Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 09.07.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 2 из 137

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
51

Орлова Ольга Вячеславовна, Титова Валентина Николаевна ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 9 (162). С. 60-64

Обосновывается эффективность геймификации как нового способа организации обучения, имеющего огромный педагогический потенциал. Доказывается, что применение инструментария компьютерных игр в образовательном процессе, во-первых, усиливает мотивацию субъекта уделять более сильное и более качественное внимание образовательной деятельности, во-вторых, продлевает приверженность задаче и, наконец, повышает вероятность достижения поставленной цели. От других игровых практик (ролевых, деловых игр и т. д.) геймификация отличается неимитационным характером активности: сохраняя неизменным содержание образовательной деятельности, геймификация кардинально трансформирует способ организации этой деятельности и сопровождает весь образовательный цикл.

Ключевые слова: геймификация образования, игровые технологии, способ организации обучения

2383
52

Бедаш Юлия Анатольевна КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА АНРИ ЛЕФЕВРА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 219-224

Рассматривается концепция пространства французского философа и социального теоретика Анри Лефевра. Пытаясь преодолеть редукционистский взгляд на пространство, свойственный метафизическим подходам, Лефевр обращается к повседневному опыту пространства и рассматривает его одновременно в трех срезах: материальном, социально-политическом и научно-исследовательском. Изначальная социальность пространства означает для Лефевра, что вопрос о производстве пространства должен быть поставлен в контексте проблемы производства и воспроизводства социальных отношений. Так, анализ пространства приобретает характер социальной критики: изменить общество означает для Лефевра изменить пространство (и наоборот).

Ключевые слова: производство, спациология, социальное пространство, повседневность, капитализм

2353
53

Титова Галина Юрьевна О ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 1 (91). С. 123-126

В данной статье раскрываются технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов, являющейся ведущей формой организации современного учебного процесса. Выделены условия активизации самостоятельной работы, способствующие формированию учебной и профессиональной компетенции.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, технология организации самостоятельной работы студентов, профессиональная компетентность, учебные стратегии

2342
54

Червонный Михаил Александрович ПРОБЛЕМЫ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ПРИМЕРЫ РАЗНЫХ СТРАН) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 95-98

В статье рассматриваются актуальные проблемы сельских школ различных стран, в частности, школ с небольшим количеством учащихся. Определяется роль сельских школ с учетом демографических, социальных, экономических и политических условий жизни конкретной страны. Приводится опыт обучения в сельских школах зарубежных стран, представляющий интерес для Российского образования.

Ключевые слова: малая школа, сельская школа, обучение, страна, однокомнатная школа, роль школы, класс-комплект

2331
55

Петроченко Людмила Анатольевна НИСХОДЯЩЕЕ СРАВНЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 3 (180). С. 38-41

Рассматриваются особенности употребления форм нисходящего сравнения имени прилагательного, их статус и семантика в узуальном, стилистическом и прагматическом аспектах. Названные формы менее употребительны, чем синтетические и аналитические формы восходящего сравнения, что обычно объясняется психологическими причинами, так как для человека операция сложения является более естественной, чем операция вычитания. Однако формы нисходящего сравнения в языке могут выполнять несколько функций, которые не характерны для форм восходящего сравнения. В частности, эти формы часто используются для преуменьшения значимости негативных признаков, для создания комического эффекта или смягчения резкости суждений и оценок. Проводится анализ структуры и семантики компаративных синтагматических корреляций с формами нисходящего сравнения, посредством которых осуществляются данные функции.

Ключевые слова: прилагательное, степени сравнения, формы нисходящего сравнения, синтагматические корреляции, компаративная семантика, эвфемизмы

2321
56

Меньшикова Елена Александровна Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 3 (77). С. 16-20

Статья посвящена выявлению сущности феномена познавательного интереса. Автор анализирует различные научные позиции исследователей, закономерности развития познавательного интереса, факторы, влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности.

Ключевые слова: Познавательная потребность, познавательная активность, познавательный интерес, личностное образование, смыслообразующий мотив, личностный смысл.

2265
57

Болотнов Алексей Владимирович О МЕТОДИКЕ ДИСКУРСИВНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВЫХ АССОЦИАТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 6 (96). С. 58-63

В статье представлена методика моделирования художественного концепта в поэтическом дискурсе М.А. Волошина на основе анализа текстовых ассоциатов, входящих в ассоциативное поле концепта хаос. Исследование выполнено в русле коммуникативной стилистики текста.

