Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 08.12.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 6 из 137

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
251

Меркулова Надежда Владимировна, Бабакина Татьяна Николаевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДКАСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 11 (188). С. 140-143

На современном этапе развития образования актуальной становится проблема внедрения в образовательный процесс информационных коммуникационных технологий, и в частности интернет-технологий. Цель данной статьи – показать методические возможности комплексного использования блог-технологии и технологии подкастов для развития речевой компетенции при обучении английскому языку на средней ступени. Данные технологии обладают большим методическим потенциалом, и их комплексное применение является эффективным способом совершенствования умений во всех видах речевой деятельности (в чтении, письме, аудировании, говорении) и способствует развитию речевой компетенции обучающихся, являющейся основой формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Применение блог-технологии и технологии подкастов позволяет преподавателю моделировать альтернативные стратегии обучения с учетом психологических особенностей обучающихся, а так-же вносить разнообразие в процесс изучения языка, тем самым поддерживая и повышая уровень мотивации.

Ключевые слова: интернет-технологии, речевая компетенция, блог-технология, технология подкастов

1820
252

Михайлова Ольга В. ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ АУДИРОВАНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 104-107

Рассматриваются основные и специфические умения, необходимые специалисту при восприятии профессионально значимых аудиотекстов, языковые проблемы, с которыми они сталкиваются, а также способы их преодоления.

Ключевые слова: язык специальности, иноязычное общение, специфические аудитивные умения, задания

1819
253

Чешев Владислав Васильевич Модели поведения «понимающей социологии» М. Вебера в свете категорий «поведение» и «деятельность» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1 (75). С. 78-88

Концептуальные положения «понимающей социологии» М. Вебера рассмотрены в контексте авторского представления о поведении и деятельности. Центральной абстракцией социологии М. Вебера является «целерациональное действие» как максимально доступное пониманию. В статье показано, что идеальной формой целерационального действия является предметная деятельности (или просто деятельность). В отличие от последней социальное поведение определено мотивацией, преломляемой в постановку цели, адекватные средства достижения которой могут не быть в наличии в социальной среде. В этой связи интерпретация (понимание) поведения в принципе нельзя исчерпать целерациональным действием. Понятия «поведение» и «деятельность» представлены автором как формы активности, в контексте которых формируются рациональные и иррациональные составляющие человеческого социального действия

Ключевые слова: «понимающая социология» М. Вебера, целерациональное действие, предметная деятельность, социальное поведение, интерпретация (понимание) поведения, понятие «поведение», понятие «деятельность»

1818
254

Фетисова Нэля Вениаминовна, Чичканова Ирина Николаевна ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 1 (190). С. 22-28

Обозначены причины возникновения задержки психического развития у младших школьников. Определяются основные противоречия, подтверждающие постановку проблемы формирования логических умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (на примере задержки психического развития) при обучении математике в начальной школе. Проанализированы трудности выстраивания простых умозаключений при выполнении математических заданий младшими школьниками. Приводится краткая характеристика сформированности логических умений у детей с задержкой психического развития, результаты диагностики их сформированности на констатирующем этапе работы, дается их качественный анализ. Выделяются и обосновываются психолого-педагогические условия, способствующие оптимальному формированию логических умений у младших школьников с задержкой психического развития. Приводятся результаты контрольной диагностики сформированности логических умений, позволяющие судить об эффективности выделенных условий и проведенной опытно-экспериментальной работе. Формулируются практические рекомендации по формированию логических умений младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: логические умения, младший школьник, ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития, обучение математике, психолого-педагогические условия

1818
255

Егорова Екатерина Владимировна ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 3 (192). С. 59-63

Рассматривается история возникновения и современное понимание образовательного проектирования, его сущность, цели, принципы, функции, формы и уровни. Представлены основные теоретические проблемы и сложности, имеющиеся на современном этапе разработок педагогических проектов. Дано общее описание процесса педагогического проектирования образовательного контента. Описаны основные характеристики уровней проектирования образовательного контента. На концептуальном уровне предлагается ориентация на профессиональные и личностные потребности развития обучающихся, описанные в рамках авторского потребностного подхода. На технологическом и процессуальном уровнях проектирования образовательного контента представлены технология и общий алгоритм разработки авторского полóсного образовательного контента. Определены цель, задачи и требования к содержанию обучения при реализации технологии проектирования полóсного образовательного контента. Приведены выводы и перспективы дальнейших исследований в рамках технологии педагогического проектирования образовательного контента.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, образовательный контент, потребностный подход, содержание обучения, технология проектирования образовательного контента

1818
256

Воеводина И. В. КУЛЬТУРА И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 87-90

Рассматриваются отдельные аспекты культуры (ментальный и ситуативный) с точки зрения того, какое место в ней занимает коммуникативное поведение. Тем самым автор обосновывает необходимость выделения категории коммуникативного поведения в процессе обучения иностранным языкам и значимость знаний о нормах общения, принятых в той или иной лингвокультурной общности, в межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: культура, национальная ментальность, лингвокультурная общность, коммуникативное поведение, культуремы.

