№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
3501 | - | 1138 | |||||
3502 | В статье раскрывается место философии образования в структуре социально-философского знания. Ключевые слова: философия образования, социальная философия, структура, знание | 1138 | |||||
3503 | Статья содержит содержательный анализ мониторинга и экспертизы инновационной деятельности в вузе. Автором доказано, что в российской высшей школе назрела потребность в совершенствовании контроля над эффективностью образовательных инноваций Ключевые слова: инновационная деятельность вуза, педагогический мониторинг, инновации | 1138 | |||||
3504 | В статье характеризуется положение западносибирских учительских институтов в годы Первой мировой войны. Показано влияние войны на внутреннюю жизнь и строй этих учебных заведений. Отражены процессы нарастания кризисных явлений в сфере педагогического образования на фоне развития социально-экономических проблем военных лет. Ключевые слова: западносибирские учительские институты, Первая мировая война, педагогическое образование | 1138 | |||||
3505 | . | 1138 | |||||
3506 | Педагогическая деятельность исследователя, работающего в области музыкального искусства, отражает специфические особенности художественно-эстетической сферы, поэтому формирование исследовательской культуры студента в условиях обучения в вузе осуществляется в двух направлениях: научно-исследовательском и художественно-исследовательском. Целостная модель формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта реализуется с учетом единства методологических подходов к научно-исследовательской и художественно-исследовательской деятельности студента, а также поэтапности формирования всех компонентов исследовательской культуры. Ключевые слова: Педагогическая деятельность исследователя, работающего в области музыкального искусства, отражает специфические особенности художественно-эстетической сферы, поэтому формирование исследовательской культуры студента в условиях обучения в вузе осуществляетс | 1138 | |||||
3507 | Обосновывается необходимость формирования готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов, рассматриваются понятия «среда», «культурологическая среда», анализируются создание, состав, условия организации и функционирования культуротворческой среды в гимназии гуманитарного профиля. Ключевые слова: среда, культуротворческая среда, условия организации и функционирования культуротворческой среды, формирование готовности к исследовательской деятельности учащихся профильных классов. | 1138 | |||||
3508 | Проводится анализ существующих компьютерных средств, используемых при обучении иностранному языку; делается попытка выявления их дидактического потенциала и обозначения проблем, связанных с интеграцией в учебный процесс; описываются особенности использования данных средств при обучении студентов направлений подготовки в области информационных технологий. Ключевые слова: информационные технологии, компьютерная лингводидактика, компьютерные средства обучения, обучение иностранному языку студентов технического вуза | 1138 | |||||
3509 | В статье предлагается трактовка одного из возможных путей становления местоименной системы в селькупском языке. Исторически вопросительные местоимения были именами мифических предков. Их табуирование обусловило использование иносказаний в роли вопросительных, неопределенных, отрицательных местоимений. Заместители имен становятся центром словообразовательных гнезд: kaj ‘утка’ (тотем); kaj ‘кто’, ‘чтo’, ‘какой’; kajdo ‘зачем’, ‘почему’; kajne ‘ничего’. Ключевые слова: селькупский язык, местоимение, эвфемизм, духовная культура | 1138 | |||||
3510 | Представлены некоторые пути семантических дериваций, в результате которых происходило становление и развитие основного словарного фонда селькупского языка. Конкретная символика, характерная для мифологического мышления, сменялась абстрактными понятиями. Этап грамматикализации конкретных понятий завершался переходом знаменательных слов в служебные и заместительные слова. Ключевые слова: селькупский язык, диалект, семантическая деривация, регулярные звуковые соответствия | 1138 | |||||
3511 | Освещены вопросы подготовки педагогов-музыкантов к научно-исследовательской деятельности в условиях вуза. Аргументируются идеи личностно-творческого подхода в организации научной поготовки студентов и их научного соворчества с преподавателем. Раскрываются особенности и возможности создания научно-образовательной среды в контексте своеобразия музыкально-педагогической деятельности. Ключевые слова: искусство, музыка, профессиональные компетенции, личность, образование, музыкальная педагогика | 1138 | |||||
