№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5801 | Исследуется динамика процесса развития медиаарта в практике авангардного искусства второй половины ХХ в. Предметом исследования являются произведения, созданные на основе телевизионной технологии в Западной Европе и Америке в период с 1950 по 1990 г. Выводы, излагаемые в статье, дают возможность поновому взглянуть на историю искусства ХХ в., на генезис феномена New media art. Автором анализируются примеры использования телевидения в контексте культурно-исторических предпосылок, обусловивших изменение понимания роли и места медиа в культуре, отношение к телевидению в обществе. Ключевые слова: телевизионное искусство, видеоарт, медиаарт, экранное искусство, new media art | 1014 | |||||
5802 | Рассматриваются проблемы выражения грамматической категории рода лексическими языковыми средствами (в виде лексем и словосочетаний) на аутентичном материале художественных текстов писателей, для которых английский язык является родным, и их переводов на русский язык, выполненных профессиональными переводчиками. Главное внимание при исследовании категории рода обращается на языковое выражение категории мужского и женского рода, а также категории одушевленности/неодушевленности. Ключевые слова: категория рода, мужской род, женский род, существительное, местоимение, текст, словообразование | 1014 | |||||
5803 | Мы предлагаем новую теорию свободного массивного суперспина Y = 3/2 неприводимого представления 4D, N = 1 супер-Пуанкаре группы, которое линеаризует неминимальную супергравитацию (суперспиральность Y = 3/2) в безмассовом пределе. Теория представлена в терминах реального бозонного суперполя Hαα˙ и двух фермионных суперполей χα , uα. Новые результаты исключают неоднозначность структуры явных суперполей, необходимой для описания систем массивных высших суперспинов. Ключевые слова: суперспин, суперпространство | 1014 | |||||
5804 | Развивающиеся биомедицинские технологии порождают новые феномены в искусстве и науке. Восприятие подобных произведений искусства ставит вопрос о прогнозируемости последствий этого акта. С этой целью представляется целесообразным проведение семиотической диагностики границ применимости теорий восприятия на основании моделей информационно-синергетического подхода. Изложены отдельные результаты выполнения проектов РГНФ № 15–03–00598-а и РФФИ № 14–06–00440. Ключевые слова: визуальная информация, восприятие визуальной информации, биоэтика, информационно-синергетический подход, синергетика | 1014 | |||||
5805 | Представлено исследование проблемы современных подходов к преподаванию творчества Ф. М. Достоевского в современной школе, учитывающих как актуальные стратегические задачи предметной области «Филология», так и необходимость ценностно-смыслового развития личности обучающегося. Ценностный опыт Достоевского оказывается значимым для современной «постапокалиптической» эпохи, для которой путь восстановления духовных первооснов равнозначен пути сохранения человечества и человеческой культуры. Творчество Достоевского необходимо включать в урочную и внеурочную деятельность не только как объект литературоведческого анализа, а как важный элемент системы ценностно ориентированного обучения и воспитания. Эффективными при изучении произведений Достоевского являются следующие мотивирующие факторы: полезность и применимость полученных знаний на практике, вовлеченность обучающихся в творческий процесс, использование активных методов обучения, участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах по литературе, моральное поощрение и стимулирующий контроль, личность педагога и манера преподавании. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, автор, читатель, духовные императивы, русская культура, художественное произведение, аксиология, нравственность, публицистика, «Дневник писателя», ценностно ориентированное обучение, мотивация, воспитание | 1014 | |||||
5806 | Рассматривается способ «полного погружения» иностранца в речевую среду носителей, позволяющий ему эффективно формировать языковую и лингвокультурологическую компетенции. Ключевым выступает тезис о необходимости совмещения аудиторных занятий, нацеленных на выработку системного представления о языке, и изучения особенностей функционирования языковых элементов в условиях спонтанной разговорной коммуникации. Обосновывается целесообразность освоения иностранцем нелитературных (например жаргонных) единиц современного языка, активно функционирующих в речи русских людей. Отмечается, что с учетом соблюдения принципов уместности и этической дозволенности в использовании жаргонизмов в речи вторичной языковой личности достигается результат, оптимизирующий в целом межкультурную коммуникацию. Ключевые слова: методика обучения русскому языку как иностранному, межкультурная коммуникация, вторичная языковая личность, языковая компетенция, лингвокультурологическая компетенция, жаргон, жаргонизм | 1014 | |||||
5807 | Представлен опыт организации детского отдыха по месту жительства в рамках проекта «Городское лето». Показаны содержательные и организационно-методические особенности реализации профессиональных проб для студентов – будущих социальных педагогов, участвующих в проекте в целях прохождения летней психолого-педагогической практики. Приведены данные эмпирических исследований, отражающие результаты использования профессиональных проб как средства подготовки будущих социальных педагогов к организации досуга, оздоровления и летнего отдыха детей и подростков. Обозначены перспективы исследований в контексте развития научно-педагогического знания, связанного с социально-педагогическими аспектами летнего детского отдыха по месту жительства. Ключевые слова: профессиональная проба, подготовка будущих социальных педагогов, организация летнего отдыха детей, летняя психолого-педагогическая практика | 1014 | |||||
5808 | Рассматриваются цели современной профессиональной подготовки учителя, обусловленные тенденциями перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества. Обобщены ведущие принципы современной профессиональной подготовки учителя на основе анализа принципов профессионального обучения и принципов вузовской подготовки в целом. Сгруппированы и охарактеризованы такие принципы современной профессиональной подготовки учителя, как учет требований компетентностного подхода; фундаментализация; студентоцентрированность; индивидуальное профессиональное «взращивание»; опережающий характер педагогического образования; непрерывность, преемственность, интегративность, вариативность, гибкость и открытость педагогического образования; практикоориентированность (технологичность) подготовки учителя. Ключевые слова: современная профессиональная подготовка, профессиональная подготовка учителя, цели современной подготовки учителя, принципы современной подготовки учителя | 1014 | |||||
