№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5901 | Рассматриваются перцептивный, когнитивный, рефлексивный уровни процесса смыслообразования у детей дошкольного возраста. Раскрываются способы развития процессов смыслообразования, такие как совместное с взрослым решение задач на смысл (пошаговое выполнение конкретных совместных действий по открытию личностного смысла конкретной ситуации), изменение позиций при работе с ситуацией (передача ребенку функции контроля, оценки), расширение опыта, связанного с процессами смыслообразования (выход ребенка за пределы знакомых ему ситуаций, что позволяет ему обнаружить границы собственного понимания), конструирование реальности (изменение реальности за счет постижения смысла происходящего и адекватного реагирования в связи с этим). Ключевые слова: смыслообразование, решение задач на смысл, совместная деятельность взрослого и ребенка, позиция, рефлексивность | 1062 | |||||
5902 | Проведен анализ наименований волос на материале диалектов селькупского языка с целью выявления лингвокультурем и их внутренних значений. Собраны и изучены диалектные варианты лексем, обозначающих волосы, в селькупском языке. Проанализированы фольклорные и бытовые тексты, в которых данные лексемы фигурируют как в прямом, так и в переносном значении. Выявлены мотивы возникновения вторичных значений у лексем opt, qaž, tujja, tar ‘волос’. Представлены словообразовательные возможности сомонимов, приведены материалы этимологического характера. Наряду с лингвистическим анализом значений исследуемых сомонимов в диалектах селькупского языка был проведен анализ культурологических данных, что позволило выявить лингвокультуремы opt и qaž, объективирующие связь между миром людей и миром духов. Ключевые слова: селькупский язык, диалект, соматическая лексика, наименования волос, лингвокультурема, лингвокультурологический анализ | 1062 | |||||
5903 | . | 1061 | |||||
5904 | Художественная рефлексия юного поэта описывается как регулятивная стратегия воплощения результатов самоанализа явлений внутреннего мира, социокультурных, языковых и исторических феноменов в эстетической форме. Данная регулятивная стратегия является эксплицированной и однородной по типу доминирующих регулятивных средств, к которым можно отнести интертекст и метатекст, а также формы эстетического воплощения метаисторического и метапоэтического сознания лингвокреативной личности, находящейся в стадии становления творческой индивидуальности. Ключевые слова: эстетическая рефлексия, регулятивная стратегия, творческая языковая личность, начинающий поэт | 1061 | |||||
5905 | Анализируются факторы, влияющие на обеспечение образовательного равенства сельских и городских детей. Делается вывод о том, что существует территориальное неравенство в доступности образовательных услуг, однако семьи сельских школьников сильнее включены в образовательный процесс, что позволяет им оказывать значительную поддержку своим детям в получении образования. Решение задач выравнивания образовательных возможностей требует изменения организационных механизмов образования на селе. Ключевые слова: село, образовательные возможности, школьник, образовательное равенство, семья, родители, образовательный процесс | 1061 | |||||
5906 | Объектом настоящего исследования являются структурно-композиционные особенности организации текстов «звездного» интервью как жанра массмедиального дискурса. В «звездном» интервью акцент делается на неординарность личности, чертах, выделяющих ее из числа других. Такое интервью нацелено на создание яркого эмоционально-психологического портрета. Основной целью «звездного» интервью признается привлечение внимания и поддержание интереса к «звездной» персоне со стороны массовой аудитории. Ключевые слова: массмедиальный дискурс, «звездное» интервью, журналист, респондент, массовая аудитория, диалогический текст, диалогическое единство | 1061 | |||||
5907 | Представлена проблема определения терминосистемы в дискурсе менеджмента на материале учебных пособий. Рассматриваются вопросы языка прикладного исследования, парадокс определения. Понимание содержания определений формируется благодаря их логической систематизации и классификации. Выделяются приемы, схожие с определениями, но не являющиеся ими по сути, определяется их дидактическая цель. Приведены примеры лингвистических реализаций определений в текстах учебных пособий, обсуждаются логические ошибки, свойственные определениям. Ключевые слова: прикладное исследование, дискурс менеджмента, определение, дефиниция, парадокс определения, классификация определений, характеристика | 1061 | |||||
5908 | В контексте актуальных требований современного интеркультурного образования описываются элементы опыта популяризации русского языка и культуры на занятиях с польскими дошкольниками. Представлено занятие «Понять Машу. Весело, красиво, интересно о русском языке и культуре России», рассматриваются его задачи, описываются методы и приемы, обеспечивающие первоначальный этап межкультурного образования дошкольников. Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурная коммуникация, популяризация русского языка | 1061 | |||||
5909 | Формулируется проблема, связанная с отсутствием единого подхода к наполнению (проектированию) структурных компонентов информационной среды электронного обучения (ИСЭО) в вузе, и на основе анализа имеющихся в педагогической литературе подходов к выделению принципов построения ИСЭО предлагается вариант их классификации, при этом с учетом исследования зависимости (влияния) деятельностной сущности принципов построения ИСЭО в вузе и совокупности ее структурных компонентов формулируется новый принцип построения среды. Ключевые слова: электронное обучение, информационная среда электронного обучения, принципы построения информационной среды электронного обучения, структурные компоненты информационной среды электронного обучения | 1061 | |||||
5910 | Представлен анализ опыта реализации социокультурного проекта «Сохранение архитектурного генофонда Сибири: каталог томских наличников (Татарская слобода)» в сентябре–ноябре 2015 г. Отражены следующие аспекты проектной деятельности: организаторская, командная, научно-исследовательская, а также апробация метода натурного обследования 223 деревянных архитектурных объектов. Результатами проекта стали следующие: создание интернет-презентации наличников Татарской слободы как начальной базы данных для дальнейших научных исследований, оценка сохранности деревянного декора, научные публикации, посвященные проблеме сохранения деревянного зодчества в Томске. Вместе с тем было выявлено количественное и видовое разнообразие наличников Татарской слободы, их территориальное распределение, выделены наиболее богатые уникальными наличниками улицы как перспективный маршрутный район для воспитания городского патриотизма и развития туризма. Реализация подобных социокультурных проектов является не только сферой социализации молодежи, но и необходимым условием их профессионализации. Ключевые слова: социокультурный проект, сохранение культурного наследия, деревянное зодчество, декор, наличники, воспитание городского патриотизма | 1061 | |||||
