Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 12.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21

Страница 17 из 136

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
801

Бессчетнова Оксана Владимировна РОЛЬ СЕМЬИ И КУЛЬТУРЫ В ИЕРАРХИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 3 (77). С. 40-43

В статье представлен социологический анализ места семьи и культуры в иерархии жизненных ценностей студенческой молодежи на основе анкетирования 247 студентов вузов, расположенных на территории Саратовской области. Выявлено отношение молодежи к людям другой национальности, межэтническим бракам, определен уровень оценки знания студентами своей национальной культуры в эпоху глобализации и расширения социального взаимодействия между представителями различных культур.

Ключевые слова: культура, семья, межнациональные браки, толерантность, молодежь, ценности, национальность.

1420
802

Сергеева Маргарита Александровна Биохимические процессы в олиготрофных торфяных залежах васюганского болота // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 4 (78). С. 57-63

В работе рассмотрены особенности процесса метаногенеза в болотных экосистемах, и активность процесса в разных природных условиях

Ключевые слова: Олиготрофные торфа, Васюганское болото, биохимические процессы, диоксид углерода, метан, метанотрофы, эмиссия

1420
803

Копытова Анастасия Игоревна РОЛЬ БАНКОВСКИХ АССОЦИАЦИЙ И СОЮЗОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 30-35

Рассмотрены российские банковские ассоциации и союзы, подробно изучены цели и задачи их деятельности, роль в экономике страны. Полученные результаты указывают на значительную роль банковских ассоциаций и союзов как для регионов, так и для России в целом. Они выступают в качестве защитников банков, посредников между правительством, Центральным банком, зарубежными странами и инноваторов.

Ключевые слова: банковская ассоциация, банковский союз, кредитная организация, Центральный банк, экономика, роль

1420
804

Обсков Александр Владимирович К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 120-124

Сегодня интерактивное обучение широко применяется во всех сферах образовательного процесса: в школах, вузах, на курсах и тренингах. Поэтому важно раскрыть некоторые теоретические аспекты интерактивного обучения и его организации при обучении иностранному языку в вузе, в том числе провести анализ базовых понятий, связанных с интеракцией. Сделан сравнительный анализ традиционного и интерактивного обучения.

Ключевые слова: традиционное обучение, интерактивное обучение, интерактивные методы, интенсификация, оптимизация, коммуникация, совместная деятельность

1420
805

Катаев Михаил Юрьевич, Катаев Сергей Григорьевич, Кориков Анатолий Михайлович О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ АВАТАР В ФИЗИЧЕСКОМ И ТЕХНИЧЕСКОМ ЭЛЕКТРОННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 187-192

Приводится описание концепции электронного обучения с помощью технологии аватар. Основные элементы этой концепции связаны с применением виртуальной реальности и возможностью взаимодействия ученик–учитель в формате аватар–аватар или ученик–аватар на основе элементов искусственного интеллекта. Реализация этой концепции позволит не заменить полностью основные, традиционные формы обучения, а разнообразить элементы обучения и сделать этот процесс высокотехнологичным.

Ключевые слова: образовательный процесс, технология обучения, электронное обучение, аватар, обучающая среда

1420
806

Курьянович Анна Владимировна ЖАРГОНИЗМЫ В РЕЧИ КИТАЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2016. Вып. 3 (168). С. 9-14

Рассматриваются жаргонные единицы как составляющие одного из субстандартных стратов, которые присутствуют в каждом национальном языке и осмысляются лингвистами и в рамках языковой системы, и с точки зрения особенностей функционирования в определенных сферах межличностной и социальной коммуникации. Предметом изучения являются жаргонизмы, манифестирующие специфику речевой деятельности китайской молодежи. Ракурс внимания – лингвокультурологический, позволяющий исследовать внелитературную лексику данной категории в соотнесенности с проявлениями национальной культуры. Обосновывается определение жаргонизмов в качестве лингвокультурологических единиц, репрезентирующих специфику конкретной лингвокультуры прежде всего в контексте межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: жаргон, молодежный жаргон, жаргонизм, лингвокультура, лингвокультурология, жаргонизм как лингвокультурологическая единица, китайский язык

