Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 12.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 69
  • 70
  • 71
  • 72
  • 73
  • 74
  • 75
  • 76
  • 77
  • 78

Страница 74 из 136

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
3651

Эпп Владимир Яковлевич, Соседова Маргарита Александровна ИЗЛУЧЕНИЕ ЦЕПОЧКИ АТОМОВ, ВОЗБУЖДЕННЫХ КАНАЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИЦЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 8 (110). С. 38-43

Рассмотрены основные свойства излучения атомных цепочек, возбужденных каналирующей частицей. Используя упрощенную модель двумерной кристаллической решетки, мы показали, что основная часть этого излучения генерируется на частоте колебаний каналирующей частицы, смещенной эффектом Доплера. Угловое распределение излучения цепочки колеблющихся атомов усиливается в направлении скорости каналирующей частицы из-за когерентности полей, создаваемых отдельными атомами.

Ключевые слова: излучение, каналирование частиц, кристаллическая решетка, угловое распределение, когерентность

1221
3652

Долгин Владимир Николаевич, Свириденко Борис Федорович ПРЕСНОВОДНЫЕ МОЛЛЮСКИ БАССЕЙНОВ РЕК ПУРА И ТАЗА (ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 8 (110). С. 89-92

Рассматривается история изучения и приводятся сведения о современном видовом составе пресноводных моллюсков бассейнов рек Пур и Таз.

Ключевые слова: пресноводные моллюски, биотоп, распределение

1221
3653

Гаман Лидия Александровна ИСТОРИКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И. А. ИЛЬИНА: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 91-94

Рассматриваются некоторые аспекты теоретико-методологических представлений русского религиозного мыслителя И. А. Ильина (1883–1954 гг.). Выявляется своеобразие его исследовательской стратегии, базированной на синтезе религиозно-философского и собственно научного подходов. Затрагиваются некоторые его представления о российской истории.

Ключевые слова: религиозная философия истории, российская история, национальная идея

1221
3654

Ростовцева Вероника Михайловна СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 93-96

Обобщенно охарактеризован спектр исследований проблематики рынка образовательных услуг. Результаты контент-анализа научных исследований последних полутора десятков лет представлены в контексте педагогической герменевтики.

Ключевые слова: образовательная услуга, рынок образовательных услуг, конкурентоспособность, профессиональное образование

1221
3655

Ревякин Юрий Терентьевич, Вакурин Анатолий Николаевич ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 242-244

.

1221
3656

Агаханов Назар Хангельдыевич СРЕДОВЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 120-124

Раскрывается структура и содержание математических способностей, описываются педагогические условия их эффективного развития у школьников на основе создания развивающей образовательной среды.

Ключевые слова: математические способности, школьники, развивающая образовательная среда

1221
3657

Петрова Нина Геннадьевна СВОЕОБРАЗИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ СТРУКТУР В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ Г. ИВАНОВА (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА «ОТПЛЫТЬЕ НА О. ЦИТЕРУ») // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 10 (138). С. 201-207

На материале первого сборника стихов Г. Иванова, относящегося к эгофутуристическому этапу творчества поэта, рассматриваются типы и виды лексических регулятивных структур, основанных на стилистическом приеме синтаксического параллелизма. Данные регулятивные структуры не только создают связность текста и его фрагментов, но и играют существенную роль в организации познавательной деятельности читателей, обеспечивая постижение смысла на этих уровнях.

Ключевые слова: поэтический текст, регулятивность, лексические регулятивные структуры, основанные на стилистическом приеме синтаксического параллелизма

1221
3658

Владыкина Юлия Олеговна, Загорская Любовь Михайловна ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 8 (149). С. 133-140

Туризм с точки зрения теории коммуникаций представляет особый вид коммуникации, который можно назвать туристской коммуникацией. Положительное и отрицательное влияние туризма на развитие сельских территорий, рассматриваемое в данной статье, зависит от социокультурного пространства дестинаций и отдельных районов, их потенциальных возможностей, туристско-рекреационного и природно-экологического потенциала, а также общего планирования развития территории. Другие аспекты социокультурного влияния туризма связаны с тем, что в процессе туристской коммуникации происходит формирование и развитие социально-культурного пространства личности как туриста, так и жителя сельских территорий, выступающих объектов туристского интереса. Меняется отношение участников туристской коммуникации к природной среде, культурным традициям, системе ценностей, видам досуговых увлечений. Взаимообратные связи туризма и местного населения рассмотрены на примере туристских дестинаций Новосибирской области.

