№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5751 | Рассматриваются перцептивный, когнитивный, рефлексивный уровни процесса смыслообразования у детей дошкольного возраста. Раскрываются способы развития процессов смыслообразования, такие как совместное с взрослым решение задач на смысл (пошаговое выполнение конкретных совместных действий по открытию личностного смысла конкретной ситуации), изменение позиций при работе с ситуацией (передача ребенку функции контроля, оценки), расширение опыта, связанного с процессами смыслообразования (выход ребенка за пределы знакомых ему ситуаций, что позволяет ему обнаружить границы собственного понимания), конструирование реальности (изменение реальности за счет постижения смысла происходящего и адекватного реагирования в связи с этим). Ключевые слова: смыслообразование, решение задач на смысл, совместная деятельность взрослого и ребенка, позиция, рефлексивность | 829 | |||||
5752 | Проводится анализ особенностей функционального освоения русским языком англицизмов, присутствующих в текстах наружой рекламы. Для этой цели раскрывается сущность понятия «out-of-home-реклама», выявляются причины заимствования англицизмов и их тематические группы в рекламе. По способу заимствования англицизмов в наружой рекламе выделяются иноязычные вкрапления (экзотизмы), композиты, аббревиатуры и гибриды. Активное и повсеместное использование англицизмов в наружной рекламе продиктовано функциональными свойствами рекламных текстов (номинативная, прагматическая и побудительная функции). Ключевые слова: англицизмы, out-of-home-реклама, иноязычные вкрапления, композиты, аббревиатуры, гибриды, тематические группы англицизмов | 829 | |||||
5753 | Рассматривается аллегорическое выражение лингвокультурного концепта «родственность» на материале калмыцких, русских и английских пословиц и поговорок. Родственность получает множественное обозначение в оценочной картине мира данных народов. В пословицах и поговорках о родственности выделяются различные образы аллегорий, связанные с реалиями окружающей среды. Наиболее частотными реалиями в метафорическом выражении родственности являются обиходные, ономастические реалии, а также реалии природно-географической среды. Ключевые слова: аллегория, родственность, концепт, паремия, метафора, образ, реалия | 829 | |||||
5754 | Представлен обзор работ последних лет, посвященных изучению текстовых качеств и категорий на материале различных дискурсивных практик. Подробно рассматривается суть не только регулятивности как системного текстового качества, обеспечивающего управление познавательной деятельностью адресата, но и рефлексии как универсального признака человеческого мыследействия, включая ее различные виды. Для выявления связи между регулятивностью поэтического текста и рефлексивностью привлекаются исследования лингвистов, литературоведов, а также наблюдения мастеров художественного слова. Установлено, что с позиций коммуникативно-деятельностного подхода к тексту в основе регулятивности как системного универсального текстового признака лежит рефлексивность – способность личности к рефлексии, тесно связанная с образами автора и адресата, реализующихся в текстовых категориях субъектности и адресованности. Ключевые слова: категории и качества текста, регулятивность, рефлексивность, поэтический текст | 829 | |||||
5755 | Содержание дисциплин информационного цикла должно соответствовать современным тенденциям развития компьютерных и информационно-коммуникационных технологий. Реализация данного требования возможна при использовании облачных технологий, позволяющих решить проблему, связанную с инсталляцией, обновлением, поддержкой работоспособности программного обеспечения и оборудования посредством предоставления удаленного доступа к различным услугам облачных сервисов. При изучении дисциплин информационного цикла акцентируется внимание на облачных сервисах, поддерживающих модель SaaS (предоставление различного программного обеспечения) и STaaS (хранение информации как услуга). Анализ результатов анкетирования студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология», показал, что они знакомы лишь с понятием облачных технологий и на практике применяют только сервисы для хранения информации, создания текстовых документов, презентаций и электронных таблиц. Поэтому важно в процессе изучения дисциплин информационного цикла познакомить обучающихся с широким спектром возможностей облачных технологий, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности. На учебных занятиях обучающиеся знакомятся с возможностями облачного инструмента o-cheloveke.ru, который позволяет осуществлять диагностику личностных особенностей человека. Далее изучают возможности онлайнового календаря Google, в котором создают мероприятия, осуществляют переводы текста в Google Переводчик; создают диаграммы или схемы в Google Рисунки; работают в социальной сети Google+, где создают круги, сообщества по интересам; обмениваются сообщениями, звонками и проводят видеовстречи в Google Hangouts. С помощью облачного сервиса Google Диск обучающиеся индивидуально или совместно соз дают и хранят информационные объекты в облаке. Ключевые слова: облачные технологии, информационно-коммуникационные технологии, дисциплины информационного цикла, информатика, интернет-инновации | 829 | |||||