3512 | На основе анализа ключевых характеристик элиты как социального слоя, определяющего вектор духовно-нравственного развития общества, и применения элитопедагогического подхода к исследованию практики семейного воспитания уточняется сущность и специфика понятий «элитный» и «элитарный». В связи с этим раскрываются сущностные и специфические особенности элитных, лучших, высокоэффективных образцов обучения и воспитания в семье, характеризуются концептуальные идеи элитизации личности в семейном воспитании. Ключевые слова: элита, элитный, элитарный, семейное воспитание | 1138 | |||||
3513 | Рассмотренный материал позволяет авторам статьи думать, что условность как понятие возникло относительно недавно, а как явление проявлялось всегда в разных приемах, способах, в исторически меняющихся принципах создания произведения как целого. Актуализация обсуждения последнего аспекта под разными обозначениями происходит, как правило, в ситуациях общественного возбуждения, в пору обновления языка искусства. Обращаясь к отечественной истории осмысления условности, соавторы выделяют принципиальное значение для нее рефлексии Пушкина в его полемике с последователями Аристотеля, статьи в сборниках о новом театре 1908 и 1914 гг., в которых условность предстает в значении категории, и как развитие их позиций – выступления представителей авангарда 1920-х гг. Ключевые слова: «Поэтика» Аристотеля, статья Пушкина «О народной драме и драме „Марфа Посадница“», «Монтаж аттракционов» С. Эйзенштейна, В. Брюсов, Вс. Мейерхольд, В. Маяковский, С. Третьяков, подражание, правдоподобие, натурализм, условность, авангард, монтаж, воздейств | 1138 | |||||
3514 | Рассматривается проблема совершенствования форм диагностики, контроля знаний, умений, навыков обучающихся средних специальных учебных учреждений в условиях внедрения в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов. Для повышения качества образовательного процесса предлагается использование разработанной авторами пропедевтической технологической карты. Особенность предлагаемой разработки заключается в том, что она содержит уровнево-критериальную систему контроля за уровнем сформированности у студентов общекультурных и профессиональных компетенций по 100-балльной системе оценивания результатов обучения. Ключевые слова: профессиональное образование, технологическая карта, результаты обучения, диагностический инструментарий | 1138 | |||||
3515 | Исследуется проблема изучения духовных императивов художественных и публицистических произведений Ф. М. Достоевского на уроках литературы, учитывающих приоритетные задачи национальной образовательной политики в области духовно-нравственного образования и воспитания, установка на создание для обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению через изучение классических произведений русской литературы XIX в. Исследование духовных императивов творчества Достоевского может стать фундаментом духовно-нравственного воспитания, формирования ценностной структуры личности обучающихся в ситуации нарастающих вызовов, утраты способности к культурной и мировоззренческой самоидентификации. Ознакомление обучающихся с творчеством писателя должно начинаться в старшем подростковом возрасте (5-е классы), когда запрос на разговор о ценностях и смыслах личностно актуализирован. Оптимальной формой организации эффективной работы по изучению духовных императивов художественных и публицистических произведений Достоевского является диалог, обсуждение, поиск педагогом и обучающимся совместных решений, устремленность к вектору самоопределения и самоанализа. В работе с личностными смыслами важна ориентация педагога на создание серьезного содержательного фундамента изучения произведений писателя, который включает в себя следующие аспекты: знание биографического контекста жизни Достоевского, представление об этапах формирования и ценностно-мировоззренческих особенностях личности, изучение концептуального содержания произведений писателя, знание специфики формирования русской литературы. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, духовные императивы, духовно-нравственное воспитание, автор, читатель, русская культура, православие, художественное произведение, аксиология, нравственность, романы Пятикнижия, «Дневник писателя», ценностно-ориентированное обучение, мо | 1138 | |||||