Ключевые слова: туристские коммуникации, социально-культурное пространство дестинации, рекреационный потенциал территории, территориальное планирование, сельские территории

1221
3659

Карамнов Антон Сергеевич РОЛЬ ЯЗЫКОВЫХ СТАНДАРТОВ В ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 1 (154). С. 118-123

Устойчивые тенденции к стандартизации образования находят свое отражение во внедрении языковых стандартов в разных странах и регионах мира. Условия их возникновения, имплементации и функционирования определяют специфику заложенного в стандартах языкового материала, составляющего основу лингвистической компетенции изучающих иностранный язык. Языковое содержание учебных пособий предлагается рассматривать в качестве базы для проведения их экспертной оценки в лингводидактике.

Ключевые слова: языковые стандарты, компетенция, компетентность, компетентностный подход, язык учебника английского языка, лингвистический анализ учебных пособий, экспертная оценка учебных пособий

1221
3660

Русанова Оксана Николаевна, Изместьева Ксения Васильевна, Полева Елена Александровна, Чернявская Юлия Олеговна, Малышева Лидия Герасимовна «ЖИВУ БЕСПОКОЙНО...» К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА В. Е. ГОЛОВЧИНЕР // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 237-243

Статья посвящена профессиональной педагогической и научной деятельности заслуженного работника культуры РФ доктора филологических наук профессора Валентины Егоровны Головчинер. Представлены основные научные направления ее работы (теория и история драмы, история русской литературы ХХ в.). Дан обзор наиболее важных работ в сфере изучения эпической драмы в русской литературе ХХ в.; освещены исследования по творчеству А. Пушкина, М. Горького, В. Маяковского, Е. Шварца, Н. Эрдмана, Г. Горина и др. писателей; обозначены статьи по актуальным теоретическим проблемам современного литературоведения. Отмечены заслуги в области театральной критики, а также в многолетней педагогической практике в Томском государственном педагогическом университете. Авторы статьи выражают благодарность профессору за плодотворное сотрудничество, наставничество, дружеское отношение к студентам и коллегам.

Ключевые слова: юбилей, доктор филологических наук профессор В. Е. Головчинер, театральная критика, научная деятельность

1221
3661

Харламова Нина Борисовна, Чернявская Юлия Олеговна КОСМОГОНИЧЕСКИЙ МИФ В «ИСТОРИИ ПРО КОТА ИГНАСИЯ, ТРУБОЧИСТА ФЕДЮ И ОДИНОКУЮ МЫШЬ» Л. УЛИЦКОЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 143-147

«История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь» (2004) Л. Улицкой – произведение, изданное в формате детской книги, но обнаруживающее в подтексте адресацию взрослому читателю. Интертекстуальный код «Истории…» позволяет обнаружить отсылки к космогоническому мифу. Главная героиня выступает в ипостаси: демиурга, пытающегося создать собственный космос (упорядоченное бытие); одинокой женщины, пытающейся преодолеть свое одиночество; наконец, узнаваемого героя фольклорной сказки, не обладающего необходимыми для культурного героя способностями, что приводит к катастрофе. Рукотворный демиургизм Мыши подвергается осмеянию, а сама «История…» прочитывается как произведение о преодолении одиночества и обретении семьи. В основе авторской концепции лежит идея о мудром мироустройстве, при котором даже досадные случайности способствуют установлению гармонии и счастья.

Ключевые слова: сказки Л. Улицкой, литература с двойной адресацией, современная детская литература

1221
3662

Зеличенко Владимир Михайлович, Купцов А. И., Слободской В. И., Чупахин Николай Петрович Пичурин Лев Федорович (к семидесятилетию со дня рождения) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1998. Вып. 2 (5). С. 111-112

.