Ключевые слова: дискурсивный анализ, методика, художественный концепт хаос, текстовый ассоциат, направление ассоциирования

2170
58

Медникова Анастасия Александровна Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 120-123

Определена структура коммуникативных способностей с позиции комплексного подхода, выявлены их компоненты на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях. Исследованы особенности развития коммуникативных способностей в старшем подростковом возрасте, дана характеристика высококоммуникативных, среднекоммуникативных и низкокоммункиативных подростков. Факторный анализ во всех группах испытуемых позволил установить следующие механизмы развития способности к общению: активность, коллективистская направленность, высокий уровень потребности в общении, мотивация успеха, мотивация аффилиации, эмоциональная стабильность.

Ключевые слова: коммуникативные способности, старшие подростки, активность, направленность, мотивация аффилиации, стиль межличностных отношений

2169
59

Аршинская Елена Леонидовна ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 58-64

Представлены результаты исследования, проведенного среди учащихся шестых – восьмых классов общеобразовательных школ на предмет наличия учебной перегрузки. Рассмотрены проблемы рациональности организации учебного процесса, распределения учебной нагрузки по дням недели. Проводится сравнительный анализ показателей школьной тревожности, самочувствия, активности, настроения у школьников с различными показателями учебной нагрузки. Даны рекомендации по психопрофилактике учебных перегрузок в рамках взаимодействия участников образовательного процесса.

Ключевые слова: психологическое здоровье, подростковый возраст, учебная нагрузка, учебная перегрузка, эмоциональное состояние, взаимодействие, психопрофилактика

2147
60

Исаева Елена Рудольфовна ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕСС-ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (КОПИНГА) НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 86-90

В статье представлен обзор современных теоретических представлений и подходов к изучению совладающего со стрессом поведения (копинг). Описаны основные функции, структура и виды копинга, указываются наиболее адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии. Представлены зарубежные методы исследования копинг-поведения. В конце статьи автор начинает знакомить читателя с результатами масштабного отечественного исследования репертуара копинг-поведения в выборке, охватившей 1627 россиян. Исследование проводилось рамках адаптации и стандартизации оригинальной методики Р. Лазаруса.

Ключевые слова: психологическая адаптация, копинг-поведение, психологическая защита, методы измерения копинг-поведения

2141
61

Келина Н. Ю., Безручко Н. В., Рубцов Г. К., Чичкин С. Н. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 3 (93). С. 156-161

Оценка факторов риска для здоровья человека - научное направление, разрабатывающее технологии прогнозирования взаимосвязей в системе «организм человека - окружающая среда». Расчетные параметры, характеризующие выраженность воздействия на биологические системы факторов окружающей среды, в том числе на организм человека, позволяют оценить вероятность возможных неблагоприятных эффектов и построить программу управления риском для снижения его уровня до приемлемых величин. Одним из ключевых методологических походов экологии человека может служить внедрение в практику моделирования влияния химического загрязнения окружающей среды на здоровье населения как фактора риска для сохранения экологической безопасности региона.

Ключевые слова: здоровье человека, факторы риска, биологические эффекты, методология, оценка риска химического загрязнения окружающей среды

2140
62

Безручко Н. В., Рубцов Г. К., Ганяева Наталья Борисовна, Козлова Галина Александровна, Садовникова Дарья Геннадьевна КАТАЛАЗА БИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕД ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ КЛИНИКО-БИОХИМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОЦЕНКЕ ЭНДОТОКСИКОЗА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 94-99

Каталаза – фермент класса оксидоредуктаз, входящий в состав антиоксидантной системы клетки и выполняющий функцию антиперекисной защиты. В клинической биохимии преимущественно определяют активность каталазы фотометрическим методом в следующих биологических средах: цельная кровь, плазма, эритроциты. Активность каталазы крови – один из прогностических тестов выраженности эндотоксикоза организма человека. Анализ активности каталазы находит применение в экологии человека в качестве биомаркера нарушений метаболических процессов в организме, как в крови, так и в других биологических средах (например слюне). Для оценки качества окружающей среды в экологии человека используется фотометрическое измерение концентраций каталазы в воздухе рабочей зоны.