5809 | Проводится анализ лингвокультуремы «голова» на материале диалектов селькупского языка. Рассмотрены диалектные варианты лексем, обозначающих голову, в селькупском языке. Проанализированы контексты, в которых данные лексемы фигурируют как в прямом, так и в переносном значении. Исследованы сложные слова с компонентом ol ‘голова’ не только в сфере соматической лексики, но и в наименованиях предметов и явлений окружающей действительности. Представлена этимология сомонима ol. Проведен анализ культурологических данных, позволивших определить, что в культуре селькупов голова является центром зарождения, поддержания жизни и возрождения. Ключевые слова: селькупский язык, диалект, соматическая лексика, наименование головы, лингвокультурема, лингвокультурологический анализ | 1014 | |||||
5810 | Возрастание роли интерактивного сегмента источников массовой информации обращает исследователей к проблеме речевой деятельности говорящего, диалогический слой которой определяется не только фактором слушающего, но и ролью отвечающего – участника передач, осваивающего публичное пространство на равных правах с автором и ведущим. Широко осмысляемое в гуманитарных науках диалогическое взаимодействие сфокусировано в данной работе в проблематике дискурсивных условий коммуникации, отражаемых в языковом выборе говорящих и их речеповеденческом репертуаре. В центре внимания – игровые модели коммуникации, специфицированные жанром розыгрыша и теми дискурсивными презумпциями, которые направляют ход диалогического взаимодействия. Ключевые слова: дискурсивная картина мира, коммуникативная модель взаимодействия, публичный диалог, игровая коммуникация | 1014 | |||||
5811 | На этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения появилась необходимость развития личностных качеств студента при его профессиональной подготовке. В этой связи на примере федерального государственного образовательного учреждения высшего образования были рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты тех общекультурных компетенций, которые проявляются и формируются в образовательном процессе, требуют выработки методологии разработки и внедрения в него современных технологий включения задач гуманитарной экспертизы технических решений и непосредственно влияют на развитие коммуникативных способностей студента и дальнейший профессиональный успех выпускника высшего образовательного учреждения. Ключевые слова: трудовые функции, профессиональная подготовка, компетенции, образовательный процесс, методология, воспитание, обучение, самообразование | 1014 | |||||
5812 | Речь идет о взаимодействии высшей и общеобразовательной школ в условиях реализации компетентностного подхода, с одной стороны, как проявлении свойств открытости и непрерывности современного образовательного процесса, с другой − как значимой составляющей вузовской подготовки студентов-филологов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Отмечается, что знаниевый компонент в вузовском обучении данного контингента обучающихся должен присутствовать в достаточной степени, а предметная подготовка – обязательным образом ориентироваться на будущую профессиональную деятельность. Актуализируется роль учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы, а также сетевых площадок, стимулирующих мотивацию студентов к освоению профессии, социальной адаптации и личностному росту. В качестве примера анализируются формы сетевого взаимодействия, практикуемые в процессе реализации программы «Формирование профессиональной культуры педагогов в новых образовательных условиях» в рамках работы сетевой экспериментальной площадки «школа – вуз» (МАОУ СОШ № 14 им. А. Ф. Лебедева г. Томска – ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»). Ключевые слова: компетентностный подход, открытость образовательной среды, сетевое взаимодействие, непрерывность образовательного процесса | 1014 | |||||
5813 | Рассматривается явление гипертекстуальности в связи с литературно-художественным дискурсом. В частности, на примере текстов англоязычных отзывов исследуется гипертекстовый потенциал вербализации художественных текстов с помощью адъективных моделей. Делается вывод о том, что оценочные тексты, рассматриваемые в ракурсе гипертекстовых отношений, демонстрируют доминирование эмоционального содержания над оценочным. Ключевые слова: гипертекстуальность, оценочный текст, литературно-художественный дискурс, имя прилагательное | 1013 | |||||
5814 | Приводится анализ нормативно-правовых актов, регулирующих подготовку специалистов в сфере правового образования. Исследование показывает, что возникновение специальности «учитель права» было обусловлено спецификой развития государства и общества, необходимостью формирования правовой культуры общества в связи с провозглашением правового государства. Основным субъектом формирования правосознания граждан должен был выступить учитель права – уникальный специалист, интегрирующий педагогику и право. Выявлена востребованность учителей права в связи с реализацией государственной политики по формированию правосознания граждан. Ключевые слова: учитель права, правоведение, правовое образование, педагог-правовед | 1013 | |||||
5815 | Анализируется объективация леса на материале диалектов селькупского языка. Описывается роль и место леса в языковой картине мира селькупского этноса, выделяются релевантные признаки леса. На основе анализа фольклорных произведений селькупов выявляется обыденное и мифопоэтическое восприятие леса представителями селькупского этноса. Рассматривается роль и функции деревьев в культуре и языке селькупов. На основе анализа лингвистического материала и результатов ассоциативного эксперимента выявляются и описываются деревья, обладающие наибольшей культурной ценностью для селькупского этноса. Ключевые слова: селькупский язык, языковая картина мира, объективация, лес | 1013 | |||||
