Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 13.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 104
  • 105
  • 106
  • 107
  • 108
  • 109
  • 110
  • 111
  • 112
  • 113

Страница 109 из 136

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
5401

Уразаева Т. Т. Московский университетский пансион и культурный тип человека "лермонтовской эпохи" // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 6 (15). С. 73-76

.

1123
5402

Лопаткин Владимир Михайлович Концептуальные основы формирования регионального университетского комплекса педагогического профиля в регионе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 6 (43). С. 149-153

В работе описаны теоретические предпосылки и практический опыт создания региональ-ного университетского комплекса педагогического профиля «Алтайский университет-ский школьно-педагогический учебный округ», объединяющего образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, и некоммерческие организации. Описаны сложившиеся в педагогической практике типы университетских комплексов, а также суще-ствующие подходы к формированию понятия университетского комплекса и анализу его основных компонентов, в том числе: - описание университетского комплекса через противопоставление его университету как соци-альному институту, - проектирование регионального университетского комплекса на основе разграничения понятий «система образования» и «система обучения», - рассмотрение университетского комплекса как объединение университетов, вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой - не-прерывность и преемственность, - выделение основных задач университетского комплекса.

1123
5403

Козлов Виктор Николаевич Методика измерения контактных нагрузок на поверхностях режущего инструмента // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 6 (57). С. 31-33

Рациональное использование режущего инструмента из твёрдого сплава невозможно без знания физических процессов, происходящих при резании материалов. Среди всех физических процессов наиболее важными являются контактные процессы на поверхностях между инструментом и стружкой, а также между инструментом и заготовкой. В этой статье анализируются различные условия контакта. Полученные результаты экспериментов показывают связь параметров контакта с условиями резания. Описаны экспериментальное оборудование и методика измерения контактных нагрузок

1123
5404

Карманчиков А. И. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 31-35

Наряду с привычными факторами, влияющими на педагогический процесс, формирующими педагогическую ситуацию, в последнее время растет значимость и других, таких как личностный фактор, фактор возрастания скорости протекания процессов и фактор виртуализации обучения. Каждый из вышеобозначенных факторов вносит существенные изменения в содержание образования.

Ключевые слова: индивидуальные особенности, личностный фактор, возрастание скорости процессов, виртуализация обучения, прогностическое мышление.

1123
5405

Колотова О. М., Герасимова Л. А. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 30-35

Раскрыты педагогические условия организации учебного процесса в системе непрерывного профессионального образования. Показаны особенности сокращенного непрерывного образования во взаимодействии начального, среднего и высшего образования.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, центры довузовской подготовки, среднее образование, высшее образование, профессиональное образование.

1123
5406

Степаньянц К. В. ОДНОПЕТЛЕВЫЕ РАСХОДИМОСТИ ДЛЯ ПОЛЯ СО СПИНОМ 3 В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕ-СИТТЕРА В НЕМИНИМАЛЬНОЙ КАЛИБРОВКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 13 (128). С. 130-133

Мы рассматриваем поле со спином 3 в 2-мерном пространстве де-Ситтера и вычисляем расходящуюся часть однопетлевого эффективного действия. С этой целью мы конструируем простую формулу для коэффициента b2 при произвольном дифференциальном операторе второго порядка. Используя эту формулу, мы показали, что расходящаяся часть однопетлевого эффективного действия для рассматриваемой теории не зависит от калибровки.

Ключевые слова: высшие спины, эффективное действие, пространство (анти)-де-Ситтера

1123
5407

Сасаки М. СИГНАТУРА ЛАНДШАФТА В ТЕОРИИ СТРУН ИЗ ИНФЛЯЦИОННОГО ПЕРИОДА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 13 (128). С. 145-148

Открытая инфляция является космологическим сценарием, в котором Вселенная представляет собой вакуумный пузырь, порождаемый распадом фальшивого вакуума и затем периода инфляционного расширения в этом пузыре. Этот сценарий в настоящее время привлекает повышенный интерес в контексте ландшафта теории струн. Поскольку существует большое количество метастабильных вакуумов де Ситтера в струнном ландшафте, часто туннелирование из одного вакуума в другой происходит через зарождение пузыря и, естественным образом, реализуется открытая инфляция. В работе приводятся доводы в пользу того, что, хотя Вселенная и представляется плоской, малое отклонение Omega_0 от единицы может породить возмущения тензорного типа на большой угол анизотропии КМФ. Так в настоящий момент производится тестирование струнного ландшафта с наблюдательными данными.

Ключевые слова: струнный ландшафт; фальшивый распад вакуума; открытая инфляция

1123
5408

Гирфанова Ксения Андреевна ПРОБЛЕМА ИСКУССТВА В ПОЗДНЕЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ Н. С. ЛЕСКОВА (1880-Е ГОДЫ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 192-196

Статья посвящена рассмотрению публицистического наследия Лескова, которое отражает различные общественные проблемы своего времени, объединенные общими мыслями, жанрово-стилевыми поисками писателя. Это делает публицистику системным образованием, ее ядром является тема народа, взаимодействующая с другими, среди которых автором выделяется тема искусства. Лесков воспринимает ее как важный катализатор в развитии духовной жизни народа, развитии народного самосознания и исторической памяти. Писатель выделяет живопись (прежде всего иконопись) и литературу, отмечая, что именно эти виды искусства способны воспитать духовную личность.

Ключевые слова: публицистика, система, Н. С. Лесков, тема иконописи, духовное развитие личности

1123
5409

Ефремова Олеся Александровна ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВНАЯ МОДЕЛЬ В РОМАНЕ А. М. РЕМИЗОВА «ПРУД» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 36-38

Работа посвящена рассмотрению понятия художественного пространства как условной модели и анализу реализации авторской модели пространства у Ремизова в романе «Пруд» (1905). Подробному анализу подвергаются основные локусы романа – «двор братьев Огорелышевых» и «улица». Двор братьев Огорелышевых представлен в тексте претендующим на всеохватность, но при этом окружен высоким забором. Локус «улица» несет семантику греховности во всех ее проявлениях. Особое внимание уделено взаимодействию внешнего пространства и внутреннего пространства сознания главного героя произведения Николая Финогенова. При отсутствии событий во внешнем пространстве актуализируется внутреннее, преломляя действительность в соответствии с онейрической логикой. «Замыкание» героя в собственном сознании, возникающее под наваждением дьявольских сил, неизбежно ведет к трагическим последствиям.