5911 | Речь идет о взаимодействии высшей и общеобразовательной школ в условиях реализации компетентностного подхода, с одной стороны, как проявлении свойств открытости и непрерывности современного образовательного процесса, с другой − как значимой составляющей вузовской подготовки студентов-филологов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Отмечается, что знаниевый компонент в вузовском обучении данного контингента обучающихся должен присутствовать в достаточной степени, а предметная подготовка – обязательным образом ориентироваться на будущую профессиональную деятельность. Актуализируется роль учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы, а также сетевых площадок, стимулирующих мотивацию студентов к освоению профессии, социальной адаптации и личностному росту. В качестве примера анализируются формы сетевого взаимодействия, практикуемые в процессе реализации программы «Формирование профессиональной культуры педагогов в новых образовательных условиях» в рамках работы сетевой экспериментальной площадки «школа – вуз» (МАОУ СОШ № 14 им. А. Ф. Лебедева г. Томска – ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»). Ключевые слова: компетентностный подход, открытость образовательной среды, сетевое взаимодействие, непрерывность образовательного процесса | 1061 | |||||
5912 | Представлен обзор работ последних лет, посвященных изучению текстовых качеств и категорий на материале различных дискурсивных практик. Подробно рассматривается суть не только регулятивности как системного текстового качества, обеспечивающего управление познавательной деятельностью адресата, но и рефлексии как универсального признака человеческого мыследействия, включая ее различные виды. Для выявления связи между регулятивностью поэтического текста и рефлексивностью привлекаются исследования лингвистов, литературоведов, а также наблюдения мастеров художественного слова. Установлено, что с позиций коммуникативно-деятельностного подхода к тексту в основе регулятивности как системного универсального текстового признака лежит рефлексивность – способность личности к рефлексии, тесно связанная с образами автора и адресата, реализующихся в текстовых категориях субъектности и адресованности. Ключевые слова: категории и качества текста, регулятивность, рефлексивность, поэтический текст | 1061 | |||||
5913 | Представлено исследование сущности и содержания ценностных ориентаций студентов вузов. Ценностные ориентации, в свою очередь, детерминируют мотивацию, то есть внешние и внутренние стимулы деятельности людей, причины конкретных поступков. Изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи частных и государственных учебных заведений свидетельствует о том, что в настоящее время кардинальные различия в этой сфере отсутствуют, что во многом объясняется незрелостью частного сектора высшего образования, с одной стороны, и инертностью ценностных ориентаций молодежи – с другой. Тем не менее исследование показало зависимость между платностью обучения и более высокой мотивацией к учебе и большим соответствием ценностных ориентаций студентов частного вуза рыночной стратегии российских реформ. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, мотивация, творчество, государственный сектор высшего образования, частный сектор высшего образования | 1061 | |||||
5914 | Рассматривается вопрос изучения структурности текста статьи научного медицинского дискурса такого типа, как «оригинальные исследования», на материале медицинского журнала Новой Англии. Дана характеристика текста вышеуказанного типа научной статьи, включающей в себя текст-Введение; текст-Методы; текст-Обсуждение полученных данных; текст-Результаты; текст-Выводы. Приведены примеры реализации информативности вышеизложенных текстов исследуемой статьи на русском языке в сравнении с подачей информации на английском языке. Описана специфика языковых проявлений английских предложений, оформляющих текст изучаемой статьи медицинского журнала. Представлен результат определения, что есть текст статьи научного медицинского дискурса. Наиболее существенным фактором проведенного исследования является то, что анализируемый текст рассматривается как научная беседа с коллегами, предназначен для решения профессиональных задач, может задаваться языковыми конструкциями и соотносится с медицинской терминологией, представленной на письме немецкими и латинским обозначениями. Ключевые слова: текст статьи научного медицинского дискурса, структурность текста, текст-Введение, текст-Методы, текст-Обсуждение полученных данных, текст-Результаты, текст-Выводы, медицинский журнал Новой Англии | 1061 | |||||
5915 | Введение. Востребованность персонала, владеющего лингвопрофессиональной компетенцией в сфере сервиса и производства, ставит перед педагогическим сообществом задачу разработки новых учебных курсов и программ по иностранному языку специальности, важным компонентом которых является овладение языком профессиональной сферы. Создаются учебные пособия и учебники по языку специальности. Однако остается открытым вопрос создания учебных пособий для узкопрофильных специалистов, для которых иностранный язык – это инструмент для осуществления своей профессиональной деятельности на конкретном участке производства. Цель – конструирование модели учебного пособия по иностранному языку для специальных целей в сфере туризма. Научная новизна исследования заключается в разработке и применении новых моделей учебного обеспечения языковой подготовки узкопрофильных специалистов. Материал и методы. Материалом исследования послужили теоретические труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в системе профессиональной подготовки кадров для сферы производства и услуг. Применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, научное наблюдение, обобщение опыта, анализ и синтез, сравнение, моделирование, экстраполирование. Эмпирическая база включала в себя результаты практического применения компетентностного подхода и коммуникативного метода при обучении французскому языку персонала в сфере туризма. Результаты и обсуждение. Многолетний опыт подготовки кадров для сферы туризма показал результативность компетентностного подхода в обучении французскому языку для специальных целей, эффективность программы «Французский язык в сфере туризма» и выявил необходимость построения учебного пособия по французскому языку для специальных целей. Предлагаемая авторская модель учебного пособия «Французский язык в сфере туризма» предназначена для студентов языковых вузов, факультетов туристского профиля, персонала гостиниц и турагентств. Структура учебного пособия включает следующие компоненты: модульность курса, специальную лексику (термины и профессионализмы), перечень профессиональных навыков и коммуникативных ситуаций делового общения, методические приемы, позволяющие сформировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности на иностранном языке. Заключение. Разработанные и апробированные курсы французского языка в сфере туризма следуют базовому принципу языка для специальных целей – использование аутентичных материалов: гидов, каталогов, туристических брошюр, путеводителей, а также сайтов гостиниц, туроператоров, регионов Франции. Однако обучающиеся нуждаются в учебном пособии предложенного курса – пособии, в котором будут системно представлены модули, задачи освоения каждого модуля, специфика упражнений/тестов и требования к заданиям модуля. Данная модель учебного пособия может быть экстраполирована на другие языки и профиль подготовки специалистов. Ключевые слова: иностранный язык для специальных целей, лингвопрофессиональная компетенция, структура учебного пособия, содержание модуля, подготовка специалистов, сфера туризма | 1061 | |||||
