№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
351 | Рассматривается вопрос развития личностно-профессиональных качеств учителя как способа реагирования на инновационную деятельность. На примере профессиональной среды школы № 3 г. Томска предложены механизмы саморазвития педагога через использование программно-проектного подхода в работе с педагогическими кадрами и применение маршрутных карт для молодых педагогов. Предложенные механизмы способствовуют росту профессиональной квалификации педагогов и успешной реализации инновационного проекта. Ключевые слова: инновационная образовательная практика, профессиональная среда, механизмы саморазвития педагога, программно-проектный подход, маршрутная карта саморазвития учителя | 1490 | |||||
352 | Данная статья посвящена анализу трансформации образа правителя в России при Петре I. На материале американской историографии рассматриваются истоки специфики российских властных мифологем в контексте предшествующего развития и в сравнении с западноевропейскими традициями властвования. | 1489 | |||||
353 | В данной статье рассматривается проблема изучения закономерностей формирования саморегуляции, управления учащимися собственным поведением, влияние саморегуляции на развитие потенциальных возможностей ребенка, в том числе и интеллекта. Раскрывается более подробно процесс метакогнитивной саморегуляции, который обеспечивается внутренними психологическими механизмами, такими как управление и контроль осуществляемой деятельности. Формирование метакогнитивной саморегуляции способствует развитию интеллекта учащихся и стимулирует развитие самостоятельности, произвольной регуляции, самоконтроля и самооценки, способности корректировать интеллектуальную деятельность актуализации и обогащения личного опыта учащихся средствами специально сконструированных упражнений. Выделяются типы учебных упражнений, способствующих привлечению предметного опыта учащихся, активизирующих их эмоциональнооценочный опыт, развивающих интуицию и самоконтроль. Приводятся примеры таких учебных текстов по одной из важнейших тем школьного курса математики, как «Функция». Ключевые слова: познавательная деятельность, самообразование, самообучение, самопознание, саморегуляция, метакогнитивный опыт | 1489 | |||||
354 | Выявляются способы выражения самоиронии в ранней лирике В. Маяковского и ее специфические функции. | 1489 | |||||
355 | Статья является результатом теоретико-практического исследования роли учебной практики в формировании основ профессиональной компетенции студентов в системе высшего профессионального образования. Рассмотрена типологизация основ и условия успешности их формирования. Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, учебная практика. | 1489 | |||||
356 | Проведен исторический анализ развития сиротства в России. Выделены основные виды сиротства, изучены психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены причины и последствия социального сиротства, формы устройства детей в семью, пути решения проблемы сиротства в России. Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, депривация, замещающая забота | 1489 | |||||
357 | Институт предварительного слушания в российском уголовном процессе появился сравнительно недавно. При этом, являясь промежуточной стадией между предварительным расследованием и судебным разбирательством, он выполняет функцию своеобразного фильтра, задача которого выявить нарушения, препятствующие рассмотрению дела по существу в судебном заседании. В статье, на основе анализа практики, рассматриваются некоторые проблемные вопросы, возникшие в результате применения института предварительного слушания при рассмотрении судами конкретных уголовных дел | 1488 | |||||
358 | В статье рассматриваются аспекты и факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования. Управленческая компетентность руководителей учреждений профессионального образования рассматривается как совокупность личностных качеств руководителя; описаны содержание, формы и методы осуществления повышения квалификации руководителей. Ключевые слова: .управленческая компетентность; личностные качества руководителя; профессиональное мастерство руководителя; метод проектов | 1488 | |||||
359 | Рассматривается категория модальности, в частности один из ее видов – субъективная (или авторская) модальность, тесно связанная с авторской интенцией. Предлагается классификация таких интенций. Ключевые слова: аллюзия, интертекстуальность, субъективная и объективная модальность, интенция, классификация | 1488 | |||||
360 | Указываются пути формирования гражданственности учащихся во внеурочной деятельности. Описываются результаты автора по формированию гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе через краеведческую и социально значимую деятельность. Эти результаты получены в рамках деятельности школьного музея, краеведческого кружка, клуба и центра гражданского образования. Ключевые слова: гражданственность, гражданская позиция, подростки, внеурочная деятельность, краеведение, социально значимая деятельность | 1488 | |||||