1817
257

Файзуллаева Елена Дмитриевна ОТКРЫТЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 1 (178). С. 9-16

Рассматривается вопрос проявления профессиональной компетенции педагога, определяющей специфику детско-взрослого взаимодействия, – реализация открытого стиля педагогической коммуникации. Представлены результаты изучения профессиональных трудностей педагогов дошкольного образования в сфере коммуникаций с участниками образовательных отношений. Дана характеристика открытого стиля педагогической коммуникации в виде описания эмоциональных и поведенческих проявлений взрослого. Наиболее существенным фактором открытого стиля педагогической коммуникации является ориентированность взрослого на сферу потребностей ребенка. Приведены примеры реализации открытого стиля педагогической коммуникации с ориентацией на актуальные потребности ребенка: потребность в любви, принятии; потребность во впечатлениях, познавательная потребность; потребность в активности (физической, психической); потребность во взаимодействии, в общении с другими; потребность в самореализации, самопрезентации. Описаны проявления открытости (закрытости) детей, которые возможно использовать в качестве показателей при организации наблюдений за ними с целью выявления как сферы затруднений при коммуникации, так и для моделирования конструктивных способов детско-взрослого взаимодействия.

Ключевые слова: детско-взрослое взаимодействие, профессиональные компетенции педагога, открытый стиль педагогической коммуникации, дошкольное образование

1815
258

Столярова Елена Валентиновна, Федотова Марина Геннадьевна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 5 (182). С. 127-133

Рассматривается профессиональная языковая личность специалистов в сфере управления персоналом, излагаются значимые параметры коммуникативно-прагматических ситуаций профессиональной деятельности, описываются результаты опроса магистрантов и бакалавров Российского университета имени Г. В. Плеханова, обучающихся и работающих по данной специальности. При разработке анкеты учитывались параметры деятельности специалистов в сфере управления персоналом и значимость английского языка при решении определенных задач в рамках профессиональной деятельности. На основании полученных результатов опроса определяются личностные качества будущих специалистов, а также изучаются и соотносятся задачи обучения, уровни, контекст и компоненты коммуникативной деятельности, обобщаются принципы системы заданий курса «Иностранный язык в профессиональной сфере для специалистов в области управления персоналом». Изложенные обоснования могут учитываться при создании учебной программы и коммуникативных заданий, которые интегрируют глобальный контекст, языковой материал, профессиональные понятия и развитие основных коммуникативных и профессиональных навыков, что может найти применение в обучении иностранным языкам студентов по различным специальностям.

Ключевые слова: профессиональная языковая личность, мотивационно-прагматический уровень языковой личности, контекст коммуникации, параметры коммуникативно-прагматической ситуации, обучение английскому языку для специальных целей

1815
259

Титов В. Ю. Персонифицированный фактор протеста в Советской элите: доминирование и сопротивление (конец 1960-х годов) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 1 (52). С. 54-58

В статье дана авторская концепция персонифицированного рассмотрения отечественной истории в облике академика А.Д. Сахарова. Статья написана на материалах Общественного архива А.Д. Сахарова. Интересным является утверждение автора о том, что КГБ, и ЦК КПСС, признавали право за обществом на оппозиционное осмысление происходящих в стране событий, поскольку было бы ошибкой думать, что такое «разрешенное» в кавычках мышление могло серьезно угрожать политическому строю страны. Позиция инакомыслящих не была чужда общественному мнению страны, в противном случае они не пользовались бы авторитетом «идеологического противника» бюрократии.

1814
260

Главан Анна Андреевна, Быконя Валентина Викторовна ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО «ОДИН» И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В ХАНТЫЙСКИХ ДИАЛЕКТАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 9 (60). С. 52-56

Статья посвящена вопросу происхождения и функционирования числительного «один» в хантыйском языке. Хантыйское числительное «один» (зап. ij / вост. Щj) могло образоваться от финно-угорской основы *ike, *ьke и первоначально означало «единство». Разное звуковое оформление форм числительного «один» в хантыйском языке обусловлено, с одной стороны, диалектными фонетическими различиями, с другой стороны, его функциональными особенностями: употреблением в атрибутивной и неатрибутивной функции.