5816 | Решение проблемы текущего расширения Вселенной и описание всех стадий эволюции Вселенной заставляет ученых рассматривать различные космологические модели. В нашей работе объединены два различных подхода к описанию темной материи: модифицированные теории гравитации и введение дополнительных полей. Исследовано ускорение и замедление в космологических моделях с нелинейным спинорным полем и неминимальное взаимодействие гравитации со скалярным полем. Скалярно-тензорные модели довольно просты и также позволяют ясно определить различные этапы эволюции Вселенной. В исследовании объяснена роль скалярного и спинорного потенциалов для появления ускорения или замедления космологии. Ключевые слова: космологические модели, скалярное поле, спинорное поле, неминимальное взаимодействие | 1013 | |||||
5817 | Обосновывается использование показателя чистой приведенной стоимости для оценки эффективности стратегий ведения лесного хозяйства для конкретного участка. В российской практике данный показатель используется в основном для оценки инвестиционных проектов, однако в лесном хозяйстве таких развитых стран, как Финляндия и Канада, уже несколько десятилетий используют этот показатель для оценки эффективности управления лесными участками и планировании мероприятий по лесозаготовке и лесовозобновлению на них. Это вызвано тем что в лесном хозяйстве, как и в инвестиционных проектах большую роль играет фактор времени, то есть потоки доходов и расходов могут быть значительно разнесены между собой во времени. Это означает, что использование таких показателей как чистый доход, прибыль, рентабельность и т. п. не позволит получить полную информацию и даст искаженные результаты, так как фактор времени не будет учтен. Использование комплексной модели оценки экономической эффективности в разрезе стратегий также может привести к росту объемов выборочных рубок, вследствие того, что выгоды от них можно будет оценить более наглядно. Ключевые слова: чистая приведенная стоимость, лесное хозяйство, лесной доход, дисконтирование, стратегии ведения лесного хозяйства, лесное планирование, рубки лесных насаждений | 1013 | |||||
5818 | В литературе для детей, так же как в современной поэзии в целом, заметна тенденция к сокращению высказывания, к укорачиванию стиха. Границы жанра поэтической миниатюры переосмысляются. Изучаются четверостишия Александра Бергельсона (Новосибирск) в сравнении с миниатюрами Григория Остера, Ренаты Мухи, Германа Лукомникова, Бориса Хана. Поэзия Бергельсона обнаруживает диалектичность авторского сознания, тяготение к размыканию текста ради сотворчества с читателем и игровое восприятие реальности. Ключевые слова: Александр Бергельсон, поэтическая миниатюра, стихотворения для детей, сибирская поэзия, четверостишие, диалектичность, игра | 1013 | |||||
5819 | Представлен анализ основных факторов и условий, обеспечивающих неоиндустриальный рост экономики в России. Авторы заключают, что главным фактором, влияющим на неоиндустриализацию, выступает включение России в глобальные тренды, описываемые на основе концепта «технонаука». Условием неоиндустриализации выступает расширение границ сетевого сообщества, элементы которого уже имеются в России и в ее регионах и в рамках которого хозяйственно-экономическая и сугубо научная активность смогут прийти в полное согласие. Ключевые слова: неоиндустриализация, технонаука, общество знаний, глобальные тренды, социокультурная модернизация | 1013 | |||||
5820 | Рассматриваются перцептивный, когнитивный, рефлексивный уровни процесса смыслообразования у детей дошкольного возраста. Раскрываются способы развития процессов смыслообразования, такие как совместное с взрослым решение задач на смысл (пошаговое выполнение конкретных совместных действий по открытию личностного смысла конкретной ситуации), изменение позиций при работе с ситуацией (передача ребенку функции контроля, оценки), расширение опыта, связанного с процессами смыслообразования (выход ребенка за пределы знакомых ему ситуаций, что позволяет ему обнаружить границы собственного понимания), конструирование реальности (изменение реальности за счет постижения смысла происходящего и адекватного реагирования в связи с этим). Ключевые слова: смыслообразование, решение задач на смысл, совместная деятельность взрослого и ребенка, позиция, рефлексивность | 1013 | |||||
5821 | Рассматриваются механизмы решения современных проблем физико-математической подготовки абитуриентов вузов. Представлена комплексная региональная модель дополнительного физико-математического образования детей и подготовки будущих педагогов на базе Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования, действующего при педагогическом вузе. Раскрываются возможности педагогической практики студентов и аспирантов педагогических и непедагогических вузов в развитии дополнительного физико-математического образования детей. Обсуждается специфика работы с одаренными детьми, рассматриваются организационные и содержательные стороны такой работы в контексте интегрированного пространства вузов и организации дополнительного образования детей, представлен опыт педагогического взаимодействия педагогов, студентов и аспирантов, проходящих педагогическую практику, и детей, получающих дополнительное образование. Ключевые слова: одаренные дети, творческий потенциал, пробные профессиональные действия, учебные профессиональные и квазипрофессиональные ситуации, педагогическое сопровождение, наставничество | 1013 | |||||
5822 | Актуальность данного исследования обусловлена социокультурными аспектами, связанными с развитием визуальных коммуникаций в современном городском пространстве. Визуальный ландшафт города предполагает обилие рекламной информации в разных сферах человеческой деятельности. Это приводит к повышению требований для людей разных специальностей в области навыков визуальной коммуникации. Проблема в противоречии: с одной стороны, визуальный уровень городской среды постоянно растет, с другой стороны, подходы в образовании по данному направлению представлены не так широко и не соответствуют требованиям времени. На данный момент существует множество технологий решения творческих задач в изобразительном искусстве и дизайне – это целый спектр исследователей, которые уделяют внимание вопросам полноценного образовательного цикла, но проблема состоит в том, чтобы правильно выбрать и интегрировать их в ускоренный образовательный процесс (курсы повышения квалификации). В этой связи рассматривается вопрос создания методики преподавания монтажной композиции и работы с ней в рамках курсов повышения квалификации «Графический дизайн. Базовый уровень». Целью было поставлено создание максимально краткого и эффективного способа обучения работы с монтажной композицией и принципам работы с пятном в рамках данной композиции. Уделяется внимание вопросу обработки визуальных образов в виртуальной среде посредством редактора растровой графики Adobe Photoshop CC для достижения максимальной скорости по обработке визуальных данных. Описываются подходы по созданию монтажной композиции с заранее заготовленными библиотеками изображений. Статья будет полезна преподавателям творческих специальностей, дизайнерам, художникам, исследователям в области визуальной культуры. Ключевые слова: монтажная композиция, формообразование, теория композиции, дизайн визуальных коммуникаций, визуальный городской ландшафт | 1013 | |||||
