Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 20.07.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Страница 10 из 137

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
451

Дикун Татьяна Анатольевна ПСИХОЛОГИЗМ МЕТЕМПСИХОЗА: АНТИНОМИЯ «ДУША – ТЕЛО» (НА ПРИМЕРЕ АВАНТЮРНОГО РОМАНА А. И. СЛАПОВСКОГО «Я – НЕ Я») // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 9 (124). С. 150-155

Автор рассматривает, как раскрывается фундаментальное противоречие «тело – душа», «плоть – дух», «материя – сознание» в условиях метемпсихоза в авантюрном романе А. И. Слаповского «Я – не Я». Обзор итогового для рубежа ХХ–ХХI вв. «научного» рассмотрения проблемы «душа – тело» соотносится с художественными концепциями, постмодернистскими и сюрреалистическими по форме, но социальными по содержанию. Художественно-философский замысел Слаповского раскрывается на фоне аналогичных художественных решений.

Ключевые слова: современная проза, А. И. Слаповский, «Я – не Я», психологизм, метемпсихоз, авантюрный роман, антиномия «душа – тело», актуальное искусство

1593
452

Шерова-Игнатьева Яна. Яковлевна ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ВИЧ-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПАЦИЕНТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 167-169

Рассматриваются психосоматические симптомы, характерные для ВИЧ-инфицированных мужчин, дается их интерпретация с психологической точки зрения и делается вывод о том, что продолжительность заболевания не связана с выраженностью симптомов, а пациенты с более ранним возрастом заражения страдают от симптомов, связанных с переживанием чувства страха, вины, напряжения.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, психологическая помощь, психосоматика

1593
453

Фишер Валентина Яковлевна, Кухар Марина Алексеевна ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 147-153

Статья посвящена проблеме литературного развития детей дошкольного возраста. Раскрывается необходимость приобщения детей к чтению. Проанализирован краткий исторический аспект вопроса. Даются понятия, связанные с процессом чтения. Подробнее анализируются особенности читательского развития и литературного развития с учетом позиций разных авторов. Описывается диагностическая методика по изучению уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты констатирующего эксперимента. На основе проведенного исследования предлагается модель литературного развития детей и результаты ее внедрения.

Ключевые слова: литературное развитие, читательское развитие, читательский интерес, восприятие художественной литературы, чтение, проектная деятельность, интеграция

1593
454

Шпаченко Ирина Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ «МУЗЕЙ – ДЕТСКИЙ САД» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 92-97

В статье определено содержание понятия «общекультурная компетентность», предложены педагогические условия ее формирования у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. В разработанной автором экспериментальной программе реализованы педагогические возможности развития общекультурной компетентности детей дошкольного возраста через использование культурно-образовательного потенциала музеев, активных методов обучения в музейно-экскурсионной среде. Предложена экспериментальная программа формирования общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «музей – детский сад», предполагающая обращение к культурным ценностям, использование музейных предметов в процессе обучения и развития дошкольников.

Ключевые слова: общекультурная компетентность, компетентностный подход, музейная среда, музейная педагогика, музейно-педагогический процесс

1592
455

Абашев В. В. ПАСТЕРНАКОВСКИЙ ГОРОД ЮРЯТИН: ГЕОГРАФИЯ, СЕМИОТИКА И ПРАГМАТИКАРОМАННОГО ОБРАЗА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 8 (98). С. 115-121

Анализируется соотношение символических и миметических компонентов в описании города Юрятин в романе«Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Установлен географический прототип романного города [Пермь) и показано,как трансформировались черты реального города в романном образе. Также рассмотрен прагматический аспект отношений места и текста. Показано, как воображаемая реальность романа становится предметом социокультурных и маркетинговых практик, как Юрятин становится частью символической реальностисовременной Перми.

Ключевые слова: Пастернак, «Доктор Живаго», семиотика, прагматика литературного текста

1592
456

Спешилова Елизавета Ивановна ЛОГИКО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФЕРЕНЦИИ ПУСТЫХ ТЕРМИНОВ: ВЕРСИЯ Б. РАССЕЛА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 268-272

Проведено исследование проблем, связанных с наличием в языке пустых терминов. Рассматривается один из первых примеров осмысления речи о не-сущем, концептуализируются логико-онтологические проблемы референции пустых терминов в рамках аналитической философии. Предлагается критически рассмотреть способ интерпретации пустых сингулярных терминов, представленный в работах Б. Рассела, и оценить решение проблемы пустых сингулярных терминов в рамках предложенной им дескриптивной теории референции.

