№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
51 | Введение. Учет стилистических особенностей перевода англоязычных газетно-публицистических текстов важен для сохранения их целевого влияния на целостное восприятие текста. Стилистические компоненты высказывания заключают в себе его функциональную характеристику и эмоциональную направленность. Целью данной статьи является рассмотрение и анализ стилистических особенностей перевода газетных и публицистических текстов современных СМИ, публикуемых на английском языке. Материал и методы. В работе выполнен сопоставительный анализ языковых единиц статей современной англоязычной прессы, выявлены функциональные характеристики отдельных высказываний, несущих стилистическую и эмоциональную окраску. Показана неоднородность выбора языковых средств перевода стилистически окрашенных языковых единиц. Большое внимание уделено стилистическим особенностям английских газетных текстов, а также их переводу на русский язык согласно правилам и нормам газетно-публицистического стиля России, особенностям перевода устойчивых выражений, частотности употребления лексических единиц на страницах английских и российских газет и проблемам, связанным с расхождением частотности их употребления, стилистической разноплановостью лексики, характерной как для языка английских, так и русских газет, и особенностям перевода стилистически окрашенной лексики. Результаты и обсуждение. Анализ показал высокий процент использования функциональных замен, переносов, метонимии, генерализации, конкретизации. В каждом случае учитывались в первую очередь традиции экспликации переводящего языка. В работе обосновано применение переводческих трансформаций, в том числе нейтрализующих некоторые стилистические элементы, нетипичные для газетно-публицистического текста, когда адекватная передача ведущей стилистической функции требует известных сдвигов в денотативном значении. Широкое применение при передаче экспрессивно-стилистических оттенков высказывания находит метод компенсации, а также стилистические транспозиции, причем решающим критерием при выборе способа перевода является функциональная роль этих транспозиций. Выбор же стилистически окрашенных эквивалентов перевода обоснован в большинстве случаев их способностью передать выразительность и функциональную характеристику высказывания. Заключение. В результате исследования можно сделать вывод, что учет стилистических особенностей перевода языковых единиц определяет не только адекватное понимание текста, но и эмоциональную реакцию, восприятие идеологических установок, психологическое воздействие на читателя, а максимально точная передача эмоциональной окраски подлинника является необходимым условием адекватного перевода. Ключевые слова: стилистические модификации, сопоставительный анализ, газетно-публицистический текст, функциональная характеристика высказывания | 1853 | |||||
52 | Рассматривается лингвистическая категория прецедентности в интернет-мемах, популярных единицах интернет-коммуникации. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучить прецедентные феномены в таком новом виде сетевого дискурса, как интернет-мем. Исследование проводилось на материале русскоязычных интернет-мемов. Методы исследования включали метод случайной выборки и дискурсивный анализ. Исследование показало, что разнообразные прецедентные феномены (прецедентные имена, высказывания, тексты и ситуации) часто задействуются в интернет-мемах и выполняют несколько важных функций, выступая как средство создания комизма, диалога с читателем, эстетического эффекта и интеллектуальной игры. Исследование выявило, что прецедентность имеет глубокие когнитивные основания, поскольку именно прецедентность формирует определенное когнитивное поле, в котором задействуются различные концепты, фреймы и сценарии. Данное направление является перспективным для дальнейшего изучения, поскольку прецедентность играет очень большую роль в интернет-мемах, что доказывается частотностью и разнообразием прецедентных феноменов в интернет-мемах. Ключевые слова: интернет-мем, мем, интернет-коммуникация, прецедентный феномен, прецедентность, прецедентный текст | 1847 | |||||