1420
807

Игна Ярослав Дмитриевич СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В СОВРЕМЕННЫХ СЛОВАРЯХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 3 (180). С. 84-87

Лингводидактическая терминология как разновидность педагогической терминологии включает важнейшие понятия лингводидактики, педагогики, философии, психологии и прикладной лингвистики. Количество терминов, включаемых в лингводидактические словари, неуклонно возрастает, что просматривается и в отечественных, и в зарубежных изданиях. Рассматриваются проблемы систематизации лингводидактических терминов в современных отечественных и зарубежных словарях. Определены основные сложности систематизации педагогических и лингводидактических терминов. Проанализированы современные лингводидактические словари: словари Р. К. Миньяра-Белоручева, Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, И. Л. Колесниковой и О. А. Долгиной, Д. Ричардса и Р. Шмидта, С. Торнбери. Описана специфика систематизации терминов в данных словарях (количество терминов, их группировка, отражение взаимосвязи терминов и терминологических групп). Обобщены некоторые недостатки систематизации и описания терминов в современных лингводидактических словарях.

Ключевые слова: лингводидактический термин, систематизация терминологии, словарь терминов, методический словарь, лингводидактический словарь

1420
808

Рудой Алексей Николаевич О ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ФЛЮВИОГЛЯЦИАЛЬНЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ И О МЕСТЕ ДИЛЮВИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЛИТОДИНАМИЧЕСКОЙ СУКЦЕССИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 4 (36). С. 80-85

1419
809

Никольская Ольга Лазаревна Психолого-педагогическое обеспечение готовности учителей начальных классов к творческой деятельности (работа по инновационным технологиям) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 39-44

Психолого-педагогическое обеспечение готовности учителей начальных классов к творческой деятельности (работа по инновационным технологиям)

1419
810

Глухов Андрей Петрович Обоснование легитимности идеи социального равенства: этико-психологическая и социально-интегративная перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 12 (63). С. 62-69

Целью статьи является обоснование эгалитаризма и социальной стратификации в качестве сконструированных социальных проблем через применение коммуникативного и феноменологического методов. Проблема эгалитаризма рассматривается в перспективе символического интеракционизма и структурно-функциональной теории социума.

1419
811

Голубева Вера Валериевна, Петроченко Людмила Анатольевна Лексические средства выражения ядра концепта «младенец» в английском языке // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 4 (67). С. 19-23

В данной работе сделана попытка проанализировать ядро концепта «младенец» в английском языке посредством изучения различных лексических единиц, которыми можно описать ребёнка в возрасте до одного года. Ядро концепта «младенец» включает в себя физические параметры, то есть: маленький вес, рост, определённый возраст, питание преимущественно молоком матери; физико-физиологические параметры, например: способность ползать, ходить короткими, неуверенными шагами, способность произносить отдельные звуки или слоги; психологические параметры: способность выражать эмоции через крик, плач, смех, улыбку.

1419
812

Инишева Лидия Ивановна, Катаев Сергей Григорьевич, Иваницкий Алексей Евгеньевич, Дубровская Лариса Ивановна, Фатеев Александр Владимирович ОЦЕНКА БИОХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БОЛОТНЫХ ЭКОСИСТЕМ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАСТЕРНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 112-116

В работе проведен анализ закономерностей распределения отдельных групп микроорганизмов в олиготрофных торфяных болотах Западной Сибири с применением кластерно-аналитического метода. Выявлены связи между свойствами, режимами олиготрофных торфяных болот и активностью биохимических процессов.

Ключевые слова: торфяное болото, торфообразование, биохимические процессы, микрофлора, кластер- ный анализ.

1419
813

Ковалева Г. И. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ ЗАДАЧ, СКОНСТРУИРОВАННЫХ МЕТОДОМ «СНЕЖНОГО КОМА», НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 78-82

Рассмотрена суть одного из методов построения систем задач метода «снежного кома», доказана эффективность использования систем задач, сконструированных методом «снежного кома», и описана методика их включения в процесс обучения на разных этапах урока геометрии.