Ключевые слова: аналитическая философия, референция, пустые термины, существование, теория дескриптивизма, Бертран Рассел

1592
457

Изместьева Ксения Васильевна ТРАНСФОРМАЦИЯ СКАЗОЧНЫХ МОТИВОВ В ПЬЕСЕ Л. ФИЛАТОВА «ПРО ФЕДОТА-СТРЕЛЬЦА, УДАЛОГО МОЛОДЦА» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 204-210

Выявляется характер и направление авторских трансформаций известного сказочного сюжета – пяти вариантов фольклорной сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» в пьесе Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Анализируются в сравнении системы персонажей фольклорных текстов и авторского варианта, компоненты событийного и мотивного уровней, рассматривается соотношение сил в сюжетной динамике фольклорной и в действии авторской сказки, определяются функции введенных Л. Филатовым персонажей, а также эффект отсутствия в пьесе некоторых лиц вариантов народной сказки.

Ключевые слова: Л. Филатов, русская фольклорная сказка и ее варианты, драматическая авторская сказка, действие пьесы «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

1592
458

Женевская Евгения Викторовна ИНКОРПОРИРОВАНИЕ АНГЛИЦИЗМОВ В РУССКОЕ ОБЫДЕННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 4 (193). С. 111-114

Представлен сопоставительный анализ степени проникновения англоязычных заимствований в русское обыденное языковое пространство. Проведенный в двух группах (студентов и преподавателей) психолингвистический эксперимент с применением метода субъективных дефиниций и свободного ассоциирования показал различия в понимании англицизмов тематических групп «Музыка», «Информационные технологии», «Софт и компьютерные игры». В ходе выполнения заданий испытуемые подбирали синонимы и давали дефиниции приведенным в анкете англицизмам. Анализ показал, что первая группа анкетируемых имеет понимание представленных тематических групп на 70 %, вторая группа показала более низкие результаты – 56 %. Полученные данные продемонстрировали, что опрашиваемые первой группы наименее плотно взаимодействуют с такими сферами, как современная музыка, софт и компьютерные игры. Отсутствие потребности употреблять в речи исследуемые в работе слова поясняет низкий процент вхождения изученных в работе англицизмов в обыденное языковое пространство данной группы испытуемых.

Ключевые слова: англицизм, английское заимствование, инкорпорирование, русское обыденное языковое пространство, межкультурное взаимодействие

1592
459

Борисова Татьяна Сергеевна АКТИВНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 34-39

В статье определена педагогическая сущность социальной ответственности учащейся молодежи и обоснованы особенности формирования социальной ответственности учащейся молодежи как наиболее перспективной социально-демографической группы в системе деятельности государственных и общественных институтов.

Ключевые слова: активность, инициативность, социальная ответственность

1591
460

Ли Цзинцзин СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОТБОРА УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ (УРОВЕНЬ В2) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 7 (184). С. 128-133

Cтатья посвящена одной из основных проблем методики формирования межкультурной компетенции в обучении русскому языку иностранных студентов-филологов – разработке принципов отбора учебных текстов. С помощью анализа факторов, влияющих на функционирование любой педагогической системы, были разработаны и систематизированы восемь частных принципов отбора учебных текстов для формирования межкультурной компетенции. На основе общего фактора «учет целей обучения» выдвинуты принципы: коммуникативной ценности текста, межкультурной ценности текстов, воспитательной ценности текста, познавательной ценности текста и развивающей ценности текста. Опираясь на фактор «учет условий обучения», разработан принцип соответствия текста профилю вузовской подготовки иностранных студентов. На основе фактора «учет особенностей обучающихся» выдвинут принцип соответствия текста уровню языковой подготовки студентов и принцип учета родной культуры иностранных студентов. Описаны 12 показателей, позволяющих реализовать указанные принципы в процессе отбора учебных текстов. Разработанные принципы и показатели отбора были использованы в процессе работы с текстами для детского чтения. Была установлена возможность использования этих текстов в качестве учебного материала для формирования межкультурной компетенции иностранных студентов-филологов. Система принципов и показателей представлена в виде таблицы.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурная компетенция, принципы отбора текстов, тексты для детского чтения, народная педагогика

