№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
6251 | Введение. Рассматриваются вопросы, связанные с осмыслением знаков советской культуры в современном публицистическом дискурсе. Анализируются особенности функционирования прецедентных идеологем и прецедентных лозунгов советского времени в контекстах Национального корпуса русского языка. Идеологемы, введенные в современные публицистические контексты, выступают как прецедентные феномены, обладающие воспроизводимостью, сверхличностным характером, аксиологичностью, образностью. Цель – анализ специфики функционирования прецедентных феноменов советской эпохи в современном публицистическом дискурсе. Материал и методы. Исследование осуществлено на основе материалов газетного корпуса Национального корпуса русского языка. Рассмотрено около 260 контекстов, содержащих прецедентные идеологемы советский народ и рабочий класс, около 50 контекстов, включающих прецедентные лозунги советской эпохи. С учетом коммуникативно-деятельностного подхода проанализированы коннотативный и сигнификативный компоненты значения прецедентных феноменов советской эпохи. На основе текстовых ассоциаций, входящих в ассоциативное поле прецедентных феноменов, выявлены особенности их функционирования в современном публицистическом дискурсе; рассмотрены понятийный, оценочный, образный слои их концептуального содержания. В работе применялись контекстологический, компонентный, семантико-стилистический методы анализа. Результаты и обсуждение. Проведенный анализ показал, что в современном публицистическом дискурсе широко используются прецедентные феномены советской эпохи – идеологемы и лозунги. В публицистических контекстах происходит переосмысление значения прецедентных идеологем за счет актуализации оценочного и образного слоев их концептуального содержания. Выявлены характеристики прецедентных идеологем советский народ и рабочий класс, относящиеся как к ядерной, так и периферийной части их ассоциативных полей. Коннотативные семы в значении рассмотренных прецедентных идеологем, формирующиеся контекстом, способствуют переосмыслению их концептуального содержания. В современной публицистике происходит трансформация семантики советских лозунгов за счет: 1) актуализации переносного значения; 2) смыслового опустошения; 3) изменения целевой установки. Заключение. Прецедентные феномены советской эпохи используются в современных публицистических текстах как в прямом, так и в переносном значении, с учетом переосмысления их семантики за счет контекстного окружения, создающего коннотацию. Коннотация формируется на основе введения прецедентного феномена в контекст, который не только способствует изменению экспрессивно-оценочной окраски, но и влияет на сигнификативный компонент значения прецедентной единицы. При этом происходит семантическая трансформация прецедентных феноменов, аккумулирующих культурологическую информацию, актуализация оценочного и образного слоев их концептуального содержания. В целом прецедентные феномены советской эпохи способствуют сохранению стилистики советской журналистики в современной прессе и остаются значимым фактором влияния на адресата, внедрения в его сознание политико-идеологических установок. Ключевые слова: прецедентный текст, прецедентный феномен, публицистический дискурс, текстовые ассоциации, прецедентные идеологемы, прецедентные лозунги | 969 | |||||
6252 | Представлены подходы к определению феноменов «информационная компетенция» и «творческая активность личности». Делается акцент на том, что информационная компетенция трансформируется в информационную компетентность через «понимание», рождение собственных смыслов, обогащение субъектного опыта. Уделено внимание условиям развития информационной компетенции и творческой активности личности, которыми являются трансформация когнитивного содержания в эмоциональное и организация ценностно-смыслового взаимодействия, порождающего рефлексию. Информационная компетенция и творческая активность взаиморазвивающиеся, нарастающие структуры личности, и в процессе их развития возможно их самопреобразование и самосовершенствование через смыслотворчество. Рассмотрен комплекс заданий, взращивающих данные структуры в личности как созидательные начала, усиливающие друг друга. Ключевые слова: творчество, активность, творческая активность личности, информационная компетенция и компетентность личности | 966 | |||||
6253 | Рассматривается специфика религиозных метафор и их роль в концептуализации души в художественном дискурсе XVIII–ХХ вв. Характерной особенностью исследуемой метафорической модели является тесный синтез языческих и христианских представлений, апелляция к фундаментальным оппозициям «добро–зло» и «свой–чужой», оценочный подход к познаваемым фрагментам действительности. С помощью метафорической проекции из сферы «религия» в сферу «внутренний мир человека» в художественном дискурсе репрезентируются душевные качества человека, эмоциональная жизнь, личные отношения между мужчиной и женщиной. Пик использования в художественном дискурсе религиозной метафорики приходится на XVIII–XIX вв. С XX века, после 1917 года, религия перестала занимать в жизни общества центральное место, в результате данная сфера стала значительно реже использоваться как источник метафорической экспансии. Ключевые слова: концептуальная метафора, концепт, художественный дискурс, религия, душа | 966 | |||||
6254 | Введение. Рассматривается проблема оптимизации обучения русскому языку как иностранному (РКИ) с помощью компьютерных технологий на этапе довузовской подготовки китайских студентов. Обучающиеся из Китая испытывают ряд трудностей, связанных с культурными, национальными особенностями, а также с большими различиями в принципах родного и русского языков. Цель – анализ практик использования компьютерных технологий на начальном этапе изучения РКИ китайскими студентами; постулирование необходимости использования уже существующих электронных учебных комплексов, а также создания новых. Материал и методы. Методология включила поиск информации, анализ на основе сплошной выборки, систематизацию. Результаты и обсуждение. Систематизирован опыт использования электронных ресурсов. В России за последние годы создано несколько электронно-методических комплексов, которые упрощают процесс освоения РКИ. С помощью этих комплексов студент может многократно воспроизвести обучающий материал. Описан эффективный опыт применения электронных курсов на этапе довузовской подготовки в Москве, Краснодаре, Воронеже и других городах. Большая часть компьютерных комплексов касается фонетики – сложного раздела для иностранных студентов. Часть комплексов создана по темам, которые изучаются значительно позже, например «Химия», «Экономика», «Литература». Отмечен недостаток узкотематических образовательных электронных материалов для студентов начального этапа. Для эффективного обучения и комфорта в чужой языковой среде обучающемуся можно предоставить интерактивные словари. Важно, что роль преподавателя не нивелируется в ходе использования электронных сред обучения. Заключение. Интерактивные курсы служат необходимым дополнительным элементом в системе обучения РКИ, но не могут заменить тьюторского сопровождения. Отмечена описательность научных работ о функционировании электронных курсов, значит, существует необходимость количественного измерения их эффективности с помощью социологических, педагогических и статистических методов, освещения результатов в общем педагогическом дискурсе. Ключевые слова: компьютерные технологии, русский язык как иностранный, довузовская подготовка, китайские студенты, оптимизация обучения русскому языку, мультимедийные комплексы, электронные курсы | 966 | |||||
6255 | Введение. Ставится проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста как базовой метапредметной компетентности, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В качестве основного способа ее развития предлагается разновозрастное сотрудничество между обучающимися второго и четвертого классов. Цель – описать опыт проведения разновозрастных уроков и положительное влияние разновозрастного сотрудничества на формирование учебной самостоятельности. Материал и методы. Анализ литературных источников с целью вычленения эффективных способов разновозрастного сотрудничества, разработка и апробация этапов данной технологии, наблюдение за деятельностью детей в разновозрастном коллективе, проведение и анализ диагностической работы. Результаты и обсуждение. Показано, как можно организовать разновозрастные учебные занятия по теме «Фонетика». Выделены три этапа учебной работы: подготовительный, на котором конструируются и оформляются интересные задания; основной, когда дети взаимодействуют в разновозрастной паре, и рефлексивный. Приводятся результаты выполнения итоговой контрольной работы, показана взаимосвязь предметных результатов с той позицией, в которой проявлялась учебная самостоятельность школьника. Заключение. Взаимодействие детей разных возрастов, при котором и у старшего, и у младшего ученика есть возможность проявить свою активную (обучающую) позицию, положительно влияет на внутреннюю мотивацию, коммуникативные и регулятивные действия, а также на предметные умения. Ключевые слова: разновозрастное сотрудничество, учебная самостоятельность, совместная деятельность, предметные и метапредметные действия | 966 | |||||
