций. Определены основные современные тенденции развития профессиональной подготовки дефектологов в вузе. Ключевые слова: высшее дефектологическое образование, обновление содержания профессиональной подготовки, компетенции, рефлексивная компонента, обучение и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья, полифункциональный дефектолог | 1109 | |||||
5209 | Владение терминологией является важнейшим показателем общей профессиональной подготовки учителя, в том числе учителя иностранного языка, который должен параллельно владеть профессиональной педагогической терминологией на иностранном языке. Рассматриваются понятие и структура терминологической культуры. Автор дает собственное определение терминологической культуры. Названы и охарактеризованы ведущие основы развития терминологической культуры учителя иностранного языка: работа с учебными монолингвальными и билингвальными словарями, использование учебных терминологических задач, работа с профессиональными (русскоязычными и иноязычными) текстами. Ключевые слова: терминология, терминологическая культура, учитель иностранного языка, профессиональная педагогическая терминология, обучение терминологии | 1109 | |||||
5210 | Гипотеза является одной из важнейших форм развития науки. На современном этапе роль гипотезы возрастает в связи с увеличением теоретического познания и приобщения молодежи к методам научного познания в вузе. К сожалению, мы редко встречаем правильное использование гипотезы в учебном процессе, не всегда учитывается ее большое значение в развитии познавательных способностей студентов и формировании их мышления. Объясняется это тем, что преподаватели все чаще останавливают свое внимание на учебных проблемах, но упускают из вида то, что решение проблем протекает путем выдвижения и доказательства гипотез. Описывается логическая сущность гипотезы, определяются пути ее применения в познавательной деятельности студентов. Подчеркивается, что, с одной стороны, под гипотезой понимается логическая форма мышления, а с другой – сам процесс выдвижения, развития и доказательство новых суждений и умозаключений. Между тем выдвижение гипотез может осуществляться как на основании наблюдений и экспериментов, путем дедуктивного выведения новых знаний из уже известных теорий, так и путем дедуктивного переноса известных законов на новые явления. В предлагаемой статье на основании собственного многолетнего опыта работы представлены доступные пути применения гипотезы в познавательной деятельности студентов. Ключевые слова: гипотеза, методы познавательной деятельности, пути выдвижения гипотезы, формы мышления, индукция, дедукция, аналогия, интуиция | 1109 | |||||
5211 | Обосновывается актуальность использования исследовательской деятельности для развития интеллектуально одаренных школьников. В результате осмысления теоретических подходов к понятию «исследовательская деятельность» выделяются ее внутренние характеристики, доказывается их эффективность в развитии интеллектуально одаренных школьников. На основе анализа дефиниции «активность» установлено, что наиболее многогранным с большим содержанием компонентов является исследовательская активность, выступающая внутренним психологическим условием развития интеллектуально одаренного школьника и обуславливающая становление его исследовательской позиции. Исследовательское поведение рассматривается как эффективный инструмент, позволяющий модернизировать процесс развития личности ребенка в процесс его саморазвития. Ключевые слова: интеллектуальная одаренность, исследовательская деятельность, познавательная потребность, поисковая активность, исследовательская позиция, исследовательское поведение | 1109 | |||||
5212 | Представлены новые возможности метода сигмальных отклонений, позволяющие изучать индивидуальные особенности физического развития человека. Рассмотренные 23 антропометрических показателя сравниваются со средней арифметической и средним квадратичным отклонением этого показателя, полученным для соответствующей возрастно-половой группы, и получается индивидуальный набор сигмальных отклонений всех этих показателей. Объединяя полученные показатели в определенные группы, проанализировано наличие различных пропорций в теле человека. Исследуется индивидуальный набор сигмальных отклонений, для каждого человека подбирается индивидуальный стандарт сравнения, с которым сравниваются все 23 показателя. Все показатели, отличающиеся от этого стандарта более чем на единицу, признаются за отклонения от индивидуального стандарта. Обнаруженные отклонения условно подразделяются на «преимущества» и «недостатки» телосложения. Зная величину условных недостатков, можно предложить индивидуальную программу исправления этих отклонений с помощью современных методик дозированных физических нагрузок с целью создания гармоничного телосложения. Ключевые слова: антропометрия, график нормального распределения, метод сигмальных отклонений, отклонения и стандарты физического развития | 1109 | |||||