5823 | Приводятся различные подходы в понимании финансовой грамотности как в российской, так и в мировой практике. Дается сущность понятия «финансовая грамотность» в авторском понимании. Финансовое благополучие населения в условиях рынка определяется качеством управления личными финансами, тем самым формируя облик национальной экономики. На каждом этапе жизненного цикла индивида или семьи возникают конкретные финансовые потребности. Следовательно, достаточно высокий уровень финансовой грамотности поможет ориентироваться в предстоящем выборе жизненных ситуаций. Повышение уровня финансовой грамотности имеет ряд положительных последствий для государства, бизнеса, домохозяйств и экономики в целом, способствуя предотвращению социально-экономической мобильности и закрытости от финансового рынка. Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая компетентность, компоненты финансовой грамотности, финансовое благополучие, финансовое поведение, финансовые продукты | 1012 | |||||
5824 | Раскрываются возможные направления мониторинга методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов с позиций реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования. Проведен анализ исследований в отношении определения сути понятия «мониторинг», на основе чего охарактеризованы специфические особенности педагогического мониторинга. Раскрыто содержание мониторинговой деятельности через призму профессиональных компетенций, формируемых в процессе методико-математической подготовки студентов. Представлена компонентная структура данных компетенций, выделены критерии их сформированности у будущих учителей начальных классов в процессе освоения дисциплины «Методика преподавания математики», а также указаны виды оценочных средств, применяемых для осуществления мониторинговой деятельности. Ключевые слова: педагогический мониторинг, методико-математическая подготовка, профессиональные компетенции, будущий учитель начальных классов | 1012 | |||||
5825 | Рассматривается проблема соотношения творческих систем Лермонтова и раннего Достоевского на основе выделения категории сомнения, центральной на рубеже веков, определяющей переходность мира 1830–1840-х гг. и состояние тотального критицизма умов. Категория сомнения, выступая репрезентантом сближения двух художественных миров, исследуется с содержательной и формальной сторон: как центральная философская проблема эпохи в целом, спровоцировавшая появление нового типа героя и приемов психологизации, и как проблема, обусловившая возникновение изменений на уровне нарратива. Ключевые слова: Лермонтов, ранний Достоевский, проблема героя, категория сомнения | 1012 | |||||
5826 | Страхование на сибирских приисках возникло в конце XIX – начале XX в., что явилось заслугой государства, возложившего обязанность по компенсации ущерба здоровью и жизни работников на предпринимателей. Это породило довольно оживленную дискуссию и целый ряд проектов. Изучение вопросов социальной защиты рабочих Сибири всегда было второстепенным по отношению к изучению вопросов организации промышленности и классовой борьбы. В целях ликвидации белых пятен в рамках этого вопроса на основании архивных документов и изданных материалов съездов сибирских золотопромышленников рассмотрены позиции и проекты предпринимателей данного региона, в которых затрагивается вопрос о страховании и пенсионном обеспечении рабочих, а также изменение этих позиций со временем; делается вывод о стремлении предпринимателей не столько создать действующую систему социальной защиты своих работников, сколько разделить ответственность за это с государством и самими рабочими. Ключевые слова: страхование, пенсии, золотопромышленность, рабочий вопрос, история Сибири | 1012 | |||||
5827 | . | 1011 | |||||
5828 | Представлена постановка проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов. Для этого анализируются федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, объектно-предметная область диссертационных исследований, представления преподавателей педагогических вузов о подготовке студентов к педагогической деятельности. В качестве критерия анализа выделены задачи, содержание и результат подготовки к педагогической деятельности. Проблемный анализ включает и предварительную постановку проблемы на основе феноменологического анализа практики. Ключевые слова: подготовка студентов, педагогическая деятельность, становление, проблема, профессиональное педагогическое образование, профессиональная подготовка | 1011 | |||||
5829 | Рассматриваются трансляция в традиционных и новых медиа образа «Томск-инновационный», содержательные аспекты, тематика и источники регионального дискурса модернизации, инноваций и новой индустриализации на примере Томской области как одного из важнейших инновационных центров Сибири с высоким научно-образовательным и креативным потенциалом. Авторами проводится информационный аудит региональных печатных и аудиовизуальных медиа, региональных тематических порталов и сайтов, а также томских групп и аккаунтов в социальных сетях на предмет наличия в их контенте и трансляции сюжетов с акцентом на инновационное развитие города Томска и области. Анализ традиционных медиа дополняется мониторингом интернет-пространства в плане присутствия образа Томска как инкубатора инноваций и технологий на официальных порталах и в социальных сетях. Ключевые слова: имидж региона, модернизация, дискурс инноваций, маркетинг территорий, региональные медиа, информационный аудит, инновационное развитие | 1011 | |||||
