№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5901 | Объектом настоящего исследования являются структурно-композиционные особенности организации текстов «звездного» интервью как жанра массмедиального дискурса. В «звездном» интервью акцент делается на неординарность личности, чертах, выделяющих ее из числа других. Такое интервью нацелено на создание яркого эмоционально-психологического портрета. Основной целью «звездного» интервью признается привлечение внимания и поддержание интереса к «звездной» персоне со стороны массовой аудитории. Ключевые слова: массмедиальный дискурс, «звездное» интервью, журналист, респондент, массовая аудитория, диалогический текст, диалогическое единство | 1043 | |||||
5902 | Чтение как ведущий процесс приобщения к знанию является одним из основных навыков, необходимых для образовательной деятельности, но требует больших временных и когнитивных затрат от обучающегося. Информационные привычки и потребности нового поколения ставят перед образовательными практиками серьезные вызовы и требуют поиска свежих решений в организации текстовой деятельности. В ответ на эти вызовы в практической области появляются любопытные успешные эксперименты, требующие рассмотрения и обобщения. Рассмотрен пример удачной геймификации процесса текстовой деятельности на примере одного из проектов USATODAY с целью выявить педагогический потенциал данных технологий. Ключевые слова: геймификация, образование, текстовая деятельность, чтение, информация | 1043 | |||||
5903 | Рассматривается один из аспектов организации жизни детей в годы Великой Отечественной войны – летние оздоровительные кампании. Несмотря на тяжелейшее время, нехватку финансов, советское государство в годы войны устраивало летний оздоровительный отдых детей. Предметом исследования данной статьи является масштаб летних оздоровительных кампаний в Западно-Сибирском регионе в разные годы войны, трудности в их организации. Ключевые слова: дети, Великая Отечественная война, оздоровление детей, детский летний отдых, пионерские лагеря, детские санатории, детские площадки | 1043 | |||||
5904 | Введение. Формирование профессиональной идентичности будущего профессионала является одной из наиболее актуальных тематик целого комплекса гуманитарных исследований. Тем не менее на сегодняшний день имеется ограниченное количество работ, непосредственно дающих теоретически обоснованные практические рекомендации относительно особенностей формирования профессиональной идентичности. Отмечается, что данный процесс должен сопровождаться серьезными лингвоаксиологическими исследованиями, в особенности, если речь идет о формировании иноязычной профессиональной идентичности преподавателя иностранных языков и культур. Цель работы заключается в выстраивании аксиологической концептосферы современного педагогического дискурсивного пространства и выявлении корреляционной зависимости лингвоаксиологического манипулирования и процесса формирования иноязычной профессиональной идентичности будущего преподавателя. Основными задачами исследования является формирование корпуса текстов исследования, проведение лингвопрагматического и контент-анализа отобранных текстов, выявление дискурсивных и аксиологических компонентов фрагментов педагогического дискурса для адекватного построения аксиосферы дискурса, определение уровня оказания манипулятивного (суггестивного) воздействия на адресата посредством актуализации выявленных элементов аксиосферы исследуемого дискурсивного пространства, обобщение полученных данных и определение особенностей самоидентификации личности преподавателя при восприятии им ценностно нагруженных текстов через соответствующее суггестивное воздействие. Материал и методы. Материалом исследования послужили 15 письменных текстов педагогического дискурса, составленные профессионалами для преподавателей английского языка и принадлежащие к конкретной структурной части книги – «Introduction» («Введение»). Используется комплексный метод анализа данных, совмещающий в себе метод дискурс-анализа, метод концептуального анализа, метод прагмалингвистического анализа, а также метод количественной обработки полученных данных. Результаты и обсуждение. В связи с многоаспектным характером исследования приводится развернутый литературный обзор, включающий в себя анализ тем профессиональной идентичности преподавателя, лингвоаксиологического фактора формирования идентичности и лингвистической содержательности продуктивного речевого манипулирования. Проведенное комплексное прагма-аксиологическое исследование выявило пять базовых аксиологических концептов, формирующих аксиологическую концептосферу исследуемого педагогического дискурса: DEVELOPMENT, ENJOYMENT, NOVELTY, EFFECTIVENESS, READINESS, вербализация каждого из которых представляет собой способ продуктивного манипулирования сознанием потенциального адресата. Манипулирование осуществляется за счет определенного функционального диапазона лексических единиц-вербализаторов данных концептов. Полученные результаты позволяют выстроить аксиологическую концептосферу рассматриваемого педагогического дискурсивного пространства, а также выявить корреляционную зависимость функционального диапазона прагма-аксиологически заряженных лексических единиц-вербализаторов с оказываемым на потенциального адресата манипулятивным воздействием. Заключение. Также для дальнейшего исследования представленной тематики выдвигается гипотеза культурного манипулирования, согласно которой имеющиеся в англосаксонской традиции ценностно-оценочные педагогические ориентиры детерминируют модель поведения педагогов, принадлежащих к другим культурноэтническим субстратам, но обучающихся по их методике. Ключевые слова: профессиональная идентичность, дискурс, аксиология, аксиосфера, концепт, манипулирование, преподавание иностранны | 1043 | |||||
5905 | Содержание углерода в болотных водах изменяется от 53 до 92,5 мг/л с экстремальными значениями 27,8–145 мг/л. С целью определения выноса углерода разработана математическая модель выноса веществ с поверхности водосборного бассейна. Расчеты показывают, что среднемноголетний вынос углерода с заболоченного водосбора в разные годы составляет 4,3–12,8 г/м2 в год, в том числе в форме гуминовых и фульвокислот, вынос которых достигает в отдельные месяцы вегетационных периодов 98 % от общего выноса углерода. Ключевые слова: углерод, торфяные болота, ландшафтный профиль, динамика, гуминовые вещества, химический состав, болотные воды, баланс, вынос, моделирование | 1042 | |||||
5906 | Рассмотрены детали лагранжева описания неприводимых представлений высшего целого спина группы Пуанкаре с таблицей Юнга Y [ˆs1, sˆ2], имеющих 2 столбца для Бозе-частиц, распространяющихся в пространстве-времени Минковского произвольной размерности. Процедура основана, во-первых, на использовании вспомогательного пространства Фока, порожденного фермионными осцилляторами (антисимметричный базис), во-вторых, на построении модуля Верма и нахождении вспомогательной осцилляторной реализации для алгебры sl(2)⊕sl(2), которая кодирует подсистему связей второго рода в супералгебру симметрии высших спинов. Применение универсального БРСТ-БФВ подхода позволяет воспроизвести калибровочно-инвариантные лагранжианы с приводимыми калибровочными симметриями, описывающие свободную динамику как безмассовых, так и массивных смешанно-антисимметричных бозонных полей любого спина с подходяшим набором калибровочных и Штюкельберговых полей. Общая прескрипция обладает возможностью воспроизвести лагранжианы с БРСТ-инвариантными расширенными алгебрическими связями, которые описывают неприводимые представления группы Пуанкаре в терминах смешанно-антисимметричных тензорных полей с 2 группами индексов. Ключевые слова: высшие спины, БРСТ оператор, Лагранжева формулировка, модуль Верма, калибровочная инвариантность | 1042 | |||||