1591
461

Стрижов Евгений Юрьевич МОРАЛЬНЫЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОЙ НАДЁЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1 (79). С. 84-88

В статье изучена роль моральных и универсальных ценностей при развитии нравственной надёжности сотрудников. Дано понимание автором нравственной надёжности. Показано, что нравственные и универсальные ценности личности направляют и корректируют процесс целеполагания, задают вектор нравственного развития личности. Они являются условием и средством конструирования личностью собственной нравственной Я-концепции. Доказано, что между универсальными и нравственными ценностями русской культуры существуют противоречия как в субъективном понимании смыслов этических категорий, так и в способах объяснения и вербализации этих смыслов

Ключевые слова: нравственная надёжность, склонность к мошенничеству, моральные ценности, ценности самосохранения и самовозвышения, моральный конфликт

1590
462

Кочеткова Татьяна Николаевна СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С РАЗНЫМ САМООТНОШЕНИЕМ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 118-123

Автор статьи анализирует выбор смысложизненных ориентаций лиц с различным самоотношением. В ней выявляются подходы к дефиниции самоотношения, определяются характеристики видов самоотношения, рассматривается жизненная позиция личности при позитивной, негативной и конфликтной модальности самоотношения.

Ключевые слова: самоотношение, личностный смысл, жизненные ориентации

1590
463

Поздеева Светлана Ивановна ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СВЕТЕ НОВОГО ФГОС НОО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 191-193

Рассматриваются образовательные задачи предмета «физическая культура» в современной начальной школе, его место в общем развитии ребенка. Выделены содержательные линии и типы уроков, охарактеризован деятельностный подход к уроку и занятию по физической культуре.

Ключевые слова: портрет выпускника, образовательные задачи, разделы и содержание предмета, урок физической культуры

1590
464

Ахметова Людмила Владимировна Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сферы личности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 34-39

Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления.

1589
465

Панова Нина Васильевна СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 4 (94). С. 5-11

В статье обосновывается сущность личностно-профессионального развития педагога через анализ понимания профессионализма, развития, активности, жизнедеятельности как основы диалектического понимания деятельности педагога. Автором предлагается взгляд на целостный процесс развития личности, имеющий смысловые факторы отношения к жизни педагога и сохранения его потенциала.

Ключевые слова: деятельность, активность педагога, профессионализм, уровни профессионализма, развитие, личностно-профессиональное развитие

1589
466

Поселенова Евгения Юрьевна ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ОБРАЗЕЦ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 142-146

Представлено системно-концептуальное рассмотрение взаимодействия художественного и религиозного сознаний в рамках синтетического жанра литературы Нового времени – путешествия паломнического типа. Осмысление путевого цикла А. Н. Муравьева в аспекте актуальных вопросов теоретической и исторической поэтики позволяет ввести в исследовательский контекст стратегию анализа и литературоведческой интерпретации произведений с религиозным модусом художественности, ориентированную на рассмотрение специфики проявленного в них типа мировидения.

Ключевые слова: русская литература, художественное пространство, художественное сознание, паломничество, литература путешествий

1589
467

Титова Татьяна Александровна, Пураева А. В. Нравственное содержание образования как насущная задача и проблема системы образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 12 (63). С. 53-58

Статья посвящена актуализации задач нравственного развития в образовательном процессе;: анализируется кризисное состояние культуры, роль общечеловеческих нравственных ценностей, понятие духовности, как базовой категории нравственного развития, проблема этического релятивизма и др.

1588
468

Кинева Татьяна Александровна Обновление содержания школьного образования в Великобритании в контексте профилизации. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 85-87

Данная работа дает представление о направлениях модернизации содержания общего образования в Великобритании, развивающейся в тесной связи с профилизацией школьного образования. В статье рассматриваются изменения и дополнения, внесенные в Национальный учебный план Объединенного Королевства.

Ключевые слова: содержание образования, профилизация, модернизация, Национальный учебный план, производственное обучение, профессиональная подготовка, Великобритания

1588
469

Игна Ольга Николаевна ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 1 (91). С. 135-140

В статье описаны признаки нарастания тенденции технологизации в системе языкового профессионально педагогического образования. Рассматриваются возможности реализации данной тенденции с точки зрения специальных научных исследований, образовательных стандартов и профессиональной готовности.

