№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5601 | Введение. Реализация современной модели образования требует от педагогических работников владения определенными навыками научно-исследовательской работы и использования научно обоснованных форм и методов в своей профессиональной деятельности. Опора на науку должна позволить достичь требуемого качества образования и тем самым обеспечить выполнение социального и государственного заказа перед системой образования. В настоящее время существуют серьезные проблемы, касающиеся воспроизводимости процесса и результатов педагогических исследований. В этой связи при исполнении требования достижения качества образования педагоги сталкиваются с серьезной проблемой, а именно с кризисом воспроизводимости. Кризис воспроизводимости – это серьезный методологический кризис, суть которого заключается в невозможности повторить результаты исследований, которые были ранее опубликованы, или невозможность повторить само исследование (по техническим и иным причинам). Чаще всего это обусловлено отсутствием или недостаточной представленностью следующих элементов педагогических исследований: наличие эксперимента, четкое описание планирования и хода эксперимента, проверяемые данные – когда непонятно, что, каким образом и в каких условиях воспроизводить. Цель – научно обосновать целесообразность экстраполяции метода метаанализа из доказательной медицины в педагогические исследования в качестве инструмента для повышения воспроизводимости как экспериментов, так и получаемых результатов в педагогических исследованиях. Материал и методы. Основой методологии исследования стали следующие методы: изучение и анализ литературы, аналитического обобщения, прогнозирования, абстрагирования, аналогии, измерения, синтезирование данных, обобщение, моделирование, аналогии, статистической обработки полученной информации. После того, как были рассмотрены основные причины, вызывающие кризис воспроизводимости в науке, в качестве средства минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости обосновано применение метода метаанализа в педагогических исследованиях. Результаты и обсуждение. Проанализирована актуальная литература по проблематике исследования. Изучены и обобщены сущностные черты и причины кризиса воспроизводимости в педагогических исследованиях. Установлено, что кризис воспроизводимости носит междисциплинарный характер. Актуализирована проблема поиска средств минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости на развитие педагогических исследований. В качестве такого средства рассмотрен метаанализ и выдвинуто предположение о целесообразности его экстраполяции из медицины в педагогические исследования. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода метаанализа. Выведены определения понятий «метаанализ» и «систематический обзор». Установлено, что метаанализ пересекается и частично включает в себя элементы таких методов и технологий, как контент-анализ, прикладная наукометрия, блокчейн. Рассмотрены организационные и содержательные особенности метаанализа, позволяющие применять данный метод для оценки качества педагогических исследований. Предложен контурный план метаанализа научных публикаций, отражающих результаты педагогических исследований. Выдвинут ряд дискуссионных положений, которые могли бы стать основанием для дальнейших исследований. Намечен путь комплексного изучения инструментов минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости в педагогических науках. Заключение. Обосновано применение метаанализа в качестве эффективного инструмента: 1) оценки качества педагогических исследований; 2) планирования и организации эксперимента; 3) представления результатов эмпирических исследований в педагогике. Ключевые слова: метаанализ, блокчейн, систематический обзор, кризис воспроизводимости | 1068 | |||||
5602 | . | 1067 | |||||
5603 | . | 1067 | |||||
5604 | С помощью антиномии «личностное – социальное» проанализированы и обобщены результаты историкопедагогической реконструкции теоретико-практических исследований 1960–80-х гг. в сфере формирования и развития познавательных интересов курсантов в образовательном процессе военных вузов. На этих основаниях выявлены условия их критически-творческого использования как одного из ресурсов гуманизации системы военного образования в современной России. Ключевые слова: ФГОС ВПО третьего поколения, антиномия «личностное – социальное», военная педагогика, познавательные интересы курсантов | 1067 | |||||
5605 | Представлено краткое описание суперсимметричного дуальность-ковариантного подхода к супергравитации. В основе описываемого формализма лежит структура обобщенной геометрии, при этом скрытая симметрия U-дуальности рассматривается в качестве локальной калибровочной симметрии. Тензорная иерархия полей деформированной супергравитации появляется естественным образом как следствие ковариантности подхода. Полностью суперсимметричный дуальность-ковариантный Лагранжиан выписан в явном виде. Эта работа была доложена на международной конференции «Quantum Field Theory and Gravity (QFTG’14’)» в Томске. Ключевые слова: супергравитаци, расширенная геометрия, дуальности, исключительная теория поля | 1067 | |||||
5606 | Переносное употребление слов варьируется от культуры к культуре и отражает национальное видение события. Специфическое отношение к спиртному и особая культура пития реализуется в метафорах. Рассматривается метафорическое употребление глагола раздавить и глаголов речи (приговорить, уговорить, уболтать) в текстах, размещенных в Национальном корпусе русского языка и интернет-форумах. Проанализированы контекстуальные условия употребления названных глаголов, исследуются их основные морфологические, синтаксические и сочетаемостные особенности. Интегративным значением для данных глаголов является «выпить определенный объем целиком», что эксплицируется, как правило, с помощью указания на емкость и ее содержимое. Особенность в том, что при переносе наименования из базовой области в другую сохраняется контекстуальное сопровождение слова, характерное для его употребления в прямом значении. Ключевые слова: метафора, онтологическая метафора, персонификация, речевой глагол, контекстуальное окружение | 1067 | |||||
