№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
351 | В статье предлагается освещение на конкретном материале отражения в языке явлений, происходивших на разных этапах развития этноса. В основе глобального образа мира лежит дихотомия верх//низ. Этимологический анализ компонентов, составляющих сложные слова сочинительного типа, позволяет восстановить исходное значение этнонима. Результаты анализа показали, что двойственная структура этноса находит выражение в языке на самом глубинном уровне – на уровне семантики. В пределах каждого территориального диалекта имеются ‘верховские’ и ‘низовские’. | 1456 | |||||
352 | Показывается, что в процессе роста влияния глобализации на локальные культуры и распространения западных ценностей растет и уровень их самосознания и стремление к сохранению культурной идентичности. Ключевые слова: глобализация, культурная глобализация, глокализация, глокальная культура | 1456 | |||||
353 | . | 1455 | |||||
354 | Статья является результатом теоретического изучения влияния различных современных субкультурных течений на развитие личности подростка. Рассмотрен негативный аспект влияния субкультуры на личность подростка. Ключевые слова: субкультура, виды субкультур, неформальные молодежные группы, влияние субкультуры на личность подростка | 1455 | |||||
355 | Рассматривается проблема подготовки учителя к работе по новому стандарту образования. Ключевые слова: стандарт образования, качество образования, универсальные учебные действия, подготовка учителя | 1455 | |||||
356 | «Что такое счастье, каждый понимал по-своему…» К 100-летию А.П. Гайдара | 1454 | |||||
357 | В статье рассматриваются аспекты и факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования. Управленческая компетентность руководителей учреждений профессионального образования рассматривается как совокупность личностных качеств руководителя; описаны содержание, формы и методы осуществления повышения квалификации руководителей. Ключевые слова: .управленческая компетентность; личностные качества руководителя; профессиональное мастерство руководителя; метод проектов | 1454 | |||||
358 | Рассматривается категория модальности, в частности один из ее видов – субъективная (или авторская) модальность, тесно связанная с авторской интенцией. Предлагается классификация таких интенций. Ключевые слова: аллюзия, интертекстуальность, субъективная и объективная модальность, интенция, классификация | 1454 | |||||
359 | В последней четверти XIX – начале XX в. наиболее образованная часть духовного сословия Енисейской губернии, не ограничивая свою деятельность только служебными обязанностями, достаточно активно участвовала в научном исследовании Сибири. В статье проанализирована роль православного духовенства в изучении Енисейской губернии, тематика исследований священников и миссионеров и их вклад в изучение местной истории, этнографии и археологии. Ключевые слова: Енисейская губерния, изучение Сибири, православное духовенство в Сибири, научная деятельность православного духовенства, Енисейское церковно-историко-археологическое общество | 1454 | |||||
360 | Обозначены причины возникновения задержки психического развития у младших школьников. Определяются основные противоречия, подтверждающие постановку проблемы формирования логических умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (на примере задержки психического развития) при обучении математике в начальной школе. Проанализированы трудности выстраивания простых умозаключений при выполнении математических заданий младшими школьниками. Приводится краткая характеристика сформированности логических умений у детей с задержкой психического развития, результаты диагностики их сформированности на констатирующем этапе работы, дается их качественный анализ. Выделяются и обосновываются психолого-педагогические условия, способствующие оптимальному формированию логических умений у младших школьников с задержкой психического развития. Приводятся результаты контрольной диагностики сформированности логических умений, позволяющие судить об эффективности выделенных условий и проведенной опытно-экспериментальной работе. Формулируются практические рекомендации по формированию логических умений младших школьников с задержкой психического развития. Ключевые слова: логические умения, младший школьник, ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития, обучение математике, психолого-педагогические условия | 1454 | |||||
361 | . | 1453 | |||||