Ключевые слова: каталаза, биологические среды, организм человека, эндотоксикоз, клинико-биохимическая оценка

2136
63

Садикова Динара Раисовна ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА ЕКАТЕРИНЫ II В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 2 (155). С. 98-101

Дается краткий историографический обзор политики просвещенного абсолютизма императрицы Екатерины II. Предпринимается попытка сравнительного анализа взглядов исследователей советского, начиная со второй половины XX в., и новейшего времени по вопросу просвещенного характера политики Екатерины II. Выявляется специфика трактовки различных аспектов политики императрицы в качестве просвещенного монарха в советской и современной отечественной исторической науке.

Ключевые слова: Екатерина II, французское Просвещение, просвещенный абсолютизм, рецепция

2134
64

Молокова Анна Викторовна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 3 (200). С. 18-26

Введение. Начальная школа является наиболее ответственным периодом в развитии личности, поскольку позволяет ученику не только овладеть учебной деятельностью, но и активно включиться в процесс социализации. Важно, что внешкольная и учебная деятельность современных школьников реализуется в условиях информатизации жизни общества и образования. Следовательно, учителя начальных классов должны осознать происходящие изменения в повседневной жизни учеников, изучить требования государства и корректировать профессиональную деятельность таким образом, чтобы решить проблему формирования социальной грамотности в цифровой школе. Сопоставление требований нормативных документов позволило определить цель исследования, состоящую в научно обоснованном моделировании процесса формирования социальной грамотности обучающихся. Материал и методы. Содержание статьи построено на основе использования теоретического анализа, экспертного метода, методов педагогического моделирования, анализа и интерпретации педагогической практики. Посредством уточнения понятийного поля на основе полинаучного анализа установлена связь содержания терминов: компетенции – функциональная грамотность, социализация – социальная грамотность. Сравнительный анализ представлений о ключевых компетенциях в разных странах мира способствовал конкретизации характеристик социальной грамотности и особенностей ее формирования в начальной школе. Результаты и обсуждение. Важнейшим результатом научного поиска стала педагогическая модель, разработанная на основе средового, компетентностного, личностно ориентированного и аксиологического подходов. К числу наиболее сложных профессиональных задач для учителя начальных классов аргументированно отнесены создание и развитие сообществ, воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации. В качестве примера приведены результаты педагогической практики по реализации разработанной модели в условиях информационно-образовательной среды и их научная интерпретация в логике непрерывного профессионального развития педагога. Заключение. Подчеркивается необходимость учета новых условий организации образовательного процесса в начальной школе для формирования социальной грамотности младших школьников. Материалы статьи могут быть использованы руководителями программ повышения квалификации и переподготовки работников начального образования, административно-методическими командами образовательных организаций общего образования.

Ключевые слова: ключевые компетенции, младший школьник, социализация, социальная функциональная грамотность, информационно-образовательная среда

2130
65

Алязова З. С. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX-НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА ПО ПРОБЛЕМАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 12 (90). С. 100-104

Рассматриваются основные работы по истории образования конца XIX- начала 90-х годов XX века, в которых затрагиваются вопросы реформирования системы образования в дореволюционной России

Ключевые слова: история образования, реформирование образования, история высшего образования, история дореволюционной школы, историографический обзор

2127
66

Кондратьева Ольга Николаевна, Баумтрок Инна Александровна МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 7 (184). С. 66-70

Статья посвящена описанию особенностей метафорической репрезентации экономического концепта «инфляция» в российском медиадискурсе. Описаны антропоморфная, зооморфная, натурморфная, милитарная, спортивная метафорические модели, определена их роль в создании образа инфляции в сознании рядовых носителей языка, установлен прагматический потенциал данных моделей, эксплицированы оценки инфляции, формируемые массмедиа. Установлено, что российские средства массовой информации создают достаточно негативный образ инфляции как некой силы, угрожающей нормальной жизни общества, регулярно подчеркивают необходимость жесткого контроля над данным явлением и указывают на необходимость его преодоления.