5916 | Дается теоретическое обоснование исследования критериально-функционального содержания профессиональной идентичности у педагогов высшей школы с опорой на представление о профессиональной идентичности как структурном образовании, состоящем из компонентов образа Я, когнитивных и мотивационных характеристик личности и обеспечивающем успешную адаптацию. Это позволяет эмпирически определить социально-психологическую адаптацию личности в структуре профессиональной идентичности как функцию, которая проявляется в поддержании системообразующей роли образа Я, и как критерий, который реализуется через меру её интегрированности и соотнесенности содержательных характеристик. Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, профессиональная идентичность, удовлетворенность профессиональной деятельностью, критериально-функциональное содержание, педагоги высшей школы. | 1060 | |||||
5917 | Анализируются причины активного использования эвфемизмов в речи с позиций психолингвистики, этологии и эволюционной биологии. Эвфемизм рассматривается как речевая стратегия, биологически целесообразный языковой механизм защиты и рационально обоснованная психологическая тактика. Приводятся условия коммуникации, при которых снижается роль принципа вежливости как стратегии «сохранения лица» и стратегии реализации принципа кооперации в качестве основного мотива при функционировании эвфемизмов и непрямых высказываний. Ключевые слова: эвфемизм, непрямая коммуникация, инстинкт, теория стратегической коммуникации, принцип кооперации, вежливость | 1060 | |||||
5918 | Проблема взаимосвязи языка и культуры является приоритетным направлением в современной науке и вписывается в современную коммуникативную антропоцентрическую парадигму. Рассматриваются основные этноконцепты в английском и французском языках, их вербализация на материале пословиц и поговорок, проведен сопоставительный анализ языковых средств национального концепта «счастье» на двух вышеназванных языках, выявлены общие и специфические черты английских и французских этноконцептов. Ключевые слова: концепт, этноконцепт, английские национальные концепты, французские национальные концепты | 1060 | |||||
5919 | Введение. Интерес к феномену Н. В. Гоголя сегодня проявляется как научным сообществом, так и драматургами и читателями в России и за рубежом. В связи с этим актуальным является изучение переводов произведений Гоголя (и, в частности, переводов комедии «Ревизор») на английский язык, и в особенности изучение такого их аспекта, как переводческая инерпретация, оказывающая влияние на восприятие смысла произведения читателями/зрителями в инокультурной среде. Цель – выявление возможной интерпретации, которую получила пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» в первом англоязычном адаптированном переводе, осуществленном в Америке. Материал и методы. Материал исследования – комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» и ее адаптированный перевод на английский язык, выполненный профессором Йельского университета Максом Соломоном Мэндэллом в начале XX в. Перевод рассматривается в рамках филологического подхода, занимающегося преимущественно изучением читательского восприятия. Возможность исследования с подобного ракурса обусловливается, по мнению Д. А. Олицкой, двойным эстетическим кодом (литературным и театральным), определяющим онтологическую интермедиальность драматургического текста. Кроме того, используется сравнительно-сопоставительный метод, контекстуальный анализ, а также контент-анализ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Результаты и обсуждение. Перевод претерпевает формальные и смысловые трансформации, отражающие культурные и социальные особенности Америки начала XX в.: борьбу «традиции благопристойности» и реализма в сфере литературы, зарождающееся критическое отношение к буржуазному укладу жизни, отчасти сохранявшуюся опору на пуританскую идеологию. Посыл комедии частично видоизменяется в соответствии с картиной мира жителей США, а также из-за недостаточного уровня владения русским языком создателей адаптации. Не сохраняется и авторский стиль изложения. Заключение. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в США начала ХХ в. выступает как зеркало, в котором отражается ситуация в американском обществе того времени. В силу этого же перевод можно считать сохраняющим заложенное Гоголем амбивалентное прочтение пьесы, связанное одновременно с сатирическим началом и с духовным смыслом. Однако этот смысл видоизменяется в соответствии с религиозными представлениями жителей США, а также из-за недостаточного уровня владения русским языком создателями адаптации и неполного осознания ими специфики гоголевского творчества. Это оказало влияние на то, что некоторые изначально присущие тексту скрытые значения остались не донесенными до американского читателя/зрителя. В целом адаптированный перевод оказывается неспособным передать изначальный авторский замысел. Несмотря на это, он, несомненно, мог иметь шанс на положительный читательский и зрительский отклик: произведенные трансформации не лишили пьесу заложенных Гоголем универсальных смыслов, актуальных практически в любой культуре. Ключевые слова: Н. В. Гоголь, М. Мэндэлл, «Ревизор», переводческая интерпретация, рецепция | 1060 | |||||
5920 | Исследуются два текстовых варианта самой известной пьесы-сказки Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» в аспекте трансформации в ней фольклорных мотивов. На материале первого опубликованного в 1987 г. текста пьесы и последней прижизненной редакции автора в соотношении с вариантами фольклорной сказки рассматриваются компоненты событийного и мотивного уровней. Анализируются системы персонажей разных текстов и финалы пьесы-сказки разных лет. Ключевые слова: Л. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца», русская фольклорная сказка, драматическая авторская сказка, действие, вариативность в фольклоре и литературе | 1059 | |||||
