№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
3501 | Исследуются проблемы нравственности воспитания детей в контексте современной образовательной системы и различные научно-методологические подходы к вопросу нравственности. Ключевые слова: нравственность, воспитание, методологический подход, гуманность, парадигмы воспитания. | 1207 | |||||
3502 | Рассматривается категория девиации, выраженная словами широкой семантики с корнем devia-. Конкретизация значений вышеназванных слов происходит посредством анализа их контекстуальных корреляций с языковыми единицами, репрезентирующими концепты, включенные в сферу девиации. Данные ментальные единицы выступают в качестве элементов иерархической структуры категории девиации, в основе которой лежат гиперо-гипонимические отношения. Ключевые слова: девиация, категория, семантика, концепт, лексема | 1207 | |||||
3503 | Рассматриваются ценностные представления В. Астафьева и С. Залыгина об искусстве, выраженные в публицистике. Показывается, что эстетика обоих писателей детерминирована этикой – этика определяет представления о природе творчества и миссии художника, природе и предназначении литературы. Устанавливается, что публицистика писателей содержит в себе понимание литературы как инструмента познания жизни и человека, т. е. как явления чисто эстетического порядка; идея познаваемости бытия определяет реалистические принципы эстетического мышления писателей. Ключевые слова: В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, публицистика, эстетика, этика | 1207 | |||||
3504 | Анализируются проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений, роль педагогических вузов в процессе реализации сетевых образовательных программ. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, педагогические вузы, центры образования | 1207 | |||||
3505 | На основе анализа нормативно-правовых актов Временного правительства и циркулярных распоряжений Главного управления местами заключения Министерства юстиции Временного правительства в статье прослеживаются изменения условий отбывания наказаний заключенными в пенитенциарных учреждениях Томской губернии в 1917 г., особенности губернской и уездной правоприменительной практики по отношению к заключенным. Ключевые слова: пенитенциарная система, пенитенциарные учреждения Томской губернии, нормативно-правовые акты Временного правительства, заключенные, условия отбывания наказаний, особенности губернской и уездной правоприменительной практики по отношению к заключенным | 1207 | |||||
3506 | Доказывается, что в случае, когда 8 фермионов, отвечающих нарушенным AdS_4 x CP^3 бекграундом суперсимметриям, обращаются в нуль выбором калибровки для kappa-симметрии, уравнения, следующие из действия AdS_4 x CP^3 суперструны варьированием по ним, со\-дер\-жат\-ся в наборе фермионных уравнений движения OSp(4|6)/(SO(1,3) x U(3)) сигма-модели. Ключевые слова: суперструна типа IIA, AdS_4 x CP^3 супербекграунд, OSp(4|6)/(SO(1,3) x U(3)) сигма-модель; уравнения движения | 1207 | |||||
3507 | В статье на основе архивных материалов дается характеристика преподавательского состава из числа этнических белорусов, а также выходцев из БССР, работавших в Томском государственном педагогическом институте (ТГПИ) в 1930–1950-х гг. Выявляются персональные данные и численность преподавателей, занимаемые ими должности и структурные подразделения, в которых они работали; описывается их профессиональная деятельность в ТГПИ. Приводятся краткие биографические сведения. Ключевые слова: белорусы, выходцы из БССР, профессорско-преподавательский состав, Томский государственный педагогический институт, история Томского государственного педагогического университета, архивные материалы Томского государственного педагогического университета | 1207 | |||||
3508 | Изучены видовой состав и инверсионная структура популяций малярийных комаров Центральной Европы вдоль 52° с. ш. в Германии, Польше, Беларуси. В исследованных выборках обнаружено 2 вида Anopheles: A. maculipennis и A. messeae. Установлен инверсионный полиморфизм по XL- и 3R-плечам политенных хромосом у A. messeae. Обсуждаются закономерности состава и частот инверсионных вариантов в зависимости от региона Европы и особенностей локальных экологических факторов биотопов. Ключевые слова: малярийные комары, кариотип, инверсия, гомозигота, гетерозигота | 1207 | |||||