1814
261

Афанасьева Э. М. Поэтика романтических «желаний» в русской лирике XIX века (к постановке проблемы) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 8 (71). С. 119-125

В статье восстановлена философская традиция осмысления природы «желаний» в трудах Аристотеля, Декарта, Кондильяка, Локка, Шопенгауэра, выявлены основные тенденции освоения духовно-чувственных устремлений лирических переживаний в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Вяземского

1813
262

Фельде Ольга Львовна К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 28-31

Статья посвящена содержанию профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка в педагогическом вузе. Рассматриваются основные компоненты профессионально-методической подготовки, способы формирования методической компетенции учителя иностранного языка.

Ключевые слова: профессионально-методическая подготовка, методическая компетенция, профессиональ¬ное мастерство, компоненты профессионально-методической подготовки, интегративный подход, компе-тентностный подход

1813
263

Курницкая Виолетта Александровна СЕМАНТИКА ЗАГЛАВИЯ РУССКОГО РОМАНА-КОММЕНТАРИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 170-173

В статье анализируется семантика заглавия нового жанра ХХ века - романа-комментария на материале образцов жанра - романов В. Набокова, Д. Галковского, Евг. Попова, С. Богдановой, Н. Байтова. Даются типы словосочетаний, использованных в функции заголовочного комплекса произведений данного жанра, анализируется их связь с творчеством перечисленных авторов. Анализ приводит к выводу о том, что заголовки основных произведений жанра романа-комментария наиболее часто представляют собой систему «существительное + прилагательное», адъективное словосочетание, обладающее двусмысленностью или каламбурностью (в широком смысле) и значением оксюморонности.

Ключевые слова: роман-комментарий, жанр, семантика заглавия, заголовочный комплекс, литература хх веа

1812
264

Дучко Андрей Николаевич, Кошель Елена Юрьевна, Рура Елена Георгиевна РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 159-162

Рассмотрена проблема реализации творческого потенциала студента в процессе обучения иностранному языку посредством использования креативных письменных и устных упражнений на неязыковых специальностях. Предложено решение данной проблемы через внедрение креативного письма в процесс обучения. Рассмотрены основные характеристики креативного письма и их влияние на компоненты творческого мышления. Эффективность предлагаемой методики проанализирована в соответствии с различными подходами к обучению письменной речи.

Ключевые слова: креативное письмо, творческий потенциал, творчество, мышление, иностранный язык, письменная речь

1812
265

Меняйлов Илья Игоревич РОЛЬ БОЛГАРСКОГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ИСТОРИИ РУССКО-БОЛГАРСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 9 (186). С. 31-40

Представлено исследование жизни и деятельности Болгарского патриарха Кирилла в контексте его русофильских взглядов. В основу работы легла переписка Болгарского первоиерарха с протоиереем Всеволодом Шпиллером и консультантом Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) А. Л. Казем-Беком. Патриарх Кирилл начал свое административное служение при Синоде Болгарской церкви, сначала в сане иеромонаха, затем архимандрита и викарного архиерея. Спустя некоторое время он стал Пловдивским митрополитом, получив в управление одну из самых больших и древних епархий. Будучи правящим архиереем, он активно выступал в защиту болгарских евреев, которых с приходом нацистов выдворяли из Болгарии и отправляли на тяжелые работы в трудовые лагеря. В 1953 г. митрополит Кирилл был избран патриархом. За время своего архиерейского и патриаршего служения он вел активную переписку с друзьями из России. Дается исторический анализ сохранившихся писем, на основе которого формулируются выводы, определяющие актуальность затрагиваемых тем для современной церковно-исторической науки.

Ключевые слова: Русская православная церковь, Болгарская православная церковь, патриарх Алексий, патриарх Кирилл, протоиерей Всеволод Шпиллер, Александр Львович Казем-Бек, переписка

1812
266

Доманский Валерий Анатольевич Искусство и литература как самосознание культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1997. Вып. 1 (1). С. 36-39

.