5607 | Рассматриваются общие характеристики программы обучения в аспирантуре. Обозначены составляющие научно-методического обеспечения дисциплины «Информатика и медицинская статистика», реализующей подготовку аспирантов в медицинском вузе. С учетом современных требований научно-методическое обеспечение представлено как целостная система нормативных, организационно-методических документов и дидактических материалов. Опираясь на концепцию контекстного обучения, обоснованы методы и формы, составляющие полный дидактический цикл обучения аспирантов. Предложенные методы и формы позволили повысить познавательный интерес к дисциплине и осуществить переход от передачи знаний до активного освоения содержания учебного материала. Ключевые слова: аспирантура, научно-методическое обеспечение, теория контекстного обучения, медицинская статистика | 1067 | |||||
5608 | Рассматривается лирика коми поэта И. А. Куратова сквозь призму ее субъектного строя. В ходе анализа установлено, что лирическая система поэта содержит разные субъектные формы: собственно автор, лирический герой, автор-повествователь, ролевой герой. Освоение И. Куратовым разнообразных форм выражения авторского сознания связано с расширением тематики и персонажного состава коми литературы. Однако полисубъектность характерна и отдельным произведениям поэта, в которых создается поэтическое многоголосие и расширяются функции прямой речи. Изучение поэтических произведений коми поэта сквозь призму их субъектного строя позволяет выявить не только имманентные особенности лирики И. Куратова, но и специфику формирования композиционно-речевых форм в коми поэзии, представить место и роль И. Куратова в развитии субъектной сферы и в целом поэтической системы коми лирики 1850–1870-х гг. Ключевые слова: коми поэзия XIX века, И. А. Куратов, субъектный строй, многосубъектность | 1067 | |||||
5609 | На базе Института прикладной информатики Томского государственного педагогического университета был создан и протестирован программно-аппаратный комплекс для проведения учебных мероприятий в дистанционной форме на основе свободного программного обеспечения. Ключевые слова: дистанционное образование, информационные технологии, свободное программное обеспечение | 1066 | |||||
5610 | Авторами проявлена необходимость специальной подготовки будущих учителей физики к организации исследовательской деятельности школьников. Данная необходимость обусловлена новыми требованиями школьного стандарта, в котором заложены в качестве результатов обучения многие исследовательские действия: постановка проблемы, поиск решения проблемы, планирование и выполнение исследовательского действия по решению проблемы. В соответствии с требованиями школы изменился также и стандарт подготовки выпускника педагогического вуза. В статье предложена модель подготовки выпускника к руководству исследованиями школьников, обучению их исследовательским действиям, что соответствует требованиям нового стандарта. Показаны способы внедрения модели, предъявлены результаты ее использования, которые свидетельствуют об эффективности подготовки бакалавров и магистров. Ключевые слова: исследовательская деятельность, руководство исследованием школьников, способность организации исследовательской деятельности, оценка | 1066 | |||||
5611 | Статья посвящена теоретическому обоснованию процесса воспитания ценностных ориентаций школьников в учебной деятельности. Уточнены понятия «закономерность» и «принцип» в педагогике, обоснована связь принципов обучения и воспитания. Сформулированы следующие закономерности и вытекающие из них принципы воспитания ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника в учебной деятельности будет тем эффективнее, чем больше ученик будет являться субъектом обучения и воспитания (принцип сознательности и активности, принцип активизации процессов самореализации и самовыражения), чем глубже и качественней будет раскрыт аксиологический потенциал учебного предмета (принцип опоры на содержание учебного предмета в воспитании, принцип связи обучения с жизнью и принцип научности обучения), чем больше будут учитываться индивидуальные особенности, интересы и потребности учащихся (принцип персонификации и принцип эмоциональности обучения). Ключевые слова: закономерность, принцип, воспитание ценностных ориентаций личности школьника, содержание учебного предмета | 1066 | |||||
5612 | Статья посвящена анализу наименований произведений в творчестве А. П. Чехова как единой системы и выявлению взаимосвязей поэтического своеобразия этой системы с особенностями художественного мира автора. Анализ проводится как в изолированном контексте произведений писателя, так и с точки зрения включенности его творчества в литературный процесс, а именно: делается попытка сравнения закономерностей в выборе тех или иных заглавий относительно творчества ближайших литературных современников писателя – И. С. Тургенева и И. А. Бунина. Ключевые слова: Чехов, название, заглавие, наименование, поэтика | 1066 | |||||
5613 | Раскрываются пути реализации субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации. Актуальность проблемы обосновывается требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, воспитательный компонент которых предполагает проектирование общеобразовательной организацией собственной программы воспитания с учетом особенностей социокультурной среды, потребностей субъектов воспитания. Показано, как включить детей в процесс создания и развития программы воспитания, сформировать пространство самореализации детей на основе технологий социального проектирования. Представлены подходы к разработке вариативной программы воспитания как системы детских проектов – коллективных, групповых, индивидуальных. Раскрыто примерное содержание проектных инициатив детей на примере начального общего образования, обозначены подходы к оценке результатов реализации программы на основе субъектного подхода. Ключевые слова: воспитание, программа воспитания, содержание воспитания, субъектный подход, социальное проектирование, проектные т | 1066 | |||||
5614 | В связи с переводом профессионального образования на уровневую систему и переходом на новые государственные стандарты особое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей, использованию новейших технологий в обучении и повышению качества образования. Ключевые слова: Болонский процесс, качество образования, квалификация, ключевые компетенции, Агентство гарантии качества в высшем образовании | 1065 | |||||