Ключевые слова: концептуальная метафора, метафорическая модель, концепт, медиадискурс, инфляция

2127
67

Оглуздина Татьяна Петровна РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» В ИСТОРИИ ЛИНГВИСТИКИ И ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 91-94

Рассмотрено развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории и методики обучения иностранным языкам, дан обзор основных концепций зарубежных и отечественных ученых к трактовке данного термина, представлена структура языковой компетенции у разных авторов. На основе анализа основных подходов к данному понятию устанавливается определение языковой компетенции в методике обучения иностранному языку.

Ключевые слова: языковая (лингвистическая) компетенция, коммуникативная компетенция, языковые знания, навыки и умения, языковые способности, речевая деятельность, общение.

2084
68

Коняхина Инна Владимировна КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 68-71

Рассматривается теория компетентностного подхода, являющегося методологической основой реализации ФГОС ВПО. Выявлена актуальность проблемы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе ФГОС ВПО. Центральное место в статье занимает понятие «компетентностный подход», внедрение которого в образование способствует повышению качества подготовки профессиональных специалистов. Проведен анализ понятий «компетенция» и «компетентность» и их соотношения. Раскрывается смысл понятия «содержание образования».

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентности, компетенции, метакачества

2071
69

Жукова Елена Анатольевна Проблема классификации высоких технологий // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1 (75). С. 34-46

В статье ставится проблема классификации высоких технологий (Hi-Tech). Для создания адекватной классификации Hi-Tech необходимо выявить специфику их создания и особенности механизмов их воздействия на социокультурные системы и человека. Сложность и многоаспектность проблемы классификации высоких технологий обусловлена многозначностью трактовок понятий «технология» и «высокая технология». Нами установлено, что создание технологии представляет собой процесс, состоящий из трех несводимых друг к другу стадий: технологического знания, технологического процесса и репликации продуктов технологии, специфические особенности которых и фиксируются в спектре многочисленных определений. Выявленные стадии позволили нам вскрыть информационную природу создания технологий. Специфика воздействий высоких технологий на социокультурную сферу и человека в том, что Hi-Tech инициируют эффекты самоорганизации социокультурных систем, которые нельзя заранее спрогнозировать. В случае высоких технологий мы имеем дело с очень сложными исторически развивающимися системами, которые не могут быть рассмотрены без учета взаимодействий с человеком. Самоподдерживающаяся сеть, в которую превращаются в процессе взаимодействия высокие технологии, функционирует по законам самоорганизации, что требует специфических методов и методологии для ее исследования и описания. Классификация Hi-Tech может быть адекватной только, если в ней будут учтены указанные выше особенности высоких технологий

Ключевые слова: высокие технологии, Hi-Tech, классификация высоких технологий, понятие «технология», понятие «высокая технология», информационно-синергетический подход, информационная природа создания технологий, самоорганизация социокультурных систем, система высоких те

2055
70

Тарасов Михаил Михайлович Традиции воспитания воинов России // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 1 (52). С. 5-9

В статье предпринята попытка дать краткую характеристику зарождения, становления и развития славных традиций воспитания воинов России от древнейших времен до наших дней, когда внутренним войскам МВД приходится выполнять служебно-боевые задачи в условиях борьбы с международным терроризмом во всех формах его кровавого проявления.

2034
71

Меньшикова Елена Александровна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 112-116

Статья посвящена выявлению психолого-педагогической природы феномена познавательной активности. Автор анализирует различные научные позиции исследователей, раскрывает закономерности развития познавательной активности, рассматривает факторы, влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности.

Ключевые слова: познавательная потребность, познавательная активность, познавательный интерес

2033
72

Мухин Олег Николаевич АБСОЛЮТИЗМ VS САМОДЕРЖАВИЕ: ЕЩЕ РАЗ К ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 2 (130). С. 142-149

Рассматривается проблема типологии политических режимов Нового времени. В рамках сравнительно исторического подхода подчеркивается специфика российского самодержавия в отличие как от абсолютизма, так и от восточной деспотии.

Ключевые слова: абсолютизм, самодержавие, деспотия, политический режим, Новое время

2028
73

Владимиров Владимир Николаевич Историческая информатика: пути развития // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 1 (52). С. 86-92

Статья посвящена современному состоянию и ближайшим перспективам развития исторической информатики. Подчеркивается значение междисциплинарного подхода в современном историческом исследовании. Подробно охарактеризовано одно из направлений исторической информатики – использование геоинформационных систем для нужд исторического исследования. Определяется объект, предмет и сфера действия исторической геоинформатики. Намечаются возможные пути применения и развития новых информационных технологий в исторических исследованиях.