5830 | Одной из актуальных мировых проблем является миграция молодежи из сельской местности в большие города. Данная статья посвящена проблеме выявления сходных и различных представлений о городе молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет, принадлежащих разным культурам (русской и китайской). В работе устанавливается социокультурная специфика и трансформации образа города в сознании современной молодежи, выявляются направления ценностного осмысления города представителями двух культур и обнаруживаются причины наблюдаемых территориальных и социальных изменений, позволяющие прогнозировать перспективность развития города в целом. Ключевые слова: образ города, свободный ассоциативный эксперимент, концепт, ценности, русская и китайская лингвокультуры | 1011 | |||||
5831 | Введение. В условиях быстрых изменений в общественной и профессиональной сфере актуальным становится вопрос о том, как организовывать процесс профессионального самоопределения и эффективного трудоустройства выпускников вузов. В этой связи рассмотрено содержание организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза. Цель – поиск и определение содержания организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза. Материал и методы. Использованы теоретические (изучение, анализ, обобщение литературы, изучение статистических данных, моделирование) и эмпирические (анкетирование, опрос, апробация) методы исследования. Обоснование комплекса условий строится на основе эмпирического обобщения деятельности центра содействия занятости студентов. Обзор литературы. Представлены подходы современных исследователей к дефиниции «организационно-педагогические условия». Выделена группа ученых, рассматривающих организационно-педагогические условия как совокупность факторов. Описана позиция исследователей, считающих, что организационно-педагогические условия – это комплекс каких-либо мероприятий. Отдельно проанализированы научно-исследовательские работы ученых, считающих, что в дефиниции «организационно-педагогические условия» выделяются две смысловые составляющие: организационные условия и педагогические условия. Результаты и обсуждение. На основе анализа литературы и обобщения эмпирического опыта уточнено, что под организационными условиями в работе будут пониматься факторы, которые обеспечивают управление процессом, а под педагогическими – факторы, включающие в себя содержание, методы, приемы, формы обучения, воспитания, обеспечивающие достижение педагогических целей. При этом объединение организационных и педагогических условий в один комплекс, подчиненный общей цели, будет являться организационно-педагогическими условиями. На основе этого на базе Томского государственного педагогического университета определен и апробирован комплекс организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов. Заключение. Предложено уточненное определение организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению обучающихся педагогического вуза, в том числе студентов с низкой мотивацией на педагогическую профессию, которое может быть использовано в качестве основы для деятельности вузовских центров по трудоустройству выпускников. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, трудоустройство, организационно-педагогические условия, содействие | 1011 | |||||
5832 | Рассматривается проблема профессионального становления педагога: отражены современные подходы к определению и характеристике стадий (фаз) профессионального становления; представлены результаты исследования профессионального самоопределения педагога, что позволяет выявить факторы снижения социального статуса и престижа педагогической профессии. Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное самоопределение, стадии (фазы) профессионального становления педагога | 1010 | |||||
5833 | Рассматривается столкновение точечной частицы с бесконечно тонкой плоской доменной стенкой в линейном и постлинейном приближениях классической эйнштейновской гравитации в пространстве Минковского произвольной размерности. Оба сталкивающихся объекта трактуются динамически с учетом бранонного возбуждения доменной стенки. Баланс энергии в этом процессе нетривиален, так как сила взаимодействия не спадает с растоянием, и ни частица, ни стенка никогда не являются свободными. Показано, что гравитационные натяжения эффективно локализуются в мировых объемах частицы и стенки и дают релятивистские потенциалы каждого из объектов в гравитационном поле партнера. Вклад бранонов в энергию доменной стенки в низшем приближении по гравитационной постоянной равен нулю. Ключевые слова: гравитация, браны, доменные стенки, законы сохранения | 1010 | |||||
5834 | Обсуждается проведенное исследование по выявлению педагогических и психологических условий формирования образовательной идентичности в профессионализации и стабилизации психического здоровья выпускников-педагогов, а также экзистенциального диалога как психологического критерия готовности к саморазвитию и инновационной деятельности в современной ситуации образования. Самомониторинг в контексте проведенного исследования рассматривается как начало рефлексии над экзистенциальным смыслом профессии педагога. Формирование экзистенциального диалога в структуре образовательной идентичности может быть организовано в условиях проектирования образовательной среды средствами педагогического тренинга с элементами балинтовский сессий и гештальта. Ключевые слова: образование, экзистенциальная педагогика, управление, качество обучения, самомониторинг, рефлексия, педагогический тренинг | 1010 | |||||
5835 | Описываются особенности дискурсивного взаимодействия бабушек и внуков в пространстве семейной коммуникации. На основе использования приемов конверсационного и интеракционного анализа видеозаписей общения представителей разных поколений двух семей делается вывод о противоречивом характере интенций коммуникантов и наличии специфических дискурсивных средств взаимодействия как у бабушек – игровая агрессия, меморатив, помощь при коммуникативной неудаче, так и внуков: например, коммуникативный саботаж. Ключевые слова: семейный дискурс, дискурсивная интеракция, межпоколенная коммуникация, дискурсивные приемы, коммуникативный саботаж, невербальные средства коммуникации | 1010 | |||||