53 | Рассматривается концепция пространства французского философа и социального теоретика Анри Лефевра. Пытаясь преодолеть редукционистский взгляд на пространство, свойственный метафизическим подходам, Лефевр обращается к повседневному опыту пространства и рассматривает его одновременно в трех срезах: материальном, социально-политическом и научно-исследовательском. Изначальная социальность пространства означает для Лефевра, что вопрос о производстве пространства должен быть поставлен в контексте проблемы производства и воспроизводства социальных отношений. Так, анализ пространства приобретает характер социальной критики: изменить общество означает для Лефевра изменить пространство (и наоборот). Ключевые слова: производство, спациология, социальное пространство, повседневность, капитализм | 1831 | |||||
54 | Оценка факторов риска для здоровья человека - научное направление, разрабатывающее технологии прогнозирования взаимосвязей в системе «организм человека - окружающая среда». Расчетные параметры, характеризующие выраженность воздействия на биологические системы факторов окружающей среды, в том числе на организм человека, позволяют оценить вероятность возможных неблагоприятных эффектов и построить программу управления риском для снижения его уровня до приемлемых величин. Одним из ключевых методологических походов экологии человека может служить внедрение в практику моделирования влияния химического загрязнения окружающей среды на здоровье населения как фактора риска для сохранения экологической безопасности региона. Ключевые слова: здоровье человека, факторы риска, биологические эффекты, методология, оценка риска химического загрязнения окружающей среды | 1772 | |||||
55 | Статья посвящена выявлению сущности феномена познавательного интереса. Автор анализирует различные научные позиции исследователей, закономерности развития познавательного интереса, факторы, влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности. Ключевые слова: Познавательная потребность, познавательная активность, познавательный интерес, личностное образование, смыслообразующий мотив, личностный смысл. | 1757 | |||||
56 | Каталаза – фермент класса оксидоредуктаз, входящий в состав антиоксидантной системы клетки и выполняющий функцию антиперекисной защиты. В клинической биохимии преимущественно определяют активность каталазы фотометрическим методом в следующих биологических средах: цельная кровь, плазма, эритроциты. Активность каталазы крови – один из прогностических тестов выраженности эндотоксикоза организма человека. Анализ активности каталазы находит применение в экологии человека в качестве биомаркера нарушений метаболических процессов в организме, как в крови, так и в других биологических средах (например слюне). Для оценки качества окружающей среды в экологии человека используется фотометрическое измерение концентраций каталазы в воздухе рабочей зоны. Ключевые слова: каталаза, биологические среды, организм человека, эндотоксикоз, клинико-биохимическая оценка | 1757 | |||||
57 | В статье представлена методика моделирования художественного концепта в поэтическом дискурсе М.А. Волошина на основе анализа текстовых ассоциатов, входящих в ассоциативное поле концепта хаос. Исследование выполнено в русле коммуникативной стилистики текста. Ключевые слова: дискурсивный анализ, методика, художественный концепт хаос, текстовый ассоциат, направление ассоциирования | 1749 | |||||
58 | Определена структура коммуникативных способностей с позиции комплексного подхода, выявлены их компоненты на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях. Исследованы особенности развития коммуникативных способностей в старшем подростковом возрасте, дана характеристика высококоммуникативных, среднекоммуникативных и низкокоммункиативных подростков. Факторный анализ во всех группах испытуемых позволил установить следующие механизмы развития способности к общению: активность, коллективистская направленность, высокий уровень потребности в общении, мотивация успеха, мотивация аффилиации, эмоциональная стабильность. Ключевые слова: коммуникативные способности, старшие подростки, активность, направленность, мотивация аффилиации, стиль межличностных отношений | 1715 | |||||
59 | В статье представлен обзор современных теоретических представлений и подходов к изучению совладающего со стрессом поведения (копинг). Описаны основные функции, структура и виды копинга, указываются наиболее адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии. Представлены зарубежные методы исследования копинг-поведения. В конце статьи автор начинает знакомить читателя с результатами масштабного отечественного исследования репертуара копинг-поведения в выборке, охватившей 1627 россиян. Исследование проводилось рамках адаптации и стандартизации оригинальной методики Р. Лазаруса. Ключевые слова: психологическая адаптация, копинг-поведение, психологическая защита, методы измерения копинг-поведения | 1713 | |||||