5213 | Введение. Дистанционное образование на современном этапе развития мировой образовательной практики приобрело глобальный характер в связи с пандемией COVID-19. Существенно расширился спектр образовательных услуг; выросло количество образовательных организаций и учреждений, задействованных в такой форме образования; огромное количество обучающихся использует интернет, гаджеты и наукоемкие сервисы. Дистанционное образование позволяет, в случае необходимости, при помощи интернета получить «удаленное» образование. Цель – анализ и характеристика основных эффективных форм организации обучения в высшей школе в условиях дистанционного образования. Материал и методы. Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих проблемы и преимущества дистанционного образования: А. А. Андреева, И. А. Кузнецовой, А. Г. Сломчинской, Е. А. Таушкановой, J. S. Brown, Y. B. Kolikant, M. Miah и A. Omar, а так-же материалы, полученные в ходе практической работы в условиях «дистанта» в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. В качестве методов в работе использованы теоретический и методологический анализ, сравнение, метод педагогической интерпретации данных, обобщение, конкретизация. Методологической основой проведенного исследования послужили основные современные психологические, социологические и философские положения теории личности и ее развития. Результаты и обсуждение. Дистанционное образование обладает целым рядом характерных черт: гибкость, модульность, инновационный контроль качества образования, ролевой репертуар преподавателя, экономическая выгода и т. п., а также специфических принципов (принцип свободного доступа, принцип дистанционности, принцип интерактивности, принцип идентификации, принцип адекватности и целесообразности использования цифровых технологий в дистанционном образовании). Внедрение дистанционного образования способствует появлению новых, более эффективных форм обучения, разработка которых строится с учетом перечисленных характеристик. В качестве эффективных форм можно рассматривать разработку и реализацию необходимого для освоения дисциплины перечня основной и дополнительной литературы, учебно-методических комплектов литературы и заданий; рассылку по e-mail обучающих материалов как студентам, так и преподавателям от студентов; организацию и проведение дискуссий и консультаций в онлайн-формате с использованием облачных платформ ZOOM, Jitsi и т. д., бесплатного приложения WhatsApp для личных смартфонов, социальной сети «ВКонтакте», приложения Telegram др.; разработку и реализацию компьютерных баз данных, электронных учебников и т. д.; проведение видеоконференций с возможностью для зрителей позвонить по «горячей линии» и задать вопросы и т. д. Видеолекция также является эффективной формой дистанционного обучения, позволяющей охватить большое количество слушателей, активизирующей мыслительную дельность студентов и мотивирующей на самостоятельный поиск в рамках изучаемой дисциплины. Заключение. В связи с тем, что дистанционное образование обладает широким диапазоном мультимедийных, интерактивных, коммуникативных и технических возможностей, способствует формированию и развитию ИКТ-компетентности, расширяет спектр возможностей в плане использования разных информационных инструментов, оно может органически вплетаться в систему очного обучения или стать весомой альтернативой традиционному обучению. Эффективность и успех внедрения дистанционных технологий образования зависят от грамотной и качественной организации образовательного процесса и использования эффективных форм обучения. Ключевые слова: цифровизация образования, формы обучения, дистанционное образование, дистанцион- ное обучение, принципы дистанционного образования, видиолекция, интернет, цифровые технологии | 1109 | |||||
5214 | . | 1108 | |||||
5215 | Рассмотрен механизм оргпроектирования ИКС (интегрированной корпоративной структуры). Выделены цели, принципы и этапы создания ИКС, в т.ч. для лесопромышленных предприятий. Раскрыты различия подходов к оргпроектированию и созданию ИКС. Предложена обобщенная схема этапов создания ИКС | 1108 | |||||