Ключевые слова: Алексей Михайлович Ремизов, пространственная организация текста, топос, локус

1123
5410

Петрова Елена Борисовна, Черникова Яна. Сергеевна ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ДИСКУРСЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 4 (157). С. 165-173

Рассматриваются способы речевого воздействия, которые чаще всего используются в рекламном дискурсе: собственно языковые способы, способы речевого воздействия, связанные с изменением структуры рекламного текста, и когнитивные способы. Результаты исследования показывают, что все способы речевого воздействия взаимосвязаны в рекламном дискурсе. Наиболее эффективными способами речевого воздействия в наружной рекламе на английском языке являются рефреймирование, повелительное наклонение, параллелизм, рифма, языковая игра и аллюзии.

Ключевые слова: речевое воздействие, рекламный дискурс, рекламный текст, наружная реклама

1123
5411

Казаченко Оксана Васильевна «ВЫНУЖДЕННЫЙ» БИЛИНГВИЗМ КАК ФАКТОР РАЗРУШЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 61-65

Вводится понятие «вынужденного» искусственного билингвизма в связи с вхождением малопонятных заимствованных слов в русский язык. Анализируются современные подходы к овладению речью в онтогенезе и в случаях с билингвизмом. Билингвизм рассматривается как отягощающий фактор при обучении языку. Большое внимание уделяется связи языка с культурой. При помощи свободного ассоциативного эксперимента доказывается, что у представителей русского этноса отсутствуют ассоциативные связи на слово-стимул «омбудсмен» и понимания слова не происходит, что ведет к формированию лакун в отражении картины мира в языковом сознании индивида.

Ключевые слова: языковое сознание, картина мира, заимствование, билингвизм, свободный ассоциативный эксперимент

1123
5412

Токтарова Вера Ивановна, Федорова Светлана Николаевна ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 1 (190). С. 164-171

Рассматривается вопрос, связанный с разработкой адаптивной системы математической подготовки студентов высших учебных заведений. Изучены концептуальные уровни методологического анализа: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический, образующие сложную соподчиненную систему. В качестве методологической основы исследования рассмотрены идеи системного, синергетического, средового, личностно ориентированного, компетентностного, деятельностного, контекстного, технологического, аксиологического и культурологического подходов. Выявлены и описаны основные функциональные и содержательно-смысловые характеристики подходов, являющиеся методологическим обоснованием для проектирования адаптивной системы математической подготовки студентов вуза.

Ключевые слова: математическая подготовка студентов, адаптивная система, методологические подходы, педагогическое проектирование, образовательный процесс, высшее образование

1123
5413

Московченко А. Д., Мидуков В. З., Ушаков В. М., Алексеев В. П. Системная технология инженерного творчества как метод формирования знаний и повышения эффективности познавательной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1998. Вып. 2 (5). С. 45-48

.

1122
5414

Хомякова А. А., Шишковский Виктор Иванович О системе дополнительного физического образования учащихся в современной общеобразовательной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 6 (69). С. 82-88

Система дополнительного образования детей создает условия для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Рациональная организация деятельности учреждений системы дополнительного образования существенно снижает вероятность асоциального поведения детей и подростков

1122
5415

Киселева Е. С., Микитина Л. В. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ОСНОВА НОВОЙ ПАРАДИГМЫ МАРКЕТИНГА В ФОКУСЕ «ПОСТАВЩИК – ПОТРЕБИТЕЛЬ» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 23-29

Маркетинг взаимоотношений обозначен как современная парадигма маркетинга. На теоретическом уровне доказана важность построения взаимоотношений с клиентами компании. Удержание клиентов обозначено как приоритетное направление по сравнению с их привлечением. Предложен ряд терминов в области взаимоотношений. Рассмотрены и проанализированы три модели стадий взаимоотношений. Предложена классификация взаимоотношений, обозначены условия наличия взаимоотношений между клиентами и сотрудниками компании и/или самой компанией, сформулированы основные принципы RM–C.

Ключевые слова: маркетинг взаимоотношений, маркетинг взаимоотношений с клиентами, межличностные взаимоотношения, неличные «компанейские» взаимоотношения, тип взаимоотношений, личный контакт

1122
5416

Никиенко Ирина Владимировна ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО КАК ДИСКУРСИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ФАНТАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЗДНЕЙ ПРОЗЫ В. Д. КОЛУПАЕВА) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 10 (151). С. 157-164

Рассмотрены проблемы взаимодействия институционального и персонального в идиодискурсе В. Д. Колупаева и особенности результирующего синтетического дискурса. Исследование текстов поздней прозы томского фантаста показало, что синтетизм дискурса отражает интегральный характер его индивидуально-авторской картины мира и своеобразие языковой личности В. Д. Колупаева как фантаста-писателя и фантаста-физика. Постепенное нарастание синтетизма в идиодискурсе В. Д. Колупаева можно проследить на материале трех его последних опубликованных работ: «Пространство и Время для фантаста», «Безвременье» и «Сократ Сибирских Афин». Результатом синтетического взаимодействия институционального и персонального становится трансформация научной и художественной прозы В. Д. Колупаева в философскую. Основными средствами синтезирования являются жанровая форма пародии, Я-повествование и многозначные имена ключевых концептов.

Ключевые слова: творческая языковая личность, персонализация институционального дискурса, синтетический дискурс, концептуальная интеграция

1122
5417

Куровский Василий Николаевич, Пяткина Галина Николаевна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ФАКТОР И МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕР ОБЩЕСТВА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 159-164

Эффективность реализации программ долгосрочного социально-экономического развития России зависит от качества сформированных человеческого и социального капиталов. Значительная роль в их формировании принадлежит образовательным системам, развитие которых должно быть скоординировано с развитием социальной и экономической сфер общества в виде моделей взаимодействия, позволяющих спрогнозировать его содержание и технологии. Проектирование таких моделей требует изучения функций образовательных систем в общем процессе развития. В данной статье уточняется понятие «образовательная система», предлагается типология образовательных систем, рассматриваются варианты анализа их функций в данном взаимодействии.

Ключевые слова: взаимодействие, диффузия нововведений, каналы диффузии нововведений, интеграция, интегрирующие факторы, образование, образовательные системы, социальные механизмы, социальный капитал, типология образовательных систем, человеческий капитал

1122
5418

Бабенко Наталья Алексеевна, Головчинер Валентина Егоровна ТЕКСТЫ ПОМОЩНИКА РЕЖИССЕРА В ОБОЗРЕНИИ В. МАССА И Н. ЭРДМАНА «ОДИССЕЯ»: ПРИРОДА И ФУНКЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 124-130

Исследуется впервые малоизвестное произведение Николая Эрдмана – обозрение «Одиссея» (1928), написанное в соавторстве с Владимиром Массом. Не связанные непосредственно с сюжетом обозрения монологи помощника режиссера в нем рассматриваются как частный случай «текста в тексте» / «театра в театре». Выявляются природа и функции персонажа, которые позволяют говорить о его родстве не только с хором древнегреческой драмы, но и с исполнителями русского балагана.

