Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 11.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 92
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 100
  • 101

Страница 97 из 136

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
4801

Качераускас Т. О ПРЕОДОЛЕНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПЕССИМИЗМА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 7 (58). С. 13-17

В статье рассматривается экзистенциальный пессимизм, который исходит из философии Шопенгауэра. Конечный индивид там является ничтожеством в бесконечности пространства и времени. Рецепт преодоления пессимизма автор ищет в феноменологии и экзистенциальной философии.

1162
4802

Роман Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные" в правовом аспекте // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 8 (59). С. 53-57

-

1162
4803

Борисова Татьяна Владимировна РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 10 (100). С. 121-126

Автор исследует проблему социального информационного пространства младших школьников и возникающие отсюда проблемы информационной культуры. О роли семьи в формировании социального информационного пространства – предлагаемая статья.

Ключевые слова: социальное информационное пространство, информационная среда, информационная культура, воспитательное значение культурного поля семьи, дети и компьютер, телевидение в досуге детей, чтение

1162
4804

Аржаник Марина Борисовна, Черникова Елена Владимировна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕПОЛНЫХ КОНСПЕКТОВ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ЛЕКЦИОННОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 94-97

Приведен сравнительный анализ трех видов лекций: традиционных лекций, лекций с компьютерными презентациями, лекций с неполными конспектами и компьютерными презентациями. Показано, что применение неполных конспектов позволяет оптимизировать чтение лекций.

Ключевые слова: методика преподавания математики, лекции, компьютерные презентации, неполные конспекты.

1162
4805

Сизов Валерий Владимирович ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ НА РЫНОЧНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 174-177

Обосновываются некоторые аспекты анализа методологии становления и развития кластеров в современной рыночной экономике. Рассматриваются основные направления влияния кластеров на рыночную конкуренцию.

Ключевые слова: кластер, структура, конкуренция, инновационная экономика, конкурентные связи, координация, конкурентоспособность.

1162
4806

Прошутинский А. Д. Учет и системность: профориентация и развитие творческих способностей в школе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 41-44

Предложены методические указания к работе по профориентированному развитию радиотехнического творчества в общеобразовательной школе. Обобщен методический опыт работы учителей средних общеобразовательных школ г. Якутска.

Ключевые слова: профориентация, радиотехническое творчество, журнал учителя, дневник развития, портфолио ученика.

1162
4807

Сизов Валерий Владимирович ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В КЛАСТЕРАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 117-120

Рассмотрены некоторые элементы методологии анализа объектно-субъектой системы экономических взаимосвязей в кластерах. Показаны социальные и экономические преимущества наличия кластеров в региональной экономике, определены цели, задачи и принципы функционирования кластерных образований в региональном воспроизводстве. Представлена структурная совокупность элементов, образующих систему кластера.

Ключевые слова: объект, субъект, кластер, экономические взаимосвязи, система кластера, преимущества кластера, структура элементов, многофункциональная система

1162
4808

Иванова Вера Семеновна ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА С ДЦП С УЧЕТОМ ТИПА ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ЗАБОЛЕВАНИЮ РЕБЕНКА С ДЦП // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 111-115

Исследуется возможность рассмотрения методологических подходов, которые являются важным основанием в решении проблем интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации. Реабилитация инвалидов заключается в комплексном – многопрофильном – подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Анализируются различные особенности коммуникативных исследований детей-инвалидов с ДЦП и рассматриваются их характеристики, где центральное место занимает проблема семьи как важнейшего института первичной социализации ребенка-инвалида. Определение критериев эффективности психологического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом с ДЦП базируется на результатах проведенной психологом по разным направлениям исследовательской практической работы сопровождения.

Ключевые слова: детская инвалидность, ограничение жизнедеятельности, интеграция, семья, методологические проблемы, гуманизация, социальная адаптация, эмоциональная адаптация, коррекция, детский церебральный паралич, комплексный подход

1162
4809

ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ В СЛОВАРЯХ ЕДИНИЦ РУССКОГО МОЛОДЕЖНОГО ЖАРГОНА В ЗЕРКАЛЕ ВОСПРИЯТИЯ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 59-66

Представлен лингводидактический и методический потенциал специализированных лексикографических источников – словарей жаргонных единиц. Акцентируется значимость данных словарей для иностранного носителя – вторичной языковой личности, осваивающей русский язык как иностранный. Подчеркивается, что знакомство иностранцев со словарями жаргонизмов и их активное использование в образовательной деятельности и повседневной социальной и межличностной коммуникации способствуют результативной адаптации иностранца в рамках русской лингвокультуры, эффективному освоению лексических ресурсов современного русского языка. Выделен и в ходе проведенного анкетирования информантов-иностранцев (магистрантов из Китая) обоснован ряд параметров, обусловливающих лингвокультурологическую, дидактическую и методическую ценность словарей рассматриваемого типа.