3516 | Приведены примеры из статистической физики и термодинамики, представляющие самостоятельный интерес для студентов и преподавателей, в которых использованы возможности математического пакета Mathcad. Сплайн-интерполяция применена для решения уравнения теплового баланса с учетом зависимости теплоемкости от температуры. Дебаевская теория теплоемкости кристаллов использована для решения уравнения теплового баланса. Рассмотрено вычисление химического потенциала в распределении Ферми-Дирака. Численно решены уравнения, в которых неизвестная входит под знак интеграла. Показано, как численно и графически решить уравнение, возникающее при выводе закона смещения Вина. С помощью формулы Планка определена температура звезд, имеющих максимальную долю излучения в видимом диапазоне. Приведены задачи, связанные с распределением Максвелла. Непосредственно вычислено давление изотермической атмосферы на заданной высоте без распределения Больцмана. Ключевые слова: системы компьютерной математики, сплайн-интерполяция, численное решение уравнений, статистические распределения | 1138 | |||||
3517 | . | 1137 | |||||
3518 | . | 1137 | |||||
3519 | - Ключевые слова: - | 1137 | |||||
3520 | 1137 | ||||||
3521 | Развитие системности мыслительных операций как условие продуктивной учебной деятильности(на примере изучения темы"Целые числы") | 1137 | |||||
3522 | В статье «Неустойчивость категории рода в камчатских говорах» представлен анализ категории рода общерусских и диалектных существительных, функционирующих в говорах камчадалов. Цель статьи: выделить отличия в распределении всей совокупности существительных, отмеченных в говорах, между родовыми классами. В этой работе существительные разделены на четыре группы: I. Общерусские слова, категория рода которых едина в диалектном языке и в литературном языке (ЛЯ). II. Общерусские слова, категория рода которых не совпадает в ЛЯ и в говорах. III. Общерусские слова с «кочующей» категорией рода в диалектной речи. IV. Диалектные существительные, категория рода которых отличается от ЛЯ. | 1137 | |||||
3523 | В статье описывается специфика применения понятий «менталитет» и «консерватизм» в социально-гуманитарных науках. Основное внимание уделяется социокультурному подходу. Автором рассматриваются варианты выявления консервативных установок в менталитете россиян. Ключевые слова: менталитет, консерватизм, консервативное мышление, холизм, конкретность, интуиция | 1137 | |||||
3524 | В статье приводится обзор перспективного исследования кафедры языков народов Сибири ТГПУ в области документации и анализа данных исчезающих языков Сибири. На опыте проекта по созданию базы данных исчезающих языков обско-енисийского ареала рассматриваются теоретические, методологические и эмпирические аспекты и перспективы ареально-типологического исследования языков ареала, вопросов этнографии этносов ареала, гипотезы параллелей между системами ареала. Ключевые слова: исчезающие языки Сибири, ареальная типология, документация языков | 1137 | |||||
3525 | Рассматривается проблема формирования научно-методических компетенций у студентов педагогических вузов при изучении естественнонаучных дисциплин. Определена сущность понятий «компетенция» и «компетентность», рассмотрены структуры компетентностной модели педагога, этапы формирования научно-методических компетенций у будущих учителей, а также приведен анализ самооценки формирования научно-методических умений у студентов педагогических вузов. Ключевые слова: Рассматривается проблема формирования научно-методических компетенций у студентов педагогических вузов при изучении естественнонаучных дисциплин. Определена сущность понятий «компетенция» и «компе- тентность», рассмотрены структуры компетентностной модели | 1137 | |||||
3526 | Подводятся итоги изучения зоопланктона бассейна р. Чулым и указывается, что впервые для этого региона установлено обитание 129 видов и 29 подвидов, из которых 52 вида и 10 подвидов впервые указываются для Западной Сибири и 4 вида – для России. Рассматриваются зоопланктонные комплексы участков бассейна нижнего, среднего и верхнего течения и распределение характерных видов зоопланктона по этим участкам. Ключевые слова: зоопланктон, коловратки, ветвистоусые, веслоногие, зоопланктонный комплекс, распределение, видовое разнообразие | 1137 | |||||
3527 | Использование информационных и мультимедиа-технологий в образовании способно коренным образом изменить существующую систему обучения иностранному языку. Уникальные возможности информационных технологий позволяют более качественно и быстро развивать умения и навыки более высокого уровня владения иностранным языком, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию. Роль обучающего постепенно меняется: он перестает быть единственным источником знания и становится советчиком и помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные знания в быстро меняющемся мире, для них требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса. Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, самостоятельная работа, обучающиеся, иностранный язык, обучение, информация, WebCT | 1137 | |||||
