Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 12.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 100
  • 101
  • 102
  • 103
  • 104

Страница 100 из 136

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
4951

Полякова Наталья Владимировна КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ВОДЫ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА СЕЛЬКУПСКОГО ЭТНОСА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 4 (145). С. 67-71

Анализируется категоризация воды на материале диалектов селькупского языка. Описывается роль и место воды в языковой картине мира селькупского этноса, выявляются релевантные признаки воды.

Ключевые слова: селькупский язык, языковая картина мира, категоризация, вода

1155
4952

Пономарева Елена Владимировна ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ УСЛОВНОСТИ В МАЛОЙ ПРОЗЕ 1920-Х ГОДОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 42-48

Рассматриваются специфические механизмы создания художественной модели малых прозаических жанров на основе вариативного использования принципов условности. Делаются наблюдения за концептуальной основой, формальными принципами выражения авторской позиции в новеллистике М. Булгакова, С. Семёнова, О. Форш, посвященной проблемам человека и истории, человека в условиях исторического гражданского противостояния. Анализируются продуктивные жанро- и стилеобразующие принципы, позволяющие писателям конструировать образ мира, в котором сочетаются изобразительное и выразительное начала, позволяющие достоверно отразить историческую действительность и вместе с тем передать нюансы человеческого сознания и подсознания в условиях деформирующей человека исторической реальности. Делаются выводы о характере художественного эксперимента, основанного на синтезе классической традиции и модернистских тенденций, повлиявшего на формирование индивидуального стиля писателей, определившего эстетические стратегии русской литературы 1920-х гг.

Ключевые слова: поэтика, малая проза, художественная условность, экспрессионизм, направление, реализм, синтез, метод

1155
4953

Савельева Наталия Николаевна, Гейдебрехт Елена Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 5 (194). С. 207-211

В последние годы в России только 36 % студентов осваивают технические специальности, что не обеспечивает потребности в инженерах для Тюменского региона. Результаты анализа проблемы профессионального становления личности и ее самоопределения позволяют утверждать о необходимости применения новых форм профориентационной работы в высших учебных заведениях. Для создания условий для личностного самоопределения необходима грамотно выстроенная система взаимодействия школы, вуза и работодателя. Одним из первых экспериментов по привлечению абитуриентов на технические специальности, а именно на нефтяной профиль, стала организация ПАО «Роснефть» в регионах России профильных классов. Так называемые «Роснефть»-классы осуществляют довузовскую подготовку. В процессе обучения школьники углубленно изучают физику, математику, химию для успешной сдачи ЕГЭ, также знакомятся с будущими профильными предметами. После окончания обучения 95 % выпускников поступают на технические направления в вузы. В результате сотрудничества с «Роснефтью» родилась идея формировать инженерные навыки начиная с начальной школы. В Тюменском индустриальном университете был запущен проект «Школа инженерного резерва» для школьников (1–11-й классы), который способствует формированию инженерной ментальности в раннем возрасте. Учебная программа школы включает в себя ряд дисциплин: занимательную физику, математику, 3D-моделирование, робототехнику, «юный нефтяник», геологию, прикладную химию. Обучение строится на применении методов проектного обучения. Большинство выпускников школы (в 2016 и 2017 гг. 93 %) поступают в технические вузы.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, профессии, формирование инженерной ментальности

1155
4954

Лойко О. Т. Память общества и доминанта культурно-исторического развития России // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 1 (10). С. 6-9

.

1154
4955

Сидоров В. Ю. Оценка уровня психофизиологических качеств ориентировщиков и их связь со спортивной результативностью // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 2 (11). С. 23-25

.

1154
4956

Лебедев А. Н. ЕДИНИЦЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2002. Вып. 3 (31). С. 3-9

.

1154
4957

Ерёмин В. В. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 5 (37). С. 48-51

1154
4958

Кручинин В. В. Использование деревьев и/или для перечисления выражений контекстно-свободных языков // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 6 (43). С. 84-88

Рассматривается вопросы использования деревьев И-ИЛИ для построения алгоритмов нумерации и генерации объектов. Описываются перечислительные свойства и алгоритмы для И-ИЛИ деревьев. Исследуются возможности использования деревьев И-ИЛИ для представления контекстно-свободных грамматик. Предлагается метод построения алгоритмов перечисления для контекстно-свободных грамматик. Приводится пример построения алгоритма перечисления для языка арифметических выражений

1154
4959

Чесноков Андрей Валерьевич, Дмитриенко Валерий Александрович ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 45-47

Существует ряд инновационных направлений, позволяющих повысить качество подготовки педагогов физической культуры, а именно: воспитание здорового образа жизни; гуманизация учебного процесса; перенос идей олимпизма, методов и методик из спорта высших достижений в массовую педагогическую практику. Особенно актуально применение общефилософских подходов (комплексный, системный, личностно-ориентированный) для достижения поставленной цели – подготовки высококвалифицированного специалиста. В статье предлагается экспериментально проверенная комплексная технология, эффективность которой подтверждена в ходе педагогического эксперимента.

