№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5401 | Рассматриваются проблемы формирования субъектной оценки качества образовательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) государственных гражданских служащих. Приводятся результаты исследования по выявлению потребности в дополнительном профессиональном образовании у государственных гражданских служащих в области управления. Устанавливается взаимосвязь между потребностью в обучении и отношением к учебному заведению. Определены результативность и эффективность организационно-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной модели оценки качества образовательной деятельности в системе ДПО государственных гражданских служащих. Ключевые слова: качество образовательной деятельности, субъектная оценка, образовательные потребности, познавательные интересы, профессиональные компетенции, дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка, государственная гражданская служба | 1092 | |||||
5402 | Дан краткий анализ деятельностно-ориентированного подхода применительно к преподаванию иностранного языка для студентов неязыковых факультетов. На основе анализа методической литературы определены концепт, структура, принципы и преимущества данной концепции в обучении профессиональному иностранному языку. Характерной чертой данного подхода является тот факт, что личностные, метапредметные и предметные результаты достигаются посредством предъявления обучающимся учебно-познавательных, учебно-практических и проблемных задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний в области иностранного языка. Приведены примеры дидактических разработок для практической реализации методов данного подхода на занятиях иностранного языка, позволяющие решать задачи узкой дидактики в учебном процессе. Ключевые слова: деятельностно-ориентированный подход, современные методы обучения иностранным языкам, самообразование, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, целостность процесса обучения | 1092 | |||||
5403 | Рассматриваются теоретические вопросы материального стимулирования, соотношения экономического и материального стимулирования, места поощрительных фондов инновационных предприятий в системе экономического стимулирования. Ключевые слова: экономическое стимулирование, материальное стимулирование, инновационная деятельность, поощрительные фонды | 1091 | |||||
5404 | СМИ признаются транслятором социально значимых ценностей и идей, в частности, развития межэтнической толерантности и развенчания ксенофобии. Медиатексты являются наиболее корректным материалом для анализа вербального моделирования этнокультурных образов, бытующих в общественно-политической, культурной, социальной сферах и являются богатой исследовательской базой не только для состоявшихся ученых-лингвистов, но и студентов, в частности – студентов-филологов Томского государственного педагогического университета. Ключевые слова: медиалингвистика, медийный и этнокультурный образ Польши и России, лингвокультурологические исследования студентов-филологов | 1091 | |||||
5405 | Анализируется амбивалентное функционирование мифологемы «славянская душа» в публицистике и прозе представителей разных поколений первой волны русской эмиграции (Н. Тэффи, И. Эренбурга, Г. Адамовича, А. Куприна, Н. Берберовой) в топологическом аспекте; отмечается, что иронический модус ame slave (как представление о Другом западного сознания) в творчестве эмигрантов не снимает семантической значимости культурного кода, с помощью которого осмысливается проблема самоидентификации человека в инокультурном пространстве. Ключевые слова: литература русского зарубежья, проза младоэмигрантов, творчество Н. Н. Берберовой, проблема самоидентификации | 1091 | |||||
5406 | Введение. Освещена проблема формирования экзистенциальной мысли в позднем творчестве Л. Н. Толстого. Объектом исследования является одна из наиболее значимых категорий в философии экзистенциализма – категория страха. Цель данного исследования состоит в попытке рассмотреть обращение писателя к категории экзистенциального страха и определить ее функции в позднем творчестве Толстого. Данная цель обусловила решение следующих задач: определить контекст формирования экзистенциальной мысли в повестях «Крейцерова соната» и «Дьявол», рассмотреть категорию экзистенциального страха в данных произведениях, выявить, как с помощью данной категории Толстой осуществляет диалог с читателем. Материал и методы. Материалом исследования служат повести «Крейцерова соната» и «Дьявол», использованы сравнительно-сопоставительный метод и метод структурного анализа. Результаты и обсуждение. В поздний период творчества в философской мысли Толстого происходит обращение к экзистенциальной проблематике. На идейном уровне писатель акцентирует внимание на социальных конфликтах и ищет истоки общественных противоречий. В конфликте отношений между полами Толстой видит истоки экзистенциального кризиса человека и общества в целом. Именно данный период творчества русского классика можно охарактеризовать как период художественных экспериментов. В позднем творчестве Толстого формируется категория читателя, а новое содержание обретает новые формы: писатель все чаще обращается к малым эпическим и драматическим жанрам. Актуальность статьи определяется исследованием экзистенциальной проблематики позднего творчества Л. Н. Толстого и отдельных аспектов трансформации творческого метода писателя. Новизна заключается в том, что категория экзистенциального страха рассматривается как ключ к нравственному воскресению героев повестей «Крейцерова соната» и «Дьявол». Заключение. Сделаны предварительные выводы о том, что экзистенциальная категория страха формируется в связи с социальной проблематикой произведений, становится способом преодоления нравственной смерти героя, а также выступает в роли связующего звена между автором и читателем. Ключевые слова: Л. Н. Толстой, русская литература, экзистенциализм, экзистенциальный страх, гендерная проблематика, повесть, «Крейцерова соната», «Дьявол», поэтика, автор, герой, диалог, читатель | 1091 | |||||