Ключевые слова: Н. Эрдман, В. Масс, «Одиссея», обозрение, текст в тексте, трансформация, известный сюжет, условность, действие, хор, балаган, комическое

1122
5419

Мелентьева Наталия Николаевна МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКОВОЙ ИМИТАЦИИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 3 (192). С. 150-156

Рассматривается вопрос обучения лыжников-гонщиков технике прыжковой имитации в бесснежный период на учебно-тренировочном этапе. Рассмотрены ошибки, встречающиеся у занимающихся при выполнении техники прыжковой имитации. Особенности методики обучения составлены с учетом этапов обучения двигательному действию, системы частных задач, средств (упражнений) и принципов обучения. Представлено сравнение результатов освоения техники двигательного действия между контрольной и экспериментальной группами. Отмечены положительные эффекты разработанных особенностей методики обучения.

Ключевые слова: прыжковая имитация, попеременный двухшажный ход, техника, методика обучения, экспертная оценка, частные задачи, средства

1122
5420

Микуленок Александра Андреевна ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-ЭМИГРАНТОВ ИЗ РОССИИ В ЛИМИТРОФНЫХ ГОСУДАРСТВАХ В 1920-Е ГОДЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 5 (194). С. 129-135

Изучается правовое положение детей-эмигрантов в межвоенный период в лимитрофных государствах, отражается материальное и правовое положение с опорой на документы, хранящиеся в так называемом Пражском архиве (Русский заграничный исторический архив), находящемся в Государственном архиве Российской Федерации. Приводятся аналитические данные относительно численности детей-эмигрантов. Рассматривается не только социальное и правовое, но и моральное положение детей-эмигрантов в лимитрофных государствах, отмечается общее и особенное. Показаны условия проживания взрослых и детей в эмиграции, отмечается их тяжелое материальное и моральное состояние, трудности, с которыми сталкивались дети (либо необходимость работать с раннего возраста и, как следствие, невозможность посещать школу, либо занятость родителей на работе и невозможность заниматься воспитанием ребенка, что в итоге приводило к развязности и вседозволенности), обозначены факторы, повлиявшие на это, и способы оказания помощи детям-эмигрантам. Отмечены последствия, с которыми столкнулись дети в эмиграции: голод, нужда, психическое и физическое насилие и денационализация, показаны как способы борьбы с данными явлениями, так и способы оказания помощи как от правительственных, так и от эмигрантских организаций (материальная помощь, организация различных детских колоний, летних детских площадок и приютов) и трудности, с которыми они сталкивались при организационной работе. Приведен сравнительный анализ положения детей-эмигрантов в странах-реципиентах и отмечено, что положение детей было различным в зависимости от политики местного правительства в отношении к российским эмигрантам и экономического положения внутри самой страны. Кроме того, отмечается прямая зависимость правового и материального положения от экономической ситуации внутри страны-реципиента.

Ключевые слова: российская эмиграция, денационализация, благотворительность, Гражданская война, русскоязычное население, репатриация, национальная идентичность

1122
5421

Кохонова Ксения Евгеньевна ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ КИТАЙСКИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ СИСТЕМОЙ АНГЛИЙСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 9 (206). С. 32-38

Введение. Английский литературный язык является исторически неоднородным образованием, в составе которого присутствуют различные заимствованные адстраты, в большей или меньшей степени адаптированные его системой. Заимствования китайского происхождения в составе данного языка-реципиента имеют свои глубокие исторические традиции и выступают объектом настоящего исследования. Синхронно функционирующий пласт заимствованных китаизмов представляется весьма неоднородным с точки зрения ассимиляции, ее уровней и этапов. В силу того что контактирующие языки – английский и китайский – не являются родственными и даже гомологическими, процесс усвоения системой элементов китайского адстрата проходит нелинейно и имеет ряд характерных особенностей. Данная статья представляет собой попытку фрагментации процесса ассимиляции/адаптации китайских заимствований в системе английского литературного языка по уровням ассимиляции и ее этапам. Цель статьи – выделить уровни и этапы адаптации заимствованных лексических единиц китайского происхождения системой английского литературного языка. Методология и методы. В качестве общего методологического основания использовался системно-функциональный подход, позволяющий описать функционирование системы или отдельной ее части в динамике языковой эволюции, неотъемлемой частью которой выступает феномен заимствования. В ходе исследования использован корпус обще- и частнонаучных (языковедческих) методов, включающий: методы логики (анализ, синтез, дедукция, сравнение, обобщение, моделирование), статистики (метод группировки, диалектический метод), сравнительно-исторический метод с приемом внутренней реконструкции, метод компонентного анализа и оппозитивный метод. Результаты и обсуждение. В языкознании традиционно противопоставляются термины «ассимиляция» и «адаптация»: заимствования «ассимилируют» в системе языка-реципиента, а сама система адаптирует заимствованные единицы. Существуют два подхода к описанию процесса ассимиляции/адаптации указанных единиц: первый признает заимствование усвоенной, когда оно соответствует фонетическому и грамматическому облику исконных слов системы языка-реципиента. Второй подход учитывает влияние лексического окружения новой иноязычной единицы. Таким образом, подходы имплицитно повторяют указанное выше противопоставление и различаются объектно-субъектной позицией по отношению к заимствованной единице и системе языка-реципиента. Выделено три уровня ассимиляции китайских заимствований в системе английского литературного языка: фонетический, морфологический (грамматический) и орфографический. Последний представляется наиболее значимым для процессов освоения китаизмов в силу их в высшей степени гетерогенного графического облика. Существует пять этапов освоения указанных единиц системой английского литературного языка: 1) употребление единицы в той форме, которой она обладает в своем языке-доноре; 2) приспособление заимствования к законам, которым подчиняются лексические средства языка-реципиента на вышеназванных уровнях; 3) утрата единицей сопроводительных комментариев применительно к лемматическим корпусам словарей и справочных изданий языка-реципиента; 4) утрата заимствованием прежней стилистической дифференциацией; 5) закрепление заимствованной лексической единицы в толковом словаре. Заключение. Предложенные этапы и экстраполированные подходы могут найти применение в практике исследования китайского адстрата в ряде других идиомов, исторически контактирующих с китайским языком, а также адстратов другого происхождения в системах неродственных языков. Эмпирический материал исследования имеет высокую теоретическую и практическую ценность и может быть использован при чтении вузовских курсов и преподавании таких дисциплин, как межкультурная коммуникация, история, лексикология, грамматика и функциональная стилистика английского языка, контактная и социальная лингвистика, а также в обучении теории и практике перевода.