361 | Имидж рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу – социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом. | 1487 | |||||
362 | Статья посвящена вопросу происхождения и функционирования числительного «один» в хантыйском языке. Хантыйское числительное «один» (зап. ij / вост. Щj) могло образоваться от финно-угорской основы *ike, *ьke и первоначально означало «единство». Разное звуковое оформление форм числительного «один» в хантыйском языке обусловлено, с одной стороны, диалектными фонетическими различиями, с другой стороны, его функциональными особенностями: употреблением в атрибутивной и неатрибутивной функции. | 1487 | |||||
363 | Статья посвящена особенностям репрезентации концептов «любовь» и «боль» в книге В.П. Астафьева «Затеси». На материале миниатюр, объединенных во вторую тетрадь «Видение», обосновывается значимость в них концептуальной пары «любовь» – «боль» и рассматриваются основные разновидности её реализации. Ключевые слова: концепт, концептуальная пара, концептуальный анализ, художественный текст, миниатюры В.П. Астафьева | 1487 | |||||
364 | Социальная ответственность бизнеса в России | 1486 | |||||
365 | Статья позволяет сделать некоторые обобщения по технике выполнения исследуемого упражнения «Перелет Ткачева ноги врозь». Проведенный биомеханический анализ опорной части упражнения дает возможность определить моменты мышечных сил в суставах и сопоставить их на всей траектории биосистемы | 1486 | |||||
366 | Статья посвящена рассмотрению психолого-педагогических аспектов формирования текстовой компетентности как компонента готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности. Разработана структура текстовой компетентности и выявлена специфика компетенций восприятия, понимания и интерпретационной компетенции в контексте профессиональной подготовки студентов педагогического университета | 1486 | |||||
367 | Исследовано влияние механохимической активации торфов на изменение состава гуминовых кислот и их кислотных свойств. Показано, что механической обработке торфов увеличивается выход гуминовых кислот в 6–7 раз, снижается их молекулярная масса, повышается количество кислых функциональных групп в их составе Ключевые слова: Торф, механохимическая активация, гуминовые кислоты, минеральный компонент | 1486 | |||||
368 | В статье рассмотрены основные трактовки понятия «гражданское воспитание» в российской и зарубежной литературе. Выявлены основные цели и задачи современного гражданского образования. Ключевые слова: воспитание, гражданское воспитание, гражданственность, гражданин, политическое воспитание, патриотическое воспитание | 1486 | |||||
369 | Анализируется соотношение символических и миметических компонентов в описании города Юрятин в романе«Доктор Живаго» Бориса Пастернака. Установлен географический прототип романного города [Пермь) и показано,как трансформировались черты реального города в романном образе. Также рассмотрен прагматический аспект отношений места и текста. Показано, как воображаемая реальность романа становится предметом социокультурных и маркетинговых практик, как Юрятин становится частью символической реальностисовременной Перми. Ключевые слова: Пастернак, «Доктор Живаго», семиотика, прагматика литературного текста | 1486 | |||||
370 | Статья посвящена исследованию русских (славянских) заимствований в современном немецком языке и степенью их владения в зависимости от возраста и места проживания. Было опрошено 552 информанта и результаты были обработаны методом чи квадрат. В статье анализируется как люди в общем знают русские заимствования, как в западной Германии и восточной Германии. Автор также берёт во внимание возраст информантов. | 1485 | |||||
371 | На примере влияния творчества русского писателя М.Арцыбашева на творчество узбекского поэта А.Чулпана в статье доказывается актуальность проблемы литературных влияний для современного сравнительного литературоведения. В статье утверждается, что в романе «Ночь и день», следуя примеру русского писателя, А.Чулпан откровенно использует человеческое тело в качестве объекта эстетического изображения, осмысливает двойственную сущность людей и проблемы человеческого счастья. Ключевые слова: сравнительное литературоведение, влияния, литературные контакты, идея, художественные средства, конфликт, межлитературные отношения | 1485 | |||||
372 | Обобщен опыт теоретических и экспериментальных исследований по проблеме субъектности личности. Представлен исторический экскурс изучения данной проблемы, существующие противоречия в терминологии, а также ключевые составляющие субъектогенеза. Ключевые слова: субъектность личности, отраженная субъектность, субъектность группы, субъектогенез | 1485 | |||||