1154
4960

Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 5 (95). С. 42-51

Представлен концептуальный вариант диагностики социокультурных систем в спектре вариаций воздействий новых технологий. Обсуждены модели информационных процессов в качестве методологических оснований диагностики.

Ключевые слова: информационно-синергетический подход, модели информационных процессов, нелиней- ная динамика, оператор, событие-в-действительности, событие-в-реальности

1154
4961

Обухов Валерий Владимирович, Никульшин Сергей Маевич ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 5-8

В работе предложен анализ задач модернизации, стоящих перед малокомплектными общеобразовательными учреждениями – ведущим типом школ Российской Федерации, а также возможности их решения в условиях развития региональных образовательных систем.

Ключевые слова: анализ ведущих задач модернизации, доступность, качество, эффективность образовательных услуг в сельской малокомплектной школе.

1154
4962

Новиков Александр Дмитриевич НОВЫЙ ПОДХОД В МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ НА УБЫВАНИЕ И ВОЗРАСТАНИЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 89-93

В результате анализа существующего в настоящее время подхода к исследованию функций на убывание и возрастание делается вывод о наличии неустранимых в рамках этого подхода противоречий. В качестве альтернативного подхода автором предлагаются новая концепция, инструментарий и схема исследования функций на убывание и возрастание, отвечающая требованиям непротиворечивости и полноты теории. Новый подход применим как в вузовских курсах математического анализа и высшей математики, так и в школьном курсе математики.

Ключевые слова: возрастание функции, убывание функции, исследование функции, методика преподавания математики.

1154
4963

Хачатрян А. П. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ИМПЕДАНСА ПРИ ДОЗИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗКАХ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 5 (107). С. 45-48

Статья является результатом анализа физиологических показателей функционального состояния и электропроводящих свойств кожи рук студентов-спортсменов различной квалификации. Показано, что изменения электрического импеданса отражают реакцию организма на физическую нагрузку у лиц с разной степенью и характером тренированности.

Ключевые слова: показатели электрического импеданса кожи, спортсмены, физические нагрузки

1154
4964

Кузнецова С. Б., Савиных Н. П. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВЕСНЫХ ЛИАН В ТРАВЫ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ НА ПРИМЕРЕ ATRAGENE SIBIRICA L. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 5 (107). С. 97-100

На основе изучения особенностей онтогенеза и онтоморфогенеза кустарниковой лианы Atragene sibirica L. показаны возможные пути преобразования древесных лиан в травы в процессе эволюции. Полученные данные подтверждают представления о двух направлениях путей преобразования древесных растений в травы через жизненную форму лиана: к биоморфам со стелющимися и ползучими побегами, а также к растениям с ортотропными удлиненными и розеточными побегами.

Ключевые слова: онтогенез, онтоморфогенез, онтобиоморфа, эволюция жизненных форм растений

1154
4965

Тоноян Мария Нельсоновна КАЛЕНДАРНЫЕ НАЗВАНИЯ В ХАНТЫЙСКОМ И СЕЛЬКУПСКОМ ЯЗЫКАХ – ФРЕЙМОВАЯ СИСТЕМА: ОБСУЖДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 9 (111). С. 146-149

Обсуждаются основные понятия, входящие во фреймовую систему «Календарная лексика» в хантыйском и селькупском языках, генетически не являющихся близко родственными языками, но на протяжении долгого времени находящихся сопредельно в одном географическом ареале на территории Западной Сибири. Проведен сравнительный анализ элементов, входящих в данные системы, и имеющихся в них по каким-то причинам локун.

Ключевые слова: семантика, фреймовая система, календарная лексика, языки Сибири.

1154
4966

Таюрский Анатолий Иванович КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 101-103

По содержанию инновационное производство необходимо рассматривать в единстве экономических, юридических, административных и социальных мер. В настоящей концепции упор делается не только на повышение профессионального уровня рабочих кадров и специалистов, но и на стимулирование инвестиционной привлекательности отраслей при помощи административных мер и инновационной политики.