Ключевые слова: вторичная языковая личность, русский язык как иностранный, языковая компетенция, лингвокультурологическая компетенция, жаргон, молодежный жаргон, жаргонизмы, словарь

1162
4810

Скрипник Алена Владимировна, Скрипник Ольга Георгиевна МОДЕЛИРОВАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ КОНЦЕПТА «СПОРТ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СПОРТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 10 (187). С. 48-55

Имидж спорта в настоящее время является одной из актуальных, но малоизученных тем. Предпринята попытка выявления устойчивых ассоциаций с целью построения ассоциативного поля концепта и разработки опорных точек, которые могут лечь в основу формирования имиджа. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что в языковом сознании носителей языка концепт имеет больше значений, чем описано в словарях. По мнению респондентов, спорт важен для современной молодежи, поскольку он способствует укреплению здоровья, разностороннему личностному развитию, а также неразрывно связан с будущим России и обладает потенциалом формирования ее желаемого имиджа.

Ключевые слова: имидж спорта, пропаганда, концепт, ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле концепта

1162
4811

Малиновская Юлия Николаевна ТЬЮТОРСТВО КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 37-41

Дается описание образовательной практики тьюторства в контексте вызовов индивидуализированного общества. Обозначены проблемы, с которыми сталкивается человек в индивидуализированном обществе, среди которых рост неопределенности жизни, отсутствие четких ориентиров. Ситуация неопределенности усложняет планирование человеком своей жизни, постановку им долгосрочных жизненных целей. Человек ощущает беспомощность, он дезориентирован и не может контролировать события, его жизнь теряет целостность, становится фрагментарной. Названы умения, позволяющие человеку жить в обществе нестабильности, такие как умение определять свои ценности, самостоятельно находить ресурсы для реализации своих целей, организовывать свою деятельность и осуществлять ее рефлексию. Рассмотрены различные подходы к осмыслению понятия «индивидуализация образования», разграничены понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Индивидуальный подход предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, индивидуализация образования – это широкое понятие, подразумевающее субъектную позицию обучающегося, обращение к его интересам и потребностям, развитие у обучающегося самоконтроля, саморефлексии, самопланирования. Раскрыта сущность практики тьюторства как эффективной практики индивидуализации. Открытая, гуманная позиция тьютора, расширяющая образовательное пространство тьюторанта и способствующая его саморазвитию, противопоставлена авторитарной, директивной позиции педагога, ограничивающей образовательное пространство обучающегося и блокирующей его самостоятельность. Отмечена роль диалогической позиции педагога в реализации практики тьюторства. Поскольку практика тьюторства позволяет человеку осмыслить свою жизнь и формирует ряд умений, необходимых для достойной жизни в ситуации нестабильности, ее следует применять в образовании для преодоления вызовов индивидуализированного общества.

Ключевые слова: индивидуализированное общество, индивидуализация образования, тьюторство, тьютор, диалогическая позиция, тьюторская позиция педагога

1162
4812

Чжу Чжисюе ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТОВ НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА РОМАНА М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 7 (204). С. 63-71