Ключевые слова: система задач, процесс конструирования систем задач, метод «снежного кома», методика использования систем задач

1419
814

Багратион-Мухранели Ирина Леонидовна ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА В РУССКОЙ КОМЕДИИ НАЧАЛА XIX И НАЧАЛА XX ВЕКА. ГРИБОЕДОВ. ЭРДМАН // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 7 (109). С. 7-11

В статье рассматривается общность поэтики комедий А. С. Грибоедова и Н. Р. Эрдмана, новаторски использующих фольклор. Оба автора обращаются к афоризму как способу расширить сценическое пространство, выстроить новые связи сюжета комедии с действительностью. Грибоедов строит афоризмы по аналогии с русскими пословицами, соединяя при этом польские и грузинские реалии, Эрдман пародирует устный новояз советского времени.

1419
815

Елизарова Ирина Сергеевна ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 13-16

Обосновывается актуальность предметного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ»), рассматриваются проблемы организации внеклассной работы по данному курсу, приводятся определение и классификация ее видов, предлагается примерное содержание. Описывается реализация основных методологических подходов по организации внеклассной работы по курсу «ОБЖ».

Ключевые слова: курс «Основы безопасности жизнедеятельности», внеклассная работа в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», личностно-деятельностный подход, интегративный подход

1419
816

Лобанова Светлана Витальевна КЛАССИФИКАЦИЯ УСТОЙЧИВЫХ ГЛАГОЛЬНО-ИМЕННЫХ СОЧЕТАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 10 (138). С. 163-167

Статья посвящена анализу двух основных научных подходов к устойчивым глагольно-именным сочетаниям современного русского языка – семантического и функционального. Предложены классификации глагольных аналитических единиц, выработанные с использованием этих двух подходов. Рассмотрен вопрос о соотношении устойчивых единиц со стержневым глагольным компонентом и свободных словосочетаний.

Ключевые слова: свободные словосочетания, устойчивые глагольно-именные сочетания, синлексы, фразеологизмы, обороты речи, беллетризмы, термины, номинативный состав языка

1419
817

Казанцев Андрей Юрьевич, Казанцева Галина Семеновна ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 3 (144). С. 105-109

Рассматриваются эффективные формы и методы обучения студентов говорению на английском языке на занятиях в высшей школе. Приводится краткая характеристика диалогической и монологической речи. Выделяется и анализируется ряд проблем при обучении иноязычной устной речи и предлагаются меры по их решению. Определяется характер эффективного задания для развития говорения и предлагается серия упражнений, способствующих развитию навыков устной речи у обучающихся и формированию их коммуникативной компетенции, решая обсуждаемые проблемы.

Ключевые слова: разговорная речь, эффективные формы и методы, диалогическая и монологическая речь, обучающиеся, ряд проблем (трудностей обучения) изучения, задания, предпринять меры, навыки и умения, коммуникативная компетенция

1419
818

Геворкян Ашхен Ашотовна, Ревякина Валентина Ивановна РАЗВИТИЕ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 54-58

Статья посвящена проблеме развития детских и молодежных объединений как института воспитания, которые расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей и подростков, формированию новых ценностных ориентации, стимулируют социальное развитие ребенка.

Ключевые слова: детские и молодежные объединения, воспитание, детское движение, развитие, общественная жизнь, становление личности

1418
819

Румбешта Елена Анатольевна, Гельфман Эмануила Григорьевна ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛАХ РАЗНОГО ТИПА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 128-131

В работе рассматриваются особенности преподавания физики в школах разного типа, в том числе сельской школе, и обсуждаются умения учителя, необходимые для реализации целей физического образования с учетом этих особенностей.

Ключевые слова: физика, обучение, разные типы школ, различные методы и технологии.

1418
820

Дмитриева Н. В. СОТРУДНИЧЕСТВО ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 145-150

Рассмотрены признаки процесса сотрудничества всех участников образовательного процесса, обобщены принципы сотрудничества, уточнены критерии оценки эффективности социализации подростков на основе сотрудничества педагогов, подростков и родителей.