1220
3663

Лазарев Д. А., Лазарев Дм. А., Килин В. А., Зеличенко Владимир Михайлович Автоматизация работы с объектами квантовойтеории углового момента // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1998. Вып. 5 (8). С. 34-40

1220
3664

Широкова М. П., Кочурина Светлана Анатольевна О НЕКОТОРЫХ ФИНАНСОВЫХ НЕДОРАЗУМЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОМСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 5 (21). С. 108-110

.

1220
3665

Сысоева Л. С., Голобородова Т. Н. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИГРЫ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ДИСКУРСЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2001. Вып. 3 (28). С. 3-7

.

1220
3666

Головчинер Валентина Егоровна Юбилей кафедры литературы ХХ века и мировой художественной литературы // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 1 (33). С. 95-96

Юбилей кафедры литературы ХХ века и мировой художественной литературы

1220
3667

Коваленок В. И. Быстрые и медленные процессы в памяти дискретных автоматов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 7 (51). С. 129-132

Быстрые и медленные процессы в памяти дискретных автоматов

1220
3668

Петрова Г. А. Роль иностранного языка в подготовке студентов экономического профиля // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 155-156

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов иноязычной подготовки в профессиональной деятельности. Выявлены педагогические условия формирования текстовой компетентности как компонента готовности будущих экономистов к осуществлению их деятельности. Представлена точка зрения автора на формы организации учебного процесса

1220
3669

Копытов М. А. Подготовка учащихся учреждений начального профессионального образования к трудовой и социальной адаптации на рынке труда: аналитический обзор // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 10 (73). С. 77-81

В статье представлен аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка труда и занятости рабочей силы в России; обозначены основные направления модернизации российского начального профессионального образования в контексте подготовки учащейся молодежи к профессиональной и социальной адаптации на рынке труда

1220
3670

Похилько А. С. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ У ПОДРОСТКОВ С ПАТОЛОГИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 3 (93). С. 50-55

Автором статьи предпринимается попытка эмпирической проверки гипотез о наличии выраженной межполушарной асимметрии и оптико-вестибулярного дефицита как причинах, лежащих в основе возникновения сколиотической деформации позвоночника.

Ключевые слова: сколиоз, компрессионный перелом позвоночника, межполушарная асимметрия, пространственное воображение

1220
3671

Никитин А. П. МЕНТАЛИТЕТ РОССИЯН И КОНСЕРВАТИЗМ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 5 (95). С. 16-21

В статье описывается специфика применения понятий «менталитет» и «консерватизм» в социально-гуманитарных науках. Основное внимание уделяется социокультурному подходу. Автором рассматриваются варианты выявления консервативных установок в менталитете россиян.

Ключевые слова: менталитет, консерватизм, консервативное мышление, холизм, конкретность, интуиция

1220
3672

Логашенко О. И. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 117-123

Рассмотрены основные концептуальные положения проектирования новой педагогической системы в профессиональной подготовке психолога-преподавателя, признаки ее инновационности, место среди педагогических технологий. Приведена интегративная модель научно-практической деятельности.

Ключевые слова: научно-практическая деятельность, инновационная педагогическая система, педагогическое сопровождение.

1220
3673

Бабенко Иннеса Игоревна СПЕЦИФИКА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА ГОРОД ТОМСК В РЕГИОНАЛЬНОМ ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 3 (105). С. 54-58

В статье выявляется своеобразие эстетической актуализации концепта город Томск в региональной поэзии. Автор выделяет четыре направления ассоциативно-смыслового развертывания концепта: топологическое, антропологическое, культурно-историческое и мифологическое, доказывая, что основной тенденцией реализации концепта в региональном поэтическом дискурсе можно считать мифологизацию образа города посредством использования приемов эпидейктической риторики.

Ключевые слова: эстетическая актуализация концепта, региональный поэтический дискурс, направления ассоциативно-смыслового развертывания

1220
3674

Куликов Сергей Борисович КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ОБРАЗОВ НАУКИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 169-173

Представлена концептуальная модель трансформации философских образов науки. На базе информационно-синергетической модификации феноменологического подхода обобщены вариации понимания причин такой трансформации. Раскрыты функции и формы этого процесса, а также выявлен его общий смысл.