Введение. Рассматриваются образные репрезентации концептов небесных светил в тексте и художественной картине мира романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализируются элементы лексической структуры текста, представляющие образы солнца, луны и звезды, с точки зрения их языковой семантики и культурных коннотаций, связанных с мифопоэтической символикой этих космических объектов, а также в аспекте их участия в выражении авторской картины мира. Цель работы – исследовать способы языковой репрезентации концептов небесных светил (солнца, луны и звезды) в тексте романа «Мастер и Маргарита», выявить аспекты их метафорической и символической интерпретации на вербальном и концептуальном уровнях, изучить роль этих концептов в художественной картине мира романа. Материал и методы. Эмпирический материал представлен образными словами и выражениями (187 единиц), репрезентирующими концепты «солнце», «луна», «звезда» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», а также фрагментами текста, демонстрирующими их метафорическое функционирование (350 контекстов). Источниками определения языковых значений и мифопоэтической символики послужили опубликованные толковые и энциклопедические словари. Методология работы базируется на когнитивном, лингвокультурологическом и системно-структурном подходах к изучению образности языка и художественной речи, применяемых в области семантики языковых единиц и стилистики текста. Результаты и обсуждение. Определен лексический и текстовый фонд художественных репрезентаций концептов «солнце», «луна», «звезда» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»; выявлены способы и приемы их текстовой реализации. Исследованы культурно-символические смыслы концептов небесных светил, представленные в народной мифологии разных культур. Описаны аспекты метафорической и символической интерпретации данных концептов в художественной картине мира романа «Мастер и Маргарита», а также их роль в выражении авторского замысла. Заключение. Художественная модель мира в романе «Мастер и Маргарита» представляет сложную и многомерную систему концептов, которая во многом сближается с народной мифопоэтикой и религиозной космологией. Предельно значимую роль в ней играют образы солнца, луны и звезды, посредством которых моделируется пространственно-временной континуум; выражается характеристика главных героев, ключевых персонажей и связанных с ними событий; транслируется нравственно-философское содержание всего произведения.

Ключевые слова: концепт, небесные светила, образные репрезентации, М. Булгаков, «Мастер и Маргарита», художественная картина мира

1162
4813

Кутилова Лариса Александровна Украинское национальное движение и российский либерализм (М. Грушевский и П. Милюков о пределах децентрализации Российского государства) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1997. Вып. 1 (1). С. 7-10

.

1161
4814

Боженко Л. И. Из истории социально-экономического развития сибирского крестьянствав период "военного куоммунизма" // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1997. Вып. 1 (1). С. 31-35

.

1161
4815

Загревская А. И. Программирование процесса обучения на специальном учебном отделении // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1998. Вып. 1 (4). С. 47-48

.

1161
4816

Ильина В. В., Безотечество Константин Игоревич Совершенствование методикифизической подготовленности пловцов-подводников средствами прикладной аэробики // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 2 (11). С. 25-28

.

1161
4817

Сухотин А. К. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 3 (19). С. 80-84

1161
4818

Перемитина Наталия Александровна ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 5 (21). С. 12-14

.

1161
4819

Веретенникова Н. В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 5 (37). С. 114-117

1161
4820

Разумова Нина Евгеньевна «Вишневый сад»: взгляд через столетие // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 3 (40). С. 12-19

«Вишневый сад»: взгляд через столетие

1161
4821

Вернер Г. К. КАМИЛ СЕДЛАЧЕК. ЕНИСЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ XVIII СТОЛЕТИЯ И КЕТСКО-СИНОТИБЕТСКИЕ СЛОВАРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 7 (97). С. 151-152

.

1161
4822

Кушнир Екатерина Николаевна ЭКСПРЕССИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПОВТОРНОЙ НОМИНАЦИИ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 1 (116). С. 157-160

Статья является результатом теоретического изучения ономасиологических характеристик повторной номинации, приводящих к образованию лексико-семантической группы со значением «имя главной героини» в рассказе Д. Лоуренса The Lovely Lady, которая придает экспрессивную стилистическую окраску всему тексту произведения.

Ключевые слова: ономасиология, лексическая номинация, повторная номинация, экспрессивная функция

1161
4823

Еремеева Оксана Владимировна К ВОПРОСУ О СТРУКТУРНОМ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ НАПОЛНЕНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 20-22

Статья посвящена актуальной проблеме развития социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку. Основной целью работы является определение содержания и структуры социокультурной компетенции в рамках иноязычной коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация, субкомпетенция, лингвокультура, соизучение языка и культуры

1161
4824

Кольчикова Наталья Лаврентьевна ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ-ХАКАСОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 17-21

Рассматривается еще недостаточно изученная проблема национального самосознания учащихся-хакасов, в том числе взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности. Автор статьи опирается на различные подходы характеристики национального самосознания в отечественной и зарубежной науке.