1811
267

Шестакова Т. П. РОЛЬ БРСТ ЗАРЯДА КАК ГЕНЕРАТОРА КАЛИБРОВОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В КВАНТОВАНИИ КАЛИБРОВОЧНЫХ ТЕОРИЙ И ГРАВИТАЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 12 (153). С. 224-227

В подходе Баталина-Фрадкина-Вилковыского (БФВ) к квантованию калибровочных теорий принципиальная роль отводится БРСТ-заряду, который строится в виде разложения по степеням грассмановых (духовых) переменных, причем коэффициенты разложения представляют собой обобщенные структурные функции алгебры связей. С другой стороны, БРСТ-заряд можно построить, используя теорему Нетер и глобальную БРСТ-инвариантность эффективного действия. В случае полей Янга-Миллса оба метода приводят к одинаковым выражениям для БРСТ-заряда, но это не справедливо в случае общей теории относительности. Сказанное иллюстрируется примерами изотропной космологической модели, а также сферически-симметричной гравитационной модели, которая гораздо лучше воспроизводит структуру полной теории гравитации. Обсуждение основывается на гамильтоновой формулировке общей теории относительности в расширенном фазовом пространстве. На квантовом уровне структура БРСТ-заряда чрезвычайно важна, поскольку именно БРСТ-инвариантные квантовые состояния рассматриваются как физические состояния. Таким образом, определение БРСТ-заряда на классическом уровне неразрывно связано с попытками найти правильный подход к квантованию гравитации.

Ключевые слова: БРСТ-заряд, калибровочные преобразования, теорема Нетер, физические состояния, квантование гравитации

1811
268

Слюсаренко М. А. Философско-культурологическая проблема праздника в современном мире // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 7 (23). С. 57-59

.

1810
269

Савина Надежда Николаевна ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ И ФАКТОРЫ РИСКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 92-95

в статье дается определение понятий «факторы риска», «факторы защиты» применительно к делинквентному поведению как разновидности девиантного поведения подростков, приводится классификация выявленных факторов риска и защиты; на основе анализа зарубежных исследований показана эффективность западных программ по элиминированию факторов риска формирования делинквентного поведения в школе. Приводятся результаты авторского исследования по выявлению фактора защиты – креативности.

Ключевые слова: фактор, макрофакторы, фактор риска, фактор защиты, делинквентное поведение, девиантное поведение, креативность, нейротизм, психотизм

1810
270

Ахметова Людмила Владимировна ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 121-125

Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи раз-вивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.

Ключевые слова: психолого-дидактический подход, система психолого-дидактических принципов обуче¬ния, когнитивное обучение

1809
271

Снегирева Людмила Илларионовна ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ СТАЛИНГРАДА В СИБИРСКИЙ ТЫЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1942 ГОД) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 3 (192). С. 174-185

Делается попытка внести посильный вклад в изучение важнейшей составляющей проблемы эвакуации гражданского населения – эвакуации населения из Сталинграда и размещения прибывших сталинградцев на Сибирской земле. Показаны особенности, сложности положения города Сталинграда, ставшего в силу своего географического, экономического положения, наличия развитого речного и железнодорожного транспорта центром эвакуационных процессов на юге страны. Анализируются причины запоздалого развертывания массовой эвакуации в городе, вывоза квалифицированных кадров и их семей, пути решения сложнейших проблем, связанных с расселением прибывших из Сталинграда на Сибирской земле.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинград, Барнаул, эвакуация, «Красный Октябрь», «Баррикады», тракторный завод, «Трансмаш»

1809
272

Иванов Константин Юрьевич СПЕЦИФИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕДИНОВЕРЧЕСКОГО ПРИХОДА В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА УСТЬ-ГОРСКОГО ЕЛАНСКОЙ ВОЛОСТИ ТЮКАЛИНСКОГО УЕЗДА ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 5 (194). С. 117-122

Анализируется история единоверческого прихода, открытого в Еланской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии в начале XX в. Рассматриваются ранее не известные архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Омской области, раскрывающие особенности внутренней жизни самого молодого в Западной Сибири единоверческого прихода. В рассматриваемый исторический период его территория находилась на стыке Тобольской и Томской губерний и епархий, в условиях этноконфессиональной чересполосицы. Рассматриваются взаимоотношения православных, единоверцев и старообрядцев. Теоретическое значение изучения этой проблемы актуально в условиях возрождения старообрядных приходов в рамках Русской православной церкви. Практическая значимость исследования определяется высоким интересом россиян и жителей других стран к выявлению своих предков, составлению родословных и историй семей. Основное внимание в работе уделено анализу метрических книг данного прихода, сравнению задач существования единоверия и реальной практики на примере конкретного прихода. Представленные факты и выводы являются частью уже проведенной авторами работы по интеграции данных единоверческих, православных и иудейских метрических книг, относящихся к территории Еланской волости.

Ключевые слова: единоверие, старообрядчество, староверие, православие, метрические книги, обряды, крещение, венчание, окормление, генеалогия, Сибирь, Тобольская губерния, Омская епархия, противораскольническая миссия

1809
273

Широкова М. П. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКОВ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 4 (20). С. 5-9

.