5407 | Введение. В истории отечественной детской литературы период 1940-х гг. характеризуется пристальным вниманием к образу и мотиву времени. Во-первых, мотив времени является универсальным и общим, отражающим «стиль эпохи» (Ю. И. Минералов), во-вторых, яркие писатели (А. Гайдар, С. Маршак и Е. Шварц), осмысливая феномен и проблемы времени, представляют образы времени в соответствии со своими индивидуальными стилями. Индивидуальный стиль писателя привлекает прежде всего отражением идей, характерных для социального и культурного контекста исторического периода. «Внутренняя форма» (А. Потебня) художественного произведения представляет своебычный образ «образа времени», именно поэтому было важным взять произведения, близкие по времени написания, для рассмотрения их на синхронном срезе начала сороковых годов ХХ в. В результате сравнительного анализа проявились общие идеологемы эпохи, отраженные в индивидуальных стилях указанных авторов, что определяет актуальность представленной работы. Целью исследования стало сопоставление сюжетов и систем образов в контексте образно-ассоциативных традиций детской литературы сороковых годов ХХ в. Материал и методы. Методологическая база исследования – труды о внутренней форме А. А. Потебни, о стиле П. Н. Сакулина, Ю. И. Минералова. В определении биографического времени мы обратились к теории В. Е. Хализева, в определении мотива – к работе «Историческая поэтика» А. Н. Веселовского. Методы исследования: сравнительно-типологический, исторический. Результаты и обсуждение. Новизна работы заключается в выявлении стилевых доминант образа и мотива времени в указанных произведениях на уровне сюжетосложения, системы персонажей, отдельного приема – внезапного изменения возраста героев, выявлении роли образа и мотива времени в качестве стилевых доминант на уровне проблематики, системы персонажей, сюжетосложения и отдельных приемов, а также образной системы в указанных произведениях. Теоретическая значимость работы – использование материалов исследования при чтении курсов «Детская литература», «Введение в литературоведение». Практическая значимость работы реализуется в разработке семинаров по изучению творчества А. П. Гайдара, С. Я. Маршака и Е. Л. Шварца, а также для практических занятий по курсу «Теоретические основы читательской деятельности». Заключение. Результаты исследования заключаются в убедительном выявлении типологического схождения образа и мотива времени в детской литературе 40-х гг. Вместе с тем прослеживается типологическая вариативность в индивидуальных стилевых решениях А. П. Гайдара, С. Я. Маршака, Е. Л. Шварца. Ключевые слова: образ и мотив времени, внутренняя форма, индивидуальный стиль, стиль эпохи, стилевые доминанты, биографическое время, сюжет, детская литература | 1091 | |||||
5408 | . | 1090 | |||||
5409 | Представлены аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности с точки зрения системного, интегративного и компетентностного подходов. Раскрывается сущность методической подготовки магистров, рассматриваются структурные компоненты подготовки: мотивационный, содержательный, проектировочно-процессуальный, оценочно-результативный. Определены специальные компетенции магистров, формируемые в процессе усвоения методических дисциплин. Ключевые слова: методическая подготовка магистров, методологические подходы к организации методической подготовки магистров, компоненты методической подготовки | 1090 | |||||
5410 | Статья посвящена исследованию проблемы психологической готовности учителя к конструктивному педагогическому общению, свободному от игр и манипуляций. Рассмотрены компоненты психологической готовности к противостоянию манипуляциям в общении с подростками (операционный, мотивационный, когнитивный и эмоционально-волевой) и описаны эмпирически выявленные особенности их развития и проявления у учителей современной школы. Ключевые слова: психологическая готовность, операционный компонент, мотивационный компонент, когнитивный компонент, эмоционально-волевой компонент, манипуляционное воздействие | 1090 | |||||
5411 | Обсуждается следующая обратная задача. Предполагается известным электромагнитное поле и его первые производные по координатам для ограниченной системы зарядов и токов в некоторой точке вдали от этой системы. Это позволяет локализовать систему и определить ее полный заряд, электрический и магнитный дипольные моменты. Ключевые слова: обратная задача, электромагнитное поле, дипольный момент, заряд | 1090 | |||||
5412 | Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования поставлена задача – подготовить учащихся к жизни в информационном обществе. Для решения данной задачи предлагается применение системы музейных средств при обучении школьников составлению экскурсионных сообщений. Работа учащихся в период подготовки и проведения экскурсий активизирует учебный процесс, повышает качество обучения. Погружение современных школьников в определенную лингворегионоведческую музейную среду становится средством их духовно-нравственного воспитания, формирования и развития их языковой личности. Цель статьи – дать определение школьным музейным средствам обучения; на примере хакасской школы рассмотреть систему их применения в обучении учащихся 5–8-х классов составлению экскурсионных сообщений на уроках развития речи, во внеклассной работе и внеурочной деятельности, описать программу обучающего исследования школьниками экскурсионной речи. Ключевые слова: артефакты, система музейных средств при обучении школьников, экскурсионное сообщение | 1090 | |||||