6256 | Антропологический подход при изучении языка обусловил возникновение и интенсивное развитие нового направления в лингвистике – эмотиологии, изучающей взаимосвязь эмоций и языка. Рассматриваются языковые способы выражения эмоций на различных уровнях языка, что является важным при классификации различных подходов к анализу заявленного объекта исследования. Практическая значимость настоящего исследования связана с возможностью использования представленной схемы анализа на материале других языков и типов дискурса. Цель – проведение теоретического обзора научных концепций о способах репрезентации эмоций на различных языковых уровнях. Кроме того, в работе предпринимается попытка выявления иерархической связи между эмотивными единицами различных уровней по аналогии с выявленной Ф. де Соссюром иерархической связи языковых единиц, подразумевающей, что каждый предыдущий уровень является базой для последующего. Актуальность исследования обусловлена необходимостью построения модели целостного функционирования эмотивных единиц всех языковых уровней. Представлены анализ, синтез накопленного материала о языковой репрезентации эмоций на материале русского языка и обобщение существующих научных концепций. Эмотивные единицы присутствуют на каждом уровне языковой системы. Наблюдается связь между эмотивными единицами различных уровней, что позволяет при изучении эмотивных единиц определенного уровня задействовать соседние уровни. В тексте эмоциональность выражается комплексно, позволяя максимально корректно и эффективно воспринимать и создавать эмоциональные тексты, что особенно важно в текстах политического содержания, агитационного и рекламного характера и пр. Поскольку эмоции многочисленны и многогранны, сложны и их языковые репрезентации, имеющие место на каждом из языковых уровней. Наблюдаемая иерархичность эмотивных единиц позволяет говорить о полноценной реализации эмотивного потенциала языка на уровне текста. Создание генерализованного «теоретического каркаса», целью которого является представление о способах и средствах выражения эмоций на различных уровнях языка, является важным для дальнейшего применения этой базы к анализу эмпирического материала. Ключевые слова: эмотиология, эмотивность, эмотив, эмоциональность, эмотивное фонетическое значение (ЭФЗ), экспрессивно-оценочная морфема, эмотивная лексика | 966 | |||||
6257 | Мы даем краткий обзор программы косетной размерной редукции и наилучшие модели, построенные таким образом на этой основе. Затем мы представляем некоторые детали рассматриваемой программы в случае, когда дополнительные размерности являются нечеткими. В частности мы представляем четырехмерную N = 4 суперсимметричную теорию поля Янга-Миллса на Z3 орбифолде, которая имитирует поведение размерно редуцированной десятимерной N = 1 суперсиммтричной калибровочной теории на наборе нечетких сфер при промежуточных масштабах и ведет к тринификации теории большого объединения с калибровочной группой SU(3)3 на более низких масштабах и которая может быть спонтанно нарушена до МССМ при низких энергиях. Ключевые слова: косетная размерная редукция, унификация, нечеткие сферы, проекция на орбифолд | 965 | |||||
6258 | Анализируются эстетические взгляды А. В. Македонова – известного литературного критика и историка литературы советского и постсоветского периодов. Он воспринимал искусство как познание и воспроизведение постоянно развивающейся объективной реальности в форме второй субъективно-объективной действительности. Опираясь на эстетику Г. В. Ф. Гегеля, учения В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, в своих работах 1960–1980-х гг. он вступал в полемику с отечественными и зарубежными семиотиками, в частности с Ю. М. Лотманом. Исследователь стремился доказать, что, несмотря на ряд справедливых утверждений, его оппонентам не удалось определить специфику искусства. Причину он видел в сведении своеобразия художественного творчества к особенностям разных знаковых систем и противопоставлении его познанию как отражению действительности в художественных образах. Ключевые слова: искусство, эстетический знак, образ, модель, А. В. Македонов, Ю. М. Лотман | 965 | |||||
6259 | Введение. Анализируется опыт внедрения дистанционных технологий на занятиях по английскому языку в вузе в условиях вынужденного перехода на удаленный формат работы. Цель – обобщение результатов анкетирования, направленного на выявление отношения студенческого и преподавательского сообществ к переводу образовательного процесса в электронный формат. Материал и методы. Материалом исследования послужили результаты анкетирования, проведенного в первые недели дистанционного обучения английскому языку и по окончании весеннего семестра 2019/20 учебного года. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ учебно-методической литературы по вопросам внедрения технологий в образовательный процесс по иностранному языку, анкетирование профессорско-преподавательского состава и студенческого контингента. Результаты и обсуждение. Впервые собраны и обобщены данные опроса об опыте использования электронной среды взамен аудиторной работы при проведении занятий по английскому языку в вузе. Рассматриваются достоинства и недостатки дистанционного обучения иностранным языкам в вузе; выявляется степень удовлетворенности участников образовательного процесса качеством преподавания иностранного языка в новом формате; описываются аспекты и особенности обучения английскому языку в онлайн-среде. Установлено, что основные сложности, с которыми столкнулись преподаватели и студенты на онлайн-занятиях, сопряжены с отсутствием живого общения, при котором задействованы как вербальные, так и невербальные каналы получения информации. В качестве несомненного преимущества удаленного способа работы перед аудиторным выступает организационно-бытовой аспект проведения занятий, что проявляется, прежде всего, в экономии временных затрат. Заключение. Проведение занятий по английскому языку в удаленном формате видится как высококачественная альтернатива традиционным занятиям в тех случаях, когда невозможна организация очной формы обучения в силу различных обстоятельств (пандемия, погодные условия и т. д.). Это обусловлено практической направленностью дисциплины «иностранный язык», при которой особую значимость приобретает живое общение, коммуникация «лицом к лицу». Ключевые слова: электронная образовательная среда, дистанционный формат образования, обучение иностранному языку, вуз, качество преподавания | 965 | |||||
6260 | История Пироговских съездов впервые представлена в контексте конфликта между врачами и фельдшерским персоналом, что позволяет рассмотреть отдельные ранее не изученные аспекты взаимоотношений данных групп медицинского сообщества. На основе анализа исторической ситуации даны основные причины неудачных попыток фельдшерского персонала добиться права на участие в работе съездов общества врачей в память Н. И. Пирогова. Результаты исследования говорят о наличии нерешенного в изучаемый период системного кризиса внутри медицинского сообщества. Ключевые слова: общество врачей в память Н. И. Пирогова, история медицины, фельдшерский вопрос, съезды врачей, общественные медицинские организации | 964 | |||||