Ключевые слова: технологизация как современная тенденция, языковое профессионально-педагогическое образование, образовательные технологии, информационные технологии, учителя иностранных языков

1588
470

Шилова М. И., Белых И. Л. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 4 (94). С. 39-45

Данная статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособности у выпускников вуза. Предложены определение и модель конкурентоспособности специалиста, а также модель конкурентоспособности выпускника вуза. Зависимость уровня конкурентоспособности от качества высшего образования, успешного управления формирования конкурентоспособности выпускников вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее образование, выпускники

1588
471

Королькова Яна. Владимировна О СООТНОШЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ И ФЭНТЕЗИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 8 (98). С. 142-144

Исследуется проблема соотношения литературной сказки и фэнтези на разных уровнях поэтики. Среди общихчерт выделены природа чудесного и принципы создания образов героев. В качестве отличительных признаков фэнтези рассматриваются вторичность произведений фэнтези по отношению к фольклорным текстам и тенденция к формированию индивидуально-авторских мифов.

Ключевые слова: литературная сказка, фэнтези, чудо, чудесное, герой, индивидуально-авторский миф, игровая природа текста

1588
472

Перемитина Наталия Александровна РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 12 (127). С. 18-24

Рассматривается опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Томской области, отмечаются положительные моменты, выявляются существующие проблемы и делаются некоторые предложения по возможному совершенствованию инфраструктуры и мер, предпринимаемых региональными органами власти по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в регионе.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, инфраструктура, направления и инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Томской области

1588
473

Блинникова Екатерина Борисовна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СУДЕБНО-СИТУАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 12 (127). С. 145-150

В криминалистической литературе до настоящего времени нет единого мнения о месте ситуационной судебной экспертизы в сложившейся классификации, ее праве на самостоятельное существование. Целью данной научной статьи является изложение существующих точек зрения о сущности ситуационной (ситуалогической) судебной экспертизы, авторской позиции о ее объекте, предмете и задачах.

Ключевые слова: судебная экспертиза, научные дискуссии, объект, предмет и задачи ситуационной судебной экспертизы

1588
474

Белянина И. Н., Богомаз Ирина Владимировна ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 2 (143). С. 114-116

Проблема преодоления студентами вуза познавательных барьеров в обучении является одной из актуальных в высшей школе. В статье рассматривается комплекс познавательных барьеров студентов вуза, включающий три их вида (мотивационные, дидактические, деятельностные) и педагогические условия, обеспечивающие результативность процесса преодоления студентами вуза познавательных барьеров в обучении. Педагогические условия рассмотрены в аспекте педагогического обеспечения исследуемого процесса.

Ключевые слова: познавательные барьеры, преодоление познавательных барьеров, педагогические условия, индивидуальные образовательные траектории, дистанционные технологии обучения

1588
475

Адам Евгения Альбертовна Интерпретация драмы А.П. Чехова «Три сестры» в переводе Т. Браша // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 8 (71). С. 40-45

Объектом исследования является один из современных немецкоязычных переводов драмы А.П. Чехова «Три сестры», сделанный Томасом Брашем. Рассматривается интерпретация мотивов драмы, при которой переводчик, игнорируя новаторские принципы драматургии русского писателя, возвращает пьесу к традиционной схеме, основанной на отношениях персонажей, и делает акцент на её комедийно-абсурдном переосмыслении

1587
476

Дырин Владимир Алексеевич, Полещиков В. Н. Микрофлора и ботанический состав низинных торфов томского района // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 9 (25). С. 50-51

.

1586
477

Востриков Андрей Андреевич, Фетисова Нэля Вениаминовна Проблема становления математического мышления у младших школьников в технологии продуктивного обучения в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 33-39

Проблема становления математического мышления у младших школьников в технологии продуктивного обучения в начальной школе

1586
478

Лопанова Елена Валентиновна Деятельностный подход в профессионализации мышления будущего педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 2 (76). С. 19-23

На основании анализа современного состояния профессионального образования и исследования уровня профессионализации мышления будущих педагогов предложен новый подход к организации обучения студентов, сочетающий в себе разные стратегии обучения: когнитивно ориентированную, деятельностно ориентированную, личностно ориентированную, в соответствии с этапами профессионализации специалиста.

Ключевые слова: Профессионально-педагогическое мышление, профессионализация мышления, структура профессионального мышления педагога, стереотипы мышления, деятельностный подход в профессионализации мышления.