5413 | Актуальность и необходимость исследования этнокультурных аспектов татарских личных имен обусловлены тем, что до сих пор в татарской антропонимике изучались лишь главным образом историко-лингвистические проблемы личных имен, тогда как основополагающим фактором в формировании и функционировании национальной антропонимической системы является этнокультурный фактор. Рассматривается определение этнокультурного пространства имен-пожеланий в татарской антропонимике. В результате исследования личных имен в этнокультурном аспекте выявлено, что личные имена являются национально-маркированным пластом языка. Культурно-исторические ассоциации, этнокультурные коннотации личных имен-пожеланий порождены многими экстралингвистическими факторами. Исследование этнокультурного пространства номинации имен показало, что особенности национального антропонимикона обусловлены спецификой культуры. Ключевые слова: этнокультурное пространство, имена-пожелания, татарская антропонимика, этнокультурный фактор, коннoтации | 1090 | |||||
5414 | Исследуются способы передачи удивления в художественных текстах И. А. Бунина в сопоставлении с их переводами на китайский язык. С точки зрения культурных форм, связанных с выражением эмоций, традиции переводящей культуры могут находиться в разных позициях по отношению к исходной. В настоящей работе выделено три группы исследуемых единиц: 1) способ передачи эмоций в случае совпадения исходной и переводящей культур; 2) способ передачи эмоций в случае частичного совпадения исходной и переводящей культур; 3) способ передачи эмоций в случае несовпадения исходной и переводящей культур. Ключевые слова: этнопсихолингвистика, этнос, культура, язык, языковое сознание, эмоция удивления | 1090 | |||||
5415 | Предпринята попытка не просто рассмотреть деятельность и роль специальных библиотек в обеспечении людей, имеющих различные формы ограничений в жизнедеятельности, свободным и равным доступом к информационным ресурсам и услугам, но и определить модель развития учреждений подобного типа. Обозначены аспекты миссии специальных библиотек, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа к библиотечно-информационным и культурологическим услугам. Разработана модель развития специальных библиотек и сформулированы основные цели, задачи и содержание векторов развития данных библиотек, которые позволят им стать региональным многофункциональным культурно-образовательным комплексом для людей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: специальная библиотека, люди с ограниченными возможностями здоровья, пользователи-инвалиды, вектор развития, концепция, модель | 1090 | |||||
5416 | . | 1089 | |||||
5417 | . | 1089 | |||||
5418 | Получены количественные значения составляющих долговременного тренда осадков для 129 пунктов Азиатской территории России. Выявлены типовые поля трендов. Проведена классификация долговременного тренда осадков | 1089 | |||||
5419 | В работе выявляется ряд возможностей, реализация которых способствует устранению типичных ошибок студентов, неизбежных при механическом переносе свойств числовых полей на поля ненулевой характеристики | 1089 | |||||
5420 | Автор статьи сообщает о четырех простых в исполнении способах интенсификации межполушарного взаимодействия в человеческом головном мозге. О четырех технологически оригинальных подходах к управлению персональными когнитивными способностями. Ключевые слова: мозг, межполушарное взаимодействие, способы интенсификации, когнитивные способности. | 1089 | |||||
5421 | Рассматриваются проблемы формирования системы стратегического планирования инновационной деятельности на промышленном предприятии. Исследование теории основных направлений инновационной деятельности и практики деятельности промышленных предприятий позволило сформулировать признаки и провести классификацию инновационной деятельности промышленных предприятий. Уточнение понятия важнейших направлений инновационной деятельности как ресурса, которым можно управлять, позволило сформулировать содержание понятия оценки системы стратегического планирования инновационной деятельности промышленных предприятий и выявить их основные этапы. Для реализации задач каждого этапа оценки системы стратегического планирования инновационной деятельности обоснован набор инструментов. Ключевые слова: стратегическое планирование, инструменты, оценка системы, инновационная деятельность, промышленное предприятие | 1089 | |||||
5422 | Представлен один из видов речевого воздействия – побуждение. Автором выделены средства понижения императивности в современном просветительском дискурсе. Основные положения проиллюстрированы примерами из текстов просветительского содержания на немецком и русском языках. Ключевые слова: дискурс, прагматика, речевое воздействие, императивность, побуждение | 1089 | |||||
5423 | «Томский журнал лингвистических и антропологических исследований» – открытый научный форум обсуждения проблем и результатов гуманитарных исследований Cибири и сопредельных регионов, учрежденный при ТГПУ в результате долгосрочного сотрудничества специалистов-филологов, антропологов, этнологов и археологов Томского государственного педагогического университета, которые в той или иной форме уже на протяжении более полувека являются центрами исследований языков и культур Сибири. Целевой аудиторией журнала являются специалисты по языковедению, этнографии, археологии, культурной и социальной антропологии, краеведению, вузовское научно-образовательное сообщество, деятели этнического образования, представители местной и центральной администрации. Журнал соответствует международным требованиям для научных изданий и систем цитирования (Scopus, Web of Science, Erich, Ulrich). Ключевые слова: журнал, лингвистика, антропология, этнография, этнология, Сибирь | 1089 | |||||