5615 | Исследовано решение проблемы определения эффективных параметров тренировочного процесса в предсоревновательном мезоцикле в рамках системы подготовки юных спортсменов, занимющихся ушу. Разработана классификация специализированных упражнений в ушу. Ключевые слова: параметры тренировочного процесса, классификация специализированных упражнений, тренировочный процесс, предсоревновательный мезоцикл, юные спортсмены, ушу | 1065 | |||||
5616 | Данная статья посвящена проблеме проведения необходимых реформ на неконкурентных, с высокой степенью участия государства рынках. Фактологический материал основан на изучении газовой отрасли. Анализ нынешнего положения газовой отрасли опирается на методы неоинституциональной экономики, а также на моделирование процесса реформирования отрасли. Анализируется взаимосвязь газовой отрасли с внешней экономической, политической, социальной и экономико-технологической средой. Ключевые слова: институт, естественная монополия, газовый рынок, либерализация, национальный интерес, неокупаемые затраты, институциональная ловушка | 1065 | |||||
5617 | В формулировке Фаддеева гравитации метрика считается композитным полем, билинейным по d = 10 4-векторным полям. Мы выводим (дискретное) действие Фаддеева в конфигурационном минисуперпространстве путем вычисления действия Фаддеева на пространстве-времени, составленном из (плоских) 4-симплексов с постоянными 4-векторными полями. Это аналог действия Редже, полученного вычислением действия Гильберта-Эйнштейна на пространстве-времени, составленном из плоских 4-симплексов. Одна из новых черт этой формулировки состоит в том, что симплексы не обязаны совпадать на общих гранях. Также можно ввести в этом формализме аналог параметра Барберо-Иммирци γ. Ключевые слова: эйнштейновская гравитация, исчисление Редже, композитная метрика, гравитация Фаддеева, дискретная гравитация | 1065 | |||||
5618 | Экскурс в историю разработки понятий «информация» и «знание», сравнительный анализ ключевых при-знаков и самих феноменов в аспекте их влияния на модели образования в современном мире могут быть полезными как для студентов, так и для педагогов. Анализируя современную философскую и педагогическую литературу, автор поднимает важный для будущего национальной системы образования вопрос о соотнесении понятий «информация» и «знание». Выделив основные сходства и различия между «информацией» и «знанием», автор рассуждает о том, к чему приводит подмена одного понятия другим, когда речь идет о целях-ценностях образования в XXI в. и обсуждаются особенности компетентностного подхода в концепциях информационного общества или общества знаний. Ключевые слова: образование, информация, знание, информационное общество, общество знаний, компетентностный подход | 1065 | |||||
5619 | Освещены вопросы истории русско-немецких литературных связей. В центре внимания поэтические фигуры Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова и Р. М. Рильке. Выявляется характер связи творчества поэтов, и на примере лирического произведения Гейне «Der Tod, das ist die kühle Nacht» раскрываются особенности переосмысления темы неразделенной любви творческим сознанием Лермонтова, воплощенным в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», а также их «возвращение» через перевод Рильке «Einsam tret’ ich auf den Weg, den leeren…» в немецкоязычное культурное пространство в качестве нового поэтического шедевра. Ключевые слова: литературные связи, поэзия, художественный перевод | 1065 | |||||
5620 | Рассматриваются особенности эволюции женских образов в романе «Дом в Пасси», а также в дневниковом очерке «Странник», позволяющие проанализировать специфику творческого самоопределения автора в эмиграции. Именно в цикле «Странник» впервые выявляется изменение антропологических оснований женских образов в зайцевской прозе, проявившееся затем в романе «Дом в Пасси», в котором женские образы теряют мистический ореол, мифологическую аллюзивность, философский софиологический контекст, присутствующий в ранней прозе автора. Писатель в романе воспроизводит разные варианты существования женщины в эмиграции. Ключевые слова: литература русского зарубежья, романное творчество Б. К. Зайцева, мужское (женское) начало, эволюция творчества, женские образы, художественная антропология | 1065 | |||||
5621 | Сквозь призму социолингвистических параметров анализируются дискурсивные характеристики эпистолярно-медийной языковой личности, актуализируемые в сфере электронного массового взаимодействия. Обосновывается наличие социальной доминанты в коммуникативном поведении данного типа носителей, выражающееся в осознании личностной и социальной идентичности, демонстрации активной гражданской позиции в решении острых социальных вопросов, способности осуществлять коммуникативно целесообразную и риторически организованную интеракцию, открытости дискурсивных проявлений. Материалом для рассмотрения выступают оnline-петиции, адресованные представителям региональной и государственной власти, как разновидность электронно-эпистолярных текстов социальной направленности. Ключевые слова: эпистолярий, эпистолярная языковая личность, массмедийная коммуникация, электронный эпистолярный текст, оnline-петиция, социолингвистика, коммуникативная стилистика текста, дискурсивный анализ. | 1065 | |||||
5622 | Рассматривается подход к оценке знаний учащихся в виртуальной образовательной системе. Для таких систем возникает насущная потребность в поиске автоматизированных подходов к оценке уровня получаемых знаний учащимися, контроля этого уровня знаний и их возможного управления. Предложена математическая зависимость, включающая три составляющие: временную, оценочную и уровень забываемости. Обсуждается математический формализм оценки знаний. Показывается, что для успешного обучения учащихся необходимо учитывать эти три составляющие и прогнозировать процесс обучения, что позволяет учесть индивидуальные особенности учащегося. Ключевые слова: программная система, технологии обучения, виртуальное обучение | 1065 | |||||