1808
274

Чепкасов А. В. ОСОБЕННОСТИ «СУБЪЕКТИВНОЙ КРИТИКИ» Д.С.МЕРЕЖКОВСКОГО (МИФ О ЛЕРМОНТОВЕ - ПОЭТЕ СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСТВА) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 6 (22). С. 30-35

.

1808
275

Сотниченко Дмитрий Михайлович ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СЛУЖБЫ В АРМИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 104-107

Статья посвящена исследованиям такого феномена, как «жизнестойкость» у солдат и служащих по контракту. Само понятие «жизнестойкость», по мнению автора, более полно раскрывает особенности адаптационных процессов в условиях службы в армии.

Ключевые слова: жизнестойкость, адаптация, стратегии совладания, профилактика

1808
276

Гайдар К. М. ФЕНОМЕН ИДЕНТИЧНОСТИ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 148-154

Обсуждается феномен идентичности группового субъекта. Обосновывается правомерность различения понятий «социальная идентичность» и «групповая идентичность», описывается структура групповой идентичности и ее содержание в тех случаях, когда носителем групповой идентичности является индивидуальный субъект (участник группы) и групповой субъект. Приводятся результаты эмпирического исследования групповой идентичности и ее структурных компонентов на материале студенческих групп.

Ключевые слова: группа, групповой субъект, идентичность, личностная идентичность, социальная иден¬тичность, групповая идентичность, структура групповой идентичности

1808
277

Смирнова Нелли Захаровна, Зорков Иван Александрович ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ШКОЛ К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 149-155

Рассматриваются дидактические особенности знаково-символических средств, анализируются некоторые их аспекты применительно к обучению биологии, приводятся основные принципы проектирования знаковосимволических средств в условиях перехода школы к федеральным государственным стандартам второго поколения, даны примеры современной знаково-символической наглядности, используемой на уроках биологии. Авторами доказана эффективность созданной ими знаково-символической системы, применение которой способствует повышению качества знаний учащихся по биологии, улучшению памяти, увеличению уровня усвоения биологических понятий.

Ключевые слова: обучение биологии, наглядное обучение, знаково-символические средства, системно-деятельностный подход, кластер, фрейм, алгоритм

1806
278

Волкова Марина Геннадьевна СПОСОБЫ ПОПОЛНЕНИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЦВЕТА В РАЗНОСТРУКТУРНЫХ ЯЗЫКАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 3 (131). С. 57-61

Рассматриваются способы пополнения лексики в разноструктурных языках, таких как французский, английский, русский, немецкий и др. ЛСГ цвета может пополняться с помощью следующих способов: словообразование, транспозиция, образование сложных слов, сравнительных конструкций, словосочетаний со словом «цвет», заимствования.

Ключевые слова: цветообозначение, словообразование, транспозиция, сравнительный оборот, заимствование, хроматоним

1806
279

Попов Александр Анатольевич, Глухов Павел Павлович, Ешматов Ярослав Алимжанович ДОСТУПНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОЦЕНКА БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЕЙ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 6 (212). С. 67-83

Введение. Дополнительное образование в России предполагает обеспечение открытости и высокого уровня доступности, что находит свое отражение в национальном проекте «Образование». Однако выстраивание стратегий и программ по обеспечению высокого уровня доступности дополнительного образования невозможно без изучения мнения благополучателей образовательных услуг, проживающих в разных регионах. Цель – выявление различий в оценке доступности дополнительного образования благополучателями в зависимости от их региона проживания. При этом государственная система дополнительного образования ориентируется на две ключевые целевые аудитории: родители и дети. Так как за родителями остается итоговое решение о том, на какую образовательную программу пойдет ребенок, важной задачей является установление корреляций между предпочтениями в дополнительном образовании родителей и детей. Материал и методы. Исследование проводилось при помощи онлайн-анкетирования. Анализ ответов респондентов проводился по пяти критериям, которые связаны с оценкой доступности, определением мотивации к получению дополнительного образования, определением содержательно-тематических и организационных предпочтений детей и родителей, а также региональным ранжированием (ранкингом) по показателям доступности. Результаты и обсуждение. Было получено 371 068 завершенных анкет из 85 субъектов РФ, заполненных родителями, и 59 018 анкет, заполненных детьми в возрасте от 11 до 17 лет. Статистическая погрешность данных этого исследования не превышает 0,3 %. Полученные ответы демонстрируют, что удовлетворенность разными параметрами доступности дополнительного образования различается в зависимости от региона проживания респондентов. Также фиксируются различия в предпочтениях родителей и детей относительно содержания, форматов и длительности программ дополнительного образования. Выделяются регионы, которые могут послужить источником позитивного опыта в вопросах построения доступной системы дополнительного образования детей. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости учитывать региональный контекст и зависящую от него оценку благополучателя при выстраивании программ обеспечения доступности дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, доступность образовательных услуг, образовательная политика, интересы и предпочтения родителей и детей