1586
479

Ерёмин В. В., Киселева Е. С. Применение соционики в маркетинге для создания успешных брендов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 9 (72). С. 16-20

Данная статья посвящена проблеме создания успешных брендов в условиях сильной конкуренции между ними. Теория архетипов позволяет приоткрыть тайну глубинной мотивации потребителей и использовать эти знания в создании и развитии успешных брендов. Соответствие индивидуальности бренда определенному архетипу признано ключевой составляющей успешности компаний на рынке. Соционика открывает перспективные возможности для маркетинга при сегментировании потребителей и разработки бренда. Теория соционика дает полную характеристику 16 типам личности, которые олицетворяют всех потребителей. Маркетолог должен знать типы каждого сегмента, разрабатывать и создавать марки товаров и их образ, рекламную кампанию, эффективные методы стимулирования отдельно для каждой квадры. При грамотном использовании теоретических разработок соционики специалисты в области маркетинга способны наиболее полно и эффективно удовлетворить потребности потребителя

1585
480

Долгих Александра Николаевна НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 67-71

Показаны нетрадиционные формы обучения русскому языку иностранных студентов, поддерживающие интерес и повышающие мотивацию учения. Рассмотрено использование экскурсий по культурным центрам Тулы и Тульской области, что способствует более близкому контакту иностранных студентов с русской действительностью.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, социокультурный фон, национально-региональный компонент

1585
481

Орлова Надежда Хаджимерзановна РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИТАЛЬЯНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 5 (158). С. 164-170

Рассматривается опыт обращения к русской классической литературе в итальянском кино. Анализ проводится в нескольких направлениях. Хронологический вектор предполагает интерес к русской литературе в исторической перспективе начиная с 40-х гг. ХХ в. В эти годы итальянское кино рождается как культурный феномен. Работа итальянских режиссеров проходила в условиях суровых запретов цензуры. В истории итальянского кино наиболее известны экранизации Достоевского, Пушкина, Толстого, Чехова, Гоголя, Булгакова. Систематизированы основные традиции экранизации русской литературной классики. Вопрос об «успехе» или «провале» такого рода экранизаций остается открытым для исследований.

Ключевые слова: итальянский кинематограф, русская литература, неореализм, цензура, стратегии творчества

1585
482

Порваткина Марина Владимировна ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 112-116

Становление кластеров в современной экономике обеспечивает благоприятный климат для создания среды производства и внедрения высоких технологий. В работе рассмотрен зарубежный опыт формирования и развития региональных кластеров в таких странах, как Италия, Франция, Великобритания, США, Япония.

Ключевые слова: региональная конкурентоспособность, региональный кластер, кооперация

1583
483

Попов Александр Анатольевич, Глухов Павел Павлович, Ешматов Ярослав Алимжанович ДОСТУПНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОЦЕНКА БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЕЙ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 6 (212). С. 67-83

Введение. Дополнительное образование в России предполагает обеспечение открытости и высокого уровня доступности, что находит свое отражение в национальном проекте «Образование». Однако выстраивание стратегий и программ по обеспечению высокого уровня доступности дополнительного образования невозможно без изучения мнения благополучателей образовательных услуг, проживающих в разных регионах. Цель – выявление различий в оценке доступности дополнительного образования благополучателями в зависимости от их региона проживания. При этом государственная система дополнительного образования ориентируется на две ключевые целевые аудитории: родители и дети. Так как за родителями остается итоговое решение о том, на какую образовательную программу пойдет ребенок, важной задачей является установление корреляций между предпочтениями в дополнительном образовании родителей и детей. Материал и методы. Исследование проводилось при помощи онлайн-анкетирования. Анализ ответов респондентов проводился по пяти критериям, которые связаны с оценкой доступности, определением мотивации к получению дополнительного образования, определением содержательно-тематических и организационных предпочтений детей и родителей, а также региональным ранжированием (ранкингом) по показателям доступности. Результаты и обсуждение. Было получено 371 068 завершенных анкет из 85 субъектов РФ, заполненных родителями, и 59 018 анкет, заполненных детьми в возрасте от 11 до 17 лет. Статистическая погрешность данных этого исследования не превышает 0,3 %. Полученные ответы демонстрируют, что удовлетворенность разными параметрами доступности дополнительного образования различается в зависимости от региона проживания респондентов. Также фиксируются различия в предпочтениях родителей и детей относительно содержания, форматов и длительности программ дополнительного образования. Выделяются регионы, которые могут послужить источником позитивного опыта в вопросах построения доступной системы дополнительного образования детей. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учитывать региональный контекст и зависящую от него оценку благополучателя при выстраивании программ обеспечения доступности дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, доступность образовательных услуг, образовательная политика, интересы и предпочтения родителей и детей