362 | При решении проблем повышения качества образования современные российские инженерные вузы должны ориентироваться как на минимальные требования к уровню содержания образования и подготовки специалистов, сформулированные в образовательных стандартах Российской Федерации, так и на критерии оценки образовательных программ и требования к компетенциям современного инженера, предъявляемые международными профессиональными организациями. Выпускники технических университетов должны быть компетентными не только в основной естественнонаучной, технической сферах подготовки инженеров, но и в социально-гуманитарной сфере, то есть обладать умениями эффективного профессионального общения и работы в команде, а также владеть, по крайней мере, одним иностранным языком как инструментом профессионального общения. Российские технические университеты в современных условиях вынуждены пересматривать образовательные программы с целью введения курсов, развивающих коммуникативную компетенцию будущих инженеров. Ключевые слова: профессиональная и техническая коммуникация, инженерное образование, коммуникативная компетенция | 1452 | |||||
363 | Описана технология организации процесса творческого саморазвития учителя, основанная на построении индивидуальной траектории саморазвития учителя, определяемой в ходе самоанализа и диагностики педагогической деятельности и уровня развития личностных качеств. Определены этапы организации процесса творческого саморазвития учителя. Ключевые слова: творческое саморазвитие учителя, самоанализ, диагностирование, этапы организации процесса саморазвития | 1452 | |||||
364 | Рассматривается вопрос развития личностно-профессиональных качеств учителя как способа реагирования на инновационную деятельность. На примере профессиональной среды школы № 3 г. Томска предложены механизмы саморазвития педагога через использование программно-проектного подхода в работе с педагогическими кадрами и применение маршрутных карт для молодых педагогов. Предложенные механизмы способствовуют росту профессиональной квалификации педагогов и успешной реализации инновационного проекта. Ключевые слова: инновационная образовательная практика, профессиональная среда, механизмы саморазвития педагога, программно-проектный подход, маршрутная карта саморазвития учителя | 1452 | |||||
365 | Проведен исторический анализ развития сиротства в России. Выделены основные виды сиротства, изучены психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены причины и последствия социального сиротства, формы устройства детей в семью, пути решения проблемы сиротства в России. Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, депривация, замещающая забота | 1452 | |||||
366 | Предлагаются общие критерии коммуникативно-прагматического исследования индивидуального медиадискурса телевизионного журналиста, отражающие как субъективные (личностные) характеристики журналиста (например использование тропов и риторических фигур, интонация, мимика, жесты, внешний вид и др.), так и объективные характеристики телевизионного дискурса и медиадискурса в целом, включая формат программы, графическое, звуковое и цветовое оформление программы, модель взаимодействия с аудиторией и др. Индивидуальный медиадискурс журналиста рассматривается автором с позиций формирования целостного образа журналиста в условиях его профессионального речевого поведения. Отдельно описываются лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические факторы формирования индивидуального медиадискурса. Характеризуется специфика жанра итоговой информационно-аналитической программы на отечественном телевидении. Такая программа является «визитной карточкой» телеканала, а ведущий такой программы – его лицом. В качестве иллюстрации предложено описание индивидуального медиадискурса ведущего телеканала «Россия 1» Дмитрия Киселева (итоговая информационно-аналитическая программа «Вести недели»). Ключевые слова: дискурс, медиадискурс, индивидуальный медиадискурс журналиста, итоговая информационно-аналитическая программа, дискурс-анализ, коммуникативно-прагматический анализ | 1452 | |||||
367 | В статье рассматривается ироническая интерпретация И.А. Гончаровым одного из основных романтических мотивов, свидетельствующая о переосмыслении традиций романтизма | 1451 | |||||
368 | На примере влияния творчества русского писателя М.Арцыбашева на творчество узбекского поэта А.Чулпана в статье доказывается актуальность проблемы литературных влияний для современного сравнительного литературоведения. В статье утверждается, что в романе «Ночь и день», следуя примеру русского писателя, А.Чулпан откровенно использует человеческое тело в качестве объекта эстетического изображения, осмысливает двойственную сущность людей и проблемы человеческого счастья. Ключевые слова: сравнительное литературоведение, влияния, литературные контакты, идея, художественные средства, конфликт, межлитературные отношения | 1451 | |||||