1806
280

Сухушин Александр Сергеевич Экспертная система для выработки рекомендаций по улучшению качества педагогических и психологических тестов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 88-91

Тест является инструментом объективной оценки знаний, поэтому его качество должно оцениваться объективными методами, т.е. посредством статистической модели. В настоящее время существует несколько подобных моделей. Наша задача состоит в том, чтобы выработать рекомендации, какие модели и какие характеристики следует использовать при анализе результатов тестирования и качестве тестовых материалов. А также разработать Экспертную Систему, которая на основе выбранных нами характеристик и по результатам тестирований давала бы рекомендации разработчикам тестов по качеству тестовых заданий и тесту в целом.

Ключевые слова: экспертная система, педагогический тест, психологический тест, статистическая модель, база знаний

1805
281

Хорина Вера Владимировна О РОЛИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ИЗУЧЕНИИ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX – НАЧАЛО XX В.) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 30-35

В последней четверти XIX – начале XX в. наиболее образованная часть духовного сословия Енисейской губернии, не ограничивая свою деятельность только служебными обязанностями, достаточно активно участвовала в научном исследовании Сибири. В статье проанализирована роль православного духовенства в изучении Енисейской губернии, тематика исследований священников и миссионеров и их вклад в изучение местной истории, этнографии и археологии.

Ключевые слова: Енисейская губерния, изучение Сибири, православное духовенство в Сибири, научная деятельность православного духовенства, Енисейское церковно-историко-археологическое общество

1805
282

Красова Татьяна Дмитриевна, Маркова Светлана Витальевна ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 1 (178). С. 17-23

Рассматривается проблема воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. В психолого-педагогической литературе понятие «гуманные отношения» рассматривается с разных позиций: как форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; как совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и самим собой. Гуманные отношения проявляются во взглядах, убеждениях, вкусах, эмоциональных переживаниях, побуждениях и стремлениях к действию и в самих действиях. К гуманным отношениям относятся следующие проявления: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость справедливость. Раскрыты содержание гуманных отношений, специфика их развития в дошкольном возрасте в условиях инклюзивного образования. Инклюзивное образование является одной из самых гуманных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающимися детьми. В дошкольной образовательной организации дети учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать равноправные взаимоотношения. Одним из наиболее органичных средств развития гуманных отношений у дошкольников является игровая деятельность. Использование специально подобранных приемов и методов в ходе игры способствует эффективному развитию гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста. При формировании у детей представлений о гуманных отношениях к детям с ОВЗ важно использовать различные проблемные ситуации, художественную литературу (сказки, легенды, рассказы, стихотворения), специальные беседы, педагогические ситуации, игровую деятельность, так как они позволяют ребенку проявить его субъективность, стимулируют проявление гуманности. Считается, что развитие гуманных чувств у детей дошкольного возраста обеспечивает равноправное взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: гуманные отношения, гуманистическая направленность поведения, дети дошкольного возраста, нравственное поведение, инклюзивное образование, игровая деятельность

1804
283

Макаренко Евгения Константиновна, Полева Елена Александровна ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИБИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА (ОТЧЕТ ПО ГРАНТУ РГНФ И АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 128-134

Представлен анализ результатов двухгодичной работы (2015–2016 гг.) научного коллектива кафедры литературы и методики ее преподавания Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) и соисполнителей над проблематикой гранта «Творчество сибирских писателей и сибирская тема в литературе XX–XXI вв. для детей и юношества», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Томской области. Раскрывается актуальность поставленных задач и новизна исследования поэтики и проблематики сибирской литературы для детей и юношества, систематизации сведений, изучения биографии и творчества малоизвестных читателю современных авторов Сибирского региона. Описаны итоги и перспективы дальнейшей работы над поставленной проблематикой участниками гранта.

Ключевые слова: детская и юношеская литература, сибирские писатели и поэты, литературное краеведение, культурно-образовательное пространство, поэтика

1803
284

Буравлева Наталья Анатольевна Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 124-129

Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению ценностей. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов в контексте теории ценностей Ш. Шварца.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации студентов, юношеский возраст.