Ключевые слова: заимствование, ассимиляция, адаптация, язык-реципиент, язык-донор, английский литературный язык, китайские заимствования

1122
5422

Федотова Вера Сергеевна ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 36-40

Представлена модель организации исследовательской деятельности студентов, отвечающая требованиям современного образования, определены условия и принципы ее успешной реализации. В основу модели положен праксиологический подход, обеспечивающий целостное восприятие проблемы, ее решение с целью получения максимально высокого результата.

Ключевые слова: праксиологическая модель, исследовательская деятельность, исследовательская ком- петентность, праксиологическая среда, праксиологический подход, организационно-педагогические условия, организация исследовательской деятельности.

1121
5423

Бороненко Татьяна Степановна ПОСТНЬЮТОНОВСКИЕ ЭФФЕКТЫ В ДВИЖЕНИИ БЛИЗКИХ СПУТНИКОВ ЮПИТЕРА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 13 (128). С. 39-41

В статье обсуждается проблема измерения постньютоновских (ПН) эффектов в движении близких спутников Юпитера. На примере пятого спутника Юпитера Амальтеи решается вопрос об отделении ПН компоненты орбитальной прецессии спутника от сравнительно большой по величине ньютоновской части. Результаты исследования показали, что все нерелятивистские возмущения в вековом движении перицентра спутника могут быть получены с достаточно высокой степенью точности, позволяющей отделить их от релятивистской компоненты.

Ключевые слова: небесная механика, теория возмущений, релятивистские эффекты, спутники Юпитера

1121
5424

Курбонова Глина Николаевна ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 86-89

Современное профессиональное образование ориентировано на подготовку профессионала, способного к самообразованию в течение всей жизни. Готовность к самообразованию предполагает наличие у выпускника навыков исследовательской деятельности, к которым можно отнести: умение организовать исследование, собрать и обработать его результаты, сделать обобщающие выводы, оформить текст, представить и защитить полученные данные. Подготовка студента к выполнению исследования осуществляется через учебные дисциплины, а также мероприятия, которые проводятся вузом во внеучебное время.

Ключевые слова: компетенция, исследовательская деятельность, взаимосвязь, Катановские чтения

1121
5425

Уразметова Александра Владимировна ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЛЬЕФА В ТОПОНИМИЧЕСКИХ ПРОЗВИЩАХ АМЕРИКАНСКИХ ШТАТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 10 (151). С. 34-38

Топонимическое прозвище – это новое имя, появляющееся на основе ассоциаций с явлениями реальной действительности. Широкое использование вторичных номинаций является характерной особенностью топонимической системы США. Каждый штат помимо своего официального названия имеет ряд прозвищ, которые, в свою очередь, могут быть официальными и неофициальными. Статья посвящена лингвокультурологическому анализу топонимических прозвищ штатов США, мотивировкой номинации которых послужили особенности рельефа и водных ресурсов. Эта группа американских прозвищ четко ограничена в языке и представляет собой интересный материал для лингвистического анализа. Приводится классификация исследуемых единиц, а также их мотивационный и количественный анализ.

Ключевые слова: вторичная номинация, топонимическое прозвище, топоним, рельеф, водные ресурсы, штаты США

1121
5426

Жилина Татьяна Николаевна «РИТМЫ В ПРИРОДЕ: ПРИЧИНЫ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ» КАК ТЕМА ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 4 (169). С. 29-32

Ритмичность природных явлений представляет собой форму «дыхания» ландшафтной оболочки. Причины происхождения и продолжительность ритмов различны. Географические следствия ритмов прослеживаются в изменении климатических элементов, гидрологических явлений, геоморфологических процессов и процессов почвообразования. Знание законов ритмики, их происхождения, продолжительности и значения для природной среды необходимо для прогнозов географических процессов. Изучение ритмичности природных процессов в школьном курсе географии требует от школьников интеграции знаний по физике, математике, биологии, истории. Проведение межпредметных мероприятий как элементов урока, отдельных уроков или внеурочных мероприятий нацеливает школьников на комплексное видение явлений и процессов, происходящих в природе и в жизни людей.

Ключевые слова: ритмы в природе, географические следствия ритмов, интеграция знаний, физическая география в школе

1121
5427

Балкова Сара «ПЕРВАЯ СКАЗКА» («ПРИНЦЕССА НА БАЛУ») Ф. ГРУБИНА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ М. ЛАНДМАНА: К ОСОБЕННОСТЯМ РУССКОГО ПЕРЕВОДА ЧЕШСКОЙ ПОЭЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 97-101

Рассмотрены некоторые особенности перевода на русский язык чешской поэзии, предназначенной для детей. Для анализа взято стихотворение известного чешского поэта ХХ в. Франтишка Галаса «První pohádka (Princeznička na bále)» в переводе Михаила Ландмана («Принцесса кораллы свои потеряла»). Выявлены такие особенности перевода, как использование большего, чем в оригинале, количества идиоматических выражений, более развернутое и конкретизированное описание пространства и образов персонажей, сохранение имени чешского героя Гонзика, соответствующего русскому Иванушке-дурачку, передача основной (иронической) модальности стихотворения.

Ключевые слова: русско-чешские литературные связи, детская поэзия, художественный перевод, Ф. Грубин, М. Ландман

1121
5428

Орлова Ольга Вячеславовна КСЕНОНИМЫ-ИНТЕРПРЕТАТИВЫ В СЕТЕВОМ ДИСКУРСЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ДИАСПОРЫ КИТАЯ (НА ПРИМЕРЕ КСЕНОНИМА ЧАБУДО) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 2 (208). С. 29-36