5216 | Предложены методы формирования умения самоконтроля учеников при решении задач на уроках физики. Рассмотрен ряд методов, позволяющих ученику самостоятельно проверить правильность решения физических задач. Предложенные методы классифицированы по используемым подходам к развитию умения самоконтроля. Рассмотрено решение некоторых физических задач с проверкой правильности полученного решения | 1108 | |||||
5217 | Выявление результатов образовательной деятельности детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, остается одним из наименее определенных в связи с отсутствием в этой сфере единых образовательных стандартов. Настоящий вариант диагностики является одним из возможных подходов к решению проблемы оценки образовательных результатов. Ключевые слова: дополнительное образование, дети, диагностика, тестирование | 1108 | |||||
5218 | На основе результатов собственных исследований обоснована необходимость усиления обратных связей в системе повышения квалификации педагогов по физической культуре с целью повышения эффективности физического воспитания в вузе. Ключевые слова: повышение квалификации, преподавание физической культуры в вузе, обратные связи, дистанционное образование. | 1108 | |||||
5219 | Открытая инфляция является космологическим сценарием, в котором Вселенная представляет собой вакуумный пузырь, порождаемый распадом фальшивого вакуума и затем периода инфляционного расширения в этом пузыре. Этот сценарий в настоящее время привлекает повышенный интерес в контексте ландшафта теории струн. Поскольку существует большое количество метастабильных вакуумов де Ситтера в струнном ландшафте, часто туннелирование из одного вакуума в другой происходит через зарождение пузыря и, естественным образом, реализуется открытая инфляция. В работе приводятся доводы в пользу того, что, хотя Вселенная и представляется плоской, малое отклонение Omega_0 от единицы может породить возмущения тензорного типа на большой угол анизотропии КМФ. Так в настоящий момент производится тестирование струнного ландшафта с наблюдательными данными. Ключевые слова: струнный ландшафт; фальшивый распад вакуума; открытая инфляция | 1108 | |||||
5220 | Исходя из психоаналитической теории К. Юнга авторы статьи пытаются раскрыть особенности духовного содержания русского православия. Особое внимание уделяется сакральной значимости Слова не только в православной церкви, но и в самой русской культуре. Здесь же говорится об элементах психотерапии православной службы, имеющих восточное происхождение. Ключевые слова: Слово, Логос, икона, символ, интроверсия, сакральность, космизм | 1108 | |||||
5221 | В статье затрагивается аспект преломления авторского сознания и языковой личности в конкретном поэтическом приеме. Из ряда поэтических образов выбраны те, которые отличаются заметной ролью в построении индивидуальной картины мира поэтессы И. Лиснянской, особенно четко выражают характер ее поэтического мировосприятия, выступая основными чертами ее идиостиля. В статье раскрывается вопрос о функциональной роли субъекта сравнения в построении индивидуальной концептосферы. Ключевые слова: языковая личность, идиостиль, субъект сравнения, субъективное начало, авторская репрезентация, языковая картина мира | 1108 | |||||
5222 | Рассматривается роль аккредитации в системе оценки качества профессионального образования. Описываются возможные критерии и процедуры прохождения аккредитации высшего учебного заведения. Предложен подход для введения приемлемой единицы измерения качества образования и математическая модель для получения ее количественного значения. Ключевые слова: государственная аккредитация, общественная и профессиональная экспертиза, качество образования, прогноз, управление, анализ, решение | 1108 | |||||
5223 | В рамках аспектной системы преподавания иностранных языков на лингвистических отделениях и факультетах вузов практическая грамматика является отдельной дисциплиной. Однако занятия по практической грамматике могут и должны способствовать развитию дискурсивной компетенции как важнейшей составляющей коммуникативной компетенции. Рассматриваются приемы работы над неличными формами глагола в английском языке, нацеленные на развитие дискурсивных умений и ознакомление студентов с разными типами дискурсов. Ключевые слова: дискурс, компетенция, дискурсивная компетенция, английский язык, грамматика, обучение грамматике, неличные формы глагола | 1108 | |||||