1802
285

Лебедева Гульфия Гадилевна, Исаева Елена Рудольфовна, Степанова Анна Владимировна КОГНИТИВНЫЙ ДЕФИЦИТ ПРИ ПАРАНОИДНОЙ ШИЗОФРЕНИИ И ШИЗОТИПИЧЕСКОМ РАССТРОЙСТВЕ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 155-160

Рассматривается вопрос о когнитивном дефиците при шизофрении как третьей группе симптомов, анализируются разные подходы к исследованию нейрокогнитивного дефицита в работах отечественных и зарубежных ученых, обсуждаются попытки определения дифференциальных критериев в оценке когнитивного дефицита при различных нервно-психических расстройствах, отмечается отсутствие согласованного понятийного аппарата в описании этого феномена среди отечественных медицинских психологов и психиатров.

Ключевые слова: шизофрения, нейрокогнитивный дефицит, нейропсихологический симптомокомплекс

1802
286

Турутина Е. С. Гендерные аспекты феномена любви // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 2 (39). С. 85-89

Гендерные аспекты феномена любви

1800
287

Бочко С. Б., Изимов М. У. Математическая модель оценки результатов тестирования // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 6 (43). С. 88-90

В статье обсуждаются проблемы образовательной деятельности и улучшения ее качества. Предлагается методика построения математической модели оценки качества тестирования, основанная на системном анализе образовательного процесса. Предлагаемая модель учитывает сложность заданий, входящих в тест, время и вес ответа

1800
288

Боенкина Елена Алексеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 134-139

Проведен исторический анализ развития сиротства в России. Выделены основные виды сиротства, изучены психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены причины и последствия социального сиротства, формы устройства детей в семью, пути решения проблемы сиротства в России.

Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, депривация, замещающая забота

1800
289

Долгих Татьяна Николаевна Проблемные вопросы процессуального порядка проведения предварительных слушаний по уголовному делу // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 11 (62). С. 85-87

Институт предварительного слушания в российском уголовном процессе появился сравнительно недавно. При этом, являясь промежуточной стадией между предварительным расследованием и судебным разбирательством, он выполняет функцию своеобразного фильтра, задача которого выявить нарушения, препятствующие рассмотрению дела по существу в судебном заседании. В статье, на основе анализа практики, рассматриваются некоторые проблемные вопросы, возникшие в результате применения института предварительного слушания при рассмотрении судами конкретных уголовных дел

1799
290

Шатин Ю. В. Оригинальный вариант мотива в эпической драме // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 8 (71). С. 148-150

-

1799
291

Шабанов Лев. Викторович МАРГИНАЛЬНОСТЬ, КАК ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖНЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГРАНИЦАХ КОНЦЕПЦИИ «УПОРЯДОЧЕННЫЕ/ ХАОТИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ». // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 82-86

В предложенной статье дается краткий анализ проблемы, связанной с молодежной субкультурой и ее нонконформной картиной мира, которую мы склонны рассматривать как следствие искусственно созданной обществом позиции «вынужденной маргинальности», которая усугубляется проблемами переходного периода, изобилующими различными «точками бифуркации», вблизи которых социальные системы начинают вести себя неупорядоченно и непредсказуемо.

Ключевые слова: молодежная субкультура, молодежное нонконформистское объединение (мнко), маргинальность, социальная система

1799
292

Мартюшев Никита Владимирович, Синогина Елена Станиславовна, Шереметьева Ульяна Михайловна СИСТЕМА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНОЙ РАБОТЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 48-52

Рассматриваются основные направления работы в сфере активизации научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых вузов. Были изучены системы организации научно-исследовательской работы студентов в Томском государственном педагогическом университете и Национальном исследовательском Томском государственном политехническом университете. Даются рекомендации по мотивации студентов к выполнению научно-исследовательской работы.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, научное творчество, учебный процесс, конференции, олимпиады, мотивация студентов

1799
293

Курьянович Анна Владимировна Инвективные речевые жанры в пространстве современной межличностной коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 3 (47). С. 106-112

В статье исследуется проблема дисгармонии в речевом общении с точки зрения теории речевых жанров. Доказывается, что усиление отношений враждебности и агрессивности в обществе находит свое отражение в языке и делает актуальным использование в речевой практике инвективных жанров. Их прагматическая сущность состоит в оскорблении посредством слова как крайней форме проявления вербальной агрессии. Подробно анализируется речевой жанр оскорбления, являющийся доминантным в парадигме инвективных жанров.

1798
294

Соколова О. В. Семантика фразеологизмов: способы ее представления и динамика // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 2 (65). С. 10-12

Данная статья посвящена описанию фреймовой структуры фразеологизма через поэтапное моделирование его семантической и когнитивной структур и установление корреляции между ними. Анализ фреймовой структуры фразеологизма показывает изменение его значения в обыденном сознании носителей языка по сравнению с семантической структурой этого фразеологизма.