5424 | С целью внедрения интерактивных методов обучения в математическую подготовку студентов рассматривается использование боев по теории вероятностей. Показано, что в сравнении с традиционными формами проверки и обсуждения домашних заданий математический бой имеет ряд преимуществ: эмоциональный подъем участников, повышенная ответственность каждого члена команды за результат, заинтересованность в сложных заданиях, необходимость в постоянной подготовке к занятиям. Ключевые слова: интерактивные методы обучения, учебная мотивация, домашнее задание, математический бой, теория вероятностей | 1089 | |||||
5425 | Рассматривается способ выражения отрицательной оценки в немецком языке, анализируются пути возникновения оценочного компонента внутри слова и способы его актуализации. Представлены примеры истинной и ложной экспрессивности оценочных значений. Скалярная природа оценки позволяет анализировать оценочные средства на разных уровнях языка, и снижение языкового регистра дает множество свежих примеров выражения оценки. Особое внимание уделяется антропоцентричной природе оценочного акта. Ключевые слова: отрицательная оценка, экспрессивность оценочных средств, коннотация, антропоцентризм, аксиология | 1089 | |||||
5426 | Представлен лингводидактический и методический потенциал специализированных лексикографических источников – словарей жаргонных единиц. Акцентируется значимость данных словарей для иностранного носителя – вторичной языковой личности, осваивающей русский язык как иностранный. Подчеркивается, что знакомство иностранцев со словарями жаргонизмов и их активное использование в образовательной деятельности и повседневной социальной и межличностной коммуникации способствуют результативной адаптации иностранца в рамках русской лингвокультуры, эффективному освоению лексических ресурсов современного русского языка. Выделен и в ходе проведенного анкетирования информантов-иностранцев (магистрантов из Китая) обоснован ряд параметров, обусловливающих лингвокультурологическую, дидактическую и методическую ценность словарей рассматриваемого типа. Ключевые слова: вторичная языковая личность, русский язык как иностранный, языковая компетенция, лингвокультурологическая компетенция, жаргон, молодежный жаргон, жаргонизмы, словарь | 1089 | |||||
5427 | Рассмотрены некоторые особенности перевода на русский язык чешской поэзии, предназначенной для детей. Для анализа взято стихотворение известного чешского поэта ХХ в. Франтишка Галаса «První pohádka (Princeznička na bále)» в переводе Михаила Ландмана («Принцесса кораллы свои потеряла»). Выявлены такие особенности перевода, как использование большего, чем в оригинале, количества идиоматических выражений, более развернутое и конкретизированное описание пространства и образов персонажей, сохранение имени чешского героя Гонзика, соответствующего русскому Иванушке-дурачку, передача основной (иронической) модальности стихотворения. Ключевые слова: русско-чешские литературные связи, детская поэзия, художественный перевод, Ф. Грубин, М. Ландман | 1089 | |||||
5428 | Представлены теоретические аспекты и практика реализации стратегии опережающего развития образования; описаны механизмы инновационных организационно-методических практик, реализующихся в учреждениях образования на территории отдельного муниципального образования. Описаны управленческие, экономические и организационно-методические условия развития образования; особое внимание уделено матричной системе управления, организационно-методическому и информационно-технологическому сопровождению реализации стратегии, муниципальной системе оценки качества образования, консультационному центру по подготовке выпускников к итоговой аттестации, а также автоматизированной информационной системе «Сетевой город. Образование». Ключевые слова: стратегия опережающего развития, управление образованием, система оценки качества, автоматизированная информационная система | 1089 | |||||
5429 | Рассматривается субъективный аспект восприятия времени. Приводится краткий теоретический обзор отдельных исследований по проблеме с точки зрения психологии человека. В практической части приводятся сгруппированные по смыслу примеры реализации субъективно оцениваемого времени в языке современной англоязычной художественной литературы на материале фразеологических единиц со значением времени. В результате делается вывод о разнообразии субъективного восприятия времени и отражении этого явления конкретными языковыми единицами в лексикографических и литературных источниках. Ключевые слова: фразеологическая единица, субъективное время, отражение восприятия времени языковыми единицами, английская художественная литература | 1089 | |||||