3509 | Обосновывается специфика особой разновидности жанровой картины мира эпистолярной. Отправной точкой в исследовании выступает тезис о синкретичной природе и полидискурсивной сущности эпистолярия, определяющих особенности его концептосферы. Раскрывается значимость в моделировании эпистолярной картины мира жанрового инварианта. В качестве примера анализируется коммуникативная модель русского эпистолярного текста носителей элитарной речевой культуры ХХ начала ХХ™ в. Ключевые слова: эпистолярный жанр, эпистолярная картина мира, полидискурсивность эпистолярного жанра, инвариант эпистолярного текста | 1207 | |||||
3510 | Выполнен сравнительный анализ двух антропологических стратегий (самость и перихоресис), представленных в христианской культуре. Утверждается, что данные антропологические стратегии мыслимы только в персоналистической парадигме, в которой личность выступает в качестве самотождественной реальности, «центром», способным к «антропологическому размыканию», понимаемому как размыкание конститутивное, формирующее конституцию человека, структуру его идентичности как целостного антропологического топоса, образованного суммой коммуникативных актов личности. Ключевые слова: личность, человек, христианская культура, антропологические стратегии, синергийная антропология, антропологическое размыкание | 1207 | |||||
3511 | Эпистолярные формы, вошедшие в контекст «Московского журнала» и «Вестника Европы», рассматриваются как воплощение концепции Н. М. Карамзина-издателя, как репрезентант его творческого метода. Н. М. Карамзин активно разрабатывает поэтику частного, дружеского письма в своей издательской практике. В журнальных публикациях оценки и суждения издателя, сам его образ организуют читательское восприятие, играют роль образца, погружают в карамзинскую сферу духовных и интеллектуальных устремлений. Письмо становится идеальной формой сотворения адресата – читателя журнала, поскольку в нем формируется поведенческий эталон. Отмечается определенная динамика эпистолярной поэтики от «Московского журнала» к «Вестнику Европы». Делается вывод о том, что эпистолярность является важнейшей эстетической категорией, она во многом обусловливает глубокое внутреннее единство изданий Н. М. Карамзина. Ключевые слова: эпистолярная форма, журнал, Н. М. Карамзин, «Московский журнал», «Вестник Европы» | 1207 | |||||
3512 | Уточняется понятие «политический дискурс». Рассматривается дискурс предвыборного выступления как один из жанров политической коммуникации. Проведен анализ основных дискурсивных коммуникативных тактик, применяемых в политическом тексте предвыборного выступления кандидата в президенты Соединенных Штатов Америки Хиллари Клинтон с целью описания языковой личности политика. Определяется зависимость выбора типа коммуникативной тактики как ключевой способ эффективного воздействия на аудиторию и создания успешного коммуникативного имиджа политика. Ключевые слова: политическая коммуникация, политический дискурс, предвыборное выступление, коммуникативные тактики, речевой портрет политика | 1207 | |||||
3513 | Рассмотрены вопросы, связанные с особенностями процесса формирования общих компетенций, затрагивающих в том числе один из важнейших этапов этого процесса – диагностику уровня их сформированности. Предложено рассматривать в качестве одного из инструментов диагностики сформированности общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования учебные задачи, представляющие собой, по мнению А. П. Тряпицыной, основной интегративный элемент построения программы. В связи с этим представлено содержание системы проектирования учебных задач, включающее ряд методологических и теоретических оснований; выделены отличительные признаки систем учебных задач; описаны этапы их проектирования. Ключевые слова: диагностика, методологические основания, общие компетенции, проектирование, теоретические основания, учебная задача | 1207 | |||||