2025
74

Лобачева Д. В. КУЛЬТУРНЫЙ ТРАНСФЕР: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА, РОЛЬ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 8 (98). С. 23-27

Рассматривается культурный трансфер как динамический процесс межкультурной коммуникации. Описывается сущность и дается определение культурного трансфера, отмечается его структура, методы анализа и механизм функционирования. Определяется место и роль культурного трансфера в системе литературных взаимодействий.

Ключевые слова: культурный трансфер, литературные взаимодействия, рецепция, межкультурная коммуникация

2014
75

Зайцева Ольга Викторовна НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 106-109

В условиях возрастающего значения непрерывного образования в развитии экономики, общества и отдельного человека резко увеличивается внимание исследователей к данной сфере. В то же время необходимо отметить отсутствие устоявшейся терминологии, касающейся непрерывного образования. В статье рассматриваются различные подходы к понятиям в сфере непрерывного образования: дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, образование на протяжении всей жизни и др. Делается попытка обобщить существующие подходы и сформулировать предложения по выработке единого понятийного аппарата в данной сфере.

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, определения и понятия, законодательство в сфере непрерывного образования

2005
76

Айкина Татьяна Юрьевна МЕТОД КЕЙСОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 58-61

Статья посвящена использованию метода кейсов в процессе обучения иностранному языку с целью формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов. В работе приведены возможности данной образовательной технологии, цели кейсов, этапы работы с ними, а также практические рекомендации.

Ключевые слова: кейс, метод кейсов, технология, коммуникативная компетенция, обучение иностранному языку

1995
77

Тучков Александр Геннадьевич Теоретико-методологические основы исследовательской деятельности М.Б. Шатилова // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 1 (52). С. 110-116

В статье впервые рассматриваются теоретико-методологические основы исследовательской деятельности известного томского этнографа, историка 1920–1930-х гг. М.Б. Шатилова. Автор статьи актуализирует внимание на комплексе сложных познавательных процедур, применяемых исследователем в научной практике. В статье также выявлены основные концептуальные положения этнографа, освещена его позиция по ряду проблем традиционной культуры народов Сибири, в частности, самобытной культуры хантов р. Вах. Анализ его взглядов позволяет утверждать, что исследователь был близок к эволюционистскому направлению в российской этнографии, сохранявшему свои позиции в первой четверти XX в.

1980
78

Салимовский В. А. Болотнова Н. С., Бабенко И. И., Васильева А. А. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 1 (38). С. 94-96

Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль

1977
79

Стародубцев Михаил Павлович КУЛЬТ РАЗУМА, ЗНАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕННОСТЬ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 291-296

Дан анализ просветительских взглядов философов, основателей педагогического течения, писателей-просветителей. И русские, и европейские просветители считали, что решить проблемы общества можно через совершенствование обучения и воспитания. Гарантом таких преобразований называли просвещенного монарха. История доказала правильность этой теории на практике на примере западных монархов и Екатерины II в России. Основными ценностями этой эпохи были вера во всесилие разума, общественный прогресс, этические нормы и нравственные категории.

Ключевые слова: общественный прогресс, ценности, приоритеты, просвещение

1977
80

Таткина Е. Г. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 131-134

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физи­ческой энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В статье обсуждаются профилактические, лечебные и реабили­тационные мероприятия

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональная деятельность, профилактика выгорания, терапия выгорания

1965
81

Буртовая Наталия Борисовна МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЭГОЦЕНТРИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 96-102

Представлен теоретический анализ по проблеме психического развития подростка, формирования эгоцент­ризма и методов его коррекции. Также большое внимание уделено проблеме школьной дезадаптации в системе образования вообще и в процессе формирования личности подростка в частности

Ключевые слова: эгоцентризм, школьная дезадаптация, децентрация, ресоциализация, коррекция, про­филактика, реабилитация

1958
82

Романова Мария Викторовна ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 99-104

Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическое общение, невербальные средства общения, жесты, учитель, профессионал

1952
83

Петрова Екатерина Васильевна, Семенова Наталия Владимировна, Алехин Анатолий Николаевич ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ И МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПСИХИАТРИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 194-199