3528 | Рассматривается поэтика образа женщины, как он трактуется в литературе рубежа 1920–30-х гг. В работе представлен культурно-исторический контекст, в котором происходило становление нового понимания женщины, ее миссии, обязанностей, приведен обзор ключевых в этом отношении произведений. Знаковый рассказ В. Гроссмана «В городе Бердичеве» – своеобразное отражение процессов, происходящих в период смены художественных парадигм, когда революционную культуру сменила сталинская. В тексте анализируются образы женщины-комиссара и хозяйки, хранительницы очага, роженицы, чьи интересы сосредоточены в частном пространстве дома-мира. Ключевые слова: В. Гроссман, «В городе Бердичеве», женщина-комиссар, дом, семья, революция | 1137 | |||||
3529 | Выделены принципы управления инновационной деятельностью вуза в условиях перехода к постиндустриальному обществу, изменения типа научного творчества. Подробно рассмотрены принципы, определяющие сущность взаимодействия субъектов инновационной деятельности современного вуза. На основе анализа представлений о современной образовательной действительности определены требования к руководителю вуза, вуз при этом рассматривается как особая социальная система. Ключевые слова: инновационная деятельность вуза, принципы управления, взаимодействие субъектов инновационной деятельности, конкуренция, основанная на инновациях, руководитель вуза | 1137 | |||||
3530 | Рассматривается вопрос о преподавании иностранного языка в современной начальной школе. Анализируются результаты исследования в форме анкетирования педагогов массовой школы, которое выявило ряд противоречий. Педагоги понимают необходимость изменения процесса обучения, так как изменилась цель обучения с введением ФГОС второго поколения. Однако педагоги общеобразовательной школы не готовы пока менять методы обучения и формы организации образовательной деятельности учащихся. Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, современные образовательные технологии, формы организации деятельности на уроке, цель обучения | 1137 | |||||
3531 | Определяется роль женщин, активно участвовавших в становлении различных форм бытования музыки в конце XIX – начале XX века в первом университетском городе Сибири – Томске. Особо рассматривается их участие в открытии музыкальных учебных заведений города и развитии Томского отделения Императорского Русского Музыкального общества – этого социокультурного феномена, возникшего в обозначенный исторический период во многих российских провинциях, в том числе и в Сибирском регионе. Ключевые слова: музыкальная культура Томска, роль женщин, музыкально-учебные заведения, Томское отделение Императорского Русского Музыкального общества (ТО ИРМО), жены профессоров и чиновников, преподаватели музыки | 1137 | |||||
3532 | Впервые приводятся результаты исследования биологической активности эвтрофной торфяной залежи болота Турочак. Проведена оценка запасов микробной биомассы (актиномицетный и микромицетный мицелий, споры грибов), изучена активность ферментов – каталазы и инвертазы, характеризующих основные биохимические свойства. Показано, что по мере увеличения степени разложения и уменьшения количества легкогидролизуемых веществ запасы микробной биомассы снижаются. Установлено, что торфяная залежь эвтрофного болота Турочак биологически активна по всей глубине. Ключевые слова: болото, торфяная залежь, биологическая активность, микроорганизмы, биомасса, ферменты, каталаза, инвертаза | 1137 | |||||
3533 | Рассматриваются некоторые аспекты интерпретации художественного произведения, связанные с изменением культурных доминант; обращается внимание на то, какие основания, заложенные в самом тексте романа Ф. М. Достоевского «Игрок», способствуют возникновению возможности новых интерпретаций в изменившихся условиях; затрагивается проблема диахронической связи интерпретационных полей как условие сохранения целостности культуры. Ключевые слова: браз читателя, интерпретация, концепт, культурная доминанта | 1137 | |||||
