№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
801 | Статья посвящена рассмотрению социокультурного контекста, в котором ведется поиск моделей образовательных практик сельской школы, адекватных меняющимся требованиям современности. Информационно-коммуникативный, плюральный и технологический характер социальности постиндустриального общества позволяет сельской школе успешно развивать сельский социум, способствуя положительному самоопределению учащихся по отношению к различным видам социальной деятельности в условиях своего села Ключевые слова: образовательная практика, человеческий потенциал, сельская школа, образовательные результаты, открытость, коммуникация | 1137 | |||||
802 | В статье определяется сущность профессиональной активности врача, выделена ее мотивационная составляющая, обосновывается необходимость ее развития, подчеркивается роль высшего образования в развитии профессиональной активности личности врача. Отмечается значение мотивационной составляющей в развитии профессиональной активности врача. Изложены положения программы развития профессиональной активности врача на основе ее мотивационной составляющей в ходе обучения в медицинских вузах. Приведены данные эмпирического исследования развития мотивационной составляющей учебной и профессиональной активности студентов-медиков. Ключевые слова: профессиональная активность, мотивация, мотивационная составляющая профессиональной активности, профессиональная деятельность, развитие профессиональной активности | 1137 | |||||
803 | Авторами на основе анализа историко-педагогической литературы предпринята попытка раскрыть основные особенности организации социального воспитания в России в начале ХХ века (в дореволюционный период и в период после революционных событий 1917 г.). Ключевые слова: социальное воспитание, учреждения социального воспитания, детские организации, скауты, пионеры | 1137 | |||||
804 | В работе, обращенной к исследованию семантики человеческого тела, гетерогенность телесности рассматривается через понятие границ тела. Материалом для анализа выступают восточно-славянская мифологическая традиция, диверсифицированная в фольклоре, литературных текстах; система языка, несущая в себе культурно значимые типизации; особенности обрядовой практики. Тема границы, вырастающая из фундаментальных представлений традиционного сознания о разнородности пространства, проецируется на микрокосм человеческого тела. В символической анатомии возможно выделение внутренних границ, структурирующих тело изнутри, и внешних, фиксирующих границы выходящих во вне структур. Ключевые слова: традиционная культура русских, тело, символическая анатомия, границы тела, миф, фольклор, языковое сознание, ритуал | 1137 | |||||
805 | К проблеме различения культуры и цивилизации | 1136 | |||||
806 | В статье раскрывается своеобразие когнитивной семантики. С этой целью соотносится языковое значение с основополагающими категориями когнитивной лингвистики – когницией, информацией, дискурсом, знанием и сознанием. | 1136 | |||||
807 | Автор статьи рассматривает актуальность организации воспитательной системы в ССУЗе на основе студенческого самоуправления. В статье дано краткое описание современных концепций воспитания, выявлены противоречия в организации внеучебной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях, а также сформулированы понятия внеучебной деятельности, самоактуализации, социализации студентов, студенческого самоуправления. Модель организации внеучебной деятельности на основе студенческого самоуправления рассмотрена на примере Прокопьевского промышленно-экономического техникума – победителя Всероссийских конкурсов «Моделей студенческого самоуправления». Ключевые слова: воспитание, самоактуализация личности, студенческое самоуправление | 1136 | |||||
808 | В настоящее время дети «группы риска» обучаются в общеобразовательных классах с высокой наполняемо¬стью. Использование возможностей игровой деятельности и занятий физической культурой эффективно для коррекции психоэмоциональной и познавательной сфер младших школьников. На основе выявленных в исследо¬вании показателей был разработан комплекс элементов психолого-педагогической коррекции для использования на уроках физической культуры как с детьми «группы риска», так и с младшими школьниками. Снижение уровня тревожности, улучшение показателей познавательной сферы и физической подготовленности, изменение поведе¬ния непосредственно на уроке физической культуры и улучшение взаимоотношений в коллективе класса свиде¬тельствуют о положительном влиянии специально подобранных средств и методов на личность младших школь¬ников. Ключевые слова: дети «группыриска», классы компенсирующего обучения, школьная тревожность, ком¬плекс элементов психолого-педагогической коррекции, младшие школьники, урок физической культуры | 1136 | |||||
