№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
4301 | Анализируется возможность упорядочивания психологических теорий восприятия визуальной информации для определения их границ применимости. Восприятие понимается как часть информационного процесса, интерпретируемого в рамках постнеклассической парадигмы. Это находит отражение в методологии информационно-синергетического подхода, разработанного И. В. Мелик-Гайказян. Поэтому главные положения и модели информационно-синергетического подхода выбраны в качестве основания для классификации психологических теорий восприятия визуальной информации. Изложены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 14-06-00440; проекта № 155 «Методология моделирования семиотических механизмов управления нелинейной динамики образовательных систем» государственного задания для ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Ключевые слова: визуальная информация, восприятие визуальной информации, постнеклассическая парадигма, синергетика, информационно-синергетический подход | 1189 | |||||
4302 | Обосновывается необходимость наличия в личностном ресурсе педагога проектной компетенции. Отмечается, что зафиксированные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования требования к проектным компетенциям студентов предполагают выбор адекватных содержанию этих требований способов педагогической работы по их формированию. Представлена реконструкция опыта формирования проектных компетенций студентов-филологов в процессе организации образовательных событий в практике взаимодействия вуза и школы. С помощью методов гуманитарного исследования выявлена эмпирическая модель такого взаимодействия – совместное производство инновационных разработок. Ключевые слова: проектная компетенция, взаимодействие, образовательное событие, совместное производство | 1189 | |||||
4303 | Исследуются приемы построения художественного пространства в повести-сказке С. К. Данилова «Принцесса Агашка в Стране Неведомых Зверушек». Реальное пространство, представляющее собой угол под лестницей старого деревянного дома, трансформируется в фантазии героини в особый сказочный мир, в котором сплетаются отрывки воспоминаний и несистематизированные сведения об окружающем мире. Приключения героини связаны с перемещением в пространстве, преодолением преград, что характерно для фольклорной сказки. Героиня стремится упорядочить окружающий хаос пространственных объектов, не поддающихся космизации: сказочное пространство миметично, его структуризация по принципам реального мира невозможна. Пространство непосредственно связано с героиней, создающей с помощью своей фантазии целый мир, населенный волшебными существами и имеющий узнаваемые сказочные топосы (кисельные болота, молочные реки), реалии современного мира (старый сарай, улица Тверская). В сознании ребенка они наделяются сказочными функциями. Пространство Страны соответствует архетипическим моделям: открытое пространство противопоставляется закрытому. Важную роль в пространственной модели выполняет оппозиция «верх-низ». В сказке С. К. Данилова переосмысляется сюжет волшебной сказки, связанный с обрядом инициации. Обретшая сакральное знание в «темном-претемном» углу под лестницей, соединяющей разные пространственные уровни, параллельно пережив мнимую смерть – инициацию в сарае Старьевщика, получив сакральное знание в подземной пещере киголов, героиня выходит из пространственного тупика и весело бежит вверх, преодолевая безысходность «пропащего» места. Ключевые слова: С. К. Данилов, «Принцесса Агашка», детская литература, повесть-сказка, литератур- ное краеведение | 1189 | |||||
4304 | Рассматриваются особенности употребления в современном английском языке заимствованной лексики из языка идиш. Эти заимствования насчитывают многие десятки слов, которые в основном понятны жителям США и ряда других англоязычных стран и могут использоваться ими независимо от этнического происхождения. Заимствованные из языка идиш слова охватывают достаточно широкий диапазон тем: религиозно-культовая лексика, разговорная лексика, лексика пейоративной оценки, кулинарные термины и понятия. Ключевые слова: идиш, заимствования, английский язык, религиозная лексика, разговорная лексика, пейоративная лексика, кулинарные термины | 1189 | |||||
4305 | . | 1188 | |||||
4306 | . | 1188 | |||||
4307 | 1188 | ||||||
4308 | . | 1188 | |||||