1583
484

Юматов Константин Владимирович К ПРОБЛЕМЕ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ ПО ИСТОРИИ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 100-105

Статья посвящена выработке комплекса методов источниковедческого анализа периодической печати как исторического источника в условиях этнополитического конфликта. В качестве полигона исследования берется армяно-азербайджанский конфликт по поводу Нагорного Карабаха периода перестройки. Выявлены уровни и методы исторического исследования, позволяющие привлечь периодическую печать в качестве одного из основных комплексов источников по нагорно-карабахскому конфликту.

Ключевые слова: периодическая печать как исторический источник, методы исторического исследования, армяно-азербайджанский конфликт в период перестройки

1582
485

Немолот Е. В., Зубова Светлана И. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 37-43

Рассматривается возможность изучения самооценки профессионально важных качеств специалистов посредством модифицированной методики изучения самооценки личности С. А. Будасси, Б. А. Сосновского. Анализируются результаты исследования. Показано влияние определенных профессионально важных качеств психологов на уровень их профессиональной самооценки. Прослеживается динамика приоритетов профессионально важных качеств педагогов-психологов в зависимости от стажа работы.

Ключевые слова: самооценка, профессионально важные качества психолога, самооценка профессионально важных качеств психолога образования

1582
486

Крылова Елена Александровна ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 1 (207). С. 86-93

Введение. Рассматривается технология смешанного обучения, объединяющая в себе преимущества традиционного аудиторного и электронного обучения, обеспечивающая развитие студента как субъекта самообразовательной деятельности и формирующая его готовность к саморазвитию в будущем. Целью исследования является рассмотрение и анализ особенностей, ключевых характеристик технологии смешанного обучения, исследование моделей ее внедрения в учебный процесс, а также описание опыта применения данной технологии в ходе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Материал и методы. Использовались методы теоретического анализа: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы и интернет-ресурсов по проблеме исследования, изучение зарубежного опыта использования смешанного обучения в образовательном процессе, а также рефлексия педагогической деятельности автора данной статьи. Результаты и обсуждение. Описаны модели и подходы внедрения смешанного обучения в учебный процесс. Выделены ключевые характеристики смешанного обучения: индивидуализация образовательного процесса, продуктивная самостоятельная работа, рациональное использование аудиторного времени, активное использование современных информационно-коммуникационных технологий и т. д. Дана характеристика взаимодействия субъектов (преподаватель, студенты, электронные образовательные ресурсы) и реализуемых ими ролей в модели смешанного обучения. Рассмотрены электронные ресурсы для внедрения смешанного обучения в образовательную практику (системы управления обучением, массовые открытые онлайн-курсы, облачные сервисы Google for Education). Описан опыт применения технологии смешанного обучения в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык». Учебный процесс строился в соответствии с технологией Flipped Classroom, которая реализуется в виде трехступенчатой образовательной модели – самостоятельная доаудиторная работа (просмотр видеолекций с целью ознакомления с теоретическим материалом до занятия, выполнение заданий для проверки понимания просмотренного материала), аудиторная работа (активные/творческие виды учебной деятельности) и постаудиторная работа (самостоятельное обобщение изученного учебного материала). Заключение. Сделан вывод о том, что результатом использования модели смешанного обучения является повышение качества знаний студентов и развитие их способности учиться самостоятельно.

Ключевые слова: смешанное обучение, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа, Google for Education, перевернутый класс

1582
487

Соколова Ирина Юрьевна Психолого-педагогические условия активизации и эффективности познавательной деятельности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 152-155

Психолого-педагогические условия активизации и эффективности познавательной деятельности учащихся

1581
488

Саблина Мария Александровна РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В 5–7-х КЛАССАХ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 173-178

Статья посвящена проблеме развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций. Новизна заключается в обосновании использования предметов гуманитарного цикла в качестве целенаправленного средства развития познавательной самостоятельности посредством особых проблемных ситуаций у учеников 5–7-х классов общеобразовательной школы. В статье указаны проблемные ситуации, особо эффективные при развитии познавательной самостоятельности учеников 5–7-х классов.