3514 | Введение. Синтаксис селькупского языка долгое время оставался «белым пятном» на лингвистической карте самодийского языкознания. Фонология, морфология и лексический состав селькупских диалектов не раз становились предметом научных изысканий представителей различных научных лингвистических школ. Исследованию синтаксических особенностей селькупского языка посвящено гораздо меньше научных трудов, а большинство из этого небольшого количества базируются на материале северных диалектов, в то время как центральные и южные диалекты селькупского языка долгое время оставались вне поля зрения лингвистов. Данные факторы обусловливают актуальность предпринятого исследования. Материал и методы. Материалом исследования послужили 26 частушек на нарымском диалекте селькупского языка. Основными методами исследования выступили общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и частнонаучные (лингвистические) методы: сравнительно-сопоставительный, описательный, метод анализа непосредственно составляющих. Результаты и обсуждение. Представлен краткий обзор исследований синтаксиса различных диалектов селькупского языка, осуществлен структурный анализ текстов частушек нарымских селькупов, проанализирован порядок слов, рассмотрен повтор как один из основных фольклорных приемов. По своей структуре 60,9 % проанализированных предложений представляют собой двусоставные предложения, 39,1 % – односоставные предложения. Самым частотным порядком слов в двусоставных предложениях является SVO (16,66 %), на втором месте SOV (7 %), на третьем OSV (4,7 %), единичны предложения с порядком слов OVS (2,38 %). Самыми частотными повторами, выявленными в ходе исследования, явились концентрирующие повторы. Заключение. Частушка как особый фольклорный жанр, заимствованный у русских, получила широкое распространение среди нарымских селькупов. Данный жанр предполагает наличие рифмы и накладывает отпечаток на структурную и синтаксическую организацию предложения. Повторы выполняют функцию структурной организации частушечного текста, выделяя наиболее значимые компоненты содержания, и в меньшей степени участвуют в его синтаксической организации. Ключевые слова: селькупский язык, частушка, порядок слов, повтор | 1207 | |||||
3515 | Исследование выполнено в рамках функциональной грамматики и направлено на изучение русских сравнительно-уподобительных наречий военной тематики, которые еще не были предметом специального изучения. Цель работы – провести комплексный анализ функционирования сравнительно-уподобительных наречий военной тематики с учетом их явных и неявных семантических признаков. Поставленная цель включает установление состава данной тематической группы, словообразовательных особенностей рассматриваемых наречий и типов их сочетаемости. Материалом для исследования послужили сравнительно-уподобительные наречия военной тематики и высказывания с ними, извлеченные из Национального корпуса русского языка и найденные путем свободного поиска в интернет-источниках. Работа проводилась в рамках теории категориальных ситуаций функциональной грамматики А. В. Бондарко, а также применялись элементы контекстуального и компонентного анализа. В ходе исследования выявленный состав данной группы наречий классифицирован по семантическим подгруппам (характеризующие поведение лиц, относящиеся к разным видам и подразделениям войск, к условиям пребывания на военной службе, а также воинским званиям и должностям). Установлена словообразовательная специфика подгрупп, наряду с качественно-предметным выделяется качественно-обстоятельственное словообразовательное значение, обусловленное отнесенностью производящего к условиям и месту дислокации. На основе выделенных подгрупп наречий проанализированы высказывания с ними, установлены закономерности функционирования, выделены типовые ситуации. При их классификации учитывалась зависимость наречий от разных частей речи (глаголов, наречий, прилагательных, существительных), их лексического значения, распространителей, включения в соединительные, противительные, уточняющие и пояснительные отношения. В итоге определены как общие семы, характеризующие изучаемые наречия (по внешности и речи, характеру и поведению, обстановке и условиям жизни), так и индивидуальные (благородство, щедрость, способ передвижения и т. д.), связанные с отдельными образами. Выбор говорящим разных контекстов, в которых функционируют сравнительно-уподобительные наречия, может либо отсылать адресата к общеизвестному образу, либо актуализировать одну из черт, входящих в комплекс признаков. Ключевые слова: сравнительно-уподобительные наречия, лексические и словообразовательные подгруппы, контексты с наречиями военной тематики, функциональная грамматика | 1207 | |||||
3516 | . | 1206 | |||||
3517 | . | 1206 | |||||
3518 | 1206 | ||||||
3519 | 1206 | ||||||
3520 | Cтатья посвящена анализу структуры концептов coffee и tea. Концепт tea заявлен британцами как символ британской культуры, концепт coffee не входит в эту классификацию. Мы анализирует возможные причины того, почему концепт coffee не считается иконическим знаком, культурным символом. | 1206 | |||||