4309 | . | 1188 | |||||
4310 | . | 1188 | |||||
4311 | Об одном подходе к формализации априорного моделирования задач приоритетности в экономике | 1188 | |||||
4312 | Система мотивации персонала на основе результатов центра оценки | 1188 | |||||
4313 | Данная статья является продолжением комплексного исследования понятийной категории абстрактности/конкретности на примере селькупского языка. В статье рассматриваются вопросы метонимических переносов наименований. Ключевые слова: метонимия, семантический конгломерат, ассоциативный, конкретное, абстрактное | 1188 | |||||
4314 | В статье характеризуются особенности употребления педагогических понятий и терминов в текстах российских указов первой четверти XVIII века. На основе контент-анализа установлены количественные и качественные характеристики использованных слов-обозначений. Систематизация выборочной совокупности слов обозначений произведена по предметно-тематической направленности. В результате автором определены такие основные специфические свойства педагогических понятий и терминов в данной сфере употребления, как многозначность и синонимия, невысокая зависимость их от контекста и авторской интерпретации, отражение состояний развития отечественной педагогической практики в рассматриваемый период. Ключевые слова: понятие, термин, законодательные акты и документы в сфере образования, предметно-тематическая классификация, многозначность, синонимия | 1188 | |||||
4315 | Рассматриваются философские и педагогические основания процесса комплексных структурных изменений в образовании Российской Федерации: становление теорий постиндустриального общества, модернизации, философии образования, управления образовательными системами, педагогики сельской школы. Ключевые слова: общие историко-педагогические тенденции в развитии муниципальных образовательных систем в России, тенденции реализации идей модернизации. | 1188 | |||||
4316 | На примере таких концептуальных доминант современного медиадискурса, как кризис, гламур, нефть, анализируется роль вербального и культурного прототипов в дискурсивно-стилистическом становлении и развитии медиаконцептов. Доказывается, что сила миромоделирующего потенциала медиаконцепта обусловлена мощностью информационно-интерпретационных импульсов, транслируемых его вербальным и ментальным прообразами. Ключевые слова: культурный и вербальный прототипы, жизненный цикл, миромоделирующий потенциал. | 1188 | |||||
4317 | Обосновываются идеи о необходимости реформирования высшего образования, формировании новых требований к профессиональным качествам педагога вуза; анализируется соотношение профессиональных и личностных качеств педагога. Ключевые слова: высшее образование, профессиональные педагогические качества, обратная связь, индивидуальный подход, интерактивное взаимодействие | 1188 | |||||
4318 | Рассмотрены регулятивные стратегии воплощения образа адресата, используемые А. Ахматовой в сборниках «Четки» и «Подорожник». Выявлены наиболее характерные для автора типы регулятивных стратегий. Ключевые слова: образ адресата, эстетическая актуализация, регулятивная стратегия, типы регулятивных стратегий | 1188 | |||||
4319 | Применение концептуальной модели информационно-синергетического подхода для выяснения антропологических причин формирования биоэтики выявило новый поворот философских исследований – memoryturn. Совмещение исследовательских позиций – выявление memory-turn на основе информационной трактовки механизмов социокультурной динамики (И. В. Мелик-Гайказян) и понимание биоэтики как формы защиты индивидуальности в современной культуре (Т. В. Мещерякова) – позволяет вскрыть противоречие в системе непрерывного профессионального образования между неизбежной стандартизацией индивидуальности и требованиями к личности удовлетворять критериям creative class. В статье представлены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 10–06–00313 «Аттрактивный менеджмент: методологические принципы управления динамикой сложных систем». Ключевые слова: memory-turn, общество знаний, креативный класс, образовательные системы, цели образования, биоэтика, индивидуальность, профессиональное воспитание, границы образования, образовательные технологии, образовательное пространство, границы, модели и стадии инф | 1188 | |||||