5430 | Рассматривается вопрос формирования собственных библиотечных фондов образовательной организации с использованием методики отбора информационных ресурсов. Представлены результаты изучения системы обучения на основе методов и технологий, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, научно-исследовательских и технических разработок, которые являются одной из главных задач, стоящих в условиях новых стандартов ФГОС третьего поколения. Дана детальная характеристика процессу создания нового знания как основного интеллектуального ресурса, определяющего конкурентное преимущество индивида. Рассмотрена структура информационных ресурсов, обеспечивающих научно-познавательную деятельность. Описаны способы отбора информационных ресурсов, основанные на комплексном подходе по отбору наиболее значимых периодических изданий с целью пополнения информационно-знаниевого потенциала. Предложенная методика позволяет решить задачу инновационного характера: от комплектования собственных фондов и формирования своего перечня приоритетных изданий до накопления собственного знаниевого потенциала. Ключевые слова: информационно-знаниевый потенциал, новое знание, информационное обеспечение, отбор информационных ресурсов, процесс создания нового знания | 1089 | |||||
5431 | Рассматривается вопрос формирования профессиональных компетенций педагога средствами сетевого взаимодействия в рамках дополнительного профессионального образования взрослых. Представлены результаты изучения профессиональных трудностей педагогов в области использования информационно-коммуникационных технологий и участия в сетевых профессиональных сообществах. Дана характеристика формируемых профессиональных компетенций и их связь с профессиональным стандартом педагога. Приведены примеры заданий, направленных на актуализацию сетевого взаимодействия педагогов с ориентацией на актуальные профессиональные навыки: потребность во взаимодействии, общении с другими; потребность в самореализации, самопрезентации. В качестве инструментов подготовки учителей-предметников к применению информационно-коммуникационных технологий описана образовательная электронная среда (LMS MOODLE), организация групповой работы для развития и закрепления навыков использования информационно-коммуникационных технологий в процессе дополнительного профессионального образования и проектная деятельность. Для оценки результатов использовалась методика исследования профессиональных компетенций и ИКТ-компетенций педагогов для определения уровня сформированности необходимых качеств, позволяющих применять возможности сетевых сообществ для профессионального роста. Вместе с ИКТ-компетенциями в работе описан результат формирования у учителей-предметников компетенции организационной деятельности, компетенции профессиональной коммуникации, компетенции наставничества. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, профессиональные компетенции педагога, профессиональный стандарт педагога, ИКТ-компетенции, решение профессиональных задач, дополнительное профессиональное образование | 1089 | |||||
5432 | Введение. Рассматривается проблема обновления традиционного подхода к образному анализу на уроке литературы за счет использования современных исследований в области философии и психологии. Предложена читательская практика, где реализован семиотический подход, позволяющий выявлять трансформацию опорного образа в тексте писателя второй половины ХХ в. за счет «обратного перевода», то есть сопоставления опорного образа с античной и классической трактовкой. Главным механизмом, связывающим опорный образ с архетипом, является образный перенос. Сам феномен переноса предполагает наличие предшествующей и последующей ситуации, а также установление взаимосвязи между ними. Такая практика позволяет учащимся не только осваивать специфику образной системы конкретного произведения, но и выявлять авторское мировосприятие, влияющее на поэтику текста. Освоение поэтики рассказа В. Пьецуха «Прометейщина» происходит с помощью последовательного и многоаспектного чтения, проявляющего разные элементы архитектоники произведения, что позволяет юному читателю выстраивать систему связей между отдельными частями художественного целого. Индуктивный способ постижения смысла фокусирует внимание учащихся на связях нелинейного типа (повторах, параллелизмах), которые возникают при анализе центрального образа рассказа. При таком анализе становится возможным выявление семантических перекличек в различных частях текста и значимых для интерпретирования произведения смысловых «узлов». Обращение к историко-литературному контексту (Н. В. Гоголь «Ревизор») заставляет учащихся обращать внимание на национальную особенность русского менталитета и адекватно трактовать смысл поступков литературного героя, его отношение к людям и к жизни. Заключительная «свертка» информации о тексте В. Пьецуха происходит в интерпретационной деятельности школьников по сравнению новообраза с другими интерпретациями в современном искусстве, что способствует фиксации мировоззренческих изменений, произошедших в сознании целого поколения. Читательская практика, сочетая в себе взаимосвязь образного и логического в предъявлении материала и технологичность учебного процесса, обеспечивает учащимся определенную степень свободы философствования на уроке, а учителю гарантирует эффективность ее использования. Ключевые слова: чтение, художественная деталь, трансформация образа, историко-литературный контекст, символизация, философичность | 1089 | |||||
5433 | . | 1088 | |||||
5434 | Проанализирована проблема взаимодействия образовательных систем, социальных институтов и хозяйственных предприятий для реализации долгосрочных планов развития сельских территорий России на современном этапе. Ключевые слова: институциональный анализ, взаимодействие, социальное партнерство, человеческий капитал, формальные и неформальные социальные институты, изменение социального устройства сельской среды | 1088 | |||||