3521 | Формирование спортивной культуры через занятия одним или несколькими видами спорта позволяет раскрыть и реализовать реальные и потенциальные возможности, является перспективным средством приобщения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни. Ключевые слова: спортивная культура, физическая подготовленность, легкая атлетика, учебно-тренировочный процесс | 1206 | |||||
3522 | Дается анализ функциональных обязанностей земских управителей в приписной деревне в части хозяйственного управления. В работе проводится анализ вектора управления крестьянским хозяйством на протяжении второй половины XVIII – первой половины XIX в., определяется эффективность управленческих решений горнозаводской власти. Ключевые слова: Колывано-Воскресенский горный округ, приписные крестьяне, земские управители, приписка, учет хозяйственной деятельности | 1206 | |||||
3523 | Обсуждена проблема измерений в гуманитарных исследованиях. Установлено, что механизмами самоорганизации социокультурных систем являются информационные процессы. На основе информационно-синергетического подхода определена взаимозависимость характеристик информации. Обсуждено применение характеристик информации для измерений в гуманитарных исследованиях. Вывод верифицирован на основе установленной корреспонденции стадий информационных процессов и антропологических воздействий коллективной мечты. Ключевые слова: проблема измерения, информационно-синергетический подход, характеристики информации, цель, мечта. | 1206 | |||||
3524 | На основе ряда зарубежных и отечественных исследований историко-социологического плана анализируется специфика и место первых десятилетий XVI в. в процессе новоевропейской модернизации. Выявляется содержание и сущность происходивших трансформаций; особенности положения двух стран – Франции и Германии в единой европейской системе; а также роль «старых» элит в выработке новых ментально-поведенческих установок. Ключевые слова: раннее Новое время, процесс модернизации («переход»), история Франции, история Германии, ментальность, европейская элита | 1206 | |||||
3525 | Статья посвящена организации работы с одаренными детьми в области физики и математики на базе Центра дополнительно образования при педагогическом университете г. Томска. Рассматриваются принципы организации образовательной среды на основе предварительного анализа особенностей одаренных детей. Ключевые слова: одаренные дети, дополнительное образование, образовательная среда, педагогический университет, физико-математическое образование | 1206 | |||||
3526 | Статья является обзорной, в ней изложен калибровочно-инвариантный подход к построению лагранжианов в теории полей высших спинов. Данный метод основан на использовании БРСТ-БФВ подхода, в рамках которого был исследован широкий круг задач по выводу лагранжевой формулировки для массивных и безмассовых, бозонных и фермионных полей высших спинов в пространствах Минковского и АдС различных размерностей, для полей со смешанной симметрией индексов, полей, на которые не накладываются никакие алгебраические ограничения. Ключевые слова: БРСТ-БФВ подход, поля высших спинов, пространство анти-де Ситтера, неприводимые представления, калибровочно-инвариантный лагранжиан | 1206 | |||||
3527 | Описываются результаты комплексного анализа сущностных характеристик самообразования в различные периоды развития науки, в том числе и в рамках информационного общества. Ключевые слова: самообразование, генезис форм развития науки | 1206 | |||||
3528 | Вежливость постулируется как особая коммуникативно-прагматическая категория с основой прежде всего на концепции вежливости П. Браун, С. Левинсона и Р. Дж. Уоттса. Приводятся результаты оценивания русскими и американскими студентами наиболее типичных вербальных реализаций реактивного совета по шкале вежливости через призму социопрагматических факторов: возраст коммуникантов, социальные статусы интер актантов и социальные отношения между ними. Ключевые слова: сопоставительная прагматика, вежливость, побудительные речевые акты, реактивный совет, социопрагматические факторы | 1206 | |||||
3529 | Анализируется содержательно-смысловое значение компонентов толерантности. Обосновано содержание внеурочной деятельности как главного приоритета для построения модели формирования толерантности в подростковой среде. Ключевые слова: толерантность, подростковый возраст, внеурочная деятельность | 1206 | |||||