4320 | Творчество русской писательницы первой половины XIX века Марии Жуковой рассматривается с позиций гендерного литературоведения, позволяющих полнее осмыслить вводимые ею новые сюжетные схемы и нетрадиционные персонажи. Ключевые слова: беллетристика XIX века, гендерный подход, женская литература | 1188 | |||||
4321 | Представлен синопсис суперрасширенных моделей Ландау, обладающих как суперсимметрией на мировой линии, так и градуированной внутренней симметрией, реализованной в пространстве отображения. Основное внимание уделено недавно построенной модели с мировой N=4 суперсимметрией и ISU(2|2) симметрией пространства отображения. Ключевые слова: суперсимметрия, модель Ландау, суперпространство | 1188 | |||||
4322 | Исследуются аспекты взаимодействия по двум направлениям: переводоведение и лингвистика. С одной стороны, уточняются понятия текста, денотативного содержания, определяется сущность переводческой деятельности в рамках лингвистики. С другой – рассматриваются трудности передачи денотативного содержания оригинальных иноязычных текстов, зависящие от типов соотношения единиц исходного языка и переводного, выявляемые при сопоставлении лексики двух языков. Ключевые слова: оригинальный иноязычный текст, денотативное содержание, перевод | 1188 | |||||
4323 | Представлен анализ социально-психологических проблем, возникающих у взрослых при изучении английского языка, предложены варианты для преодоления барьеров социально-психологического характера, проанализирован процесс аудирования с целью выявления проблем, с которыми обычно сталкиваются взрослые обучающиеся при изучении английского языка. Ключевые слова: взрослый обучающийся, процесс обучения, социально-психологические трудности, аудирование | 1188 | |||||
4324 | Досуг, как известно, составляет важный компонент жизни большинства людей и является основополагающим в определении качества их жизни. В статье рассмотрен один из самых популярных видов досуга в современном американском обществе – хэндмейд. В США он является серьезным видом досуговой деятельности и представлен разнообразными формами, материалами и техникой изготовления. На основании исследования специальной американской литературы (методических рекомендаций по хэндмейд, журналов по хэндикрафту (рукоделию), были выявлены наименования основных форм хэндмейд в Америке. Важно отметить, что слово хэндмэйд (handmade) является не просто лексической единицей, а репрезентирует самостоятельный концепт со своими отдельными составляющими. Ключевые слова: мегаконцепт, досуговая активность, серьезный досуг, повседневный досуг, хэндмейд, хэндмейкер, хэндикрафт | 1188 | |||||
4325 | Проблема речевого воздействия публичной языковой личности на медиасферу рассматривается автором на примере медиадискурса М. А. Захарова, участвовавшего в передачах «Дифирамб» и «Разбор полета» на радио «Эхо Москвы» в 2011–2015 гг. Исследование проводится на материале данных медиатекстов, размещенных в сети Интернет. Анализируются речевое поведение языковой личности, комментарии и вопросы к ней пользователей Интернета и слушателей радио «Эхо Москвы». Выявляется динамика в характере оценок и комментариев в передачах 2011–2015 гг. с участием М. А. Захарова. Проблема воздействия публичной языковой личности в медиакоммуникации рассмотрена в проекции на массового адресата (с учетом откликов слушателей радио и пользователей Интернета) и индивидуального адресата (ведущих передач). Особое внимание уделено регулятивным стратегиям в медиадискурсе публичной языковой личности. Ключевые слова: публичная языковая личность, речевое поведение, регулятивная стратегия, речевое воздействие, медиасреда | 1188 | |||||
4326 | Статья продолжает цикл исследований, посвященных поэзии современных сибирских авторов для детей. Рассматривается творчество красноярского автора Рустама Карапетьяна на материале его книг 2012–2013 гг. Игровая поэтика лирики Карапетьяна выявлена на следующих уровнях текста: фонетическом, грамматическом, в образной системе, на уровне лирического сюжета и композиции. Делается вывод о том, что детская поэзия Карапетьяна обладает структурной целостностью (разные уровни единой системы текста приводят к сходным выводам); игра способствует воплощению сознания ребенка. Множественные противопоставления, выявленные на разных уровнях стихотворения, отражают диалектику и неоднозначность авторского восприятия действительности. Ключевые слова: современная поэзия для детей, сибирская поэзия, Рустам Карапетьян, уровни художественного текста | 1188 | |||||