5224 | Осуществляется развитие положений, высказанных автором относительно преподавания дисциплин математического и естественно-научного цикла студентам гуманитарного высшего учебного заведения. Основное внимание направлено на обобщение опыта преподавания дисциплины «Информатика» студентам гуманитарных вузов и выделение междисциплинарных связей. Целью статьи является описание промежуточных результатов, полученных в ходе исследования эффективного использования информационных технологий в ходе обучения студентов гуманитарного вуза по дисциплине «Информатика». Представлена структура электронного курса в системе поддержки самостоятельной работы. Выделено место дисциплины «Информатика» в программах подготовки студентов 1-го курса бакалавриата по направлениям подготовки «Экономика» и «Конфликтология», описаны типы заданий для самостоятельной работы студентов и приведен пример оформления учебных материалов для кейса по дисциплине «Информатика». Также обозначены основные направления совершенствования методики преподавания дисциплины «Информатика». Ключевые слова: методика преподавания дисциплины, обучение студентов, кейс, самостоятельная работа студентов, гуманитарный вуз, информатика | 1108 | |||||
5225 | Рассматриваются вопросы, связанные со структурой вербального и невербальных компонентов электронных художественных гипертекстов. В исследовании сделан акцент на описание сравнительной небольшой истории электронного художественного гипертекста и предпосылок его появления, а также на рассмотрение и анализ двух электронных художественных гипертекстов, представляющих разные этапы в истории существования электронной гипертекстовой литературы. В настоящее время значительно увеличились темпы и масштабы распространения различных сервисов и платформ для создания и публикации электронных гипертекстов. Очевидно, что непрерывно эволюционирующий электронный художественный гипертекст нуждается в пристальном внимании лингвистов, комплексном изучении и осмыслении с точки зрения специфики его структуры, семантики и функциональности. Актуальность исследования обусловлена попыткой осмысления и анализа электронных художественных гипертекстов разных типов за счет осуществления разбора лексико-стилистических особенностей вербальной части произведений и выявления основных аспектов создания образности в электронной среде. Новизна исследования видится в попытке проанализировать электронные художественные гипертексты, созданные и опубликованные на основе разных платформ (программное приложение Storyspace Eastgate Systems и платформы Scalar). Выполнен анализ современных электронных художественных гипертекстов, представленных работами Penetration Р. Кендалла и Redshift and Portalmetal М. Карденаса. Ключевые слова: гипертекстовая поэзия, гипертекст, вербальный, невербальный, интерфейс | 1108 | |||||
5226 | Рассматриваются способы выражения сравнений в творчестве Юрия Полякова. Определяются морфолого-синтаксические особенности сравнений и их функции в художественном тексте. Выделяются сравнения, оформленные с помощью союзов как, словно, будто, точно, а также другими средствами связи: с помощью особых форм существительных (родительного и творительного падежа), других частей речи (предлогов, прилагательных, причастий, наречий). Рассматриваются сравнения, представляющие собой предикативные и непредикативные синтаксические конструкции. Определяются преимущественные формы сравнений в творчестве Ю. Полякова и особенности их использования автором. Ключевые слова: образное сравнение, сравнительная конструкция, сравнительные придаточные, предикативные части, сравнительный оборот, художественный текст | 1108 | |||||
5227 | . | 1107 | |||||
5228 | . | 1107 | |||||
5229 | . | 1107 | |||||
5230 | Рассматривается возможность решения проблемы организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей через интеграцию инструментов Веб 2.0 в образовательный процесс. Определены преимущества использования технологий Веб 2.0 перед традиционно используемыми средствами Интернет-обучения. Приводится алгоритм выполнения задания по работе над студенческим веб-проектом по дисциплине «Английский язык». Ключевые слова: учебная компетенция, самостоятельная работа, информационные технологии, Веб 2.0, блог, английский язык. | 1107 | |||||
5231 | Если существуют торсионные поля (т.е. символы Кристоффеля несимметричны), то возникает гравитационное четырех-фермионное взаимодействие. Это взаимодействие является доминирующим ниже планковского уровня. Его нормальная аксиально-аксиальная часть сама не может остановить гравитационное сжатие. Однако аномальное вектор-векторное взаимодействие естественным образом приводит к большому скачку и инфляции. Ключевые слова: планковский уровень, гравитационное четырех-фермионное взаимодействие, большой скачок, инфляция | 1107 | |||||