Введение. Данное исследование посвящено изучению особого типа русского сетевого диаспорального дискурса – дискурса русскоязычной диаспоры Китая как репрезентанта русской лингвокультуры, ориентированной в область китайской культуры. Наряду с ксенонимами-реалиями в данном дискурсе выделяются ксенонимы-интерпретативы. Если ксенонимы-реалии являются знаками безэквивалентных, исходно этноспецифичных явлений и понятий иноязычной действительности, то ксенонимы-интерпретативы имеют полноценные лексические соответствия в языке-реципиенте, не отмечены этнокультурной маркированностью в матричном языке и служат восприятию, пониманию и интерпретации иностранной языковой и социокультурной реальности диаспоральным сообществом. Материал и методы. Материалом исследования являются более 1000 текстов сетевой коммуникации русскоязычного диаспорального сообщества Китая, включающие ксеноним-интерпретатив чабудо. Вместе с методологическим инструментарием интерлингвокультурологии, дериватологии и лексической семантики используются приемы контекстологического и дискурс-анализа, а также корпусной и экспериментальной лингвистики. Результаты и обсуждение. Анализ данных онлайн-корпуса китайского языка и результатов пилотажного эксперимента, направленного на выявление показаний языкового сознания китайских студентов, показывает, что китайское наречие 差不多 chabuduo является типичным частотным словом в повседневном китайском словоупотреблении и не наделяется особой лингвокультурной значимостью как этноспецифичное понятие. Будучи эталонным средством выражения универсальной семантической категории аппроксимации, оно имеет прямые соответствия в русском языке: примерно, приблизительно, почти. Однако в ходе вхождения в сетевой русскоязычный диаспоральный дискурс и адаптации в нем наречие чабудо в функции ксенонима-интерпретатива претерпевает целый ряд морфолого-синтаксических и лексико-семантических трансформаций. Главными в этом ряду выступают способствующая концептуализации признаковых параметров субстантивация наречия, расширение спектра синтаксических позиций лексемы, включение ее в разнообразные словообразовательные и семантические деривационные модификации. Заключение. На уровне гипертекста дискурса ксеноним-интерпретатив наделяется особым этноспецифичным значением, происходит интенсивный рост частотности его употребления, внедрение ксенонима в структуру квазипрецедентных высказываний и иные формы лингвокреативных практик сетевого диаспорального сообщества.

Ключевые слова: сетевой дискурс русскоязычной диаспоры Китая, ксенонимы-реалии, ксенонимы-интерпретативы

1121
5429

Ревякина Валентина Ивановна Проблемы подготовки и переподготовки к руководству деятельностью педагогических классов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 5 (14). С. 19-21

.

1120
5430

Литвин А. И., Май А. И. Связь энтропий Шеннона и Больцмана // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 7 (16). С. 56-58

.

1120
5431

Клочков В. П. Системно-параметрический подход к анализу совместимости учебных текстов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 7 (16). С. 71-74

.

1120
5432

Килин В. А., Килин Р. Ю., Зеличенко Владимир Михайлович Использование модельных потенциалов для расчета электронной структуры фуллерена // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 6 (57). С. 170-171

В работе представлены результаты расчета электронной структуры фуллерена С60 , полученные с использованием модельного сферически симметричного потенциала электрон-ядерного взаимодействия. Рассмотрены модели потенциального ящика, равномерно заряженной сферы, и впервые предлагаемый потенциал «взаимодействия в выбранном направлении», который отражает реальную геометрию С60 и экранирование ядерного кулоновского поля внутренними электронами. Одноэлектронные энергии вычислены в приближениях Хартри и Хартри-Фока для среднего терма конфигурации s2p6d10f14g18h10 60 внешних валентных электронов. Внутренние электроны эффективно включены в ионный остов. Параметры {ё0,Ж0} предлагаемого потенциала выбираются из соображений наилучшего соответствия одноэлектронных энергий экспериментальным значениям ионизационных потенциалов IP1=7.58 eV , IP2=11.50 eV. Расчеты, проведенные с предлагаемым потенциалом « в выбранном направлении дают хорошее согласие с экспериментальными данными, что свидетелствует о применимости хорошо развитых теоретических методов атомной физики к расчету спектроскопических свойств высоко симметричных молекулярных кластеров

1120
5433

Молдахметова Гульнара Зейнилкабиденовна СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 40-44

Раскрывается содержание понятия «коммуникативно-технологическая компетенция» у студентов экономических специальностей.

Ключевые слова: коммуникативно-технологическая компетенция, личностно-компетентностный подход, модель компетенции

1120
5434

Гузеева А. В. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА МАТЕРИАЛЕ ПОЛЬСКИХ И РОССИЙСКИХ СМИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 2 (143). С. 71-75

СМИ признаются транслятором социально значимых ценностей и идей, в частности, развития межэтнической толерантности и развенчания ксенофобии. Медиатексты являются наиболее корректным материалом для анализа вербального моделирования этнокультурных образов, бытующих в общественно-политической, культурной, социальной сферах и являются богатой исследовательской базой не только для состоявшихся ученых-лингвистов, но и студентов, в частности – студентов-филологов Томского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: медиалингвистика, медийный и этнокультурный образ Польши и России, лингвокультурологические исследования студентов-филологов

1120
5435

Листвина Евгения Геннадьевна ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 116-121

В данной статье наука рассматривается как социокультурная система и социальный институт, устанавливаются направления взаимных влияний науки и культуры. Анализируются социокультурные факторы, обусловливающие формирование научного знания, среди которых ценности, традиции, установленные обществом нормы и правила. Прослеживается изменение мировоззрения со сменой исторических эпох, приводятся примеры модификации некоторых аспектов научной деятельности, анализируется степень и каналы влияния науки на окружающую среду и человека.

Ключевые слова: наука, культура, социокультурные факторы, тенденции развития

1120
5436

Дырин Владимир Алексеевич АКТИВНОСТЬ ПЕРОКСИДАЗЫ И ПОЛИФЕНОЛОКСИДАЗЫ В ТОРФЕ ЦЕЛИННОГО И РЕКУЛЬТИВИРУЕМОГО УЧАСТКОВ БОЛОТНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ НИЗИННОГО ТИПА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 2 (155). С. 164-170

В целинной торфяной залежи (3 м) и в остаточном (1 м) торфе низинного типа под многолетними злаковыми травами в микрополевом опыте определялись активность полифенолоксидазы и активность пероксидазы. В целине деятельность энзимов обнаруживалась по всей исследуемой толще (0–100 см), в остаточном торфе – до глубины 60 см – в начале наблюдений (1993 г.) и по всему профилю – в последующие сроки (2002 и 2008 гг.). При этом соотношение «активность полифенолоксидазы : активность пероксидазы» было приблизительно равным 1, что может указывать на относительное равновесие процессов синтеза и распада гумусовых веществ как в целинном, так и в рекультивируемом торфах исследуемой экосистемы.

Ключевые слова: торфяно-болотная экосистема, целинный торф, остаточный торф, микрофлора, ферменты, пероксидаза, полифенолоксидаза

1120
5437

Исрафилов Нариман Рамазанович ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РУССКОГО И АГУЛЬСКОГО ЯЗЫКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 6 (171). С. 58-60

Рассматриваются лексические проблемы агульского языка. Показано значение синонимов в агульском языке, даются варианты употребления синонимов в речевой деятельности. Даны примеры употребления синонимов и антонимов в агульском языке. Важность и значимость исследования синонимов и антонимов агульского языка определяются парадигматикой и системой отдельных славянских рукописных источников. На сегодняшнем этапе перевода текста Библии на агульский язык дается возможность исследовать однородный памятник рукописных источников. Дискуссионность проблем синтаксической синонимики агульского и русского языков позволяет обнаружить типологические сходства. Статистический анализ определяет формы и варианты из текста памятника в синонимичных разновидностях агульского языка. Вариативность языковых единиц агульского и русского языков развивает семантические эквиваленты коммуникативно-когнитивных механизмов в процессе речевого общения и определяет их недостаточную изученность.