5921 | Освещается процесс выделения органов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих из органов социального обеспечения. Его причинами стали: широта стоящих перед Наркоматом социального обеспечения задач, небольшой штат сотрудников, а главное – отсутствие разветвленной, подотчетной ему сети органов, отвечающих за государственное обеспечение семей военнослужащих на местах, что влияло на эффективное оказание государственной помощи этой категории граждан. На примере работы областных и краевых органов государственного обеспечения Западной Сибири показывается порядок и структура их организации, задачи, стоявшие перед ними, рассматривается значение изменений структуры органов для осуществления эффективной деятельности по оказанию помощи семьям военнослужащих. Ключевые слова: Великая Отечественная война, Западная Сибирь, семьи военнослужащих, органы государственного обеспечения | 1059 | |||||
5922 | Приводятся различные подходы в понимании финансовой грамотности как в российской, так и в мировой практике. Дается сущность понятия «финансовая грамотность» в авторском понимании. Финансовое благополучие населения в условиях рынка определяется качеством управления личными финансами, тем самым формируя облик национальной экономики. На каждом этапе жизненного цикла индивида или семьи возникают конкретные финансовые потребности. Следовательно, достаточно высокий уровень финансовой грамотности поможет ориентироваться в предстоящем выборе жизненных ситуаций. Повышение уровня финансовой грамотности имеет ряд положительных последствий для государства, бизнеса, домохозяйств и экономики в целом, способствуя предотвращению социально-экономической мобильности и закрытости от финансового рынка. Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая компетентность, компоненты финансовой грамотности, финансовое благополучие, финансовое поведение, финансовые продукты | 1059 | |||||
5923 | Рассматриваются особенности языковой репрезентации морально-этического концепта traitor средствами метафорического переноса. Выделяются антропонимы, ассоциируемые в англоязычном когнитивном пространстве с понятием «предатель», и рассматриваются особенности их употребления как средств вербализации когнитивных слоев исследуемого концепта. Особое внимание уделяется метафорическому концепту «Иуда» как языковому средству, способному выступать в качестве феномена, тождественного концепту «предатель». Ключевые слова: концепт, метафора, метафорический концепт, смежные концепты, аллюзия-антропоним | 1059 | |||||
5924 | Статья посвящена исследованию одного из аспектов проблемы генезиса экзистенциального сознания Ф. М. Достоевского – влиянию припадков на мировоззренческую и художественную систему писателя. Анализ доминантных, формирующих характер психофизиологических особенностей личности позволяет выявить уникальные черты экзистенциального сознания Достоевского, отличающие его от других авторов экзистенциальной мироориентации (эпилептическая конституция психики, «тоннельное сознание», механизмы творческого переживания «пограничных ситуаций», парадоксальность мышления, стиль торможения, смысловая многоуровневость текстов, «пограничные жанры», экзистенциальный диалог и т. д.). Ключевые слова: экзистенциальное сознание, рефлексия, генезис, диалог, творческий метод, жанр | 1058 | |||||
5925 | Представлена постановка проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов. Для этого анализируются федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, объектно-предметная область диссертационных исследований, представления преподавателей педагогических вузов о подготовке студентов к педагогической деятельности. В качестве критерия анализа выделены задачи, содержание и результат подготовки к педагогической деятельности. Проблемный анализ включает и предварительную постановку проблемы на основе феноменологического анализа практики. Ключевые слова: подготовка студентов, педагогическая деятельность, становление, проблема, профессиональное педагогическое образование, профессиональная подготовка | 1058 | |||||
5926 | Раскрываются возможные направления мониторинга методико-математической подготовки будущих учителей начальных классов с позиций реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования. Проведен анализ исследований в отношении определения сути понятия «мониторинг», на основе чего охарактеризованы специфические особенности педагогического мониторинга. Раскрыто содержание мониторинговой деятельности через призму профессиональных компетенций, формируемых в процессе методико-математической подготовки студентов. Представлена компонентная структура данных компетенций, выделены критерии их сформированности у будущих учителей начальных классов в процессе освоения дисциплины «Методика преподавания математики», а также указаны виды оценочных средств, применяемых для осуществления мониторинговой деятельности. Ключевые слова: педагогический мониторинг, методико-математическая подготовка, профессиональные компетенции, будущий учитель начальных классов | 1058 | |||||
5927 | Рассматриваются вопросы историко-педагогического анализа профессионального образования по социальной работе. Анализируются публикации ведущих исследователей, архивные статистические данные. Особое внимание уделяется применению системного и историко-генетического подходов в изучении системы подготовки кадров для социальной сферы. В результате предлагается использовать периодизацию становления и развития профессионального образования по социальной работе в современной России. В рамках разработанной периодизации осуществляется сравнение процессов развития социальной работы и образовательных институтов, осуществляющих подготовку специалистов для социальной сферы. Изложенные факты указывают на соответствие данной периодизации национальным и региональным процессам развития профессионального образования по социальной работе. Ключевые слова: социальная работа, профессиональное образование, социальная служба, историко-педагогический анализ | 1058 | |||||
5928 | На этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения появилась необходимость развития личностных качеств студента при его профессиональной подготовке. В этой связи на примере федерального государственного образовательного учреждения высшего образования были рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты тех общекультурных компетенций, которые проявляются и формируются в образовательном процессе, требуют выработки методологии разработки и внедрения в него современных технологий включения задач гуманитарной экспертизы технических решений и непосредственно влияют на развитие коммуникативных способностей студента и дальнейший профессиональный успех выпускника высшего образовательного учреждения. Ключевые слова: трудовые функции, профессиональная подготовка, компетенции, образовательный процесс, методология, воспитание, обучение, самообразование | 1058 | |||||