5435 | Изучены основные теоретические представления педагогов 20–30-х гг. XX в. о такой форме контроля качества знаний студентов, как дневники, приводится их классификация. Анализируется опыт практического использования дневников в учебном процессе высшей школы в рассматриваемый период. Ключевые слова: качество знаний, оценка качества знаний студентов, формы контроля, дневники | 1088 | |||||
5436 | В целинной торфяной залежи (3 м) и в остаточном (1 м) торфе низинного типа под многолетними злаковыми травами в микрополевом опыте определялись активность полифенолоксидазы и активность пероксидазы. В целине деятельность энзимов обнаруживалась по всей исследуемой толще (0–100 см), в остаточном торфе – до глубины 60 см – в начале наблюдений (1993 г.) и по всему профилю – в последующие сроки (2002 и 2008 гг.). При этом соотношение «активность полифенолоксидазы : активность пероксидазы» было приблизительно равным 1, что может указывать на относительное равновесие процессов синтеза и распада гумусовых веществ как в целинном, так и в рекультивируемом торфах исследуемой экосистемы. Ключевые слова: торфяно-болотная экосистема, целинный торф, остаточный торф, микрофлора, ферменты, пероксидаза, полифенолоксидаза | 1088 | |||||
5437 | Эффективность реализации программ долгосрочного социально-экономического развития России зависит от качества сформированных человеческого и социального капиталов. Значительная роль в их формировании принадлежит образовательным системам, развитие которых должно быть скоординировано с развитием социальной и экономической сфер общества в виде моделей взаимодействия, позволяющих спрогнозировать его содержание и технологии. Проектирование таких моделей требует изучения функций образовательных систем в общем процессе развития. В данной статье уточняется понятие «образовательная система», предлагается типология образовательных систем, рассматриваются варианты анализа их функций в данном взаимодействии. Ключевые слова: взаимодействие, диффузия нововведений, каналы диффузии нововведений, интеграция, интегрирующие факторы, образование, образовательные системы, социальные механизмы, социальный капитал, типология образовательных систем, человеческий капитал | 1088 | |||||
5438 | Рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения молодежи, безошибочного выбора своего жизненного пути после окончания средней школы. Рассмотрены популярные в прошлые десятилетия и востребованные в настоящее время различные формы профориентационной работы со школьниками. Приоритетным направлением профориентации старшеклассников на педагогическую деятельность авторами определен педагогический профиль на старшей ступени средней школы. Рассмотрен позитивный опыт реализации совместного проекта Томского государственного педагогического университета и управления образования администрации Томской области по развитию движения педагогических классов на этапе 1990–2000 гг. Выявлено очевидное учебное, познавательное, исследовательское и общественно значимое превосходство студентов из числа выпускников педагогических классов по сравнению с абитуриентами общего набора. Показано закрепление профессиональной устойчивости этой категории студенчества, готовность после получения университетского диплома работать школьными учителями, преподавателями средних специальных и высших учебных заведений. Актуализирована потребность современной сферы образования к широкому внедрению в школах педагогического профиля. Ключевые слова: довузовская профориентация школьников, безошибочный профессиональный выбор, педагогический класс как эффективная модель | 1088 | |||||
5439 | Религия как мировоззрение и церковь как ее основной институт возникли прежде всех ныне существующих и функционирующих в обществе институтов. Церковь, католицизм оказали огромное влияние на французскую культуру, 62 % населения – католики, 90 % соборов во Франции принадлежат римско-католической конфессии, большинство французских праздников являются религиозными. Рассматривается французский религиозный дискурс как один из видов институционального дискурса, который представляет собой сложноорганизованное, многосоставное образование. Проведенный в статье анализ христианской письменности (религиозных текстов) с точки зрения современных теорий дискурса и речевых жанров выявил многообразие жанровых форм религиозного дискурса. Ключевые слова: религия, религиозный дискурс, речевой жанр, функциональный стиль, единица анализа | 1088 | |||||
5440 | Характеризуется сущность и основные особенности ФГОС ДО. Показано, что содержание образовательных программ должно обеспечить развитие личности ребенка в различных образовательных областях, в том числе в художественно-эстетической области. Проанализированы взгляды современных исследователей на проблему художественно-эстетического развития. Показано, что синтезом различных видов художественной деятельности является театрализованная деятельность. Отмечается, что использование художественно-эстетического направления с учетом современных образовательных требований вызывает у дошкольников интерес к творчеству и самовыражению. Ключевые слова: образовательный стандарт, художественно-эстетическое развитие, дошкольный возраст, театрализованная деятельность | 1088 | |||||