5623 | Выдвигается предположение о взаимосвязи коммуникативной компетентности приемных родителей и социализации детей в замещающих (приемных) семьях. Сопоставительный анализ показателей коммуникативной компетентности приемных родителей и социализации детей дошкольного возраста позволил определить их прямую зависимость. Выявленный у приемных родителей высокий уровень проявления общения в различных сферах (быт, познание, социальный мир, внутренний мир ребенка) соответствует высокому уровню социализации детей дошкольного возраста, поступивших в семью. Результаты диагностики приемных родителей, демонстрирующие ограничение общения по темам социальной направленности либо его отсутствие по каким-либо шкалам, соответствуют результатам, характеризующим низкий уровень сформированности структурных компонентов социализации у детей. Приемные родители, у которых ограничено содержание общения по темам социальной направленности, не смогут сформировать у детей полные, конкретные знания, умения и навыки социальной направленности. Проведенное диагностическое исследование подтверждает факт решающего значения для социализации детей в приемной семье коммуникативной компетентности родителей. Ключевые слова: коммуникативная компетентность, социализация детей-сирот, приемные родители, приемные дети, замещающая семья | 1065 | |||||
5624 | Анализируется малоизученный компонент отечественной культуры – религиозный художественный дискурс первой трети XX в.: корпус лирических текстов, создававшихся преимущественно в условиях ссылок и лагерей 1920–1930-х гг. Получает научное осмысление литературное наследие Татьяны Николаевны Гримблит, извлеченное из архивных источников в 2000-х гг.: несколько десятков стихотворений, которые можно рассматривать как автокомментарий жизни поэта. Художественные тексты Т. Гримблит выстраиваются в определенный сюжет, раскрывающий основные вехи духовного пути героини и отражающий облик эпохи. Исследуется религиозно-этическая картина мира Т. Гримблит, основанная на христианской вероучительной традиции и определяющая специфику хронотопической системы ее лирики. Выявляются особенности пространственной поэтики лирических текстов Т. Гримблит: принцип дихотомии, включающий изображение, с одной стороны, обезбоженного социума, а с другой – сакральной реальности. Анализируются способы моделирования образа Сибири в лирике Т. Гримблит: ретроспективный, имплицитный, натурфилософский. Хронотоп Сибири воссоздается в ретроспективном аспекте и с имплицитной позиции, что определяет его положительные характеристики в тексте: как родного для героини пространства, выполняющего функции защиты и являющегося источником вдохновения. Сибирский хронотоп осмыслен автором в натурфилософском аспекте: как знак божественного присутствия в земном мире. Натурфилософская интерпретация образа Сибири в лирике Т. Гримблит дополняется указанием на конкретные топонимы, а также обращением к универсальным формулам, восходящим к фольклорной традиции. Ключевые слова: сибирский текст, хронотоп, картина мира, пространственная поэтика, амбивалентность, религиозно-философская лирика, натурфилософия, христианский дискурс, оппозиция центр – периферия, фольклорные формулы, лирическая героиня | 1065 | |||||
5625 | Статья посвящена обоснованию важнейшей роли модальных слов в языковом выражении концептов. Эти лексические единицы с ярким модальным и эпистемическим зарядом играют незаменимую роль в выражении модальных значений в любом естественном языке. В примерах представлен материал одного из малоисследованных (в семантическом отношении) языков севера Сибири – хантыйского языка. Ключевые слова: концептуальность, концепты в языке, лексикология, модальность, модальное значение, модальные слова, хантыйский язык | 1064 | |||||
5626 | Рассматриваются возможности применения метода тандемного обучения в магистратуре многопрофильного вуза. Традиционное понятие тандемного обучения расширяется и утверждается, что в условиях многопрофильного вуза в тандеме могут участвовать студенты, обучающиеся по разным направлениям подготовки. Анализируется опыт применения тандемного обучения при организации практики магистрантов, обучающихся по направлению «Лингвистика», где в одном случае второй стороной тандема выступают магистранты технических направлений, а в другом – слушатели программы дополнительной квалификации «переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Делается вывод об эффективности и перспективности использования тандемного метода в многопрофильном вузе. Ключевые слова: иностранный язык, магистратура, многопрофильный вуз, практика, тандемное обучение | 1064 | |||||
5627 | Представлен методологический подход разграничения грамматической неполноты и недосказанности в тексте деловой переписки как единице диалогической коммуникации при производстве судебных лингвистических исследований в целях разрешения смысловой неоднозначности речевых произведений. Внимание уделяется вопросам прояснения временной отнесенности высказывания, соотношения неполноты грамматической структуры и смысловой законченности предложения в конкретной коммуникативной ситуации, семантического объема искомой и предъявленной информации в репликах вопроса и ответа, контекстной семантики коммуникативно-синтаксической организации текста. Ключевые слова: судебная лингвистическая экспертиза, смысловая неоднозначность, деловая переписка, диалогическая коммуникация, синтаксическая неполнота, недосказанность, коммуникативно-синтаксическая организация высказывания | 1064 | |||||
5628 | Рассматриваются особенности политического развития Тувинской Народной Республики в 1920–1930-е гг., характеризующиеся отсутствием опыта самостоятельного существования в предыдущие периоды развития и большим влиянием СССР на все стороны жизни тувинского общества, что обусловило утверждение однопартийной политической системы во главе с Тувинской народно-революционной партией. Вмешательство СССР во внутриполитические дела ТНР способствовало приходу к власти «левых», начавших радикальные преобразования и провозгласивших некапиталистический путь развития страны. В ТНР утверждается политическая система, аналогичная в СССР. Результаты и выводы данного исследования углубляют и расширяют представления об историческом опыте государственного строительства в годы ТНР, также раскрывают особенности ее политического развития как в рассматриваемое, так и в настоящее время. Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, суверенитет, Конституция, Тувинская народно-революционная партия, Великий Хурал, «левые», «правые» | 1064 | |||||