60 | Рассматривается теория компетентностного подхода, являющегося методологической основой реализации ФГОС ВПО. Выявлена актуальность проблемы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе ФГОС ВПО. Центральное место в статье занимает понятие «компетентностный подход», внедрение которого в образование способствует повышению качества подготовки профессиональных специалистов. Проведен анализ понятий «компетенция» и «компетентность» и их соотношения. Раскрывается смысл понятия «содержание образования». Ключевые слова: компетентностный подход, компетентности, компетенции, метакачества | 1678 | |||||
61 | В статье ставится проблема классификации высоких технологий (Hi-Tech). Для создания адекватной классификации Hi-Tech необходимо выявить специфику их создания и особенности механизмов их воздействия на социокультурные системы и человека. Сложность и многоаспектность проблемы классификации высоких технологий обусловлена многозначностью трактовок понятий «технология» и «высокая технология». Нами установлено, что создание технологии представляет собой процесс, состоящий из трех несводимых друг к другу стадий: технологического знания, технологического процесса и репликации продуктов технологии, специфические особенности которых и фиксируются в спектре многочисленных определений. Выявленные стадии позволили нам вскрыть информационную природу создания технологий. Специфика воздействий высоких технологий на социокультурную сферу и человека в том, что Hi-Tech инициируют эффекты самоорганизации социокультурных систем, которые нельзя заранее спрогнозировать. В случае высоких технологий мы имеем дело с очень сложными исторически развивающимися системами, которые не могут быть рассмотрены без учета взаимодействий с человеком. Самоподдерживающаяся сеть, в которую превращаются в процессе взаимодействия высокие технологии, функционирует по законам самоорганизации, что требует специфических методов и методологии для ее исследования и описания. Классификация Hi-Tech может быть адекватной только, если в ней будут учтены указанные выше особенности высоких технологий Ключевые слова: высокие технологии, Hi-Tech, классификация высоких технологий, понятие «технология», понятие «высокая технология», информационно-синергетический подход, информационная природа создания технологий, самоорганизация социокультурных систем, система высоких те | 1651 | |||||
62 | Рассматриваются основные работы по истории образования конца XIX- начала 90-х годов XX века, в которых затрагиваются вопросы реформирования системы образования в дореволюционной России Ключевые слова: история образования, реформирование образования, история высшего образования, история дореволюционной школы, историографический обзор | 1641 | |||||
63 | Обосновывается эффективность геймификации как нового способа организации обучения, имеющего огромный педагогический потенциал. Доказывается, что применение инструментария компьютерных игр в образовательном процессе, во-первых, усиливает мотивацию субъекта уделять более сильное и более качественное внимание образовательной деятельности, во-вторых, продлевает приверженность задаче и, наконец, повышает вероятность достижения поставленной цели. От других игровых практик (ролевых, деловых игр и т. д.) геймификация отличается неимитационным характером активности: сохраняя неизменным содержание образовательной деятельности, геймификация кардинально трансформирует способ организации этой деятельности и сопровождает весь образовательный цикл. Ключевые слова: геймификация образования, игровые технологии, способ организации обучения | 1640 | |||||
64 | Введение. Начальная школа является наиболее ответственным периодом в развитии личности, поскольку позволяет ученику не только овладеть учебной деятельностью, но и активно включиться в процесс социализации. Важно, что внешкольная и учебная деятельность современных школьников реализуется в условиях информатизации жизни общества и образования. Следовательно, учителя начальных классов должны осознать происходящие изменения в повседневной жизни учеников, изучить требования государства и корректировать профессиональную деятельность таким образом, чтобы решить проблему формирования социальной грамотности в цифровой школе. Сопоставление требований нормативных документов позволило определить цель исследования, состоящую в научно обоснованном моделировании процесса формирования социальной грамотности обучающихся. Материал и методы. Содержание статьи построено на основе