Ключевые слова: философский образ науки, трансформация, причины, феноменология, информационно-синергетический подход

1220
3675

Медников Дмитрий Михайлович ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЗАЦИИ СИБИРСКОЙ ПЕЧАТИ В РЕШЕНИИ РАБОЧЕГО ВОПРОСА (СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА) НА РУБЕЖЕ XIX–ХХ ВЕКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 9 (124). С. 36-42

Статья является результатом изучения отражения такого аспекта рабочего вопроса, как социальное партнерство в сибирской периодике конца XIX – начала XX в. Выявлена специфика политической направленности сибирской печати в рабочем вопросе.

Ключевые слова: рабочий вопрос в Сибири, социальное партнерство, дореволюционная периодическая печать

1220
3676

Кобзева Надежда Александровна ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 66-68

Представлены технологические аспекты в методике обучения, которые учитываются при обучении иностранному языку в Томском политехническом университете. В статье дан анализ понятий «педагогические технологии», «технологии обучения», «технологии в обучении», «образовательные технологии» на основе публикаций зарубежных и российских исследователей. Кроме того, автором особо подчеркивается значение идеи Я. А. Коменского о технологизации процесса обучения.

Ключевые слова: педагогические технологии, технологии обучения, технологии в обучении, образовательные технологии

1220
3677

Курьянович Анна Владимировна ЭПИСТОЛЯРНАЯ КАРТИНА МИРА: К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 2 (143). С. 16-20

Обосновывается специфика особой разновидности жанровой картины мира  эпистолярной. Отправной точкой в исследовании выступает тезис о синкретичной природе и полидискурсивной сущности эпистолярия, определяющих особенности его концептосферы. Раскрывается значимость в моделировании эпистолярной картины мира жанрового инварианта. В качестве примера анализируется коммуникативная модель русского эпистолярного текста носителей элитарной речевой культуры ХХ  начала ХХ™ в.

Ключевые слова: эпистолярный жанр, эпистолярная картина мира, полидискурсивность эпистолярного жанра, инвариант эпистолярного текста

1220
3678

Кошечко Анастасия Николаевна ТВОРЧЕСТВО Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В ИДЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ РУССКОГО ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 9 (150). С. 96-103

Исследуется восприятие экзистенциального потенциала личности и творчества Достоевского русскими религиозными философами рубежа XIX–ХХ вв. Религиозные философы выявили механизм реализации философского потенциала экзистенциальной антропологии Достоевского в его художественных произведениях и эго-документах. Религиозные философы порубежья сосредоточены не на выявлении соответствия воззрений Достоевского нравственно-философской парадигме экзистенциализма, а на поиске экзистенциальных смыслов творчества писателя и соответствующих им экзистенциальных в своей первооснове способов текстопорождения. Представители русского космизма впервые подошли к экзистенциальной интерпретации картины мира писателя, как художественной, так и личностной, сформировавшейся под влиянием эмпирических впечатлений и эстетических переживаний. Идеологическая наполненность произведений понималась ими в неразрывном единстве с жизненным опытом самого Достоевского.

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, автор, экзистенциальное сознание, личность, экзистенциальная антропология, идеал, диалог, религиозный опыт, религиозная философия, Н. А. Бердяев, Вл. Соловьев, Г. В. Флоровский, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, К. Леонтьев, Л. Шестов

1220
3679

Бычкова Юлия Евгеньевна, Щербинина Юлия Львовна ГОЛБОЛ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 18-21

Социальная интеграция инвалидов по зрению в общество – достаточно сложная и трудоемкая задача, особенно это касается детей и подростков. Чтобы решить этот вопрос, нужны комплексные инновационные исследования, объединение усилий медицинских, социальных, педагогических работников, специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта, организации досуга и т. д. Как известно, последние годы активно развивается Паралимпийское движение, в рамках которого лица с различными нарушениями зрения могут принимать участие в спортивных соревнованиях. Голбол, являясь паралимпийским видом спорта, становится максимально доступным для лиц с тяжелой патологией зрения вне зависимости от возраста и пола. Занятия голболом могут быть включены в систему комплексной реабилитации детей и подростков со зрительной депривацией.