Ключевые слова: личность, этнический, структура личности, психологическая личность

1161
4825

Шпет Юлия Викторовна, Кунашенко Юрий Петрович РАССЕЯНИЕ ФОТОНА НА КАНАЛИРУЮЩЕМ ПОЗИТРОНЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 56-61

Рассмотрено рассеяние фотона на каналирующем позитроне. Найдено сечение процесса в системе отсчета, движущейся с продольной скоростью позитрона. Исследовано угловое распределение рассеянных фотонов. Показано, что рассеяние фотона может сопровождаться переходом позитрона в состояние как с большей, так и с меньшей поперечной энергией, а также без изменения поперечной энергии.

Ключевые слова: каналирование позитронов, непрерывный потенциал, рассеяние фотонов, эффект Комптона.

1161
4826

Волкова Лидия Дмитриевна, Караваева Елена Вениаминовна ИСИХАЗМ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 21-28

Речь идет о сущности исихазма и его значении для формирования русской православной культуры. Исихазм, возникший на Востоке, и перенесенный в Киевскую, а далее – в Московскую Русь, получил здесь распространение, пав на почву русского космизма. Это нашло выражение не только в церковной, но и в народной культуре, включая сюда сюжеты русских сказок с их героями.

Ключевые слова: исихазм, катарсис, синергия, космизм, монашество, отшельничество, юродство

1161
4827

Зайцева Татьяна Игоревна ЖЕНСКАЯ ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 55-58

На основании имеющегося в современной историографии материала рассматривается положение женщины из среды правящей элиты во Франции и Германии в первую половину XVII в. В фокусе внимания оказываются такие связанные со спецификой бытования правящей элиты вопросы, как политическая репрезентация, институт регентства, женский двор и ряд других.

Ключевые слова: Франция, Германия, первая половина XVII в., женская правящая элита

1161
4828

Волкова Яна. Александровна НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЗАВИСТИ В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 2 (143). С. 21-26

Рассматривается мимическая составляющая невербальной концептуализации эмоции зависти в русской лингвокультуре. Выделяются основные компоненты мимического стереотипа зависти, на материале художественных текстов анализируются и систематизируются способы и средства их языковой репрезентации.

Ключевые слова: концептуализация эмоций, невербальная концептуализация, мимика, мимический стереотип, кинема

1161
4829

Степаньянц К. В. NSVZ СХЕМА И РЕГУЛЯРИЗАЦИЯ ВЫСШИМИ ПРОИЗВОДНЫМИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 12 (153). С. 238-242

Для абелевых N = 1 суперсимметричных теорий, регуляризованных высшими производными, NSVZ схема построена во всех порядках для ренормгрупповых функций, определенных в терминах перенормированной константы связи. Для других перенормировочных предписаний исследуются схемно-независимые следствия NSVZ соотношения. Объясняется, почему для ренормгрупповых функций, определенных в терминах голой константы связи, NSVZ соотношение справедливо при произвольных перенормировочных предписаниях в случае использования регуляризации высшими производными.

Ключевые слова: суперсимметрия, перенормировка, β-функция, аномальная размерность

1161
4830

Слабухо Олеся Анатольевна, Бабенко Иннеса Игоревна СПРЯЖЕНИЕ РУССКОГО ГЛАГОЛА: ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ КАТЕГОРИИ И МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СПРЯЖЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 65-68

Дается описание специфики спряжения русских глаголов в лингводидактическом аспекте. Рассматривается трансформированная в учебных целях академическая модель данной категории, анализируется научное описание и учебно-методическое обеспечение данной темы в справочниках и пособиях по русской грамматике и в учебниках русского языка как иностранного. Приводится алгоритм объяснения представлений о спряжении русских глаголов, основанный на индуктивном подходе к обучению и направленный на облегчение усвоения сложного грамматического материала.

Ключевые слова: спряжение русских глаголов, русская лингводидактика, индуктивный подход

1161
4831

Лелюх Юлия Валерьевна СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССОВ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ТЕРМИНООБРАЗОВАНИЯ В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 2 (191). С. 87-90

Исследуются процессы терминообразования в китайском языке на материале терминосистемы нефтегазовой отрасли. При анализе процессов метафорического терминообразования применен метод противопоставления метафорического моделирования. На основе применения методов семантического анализа и лингвокогнитивного моделирования выявляются метафорические термины нефтегазовой сферы, которые позволяют глубже рассмотреть исследуемый подход. Специфика моделирования терминосистемы отражена в формировании метафорической модели.