369 | Выявляются способы выражения самоиронии в ранней лирике В. Маяковского и ее специфические функции. | 1451 | |||||
370 | Статья посвящена вопросу происхождения и функционирования числительного «один» в хантыйском языке. Хантыйское числительное «один» (зап. ij / вост. Щj) могло образоваться от финно-угорской основы *ike, *ьke и первоначально означало «единство». Разное звуковое оформление форм числительного «один» в хантыйском языке обусловлено, с одной стороны, диалектными фонетическими различиями, с другой стороны, его функциональными особенностями: употреблением в атрибутивной и неатрибутивной функции. | 1450 | |||||
371 | Анализируется соотношение символических и миметических компонентов в описании города Юрятин в романе«Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Установлен географический прототип романного города [Пермь) и показано,как трансформировались черты реального города в романном образе. Также рассмотрен прагматический аспект отношений места и текста. Показано, как воображаемая реальность романа становится предметом социокультурных и маркетинговых практик, как Юрятин становится частью символической реальностисовременной Перми. Ключевые слова: Пастернак, «Доктор Живаго», семиотика, прагматика литературного текста | 1450 | |||||
372 | . | 1448 | |||||
373 | Институт предварительного слушания в российском уголовном процессе появился сравнительно недавно. При этом, являясь промежуточной стадией между предварительным расследованием и судебным разбирательством, он выполняет функцию своеобразного фильтра, задача которого выявить нарушения, препятствующие рассмотрению дела по существу в судебном заседании. В статье, на основе анализа практики, рассматриваются некоторые проблемные вопросы, возникшие в результате применения института предварительного слушания при рассмотрении судами конкретных уголовных дел | 1448 | |||||
374 | В данной статье концепция учебной автономии рассмотрена в своем историческом развитии в зарубежной педагогике и методике преподавания иностранных языков. Приведены мнения различных ученых о развитии учебной автономии в процессе обучения, перечислены основные проекты в данной области исследования, изложены условия, необходимые для успешного развития учебной автономии, проанализированы факторы, совокупность которых послужила стимулом к росту популярности иностранного языка, а затем и концепции автономного обучения. Ключевые слова: обучение иностранным языкам, непрерывное образование, учебная автономия | 1448 | |||||
375 | Статья является результатом теоретического изучения применения современных информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов. Рассмотрено использование геоинформационных систем в профессиональной подготовке студентов современного университета в контексте компетентностного подхода и интеграционных процессов в образовании. Ключевые слова: геоинформационная система, ГИС-технологии, компетенция, знания, умения. | 1448 | |||||
376 | Анализируется история единоверческого прихода, открытого в Еланской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии в начале XX в. Рассматриваются ранее не известные архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Омской области, раскрывающие особенности внутренней жизни самого молодого в Западной Сибири единоверческого прихода. В рассматриваемый исторический период его территория находилась на стыке Тобольской и Томской губерний и епархий, в условиях этноконфессиональной чересполосицы. Рассматриваются взаимоотношения православных, единоверцев и старообрядцев. Теоретическое значение изучения этой проблемы актуально в условиях возрождения старообрядных приходов в рамках Русской православной церкви. Практическая значимость исследования определяется высоким интересом россиян и жителей других стран к выявлению своих предков, составлению родословных и историй семей. Основное внимание в работе уделено анализу метрических книг данного прихода, сравнению задач существования единоверия и реальной практики на примере конкретного прихода. Представленные факты и выводы являются частью уже проведенной авторами работы по интеграции данных единоверческих, православных и иудейских метрических книг, относящихся к территории Еланской волости. Ключевые слова: единоверие, старообрядчество, староверие, православие, метрические книги, обряды, крещение, венчание, окормление, генеалогия, Сибирь, Тобольская губерния, Омская епархия, противораскольническая миссия | 1448 | |||||
