№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1001 | Представлен анализ результатов двухгодичной работы (2015–2016 гг.) научного коллектива кафедры литературы и методики ее преподавания Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) и соисполнителей над проблематикой гранта «Творчество сибирских писателей и сибирская тема в литературе XX–XXI вв. для детей и юношества», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Томской области. Раскрывается актуальность поставленных задач и новизна исследования поэтики и проблематики сибирской литературы для детей и юношества, систематизации сведений, изучения биографии и творчества малоизвестных читателю современных авторов Сибирского региона. Описаны итоги и перспективы дальнейшей работы над поставленной проблематикой участниками гранта. Ключевые слова: детская и юношеская литература, сибирские писатели и поэты, литературное краеведение, культурно-образовательное пространство, поэтика | 1316 | |||||
1002 | Cтатья посвящена одной из основных проблем методики формирования межкультурной компетенции в обучении русскому языку иностранных студентов-филологов – разработке принципов отбора учебных текстов. С помощью анализа факторов, влияющих на функционирование любой педагогической системы, были разработаны и систематизированы восемь частных принципов отбора учебных текстов для формирования межкультурной компетенции. На основе общего фактора «учет целей обучения» выдвинуты принципы: коммуникативной ценности текста, межкультурной ценности текстов, воспитательной ценности текста, познавательной ценности текста и развивающей ценности текста. Опираясь на фактор «учет условий обучения», разработан принцип соответствия текста профилю вузовской подготовки иностранных студентов. На основе фактора «учет особенностей обучающихся» выдвинут принцип соответствия текста уровню языковой подготовки студентов и принцип учета родной культуры иностранных студентов. Описаны 12 показателей, позволяющих реализовать указанные принципы в процессе отбора учебных текстов. Разработанные принципы и показатели отбора были использованы в процессе работы с текстами для детского чтения. Была установлена возможность использования этих текстов в качестве учебного материала для формирования межкультурной компетенции иностранных студентов-филологов. Система принципов и показателей представлена в виде таблицы. Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурная компетенция, принципы отбора текстов, тексты для детского чтения, народная педагогика | 1316 | |||||
1003 | 1315 | ||||||
1004 | . | 1315 | |||||
1005 | Парадигма философской поэтики и герменевтико-феноменологическая философия | 1315 | |||||
1006 | Кризис подросткового возраста (пубертатный период) в практике школьного образования синхронизирован с переходом из начальной ступени образования в среднее звено, что тоже воспринимается школьниками как стрессовый процесс. Этот комплекс дает очень неблагоприятный фон для дальнейшего становления и развития личности подростков и может провоцировать различные осложнения, вплоть до психических отклонений. Исследования по данной проблеме позволили оценить влияние этих кризисов как по отдельности, так и в комплексе. Результаты экспериментов позволили выделить четыре системных фактора, характеризующих эндогенные (генетические) причины, роль пубертатного, школьного кризисов и их синхронизации в процессах адаптации – дезадаптации школьников в этот возрастной период. | 1315 | |||||
1007 | В статье анализируется философско-педагогическая концепция С.И. Гессена, сформулированная им в работе «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». Показывается значение его педагогико-антропологических идей для современной философии образования и формирующейся междисциплинарной области знания – эдукологии. Ключевые слова: философия образования, философская антропология, педагогическая антропология, эдукология, целостный человек, современное образование | 1315 | |||||