Ключевые слова: адаптивный спорт, адаптивная физическая культура, комплексная реабилитация, зрительная депривация, голбол, общая физическая подготовка, социальная адаптация и интеграция

1220
3680

Бакаева Ольга Николаевна, Мартынова Любовь Николаевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРИНИМАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ К ПОЯВЛЕНИЮ НОВОГО ЧЛЕНА В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 8 (185). С. 145-149

Сегодня одной из актуальных проблем государственного уровня остается устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в новую семью. Институт приемного родительства нуждается в изучении с позиции междисциплинарного подхода. В связи с этим рассматривается вопрос психолого-педагогической готовности принимающих родителей к появлению нового члена в приемных семьях (на примере Липецкой области). Представлен анализ результатов многочисленных отечественных и зарубежных исследований, в которых дается определение понятию «приемная семья», определены причины, останавливающие родителей от принятия чужого ребенка в свою семью. Особое внимание уделено решению проблемы в Липецкой области: обозначены ряд государственных программ, мероприятий и проектов, направленных на укрепление института семьи и детства, а так-же обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дано авторское определение понятия «психолого-педагогическая готовность принимающих родителей» как совокупность их личностных качеств: стремление повышать уровень психолого-педагогических знаний в области воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей; реализация потенциальных возможностей создавать благоприятные условия для полноценного развития приемных детей; развитие умений и навыков проявлять любовь, теплоту и заботу, в которых нуждается человек в любом возрасте; владение профессиональностью, т. е. грамотным воспитанием детей. Описаны результаты экспериментальной работы с потенциальными родителями, являющимися кандидатами в усыновители, опекуны, попечители. Сделан вывод о том, что в Липецкой области созданы благоприятные условия для подготовки принимающих родителей к появлению нового члена их семьи.

Ключевые слова: приемная семья, принимающие родители, приемные дети, готовность родителей, мотивы готовности, психолого-педагогическая готовность к появлению нового члена семьи

1220
3681

Терещенко Анна Васильевна К ВОПРОСУ О СЕМАНТИКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ГЛЯНЦЕВОЙ ПРЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 11 (188). С. 120-128

Рассматривается специфика употребления прецедентных высказываний в современных англоязычных и русскоязычных глянцевых журналах. Исследуется семантика прецедентных феноменов. Выявлены основные сферы-источники прецедентных высказываний: кинематограф, литература, фольклор, искусство, музыка. Исследуются основные виды трансформаций прецедентных высказываний. Раскрывается понятие прецедентного знака (графического, математического, компьютерного символа). Проведенный анализ позволяет утверждать, что прецедентные высказывания содержат важную информацию, необходимую для понимания смысла текста.

Ключевые слова: прецедентность, прецедентное высказывание, прецедентный знак, семантика, текст, смысл, глянцевая пресса, сфера-источник

1220
3682

Чуриков В. А. Кольцевой резонатор для рентгеновских лазеров // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1998. Вып. 5 (8). С. 56-57

.

1219
3683

Жолобов В. В., Тарновский Е. И. МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕУСТАНОВИВШИХСЯ ТЕЧЕНИЙ УГЛЕВОДОРОДНЫХ СМЕСЕЙ В ТРУБОПРОВОДАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2002. Вып. 2 (30). С. 32-39

.

1219
3684

Кокаревич Мария Николаевна Философский эссенциализм как базис концептуального моделирования философии культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2002. Вып. 4 (32). С. 12-17

.

1219
3685

Дробинин Г. В. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В1990-2000 ГОДАХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 3 (35). С. 50-54

1219
3686

Кац В. М., Лившиц К. И. ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАСХОДАМИ НА РЕКЛАМУ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 5 (37). С. 62-64

1219
3687

Винниченко Наталия Львовна Модель воспитательной деятельности студентов педвуза в процессе профессионального обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 2 (46). С. 21-25

В статье представлена теоретическая модель непрерывной воспитательной деятельности студентов педвуза в процессе профессионального обучения. Она является одним из главных условий подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. Модель содержит взаимосвязанные элементы: цели и задачи, условия, содержание, способы и результаты деятельности. Анализ результатов внедрения данной модели в процесс профессионального обучения будущих педагогов показывает, что формирование профессиональных умений для осуществления воспитания детей происходит более успешно.