377 | - | 1446 | |||||
378 | В статье обсуждается проблема толерантности применительно к содержанию и условиям педагогической деятельности. Термин «толерантность» рассматривается в двух психологических смыслах: как терпимости к другим и как устойчивость к неблагоприятным внешним и внутренним факторам деятельности (жизнедеятельности). Первая форма толерантности – социальная (социально-психологическая), вторая – психологическая (психофизиологическая). Психологический анализ проявления толерантности в процессе педагогической деятельности свидетельствует, что во всех своих смыслах она является профессионально важным качеством личности учителя, поэтому ее необходимо целенаправленно формировать. Для этого понятия социальной и психологической толерантности должны быть операционализированы и рассмотрены как особые формы профессиональной активности учителя, направленные на самосохранение и повышение эффективности профессиональной деятельности. | 1446 | |||||
379 | В статье рассматривается содержание обучения предпереводческому анализу текста, даётся характеристика предпереводческого анализа текста и его компоненты. На основе анализа данного вида деятельности выделяются и описываются основные структурные единицы содержания обучения предпереводческому анализу текста, в качестве которых выступают лингвистические понятия, умения и модель обучения. | 1446 | |||||
380 | Графика Достоевского, сохранившаяся в его записных тетрадях, исследуется как невербальная форма размышлений писателя в процессе создания романа «Преступление и наказание» и путь преобразования формы повествования – от первого лица к третьему | 1446 | |||||
381 | . | 1445 | |||||
382 | . | 1445 | |||||
383 | Изучали влияние УФ-А излучения низкой интенсивности на морфогенез, накопление фотосинтетических пигментов и синтез аскорбиновой кислоты Arabidopsis thaliana (L.) Heynh. дикого типа Ler и мутанта hy4, имеющего нарушения в синтезе cry1. Световая адаптация растений к облучению их УФ-А светом проявляется на начальном этапе онтогенеза через синтез и накопление аскорбиновой кислоты, изменение динамики уровня фотосинтетических пигментов. Это отражается в ингибировании ростовых реакций, в замедленном развитии репродуктивных органов растений и в удлинении сроков вегетации. У растений Ler эти процессы приводят к снижению реальной семенной продуктивности, у растений hy4, имеющих нарушения в синтезе cry1, изменений не выявлено. Сделано предположение, что основную роль в процессе адаптации к действию УФ-А излучения низкой интенсивности выполняют не только фотосинтетические пигменты, но и фоторегуляторные пигменты. Ключевые слова: arabidopsis thaliana, дикий тип Ler, мутант hy4, УФ-А излучение низкой интенсивнос- ти, морфогенез, продуктивность, фотосинтетические пигменты, аскорбиновая кислота | 1445 | |||||
384 | В статье исследуется проблема дисгармонии в речевом общении с точки зрения теории речевых жанров. Доказывается, что усиление отношений враждебности и агрессивности в обществе находит свое отражение в языке и делает актуальным использование в речевой практике инвективных жанров. Их прагматическая сущность состоит в оскорблении посредством слова как крайней форме проявления вербальной агрессии. Подробно анализируется речевой жанр оскорбления, являющийся доминантным в парадигме инвективных жанров. | 1444 | |||||
385 | В статье анализируется ахматовская демоническая философско-поэтическая концепция любви, одним из важнейших источников которой является философско-эстетический контекст рубежа веков, а также пушкинские и лермонтовские демонические мотивы | 1444 | |||||
386 | В статье анализируются современные модели подготовки учителей для сельских малокомплектных образовательных учреждений, в том числе и авторские, выделяются и характеризуются педагогические условия реализации предложенных моделей подготовки: спецификации содержания психолого-педагогического образования на основе использования теории межпредметных связей и разновозрастных групп; использовании практикоориентированной дидактической технологии. Авторы статьи предлагают описание конкретной экспериментальной деятельности и ее результаты Ключевые слова: сельская малокомплектная школа, педагогические условия профессиональной подготовки учителя | 1444 | |||||