Ключевые слова: агульский язык, общие значения, синонимы и языковые проблемы, вариативность, синтаксическая синонимика, семантика языковых единиц

1120
5438

Червонный Михаил Александрович ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ И БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 169-176

Рассматриваются механизмы решения современных проблем физико-математической подготовки абитуриентов вузов. Представлена комплексная региональная модель дополнительного физико-математического образования детей и подготовки будущих педагогов на базе Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования, действующего при педагогическом вузе. Раскрываются возможности педагогической практики студентов и аспирантов педагогических и непедагогических вузов в развитии дополнительного физико-математического образования детей. Обсуждается специфика работы с одаренными детьми, рассматриваются организационные и содержательные стороны такой работы в контексте интегрированного пространства вузов и организации дополнительного образования детей, представлен опыт педагогического взаимодействия педагогов, студентов и аспирантов, проходящих педагогическую практику, и детей, получающих дополнительное образование.

Ключевые слова: одаренные дети, творческий потенциал, пробные профессиональные действия, учебные профессиональные и квазипрофессиональные ситуации, педагогическое сопровождение, наставничество

1120
5439

Хасанова Марина Фаритовна, Кулюпина Галина Алексеевна СПЕЦИАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 3 (192). С. 70-73

Предпринята попытка не просто рассмотреть деятельность и роль специальных библиотек в обеспечении людей, имеющих различные формы ограничений в жизнедеятельности, свободным и равным доступом к информационным ресурсам и услугам, но и определить модель развития учреждений подобного типа. Обозначены аспекты миссии специальных библиотек, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа к библиотечно-информационным и культурологическим услугам. Разработана модель развития специальных библиотек и сформулированы основные цели, задачи и содержание векторов развития данных библиотек, которые позволят им стать региональным многофункциональным культурно-образовательным комплексом для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: специальная библиотека, люди с ограниченными возможностями здоровья, пользователи-инвалиды, вектор развития, концепция, модель

1120
5440

Кисленко Елена Сергеевна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К АКТИВИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ОРИЕНТАЦИИ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 3 (192). С. 108-114

Указаны проблемы обучения современных школьников в условиях введения нового государственного стандарта и возникшие в связи с этим проблемы подготовки современного учителя физики. В настоящее время, как отмечается во многих документах по высшему образованию, в программе развития страны, имеется недостаток инженерных кадров. Это вызвано недостаточным набором абитуриентов на технические специальности и их слабой мотивацией при обучении в вузе. Данные проблемы возникают еще в школе. Решить эти проблемы может только учитель. Предлагается модель подготовки современного бакалавра педагогического образования – физика к решению данной проблемы. Модель обучения, реализующаяся на предметах методической направленности, опирается в значительной мере на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя. Подготовка студентов к активизации обучения физике и ориентации учеников на техническое образование строится поэтапно, с распределением учебных заданий на четвертом и пятом курсах обучения. Студенты самостоятельно изучают рекомендованную преподавателем литературу, совместно разрабатывают материалы для обучения школьников. Представлены образцы разработанных материалов для учащихся 7–9-х классов. Вся работа со студентами построена на основе выделенных принципов, которые теоретически обосновывают построение модели подготовки. Приведены результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: мотивация обучения физике, ориентация на техническое образование, домашние опыты, мини-проекты, практико-ориентированные проекты

1120
5441

Полякова Анастасия Андреевна, Юрина Елена Андреевна МЕТАФОРИЗАЦИЯ ВКУСОВЫХ ПРИЗНАКОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ И КАРТИНЕ МИРА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 2 (208). С. 76-84

Введение. Представлено когнитивное и семасиологическое исследование метафоризации вкусовых признаков (вкусный, сладкий, кислый, свежий и т. п.), составляющих один из значимых сегментов концептуальной гастрономической метафоры, которую можно представить в виде формулы «Нечто – это Еда». Материал и методы. Материалом исследования послужили около 200 образных лексических и фразеологических единиц русского языка, метафорически мотивированных 15 прилагательными, которые отражают метафорическое переосмысление свойств продуктов питания. Методология основана на положениях теории образного строя языка. Применяется методика описания образного лексико-семантического поля. Анализ признаковой гастрометафоры включает 4 аспекта: 1) семантический анализ исходных наименований свойств продуктов питания и когнитивный анализ онтологии обозначенных качеств с точки зрения психологии их сенсорного восприятия; 2) структурно-семантический анализ образных языковых средств, репрезентирующих метафоризацию вкусовых свойств, с точки зрения их мотивационных связей в пределах мотивационно-образных парадигм; 3) когнитивный анализ оснований метафорических проекций и описание типовых образных представлений; 4) моделирование фрагмента русской языковой картины мира, представленной системой образных средств языка, отражающих метафоризацию вкусовых свойств продуктов. Результаты и обсуждение. Прилагательные с семантикой вкусовых свойств продуктов питания служат мотивирующей базой для вторичных номинаций, метафорически называющих широкий круг объектов. Неприятное ощущение от горького вкуса ассоциируется с подавленным психологическим состоянием грусти, печали, обиды. Через метафору кислого вкуса образно характеризуется психологическое состояние человека, связанное с чувством неудовлетворенности, утратой интереса к жизни, вялостью, пассивностью, скукой. Ощущение сладкого вкуса метафорически уподобляется позитивным эмоциям и чувствам: радости, счастью, блаженству. С приторным вкусом метафорически ассоциируется поведение излишне угодливого человека. Восприятие кислого, пресного, тухлого вкуса и запаха образно ассоциируется со скукой, отсутствием занимательности. Гастрономическое удовольствие от продуктов со сладким и пикантным вкусом метафорически связывается с радостными, волнующими событиями. Насыщенный и резкий вкус пряной пищи, раздражающей вкусовые рецепторы, метафорически проецируется на качества необычных, незаурядных явлений и событий, производящих сильное впечатление своей оригинальностью, яркостью. Гастрономическое наслаждение, получаемое от сладкой, вкусной пищи, образно связывается с эстетически значимыми речевыми и художественными произведениями. Резкий соленый вкус, а также пряный, пикантный вкусы, раздражающие рецепторы, образно ассоциируются с грубоватыми, пошлыми шутками, словами, выходящими за рамки приличия, речевыми и художественными произведениями, которые оцениваются как непристойные, не вполне приличные. Высокие вкусовые качества сладких и лакомых блюд, приносящих гастрономическое удовольствие, уподобляются экономической привлекательности ценных и прибыльных объектов торгово-финансовой деятельности. Яркая вкусовая насыщенность пикантных блюд и терпких напитков образно ассоциируется с чувственной, сексуально привлекательной внешностью. Наслаждение от сладкой, лакомой, вкусной пищи метафорически связывается с эстетическим удовольствием, получаемым от созерцания красивого человека. Чрезмерно сладкий вкус образно уподобляется излишне миловидной, с нежными чертами лица внешности. Заключение. Образные слова и выражения, мотивированные наименованиями вкусовых качеств, метафорически характеризуют объекты и явления различных сфер действительности: внешность, эмоциональное состояние, характер и поведение человека; стиль и содержание речевых и художественных произведений; финансовую значимость объектов экономики; отношение человека к явлениям и событиям жизни.