1008 | Исследовали эффект активации m-опиоидных рецепторов (ОР) in vivo и in vitro на толерантность изолированного перфузируемого сердца крыс к глобальной ишемии (45 мин) и реперфузии (30 мин). Стимуляция мю-ОР in vivo путем внутривенного введения агониста DMGO уменьшала реперфузионный выброс креатинкиназы по сравнению с контролем. Кардиопротекторный эффект не проявлялся после блокады мю-ОР. Активация мю-ОР in vitro путем добавления в перфузионный раствор до ишемии селективных агонистов DAMGO или DALDA в концентрации 170 нМ существенно не отразилась на сохранении целостности мембран кардиомиоцитов. В то же время, использование мю-агониста DALDA в меньшей концентрации (33 нМ) сопровождалось выраженным цитопротекторным эффектом. Таким образом, активация мю-рецепторов обеспечивает увеличение устойчивости сердца к ишемическим и реперфузионным повреждениям, которое зависит от способа введения и используемой концентрации препарата. Ключевые слова: мю-опиоидные рецепторы, изолированное сердце, ишемия, реперфузия | 1315 | |||||
1009 | В статье на основании многолетних исследований обобщаются данные о роли пресноводных моллюсков в питании рыб в водоемах Сибири. Даются качественные и количественные характеристики питания сиговых, осетровых и некоторых карповых рыб из бассейнов рек Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка и Колыма и из водоемов полуостровов Ямал, Гыданский и Таймырский. Ключевые слова: моллюски, сиговые, осетровые, встречаемость, питание, Обь, Енисей, Таймыр, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Субарктика, Арктика | 1315 | |||||
1010 | На материале произведений И. С. Тургенева 1840-50-х гг. рассматривается вопрос о формировании типа «лишнего человека» в русской литературе. Одним из важнейших источников его становления является пребывание большинства «лишних людей» в Германии, глубокое усвоение ими немецкой культуры, прежде всего немецкой классической философии, питавшей русскую философскую мысль в течение всего XIX в. Ключевые слова: «лишние люди», становление личности, немецкая культура, образы немцев и Германии | 1315 | |||||
1011 | Представлены данные психодиагностического исследования брачно-семейных установок современной молодежи в контексте гендерных различий. Ключевые слова: брак, молодежь, структура брачно-семейных установок, ролевые ожидания, ролевые притязания, семейные ценности, ролевая адекватность | 1315 | |||||
1012 | Рассматривается механизм порождения аллюзии как одного из способов человеческого мышления, в основе которого лежит использование культурного потенциала определенной языковой общности. Ключевые слова: прецедентный текст, аллюзия, стереотип, языковая общность, ассоциативная связь | 1315 | |||||
1013 | Возможность утверждения «педагогика – это прикладная философия» основана на убеждениях в том, что философия – это наука; философия – это наука о ценностях; культура есть совокупность (система) трансцендентальных ценностей; между образованием и культурой имеется точное соответствие. В статье прослежена эволюция философской веры в эти утверждения и полемика российских представителей неокантианства и философии жизни по этим вопросам. Ключевые слова: педагогика как прикладная философия, философия, наука, культура, ценности, неокантианство, философия жизни | 1315 | |||||
1014 | Рассматриваются общие характеристики и проблемы инноваций, осмыслен тезаурус термина «инновация», обозначены границы использования категорий «новация», «новшество», «нововведение», «инновация». Ключевые слова: инновация, педагогические инновации, инновации в образовании, образовательные инновации | 1315 | |||||
1015 | В статье раскрывается смысл понятия «русская античность», ее роль в истории отечественной культуры, рассматриваются основные этапы ее освоения русской литературой. Особое внимание уделяется способам заимствования античных образов, мотивов, сюжетов в произведениях русских писателей XIX–XX вв. Ключевые слова: история русской культуры, античность, энтелехия, методология | 1314 | |||||
1016 | В статье рассматривается общность поэтики комедий А. С. Грибоедова и Н. Р. Эрдмана, новаторски использующих фольклор. Оба автора обращаются к афоризму как способу расширить сценическое пространство, выстроить новые связи сюжета комедии с действительностью. Грибоедов строит афоризмы по аналогии с русскими пословицами, соединяя при этом польские и грузинские реалии, Эрдман пародирует устный новояз советского времени. | 1314 | |||||
1017 | Автор статьи анализирует концепцию К. В. Харламповича о малороссийском влиянии на великорусскую церковную жизнь и возможности ее применения в современной реконструкции истории православной церковной иерархии в Сибири в XVIII в. Ключевые слова: Харлампович Константин Васильевич, история Русской православной церкви, история Сибири XVIII в., Киево-Могилянская академия, историография | 1314 | |||||