6261 | Введение. Прецедентность представляет собой весьма значимое явление для современной лингвистической науки. Прецедентность и прецедентные феномены изучаются лингвистами в различных аспектах и сферах. Исследуется прецедентность в политическом дискурсе. Целью является сопоставительное исследование национально-прецедентных феноменов, функционирующих в русскоязычном политическом дискурсе, а также в переводе на английский язык. Задачи исследования состоят в определении методологии, осуществлении отбора материала и определении наиболее адекватных способов перевода прецедентных феноменов русскоязычной культуры на английский язык. Материал и методы. Методология исследования основывается на теории когнитивной лингвистики с применением методов когнитивного моделирования, дискурсивного анализа, сопоставительного анализа. Для отбора материала исследования использовался метод сплошной выборки. При обобщении, систематизации и анализе материала применялся также описательный метод. Материалом исследования послужили тексты выступлений В. В. Путина, опубликованные на официальном сетевом ресурсе Президента РФ. Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования было обнаружено, что политический дискурс является весьма продуктивным для создания национально-прецедентных феноменов в силу своей специфики. Прецедентные феномены в политическом дискурсе обладают своей спецификой, как правило, источником прецедентности служит сфера политики либо исторические события конкретной национально-культурной общности. Прецедентные феномены в политической лингвистике сравнительно недолговечны. Наиболее часто они представлены прецедентными текстами, именами и высказываниями. При переводе национально-прецедентных феноменов для создания эквивалентного перевода применяются конкретизация, поиск фразеологических эквивалентов и аналогов. В некоторых случаях прецедентность при переводе полностью утрачивается, но в любом случае для интерпретации национально-прецедентных феноменов необходимы знания о национально-специфичных культурных источниках прецедентности. Заключение. Таким образом, национально-прецедентные феномены представляют собой значимую характеристику политического дискурса, служат связующим звеном между адресатом и адресантом, придают живость и образность речи в политическом дискурсе. С другой стороны, их национальная специфика служит дополнительной сложностью при переводе и часто требует наличия некоторых экстралингвистических знаний для их дешифровки и адекватного восприятия. Ключевые слова: прецедентность, прецедентный феномен, прецедентный текст, дискурс, политический дискурс, перевод прецедентных феноменов | 964 | |||||
6262 | Рассматривается один из возможных путей изменения качества методической подготовки будущего педагога – включение студентов в выполнение исследовательских проектов, которые позволяют им открывать и присваивать методические знания в процессе исследования, осуществлять «пробу» методической деятельности на практике, создают условия для появления и проявления личностного отношения к собственному образованию. Ключевые слова: Рассматривается один из возможных путей изменения качества методической подготовки будущего педа- гога – включение студентов в выполнение исследовательских проектов, которые позволяют им открывать и присваивать методические знания в процессе исследования, | 963 | |||||
6263 | Рассматривается деятельность властных структур региона по откомандированию эвакуированных и мобилизации местных специалистов на восстановление сельского хозяйства освобожденных районов страны в условиях набирающего силу реэвакуационного процесса. Цель статьи – выявить численность специалистов, направляемых в западные регионы, их специализацию, реальность выполнения заданий для сибирских областей, причины их пересмотра, механизмы реализации основных направлений деятельности, масштабы, результаты. Показаны трудности в работе, случаи несогласованности действий, просчеты, участие откомандированных в восстановлении сельского хозяйства на освобожденной земле. В выводе отмечается, что реэвакуация большого числа механизаторов и других специалистов в течение 1943 г. усугубила и без того тяжелое положение в сельском хозяйстве Западной Сибири. Только ценой невероятных усилий был получен минимум хлеба и продовольствия в 1943 г. Правительство вынуждено было пойти на еще более жесткие ограничения в гражданском потреблении, а население – на дополнительные материальные лишения. Ключевые слова: Великая Отечественная война, реэвакуация, освобожденные районы, мобилизация, властные структуры, возрождение, совхозные тресты, механизаторы | 963 | |||||
6264 | Представлен авторский подход к разработке универсальной модели кластера методических компетенций студентов – будущих педагогов, который может выступать определенным ориентиром в конструировании подобного кластера с учетом специфики конкретного профиля подготовки студентов в педагогическом вузе. Даны определения понятиям «методическая подготовка», «методическая деятельность», «методическая компетенция» и обозначены цели методической подготовки будущих педагогов. Выделены и охарактеризованы основные принципы моделирования кластера методических компетенций студентов педагогического вуза, а также отмечена их покомпонентная структура. Обозначен круг методических компетенций для будущих педагогов, овладение которыми позволит эффективно реализовывать методическую деятельность, обеспечивающую достижение новых образовательных результатов. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, модель, методические компетенции, методическая деятельность, методическая подготовка | 963 | |||||
6265 | Введение. Представлен коммуникативно-прагматический анализ медиакоммуникации врача в соцсети. Цель – выявить и описать способы реализации коммуникативных стратегий в медиатексте, созданном на основе информационного повода COVID-19. Материал и методы. Материалом выступили посты врачей о коронавирусе в Instagram. Анализ осуществляется при учете композиционной и смысловой целостности уровней стратегической вербальной коммуникации и поликодовых компонентов в медиатексте. Методика анализа стратегического планирования заключается в выявлении коммуникативных стратегий, определении их иерархической упорядоченности, описании номенклатуры и способов языковой репрезентации реализующих их тактик. Результаты и обсуждение. Медиатекст о COVID-19 позволяет врачу решить несколько стратегических задач: создание профессионального имиджа, просвещение массового адресата, формирование целевой аудитории блога. Основной стратегией является самопрезентационная, реализующаяся в коммуникативных тактиках апелляции к профессии (через образы «Я – врач», «Я – эксперт в области медицины», «Мы – медицинское сообщество»), актуализации преданности профессии, демонстрации преодоления профессиональных трудностей, передачи субъективной информации (через образы «Я – пациент» и «Я – личность»), а также невербальными способами (размещением фотографий врачей в условиях борьбы с COVID-19). Информационно-просветительская стратегия в текстах о коронавирусе становится вспомогательной и способствует реализации стратегии самопрезентации через обращение к тактикам дефиниции, краткой справки, инструкции, апелляции к авторитетным источникам, рекомендации, дискредитации медицинских мифов. Обнаруживается, что коммуникативный успех данных тактик достигается при их сочетании с самопрезентационными, а также при определенной последовательности их использования в одном медиасообщении. Вспомогательная стратегия вовлечения в диалог и удержания адресата, выполняя диалоговые и риторические функции, реализуется параллельно со самопрезентационной и информационно-просветительской стратегиями на уровне композиции медиатекста посредством вынесения в заголовок темы и изображения, отсылающего к COVID-19; реализации тактик анонсирования актуальной темы и апелляции к выгоде от прочтения текста во вступлении текста; использования в основной части тактик коммуникативного сближения, языковой оригинальности и ориентации на языковую моду; а также обращения в заключении к этикетной тактике и тактике приглашения к диалогу. Заключение. Реализация доминирующих стратегий медицинской медиакоммуникации осуществляется параллельно на разных уровнях медиатекста о коронавирусе, посредством использования вербальных и невербальных тактик персуазивного и суггестивного воздействия на аудиторию. Отмечается эффективность обращения к информационному поводу COVID-19 как инструменту стратегического планирования для достижения основной цели медиакоммуникации врача в соцсети – продвижения профессионального бренда. Ключевые слова: коммуникативная стратегия, медицинская коммуникация, инфоповод, COVID-19, медиакоммуникация, медиатекст | 962 | |||||
6266 | Представлен анализ особенностей социального взаимодействия у детей в условиях интегрированного обучения и результаты исследования сформированности просоциальности (направленности собственных действий на партнера во время сотрудничества), являющейся одним из критериев поведенческого компонента данного вида взаимодействия младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и их нормально развивающихся сверстников. Выделены уровни сформированности просоциальности у детей с нормативным и нарушенным развитием интеллекта, выявлены ее особенности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты деятельности по формированию социального взаимодействия младших школьников с нарушениями интеллекта, обучающихся в условиях массовой школы, составленной на основе полученных результатов исследования и специальной литературы. Ключевые слова: социальное взаимодействие, интегрированное обучение, дети с нарушением интеллекта, младший школьный возраст | 961 | |||||