использования теоретического анализа, экспертного метода, методов педагогического моделирования, анализа и интерпретации педагогической практики. Посредством уточнения понятийного поля на основе полинаучного анализа установлена связь содержания терминов: компетенции – функциональная грамотность, социализация – социальная грамотность. Сравнительный анализ представлений о ключевых компетенциях в разных странах мира способствовал конкретизации характеристик социальной грамотности и особенностей ее формирования в начальной школе. Результаты и обсуждение. Важнейшим результатом научного поиска стала педагогическая модель, разработанная на основе средового, компетентностного, личностно ориентированного и аксиологического подходов. К числу наиболее сложных профессиональных задач для учителя начальных классов аргументированно отнесены создание и развитие сообществ, воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации. В качестве примера приведены результаты педагогической практики по реализации разработанной модели в условиях информационно-образовательной среды и их научная интерпретация в логике непрерывного профессионального развития педагога. Заключение. Подчеркивается необходимость учета новых условий организации образовательного процесса в начальной школе для формирования социальной грамотности младших школьников. Материалы статьи могут быть использованы руководителями программ повышения квалификации и переподготовки работников начального образования, административно-методическими командами образовательных организаций общего образования. Ключевые слова: ключевые компетенции, младший школьник, социализация, социальная функциональная грамотность, информационно-образовательная среда | 1616 | |||||
65 | Представлены результаты исследования, проведенного среди учащихся шестых – восьмых классов общеобразовательных школ на предмет наличия учебной перегрузки. Рассмотрены проблемы рациональности организации учебного процесса, распределения учебной нагрузки по дням недели. Проводится сравнительный анализ показателей школьной тревожности, самочувствия, активности, настроения у школьников с различными показателями учебной нагрузки. Даны рекомендации по психопрофилактике учебных перегрузок в рамках взаимодействия участников образовательного процесса. Ключевые слова: психологическое здоровье, подростковый возраст, учебная нагрузка, учебная перегрузка, эмоциональное состояние, взаимодействие, психопрофилактика | 1611 | |||||
66 | Рассматриваются социально значимые вопросы развития поликультурной личности в условиях много-национального общества. Проблемы этнического самоопределения, этнотолерантное взаимодействие являются актуальными на социальном, психолого-педагогическом и научном уровнях. Полиэтническая образовательная среда представлена как современная реальность, в которой развивается личность, требующая специально организованного целенаправленного психолого-педагогического сопровождения. Оно предполагает создание системы, в которой будут созданы необходимые психолого-педагогические условия для успешного развития поликультурной личности. Ключевые слова: поликультурная личность, полиэтническая образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение, этнотолерантность. | 1610 | |||||
67 | Рассматривается проблема типологии политических режимов Нового времени. В рамках сравнительно исторического подхода подчеркивается специфика российского самодержавия в отличие как от абсолютизма, так и от восточной деспотии. Ключевые слова: абсолютизм, самодержавие, деспотия, политический режим, Новое время | 1606 | |||||
68 | Представлен теоретический анализ по проблеме психического развития подростка, формирования эгоцентризма и методов его коррекции. Также большое внимание уделено проблеме школьной дезадаптации в системе образования вообще и в процессе формирования личности подростка в частности Ключевые слова: эгоцентризм, школьная дезадаптация, децентрация, ресоциализация, коррекция, профилактика, реабилитация | 1605 | |||||
69 | В условиях возрастающего значения непрерывного образования в развитии экономики, общества и отдельного человека резко увеличивается внимание исследователей к данной сфере. В то же время необходимо отметить отсутствие устоявшейся терминологии, касающейся непрерывного образования. В статье рассматриваются различные подходы к понятиям в сфере непрерывного образования: дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, образование на протяжении всей жизни и др. Делается попытка обобщить существующие подходы и сформулировать предложения по выработке единого понятийного аппарата в данной сфере. Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, определения и понятия, законодательство в сфере непрерывного образования | 1576 | |||||