Ключевые слова: сотрудничество всех участников образовательного процесса, признаки процесса сотрудничества, принципы сотрудничества, социализация, критерии эффективности социализации подростков в условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса, уровни с

1418
821

Лобанова Ольга Борисовна, Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Соколова Елена Владимировна ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 87-90

Авторами на основе анализа историко-педагогической литературы предпринята попытка раскрыть основные особенности организации социального воспитания в России в начале ХХ века (в дореволюционный период и в период после революционных событий 1917 г.).

Ключевые слова: социальное воспитание, учреждения социального воспитания, детские организации, скауты, пионеры

1418
822

Райда Владимир Степанович, Иваницкий Алексей Евгеньевич, Минич Александр Сергеевич, Толстиков Г. А. Исследование возбуждаемой солнечным излучением флуоресценции дисперсных фотолюминофоров на основе соединений европия и светокорректирующих полиэтиленовых пленок с их добавками // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 6 (43). С. 40-45

Проведено исследование особенностей флуоресценции дисперсных фотолюминофоров на основе органических и неорганических соединений европия и полимерных пленок с их добавками при возбуждении солнечным излучением. Возбуждение люминесценции люминофоров УФ излучением Солнца не изменяет спектральный состав люминесцентного излучения. Для ряда фотолюминофоров на основе оксисульфида иттрия, активированного европием, наблюдается изменение интенсивности второстепенных полос в спектре люминесценции относительно основной полосы, что необходимо учитывать при рассмотрении фотофизических свойств светокорректирующих пленок с их добавками. Полученные данные позволяют проводить расчет интенсивности люминесцентного излучения под светокорректирующими пленками с учетом его спектрального состава

1417
823

Окушова Гульнафист Алтаевна Смена педагогических парадигм как методологический резонанс изменения типов философского мышления // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 2 (46). С. 7-11

Статья посвящена рассмотрению уникального явления в истории образования XX века, – смене педагогических парадигм. Сегодня традиционные принципы образования, ориентированные на предметные знания, уступают место идеям гуманистического образования, в центре которого находится индивидуальное саморазвитие. Центральный тезис статьи заключается в следующем: смена педагогических парадигм является методологическим резонансом изменения типов философского мышления. Исторически педагогика выступала как философская практика, и именно это позволяет говорить о классической педагогике как результате работы метафизики, а личностно-ориентированную педагогику идентифицировать как стратегию постметафизики.

1417
824

Алефиренко Н. Ф. КОГНИТИВНАЯ СЕМАНТИКА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 5 (56). С. 43-48

В статье раскрывается своеобразие когнитивной семантики. С этой целью соотносится языковое значение с основополагающими категориями когнитивной лингвистики – когницией, информацией, дискурсом, знанием и сознанием.

1417
825

Козлов Дмитрий Викторович, Пономарев Василий Викторович, Близневский Андрей Александрович, Стручков Владимир Ильич Интегративная технология повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 3 (77). С. 79-82

Двигательная активность является естественной потребностью гармоничного развития человеческого организма. Если человек в детском возрасте ограничен в естественной потребности двигаться, то его природные умственные и физические задатки не получат должного поступательного развития. Особое значение приобретает гармонизация двигательной активности и профессионального становления молодого человека в период получения высшего образования. Разработка современных форм и педагогических технологий стимулирования двигательной активности студентов в вузе, является актуальной задачей педагогов и специалистов физической культуры.

Ключевые слова: двигательная активность, интегративная технология, студенты, модель, процесс физического воспитания, организационно-педагогические блоки.

1417
826

Маркова Татьяна Николаевна В. М. ШУКШИН В ВОСПРИЯТИИ ВЯЧ. ПЬЕЦУХА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 7 (109). С. 155-158

В предлагаемой статье обращение Вяч. Пьецуха к творчеству В. М. Шукшина объясняется исключительной литературностью его произведений, совершенным владением малой эпической формой, пристальным вниманием к частной жизни обыкновенных людей. Апелляция мастера современной иронической прозы к текстам «последнего русского классика» связывается с жанровыми предпочтениями автора и неиссякаемым интересом к исследованию русского национального характера.