6267 | Рассматривается проблема сохранения физической активности государственных служащих, от которой во многом зависит эффективность их профессиональной деятельности. Показано, что понимание физической активности как внешнего квалификационного требования к сотруднику, осознание того, что уровень физической активности оказывает влияние на другие профессионально важные качества личности государственного служащего, обусловливают необходимость ее эмпирического исследования в целях совершенствования содержания непрерывного профессионального образования сотрудников государственной службы. Раскрыта сущность понятия «физическая активность» и структура физической активности в совокупности интеллектуального, операционального и мотивационного компонентов, выступающих основой для определения критериев оценки уровня развития физической активности государственного служащего. Представлен анализ результатов использования комплекса методов диагностики физической активности государственных служащих (методика оценки физической активности (А. Г. Горбунов), методика исследования мотивации спортивной деятельности (А. Ц. Пуни), методика самооценки интереса к регулярным занятиям физической культурой (Е. А. Кривова), Must-test «Определение жизненных ценностей личности» (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова), экспресс-диагностика социальных ценностей личности, опросник «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций» (С. С. Бубнов), опрос). Ключевые слова: физическая активность государственных служащих, диагностика физической активности государственных служащих | 961 | |||||
6268 | Введение. Рассмотрен вопрос о функционировании в современной речи слова хейт и его производных как единиц, называющих явления, связанные с демонстрацией враждебных отношений. Представлена сравнительная характеристика значений слов хейт и ненависть, которые употребляются в современной речи в качестве синонимов. Актуальность исследования обусловлена появлением новых реалий, в частности в сфере конфликтной интернет-коммуникации, и, соответственно, называющих их неологизмов, значения которых могут быть неизвестны носителям языка, особенно представителям старшего поколения. Цель – проанализировать семантический объем слова хейт как номинации формы вражды в современной коммуникации и его дериватов. Материал и методы. Материалом исследования послужили лексикографические данные, тексты, извлеченные из Национального корпуса русского языка и собранные авторами в средствах массовой информации. Использовались методы дискурсивного, интерпретационного, компонентного анализа. Результаты и обсуждение. Отмечается, что в речи хейт часто используется как прямой синоним слова ненависть. Выявлены общие и различные черты проявления хейта и ненависти как коммуникативных моделей. Дана характеристика хейта как модели коммуникации, в которой есть участники общения, осуществляющие действия, использующие соответствующий язык, реализующие взаимодействие в определенном пространстве, прежде всего в социальных сетях. Показано, что проявление ненависти как модели коммуникации отличается прежде всего отсутствием специального места, где можно организовать взаимодействие на ее основе. Анализируется семантический объем лексем хейт и ненависть. На материале текстов средств массовой информации и социальных сетей составлено семантическое описание неологизма хейт. Его сопоставление с лексикографическим описанием лексемы ненависть показало, что хейт – это эмоциональное негативное отношение к объекту, которое обязательно выражается публично, а ненависть – это прежде всего личное чувство, которое не принято демонстрировать. Заключение. Делается вывод, что значения слов хейт и ненависть нельзя рассматривать как идентичные, поэтому при лексикографическом описании лексемы хейт как новой номинации различия в семантике должны получить отражение. Отмечается, что сужение объема толкования слова хейт может создавать неправильное представление о нем у носителя русского языка, не знакомого со значением данной субстандартной языковой единицы. Ключевые слова: хейт, ненависть, семантика вражды, лексикографирование, новая лексика, язык интернета, коммуникация | 961 | |||||
6269 | Исследуется геометрия экстремальной вращающейся черной дыры в пространстве d=2n измерений вблизи горизонта событий. Строится суперинтегрируемая система, ассоциированная с такой геометрией. Ключевые слова: черные дыры, конформная механика, интегрируемые системы | 960 | |||||
6270 | Мы утверждаем, что вселенные де Ситтера с малой космологической постоянной должны, принимая во внимание энтропию, предпочтительно иметь три пространственных измерения. Это заключение основано на причинноследственном описании пространства де Ситтера, в котором локальный наблюдатель фиксирует тепловое равновесие вплоть до горизонта, на голографическом принципе и на некоторых предположениях относительно природы гравитации и излучения Хокинга/Унру. Ключевые слова: пространство де Ситтера, энтропия, пространственные измерения | 960 | |||||
6271 | Представлены некоторые результаты исследований, проведенных Институтом социальной педагогики РАО (2003 г.) и лабораторией теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета (2014–2015 гг.). Современный этап модернизации российского образования характеризуется как социокультурный и понимается как коррелят двух тенденций – глобализации и регионализации. Сравниваются оценки результативности реформ последнего десятилетия, данные сельскими педагогами, и выявляется, что модернизация образования в сельской местности не оправдала их ожиданий по основным показателям реформирования. Делается вывод, что отрицательная оценка обусловлена, в частности, тем, что сельское педагогическое сообщество не занимает активную позицию в реформировании. Ключевые слова: модернизация, реструктуризация и реформирование образования, социокультурная модернизация образования, сельские педагогические кадры, исполнитель, субъект, актор | 960 | |||||
6272 | . | 960 | |||||
6273 | Введение. Рассматривается лексика современного публицистического текста. Базой для исследования послужили немецкоязычные газетные статьи, относящиеся к тематической рубрике «политика». Актуальность исследования определяется необходимостью изучения и описания лексических единиц лексико-тематической группы «политика», в содержании которой отражаются изменения в политической жизни страны. Научная новизна исследования состоит в осмыслении процессов, происходящих в словообразовании современного немецкого языка. Материал и методы. Материалом для исследования послужили лексические единицы, отобранные методом сплошной выборки из текстов немецкоязычных газет. Целеполагающим в работе является словообразовательный анализ языкового материала. В связи с этим акцентированы наиболее продуктивные способы словообразования в современном немецком языке: словосложение и словопроизводство. Проанализированы структурные и семантические особенности немецкоязычных сложных слов. Выявлены структурные типы композитов, подробно описан их состав. Частотными компонентами такой лексики в современных газетных политических текстах выступают англицизмы. Изучены внутренние связующие механизмы, за счет которых образуется сложная структура композитных единиц. Кроме того, сделана попытка в той или иной степени обобщить семантику слов, образующих композиты. Словообразовательная характеристика политического газетного лексикона представлена с учетом частеречной принадлежности лексических единиц, свойственных им некоторых грамматических признаков. Наряду со сложными и сложнопроизводными словами проведен анализ производных лексем. Исследованы в преобладающем количестве деривативные существительные, а также глаголы и определены частотные аффиксы, большинство из которых – суффиксы. Теоретическая направленность работы обусловлена лингвистическими предпосылками, сложившимися в современной германистике. Использованы актуальные в области словообразования немецкого языка источники. Также изложена позиция авторов статьи к пониманию и определению термина «конфикс», характерного для словообразовательных процессов в немецком языке. Методологическая составляющая исследования включает в качестве основных метод компонентного анализа, метод словообразовательных моделей, описания. При подведении итогов исследования использовался количественный метод. Результаты и обсуждение. Результаты исследования показывают доминирующее положение словосложения, выявляемого в немецкоязычной политической газетной лексике. Продуктивными являются заимствования из английского языка. Представленные в целом научные обоснования могут быть использованы в рамках курса лексикологии немецкого языка. Заключение. Полученные в результате исследования данные могут найти применение при подготовке анализов и обзоров тенденций развития современного немецкого словообразования. В заключение намечены перспективы дальнейшей разработки вопросов, касающихся словообразовательной специфики немецкоязычной разножанровой публицистической лексики. Ключевые слова: немецкоязычная газетная лексика, словосложение, англицизмы, производные слова, структура, семантика | 960 | |||||