Рассматривается вопрос формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников психиатрических учреждений. С помощью опросника «Системный индекс синдрома перегорания» на основе теста MBI получены данные, позволяющие обсуждать особенности данного синдрома у врачей-психиатров и медицинских сестер амбулаторных и стационарных психиатрических учреждений.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений, скука

1940
84

Петрусевич Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 195-198

В работе проводится современный анализ сущности понятия «девиантное поведение подростков», выделяются признаки и специфические особенности отклоняющегося поведения, помогающие отличить его от других явлений, установить наличие и степень развития, рассматривается трактовка смежных понятий и терминов.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, педагогическая проблема, нормы, отклонения, делинквентность, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, дезадаптация.

1935
85

Поздеева Светлана Ивановна, Кузнецова Татьяна Викторовна ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 65-69

Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности в начальной школе. Рассматриваются особенности позиции педагога в организации этой деятельности как руководителя, организатора и участника. Сопоставляется позиция педагога в закрытом и отрытом действии при проектировании.

Ключевые слова: совместная деятельность, проектная деятельность, позиция педагога, закрытое и открытое совместное действие

1931
86

Батарчук Дмитрий Сергеевич ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 149-153

Рассматриваются социально значимые вопросы развития поликультурной личности в условиях много-национального общества. Проблемы этнического самоопределения, этнотолерантное взаимодействие являются актуальными на социальном, психолого-педагогическом и научном уровнях. Полиэтническая образовательная среда представлена как современная реальность, в которой развивается личность, требующая специально организованного целенаправленного психолого-педагогического сопровождения. Оно предполагает создание системы, в которой будут созданы необходимые психолого-педагогические условия для успешного развития поликультурной личности.

Ключевые слова: поликультурная личность, полиэтническая образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение, этнотолерантность.

1930
87

Баряева Людмила Борисовна, Миккоева Наталья Валерьевна РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 163-166

Рассматриваются вопросы развития языковой интуиции и познавательного интереса у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в сравнении с дошкольниками с нормальным речевым развитием. На основе экспериментальных данных охарактеризованы уровни развития языковой интуиции и познавательной активности детей. Соотнесены уровни развития языковой интуиции со степенью выраженности речевого недоразвития. Произведен анализ психофизиологического развития детей с ОНР. Предложена технология формирования познавательной активности и развития языковой интуиции, которая представлена развивающими играми с детьми с нарушением речи.

Ключевые слова: развивающие игры, дошкольники с общим недоразвитием речи, языковая интуиция, познавательный интерес, исследовательская деятельность, проблемные речевые ситуации

1930
88

Фраш С. С., Максютина Ольга Викторовна ПЕРЕВОД С ЛИСТА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ПЕРЕВОДА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 4 (94). С. 76-81

В статье приведены обзор и анализ отечественных и зарубежных исследований перевода с листа с целью обоснования необходимости создания теоретической и методологической базы данного вида перевода. Авторами доказывается целесообразность изучения перевода с листа как отдельного, самостоятельного вида переводческой деятельности с перспективой включения его в программу подготовки переводчиков как такового, а не в качестве вспомогательного либо подготовительного упражнения при обучении другим видам перевода.

Ключевые слова: перевод с листа, вид перевода, процесс перевода, модель перевода, подготовка переводчиков

1921
89

Витрук Екатерина Ефимовна, Коллегов Артем Константинович ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 28-31

Дано определение педагогического сознания, раскрыто значение внешних и внутренних условий формирова­ния педагогического сознания

Ключевые слова: сознание, педагогическое сознание, самосознание, ответственность, творческое мыш­ление, толерантность

1919
90

Пушкина Оксана Владимировна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1 (79). С. 29-32

В статье отражены основные теоретические аспекты профессионального самоопределения школьников в условиях профильного обучения. Автор рассматривает профориентационную работу как одно из условий профессионального самоопределения школьников. Изучены научные и нормативно-правовые основы предпрофильного и профильного обучения. Затронут вопрос о системе психолого-педагогического сопровождения школьников в рамках профильного обучения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профильное обучение, предпрофильная подготовка, профессиональная ориентация, психолого-педагогическое сопровождение, профессионализация

1914
91

Петрова Нина Геннадьевна ЗАГЛАВИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ СИМВОЛИСТОВ: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИДИОСТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 3 (105). С. 41-46

Представлен анализ заглавий поэтических текстов К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова и З. Н. Гиппиус, вошедших в сборники стихов, датированных началом ХХ в. Выявлены как общие тенденции в названиях лирических стихотворений поэтов-символистов, так и некоторые идиостилевые особенности.