809 | Рассматриваются интермедии Н. Эрдмана к пьесе У. Шекспира «Два веронца» в сравнении с оригинальными сценами. В частности, утверждается, что карнавальный характер смеха шекспировских интермедий сменяется юмористическим пафосом эрдмановских сцен. | 1136 | |||||
810 | Рассматривается вопрос об этнокультурной среде как психолого-педагогическом условии этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств. Организованная на материале народной художественной культуры переселенцев Сибири этнокультурная среда является эффективным условием приобщения дошкольников к миру традиционной культуры, формирования качественно новых психических образований, что в целом способствует развитию личности ребенка. Ключевые слова: этнокулътура, этнокультурная среда, народная художественная культура, этнокультурное воспитание дошкольников | 1135 | |||||
811 | Ставится проблема рецепции сказок братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана и В. Гауфа в русской литературе XIX–XX вв. в литературно-критическом и переводческом аспектах, а также с точки зрения «вторичных текстов». Предварительный обзор материала позволяет констатировать чрезвычайное разнообразие жанровых разновидностей перевода: от собственно перевода до вольного перевода, пересказа и литературной обработки. Перспективным представляется изучение так называемых римейков сказок, рисующих альтернативные варианты развития сюжетов немецких сказок: эпизация и циклизация сказок, перенос известных сюжетов в другую культуру, авторский вариант решения сказочного конфликта и др. Ключевые слова: немецкая литература, сказка, В. Гримм, Я. Гримм, Э. Т. А. Гофман, В. Гауф, русская литература, рецепция, перевод, римейк | 1135 | |||||
812 | . | 1134 | |||||
813 | . | 1134 | |||||
814 | . | 1134 | |||||
815 | В этой статье авторы связывают построение новой этической теории с возможностью внедрения основ гендерного образования в высших учебных заведениях. Формирование глобальной этики, основанной на принципах любви, толерантности и других демократических ценностей, может осуществляться только в соответствии с идеями гендерного равенства, транслируемыми через систему образования. Мораль, утверждающая новое содержание, изменяющее основания и характер гендерных отношений, адекватных современным социальным условиям, согласно авторам статьи, может выступать основой безопасного будущего человечества. | 1134 | |||||
816 | Статья содержит материал по жилищным постройкам хантов. Жилищные постройки хантов отличаются своеобразием и разнообразием и отражают традиции хантов. При анализе этой группы использовалась лингвистическая характеристика слова/словосочетания, описывались отличительные особенности жилища и его интерьера. | 1134 | |||||
817 | В статье рассматривается вопрос о взаимовлиянии языка, сознания и культуры, анализируются различные точки зрения на понятие «концепт» и методы его исследования в художественном тексте. Используя лингво-герменевтический метод, автор предлагает свой вариант модели авторской концептосферы Новалиса Ключевые слова: язык, концепт, методы исследования концептов, авторская концептосфера | 1134 | |||||
818 | В работе анализируются различные подходы к возможным способам подачи стилистической информации о служебном слове в рамках словарной статьи: рассматриваются системы традиционных стилистических помет в академических толковых и специализированных словарях, ориентированных на служебную лексику, дается оценка современным лексикографическим проектам с точки зрения освещения в них стилистического параметра описания частиц. Ключевые слова: лексикографическое описание, стилистические параметры, стилистические пометы, служебные слова, частицы | 1134 | |||||
819 | Выявляются формы и способы воплощения экзистенциальной парадигмы в художественном и нехудожественном (критика, публицистика) творчестве Е. И. Замятина (от проблемно-тематического уровня до жанрового); обосновывается сложное взаимодействие экзистенциального и диалогического типов сознания в мировоззрении писателя. Ключевые слова: творчество Е. И. Замятина, экзистенциальное сознание, диалогическое сознание, ми1. Хатямова М. А. Творчество Е. И. Замятина в контексте повествовательных стратегий первой трети ХХ века: создание авторского мифа. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. 2. Письма Е. И. З | 1134 | |||||
820 | Рассматриваются особенности содержания профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в высшей школе исходя из цели, принципов обучения и составляющих компонентов. Анализ программ по иностранным языкам некоторых вузов стран Европейского союза на предмет компонентов позволил конкретизировать подходы к структурированию содержания курсов. Подходы, обозначенные в результате исследования, предполагают: 1) объединение общего и профессионального компонентов; 2) доминирование профессионального компонента при поддержке общего компонента; 3) преобладание общего компонента с элементами профессионального компонента. Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение иностранным языкам, содержание обучения, подход, структурирование содержания, высшая школа, страны Европейского союза | 1134 | |||||