Ключевые слова: инновационное производство, инвестиционная политика, социальное партнерство, кадровый потенциал, конкурентоспособность

1154
4967

Рудин Илья Владимирович, Кормилицин Александр Владимирович, Кочурина Нина Анатольевна ОЦЕНКА СОГЛАСОВАННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА ДОЛГОВРЕМЕННОГО ПАРТНЕРА СТУДЕНТКАМИ МЛАДШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА И КОЛЛЕДЖА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 95-101

Оцениваются биологические и социально обусловленные компоненты выбора партнера в представлениях студенток младших курсов университета и колледжа о долговременных партнерских отношениях. Выявлено выраженное противоречие между биологическими и социально обусловленными компонентами. Испытуемые считают более привлекательным для долговременных партнерских отношений маскулинного мужчину, при этом от него ожидается поведение в партнерстве, нехарактерное для маскулинных мужчин, а именно: больший по сравнению с партнершей вклад в воспитание детей, выполнение психотерапевтической функции в партнерстве и снижение социальной активности.

Ключевые слова: долговременные партнерские отношения, маскулинность, фемининность, биологический, социально обусловленный, поведенческий паттерн

1154
4968

Горюнова Елена Сергеевна ФРЕЙМОВЫЕ ОПОРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОМУ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 112-116

Подчеркивается важность умений профессионально направленного иноязычного общения будущих специалистов и значение эффективных дидактических средств обучения для развития этих умений. Характеризуется техническое мышление как тип профессионального мышления, выделяются основные свойства дидактических опор и их классификация, что в целом позволяет раскрыть вопрос о целесообразности применения опор фреймового типа при обучении профессионально направленному иноязычному общению студентов технических специальностей.

Ключевые слова: техническое мышление, профессионально направленное иноязычное общение, опора как методическое явление, когнитивные структуры, самостоятельность обучающихся, фреймовые опоры, фрейм-сценарий

1154
4969

Обухов Валерий Владимирович, Войтеховская Марина Петровна, Сартакова Елена Евгеньевна МОДЕЛИ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 76-81

На основе историко-педагогического анализа концепций дополнительного профессионального педагогического образования и практики деятельности учреждений дополнительного профессионального педагогического образования Сибирского федерального округа обосновывается методологический аппарат исследования проблемы персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, национально-региональный подход, непрерывное образование, методология, исследование

1154
4970

Лаврик Елена Юрьевна СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 64-69

Формирование и развитие у учащихся «умений учиться», или иноязычных учебно-познавательных умений, т. е. умений управлять собственной учебной деятельностью в овладении иностранным языком, является одной из основных проблем современного языкового образования. На основании проведенных опросов, анкетирования, анализа учебных программных документов, учебных пособий автором определено состояние развития иноязычной учебно-познавательной компетенции будущих специалистов сферы туризма.

Ключевые слова: иноязычная учебно-познавательная компетенция, умения учиться, иноязычная самостоятельная учебная деятельность будущих специалистов сферы туризма, анализ документов, учебных пособий, опрос

1154
4971

Нестеренко Павел Леонидович БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ И АЛКОГОЛИЗМОМ В ТОМСКЕ (1985–1988 ГГ.): УСПЕХИ И НЕУДАЧИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 2 (155). С. 62-71

Проанализированы подготовка, ход, основные направления государственной политики противодействия пьянству и алкоголизму в 1985–1988 гг. в Томске. Отдельно исследуются экономические, агитационно-пропагандистские, оздоровительно-профилактические мероприятия общесоюзного и местного партийного руководства по выработке в общественном мнении негативного отношения к алкоголизму. В орбиту исследования включены позитивные и негативные результаты масштабных антиалкогольных мер, реакция части населения Томска на проводимую систему профилактических, агитационно-пропагандистских мер, направленных против пьянства и алкоголизма. Источниками исследования стали архивные материалы Центра документации новейшей истории Томской области, информация общесоюзной и местной периодической печати.

Ключевые слова: борьба с пьянством и алкоголизмом, перестройка, медицинские учреждения и общественные организации Томска, молодежная политика, периодическая печать как исторический источник, Томск в 1985–1988 гг.