Ключевые слова: процессы терминообразования, терминосистема, метафора, термины нефтегазовой отрасли, метафорический термин

1161
4832

Войтеховская Марина Петровна, Кочурина Светлана Анатольевна ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДУМ 1906–1917 ГГ. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 90-97

Введение. Вопросы истории общего и педагогического образования в России неизменно привлекают интерес исследователей, что связано с современными процессами реформирования отечественной системы образования, опорой для которых должен стать исторический опыт. Цель – реконструкция и обобщение опыта деятельности Государственных дум Российской империи по реформированию педагогического образования. Материал и методы. Материалом исследования послужили исторические источники различного происхождения, использование которых позволяет сформировать объективное представление о процессах развития образования в России и по-новому оценить риски и генетические проблемы в решении современных задач реформы образования. Использованы общенаучные и специальные исторические методы исследования. Результаты и обсуждение. С учреждением Государственной думы в российском обществе связывали надежды на позитивные перемены в вопросах развития науки и образования. Государственные думы первых двух созывов успели лишь приступить к обсуждению вопросов просвещения, Государственная дума третьего созыва многое успела сделать, и современники высоко оценивали результаты ее деятельности в этой области. Вопросы образования вызывали горячие дискуссии депутатов разных политических фракций. Все депутаты выступали за развитие школьного дела, открытие учительских семинарий, институтов, курсов, повышения статуса и заработной платы учителей, но расходились во мнениях по вопросам форм и методов достижения цели. За время существования III Думы было принято несколько важных нормативных документов, касающихся развития педагогического образования. Проект Положения о женских учительских семинариях обсуждался в течение полугода, 1 июля 1908 г. был одобрен обеими палатами парламента и утвержден. В качестве временного варианта для решения кадровых проблем начальных училищ вплоть до открытия необходимого числа учительских институтов и семинарий 6 июня 1909 г. было принято и высочайше утверждено решение об открытии при городских училищах двухгодичных педагогических курсов. Спустя месяц 10 июля было принято предложение об устройстве временных педагогических курсов для подготовки преподавателей средней школы. Следующим шагом на пути решения кадровой проблемы средней школы стал законопроект о «Правилах об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о приобретении ими ученых степеней и звания учительниц гимназий», который обсуждался Думой в январе 1911 г. и 25 февраля был одобрен. Успешно прошел в Думе и законодательный акт об «учреждении одногодичных и краткосрочных курсов для подготовки учителей и учительниц средних учебных заведений», который был рассмотрен 29 марта 1911 г. и уже 3 июля принят. Особое место среди разработанных комиссией по народному образованию проектов занимали предложения о преобразовании учительских семинарий и учительских институтов, что должно было позитивно сказаться на культурном развитии страны, но законопроект долго обсуждался сначала в III Думе, затем в IV Думе, но так и не нашел поддержки. Работа в IV Думе по реформированию учительских учебных заведений была прервана начавшейся Первой мировой войной. Заключение. Стремление широких слоев российского общества и, прежде всего, педагогической общественности к результативной деятельности в области образования в начале прошлого века нашло отражение в работе депутатов Государственной думы. Первые две Думы оказались оппозиционными правительству и продемонстрировали взаимную неготовность общества и власти идти на уступки, что отодвинуло принятие решений даже по таким очевидным вопросам, как борьба с неграмотностью. Итоги деятельности Третьей Думы были наиболее продуктивными, однако из-за большого числа дискуссий по частным вопросам депутаты не успели завершить работу по многим важным законопроектам в области образования. В Думе четвертого созыва даже уже подготовленные законопроекты сначала были подвергнуты ревизии, а с началом Первой мировой войны забыты или отвергнуты, среди последних оказались и законопроекты по реформированию системы подготовки педагогических кадров. В годы советской власти к основным положениям законопроектов об учительских институтах и семинариях вернулись, однако они были интерпретированы с учетом принципов единой трудовой школы и воспитания педагога новой формации.

Ключевые слова: педагогическое образование, подготовка учителей, учительская семинария, учительский институт, педагогические курсы, Государственная дума, Российская империя

1161
4833

Идрисов Фарит Фатыхович Хеджирование процентного риска в предпринимательской деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 9 (25). С. 69-70

.