6274 | Доказано, что теории, инвариантные относительно однопараметрической фермионной симметрии, после перенормировки сохраняют это свойство инвариантности. Показано, что тождество Уорда для эффективного действия после перенормировки имеют ту же форму, что и до нее. Ключевые слова: перенормировка, суперсимметричная инвариантность | 959 | |||||
6275 | Рассматривается специфика обучения русскому языку как иностранному польских студентов-русистов, являющихся носителями клипового мышления (homo clipus). Предпринимается попытка ответить на вопросы, касающиеся выбора подхода, методов и средств обучения русскому языку польских учащихся филологических вузов. Ввиду слабой изученности как предмета рассмотрения, так и особенностей овладения русским языком представителями поколения homo clipus предлагается использовать выравнивание дисбаланса между традиционными методами обучения и методами, ориентированными на особенности носителей клипового мышления, проявляющиеся на когнитивном, эмотивном и поведенческом уровнях. Ключевые слова: русский язык как иностранный, клиповое мышление, методы, учебник, информационные и коммуникационные технологии | 959 | |||||
6276 | Рассматривается проблема использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения музыке учащихся с задержкой психического развития. Раскрываются особенности и перспективы, а также образовательная ценность информационно-компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе. Демонстрируется ряд преимуществ информационно-компьютерных технологий перед традиционными педагогическими технологиями для решения конкретных задач музыкального воспитания учащихся с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) школе. Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, учащиеся с задержкой психического развития, мультимедийные комплексы, веб-проект, музыкальный проект | 959 | |||||
6277 | Обоснованы принципы построения и реализации содержания национально-регионального компонента общего и профессионального музыкального образования в Республике Хакасия. Обозначены направления педагогической деятельности, позволяющие обеспечить позитивные взаимодействия представителей разных культур в поликультурном образовательном пространстве школы. Показаны особенности подготовки будущего учителя музыки в формировании культуры межнационального общения народов, населяющих Хакасию, на основе регионального музыкального материала. Ключевые слова: национальная музыкальная культура, межкультурные взаимодействия, диалог культур, национально-региональный компонент, музыкальное образование | 958 | |||||
6278 | Современные изменения в обществе и развитие информационных технологий накладывают новые требования к обучению учащихся на разных образовательных этапах. Компьютерная зависимость, возникающая у детей уже в начальной школе, представляет определенную опасность для психического и физического здоровья школьников. Создание компьютерной игровой образовательной системы, сопряженной с учебной программой и аудиторными занятиями, может способствовать перенаправлению интерактивной активности учащихся в сторону добывания новых знаний и повышения успеваемости. Рассматривается организация и эффективность работы подобной системы по английскому языку для учащихся начальной школы на образовательном электронном портале learningapps.org. Ключевые слова: факультативная работа, онлайн-курс, learningapps.org, интерактивное обучение | 958 | |||||
6279 | . | 958 | |||||
6280 | Введение. Настоящая статья является продолжением цикла работ по функционированию конструкций диалогической речи английского языка в разные исторические периоды. Рассматриваются предложения с присоединенными вопросами из письменных памятников раннего Просвещения, отражающих разговорную речь – театральных пьес, романов. Материал и методы. Иллюстрирующие примеры подобраны из текстов, созданных английскими авторами в период 1688–1730 гг. Применялись методы теоретико-лингвистического анализа концепций по исследуемой теме, проведения сплошной выборки изучаемого материала, лингвистического исследования языковых фактов, сравнительно-сопоставительного анализа. Предметом изучения служат лексические, фонетические, грамматические (структурные, пунктуационные) особенности данных конструкций. Результаты и обсуждение. Произведена систематизация конструкций с присоединенным вопросом, выделены три группы и десять типов. Степень выраженности лексико-грамматической ориентации присоединенной части на базовое предложение явилась основанием для различения групп, состав присоединенной части – для различения типов внутри групп. В обсуждение включены предложения не только с «каноническими» присоединенными вопросами (такими как He is a student, isn’t he?), но и с другими вопросительными присоединенными частями – как предикативными (He is a student, you say?), так и непредикативными (He is a student, eh?). Проводится сравнение с изученными ранее подобными конструкциями из текстов периода Ренессанса. Обсуждается выбор авторами лексических средств и последовательности расположения слов в присоединенных частях, а также положение присоединенного вопроса относительно опорного предложения, особенности графического оформления обсуждаемых предложений в составе реплики. Заключение. Основные изменения, произошедшие в процессе исторического функционирования изучаемых структур за время, прошедшее с периода Ренессанса, связаны со словорасположением – порядком слов в присоединенном вопросе и его размещением в конструкции. Результаты могут быть использованы в курсах лекций по истории английского языка, что составляет их практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в описании разнообразия конструкций, бытовавших в данный исторический период, их систематизации. Ключевые слова: синтаксис английского языка, исторический синтаксис английского языка, присоединенный вопрос | 958 | |||||
6281 | Введение. Исследуется метафорическая концептуализация Брексита в новостном дискурсе. Материал и методы. Материалом послужили новостные тексты британских интернет-изданий (The Guardian, The Independent, The Daily Telegraph и британского интернет-портала BBC News), освещающих тему Брексита; методами исследования – дефиниционный анализ, компонентный анализ, метод сплошной выборки, метод интерпретационного и концептуального анализа, метод метафорической концептуализации. Результаты и обсуждение. Проведен анализ и осуществлена интерпретация метафорической репрезентации социально-политического явления Брексита через религиозные концепты. Религия пронизывала историю всех народов, все сферы человеческого бытия, проникая в сознание и подсознание людей. Значимость религии в современном обществе обусловливает интенцию авторов новостей задать необходимые ценностные ориентации для реципиента в имплицитной форме. Выявлена метафорическая субмодель BREXIT – RELIGIOUS BELIEF (БРЕКСИТ – РЕЛИГИОЗНОЕ УБЕЖДЕНИЕ), в терминах которой Брексит интерпретируется как религиозное убеждение, что значительно увеличивает его воздействующий потенциал. Один из результатов исследования – выявление в рамках религиозной модели субмодели BREXIT – CULT (БРЕКСИТ – КУЛЬТ), которая имеет негативную коннотацию, обозначая псевдорелигиозную организацию. Анализируется когнитивная метафорическая модель Брексита, в которой идеология Брексита как священной войны за возвращение национального суверенитета трансформируется в идеологию «зомбированного» тоталитарного культа как стремления к псевдоценностям. Выявлена метафорическая субмодель BREXIT – SECT (БРЕКСИТ – СЕКТА), посредством которой устанавливаются концептуальные связи между политикой Б. Джонсона в отношении Брексита и террористической организацией Аль-Каида, чьи приверженцы готовы умирать сами и убивать других за свою идеологию. Аргументируется реализация интерпретирующего потенциала религиозной концептуальной метафоры в формировании отрицательного образа Брексита в новостном дискурсе. Заключение. В рамках религиозной метафорической модели БРЕКСИТ – РЕЛИГИЯ выявлены субмодели БРЕКСИТ – РЕЛИГИОЗНОЕ УБЕЖДЕНИЕ, БРЕКСИТ – КУЛЬТ, БРЕКСИТ – СЕКТА. Интерпретирующий потенциал религиозной метафоры реализован. Ключевые слова: Брексит, новостной дискурс, метафорическая модель, метафорическая концептуализация, интерпретирующий потенциал, когнитивный механизм, конструирование новостей | 958 | |||||
6282 | . | 957 | |||||
6283 | В современном российском обществе государственно-церковные отношения оказывают существенное влияние на межнациональные и межконфессиональные отношения. Их исследование актуально, поскольку обусловлено появлением новых источников, возможностью обратиться к засекреченным архивным документам, позволяющим восстановить историческую справедливость. Видный церковный деятель ХХ в. архиепископ Иувеналий (Масловский Евгений Александрович) закончил свой земной путь в Томске (расстрелян 24 октября 1937 г.). Рассматриваются отношения между верующими и советской властью в период его служения (1917–1937). Уделено внимание проблемам государственно-церковных отношений рассматриваемого периода и внутреннему состоянию церкви на примере Тульской и Рязанской епархий. Ключевые слова: архиепископ, государство, епархия, православие, советская власть, церковный раскол | 957 | |||||