1154
4972

Попова Людмила Федоровна, Наквасина Елена Николаевна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ЦИНКА И МЕДИ В ПОЧВАХ АРХАНГЕЛЬСКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 2 (155). С. 156-163

В статье прослежено лимитирующее влияние цинка и меди в системе «почва-растение», дано научное обоснование и разработана региональная система экологического нормирования содержания этих тяжелых металлов (ТМ) в почвах г. Архангельска. Ключевыми точками сравнения были приняты концентрации тяжелых металлов в почве, приводящие к снижению их накопления (транслокации) в растениях, превышению в их тканях предельно допустимой концентрации и максимально допустимого уровня, а также эффект средней фитотоксичности почв на применяемый тест-объект (кресс-салат). Критический уровень этих металлов в растении достигается при содержании в почве подвижных форм цинка уже на уровне 5,0–13,0 мг/кг, а меди – 2,0 мг/кг. Это ниже уровня предельно допустимой концентрации подвижных форм этих ТМ в почвах в 1,5–1,8 раза. Замечено снижение аккумуляции цинка надземной частью разнотравья при содержании в почвах 45–50 мг/кг, меди – 4,2–5,2 мг/кг. Установлена достоверная обратная связь между фитотоксичностью и содержанием в почвах цинка и меди. При этом их концентрация в почве, приводящая к средней степени фитотоксичности (30 %), составила для цинка 30 мг/кг, для меди – 2,0 мг/кг, что в 1,3–1,5 раза выше предельно допустимой концентрации подвижных форм этих ТМ в почвах. На основании регрессионного анализа и сравнения с нормативными показателями, принятыми в России, разработаны принципы регионального нормирования для условий Севера. Установлены концентрации валового содержания и содержания подвижных форм цинка и меди, влияющие на экологическое состояние разнотравья и фитотоксичность почв, определена усредненная лимитирующая концентрация (валовое содержание и подвижные формы) этих металлов, являющихся загрязнителями почв Архангельска.

Ключевые слова: городские почвы, цинк, медь, экологическое состояние разнотравья, фитотоксичность почв, лимитирующие концентрации

1154
4973

Жихарева Татьяна Юрьевна СИМВОЛИКА ДРЕВНЕГЕРМАНСКОГО ПОНЯТИЯ “THING” КАК ВЫРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИИ САКРАЛЬНОГО В РАБОТЕ М. ХАЙДЕГГЕРА «DAS DING». // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 4 (157). С. 9-12

Рассматривается вопрос лингвистической актуализации сакрального, рационально невыразимого, ставится цель – проследить, как символически сакральное репрезентирует себя в древнем германском понятии “thing”, проводится аналогия с немецким понятием “Ding”, косвенно затрагивается английское понятие “thing”, делается попытка осмыслить существование этих понятий с этимологической точки зрения. В процессе исследования мы обращались к работе М. Хайдеггера “Das Ding” («Вещь»), обратили внимание на символ «чаша» (der Krug), возводимый Хайдеггером к понятию das Ding (вещь), а также на символ «четверицы» (das Geviert), наиболее полно передающий сущность чаши. Данный символ «четверицы» в свою очередь возводится Хайдеггером к понятию «thing», которое включает в себя собирание, собрание, вече, суд, тяжбу, произнесение речей.

Ключевые слова: сакральное, нуминозное, профанное, иррациональное, символика, знак, лингвистическая репрезентация, метафора, метафорика, мистицизм, сущность, существо, этимология, этимологический анализ

1154
4974

Воейкова Анна Андреевна СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ РУССКОЙ РЕКЛАМЫ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 113-117

Рассматривается принятая в русской грамматической традиции классификация вопросительных предложений на примере русских рекламных текстов. Выбор вопросительных предложений объясняется их высокой частотностью в рекламе, так как рекламный текст призван установить контакт с адресатом, и вопросительные предложения хорошо отвечают этой цели. В публикации отмечены наиболее распространенные типы вопросительных конструкций (вопросительно-повествовательные (подразумевающие ответы «да», «нет» или развернутый ответ), вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические) и их структурно-грамматические особенности (определенные глагольные формы, выбор местоимений, структура грамматических конструкций и т. д.).