821 | Выявляется характер и направление авторских трансформаций известного сказочного сюжета – пяти вариантов фольклорной сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» в пьесе Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Анализируются в сравнении системы персонажей фольклорных текстов и авторского варианта, компоненты событийного и мотивного уровней, рассматривается соотношение сил в сюжетной динамике фольклорной и в действии авторской сказки, определяются функции введенных Л. Филатовым персонажей, а также эффект отсутствия в пьесе некоторых лиц вариантов народной сказки. Ключевые слова: Л. Филатов, русская фольклорная сказка и ее варианты, драматическая авторская сказка, действие пьесы «Про Федота-стрельца, удалого молодца» | 1134 | |||||
822 | 1133 | ||||||
823 | - | 1133 | |||||
824 | Рассматривается организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях по математике в техническом вузе с применением компьютера как средства обучения. Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, компетентностный подход, компетенции. | 1133 | |||||
825 | Рассматриваются основания дефиниций комедийное, комическое, смеховая культура, анализируются проявления комического и комедийного, уточняются их функции в пьесах М. Булгакова «Дни Турбиных» и Н. Эрд мана «Мандат». | 1133 | |||||
826 | Автором проанализирован опыт организации конкурса детских исследовательских работ; сформулированы проблемы организации исследовательской работы с детьми младшего возраста, выделены типичные недочеты в организации детского исследования. Ключевые слова: продуктивная деятельность, исследовательская деятельность младших школьников, конкурс детских исследовательских работ, подготовка педагогов | 1133 | |||||
827 | . | 1132 | |||||
828 | Одним из значимых элементов коммуникативной компетенции является социальная компетенция, формирование и развитие которой способствует приобщению учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка. Отсутствие подробного описания содержания социальной компетенции на иностранном языке затрудняет реализацию основной цели обучения иностранным языкам - достижения определенного уровня развития коммуникативной компетенции, позволяющего использовать иностранный язык как средство общения и познания. В данной статье предлагается вариант содержания социальной компетенции на иностранном языке для начальной школы. | 1132 | |||||
829 | Вопросы, касающиеся состояния здоровья учащихся при переходе из общеобразовательной школы в ВУЗ с разным уровнем двигательной активности (ДА) изучены не достаточно. Проведенное исследование показало, что физическая работоспособность и функциональное состояние учащихся соответствуют возрастно-половым показателям, однако зависят от уровня ДА. Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, сердечно-сосудистая система, физическая работоспособность, учащиеся общеобразовательной школы и ВУЗа | 1132 | |||||
830 | Раскрывается необходимость рассмотрения структуры сюжетных задач для построения линии сюжетных задач в основной школе. Знание структуры сюжетной задачи позволит: определить порядок построения линии сюжетных задач при обучении математике; целенаправленно организовать поиск решения сюжетной задачи, ориентируясь на один или несколько способов ее решения; осуществить перенос зависимости между структурой сюжетной задачи и способами ее решения на другую математическую и нематематическую задачу. Ключевые слова: структура задачи, структура решения задачи, линия сюжетных задач, методологическая функция сюжетных задач | 1132 | |||||
831 | Показаны нетрадиционные формы обучения русскому языку иностранных студентов, поддерживающие интерес и повышающие мотивацию учения. Рассмотрено использование экскурсий по культурным центрам Тулы и Тульской области, что способствует более близкому контакту иностранных студентов с русской действительностью. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, социокультурный фон, национально-региональный компонент | 1132 | |||||
832 | К этимологии некоторых топонимов «Слова о полку Игореве» | 1131 | |||||
833 | В статье рассмотрен информационный шум как одно из проявлений избыточности. Проанализированы языковые средства информационных помех – слова-паразиты. Отмечены факторы, способствующие их появлению и актуализации; выявлены особенности слов-паразитов в разных социально-стилистических сферах общения, обусловленные стратегиями коммуникантов. | 1131 | |||||
834 | «Мусорный ветер» А. Платонова: спор с Р. Декартом | 1131 | |||||
835 | Статья посвящена исследованию роли и значения личности потерпевшего, возможность признания потерпевшего субъектом уголовно-правовых отношений. | 1131 | |||||