6284 | Проявление авторского женского начала в письмах М. Цветаевой: опыт гендерной интерпретации текста | 956 | |||||
6285 | Рассмотрен вопрос оптимизации обучения английскому и немецкому языкам студентов заочной формы обучения, что подразумевает выбор наилучшего, наиболее благоприятного способа обучения из множества возможных. Одним из таких способов является дистанционное обучение. В статье отражены его положительные стороны. В качестве средства представлен электронный учебник с описанием некоторых его разделов для английского и немецкого языков. Отражены результаты проведенного эксперимента по применению электронного учебника студентами заочной формы обучения. Приведены показатели результатов выполнения тестирования и контрольных работ студентов контрольной и экспериментальной групп, изучающих английский и немецкий языки. Ключевые слова: оптимизация, методика обучения иностранным языкам, дистанционное обучение, электронный учебник, заочная форма обучения | 956 | |||||
6286 | Рассматриваются понятия «чтение» и «письмо» в автобиографической повести Ж.-П. Сартра «Слова» с точки зрения их соотношения с репрезентацией аукториального я и с экзистенциальным опытом автобиографического героя, который формируется как писатель, проходя различные этапы чтения и письма. Специфика индивидуальной литературной эволюции раскрывается в соотношении с литературной эволюцией вообще. Анализируется парадоксальность изображенного в повести механизма литературного творчества, которое выступает одновременно как высшая степень реализации единичного я и как его отчуждение от себя и растворение в универсальности. Вскрывается аналогия между приобщением автобиографического героя к чтению и письму и его освоением понятия смерти. Раскрывается смысл заявленного Сартром в «Словах» прощания с литературой, отмечается близость этой концепции с идеей «смерти автора» Р. Барта. Ключевые слова: Ж.-П. Сартр, «Слова», автобиографический герой, аукториальное я, чтение и письмо, литературная эволюция | 956 | |||||
6287 | Языковое развитие ребенка напрямую связано с развитием мышления и познавательных способностей, что находит свое отражение в детской игровой коммуникации. Игра является важнейшим видом деятельности в дошкольном возрасте. Большую роль в языковом развитии играет овладение просодической основой речи. Описываются просодические признаки детской речи (на примере детской игровой коммуникации) на участках с разной степенью эмоциональной напряженности, проводится взаимосвязь между просодической организацией речи и интенцией говорящего. Ключевые слова: звучащая речь, детская коммуникация, просодическая организация речи, эмоциональность речи, аудитивный анализ, ритмические группы | 956 | |||||
6288 | Рассматривается аллегорическое выражение коммуникативного события «гостеприимство» на материале калмыцких, русских и британских пословиц и поговорок. Гостеприимство относится к базовым ценностям рассматриваемых лингвокультур, получает множественное и вариативное обозначение в оценочной картине мира калмыков, русских и британцев. Аллегорическое осмысление гостеприимства сводится к описанию его общих и специфических признаков, а также норм, установок и предписаний, связанных с данной типизируемой ситуацией. Ключевые слова: аллегория, гостеприимство, паремия, калмыцкая, русская, британская лингвокультура | 956 | |||||
6289 | С увеличением во всем мире числа студентов, изучающих китайский язык, преподавание китайского языка как иностранного в качестве самостоятельного предмета сформировало свою собственную предметную систему. Преподавание китайского языка как иностранного является специализированным предметом или комплексно-прикладным предметом, что определяет необходимость проведения исследований по преподаванию китайского языка как иностранного в соответствии с этими характеристиками. Объекты исследования преподавания китайского языка как иностранного в основном заключаются в изучении принципов и методов преподавания языка как второго, в раскрытии законов преподавания китайского языка и использовании этих принципов и законов для руководства конкретной практикой преподавания. Цель – выявить основные проблемы, возникающие у учащихся при изучении китайского языка и определить способы их решения. Анализ материала показал следующие трудности в преподавании китайского языка как второго иностранного: 1) из-за сложности языковых аспектов у учеников теряется мотивация продолжать изучение иностранного языка; 2) при выборе хорошего пособия для преподавания китайского языка легко ошибиться, поэтому необходимо ответственно относиться к выбору; 3) культурологический аспект в преподавании китайского языка; 4) профессиональный аспект в обучении китайскому языку как иностранному. Материалом исследования послужили научные литературные труды, учебники, официальные документы с сайтов китайских вузов. В исследовании используется опытно-поисковая работа, которая проводилась на базе кафедры иностранных языков и перевода Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Исследованием были охвачены студенты 4-го курса бакалавриата, обучающиеся по направлению «Лингвистика», основа обучения которых – китайский язык как второй иностранный язык. А так-же ученики школы иностранных языков «Язык для Успеха», изучающие китайский язык как второй иностранный, общим количеством 124 человека. При работе с материалом были поставлены следующие задачи: провести сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы, посвященной проблемам изучения и преподавания китайского языка, а также содержания учебных материалов в области теоретических и практических аспектов обучения китайскому языку как иностранному в вузах и школах. В настоящей статье рассматриваются современные проблемы обучения китайскому языку как иностранному, сложности, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в процессе обучения и изучения фонетики, грамматики и двуязычного перевода. Для людей с русским культурным происхождением, которые изучают китайский язык, важно понять, как эффективно изучать китайский язык. После длительных исследований и практики были определены трудности с обучением произношению. В ходе исследования был проведен анализ проблем преподавания со стороны педагога, а также проблемы изучения китайского языка со стороны студентов. Были разработаны и даны рекомендации, позволяющие облегчить студентам процесс освоения китайского языка. Преподаватель или исследователь в области преподавания китайского языка как иностранного должен понимать дисциплинарные особенности и направленность преподавания китайского языка, понимать задачи и цели преподавания китайского языка как иностранного, совершенствовать собственные теоретические знания по соответствующим дисциплинам. Преподавание китайского языка как иностранного в основном направлено на развитие языковых навыков учащихся. Преподавание языковых знаний также является подготовкой к совершенствованию языковых способностей. Целью изучения языковых знаний является практика и применение. Поэтому в центре внимания исследований по преподаванию китайского языка как иностранного находится то, как совместить теорию языковых знаний с практикой, чтобы учащиеся могли как можно скорее овладеть умением использовать китайский язык для языкового общения. Ключевые слова: проблемы преподавания китайского языка, современные проблемы обучения китайского языка, трудности с произношением, символы китайского алфавита | 956 | |||||
6290 | Введение. Подводятся итоги научной конференции, посвященной изучению проблематики и поэтики региональной детской литературы и вопросов чтения детей и подростков. Цель – дать представление о содержании работы I Всероссийской научно-практической конференции «Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири». Материал и методы. Экспертное описание и анализ. Результаты и обсуждение. Приведен обзор докладов участников конференции. Обозначены векторы диалога между специалистами разных культурно-образовательных, социальных, коммерческих институтов (вузы, библиотеки, школы, некоммерческие организации, книжные магазины) о детской литературе и чтении. Анализ содержания докладов участников конференции позволил определить актуальные задачи изучения детской и подростковой литературы (прежде всего, региональной), формы и способы приобщения детей и подростков к чтению, повышения культуры чтения в современных социокультурных условиях. Заключение. Намечены перспективы междисциплинарного изучения сибирской литературы для детей и подростков и практик чтения. Ключевые слова: детская и подростковая литература, чтение, литературное краеведение, Сибирь | 955 | |||||