Ключевые слова: рекламный текст, вопросительное предложение, эксплицитный (имплицитный) вопрос, риторический вопрос, эллипсис

1154
4975

Шабанова Ирина Анатольевна, Ковалёва Светлана Владимировна УЧЕБНЫЕ КЕЙСЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 57-61

Рассмотрено использование кейс-технологии при изучении дисциплины «Методика обучения химии» в условиях компетентностного подхода в вузе. Дано определение кейсам по методике обучения химии, описаны этапы создания кейсовых ситуаций, охарактеризованы отличительные особенности обучающих и контролирующих кейсов. Обучающие кейсы предназначены для развития умений студентов нестандартно решать возникающие проблемы, ответы к ним требуют поиска дополнительной информации, эти кейсы не имеют жесткой системы оценивания. В контролирующих кейсах предусмотрены однозначные ответы, разные подходы к оцениванию, при ответах на вопросы к кейсам студент использует только имеющиеся знания. Приведены примеры кейсов по методике проведения лабораторных опытов в школе и даны эталоны ответов к ним.

Ключевые слова: компетенции, технология кейс-стади, учебный кейс по методике обучения химии, обучающий кейс, контролирующий кейс

1154
4976

Шевченко Ольга Геннадьевна ОТ МЕТОДА ИМИТАЦИИ К СТРАТЕГИЯМ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ (ОБЗОР МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ИНТОНАЦИИ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 8 (185). С. 28-36

Представлены результаты обзора некоторых учебных пособий по практической фонетике, вышедших в России за последние шестнадцать лет и адресованных студентам-филологам. В представленном анализе, далеком от критического обзора, определены ключевые проблемы, связанные с преподаванием фонетики в российских вузах. Выявлены традиционные методы обучения английской интонации, рассмотрены их преимущества и недостатки. Проведенный анализ показал понимание необходимости формирования фонетических навыков для успеха коммуникации, а также некоторую перемену в методике, применяемой для обучения английских тонов. Показано, что на данном этапе российские учебные пособия по фонетике пока не могут вполне интегрироваться в мировой процесс хотя бы потому, что в большинстве учебных пособий не рассматриваются тактики, позволяющие обучающимся включать приобретенные знания в практику своей разговорной речи.

Ключевые слова: учебные пособия, методы обучения, практическая фонетика английского языка, сверхсегментный уровень, интонация, тон

1154
4977

Жданов Игорь Вячеславович АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДВУЗА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 9 (186). С. 136-140

Рассматривается вопрос повышения готовности студентов-бакалавров педагогического вуза к профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Охарактеризованы тенденции модернизации современного российского образования и актуальные задачи высшего музыкально-педагогического образования. Выявлена и обоснована актуальность ансамблевого аспекта подготовки студентов-бакалавров. С учетом традиций подготовки учащихся разных специальностей к ансамблевой деятельности раскрывается педагогическое значение учебных ансамблевых занятий в развитии личностных, творческих и исполнительских качеств у студентов-бакалавров.

Ключевые слова: ансамблевое исполнительство, музыкально-инструментальная подготовка, студенты-бакалавры, ансамблевый аспект подготовки, ансамблевые занятия, ансамблевые навыки, развивающая функция обучения

1154
4978

Вильданова Гузель Агзамовна НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА НЕПРЯМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АМЕРИКАНСКОГО ВАРИАНТА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 11 (188). С. 85-89

Изучается национально-культурная специфика непрямых номинаций (эвфемизмов) на примере американского варианта английского языка. Эвфемизм рассматривается как психологически обоснованная и продуманная коммуникативная стратегия, варьирующаяся в контексте национальной культуры. В этой связи описываются ценности и нормы американского общества, анализируется их корреляция с ритуалами и правилами американского футбола. Спортивная терминология исследуется как ключ для понимания американской культуры и источник эвфемистической лексики.

Ключевые слова: культура, непрямое высказывание, эвфемизм, спортивный термин, культурная метафора

1154
4979

Безносова Екатерина Дмитриевна АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ – УЧАСТНИКОВ КАМПУСНЫХ КУРСОВ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 5 (194). С. 183-188

Рассматривается и описывается проект «Кампусные курсы Томского государственного университета» как один из способов организации для студентов курсов по выбору. Данный проект был разработан проектной группой Центра развития качества образования Томского государственного университета, в которую входили О. Н. Калачикова, П. Киселева, А. Морозова, А. Балабанова. Приведены результаты эмпирического исследования по изучению отношения студентов к кампусным курсам (мотивация выбора, наиболее востребованные курсы, их образовательные ресурсы и др.). Результаты исследования в форме анкетирования показали, что большинство учащихся испытывают недостаток в формировании общекультурных и коммуникативных навыков, а также творческих способностей, что мотивирует их посещать курсы по выбору. Установлено, что большинство студентов делают осознанный выбор курса, а многообразие курсов и направлений позволяет им реализовать свои личностные образовательные интересы.