3534 | Показаны противоречия системы образования, возникшие в связи с переходом к реализации нового качества образования и компетентностной модели выпускника. Представлена ценность деятельностного подхода для устранения противоречий и роль стиля деятельности учителя как фактора становления модели выпускника школы. Охарактеризована структура стиля педагогов, показаны два варианта его проявления и метаэффекты, которые формируют различные особенности деятельности учащихся. Ключевые слова: новое качество образования, стиль педагогической и учебной деятельности, метаиндивидуальный эффект стиля деятельности | 1137 | |||||
3535 | Рассматриваются условия для развития трудового потенциала личности в системе дополнительного профессионального образования. Проводится сравнительный анализ подходов к образовательной среде в отечественной и зарубежной андрагогике. Ключевые слова: трудовой потенциал, дополнительное образование, система дополнительного профессионального образования, андрагогика | 1137 | |||||
3536 | Отличительной чертой современной научной парадигмы в области лингвистических исследований является интерес к процессам языковой актуализации. В русле сформулированной Ф. де Соссюром концепции разграничения языка, речи и речевой деятельности появляются новые направления, в задачи которых входит изучение механизмов порождения смыслов в ходе реализации базовых функций языка. В аналитическую перспективу включаются проблемы восприятия, интерпретации и оценки, конвенции социальной организации общества, модусы коммуникации. Таким образом формируется междисциплинарное проблемное поле. Появляется новый объект исследования – дискурс. Сущностная сложность объекта и, соответственно, множественность квалификационных и классификационных критериев приводят к разногласиям в толковании термина. Возникает необходимость определения его статуса и выявления характера соотнесенности с другими объектами лингвистического анализа, такими как текст, жанр, регистр речи. Эти вопросы, а также вопросы формирования терминосистем составляют предмет рассуждений в настоящей статье. Ключевые слова: дискурс, текст, жанр, стиль, регистр | 1137 | |||||
3537 | Рассматриваются ключевые характеристики феномена информативной насыщенности как инструмента речевого воздействия в рекламном дискурсе. Анализ фрагментов рекламных текстов позволил сделать вывод, что информативная насыщенность коммуникации является основным фактором ее способности убеждать, с той лишь оговоркой, что под насыщенностью следует понимать не столько количество языковых единиц, сколько объем их информативности. Выводы по результатам комплексного и всестороннего изучения информативной насыщенности дискурса и текста могут быть использованы в учебных курсах по прагмалингвистике, лингвистике текста, функциональной лингвистике, теории межкультурной коммуникации. Ключевые слова: рекламный дискурс, информативная насыщенность, коммуникация, речевое воздействие, языковые единицы | 1137 | |||||
3538 | Актуальность предлагаемой темы вытекает как из значения и роли железных дорог, во многом решивших судьбу противостояния белых и красных в годы Гражданской войны, так и из крайне слабого, часто одностороннего освещения в исторической литературе роли комиссаров в этом противостоянии. Рассмотрены вопросы становления и структуры системы комиссарского правления, роль и значение деятельности комиссаров в обеспечении устойчивой работы железных дорог. Раскрыта деятельность комиссаров по информационному обеспечению Центра о состоянии железных дорог, организации на дорогах агитационно-пропагандистской и культурно-массовой работы, улучшению условий жизни железнодорожников, укреплению их трудовой дисциплины. Показаны трудности в работе комиссаров, являвшиеся следствием как их недостаточного уровня образовательной и профессиональной подготовки, так и нечеткости в определении Центром задач их деятельности и функциональных обязанностей. Утверждается, что в результате формирования комиссарского состава и его деятельности Советскому государству удалось в тяжелые годы Гражданской войны добиться устойчивой работы железных дорог, что явилось одним из основных факторов, обеспечивших победу красным. Ключевые слова: Гражданская война, железнодорожный транспорт, Народный комиссариат путей сообщения, большевики, комиссары, железнодорожники, трудовая дисциплина, митинги, собрания | 1137 | |||||