Ключевые слова: пищевая метафора, признаковая метафора, образная лексика, когнитивная модель

1120
5442

Донской Алексей Геннадьевич, Борченко Ирина Дмитриевна, Ларюшкин Сергей Александрович, Дударева Ольга Борисовна ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МЕТААНАЛИЗА В ГУМАНИТАРНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 78-89

Введение. Реализация современной модели образования требует от педагогических работников владения определенными навыками научно-исследовательской работы и использования научно обоснованных форм и методов в своей профессиональной деятельности. Опора на науку должна позволить достичь требуемого качества образования и тем самым обеспечить выполнение социального и государственного заказа перед системой образования. В настоящее время существуют серьезные проблемы, касающиеся воспроизводимости процесса и результатов педагогических исследований. В этой связи при исполнении требования достижения качества образования педагоги сталкиваются с серьезной проблемой, а именно с кризисом воспроизводимости. Кризис воспроизводимости – это серьезный методологический кризис, суть которого заключается в невозможности повторить результаты исследований, которые были ранее опубликованы, или невозможность повторить само исследование (по техническим и иным причинам). Чаще всего это обусловлено отсутствием или недостаточной представленностью следующих элементов педагогических исследований: наличие эксперимента, четкое описание планирования и хода эксперимента, проверяемые данные – когда непонятно, что, каким образом и в каких условиях воспроизводить. Цель – научно обосновать целесообразность экстраполяции метода метаанализа из доказательной медицины в педагогические исследования в качестве инструмента для повышения воспроизводимости как экспериментов, так и получаемых результатов в педагогических исследованиях. Материал и методы. Основой методологии исследования стали следующие методы: изучение и анализ литературы, аналитического обобщения, прогнозирования, абстрагирования, аналогии, измерения, синтезирование данных, обобщение, моделирование, аналогии, статистической обработки полученной информации. После того, как были рассмотрены основные причины, вызывающие кризис воспроизводимости в науке, в качестве средства минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости обосновано применение метода метаанализа в педагогических исследованиях. Результаты и обсуждение. Проанализирована актуальная литература по проблематике исследования. Изучены и обобщены сущностные черты и причины кризиса воспроизводимости в педагогических исследованиях. Установлено, что кризис воспроизводимости носит междисциплинарный характер. Актуализирована проблема поиска средств минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости на развитие педагогических исследований. В качестве такого средства рассмотрен метаанализ и выдвинуто предположение о целесообразности его экстраполяции из медицины в педагогические исследования. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода метаанализа. Выведены определения понятий «метаанализ» и «систематический обзор». Установлено, что метаанализ пересекается и частично включает в себя элементы таких методов и технологий, как контент-анализ, прикладная наукометрия, блокчейн. Рассмотрены организационные и содержательные особенности метаанализа, позволяющие применять данный метод для оценки качества педагогических исследований. Предложен контурный план метаанализа научных публикаций, отражающих результаты педагогических исследований. Выдвинут ряд дискуссионных положений, которые могли бы стать основанием для дальнейших исследований. Намечен путь комплексного изучения инструментов минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости в педагогических науках. Заключение. Обосновано применение метаанализа в качестве эффективного инструмента: 1) оценки качества педагогических исследований; 2) планирования и организации эксперимента; 3) представления результатов эмпирических исследований в педагогике.

Ключевые слова: метаанализ, блокчейн, систематический обзор, кризис воспроизводимости

1120
5443

Михайлова Ирина Владимировна, Барис Татьяна Альбертовна ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ НАРРАТИВНЫХ КОНСТРУКТОВ В ИНВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ КОММУНИКАТИВНОЙ ИНТЕРАКЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 10 (125). С. 21-24

Статья представляет исследование инвариантных моделей использования языковых средств нарративных конструктов, анализирует выбор границ нарративного поля. В статье рассматриваются основные типы нарративных конструктов, основанные на интерпретативных практиках опыта пребывания реципиента в структуре социальной интеракции.

Ключевые слова: рекламный дискурс, нарративный конструкт, коммуникатор, коммуникант, рекламное обращение, инвариантная модель коммуникативной интеракции

1119
5444

Жигло А. В. О МАССАХ АККРЕЦИОННЫХ ДИСКОВ В ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ СВЕРХНОВЫХ ТИПА IА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 13 (128). С. 170-175

Недавнее объяснение [1] высокоскоростных особенностей в сверхновых типа Iа (СНIа) требует значительной массы околозвёздного вещества (ОЗВ) в системе предшественника СНIа. Если верно, это объяснение предоставляет возможность определения массы ОЗВ вдоль луча зрения. Мы изучаем распределение массы в аккреционном диске, естественном кандидате ОЗВ. Используются детальное уравнение состояния и Росселандовские средние коэффициенты рассеяния излучения; для последних сравниваются несколько моделей. Мы заключаем, что распределении массы в аккреционных дисках, согласно их стандартной модели, не согласуется с наблюдениями.