Ключевые слова: курсы по выбору, кампусные курсы, личностные образовательные интересы, взаимодействие

1154
4980

Горбунова Н. А. Правовое положение субъектов исполнительной власти в области лесного хозяйства // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1997. Вып. 3 (3). С. 21-23

.

1153
4981

Горштейн А. Б. "Его отличала исключительная научная добросовестность..." // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 4 (13). С. 25-25

.

1153
4982

Кузьмина А. И. Из воспоминаний о Севере // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 4 (13). С. 29-29

.

1153
4983

Воротников Антон Сергеевич, Воротникова Елена Николаевна ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СФЕР В УЛУЧШЕНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 83-88

В статье представлен методологический подход системного анализа современного состояния детскородительских отношений. На основе репрезентативной выборки учащихся школ показана двусторонняя информация об отношениях родителей и детей с учетом их индивидуальных особенностей. Обоснованы возможные направления улучшения детско-родительских отношений на основе интеграции усилий воспитательных сфер. Показана роль дополнительного образования в просветительской деятельности и самореализации личности. Статья может быть полезной для специалистов системы образования.

Ключевые слова: воспитательный потенциал семьи, уровень реализации воспитательного потенциала, детско-родительские отношения, учебная деятельность, жизнедеятельность, дополнительное образование детей, интеграция воспитательных сфер

1153
4984

Перова Ольга Валентиновна ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ УЧИТЕЛЬСКИХ СЕМИНАРИЙ В РОССИИ В 60–80 ГОДАХ XIX ВЕКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 9 (99). С. 149-155

Характеризуется состояние народного образования в России к середине XIX в. Показано отношение правительства и общества к проблеме подготовки учителей для народной школы. Отражен процесс формирования основных нормативных документов, регламентирующих деятельность правительственных учительских семинарий в период 60–80 гг. XIX в.

Ключевые слова: Западно-Сибирский учебный округ, учительская семинария, педагогическое образование

1153
4985

Баженова Надежда Геннадьевна ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ПОХВАЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ИЗУЧАЮЩИХ ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 22-27

Рассматривается роль похвалы и комплимента в качестве одобрения/поощрения/оценки в родном и иноязычном речевом поведении коммуникантов при формировании духовно-нравственной культуры учащихся.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, коммуникация, похвала, комплимент

1153
4986

Слепцов Юрий Алексеевич ЭВЕНСКИЕ ИГРЫ: ПУТИ ПОИСКА И ПРИМЕНЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 188-190

Рассматривается применение эвенских национальных игр в кочевом лагере для детей коренных народов Севера.

Ключевые слова: педагогика, воспитание, кочевой лагерь, игра, дети, культура, развитие, каникулы

1153
4987

Барниш Г., Ламберт П. АСИМПТОТИЧЕСКИЕ СИММЕТРИИ ПРИ СВЕПОПОДОБНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ И ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФОРМНЫЕ СВОЙСТВА СПИНОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 13 (128). С. 28-31

Показано, что алгебра симетрии асимптотически плоского четырёхмерного пространства-времени при свепоподобной бесконечности в смысле Ньюмана и Унти изоморфна прямой сумме абелевой алгебпы бесконечно малых конформных преобразований с bms4. Обсуждаются локальные конформные свойства соответствующих коэффициентов Ньюмана-Пенроуза, а также поверхностные заряды и их алгебра.

Ключевые слова: конформная симметрия; коэффициенты Ньюмана-Пенроуза

1153
4988

Федоринова Зоя. Владимировна РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ CASE-STUDY В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 167-171

Представлены результаты феноменологического и типологического анализа влияния технологии case-study на качество вовлеченности в совместную деятельность участников образовательного процесса, установлена зависимость между степенью вовлеченности и качеством коммуникации возникающей между ее участниками. Статья представляет интерес для специалистов в области психологии, педагогики, методики преподавания профессионального иностранного языка.

Ключевые слова: технология case-study, личностная, эмоциональная, предметная вовлеченность, качество коммуникации, совместная деятельность

1153
4989

Петрова Елена Борисовна КОСВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ РЕАКТИВНОГО СОВЕТА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУР) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 10 (138). С. 47-53

Рассматриваются средства, используемые американскими и русскими студентами для косвенного выражения совета, которому предшествует запрос. Результаты исследования на основе анкетирования показывают, что американцы чаще русских употребляют косвенные средства выражения совета, причем ассертивные высказывания используются чаще комиссивных и экспрессивных как при официальных, так и при неофициальных отношениях. Русские же студенты употребляют экспрессивные и комиссивные высказывания наравне с ассертивными, особенно при неофициальных отношениях с партнерами по коммуникации.