70 | В статье соотносятся понятия «общественная активность» и «социальная активность». Особое внимание уделено сущности, структуре понятия «социальная активность». Представлен анализ результатов констатирующего эксперимента и предложены направления формирования социальной активности студентов педагогического вуза. Ключевые слова: социальная активность, общественная активность, компоненты социальной активности, потребность, направленность, ценностные ориентации, ответственность | 1572 | |||||
71 | Рассмотрено развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории и методики обучения иностранным языкам, дан обзор основных концепций зарубежных и отечественных ученых к трактовке данного термина, представлена структура языковой компетенции у разных авторов. На основе анализа основных подходов к данному понятию устанавливается определение языковой компетенции в методике обучения иностранному языку. Ключевые слова: языковая (лингвистическая) компетенция, коммуникативная компетенция, языковые знания, навыки и умения, языковые способности, речевая деятельность, общение. | 1571 | |||||
72 | В статье отражены основные теоретические аспекты профессионального самоопределения школьников в условиях профильного обучения. Автор рассматривает профориентационную работу как одно из условий профессионального самоопределения школьников. Изучены научные и нормативно-правовые основы предпрофильного и профильного обучения. Затронут вопрос о системе психолого-педагогического сопровождения школьников в рамках профильного обучения. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профильное обучение, предпрофильная подготовка, профессиональная ориентация, психолого-педагогическое сопровождение, профессионализация | 1565 | |||||
73 | Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В статье обсуждаются профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональная деятельность, профилактика выгорания, терапия выгорания | 1559 | |||||
74 | Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль | 1558 | |||||
75 | Рассматриваются особенности употребления форм нисходящего сравнения имени прилагательного, их статус и семантика в узуальном, стилистическом и прагматическом аспектах. Названные формы менее употребительны, чем синтетические и аналитические формы восходящего сравнения, что обычно объясняется психологическими причинами, так как для человека операция сложения является более естественной, чем операция вычитания. Однако формы нисходящего сравнения в языке могут выполнять несколько функций, которые не характерны для форм восходящего сравнения. В частности, эти формы часто используются для преуменьшения значимости негативных признаков, для создания комического эффекта или смягчения резкости суждений и оценок. Проводится анализ структуры и семантики компаративных синтагматических корреляций с формами нисходящего сравнения, посредством которых осуществляются данные функции. Ключевые слова: прилагательное, степени сравнения, формы нисходящего сравнения, синтагматические корреляции, компаративная семантика, эвфемизмы | 1555 | |||||
76 | Рассматривается модифицированная F(R)-гравитация как реалистичная модель для описания наблюдаемой истории расширения Вселенной. Показано, что недавно открытое космическое ускорение, эпоха доминирования излучения/вещества и инфляция могут быть описаны в рамках F(R)-гравитации единым образом. Для некоторых классов F(R)-гравитации выполняется закон Ньютона и отсутствует так называемая нестабильность материи (генерируется очень большая положительная масса для дополнительной скалярной степени свободы). Также рассматривается программа реконструкции для модифицированной гравитации и показано, что любой сценарий временной эволюции Вселенной может быть реализован в рамках F(R)-гравитации. Эти модели остаются реалистичными и в рамках неминимальной связи гравитации с обычным веществом. Показано, что модель, удовлетворяющая локальным тестам и предсказывающая объединение инфляции с космическим ускорением, также описывает темную материю благодаря наличию дополнительной скалярной степени свободы и механизму хамелеона. Ключевые слова: темная энергия, космологическая сингулярность, космическое ускорение | 1550 | |||||
77 | . | 1549 | |||||