4327 | Рассматриваются методологические и практические подходы по разработке и применению системы электронного портфолио обучающегося как элемента электронной образовательной среды управления учебным процессом. На основании современной модели обучения в педагогическом университете, а также федерального государственного стандарта сформулированы основные разделы системы электронного портфолио обучающегося, которые описывают основные учебные, научные и др. достижения учащихся, кроме того, обоснованы функциональные возможности программной реализации примера электронного портфолио, архитектура программного обеспечения и методические подходы к работе с системой. Применение системы электронного портфолио обучающегося позволяет оперативно получать информацию о состоянии основных параметров активности обучающихся и стимулировать ее в различных областях деятельности. Ключевые слова: электронное портфолио, учебные достижения, учебный п | 1188 | |||||
4328 | Дается представление о месте малой прозы В. П. Астафьева в современных школьных программах по литературе, раскрываются особенности проблематики и поэтики рассказа «Васюткино озеро». Отмечается, что специфика сюжета (выживание подростка в тайге) позволяет рассматривать рассказ в контексте нескольких литературных традиций (волшебной сказки, робинзонады, художественной автобиографии о детстве, реалистической художественно-психологической прозы, каникулярной прозы). С учетом специфики литературного материала предложен вариант методической организации учебно-исследовательской деятельности в русле межпредметного подхода к преподаванию литературы. Рассматривается групповая форма работы с распределением ролей в классе на литературоведов, лингвистов, психологов, натуралистов-географов, спасателей и др. Сформулированы рекомендации по проведению учебно-исследовательской работы (описаны задания для каждой группы, алгоритмы их выполнения). Ключевые слова: литература для подростков, литературные традиции, В. Астафьев, сибирская проза, методика преподавания литературы | 1188 | |||||
4329 | Введение. В процессе билингвального обучения школьники должны не только качественно усвоить содержание учебного предмета, но также преодолеть языковые затруднения. Учитывая взаимосвязь между речевой и математической деятельностью, раскрываются сущность и структура билингвальной математической компетенции, сформированность которой позволяет обучающимся-билингвам успешно усваивать программу основной школы в условиях национально-русского двуязычия. Также предложены некоторые пути формирования билингвальной математической компетенции, сосредоточенные на развитии культуры математической речи, а также обучении школьников применению поликультурных знаний. Цель – описать методику формирования билингвальной математической компетенции у обучающихся основной школы в условиях национально-русского двуязычия. Материал и методы. Были использованы теоретические методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения содержания отечественной и зарубежной научно-методической литературы по теме исследования. Результаты и обсуждение. В ходе работы проанализированы исследования, которые указывают на тесную взаимосвязь между языком обучения и предметным математическим содержанием. Было установлено, что в условиях билингвального образования необходимо учитывать родной язык обучающихся. Кроме того, выявлено, что уровень владения родным и русским языками влияет на математические достижения обучающихся-билингвов. Данный анализ показал, что результатом билингвального обучения должен стать синтез определенных компетенций, обеспечивающий высокий уровень владения языком и глубокое освоение предметного содержания. Заключение. В ходе исследования уточнено понятие «билингвальная математическая компетенция», синтезирующее в себе предметный, специальные языковые (на родном и русском языках) и межкультурный компоненты. Была представлена система математических задач, которая направлена на развитие математической речи обучающихся, что обеспечивает формирование предметного и специальных языковых компонентов, а также уточнены понятия, которые должны быть заключены в сюжете текстовых математических задач для формирования межкультурного компонента билингвальной математической компетенции. Результаты данного исследования в дальнейшем послужат основой для проведения экспериментального исследования по проверке эффективности предложенных средств обучения, которые разработаны для формирования билингвальной математической компетенции. Ключевые слова: билингвизм, билингвальная математическая компетенция, битекст, культура математической речи, школьник-билингв, язык обучения | 1188 | |||||