Ключевые слова: сопоставительная прагматика, побудительные речевые акты, реактивный совет, косвенная коммуникация

1153
4990

Крылова Елена Александровна К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО КОНТРОЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 3 (144). С. 117-121

Данная статья посвящена актуальной проблеме методики преподавания иностранных языков – проблеме контрольно-измерительной деятельности в системе иноязычного образования в неязыковом вузе. Рассматриваются традиционные формы контроля и предлагается альтернатива – педагогический мониторинг, позволяющий получать актуальную информацию, в соответствии с которой становится возможным корректировать учебную деятельность обучающихся, развивать их самостоятельность и автономность. Также подчеркивается полифункциональный характер педагогического мониторинга, высказывается идея, что мониторинг – не просто одно из контрольно-измерительных средств, а эффективный способ организации учебного процесса.

Ключевые слова: педагогический контроль, традиционные формы и виды контроля, педагогический мониторинг, современные информационные технологии

1153
4991

Сопова Светлана Петровна К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 4 (145). С. 112-118

Рассмотрены два перевода повести А. П. Чехова «Скучная история» на французский язык, основное внимание сосредоточено на реализации основного для повести концепта скука/скучный и его семантических составляющих: однообразия и отчуждения. Проанализированы трудности перевода, связанные с объективными особенностями языков и сложностью самого произведения.

Ключевые слова: Чехов, «Скучная история», Рош, Парейр, перевод на французский язык, переводческая трансформация

1153
4992

Чернышов Сергей Викторович ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЭМОТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 4 (145). С. 136-139

Приводятся сущностные характеристики эмоционального концепта как дидактической единицы содержания обучения иноязычной эмотивной коммуникации, раскрывается дидактический потенциал когнитивных форм репрезентации эмоционального концепта в формировании и развитии эмотивной компетенции обучающихся на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: эмоциональный концепт, эмотивная коммуникация, эмотивная компетенция, эмоциональная иноязычная картина мира

1153
4993

Клипка Кирилл Константинович КИТАЙСКИЕ МИГРАНТЫ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 2 (155). С. 16-20

Описаны проблемы развития китайской миграции в Томскую губернию в конце XIX – начале XX в. Например, анализируются причины китайской миграции в Томскую губернию, различные аспекты пребывания китайских мигрантов в губернии. История китайской миграции представлена с точки зрения развития китайской миграции в Западную Сибирь, так как Томская губерния занимала большую часть ее территории. Следовательно, это позволяет закрыть некоторые «белые пятна» в истории китайской миграции в Россию, так как развитие миграционных процессов китайских подданных в Западной Сибири до сих пор остается малоизученной темой в исторической науке.

Ключевые слова: китайские мигранты, китайцы в Западной Сибири, китайские подданные в Томской губернии

1153
4994

Яковлева Елена Владимировна ГИПОТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 9 (174). С. 120-127

Гипотеза является одной из важнейших форм развития науки. На современном этапе роль гипотезы возрастает в связи с увеличением теоретического познания и приобщения молодежи к методам научного познания в вузе. К сожалению, мы редко встречаем правильное использование гипотезы в учебном процессе, не всегда учитывается ее большое значение в развитии познавательных способностей студентов и формировании их мышления. Объясняется это тем, что преподаватели все чаще останавливают свое внимание на учебных проблемах, но упускают из вида то, что решение проблем протекает путем выдвижения и доказательства гипотез. Описывается логическая сущность гипотезы, определяются пути ее применения в познавательной деятельности студентов. Подчеркивается, что, с одной стороны, под гипотезой понимается логическая форма мышления, а с другой – сам процесс выдвижения, развития и доказательство новых суждений и умозаключений. Между тем выдвижение гипотез может осуществляться как на основании наблюдений и экспериментов, путем дедуктивного выведения новых знаний из уже известных теорий, так и путем дедуктивного переноса известных законов на новые явления. В предлагаемой статье на основании собственного многолетнего опыта работы представлены доступные пути применения гипотезы в познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: гипотеза, методы познавательной деятельности, пути выдвижения гипотезы, формы мышления, индукция, дедукция, аналогия, интуиция

1153
4995

Глебская Татьяна Федоровна, Иванова Наталья Евгеньевна МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СРАВНЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ЮРИЯ ПОЛЯКОВА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 11 (188). С. 36-40

Рассматриваются способы выражения сравнений в творчестве Юрия Полякова. Определяются морфолого-синтаксические особенности сравнений и их функции в художественном тексте. Выделяются сравнения, оформленные с помощью союзов как, словно, будто, точно, а также другими средствами связи: с помощью особых форм существительных (родительного и творительного падежа), других частей речи (предлогов, прилагательных, причастий, наречий). Рассматриваются сравнения, представляющие собой предикативные и непредикативные синтаксические конструкции. Определяются преимущественные формы сравнений в творчестве Ю. Полякова и особенности их использования автором.