1018 | Раскрыты задачи школьных библиотек в обеспечении доступа участников образовательного процесса к единому информационно-образовательному пространству. Представлены направления деятельности школьных библиотек Уральского региона по продвижению чтения и библиотечно-информационному обслуживанию учащихся и педагогов в электронной среде. Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, информатизация образования, школьные библиотеки, корпоративные библиотечные проекты, информационная культура личности | 1314 | |||||
1019 | Рассмотрены вопросы оценки уровня сформированности информационной компетентности студентов колледжа, определены показатели и критерии оценки, разработаны требования к каждому уровню информационной компетентности и тестовые задания открытого типа, проведен анализ результатов тестирования студентов колледжа. Ключевые слова: ключевые компетентности, информационная компетентность, уровень сформированности информационной компетентности, инструментарий оценки сформированности информационной компетентности | 1314 | |||||
1020 | Анализируется масонская символика как элемент традиции гностической философии в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Известная писателю мистическая литература является источником модели мироздания в художественном произведении. Мотив спасительного знания, общий для масонства и гностицизма, обнаруживается в тексте романа, составляя его идейно-художественное своеобразие и определяя роли героев: мастер – пневматик, призванный открыть тайное знание, Маргарита – тайная жена и проводник в трансцендентный мир, Воланд – вестник, организующий ритуал инициации. Внутренний конфликт мастера определяется противостоянием дара провозвестника Истины и слабостью пленника материального мира. Ключевые слова: литературоведение, русская литература XX века, гностицизм, масонство, философия | 1314 | |||||
1021 | Статья посвящена актуализации задач нравственного развития в образовательном процессе;: анализируется кризисное состояние культуры, роль общечеловеческих нравственных ценностей, понятие духовности, как базовой категории нравственного развития, проблема этического релятивизма и др. | 1313 | |||||
1022 | Описываются упражнения с применением названий городских объектов г. Абакана на уроках русского языка. Использование местного языкового материала позволяет активизировать познавательный интерес учащихся к изучению региональных особенностей русского языка. Ключевые слова: региональная лексика, языковая норма, лингвокраеведение, социолингвистика, лингводидактика, урбонимика | 1313 | |||||
1023 | Исследована роль памяти в маргинальных субкультурах (ролевая, историческая реконструкция). Оговорено отличие понятий «память» и «история». На основе информационно-синергетического подхода проанализировано значение памяти культуры для индивидов. Актуализирована важность исследования направлений символизации биоэтики в философско-антропологических измерениях современной культуры на примере принципа «Не навреди» (грант РГНФ № 12-03-00198). Ключевые слова: маргинальные субкультуры, память, история, информационно-синергетический подход, биоэтика, принцип «Не навреди» | 1313 | |||||
1024 | Введение. Исследуется агиографическая традиция в «Житии Великого грешника» и в романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Осмысление творчества писателя в аспекте его генезиса, эволюции и трансформации особое значение уделяется религиозно-философскому содержанию его романистики. Обращение писателя к произведениям древнерусской словесности в вопросе изучения религиозно-философского содержания творчества. Житийные тексты служат для писателя образцом духовных ценностей. Можно отметить наличие определенного интереса к агиографической традиции в романах Ф. М. Достоевского, однако до сих пор это направление не было представлено комплексным анализом в литературоведении. Материал и методы. Материалом исследования служат художественные, публицистические тексты и эгодокументы Ф. М. Достоевского. В работе используются культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический, биографический методы, а также метод концептуального анализа с использованием аксиологического подхода. Результаты и обсуждение. В центре внимания исследователей оказываются вопросы о воплощении житийной традиции в исследуемых произведениях на уровне структуры и идейных замыслов, однако, как правило, направлены на работу внутри художественных текстов и демонстрируют