4330 | Автор исследует правовую основу и значение трудовой деятельности лиц, осужденных к наказанию, связанному с лишением свободы. Анализируются изменения уголовно-исполнительного законодательства России, продиктованные требованиями Минимальных стандартных правил обращения с осужденными, и их обоснованность. | 1187 | |||||
4331 | Статья посвящена анализу взглядов Д. Юма, В. Робертсона, Э. Гиббона на проблемы войны и мира. Автор уделяет преимущественное внимание главным трудам «исторического триумвирата Британии». Становление и развитие современных исследований мира не может быть адекватно понято без учета историографической традиции. | 1187 | |||||
4332 | Рассмотрены структура и функции заголовочных комплексов различных публикаций в томской периодике 60-х гг. XX в. Исследование выполнено на материале газет «Красное знамя», «Молодой ленинец», «Правда Ильича». Ключевые слова: заголовочный комплекс, структура заголовочного комплекса, функции заглавий, регулятивная сила заглавий | 1187 | |||||
4333 | Представлены результаты расчета элементов водного баланса для трех репрезентативных водосборов Васюганского болота с различной степенью заболоченности по месячным интервалам за период 1990–2009 гг. Анализируется многолетняя динамика осадков, испарения и расходов воды на этих водосборах, воздействие изменений климата на гидрологический режим болотных массивов. Оцениваются соотношения между элементами водного баланса в различные по водности годы. Ключевые слова: заболоченный водосбор, гидроклиматические ресурсы, испарение, сток, тепловлагообеспеченность, лесоболотная зона, Западно-Сибирская равнина, гидрологический режим | 1187 | |||||
4334 | В статье прослежена связь наименований селькупских родов с именами мифических предков. Установлено, что имя мифического предка становится центром семантического гнезда, в пределах которого происходят семантические деривации. Связь рода со своим мифическим предком сохраняется, через имя рода оно переносится на представителя флоры или фауны и продолжает жить как тотем. Ключевые слова: селькупский язык, геноним, мифический предок, семантическая деривация, табу. | 1187 | |||||
4335 | Рассматривается процесс текстопорождения и лингвостилистические особенности письма-исповеди в виртуальном дискурсе. Делается вывод о ведущей фатической функции письма-исповеди. Ключевые слова: письмо-исповедь, виртуальный дискурс, фатическая коммуникация | 1187 | |||||
4336 | На основе психологической теории К. Г. Юнга дан анализ некоторых особенностей русских волшебных сказок. Авторы статьи исходят из учения основателя аналитической психологии об архетипах и символах. Примерами служат две известные русские сказки: «Царевна-лягушка» и «Сказка об Иване-царевиче, Жар- птице и Сером Волке». Ключевые слова: архетип, интроверсия, экстраверсия, символ, космизм | 1187 | |||||
4337 | Предлагается модель социального сопровождения одаренных детей в области физики и математики, обеспечивающая академическую мобильность учащихся. Рассматривается структура, элементы модели, классификация форм мобильности, апробация ее в рамках деятельности Центра дополнительного образования при педагогическом университете г. Томска. Ключевые слова: одаренные дети, социально-педагогическое сопровождение, академическая мобильность, физико-математическое образование, педагогический университет, модель | 1187 | |||||
4338 | Рассматривается развитие рынка рабочей силы на основе кластерного подхода, обеспечивающего повышение конкурентоспособности корпоративного сектора экономики, создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов и снижение социальной напряженности территорий регионов в России. Ключевые слова: инновации, человеческий капитал, государственная социально-экономическая политика, рынок рабочей силы, экономически активное население, инновационный сектор экономики, «экономика знаний», безработица, занятость в экономике | 1187 | |||||