78 | Рассматривается проблематика и поэтика новейшей русской прозы о войне (О. Ермаков, З. Прилепин, А. Бабченко и др.) в контексте произведений предшественников: недавних (В. Астафьев, Г. Владимов, В. Маканин), и более отдаленных во времени («лейтенантская» проза В. Некрасова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева и др.) Ключевые слова: военная проза 1990-2000-х годов, документальность, натурализм, литературная традиция | 1540 | |||||
79 | Дается краткий историографический обзор политики просвещенного абсолютизма императрицы Екатерины II. Предпринимается попытка сравнительного анализа взглядов исследователей советского, начиная со второй половины XX в., и новейшего времени по вопросу просвещенного характера политики Екатерины II. Выявляется специфика трактовки различных аспектов политики императрицы в качестве просвещенного монарха в советской и современной отечественной исторической науке. Ключевые слова: Екатерина II, французское Просвещение, просвещенный абсолютизм, рецепция | 1539 | |||||
80 | В статье рассматривается психологический механизм когнитивного обучения как один из факторов обеспечения качества общего среднего образования. Показано, что когнитивное обучение – это психолого-дидактическая система, в основе которой научно обоснованное представление о структурно-функциональной организации когнитивной сферы личности. Ключевые слова: когнитивный, когнитивная сфера личности, структура, когнитивное обучение | 1538 | |||||
81 | Рассматривается культурный трансфер как динамический процесс межкультурной коммуникации. Описывается сущность и дается определение культурного трансфера, отмечается его структура, методы анализа и механизм функционирования. Определяется место и роль культурного трансфера в системе литературных взаимодействий. Ключевые слова: культурный трансфер, литературные взаимодействия, рецепция, межкультурная коммуникация | 1536 | |||||
82 | Рассмотрены основные современные подходы к экономической классификации природных ресурсов, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых. Проведен сравнительный анализ и обсуждена методология данных подходов | 1526 | |||||
83 | Депривация означает лишение или ограничение (недостаток) возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений – от легких до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях: сенсорном, когнитивном, эмоциональном, социальном. Конечно, в чистом виде каждый из них можно выделить только в специальных экспериментах, а в жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Ключевые слова: материнская депривация, депривационная ситуация, депривационный опыт, уровни депривации, развитие личности, дети-сироты, привязанность | 1511 | |||||
84 | Статья посвящена использованию метода кейсов в процессе обучения иностранному языку с целью формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов. В работе приведены возможности данной образовательной технологии, цели кейсов, этапы работы с ними, а также практические рекомендации. Ключевые слова: кейс, метод кейсов, технология, коммуникативная компетенция, обучение иностранному языку | 1507 | |||||
85 | Рассматривается вопрос формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников психиатрических учреждений. С помощью опросника «Системный индекс синдрома перегорания» на основе теста MBI получены данные, позволяющие обсуждать особенности данного синдрома у врачей-психиатров и медицинских сестер амбулаторных и стационарных психиатрических учреждений. Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений, скука | 1504 | |||||
86 | Конкретизируется сущность экономической социализации через рассмотрение таких категорий экономической психологии, как экономическое сознание, экономическое поведение, экономическая роль, экономико-психологическая адаптация. Для раскрытия специфики процесса экономической социализации рассматриваются модели экономического человека, представленные в экономических теориях Ключевые слова: экономическая социализация, экономическое сознание, экономическое поведение, экономическая роль, экономико-психологическая адаптация | 1483 | |||||
87 | Рассмотрены концепции структуры иноязычной языковой компетенции в монографии Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка» и отечественной теории и методике обучения иностранным языкам. На основе анализа основных подходов к интерпретации содержания языковой компетенции устанавливаются основополагающие структурные компоненты данного понятия, выделяемые зарубежными и отечественными методистами. Ключевые слова: языковая (лингвистическая) компетенция, языковые знания, навыки и умения, лексическая, грамматическая, семантическая, фонологическая, орфографическая, орфоэпическая компетенции | 1483 | |||||