5907 | Представлены результаты экспериментального изучения объема и качественной специфики воспроизведенного учебного материала школьниками спустя пять лет после запоминания. Проанализировано количество воспроизведенных смысловых единиц, предложений, слов, а также количество допущенных привнесений и искажений. На данном этапе эксперимента участвовали школьники 17–18 лет, объем выборки составил 25 человек. Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем больше период времени между запоминанием и воспроизведением, тем отчетливее прослеживается влияние на успешность таких факторов, как уровень репрезентации информации в памяти человека, а также особенности функционирования интеллекта в целом. Проведенное лонгитюдное исследование дает уникальную возможность проследить закономерности сохранения учебного материала школьниками в условиях современной общеобразовательной системы. Ключевые слова: память, мнемические способности, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание | 1042 | |||||
5908 | Затрагивается тема всестороннего изучения региональной (локальной) истории значительного региона Западной Сибири – Приишимья с позиции экономики, государственного управления, культуры, социологии. На основе изучения широкого круга справочной литературы досоветского прошлого и архивных источников, ранее не введенных в научный оборот, установлена связь между появлением капиталистических отношений в Российской империи с их переживанием в сибирской глубинке. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке истории, социологии, экономики, этнографии и освещает культурно-бытовые и хозяйственные предпочтения крестьян в одном из важных направлений трудовой деятельности – маслоделии. Автор прослеживает становление такого явления, как артельное маслоделие, которое послужило одной из причин интенсивной стратификации сельского социума. Объединяясь в кооперативы и сельскохозяйственные артели, крестьяне смогли улучшить свое благосостояние, появилась возможность подняться по социальной лестнице, приобщиться к культурным ценностям человечества (через образование, открытие совместных предприятий с заграничными коммерсантами и др.). Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в использовании новых архивных данных и умозаключений при составлении научных и методических пособий и изданий, возможности включения в информационные справки краеведческого и общественного характера, а также позволит устранить пробелы в социальном, историческом, экономическом описании дореволюционной Сибири. Ключевые слова: Сибирь, Приишимье, маслоделие, крестьянство | 1042 | |||||
5909 | Рассматривается необходимость развития творческой культуры студентов посредством конкурсов и олимпиад. Отмечается, что творческая культура может быть сформирована более эффективно при сочетании аудиторной и внеаудиторной деятельности. Примерами массовых форм внеаудиторной деятельности являются конкурсы и олимпиады. Подчеркивается влияние конкурсов, олимпиад и олимпиадного движения не только на развитие интеллектуальных способностей, но и на развитие личности в целом. Ключевые слова: конкурс, олимпиада, внеаудиторная деятельность, творческая культура, олимпиадное движение, обучение иностранным языкам | 1042 | |||||
5910 | Проведен анализ наименований волос на материале диалектов селькупского языка с целью выявления лингвокультурем и их внутренних значений. Собраны и изучены диалектные варианты лексем, обозначающих волосы, в селькупском языке. Проанализированы фольклорные и бытовые тексты, в которых данные лексемы фигурируют как в прямом, так и в переносном значении. Выявлены мотивы возникновения вторичных значений у лексем opt, qaž, tujja, tar ‘волос’. Представлены словообразовательные возможности сомонимов, приведены материалы этимологического характера. Наряду с лингвистическим анализом значений исследуемых сомонимов в диалектах селькупского языка был проведен анализ культурологических данных, что позволило выявить лингвокультуремы opt и qaž, объективирующие связь между миром людей и миром духов. Ключевые слова: селькупский язык, диалект, соматическая лексика, наименования волос, лингвокультурема, лингвокультурологический анализ | 1042 | |||||
5911 | На этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения появилась необходимость развития личностных качеств студента при его профессиональной подготовке. В этой связи на примере федерального государственного образовательного учреждения высшего образования были рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты тех общекультурных компетенций, которые проявляются и формируются в образовательном процессе, требуют выработки методологии разработки и внедрения в него современных технологий включения задач гуманитарной экспертизы технических решений и непосредственно влияют на развитие коммуникативных способностей студента и дальнейший профессиональный успех выпускника высшего образовательного учреждения. Ключевые слова: трудовые функции, профессиональная подготовка, компетенции, образовательный процесс, методология, воспитание, обучение, самообразование | 1042 | |||||
5912 | Введение. Всемирная сеть не только связала самые удаленные уголки планеты, но перерождалась, трансформировалась, приспосабливалась к потребностям своих создателей. Сначала она реализовала сугубо утилитарные потребности, постепенно превращаясь в незаменимый инструмент общения, поиска информации, развлечения. Но в течение нескольких десятилетий она создала собственный социум, собственный дискурс, собственную культуру. Очевидно, что становление культуры Интернета тесно связано с реализациями разнообразных юмористических интенций, а успешность виртуальной (неформальной) коммуникации даже в большей степени, чем коммуникации реальной, зависит от юмористической составляющей. Материал и методы. В связи с вышесказанным целью статьи является рассмотрение юмористических средств, реализующих отрицательную самопрезентацию в интернет-пространстве. Объектом изучения послужил механизм создания отрицательной самопрезентации с помощью юмористических средств. В исследовании были использованы методы наблюдения, сравнения, описания, интерпретативного анализа. Результаты и обсуждение. Юмор – это попытка креативного мышления нарушить догматизм шаблонного способа отражения окружающего миропорядка, подчеркивающая в нем несообразное и нелепое. Глобальность, анонимность, опосредованность виртуального мира дают возможность реализовывать самые негативные интенции в коммуникации. Человек обретает свободу в выборе роли – гендерной, социальной, даже моральной. Анонимность виртуальной маски дает ему возможность создать как собственный отрицательный образ, так и попытаться задеть или даже оскорбить коммуникативного партнера. В ходе исследования была предпринята попытка систематизации современных подходов к стратегии самопрезентации, установлены и представлены в подробном описании реализации семантического механизма создания отрицательной самопрезентации субъектом в сети Интернет за счет юмористических приемов. Отдельно были проанализированы эффективные способы актуализации отрицательной самопрезентации в виртуальном мире, такие как троллинг, интернет-жаргон, мемы и табу. Заключение. Полученные результаты представляют интерес для дальнейшего исследования проблемы особенностей общения в медиасреде. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по стилистике и филологическому анализу текста, в спецкурсах по лингвистике текста, прагмалингвистике и медиалингвистике. Ключевые слова: самопрезентация, концепции самопрезентации, интернет-среда, функции юмора, троллинг, мемы, табу | 1042 | |||||
5913 | Представлена ретроспектива обращения к проблемам сетевого взаимодействия, выявлен уровень сформированности сетевой теории в педагогике России, проведен анализ опыта формирования сетевого взаимодействия ОУ в сельской местности с целью его периодизации, выявления специфических задач современного этапа становления сетевого взаимодействия на селе, решение которых обусловило ведущие теоретические идеи формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ. Автор характеризует отдельные теоретические идеи сетевого взаимодействия образовательных организаций на селе, практику их реализации. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательные организации, сельская школа, тенденции, историко-педагогические этапы | 1041 | |||||