5929 | Актуальность данного исследования обусловлена социокультурными аспектами, связанными с развитием визуальных коммуникаций в современном городском пространстве. Визуальный ландшафт города предполагает обилие рекламной информации в разных сферах человеческой деятельности. Это приводит к повышению требований для людей разных специальностей в области навыков визуальной коммуникации. Проблема в противоречии: с одной стороны, визуальный уровень городской среды постоянно растет, с другой стороны, подходы в образовании по данному направлению представлены не так широко и не соответствуют требованиям времени. На данный момент существует множество технологий решения творческих задач в изобразительном искусстве и дизайне – это целый спектр исследователей, которые уделяют внимание вопросам полноценного образовательного цикла, но проблема состоит в том, чтобы правильно выбрать и интегрировать их в ускоренный образовательный процесс (курсы повышения квалификации). В этой связи рассматривается вопрос создания методики преподавания монтажной композиции и работы с ней в рамках курсов повышения квалификации «Графический дизайн. Базовый уровень». Целью было поставлено создание максимально краткого и эффективного способа обучения работы с монтажной композицией и принципам работы с пятном в рамках данной композиции. Уделяется внимание вопросу обработки визуальных образов в виртуальной среде посредством редактора растровой графики Adobe Photoshop CC для достижения максимальной скорости по обработке визуальных данных. Описываются подходы по созданию монтажной композиции с заранее заготовленными библиотеками изображений. Статья будет полезна преподавателям творческих специальностей, дизайнерам, художникам, исследователям в области визуальной культуры. Ключевые слова: монтажная композиция, формообразование, теория композиции, дизайн визуальных коммуникаций, визуальный городской ландшафт | 1058 | |||||
5930 | . | 1057 | |||||
5931 | Представлено исследование проблемы современных подходов к преподаванию творчества Ф. М. Достоевского в современной школе, учитывающих как актуальные стратегические задачи предметной области «Филология», так и необходимость ценностно-смыслового развития личности обучающегося. Ценностный опыт Достоевского оказывается значимым для современной «постапокалиптической» эпохи, для которой путь восстановления духовных первооснов равнозначен пути сохранения человечества и человеческой культуры. Творчество Достоевского необходимо включать в урочную и внеурочную деятельность не только как объект литературоведческого анализа, а как важный элемент системы ценностно ориентированного обучения и воспитания. Эффективными при изучении произведений Достоевского являются следующие мотивирующие факторы: полезность и применимость полученных знаний на практике, вовлеченность обучающихся в творческий процесс, использование активных методов обучения, участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах по литературе, моральное поощрение и стимулирующий контроль, личность педагога и манера преподавании. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, автор, читатель, духовные императивы, русская культура, художественное произведение, аксиология, нравственность, публицистика, «Дневник писателя», ценностно ориентированное обучение, мотивация, воспитание | 1057 | |||||
5932 | Лингвокультура сибирского нефтяного севера ярко представлена в творчестве журналиста Аси Шулбаевой. Рассматривается дискурсивное взаимодействие концептов нефть и добро/зло в текстах журналиста о городе Стрежевом Томской области. Поскольку Стрежевой является моногородом, в котором фундаментальным, градообразующим началом является нефтяной промысел, сквозь призму «нефтецентризма» реализуется медиапрезентация города и его жителей, экономики Томского региона. Нефть не является этическим концептом и прямо не оценивается стрежевчанами в нравственных категориях, но косвенно представляет добро и социальное благо, поскольку все, что касается нефти, изображается как позитивные явления современной экономической и социокультурной жизни Томского Севера. Ключевые слова: дискурс журналиста, взаимодействие концептов | 1057 | |||||
5933 | На материале приложения «АиФ-Томск» за 2008 г. выделены репрезентирующие образ адресата лексические, синтаксические и морфологические языковые средства, характерные для регионального газетно-публицистического дискурса. Комплекс разнообразных средств всех языковых уровней позволяет создать текст, формирующий доверительный тон и направленный на «общение» с читателем. Исследование выполнено в русле коммуникативной стилистики, ориентированной на анализ диалога автора и читателя газетно-публицистических текстов. Изучение материала позволило установить некоторые особенности текстовой деятельности журналистов с точки зрения использования ими разнообразных языковых средств, направленных на диалогическое взаимодействие автора и адресата. Ключевые слова: региональный газетно-публицистический дискурс, категория диалогичности, образ адресата, образ автора, языковые средства | 1057 | |||||
5934 | Рассматриваются дискурсивные механизмы реализации диалогического общения в коммуникативном пространстве интернета. В качестве базового принципа развития диалога между представителями религиозного дискурса и массовой аудиторией выступает координация речепсихических ресурсов коммуникантов и ценностно-смысловых позиций, значимая для достижения коммуникативной успешности. Медиатизация современного общества повлияла на консервативный в своей аксиологической основе религиозный дискурс. Медийная организация публичного диалога ярко демонстрирует зоны аксиологической согласованности и конфликтности, возникающие на пересечении религиозного и массмедийного дискурсов. Ключевые слова: диалогическое взаимодействие, интернет-коммуникация, религиозный дискурс | 1057 | |||||
5935 | Введение. Проведен анализ применения этнокультурного подхода к музыкальному образованию младших школьников как фактору социализации обучающихся, их этнической идентификации и самоопределению в многонациональном культурном пространстве. Материал и методы. В процессе работы исследовался песенный материал в стиле местной народно-певческой традиции Никольского района Пензенской области, подголоски, напевы в народном стиле, которые составляют содержание этнокультурных и этномузыкальных знаний, осваиваемых младшими школьниками в фольклорном ансамбле. Их использование позволяет спроектировать процесс формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний как личностный интеллектуальный опыт, основанный на внутреннем принятии информации и реализующий эти знания в практических действиях. Результаты и обсуждение. Успешность формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний младших школьников зависит от нескольких факторов: согласованности содержания музыкального репертуара специфике, формам и видам музыкально-творческой деятельности учащихся (фольклорной интерпретации, театрализации народной песни, пластическому интонированию и других); соответствия принципам наглядности, учета возрастного развития