387 | Возросшие за последние годы требования к качеству языковой подготовки специалистов-нелингвистов обусловили соответствующие преобразования и в формах организации учебного процесса, методах, средствах обучения и контроля в вузе. Вследствие чего, в рамках данной статьи целесообразно выявить актуальность дистанционного обучения, в общем, и электронного учебника, в частности, для студентов технического вуза, определить наиболее оптимальные методы, средства обучения и контроля по иностранному языку. Прежде всего, необходимо дать определение дистанционному обучению. Дистанционное обучение - форма организации учебного процесса, когда обучение, например, иностранному языку происходит на расстоянии, посредством компьютерных телекоммуникационных сетей. На протяжении многих лет эта форма обучения рассматривалась как заочная. В отличие от различных форм заочного обучения, дистанционное обучение обеспечивает много возможностей. | 1443 | |||||
388 | В статье показываются перспективы применения нелинейно-динамического подхода к пониманию сознания и его когнитивных функций, что отвечает ориентирам современной неклассической эпистемологии. При этом в эпистемологический анализ вовлекается целый ряд представлений нелинейной динамики: быстрый гиперболический, лавинообразный рост, множество альтернативных путей развития, смена темпа развития, циклы активности, пороговость возбуждения, повышенная чувствительность в состоянии неустойчивости или способность к разрастанию малых возмущений в макроструктуры, каскады бифуркаций, фазовые переходы, балансирование на краю хаоса. Рассматриваются такие свойства сознания, как эмерджентность, холистичность, телесность, ситуационность, инактивированность. Для понимания механизмов познания и творчества релевантной оказывается модель автопоэзиса, т.е. самопроизводства и структурного сопряжения познающего разума и среды его активности Ключевые слова: нелинейно-динамический подход, неклассическая эпистемология, нелинейная динамика, когнитивные функции сознания, свойства сознания, механизмы познания и творчества, модель автопоэзиса. | 1443 | |||||
389 | В данной статье рассматривается проблема изучения закономерностей формирования саморегуляции, управления учащимися собственным поведением, влияние саморегуляции на развитие потенциальных возможностей ребенка, в том числе и интеллекта. Раскрывается более подробно процесс метакогнитивной саморегуляции, который обеспечивается внутренними психологическими механизмами, такими как управление и контроль осуществляемой деятельности. Формирование метакогнитивной саморегуляции способствует развитию интеллекта учащихся и стимулирует развитие самостоятельности, произвольной регуляции, самоконтроля и самооценки, способности корректировать интеллектуальную деятельность актуализации и обогащения личного опыта учащихся средствами специально сконструированных упражнений. Выделяются типы учебных упражнений, способствующих привлечению предметного опыта учащихся, активизирующих их эмоциональнооценочный опыт, развивающих интуицию и самоконтроль. Приводятся примеры таких учебных текстов по одной из важнейших тем школьного курса математики, как «Функция». Ключевые слова: познавательная деятельность, самообразование, самообучение, самопознание, саморегуляция, метакогнитивный опыт | 1443 | |||||
390 | . | 1442 | |||||
391 | В статье рассматриваются социально-психологические характеристики личности, взаимосвязанные с тревожностью на примере студентов, обучающихся на четвертом курсе вуза. Ключевые слова: ситуативная тревожность, личностная тревожность, социально-психологические характеристики личности | 1442 | |||||
392 | В статье рассматривается значение и роль самостоятельной работы для системы высшего образования, основные подходы к отбору и содержанию учебных материалов в соответствии с целями профессионально ориентированного обучения иностранному языку, а также определяются педагогические условия, при которых организация самостоятельной работы студентов будет наиболее эффективной, что позволит повысить уровень профессиональной компетенции будущих специалистов. Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, самостоятельная работа студентов, педагогические условия, проектная методика, информационно-образовательная платформа | 1442 | |||||
393 | Социальная ответственность бизнеса в России | 1441 | |||||
394 | Рассматривается история конкретного шаманского бубна, эвенкийского по происхождению, но ставшего традиционным культовым предметом другого народа – хантов. Интересна и история его изучения несколькими поколениями ученых. | 1441 | |||||