5914 | Описываются особенности дискурсивного взаимодействия бабушек и внуков в пространстве семейной коммуникации. На основе использования приемов конверсационного и интеракционного анализа видеозаписей общения представителей разных поколений двух семей делается вывод о противоречивом характере интенций коммуникантов и наличии специфических дискурсивных средств взаимодействия как у бабушек – игровая агрессия, меморатив, помощь при коммуникативной неудаче, так и внуков: например, коммуникативный саботаж. Ключевые слова: семейный дискурс, дискурсивная интеракция, межпоколенная коммуникация, дискурсивные приемы, коммуникативный саботаж, невербальные средства коммуникации | 1041 | |||||
5915 | Рассматривается деятельность органов прокуратуры в Тувинской автономной области после вступления Тувы в состав СССР в 1944 г. Выделены вопросы организации и результаты работы по ряду актуальных направлений надзорной и иной деятельности прокуратуры в новых исторических условиях, в условиях советского строя. Приведены конкретные примеры по приоритетным направлениям прокурорской деятельности: контроль в сфере сельского хозяйства, надзор за судами, рассмотрение гражданских дел и факты нарушения и ненадлежащего исполнения прокурорскими органами возложенных законом обязанностей. Проанализированы проблемы организации государственной службы работниками областной и районных прокуратур и их воздействие на осуществление ими своей функциональной деятельности. Ключевые слова: прокуратура, Тувинская автономная область, Конституция, Генеральный прокурор СССР, прокурор области, районный прокурор, народные суды, сельское хозяйство, надзор | 1041 | |||||
5916 | В связи с переходом высшего образования на новые стандарты, основанные на компетентностном, личностно ориентированном и деятельностном подходах к обучению, возникает проблема диагностики готовности будущих учителей математики к профессиональной деятельности. Понятие «готовность к профессиональной деятельности» связано с понятием «профессиональная компетентность». Анализ работ, посвященных диагностике профессиональной компетентности с точки зрения психодидактики, позволяет выделить некоторые требования к диагностике будущих учителей математики к профессиональной деятельности: диагностика должна осуществляться в форме мониторинга, тем самым реализуется ее развивающая функция; мониторинг предполагает использование средств педагогической поддержки в случае учебных затруднений у диагностируемых, тем самым реализуется обучающая функция диагностики; он должен включать средства обеспечения самодиагностики, тем самым реализуется воспитательная функция диагностики. Конструирование диагностических материалов для данного мониторинга осуществлялось на примере диагностики готовности будущих учителей математики к обучению решению текстовых задач – одной из важных составляющих математической подготовки. В соответствии со структурой процесса решения задач, исходя из требований к диагностике, разработаны учебные тексты, позволяющие будущим учителям математики оценить свою готовность по следующим направлениям профессиональной деятельности: анализ затруднений учащихся при решении задач; методическая работа на этапе анализа условия задачи; использование различных методов решения текстовых задач; осуществление дополнительной работы над задачей; конструирование заданий, направленных на обучение решению задач; сравнение, распознавание и конструирование обучающих текстов; использование историко-методического опыта обучения решению задач. Ключевые слова: диагностика готовности будущих учителей к профессиональной деятельности, мониторинг, учебные тексты, обучение решению текстовых задач | 1041 | |||||
5917 | Введение. Терминология сферы информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся терминосистем, что обусловлено быстрым техническим прогрессом, оказывающим влияние на формирование новых и уточнение уже имеющихся терминов данной сферы. Примечательным при этом является тот факт, что однокомпонентные термины часто перестают удовлетворять потребностям номинативной деятельности, так как не способны отражать сложности новых технических реалий. Как следствие, наблюдается значительный рост многокомпонентных терминов, призванных более точно обозначить объект. Преимущественная англоязычность новых терминов требует их передачи на другие языки, а рост числа компонентов терминов порождает определенные проблемы перевода, связанные с необходимостью выбора целого ряда трансформаций. Цель данного исследования – выявление способов перевода многокомпонентных терминов сферы информационных технологий с английского языка на русский с учетом необходимости передачи их структурно-семантических свойств. Материал и методы. Материалом исследования послужили 500 англоязычных многокомпонентных терминов сферы информационных технологий и 500 их русскоязычных эквивалентов, отобранных с помощью приема сплошной выборки из словаря компьютерных терминов И. В. Баратова. В исследовании используется метод структурно-семантического и переводческого анализа многокомпонентных терминов для выявления структуры и значения терминов и анализа способов их передачи с английского языка на русский. Результаты и обсуждение. Многокомпонентные термины сферы информационных технологий могут быть разделены на три группы в зависимости от количества компонентов, определяемых количеством элементов, выраженных значимыми частями речи: трех- четырех- и пятикомпонентные термины. Трехкомпонентные термины являются самой многочисленной группой, что обусловлено стремлением любого языка к экономии, пятикомпонентных терминов обнаружено всего два, поэтому говорить о закономерностях их перевода не представляется возможным. Анализируя способы перевода трехкомпонентных терминов, было обнаружено что в большинстве случаев переводчик стремится сохранить форму и содержание многокомпонентного термина, прибегая к калькированию отдельных его элементов в языке перевода (44 % случаев). При этом в силу типологических различий английского и русского языков переводчику приходится прибегать к грамматическим трансформациям в русском языке, таким как изменение порядка следования компонентов термина, использование падежных форм и предлогов, замена частей речи. В качестве лексических трансформаций, кроме калькирования, переводчик использует такие приемы, как лексическое добавление, в случаях, требующих дополнительного пояснения отдельных компонентов, или прибегает к описательному переводу в том случае, если реалия отсутствует в языке перевода. В 13 % случаев переводчик использует эквивалент как особый вид перевода, при котором в языке перевода находится более краткая и емкая единица, выражающая тот же смысл, что и многокомпонентный термин в языке оригинала. Если среди вариантов перевода трехкомпонентных терминов переводчику в 13 % случаев удается сохранить порядок следования компонентов многокомпонентного термина, то при переводе более сложных – четырех- и пятикомпонентных – единиц инверсия, или изменение порядка следования компонентов, становится основной трансформацией. Среди лексических трансформаций выделяются лексическое добавление, эквивалентный перевод, конкретизация и калькирование. В числе лексико-грамматических трансформаций превалирует описательный перевод. Заключение. Анализ способов перевода многокомпонентных терминов сферы информационных технологий показал зависимость выбора грамматических трансформаций от типологических характеристик английского и русского языков. Так, для английского языка характерна регрессивная структура словосочетания, которая сохраняется и в многокомпонентных терминах, которые также синтаксически представляют собой словосочетания. Кроме того, превалирующим типом синтаксической связи внутри словосочетания является примыкание. В русском языке словосочетания имеют прогрессивную структуру с управлением в качестве синтаксической связи. Поэтому основными грамматическими трансформациями становятся изменение порядка следования компонентов в языке перевода, замена частей речи, использование предлогов и падежных форм. Только в небольшом количестве трехкомпонентных терминов удается сохранить порядок следования компонентов, прибегая лишь к замене части речи (как правило, существительного в английском языке на прилагательное – в русском языке) для создания многокомпонентного термина с согласованием как типом синтаксической связи и главным словом, выраженным существительным, и зависимыми словами, выраженными прилагательными. Что касается лексических трансформаций, то наиболее частотными среди них становятся калькирование (всех или отдельных компонентов словосочетания), конкретизация, транслитерация (редко – всех, часто – одного из компонентов многокомпонентного термина), лексическое добавление и описательный перевод как лексико-грамматическая трансформация. Следует отметить, что в силу сложности структуры и содержания многокомпонентных терминов их адекватный перевод возможен только с использованием комплекса приемов и способов перевода. Ключевые слова: перевод, термины сферы информационных технологий, многокомпонентные термины, переводческие трансформации | 1041 | |||||