5232 | Рассмотрены проблемы взаимодействия институционального и персонального в идиодискурсе В. Д. Колупаева и особенности результирующего синтетического дискурса. Исследование текстов поздней прозы томского фантаста показало, что синтетизм дискурса отражает интегральный характер его индивидуально-авторской картины мира и своеобразие языковой личности В. Д. Колупаева как фантаста-писателя и фантаста-физика. Постепенное нарастание синтетизма в идиодискурсе В. Д. Колупаева можно проследить на материале трех его последних опубликованных работ: «Пространство и Время для фантаста», «Безвременье» и «Сократ Сибирских Афин». Результатом синтетического взаимодействия институционального и персонального становится трансформация научной и художественной прозы В. Д. Колупаева в философскую. Основными средствами синтезирования являются жанровая форма пародии, Я-повествование и многозначные имена ключевых концептов. Ключевые слова: творческая языковая личность, персонализация институционального дискурса, синтетический дискурс, концептуальная интеграция | 1107 | |||||
5233 | Исследуется деятельность В. И. Семевского в должности редактора журнала «Голос минувшего». Особое внимание уделяется характеристике его взаимоотношений с С. П. Мельгуновым как соредактором. Предпринята характеристика их деловой переписки по вопросам выработки идеологической позиции журнала. Анализируется попытка создания и функционирования «внепартийного» издания с целью консолидации широких слоев демократической общественности. Рассматриваются структура и качество публикуемых материалов. Изучаются проблемы освещения в журнале истории русской общественной мысли, отношения к политическим задачам русской исторической журналистики и привлечения талантливой научной молодежи. Делается вывод о возможности использования «толстых» журналов в качестве инструмента пропаганды оппозиционно настроенной интеллигенции. Ключевые слова: В. И. Семевский, «Голос минувшего», интеллигенция, историческая периодика, история общественной мысли, С. П. Мельгунов | 1107 | |||||
5234 | Ведение. Актуальность данного исследования определяется антропоцентризмом современного гуманитарного знания; соответствием новой когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигме; недостаточной изученностью поэтической картины мира О. Э. Мандельштама в динамике его творчества. Проведение концептуального анализа дает возможность детального рассмотрения тонких граней в творчестве автора, не исследованных ранее; позволяет описать особенности мировидения поэта в тот или иной период творчества; выявить характерные черты и средства репрезентации ключевых концептов в его поэтической картине мира. Цель исследования – рассмотрение одного из ключевых концептов в творчестве О. Э. Мандельштама – концепта «музыка». Материал и методы. С опорой на периодизацию творчества поэта, предложенную М. Л. Гаспаровым, анализируются поэтические тексты, относящиеся к раннему периоду в творчестве автора (сборник «Камень» (1913)). Выбор данного концепта обусловлен его идейной значимостью и особой ролью в судьбе поэта. Результаты и обсуждение. В итоге проведенного исследования было установлено, что вербализация концепта «музыка» в раннем творчестве Мандельштама носит индивидуально-авторский характер. Данное утверждение было доказано благодаря проведению следующих процедур: – сравнение узуального значения лексемы «музыка», отраженного в словарях (толковом и ассоциативном), с авторским; в результате было выявлено, что в лирике поэта происходит расширение основного, узуального значения за счет наращения новых смыслов (музыка имеет не только звуковое воплощение; отсутствие звука или тишина – это тоже особого рода музыка, услышать которую может лишь человек с особой душевной организацией); – выделение нескольких направлений ассоциирования (музыка – тишина – сон; музыка – первооснова; музыка – надежда на спасение) и их детальный анализ на основе наиболее типичных стихотворений, относящихся к раннему периоду в творчестве Мандельштама и включенных в первый сборник поэта «Камень»; – анализ лексической структуры поэтических текстов автора, в которых нашел отражение данный концепт (выявление основных средств репрезентации концепта «музыка» и текстовых парадигм, входящих в ассоциативное поле анализируемой единицы концептосферы автора). Заключение. Проведенное исследование значимо в плане конкретизации идиостиля автора и его поэтической картины мира. Ключевые слова: концепт, типология концептов, методика концептуального анализа текста, лексическая структура текста, поэтическая картина мира, О. Э. Мандельштам | 1107 | |||||