5629 | История развития гостиничного дела неразрывно связана с путешествиями. Французское гостеприимство и гостиничный сервис снискали мировую славу. Франция считается элитным местом отдыха для жителей других стран. Рассматривается французский гостиничный дискурс как один из видов институционального дискурса, который представляет собой многосоставное, сложноорганизованное гибридное дискурсивное образование, рожденное переплетением следующих дискурсов: законодательного (правового) дискурса (в сфере гостиничного бизнеса), французского страхового дискурса (в сфере гостиничного бизнеса), французского административно-управленческого гостиничного (собственно гостиничного) дискурса, французского научного гостиничного дискурса, французского академического (учебного) гостиничного дискурса, французского гостиничного медиадискурса, французского гостиничнoго интернет-дискурса. Ведущая роль при этом принадлежит административно-управленческому гостиничному дискурсу в сфере профессиональной коммуникации. В свою очередь, внутри каждого подвида гостиничного дискурса возможно обнаружить полифонические включения исторического, искусствоведческого, кулинарного, социального, туристического, дизайнерского, архитектурного и других дискурсов. Сложная дискурсивная природа гостиничного дискурса породила многообразие жанровых форм. Ключевые слова: отель, дискурс, гостиничный дискурс, речевой жанр, единица анализа | 1064 | |||||
5630 | Рассмотрены функциональные возможности презенса в немецком языке. Анализ проведен в диахроническом аспекте, начиная с древневерхненемецкого периода и заканчивая современным состоянием немецкого. Показано, какие функции были свойственны презенсу во времена его становления, какие появились в более поздние периоды и какие используются на современном этапе развития данного языка. С этой целью были изучены литературные памятники древневерхненемецкого и средневерхненемецкого периодов, германский эпос Nibelungenlied. Современный функциональный потенциал презенса исследован на материале немецкоязычных газет Die Welt и Moskauer deutsche Zeitung. Выбор газеты Moskauer Deutsche Zeitung обусловлен наличием в издании актуальных по содержанию материалов, написанных немецкими журналистами, что является подтверждением аутентичности рассмотренных текстов. Необходимость применения диахронического подхода, позволяющего обосновать и осмыслить функционирование презенса в современном немецком языке, составила новизну настоящего исследования. В статье использованы в качестве основных описательный, сравнительно-исторический, количественный методы анализа. Актуальность работы предопределена неоднозначным подходом в лингвистике к функциональной дифференциации презенса немецкого языка. Научно обоснованы и описаны его наиболее частотные функции. В указанных немецкоязычных газетах частое явление – актуальный, узуальный и футуральный презенс. Культурологически такое положение связано с тем, что немцы придают большое значение настоящему, а также им свойственна устремленность в будущее. Кроме того, в современной публицистической речи выявлена тенденция, заключающаяся в комбинированном функционировании презенса, во взаимодействии частотных функций. Развитые функциональные способности презенса в современном немецком языке во многом предопределены исторически – по отношению к хронологии поэтапным приобретением определенных функциональных возможностей. Рассмотренная прагматика презенса в рамках обозначенной темы также объясняет в значительной мере его несомненное лидерство. В работе приведена выборочная статистика немецкоязычных газетных материалов, подтверждающая существующие лингвистические данные о значительном преобладании презенса в речи. Проведенное исследование в целом расширяет научные представления о функциональной значимости презенса в немецком языке. Ключевые слова: презенс, функциональность, функции, частотность употребления, историческая грамматика, разновидности презенса, момент речи, публицистическая речь | 1064 | |||||
5631 | Введение. Описывается олигархия как аксиологически маркированный феномен с точки зрения языка. Материал и методы. Материалом для анализа репрезентации указанного феномена в текстах СМИ послужили статьи, извлеченные из подкорпуса Британского национального корпуса – the NOW Corpus, который содержит газетные и журнальные публикации в период с 2010 г. по настоящее время. Основные результаты. Анализ сочетаемости термина «олигархия» в Британском национальном корпусе проводится по следующим параметрам: виды, характеристика, сочетаемость с другими концептами, метафорическое осмысление явления. В результате анализа продемонстрировано, что репрезентация феномена олигархии в англоязычном массмедийном дискурсе детерминирована социальными и дискурсивными особенностями определенной лингвокультуры, ценностными приоритетами и установками участников различных типов институционального общения: политического, экономического, социального дискурсов. При наличии универсальных черт (связь олигархии с определенным видом человеческой деятельности) в английском языке существуют специфические термины для обозначения олигархии в той или иной стране. При рассмотрении взаимоотношения олигархии с другими концептами она трактуется не как отличная от других деструктивных явлений, а как феномен синонимичного порядка (коррупция и олигархия, деспотизм и олигархия, империализм и олигархия). Образное отображение феномена олигархии представлено небольшим количеством метафорических моделей, что детерминировано динамикой метафор с различными сферами-источниками и национальными особенностями той или иной лингвокультуры. Теоретическая значимость работы заключается в расширении теории массмедийного дискурса и аксиологической лингвистики за счет анализа обыденного толкования термина в средствах массовой информации. Практическая ценность исследования состоит в возможности применения результатов анализа для изучения других аксиологически маркированных феноменов. Заключение. В работе намечаются возможные перспективы исследования, к числу которых относится рассмотрение интерпретации феномена олигархии на материале англоязычного дискурса в диахроническом аспекте, что позволит дополнить полученные результаты и выявить те аспекты представления анализируемого явления, которые отсутствуют в репрезентации феномена олигархии в современном английском языке. Ключевые слова: олигархия, Британский национальный корпус, массмедийный дискурс, деструктивное явление, аксиологически маркированный феномен | 1064 | |||||