5918 | . | 1040 | |||||
5919 | . | 1040 | |||||
5920 | Представлен анализ сюжетов селькупских фольклорных текстов с героем Итя и его противником – Людоедом. Аналитическому обзору была подвергнута одна из выявленных сюжетных групп в составе исследуемого корпуса текстов – сюжеты с активной ролью невесты героя, проявляющей свои волшебные качества. В результате проведенного исследования был получен вывод о том, что изначально эти тексты не входили в состав сюжетного репертуара Итя-сказок, однако они были включены сказителями в состав формирующегося фольклорного цикла, процесс создания которого не был завершен к середине ХХ в. Ключевые слова: селькупский фольклор, тексты с героем Итя, «самоедский эпос», классификация сюжетов | 1040 | |||||
5921 | Федеральные образовательные стандарты нацеливают на развитие у будущих бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, сформировать которые можно только при использовании активных форм обучения. В связи с этим актуально выявить те из них, которые наиболее эффективны в экологической подготовке студентов технических вузов. Обобщен положительный опыт применения дебатов в обучении естественным и точным наукам. Проанализированы универсальные умения и навыки, формируемые при участии студентов в дебатах. Так, подготовка к дебатам и их проведение развивают способность к анализу информации, умение логически строить устную речь, готовность к работе в коллективе. Приведены правила дебатов, охарактеризованы этапы подготовки к ним педагога и студентов. На конкретных примерах рассмотрены методические приемы проведения практических занятий с использованием этого метода обучения в Томском государственном архитектурно-строительном университете. Выявлены основные затруднения у студентов, возникающие в работе: неумение четко сформулировать главную мысль, вести дискуссию, уважать чужую точку зрения, выдвигать аргументы. Описаны подходы к оценке сформированности компетенций. Ключевые слова: дебаты, экологическая подготовка инженеров, активный метод обучения, компетенции, диагностика | 1040 | |||||
5922 | Рассматриваются особенности употребления языковых квантификаторов, выражающих меры времени в современном английском языке. Для лучшего понимания взаимосвязи категории времени и категории меры выявленные слова и словосочетания объединяются в группы, формирующие структуру функционально-семантического поля, которое выступает языковой репрезентацией категории времени. Особое внимание уделяется неточным и (или) неопределенным мерам, представляющим периферийную зону названного поля. Ключевые слова: категория времени, категория меры, временной квантификатор, неопределенная мера, функционально-семантическое поле | 1040 | |||||
5923 | Взаимосвязь и взаимодействие волонтерских и образовательных организаций в области профессионального образования в настоящее время остаются изученными в недостаточной мере. Анализ проблемы показывает, что в процессе обучения опыт профессиональных проб студенты могут приобрести в деятельности волонтерских организаций, если это будут профессионально адекватные сообщества практик. Такой тип волонтерской организации может быть создан образовательным учреждением совместно с социальными партнерами – муниципалитетом, государственными и частными организациями. Описан опыт создания и функционирования волонтерской организации студентов технического университета для расширения образовательных программ и практического участия в профессионально ориентированной деятельности по профилю предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, социального и природного характера. Целью работы являлось исследование образовательного потенциала волонтерских сообществ для расширения возможностей получения практического опыта деятельности студентами вузов. Роль участия студентов в деятельности волонтерской организации на профессиональное самоопределение исследовали методом анонимного опроса. Изменение мотивации обучения студентов выявляли путем сопоставления статистических данных успеваемости бакалавров по совокупности дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана направления «Техносферная безопасность». Ключевые слова: профессиональное образование, сообщества практики, волонтерские организации, профессиональные пробы, профессиональные компетенции | 1040 | |||||
5924 | Введение. Современные медийные дискурсы, формируемые на пересечении разных (конкурирующих и взаимодействующих) практик интернета, рекламы, PR-коммуникации и источников СМИ, реализуют семиотическую среду, которая с точки зрения выполняемых функций может быть охарактеризована как монологическая, ориентированная на развлечение аудитории. Эксплозия способов привлечения внимания явно диссонирует с имплозией содержательных доминант дискурса, подвергающихся существенному воздействию развлекательной функции, которую можно охарактеризовать как ценностно-ориентирующую идеологию современных СМИ. Цель статьи – описать специфику развлекательной функции СМИ в дискурсивном пространстве конвергентного радио. Объект исследования – дискурсивная практика конвергентного радио. Материал и методы. Рассматриваются новые формы медийной коммуникации, значимые в аспекте тех технологических и социокультурных изменений, которые обусловили появление конвергентного радио. На материале веб-страниц и социально-сетевых версий радиоканалов анализируются дискурсивные механизмы реализации развлекательной функции. На основе теоретических положений дискурс-анализа и социальной семиотики делается предположение о гедонистическом характере развлекательной функции конвергентного радио. Результаты и обсуждение. Прежде всего гедонистические характеристики распространяются на коммуникационную среду радио, адресаты которого стали полноправными субъектами дискурса и его акторами. Информационный контент конвергентного радио формируется в среде активной коммуникации, в жанрах, которые унаследовали прототипические черты интернет-общения (чат-коммуникации). Если коммуникативный гедонизм как базовый компонент развлекательной функции и основная стратегия взаимодействия с адресатом достаточно хорошо представлен в научной литературе, то акциональный гедонизм рассматривается в этом качестве впервые. Заключение. Проанализированы те способы междискурсивного взаимодействия, которые являются основополагающими для формирования развлекательно-гедонистической функции, моделирующей особый тип отношений субъектов дискурса на основе потребительской идеологии. Сделаны выводы о значимости этого функционального компонента для дискурсивной среды конвергентного радио, в которой границы между развлекательным, информационным и аналитическим становятся очевидно нечеткими. Ключевые слова: дискурс конвергентного радио, дискурсивное взаимодействие, коммуникативный и акциональный гедонизм радиодискурса, потребительская идеология | 1040 | |||||
5925 | . | 1039 | |||||
5926 | Рассматриваются вопросы историко-педагогического анализа профессионального образования по социальной работе. Анализируются публикации ведущих исследователей, архивные статистические данные. Особое внимание уделяется применению системного и историко-генетического подходов в изучении системы подготовки кадров для социальной сферы. В результате предлагается использовать периодизацию становления и развития профессионального образования по социальной работе в современной России. В рамках разработанной периодизации осуществляется сравнение процессов развития социальной работы и образовательных институтов, осуществляющих подготовку специалистов для социальной сферы. Изложенные факты указывают на соответствие данной периодизации национальным и региональным процессам развития профессионального образования по социальной работе. Ключевые слова: социальная работа, профессиональное образование, социальная служба, историко-педагогический анализ | 1039 | |||||