рецептивный литературоведческий обзор заявленной проблематики или же имеют интерпретацию христианских мотивов и образов. Заключение. Целостное исследование агиографической традиции в творчестве Ф. М. Достоевского на материале романа «Братья Карамазовы» и «Жития Великого грешника» может быть осуществлено при применении комплекса подходов в изучении: исторического, культурологического, биографического, также необходимым является применение аксиологического подхода в анализе художественных текстов писателя, в публицистике, эго-документах самого Достоевского, так и его близкого круга. Следует выстроить соответствующую структуру исследуемых материалов с обоснованием их привлечения. В данном направлении изучение авторской идеологии, понимание мировоззренческой позиции автора и особенностей его сознания, а также исследование среды исторической действительности и ее влияние на писателя, что позволит привнести новые понимания в проблеме исследования агиографической традиции в литературоведческом анализе. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман «Братья Карамазовы», «Житие Великого грешника», агиография, житие, православие, русская культура, нравственность, духовность, святость, ценности, аксиологический подход | 1313 | |||||
1025 | Представлены результаты исследований поверхностной модификации и легирования металлических материалов низкоэнергетическими (до ~ 40 кэВ) сильноточными (до 40 Дж/см2) электронными пучками (НСЭП) микросекундной длительности. Приведены результаты расчетов нестационарных полей температур и напряжений в зоне воздействия НСЭП. Рассмотрены особенности структурно-фазовых превращений в поверхностных слоях облученных материалов. Показано, что облучение в режимах поверхностного плавления и начального испарения позволяет заметно снизить шероховатость поверхности и очистить ее от нежелательных примесей. В приповерхностных слоях, закаленных из жидкого состояния, формируются метастабильные структурно-фазовые состояния, которые в совокупности со сглаживанием и очисткой поверхности обеспечивают улучшение ряда поверхностно-чувствительных свойств материалов, а именно, электрической прочности вакуумных промежутков с электродами из аустенитных нержавеющих сталей, усталостных характеристик титановых сплавов, износостойкости быстрорежущей стали и твердых сплавов. Показано, что импульсное плавление систем пленка-подложка позволяет также осуществлять эффективное поверхностное легирование | 1312 | |||||
1026 | Автор рассматривает социально-психологических факторы, детерминирующие насильственную преступность несовершеннолетних – негативное влияние ближайшего окружения, применение насилия в отношении несовершеннолетнего, недостатки в деятельности образовательных, досуговых учреждений. | 1312 | |||||
1027 | Утверждается, что применение деятельностного подхода, понятого как системно-деятельностного, как система коллективной деятельности – принадлежит Э.Г. Юдину. Приводятся личные воспоминания об Э.Г. Юдине и делается акцент на его умении объединять исследователей, создавать программы для коллективной работы, быть лидером многих начинаний, которые без его идей и энтузиазма не сложились бы в философии Ключевые слова: воспоминания об Э.Г. Юдине, деятельностный подход, системно-деятельностный подход, система коллективной деятельности | 1312 | |||||
1028 | В работе проведен анализ закономерностей распределения отдельных групп микроорганизмов в олиготрофных торфяных болотах Западной Сибири с применением кластерно-аналитического метода. Выявлены связи между свойствами, режимами олиготрофных торфяных болот и активностью биохимических процессов. Ключевые слова: торфяное болото, торфообразование, биохимические процессы, микрофлора, кластер- ный анализ. | 1312 | |||||
1029 | Рассматривается процесс реализации компетентностного подхода через изучение элективных дисциплин, способствующих формированию необходимых для успешной профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту компетенций, с использованием в учебном процессе вуза кредитной технологии и контекстного обучения. Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, кредитная система обучения, контекстное обучение, элективность | 1312 | |||||