1160
4834

Бурков П. В., Стефанов Ю. П. Диеамическое численное моделирование напряженно-деформированного состояния обрабатываемого изделия и стружки // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 6 (43). С. 76-81

Рассмотрена проблема резания металлов, как динамическая контактная задача механики. Процесс резания представлен совокупностью процессов упруго-пластического деформирования и разрушения образца в локальной области под воздействием абсолютно жесткого режущего клина. Полученные результаты отражают реальные процессы картины резания

1160
4835

Липатникова Ирина Геннадьевна, Ванеева Т. Б. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 5-10

На основании анализа содержания понятия «познавательный потенциал личности» уточняется компонентный состав познавательного потенциала студентов. Обозначено перспективное направление решения проблемы развития познавательного потенциала на основе деятельностного модульного обучения.

Ключевые слова: познавательный потенциал, сформироеанность, общеучебные умения, познавательные способности, познавательная деятельность, самообразование, деятельностное модульное обучение

1160
4836

Ершова Татьяна Владимировна, Горбатенко Валентина Петровна ПАРАМЕТРЫ МОЛНИЕВОЙ АКТИВНОСТИ ПО ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ ИЗМЕРЕНИЯМ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 5 (107). С. 150-154

Представлены исследования временных и пространственных характеристик молниевой активности (плотность разрядов молнии в землю, полярность и сила тока молний) в умеренных широтах Северного полушария Земли. Исследования включают более десяти миллионов разрядов молнии в землю на территории Германии за период 1995–2006 гг.

Ключевые слова: молниевые разряды, плотность разрядов молнии в землю, сила тока молний, положительные и отрицательные разряды молний

1160
4837

Манешева Р. А. Факультативный курс преподавания математики в вузе в аспекте повышения качества образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 48-50

Рассмотрены проблемы повышения качества образовательных услуг. Проведен анализ литературы по вопросу модернизации учебного процесса. Описан опыт проведения факультативных занятий с использованием рейтинговой системы оценки знаний. Сделан вывод о связи модернизации учебного процесса и формировании специалистов инженерного профиля.

Ключевые слова: модернизация учебного процесса, качество образовательных услуг, уровень знаний.

1160
4838

Эпп Владимир Яковлевич, Мастерова Мария Александровна ПОЛЕ ПРЕЦЕССИРУЮЩЕГО МАГНИТНОГО ДИПОЛЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 13 (128). С. 51-54

Исследовано поле прецессирующего магнитного диполя. Получен первый интеграл движения и найдены некоторые частные решения уравнений движения заряженной частицы в этом поле. Рассмотрена эффективная потенциальная энергия заряженной частицы. Показано, что эффективная потенциальная энергия имеет шесть стационарных точек, соответствующих движению заряда по окружности.

Ключевые слова: магнитный диполь, электромагнитное поле, наклонный ротатор; заряд; уравнения движения

1160
4839

Ковылин Сергей Васильевич БЫТИЙНОЕ ОТРИЦАНИЕ В ВОСТОЧНО-ХАНТЫЙСКОМ И ЦЕНТРАЛЬНО-СЕЛЬКУПСКОМ ДИАЛЕКТАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 3 (131). С. 99-105

Рассматриваются вопросы выражения бытийного отрицания в сибирских языках на примере восточных диалектов хантыйского и центральных диалектов селькупского языка. На основе проведенного исследования были выявлены основные стратегии бытийного отрицания, в каждом из языков с последующим использованием типологического метода для их сравнения.

Ключевые слова: бытийные предложения, отрицание, исчезающие сибирские языки, типология

1160
4840

Щур Наталья Николаевна РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ СООБЩЕСТВАХ В США // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 33-39

Проанализированы основные аспекты деятельности профессиональных учебных сообществ как формы развития педагогической компетентности учителя в США. Определены особенности, цели и задачи их функционирования. Обоснованы трудности формирования профессиональных учебных сообществ и предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: профессиональные учебные сообщества, формы развития педагогической компетентности учителя

1160
4841

Рубцов Г. К. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОКИСЛИТЕЛЬНОЙ МОДИФИКАЦИИ БЕЛКОВ В ПУЛЕ МОЛЕКУЛ СРЕДНЕЙ МАССЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 8 (136). С. 81-90

Исследован уровень окислительной модификации белков (ОМБ) в пуле молекул средней массы (МСМ) на модельных биологических системах, в качестве которых были выбраны желточные липопротеиды, продукты пчеловодства, сыворотка крови экспериментальных животных (крысы). Выявлены особенности этих модельных биологических систем по уровню ОМБ в условиях спонтанного и Fe2+-индуцированного окисления. Обоснованы возможности комплексного использования изученных модельных биологических систем для исследования уровня ОМБ в пуле МСМ, одной из которых может служить модельная биологическая система маточного молочка с добавлением желточных липопротеидов, а также с добавлением сыворотки крови крыс.