5927 | Представлена разработка модели деятельности вуза. Реализация данной модели может быть положена в основу разработки компьютерной программы-симулятора, которая может использоваться в качестве тренажера для обучения управленцев с целью изучения целесообразности принятия тех или иных управленческих решений. Подробно рассмотрена модель управления контингентом обучающихся, являющаяся существенной частью модели организации обучения в структурном подразделении вуза. Согласно модели, ее поведение определяется совокупностью настраиваемых параметров, моделирующих управленческие вмешательства и параметров внешней среды, моделирующих внешние условия. Ключевые слова: моделирование, деятельность вуза, управление обучающимися, функционал модели | 1039 | |||||
5928 | Введение. Актуальность данной работы определяется социальной значимостью фигуры студента в развитых человеческих сообществах и неизученностью на материале Национального корпуса русского языка (НКРЯ) соотнесенного с ней концепта. Цель исследования – концепт «студент» является общим для разных лингвокультур цивилизованного общества и относится к академической сфере человеческой деятельности. Настоящая работа посвящается изуче нию актуализированных и скрытых признаков – структурно-содержательных компонентов – концепта «студент». Материал и методы. Объект исследования – фрагменты Национального корпуса русского языка. В данной работе изучаются минимальные контексты, обычно равные предложению, развернутые контексты, как правило, совпадающие с абзацем, а также заглавия текстов 1900–1917 гг. В исследовании рассматриваются самые типичные употребления слова в разностилевых (художественных и нехудожественных) и разножанровых текстах НКРЯ. Использованы приемы описательного метода (наблюдение, классификация, интерпретация, обобщение, арифметические подсчеты) и приемы лингвоконцептуального анализа (контекстный и семантический анализ, анализ имени концепта, соотнесение имени концепта с историко-культурными данными, моделирование структуры концепта, приемы корпусной лингвистики). Результаты и обсуждение. Выявлены категориальные (качественные, событийно-временные, пространственные) и некатегориальные (биологические, антропоморфные) признаки концепта «студент». Предложены таксономическая и ядерно-периферийная модели изучаемого концепта. При построении первой модели определена связь концепта студент с суперконцептами «человек», «образование»/«учеба» («учиться», «обучаться»), «высшее учебное заведение». В ядерно-периферийной модели данного концепта, характерного для начала прошлого века, главными сложными (составными) семами являются ‘молодой мужчина’, ‘обучающийся определенное время в университете или институте’, ‘занятый преимущественно учебной деятельностью для получения той или иной профессии’. В интерпретационном поле рассматриваемого концепта расположены предположительно его социально-политические и индивидуальные признаки. Также установлено, что в лексической семантике имени концепта «студент» отсутствует коннотация. Все собственно-оценочные признаки этого слова контекстуально обусловлены. Заключение. Данная работа предназначена для исследователей в области лексической семантики, лингво-культурологии и для обучающихся методике лингвоконцептуального анализа. Ключевые слова: имя концепта «студент», семантические признаки, контексты, Национальный корпус русского языка | 1039 | |||||
5929 | Рассматривается программа по обеспечению рационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ) на месторождениях нефтегазодобывающих предприятий. Анализируется программа и меры, способствующие повышению уровня использования ПНГ. Данные разработки позволяют повысить экономическое развитие и улучшить экологическую ситуацию региона. На основании предложенного алгоритма по использованию ПНГ автором выполняется ряд исследований, в результате которых были рассчитаны многочисленные технико-экономические показатели, а также выявлены актуальные научные проблемы, требующие решения. Ключевые слова: попутный нефтяной газ, утилизация попутного нефтяного газа, окупаемость | 1038 | |||||
5930 | Проводится сравнительно-сопоставительный анализ послелогов южных диалектов селькупского языка и восточных диалектов хантыйского языка. Селькупский и хантыйский языки находятся в отдаленном генетическом родстве. Этносы, говорящие на данных языках, имели продолжительные контакты. Послелоги селькупского языка делятся на серийные и несерийные. Послелоги хантыйского языка делятся на этимологически непрозрачные собственно послелоги и существительные в послеложном употреблении. Ключевые слова: послелог, селькупский язык, хантыйский язык, падеж, пространство, время | 1038 | |||||
5931 | Художественная рефлексия юного поэта описывается как регулятивная стратегия воплощения результатов самоанализа явлений внутреннего мира, социокультурных, языковых и исторических феноменов в эстетической форме. Данная регулятивная стратегия является эксплицированной и однородной по типу доминирующих регулятивных средств, к которым можно отнести интертекст и метатекст, а также формы эстетического воплощения метаисторического и метапоэтического сознания лингвокреативной личности, находящейся в стадии становления творческой индивидуальности. Ключевые слова: эстетическая рефлексия, регулятивная стратегия, творческая языковая личность, начинающий поэт | 1038 | |||||
5932 | Изображение Архангельска Ю. П. Казаковым в его произведении «Северный дневник» анализируется с позиций подхода Н. П. Анциферова к исследованию городских текстов. Рассматривается восприятие города автором-рассказчиком в связи с советской идеей строительства нового общества, с одной стороны, и с традиционной мифопоэтикой русской литературы – с другой, а также анализируется взаимодействие жанра производственного очерка советской литературы с уникальным художественным взглядом Юрия Казакова. Ключевые слова: городской текст, сверхтекст, советская литература | 1038 | |||||
5933 | Обосновывается необходимость формирования грамотной и профессиональной коммуникации для студентов направления подготовки «Реклама и связи с общественностью». Отмечается, что формирование коммуникативных способностей студентов должно опираться на научный стиль речи с использованием специальной научной терминологии. Рассматривается роль профессионального тезауруса как одного из основных компонентов образования, его значение при формировании профессиональной языковой картины мира будущего специалиста в области массовой коммуникации. Ключевые слова: тезаурус, реклама, связи с общественностью, профессиональная речь, коммуникация | 1038 | |||||
5934 | Исследуются тексты протоколов 1917–1933 гг. в аспекте отражения исторических событий в России в первой трети XX века. Этот период является эпохой глобальных изменений в жизни русского общества. Поставлена цель – определить, каким образом исторические события, происходившие в обозначенный период, отражены в содержании текста протокола. Основные единицы, отражающие изменяющиеся исторические условия на уровне текста, были выявлены через характеристику лексико-семантических, функционально-стилистических и структурных особенностей протоколов представленного периода. Ключевые слова: протокол, исторические события, лексический состав текста, структура текста, речевая норма | 1038 | |||||