Ключевые слова: образное сравнение, сравнительная конструкция, сравнительные придаточные, предикативные части, сравнительный оборот, художественный текст

1153
4996

Сюй Цзинтин ЭВФОНИЯ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 2 (208). С. 85-91

Введение. В современной лингвистической науке в последнее время наметилась тенденция определять эвфонию как типичную языковую характеристику художественного текста. В данной статье рассматриваются специфические свойства слов, встречающиеся в сказках, и их звуковой характер, который связан с фонетическими и стилистическими особенностями фольклора. Комплексное рассмотрение функционально-ритмических особенностей эвфонии в тексте сказок дало возможность определить своеобразие стратегий эмотивного, художественного и функционального воздействия. Работа посвящена вопросам изучения эвфонии в русских народных сказках. Проанализирована ритмомелодическая организация повествования в зачинах, концовках и сюжетном развитии сказок. Представлены выявленные в ходе исследования речевые средства выразительности, выполняющие эвфоническую функцию, – аллитерация и ассонанс. Эвфония связывает между собой автора, текст и слушателя посредством повествования, и это триединство реализуется в тексте народных сказок. Важно, что автор сказок ориентируется на ритмические условия выражения мысли и чувств персонажа, учитывая определенные требования к языку в содержании сказок. Материал и методы. Материалом настоящего исследования послужили 623 текста народных русских сказок из издания «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева». Использовались следующие методы и приемы исследования: описательный метод; метод наблюдения и обобщения; интерпретативный подход; метод систематизации и классификации; функциональный и сопоставительный методы. Результаты и обсуждение. Результаты данной работы подтверждают, что для русских народных сказок характерна многообразная эвфония как особый и типичный повтор звуков и ритмической организации, воплощающий определенный целенаправленный авторский замысел. В сказках А. Н. Афанасьева используются главные фонетические выразительные средства и художественные ритмические способы, целью которых является создание эвфонии – аллитерации и ассонанса. Подобная эвфония отмечена в зачинах, концовках, для представления развития сюжета сказки. Специфической особенностью использования данных средств и способов является то, что все они тесно связаны, дополняют, усиливают друг друга, эффективно содействуют реализации авторского художественного замысла. Заключение. При использовании эвфонии экспрессивность в текстах сказок, и прежде всего в их зачинах и концовках, может достигаться не только с помощью форм с фонетической и стилистической коннотацией, но и с помощью ритмической упорядоченности художественной формы, которую автор реализует в словах, словосочетаниях и абзацах сказки. Использование аллитерации и ассонанса в текстах русских народных сказок может усилить образность и выразительность речи, создать благоприятный звуковой музыкально-гармоничный эффект и позволяет читателям максимально представить поэтическую картину сказки.

Ключевые слова: русские народные сказки, эвфония, аллитерация, ассонанс

1153
4997

Угдыжекова О. В. Эстетико-философские основы хроникального жанра Н. С. Лескова // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 6 (15). С. 9-11

.

1152
4998

Ельцов Ю. Г. О некоторых страницах музыкальной пушкинианы // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 6 (15). С. 70-73

.

1152
4999

Полещук Олег Хемович, Шанина Ю. А., Латосинска Ж. Н., Ногай Б. ANALYSIS OF THE QUADRUPOLE COUPLING CONSTANT (NQCC) AND CHEMICAL SHIFTS FROM THE MOSSBAUER SPECTRA FOR THE CENTRAL ATOMS IN COMPAUNDS CONTAINING NON-TRANSITION METALS // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1999. Вып. 7 (16). С. 12-16

1152
5000

Петрова Нина Геннадьевна ЛЕКСИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВЫ НА УРОВНЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ К.Д.БАЛЬМОНТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2002. Вып. 1 (29). С. 32-38

.

1152
  • 95
  • 96
  • 97
  • 98
  • 99
  • 100
  • 101
  • 102
  • 103
  • 104

Страница 100 из 136

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