5632 | Обоснование методологического подхода при определении содержания, формирования, структуры и механизмов фундаментальной подготовки учителей географии является обязательным условием реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования. Принципом интеграции содержания образования, формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности выступает метапредметность. Ключевые слова: фундаментальные знания, студенты-географы, метапредметность | 1063 | |||||
5633 | Представлены результаты тщательной выборки из различных источников всех селькупских наименований, сформировавших в итоге тематическую группу лексики «Ягодная флора». Проведен анализ этих языковых единиц, в результате чего удалось проследить процесс семантического развития и формирования наименований ягод в селькупском языке, а также выделить принцип номинации в каждом случае. При дальнейшем обобщении полученных данных мотивемы, лежащие в основе фитонимов, были оценены по критерию продуктивности. Исследование проводилось с учетом основных положений теории передачи языковой картины мира с помощью символов, которые берут начало в коллективном бессознательном и несут в себе определенные смыслы. Метод компонентного анализа позволил пойти по пути реконструкции мотивем для непроизводных наименований и для лексем с древним происхождением. Данный метод предоставил возможность вычленять скрытые в фитонимах элементарные смыслы и на их основе трактовать лексемы. Ключевые слова: селькупский язык, ягодная флора, фитонимы, этимология, семантическое развитие, принципы номинации | 1063 | |||||
5634 | Целью публикации является исследование личного состава купеческого сословия городов Степного края, динамики численности купцов по гильдиям как в целом по Северо-Восточному Казахстану, так и по отдельным городам края второй половины XIX и начала XX в. Основными источниками исследования являются документы Центрального государственного архива Республики Казахстан и Государственный архив Омской области. Изучено демографическое развитие и численность предпринимателей городов Степного края второй половины XIX и начала XX в., где впервые целенаправленно дается комплексный сравнительный анализ по выявлению причин количественных изменений купцов и отдельных категорий населения в крупных городах Степного края, таких как Петропавловск, Акмолинск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Павлодар. Несмотря на сложности в работе со статистикой и противоречивость статистических данных, выявлены количественные и качественные изменения в структуре купеческого сословия, а также общие тенденции формирования региональных торговцев и прослеживается появление в городах и регионах Степного края местного купеческого сословия. Полученные статистические данные могут быть использованы в научных исследованиях, поиске применения материалов статьи в научных разработках проблем, касающихся демографического развития купечества как Северо-Восточного Казахстана, так и истории российского предпринимательства, которые учтены в процессе построения современной модели управления отраслями экономики и формирования инфраструктуры территорий, выработки стратегии развития региона. Результаты данного исследования позволяют внести коррективы в некоторые исследования и, соответственно, повысить достоверность научных данных в деле изучения демографических процессов в крупных городах Степного края второй половины XIX и начала XX в. Ключевые слова: Степной край, купцы, гильдия, города, транзитная торговля, капитал, свидетельство | 1063 | |||||
5635 | . | 1062 | |||||
5636 | . | 1062 | |||||
5637 | Предпринята попытка соотнесения личностных и литературных установок И. А. Крылова с романтической концепцией конца XVIII – начала XIX в. Подчеркнутый прагматизм Крылова, называемого позднейшими исследователями антиромантиком, как оказывается, имеет много общего с одним из базисных принципов романтизма «Живи как пишешь и пиши как живешь», провозглашенным В. А. Жуковским. Ключевые слова: И. А. Крылов, личность, басня, эпоха романтизма | 1062 | |||||
5638 | Рассматриваются появившиеся в результате перехода общества к индустрии знаний проблемы преподавания корпуса дисциплин, связанных с информационными технологиями, а также вопросы переориентации соответствующих курсов на методики гуманитарных наук, главной целью которых должно стать овладение коммуникационно-управленческими навыками, адекватными конкурентной борьбе на рынке труда в условиях пост индустриального общества. Ключевые слова: постиндустриальное общество, индустрия знаний, социальная адаптация, конкуренция, рынок труда, общественные связи, управление, коммуникации | 1062 | |||||
5639 | Рассматривается методологический потенциал неклассических методологий, в частности концепты, содержащиеся в построениях французских философов М. Фуко и Г. Башляра в применении к анализу восточнославянской мифологической традиции. Идея культурных складок и разрывов; идея самонастраивающейся дискурсивной целостности у Фуко, понятия отклика и отголосков у Башляра открывают дополнительные возможности специализированного анализа мифологического материала. Ключевые слова: восточнославянская мифологическая традиция, неклассические методологии, М. Фуко, Г. Башляр, культурные складки и разрывы, самонастраивающаяся дискурсивная целостность, отклики и отголоски | 1062 | |||||
5640 | Топонимическое прозвище – это новое имя, появляющееся на основе ассоциаций с явлениями реальной действительности. Широкое использование вторичных номинаций является характерной особенностью топонимической системы США. Каждый штат помимо своего официального названия имеет ряд прозвищ, которые, в свою очередь, могут быть официальными и неофициальными. Статья посвящена лингвокультурологическому анализу топонимических прозвищ штатов США, мотивировкой номинации которых послужили особенности рельефа и водных ресурсов. Эта группа американских прозвищ четко ограничена в языке и представляет собой интересный материал для лингвистического анализа. Приводится классификация исследуемых единиц, а также их мотивационный и количественный анализ. Ключевые слова: вторичная номинация, топонимическое прозвище, топоним, рельеф, водные ресурсы, штаты США | 1062 | |||||