1030 | Рассматриваются научно-теоретические подходы к проблеме изучения особенностей творческой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена методика изучения особенностей связной речи и словесного творчества в процессе ознакомления старших дошкольников с текстами художественных произведений. Анализируются экспериментальные данные, полученные в ходе обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, подтверждающие необходимость проведения коррекционной работы по развитию словесного творчества детей с тяжелыми нарушениями речи. Ключевые слова: текст, тяжелое нарушение речи, творческая деятельность, словесное творчество, связная речь, художественная литература | 1312 | |||||
1031 | Рассматриваются особенности репрезентации концепта «Семья» в лексикографических источниках и в языковом сознании русскоязычных и англоязычных респондентов. Выявляются общность, специфика восприятия семьи и ее членов в разрезе этнокультурных и гендерных аспектов на основе анализа материалов свободного ассоциативного эксперимента. Выявляется, что русское «женское» языковое сознание отлично от «мужского», и что в русском ассоциативном поле преобладают имена прилагательные, в то время как у мужчин в реакциях гораздо больше существительных. В мужском ассоциативном поле анализируются гендерные стереотипы социальных ролей и противоположное восприятие членов семьи в корреляции с биологическим полом и возрастом. Ключевые слова: языковое сознание, лексикографическое значение, концепт, ассоциативное поле, гендер | 1312 | |||||
1032 | Рассмотрено использование ситуационных задач при изучении методики обучения химии в педагогическом вузе, охарактеризовано их значение при подготовке студентов к профессиональной деятельности. Представлены разные авторские подходы к формулировке понятия «ситуационная задача» с целью выявления их существенных признаков, типологии задач разного уровня сложности. Дано определение ситуационной задачи, приведена структура и выделены ее компоненты. Описаны специфические особенности дифференцированных заданий к содержанию задач, их использование в учебном процессе, охарактеризована познавательная деятельность обучающихся при выполнении разноуровневых заданий, приведены конкретные примеры заданий. Выявлены на основе анкетирования доступность содержания задач для студентов, особенности выбора дифференцированных заданий, условия их выполнения, а также заинтересованность студентов в творческой познавательной деятельности. Ключевые слова: компетентностный подход, методика обучения химии, ситуационная задача, структура задачи, задания первого, второго и третьего уровня сложности к содержанию задачи, специфические особенности дифференцированных заданий, анкетирование студентов | 1312 | |||||
1033 | Психолого-педагогическое обеспечение готовности учителей начальных классов к творческой деятельности (работа по инновационным технологиям) | 1311 | |||||
1034 | Семантическая структура слова и фразеологизма рассматривается с точки зрения когнитивно-дискурсивной парадигмы как синергетическое единство внутреннего и внешнего содержания языкового знака. | 1311 | |||||
1035 | В статье рассматривается вопрос о структурировании поэтического текста в коммуникативно-прагматическом аспекте. Учитывая специфику поэтического текста, автор предлагает выделить в качестве самостоятельных ритмический и эмотивный подуровни прагматического уровня. | 1311 | |||||
1036 | В работе дается попытка обоснования подхода, на основе которого дается возможность строгого описания информационных систем получающих и обрабатывающих информацию в виде образов. Каждую информационную систему можно разделить на две основных части – пассивную и активную. Пассивная часть является совокупностью образов входящих в состав информационной системы, которые ею обрабатываются и хранятся в ней. Активная часть состоит из материальных структур информационной системы – операторов, которые занимаются обработкой образов. Такой подход, названный иконодинамикой, в частности, дает возможность для описания информационных процессов в психике человека и животных. | 1311 | |||||
1037 | Статья посвящена разработке нового содержания рабочих определений в современной философии управления. Вносит определенный вклад в развитие понятийно-категориального аппарата социальной философии и политологии | 1311 | |||||
1038 | В статье анализируются изменения гендерных ролей российских правителей в результате петровских преобразований с акцентом на образе самого царя-реформатора. Автор также стремится выявить истоки длительного периода женского правления в России XVIII в. | 1311 | |||||