3530 | Представлены результаты изучения медико-педагогического подхода томского ученого и социального деятеля В. С. Пирусского к проблеме организации образовательного ручного труда, направленного на оздоровление и развитие детей и подростков. На основании архивных источников установлено, что понимание труда как средства физического образования школьников позволило В. С. Пирусскому создать оригинальные методические разработки, включающие возрастную классификацию видов труда и характеристику образовательных эффектов трудовой деятельности. Ключевые слова: В. С. Пирусский, медико-педагогический подход, трудовое обучение, физический ручной труд, физическое воспитание, здоровьесбережение, история педагогики | 1206 | |||||
3531 | Проблема идентичности представлена как комплексное понятие, сопряженное с психическим здоровьем. Индивидуальность рассматривается как комплексное понятие, сопряженное с психическим здоровьем, как проявлением индивидуальности, образа Я. Констатирующий эксперимент проводился для выявления уровня развития гендерной идентичности, уровня самоотношений и уровня интернальности у мальчиков-подростков и у девочекподростков. Представлен анализ уровня интернальности и самоотношений подростков, их влияния на уровень гендерной идентичности. Выявлена взаимосвязь между гендерной идентичностью, уровнем самоотношений и гендерной идентичностью и уровнем интернальности у мальчиков- и девочек-подростков. Обосновано, что гендерный опыт психологического исследования может оказаться чрезвычайно полезным, открывающим новые научные и практические исследовательские перспективы.Определены социально-психологические критерии проблемы на современном этапе во взаимосвязи с психическим здоровьем. Ключевые слова: психическое здоровье, гендерная идентичность подростков, микросоциально-средовые факторы, самооценка, социализация подростков | 1206 | |||||
3532 | Представлены результаты приобщения будущих учителей математики и физики к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в условиях реализации компетентностного подхода. При таком подходе компетенция – это общая способность, которая проверяется и формируется в деятельности, основана на знаниях и позволяет человеку установить связь между знанием и ситуацией, определить систему действий для успешного решения проблемы. В ходе учебного процесса осуществляется формирование элементов компетенций при реализации учебного плана средствами содержания изучаемого предмета. Курс дифференциальных уравнений обладает большими возможностями для формирования профессиональных компетенций будущих учителей математики и физики, а существующие учебные пособия по теории дифференциальных уравнений на формирование компетенций явно не ориентированы. Кроме того, современное развитие техники, химии, биологии, экологии, географии, экономики и других наук невозможно без использования дифференциальных уравнений. Найденное в данной работе решение уравнения типа Клеро со специальной правой частью является новым результатом в теории дифференциальных уравнений в частных производных. А также организация самостоятельной научно-исследовательской деятельности в рамках курса дифференциальных уравнений способствует достижению главной цели профессиональной подготовки будущих учителей математики и физики – формированию профессиональной компетенции, состоящей в готовности использовать теоретические и практические знания в области науки и образования образовательной программы. Ключевые слова: дифференциальные уравнения, профессиональные компетенции | 1206 | |||||
3533 | Представлен инновационный образовательный проект факультета культуры и искусств Томского государственного педагогического университета по профессиональной подготовке бакалавра по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Изобразительное и искусство» и «Мировая художественная культура». Проект рассчитан на весь пятилетний курс обучения и призван поднять на качественно новый уровень профессиональную подготовку будущих педагогов по изобразительному искусству на основе компетентностного подхода. Основной результат проекта – на основе теоретических и практических знаний, полученных студентом в ходе освоения дисциплин культурологического, педагогического и художественно-творческого направлений, овладеть компетенциями будущего педагога, что в итоге должно быть продемонстрировано в процессе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы. Ключевые слова: образовательный проект, профессиональная компетентность, педагогическое сопровождение, изобразительное искусство, искусствоведческий анализ, копирование произведений изобразительного искусства, выпускная квалификационная работа | 1206 | |||||