395 | В статье обосновывается сущность личностно-профессионального развития педагога через анализ понимания профессионализма, развития, активности, жизнедеятельности как основы диалектического понимания деятельности педагога. Автором предлагается взгляд на целостный процесс развития личности, имеющий смысловые факторы отношения к жизни педагога и сохранения его потенциала. Ключевые слова: деятельность, активность педагога, профессионализм, уровни профессионализма, развитие, личностно-профессиональное развитие | 1441 | |||||
396 | Рассматриваются проблемы и тенденции современного высшего профессионального образования, в частности при подготовке учителей. Выявлены предложения для современной модели педагогического образования на примере создания комплекса непрерывного физико-математического образования. Ключевые слова: модель педагогического образования, непрерывное образование, неформальное образование, информальное образование, комплекс физико-математического образования | 1441 | |||||
397 | Раскрывается специфика срочной службы в современной российской армии, условия пребывания и особенности взаимодействия военнослужащих срочной службы. Рассматриваются различные подходы к понятию «стресс», опыт его изучения зарубежными и отечественными исследователями, в том числе в военной психологии. Ключевые слова: военнослужащие срочной службы, стресс, военная психология, современная российская армия, стрессогенность | 1441 | |||||
398 | Рассматривается проблема воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. В психолого-педагогической литературе понятие «гуманные отношения» рассматривается с разных позиций: как форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; как совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и самим собой. Гуманные отношения проявляются во взглядах, убеждениях, вкусах, эмоциональных переживаниях, побуждениях и стремлениях к действию и в самих действиях. К гуманным отношениям относятся следующие проявления: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость справедливость. Раскрыты содержание гуманных отношений, специфика их развития в дошкольном возрасте в условиях инклюзивного образования. Инклюзивное образование является одной из самых гуманных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающимися детьми. В дошкольной образовательной организации дети учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать равноправные взаимоотношения. Одним из наиболее органичных средств развития гуманных отношений у дошкольников является игровая деятельность. Использование специально подобранных приемов и методов в ходе игры способствует эффективному развитию гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста. При формировании у детей представлений о гуманных отношениях к детям с ОВЗ важно использовать различные проблемные ситуации, художественную литературу (сказки, легенды, рассказы, стихотворения), специальные беседы, педагогические ситуации, игровую деятельность, так как они позволяют ребенку проявить его субъективность, стимулируют проявление гуманности. Считается, что развитие гуманных чувств у детей дошкольного возраста обеспечивает равноправное взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ключевые слова: гуманные отношения, гуманистическая направленность поведения, дети дошкольного возраста, нравственное поведение, инклюзивное образование, игровая деятельность | 1441 | |||||
399 | Разработка и применение инновационных средств обучения предполагает подготовку специалистов в области педагогического дизайна. В данной статье рассматриваются роль и функции педагогического дизайнера. Задачи специалиста в области педагогического дизайна схожи с методическими задачами, поэтому элементы педагогического дизайна следует включать в содержание методической подготовки студентов педагогических университетов. Ключевые слова: проектировщик, электронное обучение, обучение с использованием информационных технологий, информационные ресурсы, педагогический дизайн, педагогический дизайнер, элементы учебного курса, средства обучения, методист | 1440 | |||||
400 | Исследован групповой состав органического вещества 6 видов репрезентативных торфов таежной зоны Западной Сибири. Групповой состав определялся по методу Инсторфа. Установлено, что западносибирские торфа отличаются от европейских торфов по содержанию водорастворимых и легкогидролизуемых веществ и гуминовых кислот. Ключевые слова: торф, групповой состав, органическое вещество, торфяные месторождения, вид торфа, битумы, гуминовые кислоты, водорастворимые и легкогидролизуемые вещества | 1440 |