5836 | Творчество С. В. Бахрушина продолжает привлекать внимание исследователей истории Сибири. До последнего времени цитировался и его отзыв на диссертацию З. Я. Бояршиновой о Томском уезде исключительно с положительной оценкой ее работы. В отзыве же, наряду с этим, отмечается целый ряд замечаний и упущений, которые остаются малоизвестными. Это становится ясно в результате проведенного анализа выявленных двух вариантов печатного отзыва. Следовательно, по их содержанию можно судить о подходах в работе ученого во время составления отзыва, направлении его творческой мысли при его корректировке, объективности оценки рукописи томской исследовательницы. Ключевые слова: С. В. Бахрушин, З. Я. Бояршинова, отзыв, история Сибири, Томский уезд, библиография, архив | 1010 | |||||
5837 | Представлен обзор работ последних лет, посвященных изучению текстовых качеств и категорий на материале различных дискурсивных практик. Подробно рассматривается суть не только регулятивности как системного текстового качества, обеспечивающего управление познавательной деятельностью адресата, но и рефлексии как универсального признака человеческого мыследействия, включая ее различные виды. Для выявления связи между регулятивностью поэтического текста и рефлексивностью привлекаются исследования лингвистов, литературоведов, а также наблюдения мастеров художественного слова. Установлено, что с позиций коммуникативно-деятельностного подхода к тексту в основе регулятивности как системного универсального текстового признака лежит рефлексивность – способность личности к рефлексии, тесно связанная с образами автора и адресата, реализующихся в текстовых категориях субъектности и адресованности. Ключевые слова: категории и качества текста, регулятивность, рефлексивность, поэтический текст | 1010 | |||||
5838 | Актуализируется проблема взаимодействия концептов разного типа. В дискурсе регионального журналиста А. Шулбаевой под влиянием дискурсивно, локально и индивидуально отмеченного концепта нефть наблюдается значительная трансформация такой универсалии культуры, как концепт труд. В результате ассоциативно-смыслового взаимодействия происходят сдвиги в категориальной структуре концептов разных типов, за счет чего в текстах автора формируется уникальная модель дискурсивной картины мира, обладающая как региональной, так и индивидуальной спецификой. Ключевые слова: дискурсивная картина мира, идиодискурс, взаимодействие концептов, дискурс-анализ | 1009 | |||||
5839 | C целью описания лингвокультурного своеобразия томской рок-поэзии рассматривается стихотворение лидера томского рока конца 1980 – начала 1990-х гг. В. Шестакова. Дискурс поэта осмыслен в аспекте отражения в нем субкультуры сибирского панка. Зародившись в перестроечные годы, сибирский панк запечатлел в поэтических текстах собственное трагическое видение социальной реальности СССР переходного периода и четко обозначил протест против официальной идеологии и власти. Ярким примером томской версии сибирского панка стало творчество группы «Дети Обруба» и ее лидера Виктора Шестакова, в поэзии которого воплотились такие черты, как гипертрофированные нигилизм, пессимизм, нонконформизм, а также острая социальная направленность. Эти черты, свойственные субкультуре сибирского панка в целом, обретают оригинальное преломление в эстетическом осмыслении образов времени и социума томским рок-поэтом. Ключевые слова: региональная рок-поэзия, творческая языковая личность, субкультура сибирского панка | 1009 | |||||
5840 | Рассмотрены перспективы и способы развития проектной компетентности учителя географии в условиях уровневого высшего педагогического образования. Показаны возможности развития проектной компетентности студента в образовательном процессе вуза через формирование опыта проектной деятельности путем постепенного освоения системы проектных умений разного уровня сложности и обобщенности, субъектности и личностных профессиональных качеств. Описана структурно-функциональная модель процесса формирования проектной компетентности, которая включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный блоки. Ключевые слова: проектная компетентность, проектная деятельность, проектные умения, компетентностный подход, образовательный процесс, бакалавр образования, саморазвитие и самоактуализация учителя географии | 1009 | |||||
5841 | Введение. Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, требующее анализа психологической и педагогической позиций. В условиях интеграционных процессов профессиональная подготовка медицинских специалистов среднего звена нуждается в совершенствовании и модернизации. Наиболее актуальными направлениями в этой области являются ориентир на достижение международных стандартов качества образования (стандарты профессионального движения «WorldSkills Россия» («Ворлдскиллс Россия»)) и актуализация роли предприятий в обучении студентов компетенциям, отвечающим требованиям рынка труда, вовлечение работодателей и других возможных партнеров в разработку квалифицированных требований к молодому специалисту. В настоящее время изучение вопросов интеграции образования, его видов и форм имеет актуальное значение для развития как всей системы образования, так и его части – профессионального образования. Цель интеграции в системе профессионального образования – достижение международных стандартов подготовки специалистов в соответствии со стандартами WorldSkills. Для системы профессионального образования интеграция и наставничество, по сути, являются реальными механизмами, которые приведут систему профессионального образования к достижению запланированных в национальном проекте целевых результатов. Как показывает многолетний опыт реализации, огромную пользу это приносит для таких профессий средних медицинских работников, как медицинская сестра, фельдшер и акушерка. Ведь медицинский работник должен обладать не только профессиональными навыками, уметь выполнять медицинские манипуляции, но и обладать профессионально важными качествами личности. Материал и методы. Представлен теоретический анализ поставленной научной проблемы, обобщены данные экспериментальной деятельности по модернизации системы наставничества и использование ее для интеграции деятельности Томского базового медицинского колледжа и ряда предприятий, заинтересованных в высококвалифицированных выпускниках. Заключение. Возрождение и развитие института наставничества в условиях интеграционных процессов позволяют логически завершить процесс формирования профессиональной идентичности медицинского специалиста среднего звена и закрепить его на рабочем месте. Интеграция профессионального образования и производства позволяет разнообразить виды образовательной, производственной и исследовательской деятельности студентов, вследствие чего человек получает разностороннюю подготовку как индивид, как личность и как субъект. Ключевые слова: интеграционные процессы в образовании, профессиональная подготовка, качество образования, система наставничества | 1009 | |||||