3534 | Язык представляет собой важнейший элемент культуры. Культурные изменения влияют на развитие языка, отражаясь в грамматике, фонетике, лексике и стилистике. Исследование национальной культуры и ценностей невозможно без изучения языка, которым они передаются. Пословицы являются важной частью языка. Они включают в себя этнические культурные ценности, отражают внутренний мир народа. Среди китайских пословиц существует множество таких, которые отражают традиционные представления о браке и правильном выборе партнера. С другой стороны, семья в качестве единицы общества является важным носителем преемственности и развития национальной культуры. Понятие «семья» включает в себя нравственные ценности, образ жизни, традиционную культуру и многие другие аспекты. Рассматриваются представления о семье и семейной жизни, отраженные в китайских пословицах. Сделан анализ характерных представлений о китайской традиционной семье и браке в пословицах. В многочисленных пословицах выявлена и обоснована необходимость сохранения стабильности и гармонии в семье и браке. На основе проведенного исследования автором предлагаются выводы о том, что в традиционных представлениях китайцев уделяется большое внимание семейному статусу и положению, подчеркивается, что при выборе супруга для мужчины и женщины более важными были нравственные качества, чем внешность. В пословицах придавалось особое значение положению в обществе будущего супруга или супруги, констатировалось, что муж и жена должны быть равны по экономическому статусу, а семейная репутация должна быть безупречной. В пословицах передано традиционное представление о том, что мужчина занимает доминирующее положение в семейной жизни. На основе результатов анализа китайских пословиц о браке и семейных отношениях можно глубже понять традиционное китайское представление о браке и любви. В китайском обществе начала XXI века по-прежнему традиционные ценности являются той основой, на которой строится новая концепция отношений между супругами, отвечающая требованиям социального развития современного общества. Ключевые слова: Китай, пословицы, культура, культурные ценности, семейные ценности, представление о браке, языковой менталитет, лингвокультурологический анализ | 1206 | |||||
3535 | . | 1205 | |||||
3536 | . | 1205 | |||||
3537 | . | 1205 | |||||
3538 | 1205 | ||||||
3539 | 1205 | ||||||
3540 | В статье представлена теоретическая модель непрерывной воспитательной деятельности студентов педвуза в процессе профессионального обучения. Она является одним из главных условий подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. Модель содержит взаимосвязанные элементы: цели и задачи, условия, содержание, способы и результаты деятельности. Анализ результатов внедрения данной модели в процесс профессионального обучения будущих педагогов показывает, что формирование профессиональных умений для осуществления воспитания детей происходит более успешно. | 1205 | |||||
3541 | - | 1205 | |||||
3542 | В статье предпринята попытка выявить возможности и перспективы использования информационных компьютерных технологий аспирантами и молодыми учеными, заинтересованными в развитии своих профессиональных знаний и навыков. Авторами представлен краткий обзор состояния разработок в данной сфере деятельности в различных вузах России, ближнего и дальнего зарубежья. | 1205 | |||||
3543 | Данная статья посвящена вопросам развития системы непрерывного педагогического образования в России и определяет роль исследовательской деятельности педагогов как субъектов своего профессионально-личностного становления | 1205 | |||||
3544 | Даны количественные оценки запасам фитомассы, мормассы и продукции с учетом древесного яруса в болотных экосистемах средней тайги Западной Сибири Ключевые слова: Болота, Западная Сибирь, биологическая продуктивность, фитомасса, мортмасса, чистая первичная продукция | 1205 | |||||