1417
827

Уразаев Александр Михайлович, Попова Ю. Н., Мамышева Н. Л. Формирование социального и психологического портрета современных женщин в период репродуктивной активности // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2002. Вып. 3 (31). С. 25-37

.

1416
828

Иванова Алена Михайловна ПОСЛЕЛОГИ КАК СРЕДСТВО СВЯЗИ ЧАСТЕЙ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ЧУВАШСКОМ ЯЗЫКЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 9 (111). С. 168-172

Статья продолжает изучение проблем морфосинтаксиса в чувашском языке. В ней дана функциональная характеристика послелогов в сложноподчиненном предложении, исследованы лексико-грамматические отношения между главной и придаточной частями.

Ключевые слова: чувашский язык, морфосинтаксис, грамматика, функциональность, послелог, сложноподчиненное предложение

1416
829

Беляева Лариса Александровна ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 162-165

Рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков. Анализируются возможности преодоления тревожности, агрессии, развития самочувствия и активности подростков в момент занятий физической культурой и спортом.

Ключевые слова: эмоциональная сфера личности подростка, тревожность, агрессия, самочувствие.

1416
830

Фролова Елена Александровна ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 12 (114). С. 66-70

Представлена авторская трактовка сущности социальной ответственности бизнеса, экономических причин ее формирования и развития сквозь призму институционального подхода, в частности институциональной теории фирмы

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность, социализация хозяйственной деятельности, социальная ответственность, социальная политика, внешние эффекты, доверие

1416
831

Галкина Татьяна Васильевна О РАЗВИТИИ ДОСУГОВЫХ ФОРМ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 221-226

Статья посвящена анализу досуговой формы музейно-педагогической деятельности как одной из перспективных и интенсивно развивающихся форм в современных российских музеях. В работе впервые выявлены определяющие признаки досуговой формы, к которым относятся комплексность, интерактивность, доступность для всех категорий посетителей, театрализация, развлекательность, рекреация и поощрение.

Ключевые слова: досуговая форма музейно-педагогической деятельности, комплексность, интерактивность, доступность, театрализация, рекреация

1416
832

Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Лобанова Ольга Борисовна, Пономарева Екатерина Александровна ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 3 (144). С. 16-21

Статья является результатом анализа историко-педагогической литературы и архивных материалов, в котором впервые раскрываются особенности жизнедеятельности учреждений общественного призрения детей-сирот и организации их трудового воспитания в учреждениях общественного призрения в Енисейской губернии конца XIX – начала XX в. Определены специфические черты системы призрения в Енисейской губернии и особенности трудового воспитания детей-сирот.

Ключевые слова: трудовое воспитание, дети-сироты, система призрения, Енисейская губерния, конец XIX – начало XX в

1416
833

Кобякова Валентина Николаевна, Куровский Василий Николаевич ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 8 (185). С. 91-99

Констатируется факт сохранения в современной школе одностороннего характера усвоения обучающимися целостного социокультурного опыта, который формируется преимущественно как знаниевый компонент. Рассматриваются попытки отечественных ученых-педагогов на советском и постсоветском этапах социально-экономического развития российского общества вывести содержание образования из знаниевой парадигмы. В качестве примеров исследуются концепции содержания общего образования (В. В. Краевского и И. Я. Лернера, В. С. Леднева и М. С. Кагана), содержания общего образования в парадигме развивающего обучения (Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Б. Д. Эльконина), личностно ориентированного образования (В. С. Ильина, В. В. Серикова), компетентностного подхода (В. А. Болотова, В. В. Серикова, А. В. Хуторского). Прослеживается научная дискуссия по определению понятий «компетенция» и «компетентность». Формулируется понятие «исследовательская компетенция» обучающегося как компонента содержания общего образования. Анализируются пути и средства формирования исследовательской компетентности школьников. Устанавливается взаимосвязь понятий «исследовательская компетенция» и «метапредметное содержание общего образования».