5842 | Введение. Исследуется актуальная проблема развития международной образовательной программы «Step by Step». Проведенный анализ социологических, психологических, педагогических, методических работ известных отечественных и зарубежных ученых и практиков позволил рассмотреть историко-педагогические аспекты проблемы развития данной программы как за рубежом, так в России и Казахстане. Материал и методы. Исследование проводилось на основе использования теоретических и эмпирических методов, основным из которых был анализ взаимодействия участников образовательного процесса, а материалом исследования послужили уроки естественно-математического цикла в начальной школе. Данная работа проводилась в три этапа. Первый этап заключался в определении основных теоретико-методологических положений для постановки проблемы, проанализирована степень ее изученности, определены общие положения. Второй этап состоял в выявлении особенностей применения «Step by Step» в классно-урочной модели начальной школы. Третий этап заключался в анализе результативности обучения детей с применением технологии «Step by Step». Результаты и обсуждение. Проведенный сравнительный анализ позволил рассмотреть историко-педагогические аспекты проблемы развития данной программы за рубежом, в России и Казахстане, а также обосновать правомерность употребления термина технология применительно к «Step by Step». Представленный анализ понятий «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология» доказывает возможность употребления термина «технология» относительно «Step by Step». Большое внимание уделяется проблеме социальной компетентности современного ученика начальной школы и ее развитию в условиях начальной школы. Заключение. Историко-педагогический анализ развития «Step by Step» позволяет понять суть и основную идею данной технологии. Цель образовательного процесса заключается в развитии личности ребенка, ее индивидуальности, неповторимости на основе убеждения и веры, с учетом особенностей собственной «внутренней модели мира», структуры его субъективного опыта, где субъектные отношения построены на принципах индивидуализации сотрудничества, партнерства и свободы выбора деятельности. Применение технологии «Step by Step» повышает ценность обучения за счет принципиально нового демократичного подхода, соответствующего нормам сегодняшнего дня и содействующего динамичному сотрудничеству всех сторон образовательного процесса, во время которого происходит и совершенствование отдельно взятого индивида. Ключевые слова: технология, международная программа, сравнительный анализ, «Step by Step», начальная школа | 1009 | |||||
5843 | Рассматривается программа по обеспечению рационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ) на месторождениях нефтегазодобывающих предприятий. Анализируется программа и меры, способствующие повышению уровня использования ПНГ. Данные разработки позволяют повысить экономическое развитие и улучшить экологическую ситуацию региона. На основании предложенного алгоритма по использованию ПНГ автором выполняется ряд исследований, в результате которых были рассчитаны многочисленные технико-экономические показатели, а также выявлены актуальные научные проблемы, требующие решения. Ключевые слова: попутный нефтяной газ, утилизация попутного нефтяного газа, окупаемость | 1008 | |||||
5844 | Рассмотриваются особенности структурной организации префиксальных цепочек в двухприставочных именах и глаголах. Противоположение имени и глагола проявляется не только семантически и грамматически, не только в звуковой организации целых слов определенной частеречной принадлежности, но и на уровне фонологического строения морфем одного класса, а именно префиксов, входящих в состав слов разных частей речи. Эти различия обнаружены в наборе тех или иных фонологических моделей префиксов, в инвентаре используемых фонем, в комбинаторных свойствах и дистрибуции фонем. Ключевые слова: префикс, префиксальная цепочка, фонологическая модель, имя, глагол | 1008 | |||||
5845 | Проводится сравнительно-сопоставительный анализ послелогов южных диалектов селькупского языка и восточных диалектов хантыйского языка. Селькупский и хантыйский языки находятся в отдаленном генетическом родстве. Этносы, говорящие на данных языках, имели продолжительные контакты. Послелоги селькупского языка делятся на серийные и несерийные. Послелоги хантыйского языка делятся на этимологически непрозрачные собственно послелоги и существительные в послеложном употреблении. Ключевые слова: послелог, селькупский язык, хантыйский язык, падеж, пространство, время | 1008 | |||||
5846 | Рассматривается развитие теории и практики взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также описываются основные направления исследований в данной сфере в истории образования России. Основным мотивом проведения данного исследования является необходимость улучшить подготовку по специальностям ремесленного профиля в России по предметам общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом опыта предыдущих поколений. Результаты исследования могут быть использованы для повышения качества подготовки специалистов для малых предприятий, в том числе предприятий ремесленного профиля. Внедрение компетентностного подхода в систему профессионального образования страны открывает новые перспективы для исследования вопросов осуществления взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки. Ключевые слова: общее образование, общеобразовательная подготовка, профессиональное образование, профессиональная подготовка, взаимосвязь | 1008 | |||||