5235 | Введение. Представлена методологическая рефлексия изучения ценностно-смысловых аспектов репрезентации агиографической традиции в творчестве Достоевского. Анализ художественной антропологии писателя, идейных поисков и духовных коллизий, определяющих особенности проблематики и поэтики его произведений, позволяет увидеть глубинную связь с агиографической традицией в ее понимании мира и человека. Духовный опыт, запечатленный в житиях, для писателя является не просто жанровым или изобразительным инструментом, а глубинным смысловым вектором, антропологической и аксиологической доминантой. Материал и методы. Материалом исследования являются художественные и публицистические произведения позднего творчества Ф. М. Достоевского, эго-документы писателя, воспоминания современников. Методологической основой исследования является аксиологический подход, который носит комплексный характер и включает в себя культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический и биографический аспекты. Результаты и обсуждение. Репрезентация агиографической традиции неразрывно связана с мировоззрением писателя, его системой ценностей. В системе воззрений Ф. М. Достоевского вопросы о человеке, его духовном и нравственном развитии, ценностных установках и идеалах имеют большое значение, находят отражение в художественном творчестве, в особенности в романе «Братья Карамазовы» и «Житии Великого грешника», берут основу среди жизненных установок писателя, его религиозном воспитании и религиозно-философском мировосприятии. Заключение. Влияние агиографической традиции на творчество Достоевского – комплексная проблема как с точки зрения аспекта исследования, так и с точки зрения методологии. В исследовании необходимо учитывать глубинную связь русской литературы с христианской религиозной традицией. В процессе смены литературных формаций творчество Достоевского позволяет увидеть то духовное ядро, которое сохраняет русская классическая литература и транслирует из эпохи в эпоху в качестве культурообразующей и смыслообразующей доминанты. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», «Житие Великого грешника», «Дневник писателя», эго-документы, автор, агиографическая традиция, аксиология, ценности, ценностно-мировоззренческая позиция, христианство, православие, русская культура, нравственность, духовность, святость, аксиологический подход | 1107 | |||||
5236 | Введение. Проведен анализ понятия «компетенция» применительно к школьным педагогам, выявлены четыре ключевые компетенции современного педагога и шесть ключевых навыков современного человека, определяющих его успешное будущее, предложена модель компетенций учителя XXI в. Целью является выяснение и формулировка на основе изучения ряда образовательных документов Российской Федерации состава тех компетенций, которые определяют способность школьного педагога успешно решать не только привычные, но и новые профессиональные задачи, встающие перед ним в связи с ускорением темпов развития общества. Также предпринята попытка представить матрицу современных компетенций педагога XXI в. во взаимосвязи с навыками современного человека, обеспечивающими ему успешное будущее. Материал и методы. Материалом исследования послужили профессиональной стандарт педагога, представляющий собой совокупность требований, предъявляемых к личности и профессиональной компетентности педагогических работников, а также модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Анализ этих документов показывает, что, с одной стороны, все они декларируют использование компетентностной модели в образовательной деятельности. С другой стороны, указанный в них перечень компетенций отличается и по количеству, и по формулировкам. Таким образом, в профессиональном сообществе пока нет единого понимания компетенций. Использованы такие теоретические методы исследования, как анализ педагогической литературы, нормативно-правовых документов в сфере образования и метод моделирования (разработана модель компетенций учителя XXI в.). Результаты и обсуждение. Экономическое будущее нашей планеты требует формирования новой образовательной системы XXI в. В нормативных образовательных документах нового поколения большое внимание уделяется не только освоению учениками предметных знаний, умений и навыков, но и овладению ими ключевыми компетенциями, позволяющими чувствовать себя уверенно и успешно как в процессе обучения, так и в дальнейшей жизни после окончания школы. В связи с этим сегодня повысился спрос на высококвалифицированного педагога, способного научить учеников легко приспосабливаться к разным условиям жизни и быть востребованными