Ключевые слова: аккреционный диск; сверхновые; околозвёздное вещество; лучистый перенос; непрозрачность

1119
5445

Демина Людмила Сергеевна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 136-140

Представлены аналитические материалы, отражающие современное состояние профессиональной подготовки социальных педагогов. Посредством метода теоретического анализа и анализа образовательного опыта вуза обоснована роль профессиональных проб в процессе подготовки социально-педагогических кадров. Показаны возможности профессиональной пробы как средства подготовки будущих социальных педагогов к выполнению профессиональных функций в соответствии с современными нормами, образцами и стандартами педагогической деятельности. Охарактеризованы особенности организации профессиональных проб в вузовской подготовке бакалавра для сферы социальной педагогики в соответствии с современными тенденциями модернизации педагогического образования, профориентационными и акмеориентированными задачами.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, социальный педагог, социально-педагогически профилированный бакалавриат, профессиональная проба

1119
5446

Перлова Ирина Вениаминовна ИНСТРУКЦИЯ И ОБЩАЯ УСТАНОВКА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНОГО ГИПЕРТЕКСТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 119-122

В связи с возрастающей долей самостоятельной деятельности студентов, основанной на работе с интернетисточниками, возникает потребность обучения их эффективному чтению, особенно на иностранном языке. Создание учебно-речевой ситуации, сопровождаемой инструкцией и общей установкой на самостоятельное чтение, является не только действенным инструментом для формирования мотивации чтения, но и способом управления этой деятельностью. Рассматриваются различные виды инструкций с постепенным редуцированием их компонентов, что предполагает развитие умений самопланирования, самоконтроля и самокоррекции – фундаментальных составляющих самостоятельной работы. Окончательное сведение инструкции к общей установке – найти и использовать информацию в дальнейшей коммуникации способствует постепенному приближению учебного чтения к реальной профессиональной деятельности специалиста, основанной на чтении гипертекста.

Ключевые слова: учебно-речевая ситуация, инструкция, общая установка, гипертекст, самостоятельная работа, компоненты инструкции, цель-задача, цель-результат

1119
5447

Белоногова Татьяна Юрьевна СПОСОБЫ ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕАНГЛИЙСКОМ И ДРЕВНЕРУССКОМ ЯЗЫКАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 6 (171). С. 99-102

Рассматриваются способы терминообразования в древнеанглийском и древнерусском языках на материале англосаксонских и древнерусских грамот, имеющих отношение к сделкам с земельной собственностью. Анализ показал, что самым продуктивным способом образования терминологической лексики в англосаксонских и древнерусских грамотах являлась семантическая деривация, изменение значения ранее существовавших в языке слов. Формирование терминов происходило путем терминологизации общеупотребительной лексики. Переход слов общего употребления в сферу терминологии сопровождался также сужением значения, изменением значения в результате метафорического и метонимического переносов.

Ключевые слова: англосаксонская грамота, древнерусская грамота, способы терминообразования, семантическая деривация, сужение значения, метонимический перенос, метафорический перенос

1119
5448

Пронина Анжелика Николаевна, Яковлева Ирина Васильевна ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 7 (196). С. 96-102

Рассматривается вопрос о сравнительных характеристиках речевой активности детей старшего дошкольного возраста с различными социометрическими статусами. Представлено описание критериев, показателей и уровней речевой активности детей дошкольного возраста, которые используются при организации наблюдений за детьми различных социометрических статусов в свободной игровой и организованной совместной деятельности. Например, выявлен высокий уровень речевой активности у детей со статусом «звезда», средний и низкий уровень речевой активности у детей с неблагоприятными социометрическими статусами. Дано подробное описание уровней и характеристик речевой активности детей старшего дошкольного возраста с различными социометрическими статусами. Представлены статистика сравнения критериев, уровней речевой активности детей с различными социометрическими статусами и объяснение таких различий. Так, в результате проведенного исследования выявлены различия между детьми со статусами «звезды» и «изолированные» по критериям речевой инициативности, мотивации и типов речевой коммуникации.

Ключевые слова: речь, активность, речевая активность, социализация, межличностные отношения, социометрический статус, дошкольники, влияние, группа сверстников

1119
5449

Кудряшова Александра Артуровна, Саленко Ольга Юрьевна ОБРАЗ И МОТИВ ВРЕМЕНИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1940-Х ГОДОВ («СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ» Е. ШВАРЦА, «ГОРЯЧИЙ КАМЕНЬ» А. ГАЙДАРА, «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ» С. МАРШАКА) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 6 (203). С. 56-62

Введение. В истории отечественной детской литературы период 1940-х гг. характеризуется пристальным вниманием к образу и мотиву времени. Во-первых, мотив времени является универсальным и общим, отражающим «стиль эпохи» (Ю. И. Минералов), во-вторых, яркие писатели (А. Гайдар, С. Маршак и Е. Шварц), осмысливая феномен и проблемы времени, представляют образы времени в соответствии со своими индивидуальными стилями. Индивидуальный стиль писателя привлекает прежде всего отражением идей, характерных для социального и культурного контекста исторического периода. «Внутренняя форма» (А. Потебня) художественного произведения представляет своебычный образ «образа времени», именно поэтому было важным взять произведения, близкие по времени написания, для рассмотрения их на синхронном срезе начала сороковых годов ХХ в. В результате сравнительного анализа проявились общие идеологемы эпохи, отраженные в индивидуальных стилях указанных авторов, что определяет актуальность представленной работы. Целью исследования стало сопоставление сюжетов и систем образов в контексте образно-ассоциативных традиций детской литературы сороковых годов ХХ в. Материал и методы. Методологическая база исследования – труды о внутренней форме А. А. Потебни, о стиле П. Н. Сакулина, Ю. И. Минералова. В определении биографического времени мы обратились к теории В. Е. Хализева, в определении мотива – к работе «Историческая поэтика» А. Н. Веселовского. Методы исследования: сравнительно-типологический, исторический. Результаты и обсуждение. Новизна работы заключается в выявлении стилевых доминант образа и мотива времени в указанных произведениях на уровне сюжетосложения, системы персонажей, отдельного приема – внезапного изменения возраста героев, выявлении роли образа и мотива времени в качестве стилевых доминант на уровне проблематики, системы персонажей, сюжетосложения и отдельных приемов, а также образной системы в указанных произведениях. Теоретическая значимость работы – использование материалов исследования при чтении курсов «Детская литература», «Введение в литературоведение». Практическая значимость работы реализуется в разработке семинаров по изучению творчества А. П. Гайдара, С. Я. Маршака и Е. Л. Шварца, а также для практических занятий по курсу «Теоретические основы читательской деятельности». Заключение. Результаты исследования заключаются в убедительном выявлении типологического схождения образа и мотива времени в детской литературе 40-х гг. Вместе с тем прослеживается типологическая вариативность в индивидуальных стилевых решениях А. П. Гайдара, С. Я. Маршака, Е. Л. Шварца.

Ключевые слова: образ и мотив времени, внутренняя форма, индивидуальный стиль, стиль эпохи, стилевые доминанты, биографическое время, сюжет, детская литература

1119
5450

Клочков В. П. Оптимизация топологических связей учебного текства // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1998. Вып. 6 (9). С. 71-76

.

1118
  • 104
  • 105
  • 106
  • 107
  • 108
  • 109
  • 110
  • 111
  • 112
  • 113

Страница 109 из 136

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