5441 | Обсуждаются вопросы преподавания дисциплины «Информатика» студентам гуманитарных вузов. В современных условиях у студентов как будущих специалистов важно сформировать информационную культуру. В связи с этим информационные системы и технологии интенсивно используются в образовании. Одним из инструментов формирования информационной культуры студентов является дисциплина «Информатика», которая преподается студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Экономика» и «Конфликтология». В качестве обязательных составляющих компетенций, которые должны быть сформированы у студентов в ходе изучения дисциплины «Информатика», могут быть выделены навыки обработки текстовой информации, подготовки данных в электронных таблицах и разработки баз данных. Поэтому одной из основных компетенций, которые формируются у студентов в ходе изучения дисциплины «Информатика» является следующая: способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8). Анализ опыта работы преподавателей кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) показывает, что учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» разработано на достаточно высоком методическом уровне и активно используется в образовательном процессе. Однако с развитием информационных технологий, в том числе постоянным обновлением программ пакета MS Office, возникает необходимость обновления практикума. Поэтому автором на основе уже имеющихся материалов разработан электронный курс по дисциплине «Информатика», размещенный в системе поддержки самостоятельной работы СПбГУП (www.edu.gup.ru). Основное внимание уделено описанию структуры курса и обобщению авторского опыта преподавания дисциплины «Информатика» с его использованием. Ключевые слова: информатика, междисциплинарные связи, преподавание дисциплины | 1088 | |||||
5442 | Рассматривается вопрос о сравнительных характеристиках речевой активности детей старшего дошкольного возраста с различными социометрическими статусами. Представлено описание критериев, показателей и уровней речевой активности детей дошкольного возраста, которые используются при организации наблюдений за детьми различных социометрических статусов в свободной игровой и организованной совместной деятельности. Например, выявлен высокий уровень речевой активности у детей со статусом «звезда», средний и низкий уровень речевой активности у детей с неблагоприятными социометрическими статусами. Дано подробное описание уровней и характеристик речевой активности детей старшего дошкольного возраста с различными социометрическими статусами. Представлены статистика сравнения критериев, уровней речевой активности детей с различными социометрическими статусами и объяснение таких различий. Так, в результате проведенного исследования выявлены различия между детьми со статусами «звезды» и «изолированные» по критериям речевой инициативности, мотивации и типов речевой коммуникации. Ключевые слова: речь, активность, речевая активность, социализация, межличностные отношения, социометрический статус, дошкольники, влияние, группа сверстников | 1088 | |||||
5443 | Введение. Аргументативный дискурс был и остается одним из самых распространенных в современном медиапространстве. Это обусловлено особенностями современного социально-исторического контекста эпохи и необходимостью доказывать различные точки зрения на происходящие события. В связи с этим исследование типов и средств аргументации является одной из актуальных задач различных областей знания. Цель статьи – выявление идиостилевых особенностей медиадискурса публичной языковой личности на уровне используемых ею типов аргументации в отражении различных информационных поводов. Методика исследования основана на использовании дискурсивного и семантико-стилистического анализа с опорой на теорию регулятивности как одно из направлений коммуникативной стилистики текста. Основные результаты. Установлена зависимость используемых публичными медиаперсонами типов аргументации от объективных факторов (информационного повода, темы, речевого жанра) и субъективных (от целеполагания, коммуникативно-когнитивных и культурно-речевых особенностей автора). Выявлены общие и индивидуальные регулятивные средства, структуры и способы, характерные для аргументативного медиадискурса в целом и для анализируемых индивидуальных дискурсивных практик. К типовым регулятивным структурам и средствам регулятивности отнесены: использование цитат оппонента с последующим опровержением; ссылка на оппонента и обращение к нему, сопровождаемое прямой или косвенной характеристикой; ссылка на факты и количественные данные; использование сравнения сходных показателей для доказательства; усиление экспрессии и полемического пафоса на уровне языковых средств. К индивидуальным особенностям аргументации отнесены: различие интенций авторов, масштаб информационных поводов для контраргументации; выбор типа аргументации с учетом идиостиля личности, включая его культурно-речевой, когнитивный и коммуникативный стили, наличие в медиадискурсе авторских регулятивных средств логической и/или риторической аргументации. Заключение. Предложенный подход к изучению аргументативного дискурса с точки зрения идиостилевых проявлений публичной языковой личности показал, что используемые типы аргументации отличаются по цели, средствам и эффекту воздействия, что обусловлено не только объективными факторами, но индивидуально-авторскими особенностями и информационным полем авторов медиатекстов. Полученные данные представляют интерес для медиалингвистики, теории речевого воздействия, речевой конфликтологии, коммуникативной стилистики текста. Ключевые слова: коммуникативная стилистика текста, теория регулятивности, аргументативный дискурс, типы аргументации, идиостиль, публичная информационно-медийная языковая личность, информационное поле языковой личности | 1088 | |||||