на рынке труда в быстроменяющемся мире. Такой педагог должен обладать комплексом профессиональных компетенций, соответствующих запросам современной жизни. Заключение. На основании результатов практических исследований в образовательной среде сформировалось представление о шести навыках, удовлетворяющих следующим потребностям современного общества: кооперация (сотрудничество), коммуникация (общение), критическое мышление, контент (содержание), креативность (творческие инновации), уверенность в себе. Формирование названных навыков как раз обеспечивает компетентностный подход в образовании. Ключевые слова: технологические вызовы современности, современная модель образования, профессиональный стандарт педагога, школьный педагог, педагогические компетенции, компетентностный подход, ключевые навыки современного человека (6К) | 1107 | |||||
5237 | . | 1106 | |||||
5238 | . | 1106 | |||||
5239 | 1106 | ||||||
5240 | Обсуждается пространственная модель и структура профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению химико-педагогической подготовки. Структура профессиональной компетентности представлена тремя компонентами – когнитивным, деятельностным, мотивационным. Рассматриваются вопросы их формирования в курсе физической химии и оценочный механизм выявления. Результаты теоретико- экспериментального исследования обсуждаются на основе предложенной модели. Ключевые слова: профессиональная компетентность, модульное обучение, основанное на компетенциях, физическая химия, специальные профессиональные компетенции, уровни оценивания | 1106 | |||||
5241 | Рассматривается бретонская лингвистическая граница – условная линия, разделяющая в течение долгого времени французский регион Бретань на бретонскую и романскую зоны. Особое внимание уделено критериям сдвига бретонского ареала на запад, а также общеисторическому контексту вытеснения бретонского языка из коммуникативного пространства региона. Автор рассматривает ключевые этапы изменения бретонской лингвистической границы и приходит к выводу, что сейчас она находит свое выражение в разнице топонимики, традиций и региональных вариантов французского языка региона. Ключевые слова: бретонская лингвистическая граница, языковая ситуация в Бретани, бретонский язык, язык галло, диглоссия, кельтский языковой ареал, романский языковой ареал | 1106 | |||||
5242 | Освещена научно-организационная деятельность Федерального государственного учреждения «Сибирское отделение» Российской академии образования. Автор дал оценку деятельности членов РАО в реализации различных программ в Сибирском, Уральском и Дальневосточном регионах. Ключевые слова: концептуальные аспекты, инновационно- и предпринимательски активная молодежь, инновационная политика, экспертно-консультационный совет, информационно-аналитические системы | 1106 | |||||
5243 | Исследованы семиотические функции религиозной архитектуры. Сакральное сооружение (храм) является специфической визуально-семиотической единицей, фиксирующей ключевые религиозно-культурные содержания. Представление о «священном месте», переносимое с храма на город, транслирует локальные исторические смыслы и связанные с ними визуальные маркеры на обитаемую среду в целом. Исследованы способы архитектурного конструирования сакрального топоса в отечественной культуре на примере важнейших священных сооружений. Выявлены три парадигмы семиотического трансфера сакральных значений в области архитектуры: перенос идеи, перенос образа и копирование. Ключевые слова: архитектура, религия, культура, семиотический трансфер | 1106 | |||||
5244 | На основе теории К. Г. Юнга об архетипах и сложившейся в глубокой древности символики авторы пытаются объяснить особенности бинарно-тринитарного мировосприятия. Речь идет о своеобразии русского видения мира, нашедшего выражение в русском варианте бинарности и тринитарности, ставших содержанием русской материальной и духовной культуры. Ключевые слова: архетип, символ, космизм, бинарность, тринитарность, Древо жизни | 1106 | |||||
5245 | На материале писем языковых личностей элитарного типа речевой культуры (М. В. Нестерова, Ф. И. Шаляпина, В. И. Вернадского, М. И. Цветаевой, Ю. М. Лотмана, Д. Д. Шостаковича, В. С. Высоцкого, В. П. Астафьева, Д. С. Лихачёва, А. С. Демидовой) моделируется образ русского эпистолярия. Моделирование образа жанра как составляющей речевого сознания носителей языка осуществляется в аксиологическом аспекте с опорой на метажанровые комментарии перечисленного круга адресантов – лучших представителей русской творческой интеллигенции ХХ–ХХ™ вв. Ключевые слова: эпистолярный жанр, письмо как тип текста, аксиологический аспект рассмотрения, метажанровые комментарии, языковая личность элитарного типа речевой культуры | 1106 | |||||