Ключевые слова: подростковый возраст, познавательная самостоятельность, предметы гуманитарного цикла, проблемные ситуации, развитие познавательной самостоятельности, средний школьный возраст, учащиеся 5–7-х классов.

1581
489

Тальцев Александр Николаевич ТРУДОВАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЖИТЕЛЕЙ СТАВРОПОЛЬЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 5 (194). С. 157-165

Повседневная жизнь военного времени, или военная повседневность, – одно из новых исследовательских полей современной исторической науки. Изучение событий войны «из окопа», с позиций комбатанта, или же глазами жителя тыла, оказавшегося в суровых условиях выживания, помогает реконструировать повседневные трудовые и досуговые практики, поведенческие мотивы людей, полнее и глубже исследовать отражение войны в жизни населения как всей страны, так и отдельного региона. Изучение опубликованных и неопубликованных архивных документов, в том числе воспоминаний, писем жителей Ставрополья времен Великой Отечественной войны, позволяет представить объемы и масштабы такого явления, как трудовая мобилизация. Население края, как и всей страны, с первых дней войны было привлечено к выполнению трудовой повинности – строительству оборонных объектов, укреплений, проведению сельхозработ. Тяжелый физический труд, по воспоминаниям участников, был непосилен для многих женщин, детей, подростков. Мобилизованным не создавалось условий для жизни, питания, господствовала антисанитария. Призванным в школы фабрично-заводского обучения школьникам не хватало одежды и обуви, скудное питание сочеталось с тяжелым трудом вместо обучения. Многочисленные «письма во власть» военного времени, в том числе с линии фронта, наполнены болью и отчаянием о тяжелом положении своих семей, мобилизованных на работы и находящихся на пределе выживания. В целом трудовая мобилизация, аккумулировав для нужд обороны бесплатный труд огромного количества людей, коренным образом поменяла повседневную жизнь населения. Тяжелейший, в суровых условиях ударный труд стал нормой жизни, позволив в конечном итоге выиграть войну.

Ключевые слова: трудовая мобилизация, Великая Отечественная война, жители тыла, повседневная жизнь, ставропольцы

1581
490

Кафанова Ольга Бодовна ЖОРЖ САНД КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 6 (22). С. 18-22

.

1580
491

Петросян Елена Юрьевна, Савченков Юрий Иванович ТИПЫ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ НЕКОТОРЫХ ЧЕРТ ТЕМПЕРАМЕНТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 65-70

С помощью вопросника DOTS А.Томаса у большого числа респондентов (более 3000) разного возраста (от 16 до 75 лет) была исследована степень проявления 13 черт темперамента (общая активность, приближение, настроение, чувствительность, интенсивность, отвлекаемость, ритм сна, ритм еды, ритм привычек, настойчивость и гибкость поведения). Описаны четыре типа возрастной динамики черт темперамента: 1) прогрессирующее увеличение степени проявления той или иной черты; 2) прогрессирующее снижение соответствующей величины; 3) увеличение показателя в зрелом возрасте и снижение в старости; и 4) изменение показателя только у пожилых людей. Высказывается мнение, что эти особенности определяются, закономерными морфофункциональными изменениями в мозге и в организме в целом, связанными с процессами общего старения организма.

Ключевые слова: черты темперамента, возрастная динамика, типы изменений

1580
492

Климова Маргарита Николаевна К ИЗУЧЕНИЮ ЖИТИЙНОЙ ТРАДИЦИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX вв. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 156-161

В статье рассматриваются некоторые аспекты изучения агиографической традиции в произведениях отечественной словесности классического периода. Анализируются некоторые художественные обработки житийных текстов, а также различные способы введения житийных элементов в светские произведения. Иллюстративным материалом служат произведения мастеров русской прозы от А. И. Герцена до Ф. А. Абрамова.

Ключевые слова: агиографическая традиция, житейные тексты, русская проза

1580
493

Нерадовская Ольга Рамазановна ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ РАННЕГО ДЕТСТВА В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 152-158

Рассматриваются вопросы формирования рабочих групп в современной системе дошкольного образования. Анализируется специфика отнесенности индивидов к категории «группа» в свете теории переходности. Раскрыта суть категорий «рабочая группа», «рабочая группа педагогов». Исследуются особенности деятельности педагогов муниципальной рабочей группы по созданию системы сопровождения детей от 1 года до 3 лет. Представлены базовые направления деятельности рабочей группы специалистов различных направлений, необходимые для организации специального сопровождения раннего возраста в условиях отдельной муниципальной системы образования. Проведенный анализ группового поведения дает возможность определить особенности педагогической деятельности участников рабочей группы, эффективность и потенциал которой зависят от выделенных критериев. Особенности работы группы подкреплены конкретным содержанием деятельности муниципальной группы.