88 | Освещаются вопросы методики преподавания иностранного языки и внимание фокусируется на возможности создания учебных материалов в парадигмах Web 1.0 и Web 2.0. Работа в парадигме Web 2.0 означает изменение характера ролей и преподавателя, и студента и требует реализации принципов открытости и участия. В качестве примера приведены массовые открытые курсы edX и Coursera. Их анализ позволяет сформулировать определение учебных материалов в парадигме Web 2.0 как открытые сетевые образовательные ресурсы или виртуальные учебные среды, обеспечивающие вертикальное и горизонтальное общение участников. Ключевые слова: Web 1.0, Web 2.0, иностранный язык, учебные материалы, информационные и коммуникационные технологии, виртуальная учебная среда, профессиональные форумы | 1483 | |||||
89 | Рассматриваются функции компьютерных моделей в обучении, определяется их видовое разнообразие, уточняются термины, характеризующие конкретные виды компьютерных моделей. Указаны направления использования компьютерных моделей как средства предъявления «готового» знания и организации учебного исследования. Ключевые слова: компьютерная модель, классификация компьютерных моделей, обучение физике, цели обучения | 1478 | |||||
90 | В статье рассматривается проблема социальной тревожности в среде молодых людей (студентов) образовательного учреждения через изучение механизмов психологических защит, участвующих в сохранении психологического гомеостаза. Пилотное исследование проводилось в парадигме психологические защиты адаптация или препятствие к самореализации. Ключевые слова: социальная тревожность, социофобии, коморбидные состояния, психологические защиты, самореализация | 1477 | |||||
91 | В статье представлена модель психической адаптации/ дезадаптации, объединяющая уже известные в данной теме теории на основе структурно-уровневой концепции функционирования психики. На основе данной структурно-уровневой концепции выделены базовые характеристики, обеспечивающие психическую адаптацию на высокой уровне. Данный подход позволяет исследовать психическую адаптацию на донозологическом уровне возникновения отклонений от нормы психического здоровья. Данная модель может быть использована в мониторингах образовательных систем. Ключевые слова: психическое здоровье, структурно-уровневая концепция психики, адаптация (психологическая, психофизиологическая, социальная, психическая), утомление, дезадаптация. | 1477 | |||||
92 | Статья посвящена проблеме жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. В статье подробно раскрыты формы семейного жизнеустройства детей-сирот: усыновление, опека, приемная семья. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 102 замещающие семьи, взявшие на воспитание детей. Результаты исследования социально-психологических характеристик замещающих семей показали сложности в общении с приемным ребенком и необходимость целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей на всех этапах приема ребенка-сироты. Ключевые слова: замещающие семьи; жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей; психолого-педагогическое сопровождение; усыновление; опека; приемная семья | 1470 | |||||
93 | Введение. Рассматривается семантико-стилистическая система сравнений в поэме-сказке М. И. Цветаевой «Царь-Девица». Цель – соотнести особенности сферы-источника и сферы-мишени, соответствующих сравнениям в поэме сказке М. Цветаевой, с характеристиками образов Царь-Девицы и Царевича. Анализ сравнений основан на теории ассоциативности художественного слова, разрабатываемой в коммуникативной стилистике текста, и когнитивной теории метафорической речи. В применении к сравнениям сфера-мишень (А) – то, что сравнивается, его смысловые признаки, сфера-источник (В) – то, с чем сравнивается А. Сфера-источник является в сознании адресанта реакцией на сферу-мишень, а в сознании адресата – стимулом для формирования ассоциативного поля сферы-мишени. Ассоциативность – одно из важнейших качеств художественного слова, позволяет адресанту и адресату соотнести две сферы (А и В) на определенном основании (С), которое и становится ключом к эстетическому смыслу. Материал и методы. В ходе анализа использовались семантико-стилистический и статистико-стилистический методы. В системе сравнений отражаются важные характеристики ключевых образов поэмы. Это касается и соотнесения сферы-мишени и сферы-источника, а не только способов и средств выражения