1219
3688

Парфёнов А. Г., Машковцев И. В. РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ИНТЕРНЕТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 58-60

В статье рассматриваются вопросы технологии создания мультимедийных электронных учебников. Представлена концепция создаваемого образовательного портала для размещения электронных учебников с системами регистрации, тестирования. Описана технология создаваемых учебников по информатике и некоторым разделам математики для средней школы.

Ключевые слова: электронные учебники, образовательный интернет-портал, системы тестирования, информатика, математика

1219
3689

Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна, Мелик-Гайказян Мария Вигеновна СИСТЕМЫ И МОДЕЛИ: ГРАНИЦЫ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 146-149

Обсуждены цели, итоги и перспективы научной конференции «Системы и модели: границы интерпретаций». Сформулирована проблема образования, вызванная отсутствием адекватной диагностики образовательных технологий. Исследования ведутся в рамках выполнения проекта РФФИ № 10-06-00313.

1219
3690

Арнст Н. В. СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 4 (94). С. 103-107

Формирование спортивной культуры через занятия одним или несколькими видами спорта позволяет раскрыть и реализовать реальные и потенциальные возможности, является перспективным средством приобщения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни.

Ключевые слова: спортивная культура, физическая подготовленность, легкая атлетика, учебно-тренировочный процесс

1219
3691

Писарев Олег Михайлович ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В ЗАКРЫТОЙ СРЕДЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 5 (95). С. 123-128

В контексте проблемы изучения многообразия феноменов бытия личности в условиях резкой смены среды представлены результаты эмпирического исследования особенностей смысловых установок личности в закрытой среде. Констатируется необходимость дальнейшего изучения ценностно-смысловых образований личности, находящейся в закрытой среде.

Ключевые слова: смысловая установка, психологическое пространство личности, картина жизненного мира человека, закрытая среда

1219
3692

Ершова Татьяна Владимировна, Горбатенко Валентина Петровна ИССЛЕДОВАНИЯ АТМОСФЕРНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА В ТОМСКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 9 (99). С. 178-182

Дается описание истории исследования атмосферного электричества в Томске. Приводятся первые представления коренных народов Сибири о молниях, первые научные исследования атмосферного электричества в Томском государственном университете. Описываются современные исследования грозовой активности в Томском политехническом и Томском государственном педагогическом университетах.

Ключевые слова: атмосферное электричество, грозовая активность, счетчики разрядов молний

1219
3693

Иваницкий Алексей Евгеньевич, Райда Владимир Степанович, Минич Александр Сергеевич, Ивлев Георгий Алексеевич ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ ПЛЕНОК ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ СОЛНЕЧНЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 8 (110). С. 119-123

Исследованы флуоресцентные свойства полиэтиленовых фотолюминесцентных пленок, связанные с введением в их состав фотолюминофора на основе комплексного соединения европия при возбуждении УФ излучением солнца. Впервые экспериментальным путем проведено измерение показателей флуоресцентного излучения фотолюминесцентной пленки при ее эксплуатации в естественных условиях. Максимальные значения интенсивности флуоресценции пленок в исследованных условиях составляют около 8 мВт/м2, среднедневная от 0.5 до 2 мВт/м2. Полученные результаты позволили впервые провести количественную оценку интенсивности флуоресцентного излучения фотолюминесцентных пленок при эффективном выращивании под ними растений в естественных условиях. Воспроизведение таких показателей может впервые позволить перенести изучение эффекта в контролируемые лабораторные условия.

Ключевые слова: пленки полимерные, флуоресцентные, сельскохозяйственные; оптические свойства

1219
3694

Славиковский Алексей Олегович ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОРА ИННОВАЦИОННОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 96-100

Отражены особенности влияния образовательного фактора на экономический рост в современных условиях и эффективности инвестиций в сферу образования. Рассмотрены теоретические вопросы и основные тенденции развития концепции человеческого капитала. Обобщены и сформулированы принципы совершенствования управления образовательным фактором экономического роста.