5847 | Представлен лингвопоэтический анализ оригинального и переводного текста в аспекте авторского мировосприятия. Подчеркивается роль таких экстралингвистических факторов, как ценностные установки переводчика в понимании и художественном восприятии оригинала. Выявленные в результате сравнительного анализа образные трансформации, вербализованные в переводном тексте и представленные на уровне идиостиля, отражают особенности личностной интерпретации русским поэтом-символистом индивидуальной поэтической картины мира немецкого поэта-романтика. Оригинал и перевод поэтического произведения рассматриваются как тексты, объединенные общим дискурсивным пространством образов, в рамках которого варьируется способ поэтического выражения художественных смыслов. Ключевые слова: восприятие, поэтический дискурс, перевод, сравнительный лингвопоэтический анализ, образные трансформации | 1008 | |||||
5848 | В контексте актуальных требований современного интеркультурного образования описываются элементы опыта популяризации русского языка и культуры на занятиях с польскими дошкольниками. Представлено занятие «Понять Машу. Весело, красиво, интересно о русском языке и культуре России», рассматриваются его задачи, описываются методы и приемы, обеспечивающие первоначальный этап межкультурного образования дошкольников. Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурная коммуникация, популяризация русского языка | 1008 | |||||
5849 | Введение. Функциональный подход в лингвистике XXI в. определил внимание исследователей к проблеме стирания внутренней формы слова с позиции синхронии и диахронии. Возможность изучить лексику разных языков в динамическом аспекте с привлечением нового источника – показаний метаязыкового сознания говорящих – вписывается в круг проблем современной лингвистики и компаративистики. Цель – определить корпус ремотивированных и демотивированных наименований птиц в русском, английском и чешском языках, установить причины ремотивации и демотивации, а также степень и границы этих лексических процессов. Методика исследования предполагает использование психолингвистического эксперимента с носителями сопоставляемых языков, мотивационно-сопоставительного и синхронно-диахронного анализа. Основные результаты. Установлено, что орнитологическая лексика сопоставляемых языков в равной степени подвергается действию процесса ремотивации. Ремотивированные наименования птиц имеют вариантную внутреннюю форму слова. Определено, что ремотивированными являются такие лексические единицы, мотивировочный признак которых выражен именем собственным и связь с которым была утрачена со временем и современными носителями языка не осознается. Это является поводом для мотивировки орнитонима другим признаком, который в русском языке указывает на внешний вид птицы, в английском – на окраску оперения или манеру поведения (на материале чешского языка подобных орнитонимов выявлено не было). Процесс демотивации лексики протекает неравномерно: в русском и английском языках было отмечено 13 и 16 % демотивированных лексических единиц соответственно, тогда как в чешском языке – только 7 %. Это связано с тем, что основная часть русских орнитонимов характеризуется средней степенью демотивации, а значительная доля английских демотивированных лексем является заимствованием из латинского, греческого и других языков. Демотивированные орнитонимы русского языка утрачивают связь с мотивировочным признаком, связанным с голосом птицы, при этом информанты не осознают звукоподражательного характера анализируемого слова. Во всех сопоставляемых языках демотивации подвергаются те лексические единицы, мотивировочный признак которых указывает на образ жизни и манеру поведения птицы. Заключение. Результаты анализа ремотивированных и демотивированных наименований птиц в русском, английском и чешском языках свидетельствуют о сложности демотивации и ее связи с пограничными процессами ремотивации и лексикализации внутренней формы слова, жизненности данных процессов и их динамическом свойстве, открытом характере их протекания, поскольку в большинстве случаев проанализированные слова прошли промежуточную стадию демотивации или ремотивации и на данный момент проходят стадию полимотивации. Ключевые слова: ремотивация, демотивация, внутренняя форма слова, мотивированность языкового знака, психолингвистический эксперимент, метатекстовые высказывания | 1008 | |||||
5850 | Введение. Работа посвящена выявлению и анализу коллокаций в новой жанровой разновидности инструкции по эксплуатации For Dummies. Актуальность данного исследования определяется возрастающим интересом к изучению функционально-речевого аспекта языка в целом, а также отсутствием специальных исследований типов коллокаций в новых видах инструкций. Цель работы состоит в определении типов коллокаций, их семантики и функции в текстах новых инструкий по эксплуатации (на примере инструкции For Dummies). Материал и методы – функционально-семантический анализ. Материалом исследования послужили тексты инструкции «для чайников» (For Dummies). Результаты и обсуждение. Анализ показал, что новые инструкции отличаются от традиционных инструкций по эксплуатации с использованием экспрессивных и окказиональных коллокаций. Наличие узуальных и терминологических коллокаций, с одной стороны, сближает новые инструкции с традиционными инструкциями по эксплуатации. С другой стороны, функционирование окказиональных и экспрессивных коллокаций в тексте For Dummies кардинально отличает данные инструкции от стандартных инструкций и руководств по эксплуатации. Особое внимание уделяется определению типа лексико-семантического нарушения в окказиональных коллокациях. Результаты анализа показали, что в инструкции For Dummies функционируют окказионализмы, созданные на основе оксюморона, эпитета, сравнения и метафоры. В ходе исследования был сделан вывод, что окказиональные и экспрессивные коллокации выполняют экспрессивную, аттрактивную и оценочную функцию, что способствует реализации коммуникативной установки на воздействие. Научная новизна работы заключается в исследовании роли коллокаций в новых видах инструкций по эксплуатации в аспекте реализации коммуникативной установки текста. Заключение. Отмечается вклад автора в изучение коллокаций в новых типах инструкций. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что использование особого типа лексических единиц, обладающих экспрессивных потенциалом, позволяет рассматривать инструкцию For Dummies в качестве самостоятельного типа инструкции. Ключевые слова: традиционные коллокации, терминологические коллокации, экспрессивные коллокации, окказиональные коллокации, новые виды инструкций по эксплуатации, инструкция For Dummies, коммуникативная установка текста | 1008 |