сравнения (например, в представлении Царь-Девицы повышена роль творительного сравнительного, передающего яркость, резкость, динамичность, тогда как в воплощении образа Царевича усиливается роль сравнительных союзов с ирреальной модальностью, помогающих выразить смысл неприкаянности героя, его несовместимости с миром материальным). Основные результаты. В результате исследования сделаны выводы о том, что при сопоставлении сферы-мишени сравнений, представляющих Царь-Девицу и Царевича, интегральным смысловым признаком выступает необычность, иномирность героев, однако природа этой иномирности различна: солнечная (семантика жизни, энергии, тепла) у Царь-Девицы и лунная (семантика ирреальности, физической немощи, холода) у Царевича. В соответствии с этой центральной оппозицией соотносятся и другие смысловые признаки, входящие в сферу-мишень: тип красоты и сила. Дифференциация образов по характеристикам сферы-мишени включает различие таких смысловых доминант, как сила любви (у Царь-Девицы) и творчество – струнное рукомесло (у Царевича). Заключение. Сфера-источник отражает ассоциативное богатство поэтического мира М. Цветаевой. Эстетическое содержание сравнений М. Цветаевой неисчерпаемо. Однако анализ сравнений на основе подходов коммуникативной стилистики текста и когнитивной лингвистики позволяет охарактеризовать сравнения как семантико-стилистическую систему. Ключевые слова: идиостиль М. Цветаевой, поэма-сказка «Царь-Девица», сравнение, сфера-источник, сфера-мишень | 1464 | |||||
94 | Статья посвящена проблеме организации проектной деятельности в начальной школе. Рассматриваются особенности позиции педагога в организации этой деятельности как руководителя, организатора и участника. Сопоставляется позиция педагога в закрытом и отрытом действии при проектировании. Ключевые слова: совместная деятельность, проектная деятельность, позиция педагога, закрытое и открытое совместное действие | 1460 | |||||
95 | Данная статья посвящена переводу романа «Джен Эйр», выполненному в XIX в., Иринарха Введенского. Цель статьи – определить особенности переводческой рецепции творчества Ш. Бронте в передаче характера и взглядов героини. Автор заключает, что перевод романа «Джен Эйр» Шарлотты Бронте был выполнен с отступлениями от авторского текста, что отражает основные принципы перевода, проповедуемые Иринархом Введенским. Ключевые слова: Шарлотта Бронте, «Джен Эйр», роман, перевод, XIX век, Иринарх Введенский | 1457 | |||||
96 | . | 1455 | |||||
97 | Раскрывается национальное своеобразие грибоедовского ментального концепта, устанавливается, что передача концепта ум значительно осложняется тем, что семантический объем русского концепта намного превышает семантический объем всех возможных эквивалентов в английском языке. Демонстрируются попытки преодоления современными профессиональными переводчиками (британским и российским) традиционно заявлявшейся «практической непереводимости» грибоедовского шедевра. Ключевые слова: А. С. Грибоедов, Горе от ума, концепт, ум, перевод | 1450 | |||||
98 | Статья посвящена выявлению психолого-педагогической природы феномена познавательной активности. Автор анализирует различные научные позиции исследователей, раскрывает закономерности развития познавательной активности, рассматривает факторы, влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности. Ключевые слова: познавательная потребность, познавательная активность, познавательный интерес | 1447 | |||||
99 | В статье рассматриваются проблемы, связанные с обучением программированию в средней общеобразовательной школе, влияющие на понижение уровня обучения учащихся. Авторами предложен метод повышения качества усвоения материала, который основан на использовании при обучении программированию обучающих программ – тренажеров, а именно web-визуализаторов (программы-тренажеры, являющиеся web-приложениями и демонстрирующие процесс работы алгоритмов). Рассмотрено тематическое наполнение линии алгоритмизации и программирования; сформирован комплект web-визуализаторов, отвечающий требованиям базового уровня средней школы; предложен комплект web-визуализаторов для профильного курса информатики, ориентированного на углубленное изучение программирования. Ключевые слова: информатика, программирование, обучающая программа-тренажер, web-визуализатор, методика обучения | 1446 | |||||
100 | Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе. Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическое общение, невербальные средства общения, жесты, учитель, профессионал | 1446 |