Ключевые слова: образовательный комплекс, инновации, инновационный рост экономики, образовательный подход, человеческий капитал, экономический рост, образовательный процесс, трудовые ресурсы

1219
3695

Авдошкина Ольга Владимировна КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ТРАКТОВКЕ РОССИЙСКИХ ЛИБЕРАЛОВ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX В.) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 36-42

В современных условиях развития российской многопартийности большое значение приобретает изучение исторического опыта партогенеза на рубеже XIX–XX вв. и его осмысление политическими деятелями и практиками того времени. В статье в сравнении рассматриваются взгляды либералов на проблему становления и развития политических партий в России в условиях революционного процесса.

Ключевые слова: революционный процесс, партогенез, политическая партия, классификация партий, партийная борьба

1219
3696

Пронин Виктор Владимирович, Ревякин Юрий Терентьевич, Ситников Артур Степа ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 239-243

В статье предпринята попытка отождествления современного футбола в процессе состязательной деятельности во всем его многообразии: от профессионального спортивного менеджмента до внутрифутбольных и околофутбольных сегментов массовой культуры, в которых болельщики являются составной и неотделимой его частью. Авторами рассматривается субкультурный феномен – конструктивный суппорт – как инструмент положительного воздействия болельщицкой поддержки на состязательный результат непосредственно во время футбольного матча. При этом совокупность обозначенных компонентов спортивного процесса формирует качественно новый механизм его стейкхолдеров.

Ключевые слова: профессиональный футбол, массовая культура, футбольная и околофутбольная субкультуры, конструктивный суппорт, комплексное моделирование социокультурных объектов и отношений, стейкхолдеры современного спортивного процесса

1219
3697

Харина Наталья Васильевна НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 243-249

Представлен анализ проблемы научных подходов к типизации образовательных систем. Исходя из результатов проведенного анализа, выделены наиболее важные из них, сделан акцент на некоторые подходы, относящиеся к типизации образовательных систем. Рассмотрено общее и особенное в определении и применении данных подходов в педагогике, экономике, управлении, общей теории систем и других областях знания.

Ключевые слова: образовательные системы, типизация образовательных систем, научные подходы к типизации

1219
3698

Войтович Ирина Карловна КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 4 (145). С. 152-156

Рассматриваемая ниже система критериев качества электронных образовательных программ и показателей эффективности электронного обучения была разработана автором статьи для оценивания результативности деятельности системы дополнительного образования Института иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета. Предлагаемая система критериев построена на основе анализа и обобщения как зарубежного, так и отечественного опыта и может найти применение в практике электронного обучения любого учебного заведения.

Ключевые слова: электронное обучение, качество, критерии качества, менеджмент в образовании, непрерывное образование, высшие учебные заведения

1219
3699

Логинова Валерия Валерьевна, Плотникова Евгения Григорьевна МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 65-71

Предлагается методическая система профессионально ориентированных задач как средство реализации профильного подхода к обучению математике и формирования готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности. Рассматриваются цели и принципы построения системы, определены характеристики отбираемых задач. Для наглядного представления системы использована матрица соответствия, элементами которой являются задачи и отдельные этапы их решения, соответствующие содержанию учебного материала разделов дисциплины и формируемым компетенциям. Приведены примеры профессионально ориентированных задач системы, даны рекомендации по их использованию в различных формах обучения.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, обучение математике в вузе, профильный подход, профессионально ориентированные задачи

1219
3700

Соколова Татьяна Александровна МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЧТЕНИЮ ТЕКСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. Вып. 12 (165). С. 9-15

Отражены результаты изучения и решения проблемы совершенствования подготовки специалистов, способных в процессе чтения иноязычной литературы по специальности знакомиться с новейшими зарубежными достижениями науки и техники с целью их использования в своей работе. Представлена методическая система, позволяющая улучшить качество обучения чтению будущих специалистов, готовых к профессиональному росту и мобильности в условиях развития новых наукоемких технологий, способных понимать информацию, изложенную в аутентичных, актуальных, постоянно пополняющихся текстовых источниках на иностранных языках.

Ключевые слова: обучение чтению, словообразовательная стратегия, текст по специальности, неязыковой вуз, принципы обучения, методы обучения

1219
  • 69
  • 70
  • 71
  • 72
  • 73
  • 74
  • 75
  • 76
  • 77
  • 78

Страница 74 из 136

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