836 | Утверждается, что применение деятельностного подхода, понятого как системно-деятельностного, как система коллективной деятельности – принадлежит Э.Г. Юдину. Приводятся личные воспоминания об Э.Г. Юдине и делается акцент на его умении объединять исследователей, создавать программы для коллективной работы, быть лидером многих начинаний, которые без его идей и энтузиазма не сложились бы в философии Ключевые слова: воспоминания об Э.Г. Юдине, деятельностный подход, системно-деятельностный подход, система коллективной деятельности | 1131 | |||||
837 | В статье рассматриваются особенности дидактической системы технического вуза на современном этапе, возможности повышения эффективности и качества обучения через использование автоматизированных средств управления познавательной деятельностью студентов. Ключевые слова: педагогические условия использования автоматизированных средств управления познавательной деятельностью студентов | 1131 | |||||
838 | В статье на основании многолетних исследований обобщаются данные о роли пресноводных моллюсков в питании рыб в водоемах Сибири. Даются качественные и количественные характеристики питания сиговых, осетровых и некоторых карповых рыб из бассейнов рек Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка и Колыма и из водоемов полуостровов Ямал, Гыданский и Таймырский. Ключевые слова: моллюски, сиговые, осетровые, встречаемость, питание, Обь, Енисей, Таймыр, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Субарктика, Арктика | 1131 | |||||
839 | В статье рассматриваются типы языковой политики в соответствии с принадлежностью избранного коммуникативного средства к автохтонной лингвокультуре: экзоглоссный и эндоглоссный. Предлагаемые типы языковой политики обосновываются как крайние сценарии лингвополитических мер, определяющие эволюционную динамику титульного языка. Ключевые слова: языковая политика, метаглоссия, эволюционная динамика, заимствование, лингвокультура | 1131 | |||||
840 | Автор статьи анализирует концепцию К. В. Харламповича о малороссийском влиянии на великорусскую церковную жизнь и возможности ее применения в современной реконструкции истории православной церковной иерархии в Сибири в XVIII в. Ключевые слова: Харлампович Константин Васильевич, история Русской православной церкви, история Сибири XVIII в., Киево-Могилянская академия, историография | 1131 | |||||
841 | Рассмотрен образовательный потенциал школьных геологических экскурсий. Они раскрывают методологическую базу геологических знаний, повышают уровень обучения предмету «География» и вызывают интерес к родному краю. Ключевые слова: школьные геологические экскурсии, район Лагерного сада, породы фундамента и чехла Западно-Сибирской плиты, кора выветривания, геологическая деятельность реки и поверхностных текучих вод, влияние антропогенного фактора | 1131 | |||||
842 | Приведены результаты по ферментативной активности в торфяных залежах эвтрофного болота в естественных и антропогенных условиях. Установлено, что в антропогенно-преобразованной залежи активнее происходят процессы гидролиза углеводов при участии инвертазы. В естественной торфяной залежи интенсивнее протекают действия гумификации органического вещества при участии оксидоредуктаз – полифенолоксидазы, пероксидазы и каталазы. Ключевые слова: торфяная залежь, ферменты, биохимическая активность, агролесомелиорация | 1131 | |||||
843 | С позиций теории регулятивности, разработанной в коммуникативной стилистике текста, рассмотрены различные способы управления познавательной деятельностью адресата в интервью М. И. Веллера на радио-станции «Эхо Москвы». Ключевые слова: регулятивность, способы регулятивности, медиадискурс, интервью, языковая личность | 1131 | |||||
844 | Статья посвящена описанию роли ассоциативных связей слов в текстообразовании как одного из важных факторов в диалоге автора и адресата художественного текста. Текст рассматривается в коммуникативно-деятельностном аспекте как основная форма коммуникации. Исследование выполнено в русле теории текстовых ассоциаций, разрабатываемой в коммуникативной стилистике текста. В качестве ассоциативных норм рассматриваются типовые ассоциации на ключевое слово-стимул в системе художественного текста. Типовые ассоциации на ключевое слово-стимул, выявленные в ассоциативном эксперименте и отраженные в Русском ассоциативном словаре, соотнесены в работе с уровневой организацией поэтического текста, включающей информативно-смысловой и прагматический уровни и соответствующие им подуровни: предметно-логический, тематический, сюжетно-композиционный в рамках информативно-смыслового уровня и образный, эмоциональный и идейно-эстетический в рамках прагматического уровня. Ассоциативные нормы как факторы текстообразования рассмотрены на материале стихов русских поэтов об осени. Ключевые слова: коммуникативная стилистика текста, теория текстовых ассоциаций, ассоциативные нормы, текстообразование, текстовые ассоциаты, лексическая структура поэтического текста | 1131 | |||||