1039 | Важной составной частью профессиональной готовности является сформированность таких качеств личности студента, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, социальная и профессиональная ответственность. Эти качества являются компонентами системы ценностных ориентиров, которые формируют психологическую готовность к браку. Ключевые слова: ценностные ориентиры, удовлетворенность браком, педагогическое сопровождение становления личности студента | 1311 | |||||
1040 | Научный дискурс, по мнению большинства исследователей, носит объективированный характер, но как сфера человеческой деятельности он не может избежать влияния личности автора. Первичным этапом создания научного текста является выбор темы, которую отражает заголовок текста, т. е. уже на этом этапе может проявляться прагматический аспект. Для проверки этой гипотезы был проведен контент-анализ заглавий диссертаций по специальности «всеобщая история» (соответствующего периода) и выявлена зависимость между выбором темы и социально-политической ситуацией. Ключевые слова: научный дискурс, прагматические аспекты, историографический источник, заглавие диссертации, контент-анализ | 1311 | |||||
1041 | 1310 | ||||||
1042 | - Ключевые слова: - | 1310 | |||||
1043 | Подготовка специалистов по физической культуре к работе с детьми, имиющими нарушения здоровья и физические недостатки | 1310 | |||||
1044 | «Блудный сын» как модель поведения: Евангельский мотив в контексте биографии и творчества Ф.М. Достоевского | 1310 | |||||
1045 | В статье рассматривается проблема загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями и пути ее решения. Авторами предлагается разработать экономический механизм охраны окружающей среды на областном уровне. Для эффективного решения экологических проблем предлагается выде¬лить из экономического механизма природопользования охрану окружающей среды в отдельный механизм для повышения эффективности управления природоохранной деятельностью промышленных предприятий. Основными инструментами, которые предполагается задействовать, являются: экологическое страхование, лизинг и система прогрессивных платежей. Механизм должен повысить заинтересованность промышленных предприятий в снижении негативного воздействия на окружающую среду | 1310 | |||||
1046 | В статье освещена проблема организации воспитательного пространства в русле компетентностного подхода в образовании. Дается характеристика понятия воспитательное пространство. Особое внимание уделяется технологии организации такой среды в педагогическом вузе. Ключевые слова: компетентностный подход; воспитательное пространство; ключевые компетентности; педагогическая технология. | 1310 | |||||
1047 | Автор в своей статье затрагивает актуальные проблемы модернизации системы высшего образования в России, особенности распространения Болонского процесса и вступление России во всемирную торговую организацию (ВТО). Ключевые слова: модернизация, бакалавр, магистр, специалист, высшее образование, Болонский процесс, глобализация, Всемирная торговая организация (ВТО). | 1310 | |||||
1048 | Рассматриваются основополагающие научные основы и психологическая практика помощи детям с особенностями психического развития в системе специального образования. Ключевые слова: психологическое сопровождение, ребенок–инвалид, семья, образование, детско-родительские отношения, компенсация, эффективность. | 1310 | |||||
1049 | Рассматривается вопрос формирования методических компетенций специального педагога в рамках нового учебного курса базовой части ФГОС ВПО по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование – «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях». На основе проведенного научного исследования выделяются особенности методической деятельности специального педагога, обосновываются специфика и необходимость применения дедуктивного подхода к его методической подготовке, раскрывается методологическая основа, принципы, цели, задачи и содержание нового курса. Ключевые слова: общеметодические аспекты, специальный педагог, методические компетенции, методическая подготовка, дедуктивный подход, формирование | 1310 | |||||
1050 | Рассматривается образ Англии и отношение к англичанам, сформировавшиеся у Е. Замятина во время его пребывания в Англии в 1916–1917 гг. Материалом для исследования послужили письма, записные книжки (блокноты), автобиографии и статьи писателя. Ключевые слова: Е. Замятин, образ Англии, автобиография, публицистика | 1310 |