5756 | Рассматривается вопрос подготовки курсантов военных высших учебных заведений к олимпиаде по информатике. Описаны номинации олимпиады и подробно представлены методические аспекты подготовки курсантов по одной из тем первого тура – использование приложения MS Word при решении военно-прикладных задач. На основе анализа олимпиадных заданий по информатике прошлых лет по данной теме выполнена классификация задач. Выделены следующие типы заданий: работа с текстом; работа с объектами, не являющимися текстом; оформление документа; автоматизация почтовой рассылки; создание макросов и электронных форм. Описана методика обучения решению выделенных типов олимпиадных задач с помощью совокупности разноуровневых по сложности упражнений. Каждое последующее упражнение должно либо базироваться на предыдущем, либо повторять последовательность действий, сформированную в предшествующих заданиях, что позволяет закрепить результат предыдущей работы. В то же время в каждое последующее упражнение должно обязательно добавляться новое действие (или несколько действий, объединенных одной группой команд), которое акцентирует на себе внимание курсанта, способствуя тем самым более осмысленному его усвое нию. Расширение и постепенное усложнение совокупности упражнений или создание новой последовательности подобных задач позволяют постепенно освоить весь необходимый материал. Проведено обобщение методических положений, на основе чего предложена методика подготовки курсантов к выступлению на олимпиаде в первом туре: первоначально необходимо провести классификацию задач по каждой теме тура, затем разработать совокупность упражнений, формирующих у курсанта свободное оперирование действиями, необходимыми для решения задач каждого типа. Ключевые слова: олимпиада по информатике, методика подготовки, классификация задач, совокупность упражнений, формирование действий | 829 | |||||
5757 | Рассматривается специфика организации наставнической деятельности со студентами, включенными в квазипрофессиональную деятельность. Описываются особенности полисубъектного взаимодействия наставника с будущими педагогами на этапе их вхождения в профессиональную деятельность. Отмечается, что полисубъектность требует ориентации на сотрудничество, сотворчество в совместной педагогической деятельности на качественно высоком уровне профессионализма наставника. Данное положение дает основание для детализации разных типов отношений между опытным педагогом – преподавателем вуза и молодыми специалистами. Делается вывод о том, что заданные векторные взаимоотношения в контексте полисубъектного взаимодействия в предшкольном образовании помогут решить проблемы успешной профессионализации будущих педагогов уже на студенческой скамье. Ключевые слова: наставническая деятельность, наставник, полисубъектное взаимодействие, молодой специалист, предшкольное образование | 829 | |||||
5758 | Рассматривается вопрос формирования профессиональных компетенций педагога средствами сетевого взаимодействия в рамках дополнительного профессионального образования взрослых. Представлены результаты изучения профессиональных трудностей педагогов в области использования информационно-коммуникационных технологий и участия в сетевых профессиональных сообществах. Дана характеристика формируемых профессиональных компетенций и их связь с профессиональным стандартом педагога. Приведены примеры заданий, направленных на актуализацию сетевого взаимодействия педагогов с ориентацией на актуальные профессиональные навыки: потребность во взаимодействии, общении с другими; потребность в самореализации, самопрезентации. В качестве инструментов подготовки учителей-предметников к применению информационно-коммуникационных технологий описана образовательная электронная среда (LMS MOODLE), организация групповой работы для развития и закрепления навыков использования информационно-коммуникационных технологий в процессе дополнительного профессионального образования и проектная деятельность. Для оценки результатов использовалась методика исследования профессиональных компетенций и ИКТ-компетенций педагогов для определения уровня сформированности необходимых качеств, позволяющих применять возможности сетевых сообществ для профессионального роста. Вместе с ИКТ-компетенциями в работе описан результат формирования у учителей-предметников компетенции организационной деятельности, компетенции профессиональной коммуникации, компетенции наставничества. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, профессиональные компетенции педагога, профессиональный стандарт педагога, ИКТ-компетенции, решение профессиональных задач, дополнительное профессиональное образование | 829 | |||||