4339 | Раскрывается содержание понятия «традиционные экологические знания» коренных малочисленных народов, которое отражает отношение человека к природе. Основное внимание акцентируется на методологии их включения в контекст экологического образования высшей школы. Ключевые слова: национально-культурные традиции, традиционные экологические знания, коренные малочисленные народы, образовательный процесс | 1187 | |||||
4340 | На основе архивных источников исследуются различные стороны деятельности комсомольской организации Томского инженерно-строительного института (ТИСИ) в рамках антиалкогольной кампании 1985–1987 гг. Установлены характерные черты личности комсомольцев-нарушителей, проанализированы меры социального контроля (включая профилактические), которые использовал в работе с молодежью институтский комитет комсомола, и внешние условия, которые этому способствовали или препятствовали. Обоснована научная и социальная актуальность исследования данной проблемы в современных условиях России. Ключевые слова: студенты, комсомол, ТИСИ, сухой закон, наказание | 1187 | |||||
4341 | С помощью психолингвистического эксперимента исследуется характер восприятия иноязычных (русских) фразеологизмов в буквальном переводе на китайский язык. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследовании, выявлен целый комплекс структурных и семантических признаков фразеологических единиц, оказывающих влияние на восприятие и идентификацию значения фразеологизмов. Ключевые слова: фразеологическая единица, психолингвистический эксперимент, восприятие, внутренняя форма, внутриязыковая и межъязыковая образность, национально-культурная специфика | 1187 | |||||
4342 | Обосновывается вариант перспективного нового подхода в целом к направленности школьного физического воспитания и конкретно к главной его организационно-методической форме – уроку физической культуры. Раскрыты теоретические, социальные, педагогические и медицинские предпосылки внедрения в общеобразовательные школы уроков физической культуры восстановительно-профилактической направленности. Разработано содержание главных компонентов урока восстановительно-профилактической направленности: структура урока, восстановительных и профилактических задач, средств, учебного восстановительно-профилактического материала, дозировки нагрузки. Разработанное содержание компонентов урока физической культуры восстановительно-профилактической направленности включено в раздел «Восстановительно-профилактическая деятельность в общеобразовательных школах» учебной дисциплины «Теория и методика восстановительно-профилактических средств», которая включена в вариативную часть профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» на факультете физической культуры Томского государственного университета. Это позволяет профессионально готовить будущих бакалавров по физической культуре к квалифицированному проведению в школе уроков восстановительно-профилактической направленности. Ключевые слова: восстановительно-профилактическая направленность, предпосылки, структура, задачи, средства, содержание урока | 1187 | |||||
4343 | Индивидуализация обучения рассматривается как организация учебного процесса с учетом индивидуальных различий обучающихся. При этом под индивидуализацией в узком смысле понимается разработка индивидуальной траектории обучения для каждого ученика, в широком смысле – создание условий для проявления в учебном процессе индивидуальных особенностей разными учащимися. Показано, что индивидуальный подход следует отличать от дифференциации, когда обучение ведется на принципе разделения обучающихся на группы на основе некоторого внешне заданного критерия. Особого внимания авторов заслуживает дифференциация и индивидуальный подход в обучении высшей математике студентов, обучающихся по специально разработанной вузом программе элитного технического образования. Введение разных способов индивидуализации обучения высшей математике в рамках программы элитного технического образования представлено на примере использования учебных материалов разноуровневой сложности. Ключевые слова: индивидуальный подход, индивидуальные и психологические различия, индивидуализация обучения, дифференциация обучения, высшая математика, элитное техническое образование | 1187 | |||||