6291 | Эффективное действие является центральным понятием при изучении многочисленных аспектов квантовых моделей теории поля. Точное определение эффективного лагранжиана теории гарантирует точное решение соответствующей модели квантовой теории и в общем случае невозможно. В связи с этим задача вычисления эффективного действия в настоящее время рассматривается как самостоятельное направление в рамках квантовой теории. Следовательно, возникает необходимость разрабатывать суперполевые методы построения эффективного действия и совершенствовать уже существующие. В данной работе предлагается метод построения однопетлевого эффективного действия N=1 суперсимметричных полевых теорий, позволяющий находить суперполевой эффективный лагранжиан в виде разложения по суперковариантным производным фоновых суперполей. В качестве примера применения общей техники проводится вычисление низкоэнергетического действия N=1 суперсимметричной модели Янга-Миллса. Ключевые слова: суперсимметрия, эффективное действие, модель Янга-Миллса | 954 | |||||
6292 | Рассматривается эстетическая составляющая концепта в художественной литературе. Показано, что в художественном тексте концептуализация осуществляется определенными эстетическими средствами, которые и отражают принятые в данной культуре в определенную эпоху нормы и тенденции, и передают индивидуальный авторский подход к форме выражения эстетического идеала. Вследствие применения этого эстетического компонента произведение приобретает, с одной стороны, черты, характерные для идиостиля того или иного автора, а с другой – отражает особенности различных художественных направлений и стилей. Катарсис рассматривается как эмоциональный разряд, очищение, возникающие у читателя (слушателя) под воздействием произведения искусства, как перлокутивный эффект удачного сочетания содержания и формы художественного произведения или двух составляющих художественного концепта: содержательного и эстетического. Ключевые слова: художественная литература, концепт, эмотивность, эстетическая информация, катарсис, перлокутивный эффект | 954 | |||||
6293 | Введение. Несмотря на то, что вьетнамская литература в целом не получила широкого международного признания, некоторые произведения писателей Вьетнама широко известны читателям по всему миру. Одним из таких общепризнанных литературных произведений является сказочная повесть То Хоая «Dế mèn phiêu lưu ký», переведенная на множество языков, в том числе на русский и английский. Цель – выявление особенностей перевода сказки То Хоая «Dế mèn phiêu lưu ký» на русский и английский языки. Материал и методы. Материалами исследования послужил оригинальный текст сказочной повести То Хоая «Dế mèn phiêu lưu ký» и его русско- и англоязычный переводы. В качестве методов исследования применялись общенаучные методы анализа, синтеза и обобщения, а также частнонаучные методы описания и сопоставления, наряду с методом стилистического анализа текста. Результаты и обсуждение. Переводы сказочной повести «Dế mèn phiêu lưu ký» на русский и английский языки могут служить иллюстрацией зависимости конечного результата перевода художественного текста от задач, решаемых переводчиками. Сопоставительный анализ ряда аспектов русской и английской версий исходного текста (перевод имен собственных, описание персонажей, передача элементов национальной культуры и быта, воспроизведение фольклорной составляющей) позволяет говорить о том, что русский переводчик при помощи ряда приемов персонифицирует персонажей, распространяет их описания, иногда домысливая за автором детали портретов и ситуаций. Тенденция к амплификации текста нарушается лишь в случае «подцензурных» фрагментов, смягченных с учетом его адресата. Еще одним решением переводчика является бережный перенос в русский текст, а иногда и намеренное усиление вьетнамского национального колорита, обусловленного вкраплениями в текст повести фольклорных фрагментов и безэквива лентной лексики. Английский перевод, в отличие от русского, строго следует за оригиналом и иногда излишне схематичен. Заключение. Сравнение русской и английских версий сказочной повести То Хоая «Dế mèn phiêu lưu ký» свидетельствует о принципиально различных стратегиях русского и английского переводчиков. Автор английского перевода строго следует за вьетнамским текстом или несколько его упрощает, доместицирует элементы национальной культуры. Русский переводчик нередко прибегает к амплификациям оригинала и подчеркивает вьетнамский колорит сказочной повести. Ключевые слова: художественный перевод, литературная сказка, То Хоай, реалии, имена собственные, описания | 954 | |||||
6294 | Введение. В настоящее время в условиях прогрессирования тенденций глобализации и информатизации единовременное и окончательное образование (оne-off and terminative education) далеко не всегда отвечает требованиям общества и государства к качеству учительских кадров. В рамках популяризации образовательной идеологии «обучение в течение всей жизни» интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей стала одной из ведущих целей реформирования образования во многих странах. Долгое время традиционное разделение в системе китайского педагогического образования и процессе профессионального развития учителей не позволяло повысить качество учительских кадров. В связи с этим в Китае в конце XX в. начались исследования по проблемам интеграции в данном образовании и развитии. С того времени здесь был накоплен значительный опыт интеграции педагогического образования как на теоретическом, так и на практическом уровне. Цель – на основе анализа тенденции интеграции в современном педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае определить ее сущность, охарактеризовать ее ключевые элементы и выявить существующие проблемы. Материал и методы. Материалом настоящего исследования послужили научно-педагогические труды китайских исследователей по проблеме исследования. В качестве методов в данной работе использовались теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, опыта реализации интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей, обобщение и конкретизация. Результаты и обсуждение. Интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае заключается в том, чтобы рационально проектировать цели и содержание обучения на различных этапах профессионального развития учителей, устранить разделение в данном процессе, оптимизировать использование образовательных ресурсов, содействовать повышению качества учительских кадров. Местное правительство, высшие учебные заведения, организации профессиональной переподготовки учителей и школы как важные участники интеграции по-своему способствуют ее реализации в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей. Данная интеграция в основном отражается в интеграции целей обучения, учебных программ, образовательных учреждений, участвующих в профессиональной подготовке учителей, аттестации квалификации учителей и оценке образовательных ресурсов. Способствование эффективной профессиональной коммуникации и взаимодействию на всех этапах профессионального развития учителей и между различными участниками педагогического образования, укрепление преемственности целей и содержания образования, повышение качества педагогических кадров в системе профессиональной переподготовки учителей остаются важными задачами интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в будущем. Заключение. Сущность интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае заключается в устранении, сокращении разделения в процессе профессиональной подготовки учителей и содействии непрерывному профессиональному развитию учителей. Посредством интеграции цели учебных программ, образовательных учреждений, аттестации квалификации учителей и образовательных ресурсов действительно достигается повышение качества подготовки учителей. Однако дальнейшее развитие и совершенствование интеграции в профессиональном образовании учителей подлежит дальнейшему глубокому исследованию в теории и практике в данной области, а также требует решения существующих проблем. Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональное развитие учителей, интеграция, обучение в течение всей жизни, Китай | 954 | |||||
6295 | Стихотворения Дмитрия Сиротина чаще всего сюжетны. Во многих произведениях воспроизводится детское сознание: это поэзия открытия близкого, но всегда таинственного мира. Мышление аналогиями обнаруживается на нескольких уровнях текста. В поэтике поиск соответствий стимулирует языковую игру. В образной системе аналогии исполняют роль своеобразной «скрепы», позволяющей не только сопоставить признаки разных явлений, но найти между ними экзистенциальное родство, примиряющее Я и Другого. Ключевые слова: Дмитрий Сиротин, современная поэзия для детей, сибирская поэзия, аналогии, образ ребенка, языковая игра | 953 | |||||