373 | Рассматривается проблема подготовки учителя к работе по новому стандарту образования. Ключевые слова: стандарт образования, качество образования, универсальные учебные действия, подготовка учителя | 1485 | |||||
374 | Рассматривается история конкретного шаманского бубна, эвенкийского по происхождению, но ставшего традиционным культовым предметом другого народа – хантов. Интересна и история его изучения несколькими поколениями ученых. | 1484 | |||||
375 | В статье предлагается классификация сельских малокомплектных школ (на примере Томской области), обосно-вываются особенности дидактической структуры данного вида ООУ (формирование содержания образования на основе принципов тематизма, комплексности, технологический комплекс разновозрастного обучения) Ключевые слова: классификация сельских малокомплектных школ, разновозрастное содержание образо¬вания, технологический комплекс разновозрастного обучения | 1484 | |||||
376 | Статья посвящена трем ключевым терминам мотивологии: мотивированность, мотивационные отношения (связи), внутренняя форма слова, которые рассматриваются со времени их становления (70-е гг. XX в.), позволяя подвести итоги развития терминосистемы науки о явлении мотивации слов. Ключевые слова: мотивология, термины, мотивированность, мотивационные отношения, внутренняя форма слова | 1484 | |||||
377 | В данной статье концепция учебной автономии рассмотрена в своем историческом развитии в зарубежной педагогике и методике преподавания иностранных языков. Приведены мнения различных ученых о развитии учебной автономии в процессе обучения, перечислены основные проекты в данной области исследования, изложены условия, необходимые для успешного развития учебной автономии, проанализированы факторы, совокупность которых послужила стимулом к росту популярности иностранного языка, а затем и концепции автономного обучения. Ключевые слова: обучение иностранным языкам, непрерывное образование, учебная автономия | 1482 | |||||
378 | . | 1481 | |||||
379 | В статье рассматривается значение и роль самостоятельной работы для системы высшего образования, основные подходы к отбору и содержанию учебных материалов в соответствии с целями профессионально ориентированного обучения иностранному языку, а также определяются педагогические условия, при которых организация самостоятельной работы студентов будет наиболее эффективной, что позволит повысить уровень профессиональной компетенции будущих специалистов. Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, самостоятельная работа студентов, педагогические условия, проектная методика, информационно-образовательная платформа | 1480 | |||||
380 | В статье рассматривается феномен асимметрии зрительного восприятия у человека, являющий собой индивидуальную характеристику его личности. Говорится о взаимосвязи ведущего глаза с уровнем тревожности, отдельными структурными показателями интеллекта и воли личности. Вводится понятие «монодоминирующие особенности ярких асимметриков», позволяющее описать такие из них, которые детерминированы функциональной асимметрии мозга и проявляются в человеческой деятельности. | 1479 | |||||
381 | В статье анализируется ахматовская демоническая философско-поэтическая концепция любви, одним из важнейших источников которой является философско-эстетический контекст рубежа веков, а также пушкинские и лермонтовские демонические мотивы | 1479 | |||||
382 | Проблема функций права сравнительно новая в правовой науке. Впервые понятие «функции права» было использовано в XIX веке германским правоведом Р. Иерингом. Отечественная юридическая наука неоднократно обращалась к вопросу о функциях права, т.к. рассмотрение категории «функции права» имеет значение в изучении сущность права | 1479 | |||||
383 | Описана технология организации процесса творческого саморазвития учителя, основанная на построении индивидуальной траектории саморазвития учителя, определяемой в ходе самоанализа и диагностики педагогической деятельности и уровня развития личностных качеств. Определены этапы организации процесса творческого саморазвития учителя. Ключевые слова: творческое саморазвитие учителя, самоанализ, диагностирование, этапы организации процесса саморазвития | 1479 | |||||
384 | На основе анализа эмпирических данных с применением методов канонической корреляции, кластерного анализа и методов логистической регрессии обосновывается взаимосвязь ценностно-смысловых характеристик личности и временной ориентации. Установлено, что взаимосвязь и взаимовлияние признаков временной перспективы и смысложизненных ориентаций обусловливают специфический профиль выделенных на основании внутритипового сходства групп. Определены параметры ценностно-смысловой организации личности и временной ориентации, являющиеся предикторами принадлежности к выделенным группам (кластерам). Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, временная перспектива, смысложизненные ориентации, базовые убеждения, экзистенциальность, каноническая корреляция, кластерный анализ, логистическая регрессия | 1479 | |||||