4344 | На основе преимущественно архивных материалов рассматривается проблема деятельности Красноярской юридической школы в годы Великой Отечественной войны. Тема юридического образования в военный период не получила должного освещения в научной литературе, работы носят в основном обзорный характер, многие аспекты проблемы остаются неисследованными. С началом войны перед школой была поставлена задача – подготовить как можно большее количество дипломированных юристов. И если в 1942 г. школу окончили 19 человек, то в 1943 г. – 54. Выпускники школы трудились как на территории Красноярского края, так и за его пределами, например в Приморском крае, на Урале, Украине. В 1944 г. с возрождением юридического образования на освобожденных территориях именно туда были переброшены капитальные средства, в результате Красноярская юридическая школа в числе прочих была закрыта. Ключевые слова: Красноярский край, Великая Отечественная война, Красноярская юридическая школа, юридическое образование в СССР, органы юстиции | 1187 | |||||
4345 | Данная статья является частью более обширного исследования, посвященного изучению сибирской современной житийной литературы для детей и подростков. Изучение религиозно-художественных текстов агиографического характера о сибирском святом праведном старце Феодоре Томском в данной статье выполнено в аспекте рецептивной эстетики. Первая часть статьи посвящена исследованию «горизонта ожиданий» юных читателей современной агиографической литературы. Для этого был проведен эксперимент с письменным опросом подростков воскресных и общеобразовательной школ г. Томска для выяснения социологии их читательского вкуса и читательской компетенции. В ходе эксперимента учащиеся ответили на вопросы анкеты, которые позволили выявить у реального и потенциального читателя житийной литературы сложившиеся представления о культурном концепте святости, а также выяснить отношение респондентов к житийной литературе. Во второй части статьи представлены результаты исследования рецепции детьми подросткового возраста детских житийных произведений о сибирском святом. Ключевые слова: агиография, жанр, житие, рецептивная эстетика, читатель, эксперимент, анкета, опрос, реципиент | 1187 | |||||
4346 | Введение. Освещается проблема культурного контекста значений наименований лиц в неологизмах современного китайского языка. Актуальность исследования обусловлена подвижностью лексической системы китайского языка и малой изученностью неологизмов со значением деятеля. В условиях постоянно меняющейся действительности, связанной с созданием новых социальных ролей и компетенций, номинативная функция новой лексики особенно востребована и требует пристального внимания. Материал и методы. Анализ обозначенных лексических единиц проводится в рамках аспектного подхода, позволяющего на разных макроуровнях оценить семантику обозначенных неологизмов. Помимо ключевых архисем была предпринята попытка выделить дифференциальные семы, отражающие национальные и культурные традиции китайского народа. Данные дифференциальные семы были сгруппированы по отмеченным показателям, приведены примеры неологизмов. Результаты и обсуждение. Результаты проведенного исследования подтверждают основные тенденции развития языковой системы на современном этапе в целом: доминирование эмоционально нейтральной лексики, выражающей индивидуальный характер деятеля. Основными среди экстралингвистических факторов, влияющих на образование новых слов наименований лиц, являются аспекты развития социокультурной среды. Культурный контекст исследуемой категории неологизмов выражается во внутренней форме слов, обилии метафоричных единиц, наличии сем родственных отношений и широкой вариативностью сем мужского пола. Вывод. По мере развития общества понятийные орудия общества постепенно видоизменяются и оказывают влияние на его мировоззрение. Ключевые слова: китайский язык, неологизмы, наименования лиц, национальная специфика семантики, макро- и микрокомпоненты значения, аспектный подход, сема | 1187 | |||||
4347 | . | 1186 | |||||
4348 | . | 1186 | |||||
4349 | . | 1186 | |||||
4350 | Спроектирована специальная установка, чтобы создавать окна свободных затухающих колебаний (ОСЗК), которые возникают под критическим режимом эксперимента. Поучены характеристики вязкого трения в трибологических парах кабельной конструкции. Результаты исследований могут быть использованы для развития техники в создании оригинальных трибологических машин и кабельных изделий | 1186 |