5935 | Введение. Семантика порядка 80 % фразеологизмов любого национального языка связана с человеком. Рассмотрение данных языковых единиц с позиций сопоставления культурологического и концептологического содержания способствует осмыслению фрагмента картины мира, связанного с экспликацией представления о человеке в славянских языках. Цель – выделение универсальных и вариантных характеристик человека, существующих в обозначенных славянских лингвокультурах. Материал и методы. Материалом исследования послужили фразеологизмы тематической группы «человек» с ядерной семой «оценка», собранные из лексикографических источников (по 50 единиц из каждого языка). Метод исследования – кросс-культурный анализ. Результаты и обсуждение. Фразеологизмы с негативной оценкой человека во всех анализируемых лингвокультурах количественно доминируют. Отмечено наличие инвариантного смыслового ядра в представлениях о качествах человека и, как следствие, большое количество эквивалентных и частично эквивалентных единиц. Носителями рассмотренных лингвокультур порицаются такие качества, как глупость, невежество, наглость, грубость, лживость, лень, скупость и тому подобные. Положительно оцениваются наличие опыта, богатства и житейской мудрости, успешность, красивый внешний облик, здоровый вид. Нейтральная оценочная коннотация отличает фразеологизмы, эксплицирующие наличие черт сходства/различия между людьми, отношений между ними. В случаях общекультурной интерпретации речь идет о семантико-стилистических и/или формально-структурных полных или частичных эквивалентах. Полные эквиваленты ‒ это единицы с тождественными структурными, семантическими (в том числе образными) и стилистическими характеристиками. Частичные эквиваленты при сохранении целостности семантики могут иметь некоторые различия в значении, стилистическом звучании или в компонентном составе/структуре фразеологических единиц. Варианты оценочной интерпретации человека в разных лингвокультурах обусловливаются как собственно языковыми факторами, так и внелингвистическими. В данном случае фразеологические единицы не являются эквивалентными. Различия могут касаться как внутренней формы фразеологических единиц при совпадении (или частичном совпадении семантики), так и семантики при полном или частичном совпадении структуры и образного выражения. Заключение. Таким образом, универсальные характеристики человека преобладают во фразеологической картине мира славянских языков. Вариантные смыслы характеризуются культурно-исторической обусловленностью. Ключевые слова: фразеологическая единица, лингвокультурология, картина мира, тематическая группа, человек | 1038 | |||||
5936 | Анализируется объективация леса на материале диалектов селькупского языка. Описывается роль и место леса в языковой картине мира селькупского этноса, выделяются релевантные признаки леса. На основе анализа фольклорных произведений селькупов выявляется обыденное и мифопоэтическое восприятие леса представителями селькупского этноса. Рассматривается роль и функции деревьев в культуре и языке селькупов. На основе анализа лингвистического материала и результатов ассоциативного эксперимента выявляются и описываются деревья, обладающие наибольшей культурной ценностью для селькупского этноса. Ключевые слова: селькупский язык, языковая картина мира, объективация, лес | 1037 | |||||
5937 | Представлены результаты экспериментальной проверки эффективности педагогических технологий, используемых в методической подготовке преподавателя географии в условиях дополнительного профессионального образования в университете. Описаны критерии оценки целесообразности и степени эффективности применения современных педагогических технологий в высшей школе. Установлены совокупности технологий, использование которых обеспечивает успешное формирование различных компонентов методической компетентности и методического мышления преподавателя географии. В рамках апробации творчески-ориентированной системы методической подготовки преподавателя в Южном федеральном университете выделена оптимальная совокупность педагогических технологий для усвоения содержания основных тем курса «Методика преподавания географии». Путем анкетирования вузовских преподавателей получено представление об основных факторах, сдерживающих внедрение современных педагогических технологий в практику подготовки преподавателя в классических университетах. Ключевые слова: методическая подготовка преподавателя географии, эффективность педагогических технологий, эксперимент, метод экспертных оценок | 1037 | |||||
5938 | В контексте рассматриваемого феномена «образовательный потенциал учреждений общего образования» представлены основные требования к результатам (личностные, метапредметные, предметные) и качеству образования, способов интеграции в образовательный процесс на уровне урочной и внеурочной деятельности элементов сравнительно-исторического языкознания. Выявлен потенциал использования материала по истории языка для достижения регламентных требований ФГОС основного общего образования. Проанализирована практика включения вопросов истории русского языка в учебную литературу для школьников, рамочно описан курс для внеурочной деятельности. Ключевые слова: образовательный потенциал, ФГОС второго поколения, сравнительно-историческое языкознание, учебно-методический комплекс | 1037 | |||||
5939 | Введение. Проблема современной методики обучения творческой деятельности формулируется как противоречие между потребностью в ясном воспроизводимом действии и необходимостью работать со скрытой предметностью: мотивацией, а также разными видами мышления, которые не доступны наблюдению со стороны учителя и зачастую не осознаются учеником. На рассмотрение выносится гипотеза о новом предмете методики обучения творческому письму – переключении внимания. Цель – раскрыть принципы методики обучения творческому письму, основанной на концепции свободного действия. Материал и методы. Материалы исследования – сочинения, творческие работы и карты, созданные учащимися 5–7-х классов. Методы исследования: учебно-организационные (картирование и постановка творческих задач), аналитические (композиционный и смысловой анализ текста) и теоретические (мысленное моделирование и экстраполяция). Результаты исследования и обсуждение. Описаны условия реализации новой методики и разработан контекст идентификации переключения внимания как свободного действия. Выявлено и охарактеризовано различие между перемещением и переключением внимания. Выделены этапы учебной деятельности, среди которых треть образует инновационное ядро (know how), необходимое для стратегического развития методики обучения творческому письму в подростковой и старшей школе. Спрогнозированы условия совершенствования карты как интеллектуального инструмента и картирования как творческой деятельности. Определены начальные условия и уровень комплексности карты для ее использования в обучении пятиклассников. Процитированы тексты, написанные учащимися, показаны варианты анализа текстов с помощью маркеров, выделен критерий качества (разнообразие), который отражает эффективность свободной деятельности. Сформулированы принципы свободного и непосредственного действия и постулаты; выделены функциональные следствия новой методики, в частности возможность целенаправленного формирования гибкого мышления. Заключение. Формулируются функциональные преимущества методики: смена базового вопроса, перенос фокуса внимания с фиксации содержания на действия по смене направлений внимания, возможность ставить измеримые цели, которые относятся к развитию гибкости мышления. Ключевые слова: методика обучения, креативное письмо, картирование, свободная деятельность, переключение внимания | 1037 | |||||