6296 | Рассматривается вопрос о применении проектной методики в учебно-воспитательном процессе профессиональной подготовки бакалавров в педагогическом вузе. Особое внимание уделено взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы для формирования профессиональных компетенций посредством проектной методики, так как при правильном сочетании внеаудиторной работы с аудиторной обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в педагогическом вузе. Эмпирическим путем доказана эффективность применения данной методики в профессиональной подготовке будущих учителей. Применение данной методики является показателем высокой квалификации преподавателя вуза, его профессионализма. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, высшее профессиональное образование, проектная методика, компетенции, иностранный язык, педагогический вуз | 952 | |||||
6297 | Введение. Современные конвергентные формы медийной коммуникации демонстрируют разнообразные способы и модели взаимодействия агентов дискурса (журналистов, авторов и ведущих программ) и клиентов – адресатов, получивших в сетевом пространстве статус пользователей, участников интеракций, создателей информационного и развлекательного контента. Дискурсивная практика радио в социальных сетях формируется под влиянием технологических процессов интеграции, на основе ценностных систем, принципов взаимодействия с адресатом, сформированных в традиционном, аналоговом вещании и в сетевых аккаунтах интернета. Материал и методы. Дискурсивный анализ, направленный на выявление специфики диалогической коммуникации, позволяет определить роль контекстных макроструктур в построении и развитии сценариев коммуникативного взаимодействия. Контекстные макроструктуры социально-сетевого радио, функционирующие на пересечении дискурсивных практик радио и веб-коммуникации, определяют прагматические установки субъектов интеракций, тематическую прогрессию и семантические репрезентации дискурса. В качестве материала рассматриваются тексты развлекательного радио Maximum социально-сетевого аккаунта «ВКонтакте». Результаты и обсуждение. Анализ речевой структуры социально-сетевой версии канала выявил следующие закономерности в реализации диалогических моделей коммуникации, формируемых под воздействием контекстных макроструктур. На основе аудиального кода радийной макроструктуры формируется согласованная диалогическая модель: участники интеракций используют кооперативную стратегию взаимодействия при обсуждении музыкальных текстов. Макроструктура социально-сетевой коммуникации реализует преимущественно конфликтную модель, актуализируя эгоцентрическую стратегию взаимодействия. Установка коммуникантов на аналоговую форму трансляции (линейную коммуникацию от источника к слушателям) реализуется в межсубъектной модели взаимодействия, что находит свое выражение в общности картин мира коммуникантов. Доминирование в речи социально-сетевой макроструктуры определяет квазимежсубъектный сценарий развития диалога, подчиняющийся принципам аффилиации – присоединения к сказанному с целью актуализации в публичном пространстве. Заключение. Данная модель не демонстрирует эксплицитных маркеров диалогичности, но может быть рассмотрена с точки зрения успешной коммуникации, если учитывать дискурсивную перспективу социально-сетевого радио и основополагающую ценность ее картины мира – установку на развлечение. Ключевые слова: развлекательное радио, дискурс радио в социальных сетях, диалогические модели коммуникации, контекстные макроструктуры | 952 | |||||
6298 | Введение. Диагностика уровня владения сотрудниками компетенциями, необходимыми для работы в цифровой образовательной среде, является важнейшей составляющей, отражающей процессы, происходящие в современных образовательных системах. Выбор диагностической карты как инструмента измерения позволит определить потребности и дефициты педагогов в профессиональных компетенциях по проектированию, разработке и реализации дополнительных профессиональных программ в формате цифровых образовательных ресурсов. Инструмент дает возможность судить о состоянии уровня владения сотрудниками данными компетенциями и формулировать прогноз его развития. Цель – выявление уровня профессиональной компетентности научно-педагогических работников, необходимых для работы в цифровой образовательной среде. Материал и методы. Методологической основой исследования стала психологическая концепция субъектно-деятельностного подхода, суть которой заключается в представлении о личности как активном субъекте, самосовершенствующемся, самоактуализирующемся и самоопределяющемся. Идея данного подхода строится на связи познавательных и деятельностных механизмов включенности субъекта во внешнюю среду и предполагает наличие у него устойчивой личностной позиции по собственному преобразованию и развитию. Предложен подход к оцениванию, который принят в эффективно работающих организациях, принявших за основу методологию самообучающихся организаций. Результаты и обсуждение. Представлен анализ результатов проведенной диагностики уровня владения сотрудниками компетенциями, необходимыми для работы в цифровой образовательной среде, в том числе для проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ в формате цифровых образовательных ресурсов. Проведенное исследование позволило определить влияние цифрового образовательного пространства на профессиональное развитие педагогов и выявить уровень их готовности к участию в дидактических коммуникациях с применением цифровых технологий. Заключение. Диагностика в полной мере позволила оценить уровень владения сотрудниками Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО) компетенциями, необходимыми для работы в цифровой образовательной среде, в том числе для разработки и реализации дополнительных профессиональных программ в формате цифровых образовательных ресурсов. Так, после предложенного ряда форм повышения квалификации для преподавателей ЧИППКРО, в декабре 2021 г. будет проведена повторная диагностика, которая покажет динамику повышения профессиональной компетентности в части работы в цифровой образовательной среде. Ключевые слова: цифровое образование, профессиональные компетентности, цифровые компетенции, диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов, цифровая образовательная среда | 952 | |||||
6299 | Рассматриваются вопросы ценностного отношения к иноязычной культуре в контексте обучения иностранному языку. Анализ интегративной природы ценностного отношения направлен на выявление компонентов его структуры и особенностей их взаимосвязанного функционирования для гармонизации личностного развития студентов в качестве субъектов межкультурного диалога. Раскрываются психолого-педагогические механизмы его формирования в контексте иноязычного образования и закономерности организации процесса обучения иностранному языку, ориентированного на их развитие. Ключевые слова: ценностное отношение, иноязычная культура, смыслообразование, образовательная созидательная деятельность | 951 | |||||
6300 | Введение. Рассматривается международный опыт реформирования системы образования, свидетельствующий о появлении новых образовательных моделей. Целью явилось изучение особенностей практического опыта использования инновационных методов в педагогических практиках различных стран и оценка эффективности процесса обучения. Материал и методы. Методологическую базу исследования составляли теоретические методы сравнительного и системного анализа, а также статистический анализ данных по отдельным странам Евросоюза и США. Изучение методической, аналитической, педагогической литературы было посвящено исследованию международного опыта реформирования системы образования, которое основывалось на опыте, представленном в международных публикациях в сборниках научных статей и научно-методических периодических изданиях. Результаты и обсуждение. Образовательная политика развитых стран строится на образовательной аналитике. Органы государственной власти, политические партии и общественные объединения стремятся повысить эффективность системы образования в соответствии с задачами развития общества. Форматы образовательных программ изменяются. Представлено внедрение в образовательный процесс новых технологий, таких как геймификация, роботизированные платформы, искусственный интеллект и встраивание этих технологий в образовательные программы. Оценивается эффективность использования новых образовательных технологий, основанных на инновациях с трансформационным содержанием, их дидактический потенциал. Заключение. Делается вывод о том, что многие технологии (такие, как геймификация) требуют дальнейшего изучения их применения. В результате эффективность технологий, используемых образовательным сообществом, в основном подтверждается повышением продуктивности учебного процесса, мотивацией и уровнем готовности студентов обучаться в интеллектуальных образовательных средах. Ключевые слова: образование, модели, эффективность, технологии, дидактический потенциал, цифровые ресурсы | 951 |