845 | Востребованность государства в формировании у детей чувства причастности к истории и культуре России сегодня решается системой образования, в том числе дополнительным образованием. Как эффективная форма внешкольной работы, оно является благоприятной сферой сотворчества ребенка и педагога в формировании культуры обучающихся. Рассматривается культура Мезенского края и борьба русского народа за сохранение самобытности росписи севера России. Отмечается роль традиционного письма на предметах культуры как способ постижения художественной культуры севера России, средство передачи национальных традиций следующим поколениям для развития человеческой культуры. Целью комплекса занятий темы «Мезенская роспись» при выполнении композиции по ее мотивам является развитие художественной культуры у обучающихся Детской школы искусств. Представлены задачи занятий, содержание учебного задания, результаты усвоения знаний обучающихся по разделам рассматриваемой темы. Рассматривается деятельностный аспект изучения темы как основа приобщения обучающихся к творчеству, развитию умения создавать композиции по мотивам рассматриваемой северной росписи. Представлены этапы постижения обучающимися темы, решение обучающих, развивающих и воспитывающих задач. Представлены результаты тестирования обучающихся на начало и окончание изучения темы. Отмечается динамика в познании, развитии обучающихся. Обращается внимание на то, что изучение темы способствует развитию художественной культуры учащихся. Выполнение задания данной темы способствует формированию творческих способностей, художественного вкуса обучающихся и является посильным вкладом молодого поколения в сохранение традиций мезенской росписи и ее популяризации. Ключевые слова: развитие художественной культуры, дополнительное образование детей, преемственность поколений, декоративно-прикладное искусство, обучающиеся Детской школы искусств, комплекс практических занятий, композиция мезенской росписи | 1131 | |||||
846 | Категория девиации выражается словами широкой семантики, значения которых могут быть разделены на четыре группы. Конкретизация значений вышеназванных слов происходит посредством анализа их контекстуальных корреляций с языковыми единицами, репрезентирующими концепты, включенные в сферу девиации. Ключевые слова: норма, девиация, лексема, категория, значение | 1130 | |||||
847 | Рассматриваются примеры деятельностного подхода в преподавании курса физики и концепции современного естествознания на основе научных достижений в области производства радиофармпрепаратов для диагностики населения, что позволяет в определенной степени разрешать основные противоречия несоответствия, сознания и ресурсов в педагогической науке. Ключевые слова: проблемно-ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии обучения физике, интернет-ресурсы в обучении физике | 1130 | |||||
848 | Предлагается вариант классификации зоонимических метафор китайского языка, выступающих как средство качественно-оценочной характеристики человека. Предложенная классификация исследуемых единиц, отобранных из лексико-графических источников, проводится на основании выявления общности семантико-тематической отнесенности референтов зоометафор. Рассмотрены также некоторые особенности зооморфных оценок в китайском языке. Ключевые слова: зооморфная метафора, китайский язык, зооморфизм, классификация зооморфизмов, аксиологический аспект | 1130 | |||||
849 | Рассматривается вопрос о методиках выделения ключевых слов в научных текстах юридического дискурса в процессе создания вторичных документов (рефератов) для обеспечения быстрого и эффективного поиска необходимой информации. Представлен обзор современных подходов к извлечению ключевых слов в тексте отечественной и зарубежной литературы. Во второй части работы предложена методика, сочетающая элементы статистических, эвристических, лингвистических методов для выделения ключевых (опорных) слов научного текста. Акцент делается на том, что формальных признаков (частотность, совместная встречаемость) слов недостаточно для того, чтобы быть отнесенными к категории ключевых, позволяющих эффективно передать смысл реферируемого текста. Обосновывается необходимость лингвистического анализа лексических единиц, выделенных на основе формальных признаков, позволяющего раскрыть концептуальную структуру слова и выделить категорематические компоненты его значения, позволяющие составить метаязык для описания смысла реферируемого научного текста и способствовать передаче максимального количества информации минимальным набором ключевых слов. Приводятся результаты анализа вторичных текстов юридического содержания, содержащих набор категорематичеcких элементов ключевых слов текста, позволяющих описать смысл реферируемого текста. Ключевые слова: реферирование, научный дискурс, категорематический компонент значения слова, понимание текста | 1130 | |||||
850 | . | 1129 |