5444 | Введение. Рассматривается одна из форм речевой агрессии, представленная в интернет-коммуникации. Троллинг – явление, развивающееся вместе с новыми интернет-технологиями, характерное исключительно для сетевого дискурса и находящее свое воплощение в провокативных репликах. Троллинг является формой проявления речевой агрессии, он обусловлен характером интернет-дискурса. Цель – исследование троллинга как одной из форм речевой агрессии в интернет-коммуникации. Материал и методы. Материалом послужили публикации и комментарии в сообществе российских школьников в социальной сети «ВКонтакте». Основным методом стал дискурсивный анализ. При отборе материала применялся метод сплошной выборки. Результаты и обсуждение. Актуализируется проявление речевой агрессии в сетевой коммуникации российских школьников. Рассмотрены и охарактеризованы техники троллинга, стратегии и тактики, посредством которых реализована данная форма речевой агрессии. Среди наиболее часто используемых школьниками техник провокативного поведения в сети можно выделить технику опровержения общественного мнения посредством оппозиционных высказываний и технику перехода на личности. Основной стратегией троллинга является стратегия провокации, реализующаяся посредством различных тактик: высмеивания оппонента, тактики тотального отрицания и резкой смены поведения коммуниканта. Троллинг как форма проявления речевой агрессии в интернет-коммуникации всегда находит свое выражение в провокативных репликах. По своему лингвопрагматическому статусу троллинг является высказыванием, в основе которого лежит конфликтогенный потенциал. Данная форма речевой агрессии реализуется как конфликтный коммуникативный акт, который может развиваться по нескольким сценариям. Тематика сообщества обусловливает использование в рамках троллинга провокационных реплик, касающихся конкретных сфер школьной жизни. Основной целью сетевых провокаторов всегда является коммуникативный конфликт. Заключение. Актуальность исследования речевой агрессии в школьной среде продиктована тем, что интернет на сегодняшний день является самой востребованной подростками площадкой для общения. Кроме того, виртуальный дискурс стал той сферой, где речевая агрессия находит самое яркое выражение. Ключевые слова: речевая агрессия, троллинг, провокация, интернет-коммуникация, конфликт | 1088 | |||||
5445 | . | 1087 | |||||
5446 | . | 1087 | |||||
5447 | Мы рассматриваем поле со спином 3 в 2-мерном пространстве де-Ситтера и вычисляем расходящуюся часть однопетлевого эффективного действия. С этой целью мы конструируем простую формулу для коэффициента b2 при произвольном дифференциальном операторе второго порядка. Используя эту формулу, мы показали, что расходящаяся часть однопетлевого эффективного действия для рассматриваемой теории не зависит от калибровки. Ключевые слова: высшие спины, эффективное действие, пространство (анти)-де-Ситтера | 1087 | |||||
5448 | Рассмотрен один из способов модернизации образования на компетентностной основе, а именно посредством использования в школьном преподавании интерактивных форм обучения. Актуальность поставленной проблемы обусловлена резким снижением познавательного и мотивационного интереса обучающихся к проблемам языковой культуры. Осмысление данной задачи в рамках статьи осуществляется с привлечением в качестве лингводидактического материала круга сложных вопросов лексикологии, вызывающих затруднения у школьников в процессе своего осмысления. Ключевые слова: интерактивные технологии, компетентностный подход в обучении, регулятивные, познавательные и коммуникативные компетенции, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), урок-интерактив, трудные вопросы лексикологии | 1087 | |||||
5449 | Описывается эксперимент, проведенный с целью выявления особенностей восприятия индивидуального медиадискурса журналистов – ведущих авторских программ «Вести недели» и «Парфенов». На основе анализа и обобщения данных, полученных в форме ответов-реакций информантов на просмотр заставок и фрагментов программ «Вести недели» и «Парфенов», осуществляется сравнение программ с точки зрения формата, образа ведущего, убедительности, целевой аудитории и др. Различия в восприятии индивидуального медиадискурса тележурналистов Д. Киселева и Л. Парфенова автор связывает в первую очередь со статусом программ. Для индивидуального медиадискурса журналиста Д. Киселева характерна общая «безапелляционность» и «навязывание». Журналист соответствует формату и статусу программы «Вести недели», осознавая свою роль в информационной политике государства. Индивидуальный медиадискурс журналиста Л. Парфенова характеризуется стратегической установкой на доверительное общение. При этом, используя нетипичные для новостных программ приемы, журналист эпатирует зрителя и предлагает ему сформировать мнение самостоятельно. Ключевые слова: медиадискурс, индивидуальный медиадискурс тележурналиста, коммуникативно-прагматический анализ, авторская телепрограмма, эксперимент | 1087 | |||||
5450 | Раскрывается понятие локативности. Анализируются имена существительные как одно из основных лексических средств выражения данной категории в эрзянском и финском языках. В результате исследования в двух родственных языках выявлено 5 групп имен существительных с локативным значением: 1) топонимическая лексика, включающая названия типов поверхности, частей света, континентов, типов ландшафта; 2) существительные, называющие административно-территориальное деление (названия стран, городов, регионов, областей, улиц, площадей); 3) существительные, обозначающие сооружения; 4) предметные существительные (названия мебели, посуды); 5) названия вместилищ, емкостей, транспортных средств. В каждой группе существительных приводятся примеры из эрзянской и финской художественной литературы. Собранный языковой материал указывает на то, что имя существительное в исследуемых языках является одним из наиболее распространенных лексических способов выражения локативности. Ключевые слова: семантика, пространство, категория локативности, имя существительное | 1087 |