5940 | Введение. Проведен анализ 475 современных фразеологических единиц, которые способствуют формированию фразеологической картины мира. Рассматривается взаимосвязь семантики и формы фразеологических единиц, обусловленной ситуацией общения. Фразеология языка как часть языковой картины мира входит в рамки исследования когнитивной лингвистики. Цель статьи – выявить и описать современные фразеологические единицы как пример иносказательного выражения в процессе коммуникации для достижения определенных когнитивных целей. Материал и методы. Материалом исследования послужили современные художественные тексты (Under My Skin, The Door That Led To Where, End Game, Liccle Bit, The Art of Being Normal, 2015 г.). Примеры были получены при прочтении художественной прозы современных британских авторов (J. Dawson, S. Gardner, A. Gibbons, A. Wheatle, L. Williamson) методом сплошной выборки. Результаты и обсуждение. Проведенный анализ позволил рассмотреть когнитивный аспект фразеологических единиц. Установлено, что широкий подход к изучению фразеологии расширяет границы фразеологического учения и позволяет рассмотреть больше структурно-семантических форм фразеологических единиц. Рассмотрены и проанализированы следующие современные фразеологические единицы: фразеологизмы, дериваты фразеологизмов и авторские образования. Семантические особенности дериватов фразеологизмов и авторских образований анализируются в рамках современной фразеологии английского языка. Показано, что структурная сложность фразеологизма основывается на когнитивном аспекте его семантической структуры. Заключение. Проведенный анализ позволил выявить структурный диапазон фразеологизмов и рассмотреть их преобразовательные процессы согласно семантики и ситуативного употребления. Исследование показывает, что модификация фразеологических структур и введение в употребление новых оборотов идиоматического характера (дериватов фразеологизмов и авторских образований) обусловлены лингвокультурными потребностями в выражении социума. Все анализируемые современные фразеологические единицы английского языка рассматриваются как оперативные единицы мышления настоящего времени и являются средством отражения языковой картины в целом. Языковая картина мира представляется отражением внешнего и внутреннего мира человека, его мышлением и речью. Современная фразеология английского языка отражает изменения человеческого осмысления, понимания и интерпретации внешнего мира. Фразеологическая единица имеет сложную структуру и относится к особой лингвистической категории, что обусловливает повышение интереса когнитивного исследования. Таким образом, изучение фразеологии на настоящем этапе следует фокусировать на соотношении: фразеологическая единица – значение – употребление. Ключевые слова: когнитивная фразеология, современные фразеологические единицы, деривация фразеологизма, семантика и структура, современная лексика английского языка | 1037 | |||||
5941 | Введение. В результате многовекторного сотрудничества Китая на международной арене в рамках инициативы «Один пояс – один путь» стала очевидной востребованность специалистов межъязыковой коммуникации, способных обеспечивать перевод в комбинации китайского языка с другими языками. В этой связи актуальность подготовки переводческих кадров возросла с новой силой. Приведено описание, дан сравнительный анализ вступительных испытаний, программ подготовки и основных языковых комбинаций, по которым ведется обучение, показаны пути оптимизации процесса подготовки переводчиков, усовершенствования соответствующих образовательных программ в Китае. Материал и методы. Материалом исследования послужили научные труды русского и китайских исследователей о переводоведении и синхронном переводе, а также электронные ресурсы, официальные документы официальных сайтов китайских вузов. В исследовании используется метод сравнительного анализа, чтобы отчетливо показать ситуацию развития подготовки переводчиков в Китае на современном этапе. Результаты и обсуждение. В течение последних нескольких лет появились специализированные программы MTI на уровне магистратуры для подготовки переводчиков. Речь идет о программах обучения устному переводу в китайских школах. Они играют важную роль в процессе жесткого отбора абитуриентов на конкурсной основе. Такой отбор привел к необходимости более детального анализа магистерских программ обучения устному переводу в китайских вузах. Приводится срез современной ситуации по подготовке переводчиков. Рассматриваются отдельные передовые университеты и институты подготовки устных и письменных переводчиков в Китае. Иначе говоря, обучение переводу, подготовка переводчиков в Китае на современном этапе характеризуются бурным развитием, не так богатым опытом преподавания, официальной поддержкой и централизованным планированием государства. Вступительные испытания программы MTI (магистр перевода) в китайских вузах всего делятся на два этапа: письменный экзамен (идейно-политическая теория и специализированные дисциплины) и устный экзамен. Таким образом китайские вузы проверяют компетенции и навыки абитуриентов и решают их конкретные направления в специальности после приема в магистратуру. Заключение. В Китае на государственном уровне бурно развиваются программы MTI и BTI. В настоящий момент во многих университетах ведется подготовка устных переводчиков. В ведущих учебных заведениях страны, таких как Пекинский университет иностранных языков, Шанхайский университет иностранных языков, Гуандунский университет иностранных языков и международной торговли и др., уже сформированы совершенные программы подготовки: в бакалавриате и магистратуре студенты получают профессиональное образование по теории и практике устного перевода. Опираясь на обширные данные по частотности комбинаций в магистерских программах по устному и письменному переводу, можно утверждать, что английский является всеобщим языком, а статус русского языка еще нужно повышать. Ключевые слова: устный перевод, образование в Китае, школы перевода, магистр устного перевода, вступительные испытания, образовательные программы по переводу | 1037 | |||||
5942 | Рассматриваются методические приемы и количественные методы диагностики определения сформированности профессиональной компетентности будущих учителей физики. Ключевые слова: профессиональная компетентность, количественные характеристики коммуникативной, организационной, мировоззренческой и информационной компетенции | 1036 | |||||
5943 | В работе решается ряд экстремальных задач о наилучшем среднеквадратическом приближении функций заданной на всей действительной оси R := (−∞,+∞) целыми функциями экспоненциального типа σ > 0 . Вычислены точные неравенства между величиной наилучших приближений 2 f ∈L (R) и интегралами, содержащими специальные модули непрерывности m-го порядка, связанные с оператором Стеклова, введенные в работе В. А. Абилова и Ф. В. Абиловой. Найдены точные значения средних поперечников, введенные Г. Г. Магарил-Ильяевым для классов функций ( ) 2 f ∈L r (R), удовлетворяющих условию – обобщенный модуль непрерывности m-го порядка производной – произвольная возрастающая функция, Φ(0) = 0. Ключевые слова: наилучшие приближения, преобразование Фурье, модуль непрерывности m-го порядка, характеристическая функция, целая функция экспоненциального типа, средние ν-поперечники | 1036 | |||||
5944 | Рассматривается использование блогов, сервисов социальных закладок и технологии вики в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка. Описываются свойства технологий Web 2.0 и раскрывается методический потенциал их применения для формирования коммуникативной компетенции. Поскольку свойства технологий Web 2.0 подразумевают групповое взаимодействие пользователей, то их применение для обучения иностранным языкам может способствовать формированию умений вести дискуссию, совершенствованию навыков письменной речи разных стилей, развитию рецептивных видов речевой деятельности за счет чтения аутентичных текстов, а также сообщений, комментариев, оставленных другими пользователями. Ключевые слова: Web 2.0, веб-технологии, блог, сервис социальных закладок, технология вики | 1036 | |||||