5641 | Актуализируется проблема онтологической сопричастности души и времени, выражаемой через понятие «протяжение» («оттягивание» (М. Хайдеггер)). Она прослеживается автором через развитие античной и христианской философской мысли и связывается с антропологическими духовными практиками «заботы» о прошлом, настоящем и будущем. Выявляются онтологические конфигурации времени, представленные по трем типам. Первая связана с определением «первого» и «последнего» в ряду множественности или числовой последовательностью. Вторая, с присутствием качественной иерархии «начала» и «конца», порядком временения, истечения через очередность и связь «будущего», «настоящего», «прошлого». Третья же с онтологическим приближением и отдалением от источника временения. «Забота» души предстает в бесконечном осознанном попечении о живом становления и которое способно породить и протянуть горизонт истинного, а не иллюзорного бытия. Ключевые слова: протяжение души, время, тождественное, иное, жизнь, век, вечность, конфигурации времени | 1062 | |||||
5642 | Рассматривается процесс формирования новой системы противопожарных мероприятий, которая стала формироваться в Алтайской губернии после окончательного установления советской власти. Используется широкий круг архивных материалов, многие из них вводятся в научный оборот впервые. В результате проделанной работы сделаны следующие выводы. Борьба с лесными пожарами включала в себя комплекс мероприятий по профилактике, предупреждению, ликвидации огня в лесу, а также наказанию виновных в поджогах леса. Новая власть была заинтересована в сохранении лесов от пожаров, поэтому перед лесотехническими специалистами и местными властями была поставлена задача в короткие сроки создать работоспособную систему борьбы с лесными пожарами. Лес был национализирован, каждый гражданин получил право пользоваться лесными материалами, но при условии личного участия в охране лесов. Реализация некоторых противопожарных мероприятий была возложена на местное население. Однако эта практика себя не оправдала, поэтому было решено вернуться к стандартной схеме, при которой основную роль в охране лесов от пожаров играла профессиональная лесная стража. Ключевые слова: охрана лесов, лесное хозяйство, Алтайская губерния, лесной пожар, профилактика лесных пожаров, умышленный поджог леса | 1062 | |||||
5643 | Рассматривается один из концептуальных аспектов популяризации исторической науки на телевидении – понимание факта как смыслообразующей категории. Анализ производится на примере историко-познавательной телепередачи «Нефакт» – современного телевизионного продукта, структура которого базируется на исследовании фактического и не фактического. В центре внимания находится лексическая единица «факт», ее смысловая и функциональная нагрузка в тексте данной телепередачи. Оценивается коммуникативный потенциал исследуемой единицы в журналистском материале и ее значение в популяризации знания. Ключевые слова: факт, фактическое, лексическое значение, коннотации | 1062 | |||||
5644 | Изучается характер использования языковых и культурных знаний в переводе и обосновывается необходимость рассмотрения переводчика как профессионального пользователя родного и иностранного языков, а переводческого владения языками как специфического в силу того, что они: а) являются основой осуществления профессиональной посреднической деятельности, задающей особый характер их использования и функционирования; б) выступают в качестве базы для формирования и функционирования собственно переводческих навыков и умений. В частности, предпринимается попытка выявления возможных характеристик лингвокультурных знаний переводчика, актуальных в контексте переключения кодов в переводе, которое предлагается рассматривать как переключение лингвокультурных кодов с целью отражения как межъязыковой, так и межкультурной направленности переводческой деятельности. На основе анализа механизмов и процессов переключения лингвокультурных кодов в переводе формулируются следующие характеристики лингвокультурных знаний переводчика. Прецедентность определяется как владение языком на уровне коммуникативных фрагментов и коммуникативных контуров, способное оптимизировать доступ, активацию и извлечение языковых знаний, контроль оформления текста перевода, функционирование процессов радиантного мышления и распространяющейся активации. Организация лингвокультурных знаний переводчика вокруг фреймов способствует созданию основы для прогнозирования, формированию концептуального доступа через иностранный язык, снижению его зависимости от родного языка, повышению уровня его активации, интеграции языковой и культурной информации в структуры семантической памяти. Системность лингвокультурных знаний переводчика отражает владение языковой информацией как системой зависимостей и связей, обеспечивающей бóльшую заостренность, выпуклость, пластичность и мобильность языковых знаний. Осознанность связывается с целенаправленным вниманием к языковым формам и способностью размышлять о закономерностях и специфике функционирования языка, что формирует умение разделять знания разных языков и культур, повышает способность контро-лировать использование языка и исправлять ошибки, предотвращает интерферентные процессы. Функциональный параллелизм отражает характер взаимодействия знаний в двух языках, складывается из системного, коммуникативного и операционного аспектов и обеспечивает оперативную активацию и функционирование межъязыковых связей при переключении. Проблемная заостренность предполагает осведомленность о типах языковых средств, вызывающих сбои в переключении, и способность предвидеть и преодолевать возникающие трудности. В совокупности описанные характеристики обеспечивают готовность и способность переводчика к переключению лингвокультурных кодов в переводе. Формирование описанных характеристик предлагается рассматривать в качестве одного из элементов профессионально ориентированной иноязычной подготовки переводчиков. Ключевые слова: перевод, переключение кодов, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, металингвистическая осведомленность, фрейм | 1062 | |||||