Ключевые слова: теория регулятивности, заглавие как лексический регулятив, типы и виды заглавий

1913
92

Сыскина Анна Александровна ПЕРЕВОДЫ XIX ВЕКА РОМАНА «ДЖЕН ЭЙР» ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ: ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА И ВЗГЛЯДОВ ГЕРОИНИ В ПЕРЕВОДЕ 1849 ГОДА ИРИНАРХА ВВЕДЕНСКОГО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 177-182

Данная статья посвящена переводу романа «Джен Эйр», выполненному в XIX в., Иринарха Введенского. Цель статьи – определить особенности переводческой рецепции творчества Ш. Бронте в передаче характера и взглядов героини. Автор заключает, что перевод романа «Джен Эйр» Шарлотты Бронте был выполнен с отступлениями от авторского текста, что отражает основные принципы перевода, проповедуемые Иринархом Введенским.

Ключевые слова: Шарлотта Бронте, «Джен Эйр», роман, перевод, XIX век, Иринарх Введенский

1913
93

Абашева Марина Петровна, Аристов Денис Владимирович ВОЕННАЯ ПРОЗА 1990-2000-Х ГОДОВ: ГЕНЕЗИС И ПОЭТИКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 8 (98). С. 133-137

Рассматривается проблематика и поэтика новейшей русской прозы о войне (О. Ермаков, З. Прилепин, А. Бабченко и др.) в контексте произведений предшественников: недавних (В. Астафьев, Г. Владимов, В. Маканин), и более отдаленных во времени («лейтенантская» проза В. Некрасова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева и др.)

Ключевые слова: военная проза 1990-2000-х годов, документальность, натурализм, литературная традиция

1912
94

Ахметова Людмила Владимировна КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 9 (87). С. 108-115

В статье рассматривается психологический механизм когнитивного обучения как один из факторов обеспечения качества общего среднего образования. Показано, что когнитивное обучение – это психолого-дидактическая система, в основе которой научно обоснованное представление о структурно-функциональной организации когнитивной сферы личности.

Ключевые слова: когнитивный, когнитивная сфера личности, структура, когнитивное обучение

1910
95

Грекова Ольга Константиновна, Акбаба Тюлай ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ: ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОБОЗНАЧЕНИЯ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 8 (205). С. 128-135

Введение. Статья посвящена одной из краеугольных, фундаментальных субстанций современного мироустройства (основанного ныне на триаде «материя – энергия – информация») – информации. Процесс передачи информации, актуальный для таких сфер, как журналистика, филология, дипломатия, социология, бизнес, рассматривается в качестве фрагмента картины мира как со стороны содержания, так и со стороны формы. Попытка структурирования процесса на основе достижений междисциплинарного его изучения привела нас к оформлению 11-членной модели. Поскольку языковые (глагольные) единицы обозначения звеньев процесса, по данным крупных современных семантических словарей, предстали разрозненными, разнесенными по разным рубрикам (общим числом 8), подчас мало связанным друг с другом, то, соответственно, появилась необходимость укрупнения масштаба этого блока. Отобранная на основе базы данных лаборатории ЛОКЛЛ филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова глагольная лексика образовала единый класс глаголов передачи информации, насчитывающий 340 единиц, актуальных для лексико-синтаксического курса русского языка как иностранного (РКИ). Значение передачи информации выступает как сильное (принадлежность лексической семантики), ослабленное (реализуемое только при поддержке контекста) и переносное разных типов. Следовательно, эти типы языковых значений в словаре курса РКИ должны представляться по-разному. Целью настоящей статьи было: 1) сформированный таким образом словарь поставить в соответствие с моделью передачи информации; 2) проанализировать словарь относительно двух позиций разрабатываемой модели: обозначения действия и типа информации (сообщения). Ведущим методом исследования являлся метод компонентного анализа глагольного слова. Результаты и обсуждение. Выяснилось, что глагольная лексика прорабатывает действие передачи информации и качественно, и количественно. При этом проявляются такие качественные характеристики, как отсутствие отправителя и искажение информации разного типа. Количественные характеристики выступают в виде дозирования информации и интенсивности/экстенсивности процесса. Выделены такие глаголы передачи информации (ободрить, обнадежить, вселить надежду, развеселить), которые связаны одновременно с характеризацией и адресанта, и адресата и передают одновременно интенцию отправителя и реакцию получателя. Типизация информации (также связанная с синтагматическими особенностями глагольного предиката), с одной стороны, дает достаточно широкую картину ее разновидностей, а с другой – позволяет определить, хотя и относительно, ее объем. Заключение. Выделенные языковые средства обозначения позиций модели передачи информации предназначены для лексико-синтаксического курса функционального русского языка.