Ключевые слова: содержание общего образования, «знаниевая» парадигма содержания образования, компетентностный подход, компетенция, компетентность, метапреметность, исследовательская компетентность

1416
834

Тимофеева Наталья Борисовна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 91-94

Проведен анализ анкетирования студентов V курса по проблеме формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов. Предложены виды самостоятельной деятельности, в процессе обучения позволяющие акцентировать внимание на формирование ключевых, базовых и специальных компетенциях, составляющих основу профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная компетентность учителя, клю¬чевые компетенции, базовые компетенции, специальные компетенции, самостоятельная деятельность

1415
835

Карпухина Тамара Петровна ЭФФЕКТ ОБМАНУТОГО ОЖИДАНИЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МОРФЕМНОГО ПОВТОРА И СИНТАКСИЧЕСКОГО ПАРАЛЛЕЛИЗМА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 3 (131). С. 22-27

Взаимодействие таких синтагматических явлений, как морфемный повтор и синтаксический параллелизм, может порождать эффект обманутого ожидания, который возникает при условии непредсказуемого нарушения упорядоченности, создаваемой повторяемостью морфем и синтаксических конструкций. Нарушение сложившейся упорядоченности всегда носит частичный характер, затрагивающий отдельные аспекты взаимодействия рассматриваемых явлений, но не устраняющий самого взаимодействия.

Ключевые слова: морфемный повтор, синтаксический параллелизм, эффект обманутого ожидания, индексальность повтора, непредсказуемое нарушение упорядоченности

1415
836

Ахметова Людмила Владимировна Половозрастные особенности развития когнитивной сферы личности учащихся начальных классов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 1 (45). С. 18-20

Когнитивная сфера личности представляет собой динамичную, иерархически организованную структуру, которая особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. На ее формирование существенное влияние оказывают перцептивно-мнестическая и мыслительная детерминанты, а также половозрастные индивидуально-психологические особенности личности

1414
837

Чаптыкова Ольга Юрьевна Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 60-63

В статье обосновано использование культурологического подхода к разработке теоретических основ формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ Республики Хакасия; разработаны условия успешного профессионального самоопределения учащихся.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, культурологический подход, национальная культура, культурно-образовательное пространство школы, ценностные ориентиры, условия успешного профессионального самоопределения

1414
838

Игна Ольга Николаевна ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ К ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 3 (131). С. 115-119

Рассматриваются существующие подходы к выявлению одаренности и способностей. Описаны трудности выявления лингвистической одаренности. Охарактеризованы группы подходов к выявлению лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам.

Ключевые слова: одаренность, способность, лингвистическая одаренность, способности к иностранным языкам, подходы к выявлению одаренности

1414
839

Попова И. Г. Становление различных аспектов смысла понятия "натуральная логарифмическая функция" // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 3 (54). С. 32-36

Становление различных аспектов смысла понятия "натуральная логарифмическая функция"

1413
840

Кужелева-Саган Ирина Петровна ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПАРАДИГМЫ В СФЕРЕ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 7 (58). С. 106-117

Цель публикации: обзорный анализ работ отечественных авторов последних десяти лет с точки зрения типологизации (классификации) исследовательских парадигм, существующих в области социальных коммуникаций. Такой анализ способствует выстраиванию различных связей между парадигмами, их взаимному обогащению, возникновению «синтетических» направлений в исследовании коммуникации и выявлению новых, ранее не использовавшихся, ресурсов в изучении данного феномена и его производных. Рекомендуется как основа для написания одного из вариантов реферата для экзамена «Философия и история науки»: история науки «Теория коммуникации.

1413
841

Рудковский Игорь Владимирович КЕРАМИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ КОНТАКТОВ ВНУТРИ АНДРОНОВСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 11 (113). С. 74-82

Статья представляет собой исследование по выявлению контактов между отдельными провинциями, культурами и более малыми сообществами андроновского мира. Эти контакты маркируются прежде всего керамикой, по ряду признаков чуждой комплексам, в которых она найдена. Определение данных признаков осуществлялось в рамках методов, разработанных автором.