385 | Статья посвящена изучению международного опыта создания и продвижения валютных союзов. Раскрываются основные преимущества данных интеграционных объединений, исследуются нерешенные проблемы в самой политике развития европейского валютного союза. Ключевые слова: региональная интеграция, этапы интеграции, валютные зоны, валютные группировки, валютный союз, девальвация национальной валюты | 1478 | |||||
386 | Анализируется история единоверческого прихода, открытого в Еланской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии в начале XX в. Рассматриваются ранее не известные архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Омской области, раскрывающие особенности внутренней жизни самого молодого в Западной Сибири единоверческого прихода. В рассматриваемый исторический период его территория находилась на стыке Тобольской и Томской губерний и епархий, в условиях этноконфессиональной чересполосицы. Рассматриваются взаимоотношения православных, единоверцев и старообрядцев. Теоретическое значение изучения этой проблемы актуально в условиях возрождения старообрядных приходов в рамках Русской православной церкви. Практическая значимость исследования определяется высоким интересом россиян и жителей других стран к выявлению своих предков, составлению родословных и историй семей. Основное внимание в работе уделено анализу метрических книг данного прихода, сравнению задач существования единоверия и реальной практики на примере конкретного прихода. Представленные факты и выводы являются частью уже проведенной авторами работы по интеграции данных единоверческих, православных и иудейских метрических книг, относящихся к территории Еланской волости. Ключевые слова: единоверие, старообрядчество, староверие, православие, метрические книги, обряды, крещение, венчание, окормление, генеалогия, Сибирь, Тобольская губерния, Омская епархия, противораскольническая миссия | 1478 | |||||
387 | . | 1477 | |||||
388 | Возросшие за последние годы требования к качеству языковой подготовки специалистов-нелингвистов обусловили соответствующие преобразования и в формах организации учебного процесса, методах, средствах обучения и контроля в вузе. Вследствие чего, в рамках данной статьи целесообразно выявить актуальность дистанционного обучения, в общем, и электронного учебника, в частности, для студентов технического вуза, определить наиболее оптимальные методы, средства обучения и контроля по иностранному языку. Прежде всего, необходимо дать определение дистанционному обучению. Дистанционное обучение - форма организации учебного процесса, когда обучение, например, иностранному языку происходит на расстоянии, посредством компьютерных телекоммуникационных сетей. На протяжении многих лет эта форма обучения рассматривалась как заочная. В отличие от различных форм заочного обучения, дистанционное обучение обеспечивает много возможностей. | 1477 | |||||
389 | В статье рассматривается содержание обучения предпереводческому анализу текста, даётся характеристика предпереводческого анализа текста и его компоненты. На основе анализа данного вида деятельности выделяются и описываются основные структурные единицы содержания обучения предпереводческому анализу текста, в качестве которых выступают лингвистические понятия, умения и модель обучения. | 1477 | |||||
390 | В статье рассматривается ироническая интерпретация И.А. Гончаровым одного из основных романтических мотивов, свидетельствующая о переосмыслении традиций романтизма | 1477 | |||||
391 | В статье исследуются способы выражения речевого акта несогласия, которые рассматриваются с точки зрения его лексико-семантической направленности. Анализируются синтаксические и интонационные средства выражения интенции несогласия в русском языке. Ключевые слова: прагматика, речевой акт, отрицание, языковые способы выражения несогласия, реплика-стимул, реплика-реакция | 1477 | |||||
392 | В статье обсуждается проблема толерантности применительно к содержанию и условиям педагогической деятельности. Термин «толерантность» рассматривается в двух психологических смыслах: как терпимости к другим и как устойчивость к неблагоприятным внешним и внутренним факторам деятельности (жизнедеятельности). Первая форма толерантности – социальная (социально-психологическая), вторая – психологическая (психофизиологическая). Психологический анализ проявления толерантности в процессе педагогической деятельности свидетельствует, что во всех своих смыслах она является профессионально важным качеством личности учителя, поэтому ее необходимо целенаправленно формировать. Для этого понятия социальной и психологической толерантности должны быть операционализированы и рассмотрены как особые формы профессиональной активности учителя, направленные на самосохранение и повышение эффективности профессиональной деятельности. | 1476 | |||||