3545 | В статье анализируются проблемы подготовки компетентного учителя математики. Ставится задача выявления педагогических условий и средств их реализации, способствующих внедрению в программу подготовки будущих учителей математики современных моделей обучения как фактора повышения их профессиональной компетентности. Показывается роль спецкурсов «Современные модели обучения» и «Интеллектуальное воспитание учащихся». Кроме того, приводятся примеры учебных заданий, которые активизируют познавательную деятельность студентов при изучении данных дисциплин и создают условия для формирования их профессиональной компетентности. Ключевые слова: компетентность, современные модели обучения, «обогащающая модель» обучения, интеллектуальное воспитание | 1205 | |||||
3546 | Исследованы флуоресцентные свойства полиэтиленовых фотолюминесцентных пленок, связанные с введением в их состав фотолюминофора на основе комплексного соединения европия при возбуждении УФ излучением солнца. Впервые экспериментальным путем проведено измерение показателей флуоресцентного излучения фотолюминесцентной пленки при ее эксплуатации в естественных условиях. Максимальные значения интенсивности флуоресценции пленок в исследованных условиях составляют около 8 мВт/м2, среднедневная от 0.5 до 2 мВт/м2. Полученные результаты позволили впервые провести количественную оценку интенсивности флуоресцентного излучения фотолюминесцентных пленок при эффективном выращивании под ними растений в естественных условиях. Воспроизведение таких показателей может впервые позволить перенести изучение эффекта в контролируемые лабораторные условия. Ключевые слова: пленки полимерные, флуоресцентные, сельскохозяйственные; оптические свойства | 1205 | |||||
3547 | Рассматривается проблема актуализации и обогащения предметного опыта учащихся посредством специально сконструированных текстов как условие формирования универсальных учебных действий (УУД). Выделяются типы учебных текстов, привлекающие предметный опыт учащихся, способствующие формированию основных видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных. Приводятся примеры таких учебных текстов по одной из важнейших тем школьного курса математики «Отношения и пропорции». Ключевые слова: универсальные учебные действия, личностные учебные действия, регулятивные учебные действия, познавательные учебные действия, предметно-практический опыт, отношения и пропорции | 1205 | |||||
3548 | Обсуждаются так называемые эмфатические отрицательные глаголы в энецком языке. Показано, что в энецком языке, помимо характерного для уральской языковой семьи в целом основного отрицательного глагола, использующегося для глагольного отрицания, представлены также и другие отрицательные глаголы, сочетающиеся с формой коннегатива лексического глагола и имеющие значения «ведь не», «чуть не» и «конечно». Описываются морфологические и семантические особенности каждого из эмфатических отрицательных глаголов. Ключевые слова: глагольное отрицание, отрицательный глагол, эмфатический отрицательный глагол, вспомогательный глагол, самодийские языки, энецкий язык | 1205 | |||||
3549 | Определены границы применимости основных подходов для понимания социокультурных последствий инновационных процессов. Концептуальными основаниями моделей оптимального управления высокими технологиями являются информационно-синергетический и целостный подходы. Информационно-синергетический подход оптимален для понимания структуры и специфики воздействия феномена Hi-Tech, а целостный – для определения сути негативных культурных и антропологических последствий. Представлены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 10–06–00313 «Аттрактивный менеджмент: методологические принципы управления динамикой сложных систем». Ключевые слова: Hi-Tech, Hi-Hume, системный подход, постнеклассическая методология, информационно-синергетический подход, целостный подход, концептуальные модели, культура, социокультурные системы, процесс | 1205 | |||||
3550 | Отражен опыт включения элементов параллельного программирования в систему подготовки педагогов-бакалавров профиля «Информатика» в педагогическом университете. Рассмотрены цели обучения с учетом стандартов третьего поколения. Изложен способ анализа и отбора содержания дисциплины на основе тезаурусного метода. Предлагается одно из решений проблемы создания системы методов обучения основам параллельного программирования в педагогическом университете. Система методов включает в себя значительную долю активных методов обучения. Раскрывается перспектива дальнейших методических исследований. Ключевые слова: параллельное программирование, методика обучения, система методов обучения, отбор содержания | 1205 |