Ключевые слова: территория обитания, археологические культуры, локальные варианты, внутренние контакты, орнаментальные индикаторы

1413
842

Крицкая Надежда Вадимовна БАСНИ И. А. КРЫЛОВА В ЗЕРКАЛЕ РУССКО-АНГЛИЙСКОГО ДИАЛОГА: АСПЕКТЫ ПРЕОБРАЖЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 183-187

Рассматриваются некоторые аспекты восприятия и интерпретации басен Крылова в Англии XIX в. Объектом анализа являются пять наиболее репрезентативных англоязычных переводов басен (1821–1883), отражающих основные тенденции освоения творческого наследия Крылова в Британии в диахроническом развитии.

Ключевые слова: басня Крылова, русско-английский перевод

1413
843

Влюбчак Маргарита Михайловна ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» / “FAMILY” В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ РЕСПОНДЕНТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 10 (151). С. 129-133

Рассматриваются особенности репрезентации концепта «Семья» в лексикографических источниках и в языковом сознании русскоязычных и англоязычных респондентов. Выявляются общность, специфика восприятия семьи и ее членов в разрезе этнокультурных и гендерных аспектов на основе анализа материалов свободного ассоциативного эксперимента. Выявляется, что русское «женское» языковое сознание отлично от «мужского», и что в русском ассоциативном поле преобладают имена прилагательные, в то время как у мужчин в реакциях гораздо больше существительных. В мужском ассоциативном поле анализируются гендерные стереотипы социальных ролей и противоположное восприятие членов семьи в корреляции с биологическим полом и возрастом.

Ключевые слова: языковое сознание, лексикографическое значение, концепт, ассоциативное поле, гендер

1413
844

Полева Елена Александровна МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИБИРСКОЙ И УРАЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ОПЫТ РЕГИОНОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРУГЛОГО СТОЛА) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 1 (198). С. 136-145

Введение. Изучение литературы для детей – актуальное направление современного гуманитарного знания, требующее междисциплинарного подхода, соединения усилий филологов, методистов, библиотекарей и учителей. Цель работы – проанализировать сложившийся в разных регионах Сибири и Урала методический и исследовательский опыт изучения региональной литературы для детей, выявить проблемы и перспективы в этой области. Материалы и методы. Методика исследования – экспертное оценивание, экспертный анализ. Результаты и обсуждение. Анализ экспертных мнений о сложившейся практике изучения краеведческой литературы для детей в разных городах Сибири и Урала позволил выделить ряд актуальных вопросов. Прежде всего это: критерии определения региональности (по рождению, месту временного/постоянного проживания автора, наличию специфического культурного кода в художественном тексте, указывающего на тот или иной регион, например, топонимы или др.), оценка художественного уровня и педагогического потенциала произведений, проблема поиска и атрибутирования писателей по критерию сопричастности тому или иному региону). Отдельная исследовательская проблема – в отсутствии печатных изданий, представленных в Сети текстов современных региональных писателей или, наоборот, в отсутствии в Интернете полнотекстовых версий книг, что затрудняет исследовательскую и образовательную литературно-краеведческую работу. Учет адресата (для детей) актуализирует дополнительные вопросы, относящиеся не только к региональной, но и в целом ко всей детской литературе (разграничение детства и подростничества, различение детской литературы и «общей» литературы, входящей в круг детского чтения). А это напрямую касается методики преподавания сибирской и уральской литературы (критерии отбора текстов для изучения, выборка произведений для определенного возраста, разработка методического сопровождения и заданий, соответствующих конкретному уровню литературного образования школьников и пр.). Заключение. При активном изучении отдельно краевой и детской словесности региональная литература для детей гораздо реже попадает в поле внимания исследователей. Приводятся примеры продуктивного опыта решения вышеназванных проблем, в том числе указана методическая литература, созданная на базе научно-образовательных подразделений педагогических вузов Томска и Барнаула. В заключении обозначены перспективы литературоведческой и методической работы по литературному краеведению.