Ключевые слова: модельные биологические системы, окислительная модификация белков, молекулы средней массы

1160
4842

Степанов Виктор Иванович НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В ЧАСТНЫХ ВУЗАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСФЕРА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ (ECTS) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 162-166

Анализируются теоретические и организационные проблемы внедрения в российских частных вузах Европейской системы трансфера зачетных единиц (ECTS). Сделан вывод, что введение ECTS вызывает множество вопросов у преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования. Отмечается, что при разработке концепции системы зачетных единиц для российской высшей школы важно обсудить прежде всего принципы кредитной оценки содержания образовательной программы на основе планирования результатов ее освоения. Предлагается идея предоставления возможности вузам разрабатывать экспериментальные образовательные стандарты в рамках цикловой (и, возможно, курсовой) структуры федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: качество образования, частный сектор высшего образования, проблемы внедрения Eвропейской системы трансфера зачетных единиц

1160
4843

Бондарюк Дмитрий Васильевич СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ РАБОТНИКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 120-123

Рассматриваются последствия реализации работником свободы совести и вероисповедания в процессе трудовых правоотношений, последствия использования оценочных категорий в разрезе указанных конституционных свобод, вопросы расторжения трудового договора по соответствующему основанию.

Ключевые слова: свобода совести и вероисповедания, свобода труда, увольнение работника, трудовой договор

1160
4844

Кочнева Елена Михайловна, Орлова Кристина Евгеньевна ОСОЗНАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВ НА ЭТАПЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 99-104

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования феномена «профессиональная перспектива». Проанализированы подходы к изучению профессиональной перспективы, охарактеризована ее структура, обозначены ее структурные компоненты. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, позволивший качественно и количественно описать выраженность компонентов профессиональной перспективы студентов в условиях традиционного обучения.

Ключевые слова: модернизация ВПО, практико-ориентированная направленность учебного процесса, временная перспектива, профессиональная перспектива, структура профессиональной перспективы, профессиональная идентичность

1160
4845

Иващенко Галина Алексеевна, Шкуратова Александра Петровна ОРГАНИЗАЦИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 14-17

Представлено исследование влияния нетрадиционных форм обучения с применением психологического портрета обучающегося. Выявлены особенности проведения традиционных и нетрадиционных форм обучения. Предложена модель деловой игры как нетрадиционной формы обучения, способствующей развитию творческих способностей. Выполнен анализ распределения по типам темперамента в группе. Рассмотрены виды взаимодействия в малых группах на основе типов темперамента. Анализ проведенной деловой игры говорит о том, что нетрадиционные формы занятий позволяют повысить мотивацию к обучению и благоприятствуют развитию творческих способностей.

Ключевые слова: форма проведения занятий, творческие способности, темперамент

1160
4846

Бурмистрова Светлана Владимировна ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ КРУГЛОГО СТОЛА «РАЗВИТИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МИРООБРАЗА В ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА: РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ» (2 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 222-225

Статья посвящена осмыслению результатов работы круглого стола «Развитие русского национального мирообраза в пространстве межкультурного диалога: Россия и Германия», проходившего 2 декабря 2013 г. в ТГПУ. Представлен краткий обзор прозвучавших докладов, отмечены их актуальность и научная новизна.