подрастающего поколения; возможности реализации принципа взаимодействия традиционных видов искусства в процессе его освоения в фольклорном ансамбле. В качестве элементов отбора музыкально-краеведческого материала актуализируется его духовно-нравственное содержание, наличие музыкально-художественных традиций, способствующих реализации права ребенка на собственную национальную художественную культуру и язык в процессе его развития и эстетического воспитания. Никольский район Пензенской области богат своими музыкальными традициями, что представляет особый музыкально-краеведческий интерес. Музыкальные традиции сохраняются благодаря культуросозидающим персоналиям, историческим и архитектурным символам, музыкально-краеведческому и фольклорному материалу края. Все это позволяет младшим школьникам быстрее и легче ориентироваться в этнокультурном наследии своего народа, нередко воплощенного в синтезе музыкальных традиций национальностей, проживающих на территории данной области. Педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала заключается в том, что обеспечивает простоту и яркость художественно-образного восприятия произведений данной направленности. Заключение. Целенаправленные, систематические занятия с детьми в фольклорном ансамбле способствуют сохранению духовно-нравственных ценностей музыкальной культуры этноса. Младшие школьники демонстрируют не только знание песенной и танцевальной культуры этносов, проживающих в Пензенской области, но и патриотические гражданские качества, актуальные для современного этапа развития общества. Ключевые слова: этномузыкальная культура, этнокультурная направленность, этнокультурные знания, музыкальное образование, культурные традиции | 1057 | |||||
5936 | Статья является результатом теоретического изучения технологии обучения взрослых, анализа понятий “технология”, “технология обучения” а также “технология обучения взрослых” как одних из ключевых понятий в сфере непрерывного образования, описанию структуры технологии обучения взрослых, а также исследованию операций, как связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи в обучении взрослых. Ключевые слова: технология, технология обучения, технология обучения взрослых, структура, функции технологии обучения взрослых. | 1056 | |||||
5937 | Представлены экспертные оценки и мнения относительно особенностей оказания психологической поддержки дезадаптированной личности в рамках работы психологов различных социально-психологических служб. Обозначены возможные мероприятия по совершенствованию данного направления работы в психологической практике. Ключевые слова: экспертная оценка, дезадаптированная личность, психологическое сопровождение, система | 1056 | |||||
5938 | Предпринята попытка определения методологического подхода к изучению литературных констант в рамках междисциплинарного исследования на границе когнитивной лингвистики и литературоведения, дано разграничение понятий «художественный образ» и «художественный концепт». Рассматривая литературу как вид ментальной деятельности человека, подчиняющийся тем же законам, что и другие виды мыслительной активности, мы полагаем, что исследование художественного текста в условиях современных антропоцентрических тенденций гуманитарной науки должно быть выведено на ментальный уровень. Ключевые слова: литературные константы, когнитивное литературоведение, концепт, художественный концепт, художественный образ | 1056 | |||||
5939 | Рассмотрены перспективы и способы развития проектной компетентности учителя географии в условиях уровневого высшего педагогического образования. Показаны возможности развития проектной компетентности студента в образовательном процессе вуза через формирование опыта проектной деятельности путем постепенного освоения системы проектных умений разного уровня сложности и обобщенности, субъектности и личностных профессиональных качеств. Описана структурно-функциональная модель процесса формирования проектной компетентности, которая включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный блоки. Ключевые слова: проектная компетентность, проектная деятельность, проектные умения, компетентностный подход, образовательный процесс, бакалавр образования, саморазвитие и самоактуализация учителя географии | 1056 | |||||
5940 | Описываются особенности дискурсивного взаимодействия бабушек и внуков в пространстве семейной коммуникации. На основе использования приемов конверсационного и интеракционного анализа видеозаписей общения представителей разных поколений двух семей делается вывод о противоречивом характере интенций коммуникантов и наличии специфических дискурсивных средств взаимодействия как у бабушек – игровая агрессия, меморатив, помощь при коммуникативной неудаче, так и внуков: например, коммуникативный саботаж. Ключевые слова: семейный дискурс, дискурсивная интеракция, межпоколенная коммуникация, дискурсивные приемы, коммуникативный саботаж, невербальные средства коммуникации | 1056 | |||||
5941 | Рассматривается один из аспектов организации жизни детей в годы Великой Отечественной войны – летние оздоровительные кампании. Несмотря на тяжелейшее время, нехватку финансов, советское государство в годы войны устраивало летний оздоровительный отдых детей. Предметом исследования данной статьи является масштаб летних оздоровительных кампаний в Западно-Сибирском регионе в разные годы войны, трудности в их организации. Ключевые слова: дети, Великая Отечественная война, оздоровление детей, детский летний отдых, пионерские лагеря, детские санатории, детские площадки | 1056 | |||||
5942 | Введение. Выбор подхода к анализу художественного перевода объясняется тем, что интерпретация при переводе предполагает со-творчество переводчика и автора оригинального произведения, благодаря чему может возникнуть его новое понимание. Цель статьи – выявить отличия между авторской интерпретацией комедии «Ревизор» и ее переводческой интерпретацией К. Гарнетт. Это позволит проследить смысловые трансформации произведения при е го вхождении в англоязычную культуру. Материал и методы. Материалом исследования является комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» и ее перевод на английский язык, выполненный британской переводчицей К. Гарнетт. В основе методологии настоящего исследования – сравнительно-сопоставительный метод, а также метод изучения перевода с точки зрения понятия «переводческой интерпретации». Результаты и обсуждение. Переводчица не выделяет название «Немая сцена» в отдельный заголовок и пишет его мелким курсивом слитно с предыдущим текстом. Это снижает ее значимость для английских читателей. Кроме того, К. Гарнетт в переводе пьесы убирает деление на явления, которое поддерживает классицистическую симметричность и правильность архитектоники, демонстрируя при этом заданность бытия, его подчиненность божественному замыслу. Это позволяет предположить, что в восприятии переводчицы уже не существовало изначально гармоничных законов бытия человека. Что