1798
295

Громов Е. В. Развитие уголовного законодательства о преступлениях в сфере компьютерной информации в зарубежных странах (США, Великобритании, ФРГ, Нидерландах, Польше) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 11 (62). С. 31-35

Статья посвящена изучению норм уголовных законов США, Великобритании, ФРГ, Нидерландов, Польши, закрепляющих нормы об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. Автор отмечает, что предусмотренные в указанных станах составы преступлений могут быть разделены на 2 группы: 1) экономические компьютерные преступления; 2) компьютерные преступления против прав и свобод индивидуальных субъектов и организаций, нарушающие неприкосновенность частной сферы; 3) компьютерные преступления против интересов государства и общества в целом

1797
296

Тарасова Лилия Викторовна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 41-44

Рассматривается уровень коммуникативного, психологического и личностного развития детей младшего школьного возраста и делается вывод о возможности формирования готовности к межкультурному иноязычному общению. Овладение иностранным языком на начальной ступени можно квалифицировать как овладение компонентом общей культуры, с помощью которой школьник приобщается как к культуре страны изучаемого языка, так и к мировой культуре.

Ключевые слова: формирование готовности к межкультурному иноязычному общению, развитие иноязычного общения учащихся младшего школьного возраста на элементарном уровне, коммуникативное развитие ребенка, восприятие и понимание речи собеседника, личностное развитие, ситуати

1797
297

Савко Е. С. Формирование культуры поведения младших школьников средствами физической культуры и спорта // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 5 (68). С. 66-70

В статье рассматриваются компоненты (культуру общения, культуру речи, культуру внешнего вида и культуру соблюдения нормальной личной гигиены) и средства формирования культуры поведения учащихся младших классов в условиях занятий физической культурой и спортом. Представлены результаты эксперимента проведенного со школьниками 3 - 4 классов и сформулированы выводы

1796
298

Крайник Ольга Михайловна КУЛЬТУРА РЕЧИ И РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ: К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ С ПОЗИЦИИ ТЕКСТОЛОГИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 76-80

Рассматриваются вопросы понимания понятий «культура речи» и «речевая культура» учащихся, которые трактуются как синонимичные, хотя «культура речи» в большей степени отражает состояние процесса, системы языка, а «речевая культура» - способности конкретной языковой личности к владению языком, к творческому использованию всех его возможностей. В этом случае смещается акцент с нормоцентрического подхода на текстологический, когда в центре обучения оказывается художественный текст, являющийся продуктом духовного производства и отражающий динамическую теорию нормы и зависимость отбора языковых средств от поставленной коммуникативной задачи.

Ключевые слова: речевая культура, культура речи, текстология, языковая норма, речевое общение, текст, художественный текст, речевой опыт, восприятие, текстовая информация, коммуникативная целесообразность

1796
299

Панова Нина Васильевна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 101-106

Анализируются роль и место содержательных основ понятия «профессиональное развитие личности педагога» через анализ этапов профессионального роста в контексте различных ресурсов его развития, качеств личности, обеспечивающих профессиональную активность.

Ключевые слова: этапы профессионального развития личности педагога, ресурсы профессионального развития, компетентность

1796
300

Корытова Галина Степановна, Еремина Юлия Анатольевна ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ: РЕТРОСПЕКТИВНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОНЯТИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 42-48

Представлены результаты аналитического обзора литературы с позиций системно-исторического подхода к рассмотрению тенденций развития научных представлений о защитно-совладающем поведении. Защитно-совладающее поведение показано как многосложная уровневая система, образованная структурными элементами, связанными между собой отношениями иерархии. В хронологическом порядке последовательно показано появление научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей (статьи, монографии, диссертации и др.), посвященных рассмотрению психологических феноменов, обозначающих психологическую защиту личности, психологическое преодоление стресса, совладание с ним, способность индивида разрешить проблему или овладеть эксквизитной ситуацией. В ряду таких работ авторы статьи рассматривают исследования, репрезентирующие механизмы действия копинг-стратегий, определяющие стили копинг-поведения, их связь с копинг-ресурсами и другими психологическими характеристиками, влияющими на процессы адаптации. Проведенный обзор направлений и работ по изучению защитно-совладающего поведения позволил получить представление о тех проблемах, которые стимулируют подобные исследования и находят в них свое разрешение.

Ключевые слова: психологический стресс, эксквизитная ситуация, совладание, психологическое преодоление, копинг-поведение, психологическая защита, защитно-совладающее поведение

1795
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 6 из 137

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