Ключевые слова: детская и юношеская литература, литературное краеведение, методика преподавания региональной литературы для детей, Сибирь, Урал

1413
845

Малышева Лидия Герасимовна ТЕМА НАРОДА В «ШВАРЦВАЛЬДСКИХ ДЕРЕВЕНСКИХ РАССКАЗАХ» Б. АУЭРБАХА И «ЗАПИСКАХ ОХОТНИКА» И. С. ТУРГЕНЕВА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 9 (124). С. 117-123

Сравниваются «Записки охотника» И. С. Тургенева и «Шварцвальдские деревенские рассказы» Б. Ауэрбаха. Исходя из особенностей мировоззрения и художественного метода писателей, состояния русской и немецкой литературы в 40-е гг. XIX в., делаются выводы о сходстве и различии сопоставляемых в статье произведений русского и немецкого писателей.

Ключевые слова: очерк, деревенский рассказ, «поэтический реализм», образы крестьян, образ героя-повествователя, социальные проблемы, гуманизм, психологизм

1412
846

Айкина Татьяна Юрьевна РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 4 (145). С. 149-151

Рассматривается сущность развития критического мышления как образовательной технологии, а также компетенции, формируемые с ее помощью. Методы и приемы технологии наглядно дополнены конкретными примерами и рекомендациями для их эффективного применения в процессе преподавания английского языка.

Ключевые слова: критическое мышление, педагогические технологии, обучение английскому языку

1412
847

Королева Дарья Борисовна, Поздеева Светлана Ивановна ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 1 (178). С. 114-118

Рассматривается методика работы по формированию межкультурной коммуникативной компетенции студентов на учебных занятиях по переводу с использованием принципов педагогики совместной деятельности, разработанной Г. Н. Прозументовой. Особое внимание уделяется организации занятий с использованием разных моделей организации совместной деятельности (авторитарной, лидерской, партнерской). Для каждой модели выделены особые типы учебных заданий (репродуктивные, конструктивные, творческие). Показано, что соорганизация всех трех моделей с ориентацией на открытое совместное действие педагога и учащихся в рамках одного занятия является наиболее эффективным способом формирования межкультурной коммуникативной компетенции и переводческих навыков.

Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, перевод, обучение переводу, педагогика совместной деятельности, модель организации совместной деятельности

1412
848

Золотых Л. Г. КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРИЗНАКИПОЭТИЧЕСКОГО ИДИОСТИЛЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 5 (56). С. 84-89

В центре внимания исследователя находятся такие категории когнитивной лингвистики, как языковая личность, художественный концепт, художественный дискурс. В статье предлагается понимание поэтического идиостиля Бориса Пастернака как совокупности ментальных и языковых структур художественного мира поэта. Теоретические положения статьи иллюстрируются примерами когнитивно-дискурсивного анализа фразеологических единиц в семантическом пространстве поэтического текста Пастернака.

1411
849

Лукша И. В., Соловова Е. Н. АРГУМЕНТЫ "ЗА" И "ПРОТИВ" ПРИВЛЕЧЕНИЯ НЕ \ НОСИТЕЛЕЙ ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 9 (60). С. 97-99

Необходимо разграничивать такие понятия как носитель английского языка – преподаватель английского языка, не носитель английского языка – преподаватель английского языка. Данное исследование пытается ответить на следующие вопросы: является ли носитель языка автоматически лучшим преподавателем этого языка; возможно ли преподавать язык, опираясь только на врожденные знания; или специалист с высоким уровнем владения иностранным языком, не являющийся носителем языка, может быть лучшим учителем данного предмета. Как носитель языка, так и преподаватель иностранного языка имеют свои сложности, преимущества и недостатки в учебном процессе. Но очень многое зависит от личности преподавателя, его способностей и квалификации.

1411
850

Листова В. В., Никульшин Сергей Маевич МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 12 (90). С. 83-88

В статье обосновываются элементы авторской методики преподавания изобразительного искусства в мало-комплектных школах с учетом требований проектов стандартов второго поколения

Ключевые слова: универсалъные учебные действия, методика преподавания ИЗО

1411
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21

Страница 17 из 136

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