касается антропонимики, все имена и фамилии персонажей передаются К. Гарнетт с помощью транслитерации. Это значит, что для англоязычного читателя их «говорящее» значение утрачивается. Такой способ перевода также может иметь более глубокое значение. В оригинальном произведении героев объединяет их причастность к пороку, символическим воплощением которого они являются. Связывает их и общее ожидание расплаты за свои деяния и, несомненно, принадлежность к одному народу, поскольку этот вопрос был важен для Гоголя. В то же время в этом воплощается и влияние на него традиций романтизма. В комедии единство народа демонстрирует, в частности, общий национальный характер героев. Наличие и характер порока в каждом отдельном случае выражаются в числе прочего посредством фамилии персонажа. Но поскольку при транслитерации в переводе эта семантика утрачивается, связующая нить становится уже не такой очевидной для англоязычного читателя. Утрате изначальной семантики принадлежности героев к единому народу способствует и перевод фразеологических оборотов, пословиц и поговорок, встречающихся в тексте оригинала. В переводе К. Гарнетт идиоматичность речи героев, указывающая на их народный характер, была в значительной степени редуцирована. Аналогичной особенностью является частая замена просторечных выражений героев лексемами литературного языка. В связи с этим речь персонажей становится в большей степени нейтральной и теряет свою выразительность. Из-за преобладающего количества подобных трансформаций характеры героев в переводе комедии сложно назвать народными. Относительно перевода российских реалий нужно отметить, что К. Гарнетт заменила многие из них английскими. И хотя нельзя говорить, что это относится ко всем реалиям, однако таких абсолютное большинство, что не может не влиять на читательское восприятие. Помимо прочего, К. Гарнетт добавляет в список действующих лиц Жандарма, что не соответствует замыслу Гоголя, до мельчайших подробностей продумавшего все детали своей комедии. Жандарм в комедии выступает как «вестник Страшного суда», и в его фигуре проявляется «надличностная сила», именно поэтому он и отсутствует на сцене. Однако появление в списке действующих лиц в тексте перевода полностью лишает его возможности воплощать десницу Божию. В совокупности с нивелированием значимости «Немой сцены» это лишает комедию ее подлинного смысла, который стремился выразить Гоголь. Заключение. Возникновение подобного варианта перевода комедии можно связать с тем, что работа К. Гарнетт приходится на начало эпохи модернизма, «коренным свойством литературы которого является, в частности, убеждение в замкнутости, отчужденности и конечной абсурдности каждого индивидуального существования и всего макрокосма действительности». Это во многом способствует формалистическому подходу к вопросам поэтики, который в данном случае и избирает переводчица. Это выражается в том, что К. Гарнетт воспроизводит текст без учета влияния контекста биографии автора и его взглядов. Нельзя сказать, что в достаточной мере был учтен культурно-исторический контекст оригинала и восприятие Гоголем литературных традиций. Трансформации при переводе привели к тому, что персонажи воспринимаются как части безликой толпы, каждого члена которой ничто между собой не связывает, а не как народ, черпающий одухотворенность в своем единстве. Герои по-прежнему вместе ожидают ревизора, но смысл его появления теряет свое сакральное значение кары Божьей. В такой интерпретации существование героев комедии предстает абсурдным и даже в некоторой степени трагическим, поскольку не намечается ни позитивной, ни негативной динамики. Таким образом, хотя изначальный авторский смысл не был воссоздан К. Гарнетт в переводе «Ревизора» на английский язык, можно констатировать, что возник новый, передающий мироощущение безысходности рубежа XIX−XX вв. Ключевые слова: Н. В. Гоголь, К. Гарнетт, рецепция, перевод, интерпретация | 1056 | |||||
5943 | Исследуются тексты протоколов 1917–1933 гг. в аспекте отражения исторических событий в России в первой трети XX века. Этот период является эпохой глобальных изменений в жизни русского общества. Поставлена цель – определить, каким образом исторические события, происходившие в обозначенный период, отражены в содержании текста протокола. Основные единицы, отражающие изменяющиеся исторические условия на уровне текста, были выявлены через характеристику лексико-семантических, функционально-стилистических и структурных особенностей протоколов представленного периода. Ключевые слова: протокол, исторические события, лексический состав текста, структура текста, речевая норма | 1055 | |||||
5944 | Введение. Актуальность данной работы определяется социальной значимостью фигуры студента в развитых человеческих сообществах и неизученностью на материале Национального корпуса русского языка (НКРЯ) соотнесенного с ней концепта. Цель исследования – концепт «студент» является общим для разных лингвокультур цивилизованного общества и относится к академической сфере человеческой деятельности. Настоящая работа посвящается изуче нию актуализированных и скрытых признаков – структурно-содержательных компонентов – концепта «студент». Материал и методы. Объект исследования – фрагменты Национального корпуса русского языка. В данной работе изучаются минимальные контексты, обычно равные предложению, развернутые контексты, как правило, совпадающие с абзацем, а также заглавия текстов 1900–1917 гг. В исследовании рассматриваются самые типичные употребления слова в разностилевых (художественных и нехудожественных) и разножанровых текстах НКРЯ. Использованы приемы описательного метода (наблюдение, классификация, интерпретация, обобщение, арифметические подсчеты) и приемы лингвоконцептуального анализа (контекстный и семантический анализ, анализ имени концепта, соотнесение имени концепта с историко-культурными данными, моделирование структуры концепта, приемы корпусной лингвистики). Результаты и обсуждение. Выявлены категориальные (качественные, событийно-временные, пространственные) и некатегориальные (биологические, антропоморфные) признаки концепта «студент». Предложены таксономическая и ядерно-периферийная модели изучаемого концепта. При построении первой модели определена связь концепта студент с суперконцептами «человек», «образование»/«учеба» («учиться», «обучаться»), «высшее учебное заведение». В ядерно-периферийной модели данного концепта, характерного для начала прошлого века, главными сложными (составными) семами являются ‘молодой мужчина’, ‘обучающийся определенное время в университете или институте’, ‘занятый преимущественно учебной деятельностью для получения той или иной профессии’. В интерпретационном поле рассматриваемого концепта расположены предположительно его социально-политические и индивидуальные признаки. Также установлено, что в лексической семантике имени концепта «студент» отсутствует коннотация. Все собственно-оценочные признаки этого слова контекстуально обусловлены. Заключение. Данная работа предназначена для исследователей в области лексической семантики, лингво-культурологии и для обучающихся методике лингвоконцептуального анализа. Ключевые слова: имя концепта «студент», семантические признаки, контексты, Национальный корпус русского языка | 1055 | |||||