Ключевые слова: структурирование процесса передачи информации, языковые средства обозначения позиций, русский язык как иностранный

1910
96

Мосейко Виктория Владимировна, Варлачёва Н. В. Экономическая классификация природных ресурсов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 9 (72). С. 52-54

Рассмотрены основные современные подходы к экономической классификации природных ресурсов, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых. Проведен сравнительный анализ и обсуждена методология данных подходов

1909
97

Булатова Татьяна Алексеевна, Черных Елена Ивановна СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 107-112

В статье рассматривается проблема социальной тревожности в среде молодых людей (студентов) образовательного учреждения через изучение механизмов психологических защит, участвующих в сохранении психологического гомеостаза. Пилотное исследование проводилось в парадигме психологические защиты адаптация или препятствие к самореализации.

Ключевые слова: социальная тревожность, социофобии, коморбидные состояния, психологические защиты, самореализация

1907
98

Карначук Наталия Викторовна АНГЛИЙСКАЯ ПЕЧАТНАЯ БАЛЛАДА-ЭПИТАФИЯ XVI ВЕКА И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 6 (195). С. 137-142

Дается характеристика печатной баллады-эпитафии, а также краткая история ее бытования в XVI в., указывается ее место среди текстов и ритуалов, фиксировавших память современников о покойном. Особо указано на сходства и отличия печатной эпитафии в сравнении с литературной эпитафией той же эпохи. Указано, что в отличие от литературной эпитафии и надгробных надписей площадная эпитафия еще не получила должного внимания со стороны исследователей. Определяются возможности печатной эпитафии в процессе формирования исторической памяти об ушедших современниках, указывается на отдельные проявления индивидуального припоминания в источнике, преимущественно ориентированном на фиксацию публичной памяти. Выявляются некоторые социальные, гендерные и национальные черты, наиболее характерные для образа покойного в изложении печатной эпитафии и существенные для воссоздания ценностной системы английских горожан во второй половине XVI в.

Ключевые слова: Англия раннего Нового времени, социальная история, историческая память, площадная литература, эпитафия

1904
99

Пилипчевская Наталья Викторовна Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 2 (76). С. 15-19

В статье соотносятся понятия «общественная активность» и «социальная активность». Особое внимание уделено сущности, структуре понятия «социальная активность». Представлен анализ результатов констатирующего эксперимента и предложены направления формирования социальной активности студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: социальная активность, общественная активность, компоненты социальной активности, потребность, направленность, ценностные ориентации, ответственность

1900
100

Серкова Ольга Александровна СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ЖЕНЩИН-ВОИНОВ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГЕРОИЧЕСКИХ ЭПОПЕЯХ ГЕРМАНИИ И ЯПОНИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 5 (170). С. 225-230

Представлено сравнение образов женщины-воина, встречающихся в средневековых произведениях «Повесть о доме Тайра» и «Песнь о Нибелунгах». Рассматриваются различные версии возникновения образа женщины-воина. Присутствует описание исследуемых источников и обоснование их выбора для данной темы. Выявляются сходства и различия образов, встречающихся в источниках, осуществляется попытка установить причины обнаруженных сходств и различий и проанализировать их. Совершается попытка рассмотреть образ женщины-воина с культурно-исторической, психологической, гендерной и социальной сторон.

Ключевые слова: сравнительно-исторический анализ, средневековая литература, героическая эпопея, женщина-воин, Япония, Германия

1900
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Страница 2 из 137

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