Ключевые слова: литературоведческая компаративистика, русско-немецкое литературно-культурное взаимодействие, национальный мирообраз, диалог культур, гендерная идентичность, критическая рецепция, автор, имагология, переводоведение, контактные связи

1160
4847

Цыбулько Ирина Петровна ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 177-181

Рассматривается необходимость антропологического поворота в лингвометодике. Обобщены результаты философско-антропологических зарубежных и отечественных исследований и зафиксированы те базисные антропологические принципы, которые сегодня составляют основу педагогико-антропологического видения образовательного процесса. Рассмотрен спектр определений предмета, метода и задач педагогической антропологии. При этом диагностика образовательных достижений учащихся должна сместиться из области чистой рациональности в сферу языкового мышления, в процессе которого и происходит построение «практической философии» растущей личности. При таком подходе учащиеся становятся активными конструкторами собственного мировоззрения, собственной нравственной концепции мира и человека в нем. Заявлен один из возможных способов научно-теоретического и практико-технологического решения проблемы итогового контроля по русскому языку с опорой на лингвоконцептоцентрическую модель, когда диагностика смещается из области чистой рациональности в сферу языкового мышления.

Ключевые слова: антропологический поворот, антропологическая методика, лингвоконцептология, диагностика, контроль

1160
4848

Сираева Зинира Валерьевна ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УФИМСКОГО ГУБЕРНСКОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 4 (169). С. 167-173

Рассматривается исторический процесс образования и дальнейшего развития статистического аппарата Уфимской губернии, который был создан в мае 1865 года на основе прежде функционировавшего Оренбургского губернского статистического комитета. Показано, что спектр содержания итоговых документов Уфимского губернского статистического комитета (ГСК) был весьма широкий и касался характеристики как экономической ситуации, так и положения социальных и этнических групп населения края. Автор приходит к выводу, что данное государственное учреждение внесло определенный вклад в учет населения, недвижимого и движимого имущества, который повлиял на укрепление хозяйства края.

Ключевые слова: Уфимский губернский статистический комитет, статистические сведения, перепись населения, смета расходов, поземельная статистика, численность населения

1160
4849

Исаев Александр Александрович ПРАЗДНИК ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ СССР В 1930-е гг. КАК ЧАСТЬ ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 1 (190). С. 203-210

Сто лет назад в России произошел государственный переворот, который большевики, пришедшие к власти, в конце 1920-х гг. назвали Великой Октябрьской социалистической революцией. Новая власть, стремясь закрепить в народном сознании это событие, утвердила в его честь один из основных государственных праздников. В 1930-е гг. данный праздник в своем политико-идеологическом аспекте был призван не столько оживить события недавнего прошлого, сколько направить внимание общественности на насущные государственные задачи и стимулировать трудовые и патриотические порывы народных масс как в центральных районах страны, так и в провинции. Используя архивные материалы, анализируется процесс подготовки и празднования Дня Великой Октябрьской социалистической революции на Дальнем Востоке СССР в 1930-е гг. с точки зрения политико-идеологической работы, обнаруживаются универсальные черты и региональная специфика. В результате исследования выявлено, что местное партийное и хозяйственное руководство в 1930-е гг. проводило большую политико-идеологическую и массовую организационно-подготовительную работу в преддверии и во время праздника. Именно в эти годы были заложены основы советской праздничной культуры и сформированы ее главные принципы, многие из которых сохраняются до сих пор.

Ключевые слова: Дальний Восток СССР, праздник Великой Октябрьской социалистической революции, политико-идеологическая работа, демонстрация, агитация, пропаганда

1160
4850

Дресвянина Светлана Дмитриевна АКТУАЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 2 (191). С. 162-168

Освещается проблема текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах. Поясняются современные требования к предметным результатам изучения области «Филология». В свете требований Федерального государственного образовательного стандарта к уровню развития устной и письменной речи выпускников приоритетным становится направление развития коммуникативных способностей обучающихся: навыков и умений общения, понимания и порождения текстов. Уточняется, что общение является текстовой деятельностью. Конкретизируется понятие «текстоцентрический подход» в обучении языку. Владение текстовой деятельностью является одним из главных показателей общей культуры языковой личности. Предлагаются различные формы работы с текстом на этапе подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку и в процессе обучения сочинению в жанре эссе. Доказательно представлены результаты экспериментально-опытной работы по обучению жанру эссе в старших классах. Даны практические рекомендации по анализу текстов эссеистики. Обоснован выбор литературных образцов для подготовки к сочинению формата единого государственного экзамена и для обучения написанию сочинения-эссе. Делается вывод, что работа с текстом способствует формированию языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры и развития речи.

Ключевые слова: текст, текстоцентрический подход, текстовая деятельность, текст эссе, коммуникативные умения, речевая практика

1160
  • 92
  • 93
  • 94
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 100
  • 101

Страница 97 из 136

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