5246 | Исследуется отрывок романа Ингеборг Бахман «Малина», связанный со сновидениями героини. Сны отражают тематическую направленность всего произведения. Особое внимание уделено звуковой и музыкальной стороне фрагмента романа. Звук проявляется в речевых характеристиках героини. также музыка сопровождает повествование. Она становится орудием борьбы за свободу главной героини. В статье прослеживаются этапы проявления музыкального в литературном тексте. Ключевые слова: Ингеборг Бахман, сновидения, музыкальность, голос, звук, безмолвие | 1106 | |||||
5247 | В центре внимания – проблема аксиологического миромоделирования, рассмотренная через призму когнитивно-коммуникативных аспектов речевого поведения радиоведущих. На примере анализа мотивной структуры делаются выводы о специфике идеологических модусов дискурса. Мотив, в совокупности реализуемых им структурно-композиционных и содержательных приемов, рассматривается как выражение дискурсивной идеологии. Функционирование мотивной структуры дискурса информационно-аналитического радио исследуется через языковые и коммуникативные механизмы реализации конфликтного потенциала. Идеологический уровень реализуется в концептологически значимых дискурсивных оппозициях, реализующихся в границах предпочитаемой культурной модели. Ключевые слова: дискурсивная картина мира, дискурсивная идеология, конфликтность, мотивная структура дискурса | 1106 | |||||
5248 | Очерковые произведения М. М. Пришвина «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком» рассматриваются в рамках изучения Северного текста русской литературы. Образ северного леса, созданный писателем в этих произведениях, – емкий и сложный образ, обладающий особой мифопоэтической символикой. Художественное пространство леса в рассматриваемых произведениях совмещает в себе пространство реально-географическое и сказочно-мифологическое. Лесные пейзажи имеют глубинную мифопоэтическую основу, базирующуюся на важной для М. Пришвина идее единосущности, нерасторжимой взаимосвязи и взаимообратимости человека и окружающего его природного мира. Взаимопревращения человека и природы создают перспективу мифологической панорамы. В анализируемых очерковых произведениях М. Пришвина обнаруживаются архетипические мотивы и мифологемы, способствующие созданию мифопоэтического топоса леса. Мифотворчество М. Пришвина – особый способ освоения и познания мира, интуитивно-стихийное приобщение к основам бытия. Ключевые слова: М. М. Пришвин, Северный текст, топос, образ леса, мифопоэтика, мифологический подход | 1106 | |||||
5249 | Рассматриваются теоретические аспекты к определению понятий «качество образования» и «качество образовательных услуг» с акцентом на их непрерывную трансформацию в условиях изменчивой социальной и образовательной среды школы. Сравнительный анализ понятий позволил авторам выявить, что качество образовательных услуг, являясь неотъемлемой частью качества образования в целом, ориентировано прежде всего на качество обучения. Авторами сделан вывод, что качество образовательных услуг как важнейший показатель результативности образовательной деятельности должно наиболее полно удовлетворять запросы образовательных потребностей обучающихся с учетом экономического аспекта: состояния материально-технической базы, учебно-методического, информационно-технологического обеспечения и т. д. Предложено авторское определение понятия «качество образовательных услуг» применительно к современному образовательному процессу. Ключевые слова: качество, образование, образовательная услуга, качество образования, качество образовательных услуг | 1106 | |||||
5250 | Рассматривается вопрос повышения готовности студентов-бакалавров педагогического вуза к профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Охарактеризованы тенденции модернизации современного российского образования и актуальные задачи высшего музыкально-педагогического образования. Выявлена и обоснована актуальность ансамблевого аспекта подготовки студентов-бакалавров. С учетом традиций подготовки учащихся разных специальностей к ансамблевой деятельности раскрывается педагогическое значение учебных ансамблевых занятий в развитии личностных, творческих и исполнительских качеств у студентов-бакалавров. Ключевые слова: ансамблевое исполнительство, музыкально-инструментальная подготовка, студенты-бакалавры, ансамблевый аспект подготовки, ансамблевые занятия, ансамблевые навыки, развивающая функция обучения | 1106 |