5945 | Введение. Новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной лексикографии создается словарь, отражающий мужскую и женскую сферу в их сложном социокультурном взаимодействии и региональной специфике. В словарь включены динамические параметры гендерной лексики, в результате чего расширяются его информативные возможности. Актуальность создания словаря гендерно маркированной лексики связана с необходимостью формирования источниковедческой базы для изучения Сибири как территории устойчивого развития. Вместе с тем он может быть использован диалектологами, этнографами, антропологами при выявлении факторов, способствующих сохранению и трансформации традиционной культуры Сибири. Целью исследования является разработка концепции словаря гендерно маркированной лексики, отражающей представления о мужчинах и женщинах в говорах Среднего Приобья. Материал и методы. В качестве источника использованы автобиографические тексты, записанные с 1946 по 2016 г. на территории распространения старожильческих говоров Среднего Приобья. Исследование осуществляется с применением лексикографического метода, достоинство которого заключается в том, что с помощью него можно детально изучить объекты лексикографирования, их особенности, функционирование в языке. Результаты и обсуждение. В состав словаря включены гендерно маркированные лексические единицы, входящие в гендерную концептосферу. В словарь входят как прямые номинации концептов (ядро номинативного поля), так и номинации отдельных когнитивных признаков концепта (периферия номинативного поля). Словник сформирован по тематическому принципу и содержит следующие группы гендерно маркированной лексики: общее наименование человека в зависимости от принадлежности к полу; номинации, указывающие на возраст и статус в браке; единицы, отражающие статус в семейной иерархии; номинации, репрезентирующие биологические признаки, характерные только для лиц определенного пола; номинации, отражающие черты характера, внешность; называющие мужчин и женщин по роду занятий, профессиональной деятельности, выполняемым трудовым процессам; обрядовые слова; наименования, характеризующие женскую и мужскую сферу. Заключение. Представляемый словарь дополняет многоаспектное описание говоров Среднего Приобья и в то же время способствует выявлению новых аспектов в анализе гендера. Концепция словаря базируется на теоретических положениях гендерной диалектологии и диалектной лексикографии. Все компоненты словарной статьи (заглавное слово, дефиниции, пометы, иллюстративный материал) отражают богатство народной речи, свидетельствуют о более дробном членении мира, проводимом на других основаниях, нежели в литературном языке, и отражающем специфику сельского социума и традиционной культуры. Ключевые слова: словарь, диалект, гендер, гендерная диалектология | 1055 | |||||
5946 | Представлена ретроспектива обращения к проблемам сетевого взаимодействия, выявлен уровень сформированности сетевой теории в педагогике России, проведен анализ опыта формирования сетевого взаимодействия ОУ в сельской местности с целью его периодизации, выявления специфических задач современного этапа становления сетевого взаимодействия на селе, решение которых обусловило ведущие теоретические идеи формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ. Автор характеризует отдельные теоретические идеи сетевого взаимодействия образовательных организаций на селе, практику их реализации. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательные организации, сельская школа, тенденции, историко-педагогические этапы | 1054 | |||||
5947 | Представлен анализ сюжетов селькупских фольклорных текстов с героем Итя и его противником – Людоедом. Аналитическому обзору была подвергнута одна из выявленных сюжетных групп в составе исследуемого корпуса текстов – сюжеты с активной ролью невесты героя, проявляющей свои волшебные качества. В результате проведенного исследования был получен вывод о том, что изначально эти тексты не входили в состав сюжетного репертуара Итя-сказок, однако они были включены сказителями в состав формирующегося фольклорного цикла, процесс создания которого не был завершен к середине ХХ в. Ключевые слова: селькупский фольклор, тексты с героем Итя, «самоедский эпос», классификация сюжетов | 1054 | |||||
5948 | Рассматривается использование блогов, сервисов социальных закладок и технологии вики в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка. Описываются свойства технологий Web 2.0 и раскрывается методический потенциал их применения для формирования коммуникативной компетенции. Поскольку свойства технологий Web 2.0 подразумевают групповое взаимодействие пользователей, то их применение для обучения иностранным языкам может способствовать формированию умений вести дискуссию, совершенствованию навыков письменной речи разных стилей, развитию рецептивных видов речевой деятельности за счет чтения аутентичных текстов, а также сообщений, комментариев, оставленных другими пользователями. Ключевые слова: Web 2.0, веб-технологии, блог, сервис социальных закладок, технология вики | 1054 | |||||
5949 | Рассматривается необходимость развития творческой культуры студентов посредством конкурсов и олимпиад. Отмечается, что творческая культура может быть сформирована более эффективно при сочетании аудиторной и внеаудиторной деятельности. Примерами массовых форм внеаудиторной деятельности являются конкурсы и олимпиады. Подчеркивается влияние конкурсов, олимпиад и олимпиадного движения не только на развитие интеллектуальных способностей, но и на развитие личности в целом. Ключевые слова: конкурс, олимпиада, внеаудиторная деятельность, творческая культура, олимпиадное движение, обучение иностранным языкам | 1054 | |||||
5950 | В основе статьи – формулирование результатов экспериментального исследования, заключающегося в разработке модели формирования толерантности будущих социальных педагогов в условиях их профессиональной подготовки в вузе. В работе освящены и проанализированы основные структурные компоненты модели, этапы и педагогические условия ее внедрения. При разработке модели производится учет основных дидактических принципов формирования толерантности. Разработка и реализация модели достигаются путем следования образовательным подходам, способствующим эффективности полноценной подготовки будущих социальных педагогов с высоким уровнем толерантного сознания. Ключевые слова: модель формирования толерантности, профессиональная подготовка социальных педагогов, этапы формирования толерантности, уровни толерантного сознания, факторы формирования толерантности, диагностика сформированности толерантности, критерии оценки уровней сф | 1054 |