3539 | Рассматривается актуальная проблема обучения программированию студентов. Одним из условий успешного обучения является формирование алгоритмического мышления. Одним из необходимых условий его формирования является самостоятельное решение задач разной степени сложности, поэтому при обучении программированию важно особое внимание уделить организации самостоятельной работы. Предлагается подход, основанный на использовании специализированной системы Ejudge, позволяющей в автоматическом режиме осуществлять проверку правильности работы учебных программ. Навыки работы с такой системой также необходимы для участия в олимпиадах по программированию. Ключевые слова: обучение программированию, алгоритмическое мышление, тестирующие системы, оценочные средства, олимпиадные задачи | 1137 | |||||
3540 | Пьесу «Дни Турбиных» рассматривают, как правило, в связи с позицией автора и его героев в остродраматической ситуации смены государственной власти в России. Предпринятый в статье анализ ее поэтики обнаруживает использование автором выразительных возможностей самого широкого спектра комического, в том числе и балаганной природы. Выявляется разный масштаб и разная степень проявления ее выразительности на разных уровнях и этапах организации действия, системы персонажей. Устанавливается системность ее использования в оформлении мотива бегства и, более всего, бегства представителей власти. Ключевые слова: М. Булгаков, «Дни Турбиных», действие, поэтика, выразительные средства, комическое, балаганное, травестия | 1137 | |||||
3541 | Французский медицинский дискурс относится к институциональным дискурсам и является результатом взаимодействия рекламного, медицинского академического дискурса, законодательного (правового) дискурса в области медицины, научного медицинского дискурса и собственно врачебного дискурса. Для него характерны полифонические включения социального, фармацевтического, энциклопедического и исторического дискурсов. Рассматривается французский научный медицинский дискурс и его жанровая палитра. Понятие «жанр» восходит к глубокой древности и имеет многовековую историю. «Отцом» термина «речевой жанр» считается М. М. Бахтин, создавший теорию речевых жанров, которая в своем развитии, под влиянием новой парадигмы в лингвистике претерпела изменения, но по-прежнему остается востребованной. Современная лингвистика не имеет исчерпывающей классификации речевых жанров. Существует множество определений речевого жанра в зависимости от направлений исследования. В нашем понимании речевой жанр – это модель, канон, относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказывания. Ввиду неоднородности жанровых форм различаются: макрожанр (гипержанр), комплексный жанр, ядерный жанр, субжанр. Исследованы письменные речевые жанры медицинского научного дискурса: «монография» (макрожанр) и «научная статья» (ядерный жанр). Ключевые слова: научный медицинский дискурс, жанр, речевой жанр, макрожанр, ядерный речевой жанр, жанровая дифференциация | 1137 | |||||
3542 | . | 1136 | |||||
3543 | 1136 | ||||||
3544 | . | 1136 | |||||
3545 | 1136 | ||||||
3546 | В статье рассматривается структура экологического знания, предлагаются формы, методы и технологии для осуществления его трансляции студентам педагогических университетов. | 1136 | |||||
3547 | В данной работе рассматривается морфолого-синтаксический способ выражения категории притяжательности на примерах хантыйского и татарского языков в случаях, когда обладатель в единственном и множественном числе, а предмет принадлежности в единственном числе | 1136 | |||||
3548 | В статье определены особенности личности учащихся, имеющих отклонения в учебной деятельности и поведении. Характерным является смещение в ценностном отношении к образовательному процессу, снижение значимости физкультурно-спортивной деятельности в личностном развитии и низкая вовлеченность в физкультурно-образовательный процесс | 1136 | |||||
3549 | Рассматривается пространственно-плоская Вселенная Фридмана, заполненная идеальной жидкостью с нелинейным неоднородным уравнением состояния. Получены решения гравитационного уравнения движения. Показано, что в некоторых случаях возникает квазипериодическая Вселенная. С другой стороны, такая модель темной жидкости может также описывать космическое расширение с ускорением (квинтэссенцию). Обсуждается возможность появления будущих сингулярностей в зависимости от выбора ряда значений параметров. Ключевые слова: dark energy, cosmological singularity, cosmic acceleration | 1136 | |||||
3550 | Предлагается вариант выполненного автором проектирования специализированных компетенций выпускников одного из ИТ-направлений, которые отсутствуют в государственных образовательных стандартах третьего поколения и определяются вузами самостоятельно. Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональные компетенции, специализация, информационные системы и технологии, специализированные компетенции, геология, нефтегазодобыча | 1136 |