Ключевые слова: рабочая группа, дети раннего возраста, педагогическая деятельность, синкретичные явления, муниципальное образование

1580
494

Литвиненко Жанна Михайловна СОВРЕМЕННАЯ РУСИСТИКА О ЖАНРАХ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: ФОРУМ, БЛОГ, ЧАТ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 3 (168). С. 48-52

Представлен обзор результатов исследований языковой специфики интернет-коммуникации как предмета интернет-лингвистики. Рассматриваются различные подходы к определению самого понятия интернет-коммуникации и обобщаются результаты научных трудов, связанных с изучением лингвистических особенностей отдельных сетевых жанров. Основное внимание автор акцентирует на стилевых характеристиках и структуре популярных среди пользователей жанров: форум, блог и чат.

Ключевые слова: интернет-лингвистика, интернет-коммуникация, жанры, фатическое общение, коммуникативный гедонизм

1580
495

Козлов Ю. А. ПО СЛЕДАМ РУССКОЙ РОДОВОЙ ПАМЯТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2001. Вып. 3 (28). С. 58-62

.

1579
496

Пушкарева Ирина Алексеевна АССОЦИАТИВНО-СМЫСЛОВЫЕ ПОЛЯ «ВРЕМЯ» И «ПРОСТРАНСТВО» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (И.А. БУНИН «СТО РУПИЙ») // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2002. Вып. 1 (29). С. 21-25

.

1578
497

Косицкая Фаина Леонидовна ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И ЕГО ЖАНРОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 10 (187). С. 44-47

Развитие мирового технического прогресса, увеличение численности населения, нерациональное использование природных ресурсов Земли привели к появлению серьезных проблем в области экологии, именно поэтому сохранение естественной природной среды обитания социума поставлено на одно из первых мест среди глобальных проблем человечества. Возникновение экологического дискурса относится к числу знаковых для культуры явлений и связано с формированием экологического сознания. Коммуникативное пространство экологического дискурса – это взаимодействие законодательного (правового) дискурса, научного, политического, рекламного экологического дискурса, академического (учебного) экологического дискурса, экологического медиадискурса. Для экологического дискурса характерны полифонические включения социального, фармацевтического, химического, технического, сельскохозяйственного (аграрного), медицинского, ветеринарного, религиозного дискурсов. Экологический дискурс относится к смешанному типу дискурсов, имея черты институционального и персонального дискурсов. Данный дискурс можно отнести к гибридным, поликодовым дискурсам. Национальный французский экологический дискурс является частью глобального экологического дискурса. Сложная дискурсивная природа экологического дискурса породила многообразие жанровых форм.

Ключевые слова: экология, дискурс, охрана окружающей среды, экологические проблемы, речевой жанр

1578
498

Гладышев В. П., Пьяных Г. М., Колесникова Елена Владимировна, Нуриахметова Надия Рафаильевна Минеральные удобрения как источник загрязнения почв и сельскохозяйственной продукции тяжелыми металлами // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 9 (25). С. 24-27

1577
499

Чопова Н. В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 105-110

Рассмотрены различные аспекты преподавания инженерной графики для целенаправленного формирования профессиональных качеств личности будущего специалиста и его готовности к самостоятельной учебной деятельности. Предложен вариант экспериментальной модели преподавания инженерной графики, которая обеспечивает непрерывность изучения данной дисциплины в техническом вузе.

Ключевые слова: инженерная графика, экспериментальная модель, результат обучения, средства обучения, профессиональные качества.

1577
500

Мартыненко Юрий Анатольевич ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ НА ПРИМЕРАХ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 82-85

Указываются пути формирования гражданственности учащихся во внеурочной деятельности. Описываются результаты автора по формированию гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе через краеведческую и социально значимую деятельность. Эти результаты получены в рамках деятельности школьного музея, краеведческого кружка, клуба и центра гражданского образования.

Ключевые слова: гражданственность, гражданская позиция, подростки, внеурочная деятельность, краеведение, социально значимая деятельность

1577
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Страница 10 из 137

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