5645 | Введение. Статья приурочена к 75-летнему юбилею профессора В. Е. Головчинер и посвящена анализу ее научной деятельности. Цель статьи – определить этапы и направления научно-педагогической деятельности ученого. Материалы и методы. Материалом исследования послужили научные труды (статьи, доклады, монографии) В. Е. Головчинер и ее учеников. Систематизация и описание результатов научной работы ученого осуществлялись в сопоставлении с ведущими концепциями отечественной филологии. Результаты и обсуждение. Впервые научное наследие В. Е. Головчинер рассмотрено как целостное явление; выявлены принципы, которыми руководствовался ученый в разные периоды научной деятельности; выделены ключевые идеи ее работ: 1) формирование эпической драмы как специфического направления в отечественном литературном процессе ХХ в., обусловленного культурно-историческими обстоятельствами и имеющего две типологические разновидности – метафорическую и метонимическую – с характерными чертами поэтики; 2) специфика художественного произведения во многом обусловлена родовыми чертами, поскольку каждый род литературы имеет свои выразительные возможности; 3) закономерная смена жанровой парадигмы в эпоху неклассической поэтики приводит к тому, что канонические жанры уступают место авторским моделям творчества, выступающим в качестве нового способа завершения художественного целого. Теоретическая значимость исследования: научное наследие В. Е. Головчинер введено в историко-научный контекст; освещены основные направления ее исследований; проанализирован эвристический потенциал теоретических положений и кратко охарактеризованы тезисы основных работ. Практическая значимость исследования: выводы и результаты исследования могут быть использованы при составлении рабочих программ филологических дисциплин, разработке учебных материалов, пособий по истории отечественного литературоведения. Заключение. Научные разработки профессора В. Е. Головчинер не только являются концептуальными в отдельных вопросах теории литературы, открывают интересные историко-литературные факты, но и отражают общие тенденции филологической науки, развивают достижения томской школы литературоведения, изучающей отечественную драму. Ключевые слова: профессор В. Е. Головчинер, обзор научной деятельности, история и теория драмы, методология литературоведения | 1062 | |||||
5646 | Введение. Представлены результаты изучения проблемы социализации детей в условиях дополнительного образования средствами искусства. Приводится теоретический анализ понятий «социализация», «культурная социализация» и базовые составляющие структуры этих категорий, в частности «система индивидуальных значений личности», которая определяет результаты социализации детей как социально-педагогического явления. Раскрыта специфика культурной социализации детей в условиях дополнительного художественного образования. Даны психолого-педагогические ориентиры по формированию системы индивидуальных значений (направленность ценностных ориентаций, потребностей, мотивов поведения и деятельности и др.) в сфере функционирования художественно-эстетического контента современного дополнительного образования. Цель – обосновать и конкретизировать современные ориентиры социализации детей в дополнительном образовании средствами искусства. Материал и методы. Использовались теоретические методы междисциплинарного изучения процесса социализации растущей личности, ее духовно-культурного аспекта, проведен анализ актуальных научных исследований, раскрывающих методологические ориентиры, которые опосредуют эффективность результатов процесса культурной социализации детей в современных условиях функционирования дополнительного художественного образования. Методологическими ориентирами служили личностный, деятельностный, комплексный, сравнительно-сопоставительный подходы, теоретический анализ научной литературы и классификация, обобщение результатов исследования. Результаты и обсуждение. Процесс социализации в научных исследованиях рассматривается не только с точки зрения социума, но и с позиции личности, что актуализирует роль личностного и деятельностного подхода к взаимодействию ребенка и мира художественной культуры. Важным результатом культурной социализации детей в дополнительном образовании становится система индивидуальных значений как личностного образования (направленность ценностных ориентаций, потребностей и мотивов деятельности и др.). Совокупность междисциплинарных научных исследований (М. В. Богуславский, И. А. Пахомов, В. В. Павловский и др.) позволяет выделить особенности процесса социализации в современных условиях функционирования учреждений дополнительного образования детей – цифровая среда, изменение содержания и методической системы художественного дополнительного образования (появление реального онлайн- и офлайн-образования), нацеленность педагога на личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми и реализацию индивидуально-дифференцированного принципа в дополнительном образовании средствами искусства. Заключение. Современные ориентиры процесса культурной социализации в дополнительном образовании средствами искусства (взаимопроникновение идей и методического инструментария личностного и деятельностного подходов и методов цифровой педагогики) способствуют формированию системы индивидуальных значений личности художественно-эстетической, творческой направленности, саморазвитию и самореализации ребенка в постоянно изменяющейся культурной среде, что является основным критерием эффективности и результативности процесса социализации растущей личности. Ключевые слова: социализация, культурная социализация, система индивидуальных значений личности, дополнительное художественное образование детей | 1062 | |||||
5647 | . | 1061 | |||||
5648 | . | 1061 | |||||
5649 | Раскрываются наиболее значимые периоды жизни директора Томского учительского института Ивана Александровича Успенского (1867-1943 гг.). Определены основные факторы, повлиявшие на формирование его профессионального кредо. Дается характеристика деятельности Успенского в учебных заведениях Западно-Сибирского учебного округа в конце XIX-начале XX в Ключевые слова: И. А. Успенский, педагогическое образование, Томский учителъский институт | 1061 | |||||
5650 | Предложено решение проблемы повышения мотивации к изучению физики и развития социально значимых умений для учащихся нецентральной школы на основе системы уроков-проектов. Ключевые слова: система уроков-проектов, социально значимые умения, повышение мотивации | 1061 |