5945 | Приводятся промежуточные результаты исследования, целью которого является повышение эффективности преподавания дисциплин с использованием новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в гуманитарных высших учебных заведениях. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью совершенствования преподавания методики дисциплины «Информатика» с учетом требований, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, преобладающим значением достигнутого выпускниками в ходе обучения в вузе уровня сформированности информационной культуры, осознанности использования средств информационных технологий для решения профессиональных задач, учета связей между предметными областями «Культурология» и «Информатика». Выделены некоторые культурологические особенности преподавания дисциплины «Информатика» и обоснована необходимость учета практического, синтаксического и семантического аспектов информации в процессе формирования информационной культуры студентов на занятиях по дисциплине «Информатика». С использованием сервиса https://www.visualworld.ru/ выделены ключевые термины, характеризующие структуру предметных областей «Культурология» и «Информатика». По итогам обобщения научных работ и учебно-методических материалов (учебных пособий, практикумов, рабочих программ дисциплин), подготовленных преподавателями кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов были разработаны учебно-методические материалы для электронного курса по дисциплине «Информатика», размещенного в системе поддержки самостоятельной работы студентов (http://edu.gup.ru). Доступ к материалам курса студенты и преподаватели университета получают после регистрации в системе и записи на курс. Представлены описания некоторых разработанных заданий и вопросы теста, применявшегося для проведения итогового контроля знаний студентов (зачета по дисциплине). Далее в работе осуществляется обоснование необходимости учета прагматического, семантического и синтаксического аспектов информации в процессе формирования информационной культуры студентов. Формирование информационной культуры студентов с учетом прагматического аспекта информации осуществляется в ходе выполнения заданий, направленных на освоение операций в программах, предназначенных для профессиональной работы с текстовыми и табличными документами, презентациями и разработки баз данных. Формирование информационной культуры студентов с учетом семантического аспекта информации осуществляется в ходе выполнения заданий, направленных, в частности, на разработку схемы данных. Формирование информационной культуры студентов с учетом синтаксического аспекта информации осуществляется в ходе исследования способов описания элементов в иерархической, сетевой и реляционной моделей данных. Для формирования у студентов представлений о связях предметных областей «Культурология» и «Информатика» целесообразно предложить задания для самостоятельного выполнения, направленные на исследование экспозиций музеев соответствующей направленности. В заключение приводятся некоторые данные, полученные по результатам обработки выполненных студентами 1-го курса, обучавшихся по направлению подготовки «Экономика», в осеннем семестре 2017/18 учебного года заданий для самостоятельной работы. Ключевые слова: культурология, информация, междисциплинарные связи, преподавание дисциплины «Информатика» | 1036 | |||||
5946 | Введение. Востребованность персонала, владеющего лингвопрофессиональной компетенцией в сфере сервиса и производства, ставит перед педагогическим сообществом задачу разработки новых учебных курсов и программ по иностранному языку специальности, важным компонентом которых является овладение языком профессиональной сферы. Создаются учебные пособия и учебники по языку специальности. Однако остается открытым вопрос создания учебных пособий для узкопрофильных специалистов, для которых иностранный язык – это инструмент для осуществления своей профессиональной деятельности на конкретном участке производства. Цель – конструирование модели учебного пособия по иностранному языку для специальных целей в сфере туризма. Научная новизна исследования заключается в разработке и применении новых моделей учебного обеспечения языковой подготовки узкопрофильных специалистов. Материал и методы. Материалом исследования послужили теоретические труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в системе профессиональной подготовки кадров для сферы производства и услуг. Применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, научное наблюдение, обобщение опыта, анализ и синтез, сравнение, моделирование, экстраполирование. Эмпирическая база включала в себя результаты практического применения компетентностного подхода и коммуникативного метода при обучении французскому языку персонала в сфере туризма. Результаты и обсуждение. Многолетний опыт подготовки кадров для сферы туризма показал результативность компетентностного подхода в обучении французскому языку для специальных целей, эффективность программы «Французский язык в сфере туризма» и выявил необходимость построения учебного пособия по французскому языку для специальных целей. Предлагаемая авторская модель учебного пособия «Французский язык в сфере туризма» предназначена для студентов языковых вузов, факультетов туристского профиля, персонала гостиниц и турагентств. Структура учебного пособия включает следующие компоненты: модульность курса, специальную лексику (термины и профессионализмы), перечень профессиональных навыков и коммуникативных ситуаций делового общения, методические приемы, позволяющие сформировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности на иностранном языке. Заключение. Разработанные и апробированные курсы французского языка в сфере туризма следуют базовому принципу языка для специальных целей – использование аутентичных материалов: гидов, каталогов, туристических брошюр, путеводителей, а также сайтов гостиниц, туроператоров, регионов Франции. Однако обучающиеся нуждаются в учебном пособии предложенного курса – пособии, в котором будут системно представлены модули, задачи освоения каждого модуля, специфика упражнений/тестов и требования к заданиям модуля. Данная модель учебного пособия может быть экстраполирована на другие языки и профиль подготовки специалистов. Ключевые слова: иностранный язык для специальных целей, лингвопрофессиональная компетенция, структура учебного пособия, содержание модуля, подготовка специалистов, сфера туризма | 1036 | |||||
5947 | . | 1035 | |||||
5948 | Предлагается система формирования коммуникативно-жанровых компетенций, которые необходимы будущим учителям русского языка и литературы для успешного речевого поведения во время праздничного застольного общения и изучения застольной беседы с учениками. В материалы статьи включены сведения о дидактической базе (текстах-образцах из произведений художественной литературы, видеоматериалах, памятках, схемах, таблицах и др.), характеризуются формируемые понятия и умения, типы заданий (аналитические, аналитико-конструктивные и конструктивные) и приемы их выполнения (риторический анализ видеоситуаций, заполнение таблиц, анализ и дополнение схем, памяток, составление алгоритма, риторическая задача, сравнительный анализ видеофрагментов и др.). Ключевые слова: коммуникативно-жанровые компетенции, праздничное застольное общение, праздничная застольная беседа, жанровые признаки праздничной застольной беседы | 1035 | |||||
5949 | Обсуждается проведенное исследование по выявлению педагогических и психологических условий формирования образовательной идентичности в профессионализации и стабилизации психического здоровья выпускников-педагогов, а также экзистенциального диалога как психологического критерия готовности к саморазвитию и инновационной деятельности в современной ситуации образования. Самомониторинг в контексте проведенного исследования рассматривается как начало рефлексии над экзистенциальным смыслом профессии педагога. Формирование экзистенциального диалога в структуре образовательной идентичности может быть организовано в условиях проектирования образовательной среды средствами педагогического тренинга с элементами балинтовский сессий и гештальта. Ключевые слова: образование, экзистенциальная педагогика, управление, качество обучения, самомониторинг, рефлексия, педагогический тренинг | 1035 | |||||
5950 | Приведены результаты исследования системы подготовки рабочих кадров на одном из ведущих высокотехнологичных предприятий страны – АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева». В ходе исследования использованы методы анкетирования и анализа статистической отчетности. Обоснована взаимосвязь результатов подготовки с ростом производительности труда, выявлена необходимость стратегической интеграции системы подготовки предприятия с профильными организациями среднего профессионального образования. Определены направления изменений форм и методов подготовки в целях формирования компетенций рабочих кадров. Ключевые слова: профессиональная подготовка, рабочие кадры, производительность труда, компетенции, формы и методы подготовки | 1035 |