393 | Разработка и применение инновационных средств обучения предполагает подготовку специалистов в области педагогического дизайна. В данной статье рассматриваются роль и функции педагогического дизайнера. Задачи специалиста в области педагогического дизайна схожи с методическими задачами, поэтому элементы педагогического дизайна следует включать в содержание методической подготовки студентов педагогических университетов. Ключевые слова: проектировщик, электронное обучение, обучение с использованием информационных технологий, информационные ресурсы, педагогический дизайн, педагогический дизайнер, элементы учебного курса, средства обучения, методист | 1476 | |||||
394 | Статья является результатом теоретического изучения применения современных информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов. Рассмотрено использование геоинформационных систем в профессиональной подготовке студентов современного университета в контексте компетентностного подхода и интеграционных процессов в образовании. Ключевые слова: геоинформационная система, ГИС-технологии, компетенция, знания, умения. | 1476 | |||||
395 | . | 1475 | |||||
396 | Статья посвящена одной из приоритетных проблем современной российской системы образования – проблеме обеспечения качества профессионального образования. Единая система квалификаций Российской Федерации (ЕСК РФ), разработка которой ведётся по заказу Министерства образования и науки РФ Центром профессионального образования Федерального института развития образования, призвана стать инструментом для сопряжения сфер труда и образования. ЕСК РФ строится на основании принципов, свойственных рамочным структурам других европейских стран и в то же время учитывает особенности образования России. В обозримой перспективе именно ЕСК РФ призвана стать базой для разработки или модернизации целого ряда документов, определяющих развитие и качество российского образования в соответствии с требованиями современной экономики. | 1474 | |||||
397 | В статье предлагается освещение на конкретном материале отражения в языке явлений, происходивших на разных этапах развития этноса. В основе глобального образа мира лежит дихотомия верх//низ. Этимологический анализ компонентов, составляющих сложные слова сочинительного типа, позволяет восстановить исходное значение этнонима. Результаты анализа показали, что двойственная структура этноса находит выражение в языке на самом глубинном уровне – на уровне семантики. В пределах каждого территориального диалекта имеются ‘верховские’ и ‘низовские’. | 1474 | |||||
398 | Статья посвящена выработке комплекса методов источниковедческого анализа периодической печати как исторического источника в условиях этнополитического конфликта. В качестве полигона исследования берется армяно-азербайджанский конфликт по поводу Нагорного Карабаха периода перестройки. Выявлены уровни и методы исторического исследования, позволяющие привлечь периодическую печать в качестве одного из основных комплексов источников по нагорно-карабахскому конфликту. Ключевые слова: периодическая печать как исторический источник, методы исторического исследования, армяно-азербайджанский конфликт в период перестройки | 1474 | |||||
399 | Посредством анализа фабульно-сюжетного, повествовательного и интертекстуального уровней произведения исследуется семантика сна в повести Набокова «Соглядатай»; доказывается, что через диалог с классической литературой Набоков выражает понимание сна, соответствующее экзистенциальному мировоззрению. Ключевые слова: литература русского зарубежья, Набоков, Лермонтов, Достоевский, мотив, сон, сновидение, романтизм, экзистенциализм, сознание | 1474 | |||||
400 | Анализ факторов дискурсивной обусловленности и форм проявления отклоняющегося от социальных норм (девиантного) речевого поведения пользователей интернет-переписки является актуальным как в плане соответствия проблематике ряда направлений современной лингвистики (в частности, лингвоперсонологии), так и с точки зрения разработки практико-ориентированных рекомендаций относительно взаимодействия с «трудными» людьми в пространстве сетевой интеракции. В перечне дискурсообразующих факторов, определяющих появление в интернет-коммуникации разных форм репрезентации девиантного речевого поведения (спама, троллинга, эльфинга, кибербуллинга и пр.), выделяются такие черты сетевого взаимодействия, как анонимность, опосредованность, дистанцированность, свобода самовыражения, трудность личностной идентификации пользователя и верификации его потенциальных противоправных действий. В качестве материала исследования привлекаются тексты, пересылаемые посредством электронной почты, и переписка пользователей социальной сети Facebook. Ключевые слова: сетевая переписка, социальные нормы поведения, девиантное речевое поведение, спамкорреспонденция, троллинг, эльфинг, кибербуллинг | 1474 |