5759 | Введение. Актуальность исследования обусловлена значительным обострением проблемы защиты прав детей в связи с увеличением случаев беспризорности, насилия, наркомании как в семье в частности, так и в обществе в целом. И одной из глобальных задач российского государства на современном этапе является защита прав ребенка. Семье и образовательным организациям принадлежит большая роль в профилактике и предупреждении правонарушений. Цель статьи заключается в выявлении характерных особенностей правового развития детей старшего дошкольного возраста. Материал и методы. Методологической базой работы стали культурологический подход, позволяющий рассматривать правовое развитие детей дошкольного возраста как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, и диалектический метод познания, предполагающий всесторонний анализ изучаемых объектов в их взаимосвязи, определение причинно-следственных связей анализируемых явлений; общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия – и специальные методы научного познания: опрос детей «Права ребенка», индивидуальная беседа «Как поступить?» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), анкетирование воспитателей, коэффициент корреляции Пирсона. Результаты и обсуждение. Результаты экспериментальной работы показали, что большинство детей в возрасте пяти лет находятся на среднем и низком уровнях правового развития. Дети старшего дошкольного возраста не в полной мере владеют знаниями о правах и обязанностях, которые недостаточно полны и конкретны. Дошкольникам сложно определить понятия «закон», «право» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста затруднялись дать правильную оценку своих действий и действий других людей, обращались за помощью к взрослому, следовали правилам поведения при условии контроля взрослых. Как показали результаты анализа проведенной экспериментальной работы, большинство детей 5 лет находятся на среднем (47 %) и низком (45 %) уровнях правового развития и только 8 % дошкольников старшего возраста имеют высокие показатели. Статистически данный тезис подтвердился высоким значением коэффициента корреляции критерия Пирсона между признаками (уровнями правового развития) (rs = 0,6). Это отражалось в представлениях, поведении, переживаниях, чувствах детей, определяющих в совокупности сформированность правового развития. Заключение. Материалы статьи могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций, образовательной деятельности по подготовке бакалавров и магистров по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки. Ключевые слова: права, правовое развитие, дети старшего дошкольного возраста, ответственность, свободы | 829 | |||||
5760 | Введение. Несмотря на обилие исследований, посвященных ранней рецепции творчества Ф. М. Достоевского в Великобритании, некоторые факты, принципиально значимые для понимания особенностей этого феномена, не получили всестороннего осмысления в научной литературе. Среди них критические отклики крупного английского писателя А. Беннетта, предваряющие период «культа Достоевского» в Великобритании. Цель исследования – выявить характерные особенности рецепции творчества Достоевского Беннеттом в начале 1910-х гг., определить роль критика в формировании тенденций восприятия наследия писателя в английской культуре. Материалы и методы. Материал исследования составили три статьи критика о Достоевском, опубликованные в 1910–1911 гг. в еженедельнике «The New Age». Методы исследования включают культурно-исторический, историко-литературный и сопоставительный анализ. Результаты и обсуждение. Английский критик в своем прочтении Достоевского в целом продолжает линию предшественников, в частности, рассматривает форму произведений писателя, новаторство и смыслообразующее значение которой откроются его младшим современникам как недостаток. При этом он критически осмысливает отдельные аспекты традиционной трактовки и называет роман «Братья Карамазовы», недооцененный ранее в контексте британской культуры, выдающимся произведением. Беннетт еще не готов глубоко интерпретировать произведения Достоевского, однако живой интерес к творчеству писателя и настойчивые призывы к публикации его переводов играют значительную роль в популяризации наследия романиста в Великобритании. В результате произведения последнего становятся предметом обсуждения молодых английских писателей, а публикация репереводов делает их доступными рядовым читателям. Заключение. Статьи Беннетта о Достоевском являются репрезентативным материалом не только в плане изучения личного восприятия творчества русского писателя английским коллегой, но и с точки зрения выявления типичных черт британской рецепции 1910-х гг. В своих характерных особенностях они формируют предпосылки к становлению в Великобритании так называемого «культа Достоевского». Ключевые слова: А. Беннетт, Ф. М. Достоевский, М. Бэринг, Дж. Л. Стрейчи, В. Вулф, рецепция, английский модернизм | 829 | |||||
5761 | Трудности, с которыми сталкиваются студенты среднего специального учебного заведения (ссуза) на начальном этапе обучения, способны вызвать снижение учебной мотивации, следовательно, необходима целенаправленная педагогическая работа по оказанию помощи обучающимся в преодолении данных трудностей и подготовке первокурсников к решению задач следующего этапа обучения. Целью педагогической работы является обеспечение постепенного перехода от характерного для большинства первокурсников неопределенного отношения к будущей профессии и доминирования мотивации избегания к адекватному представлению о приобретаемой специальности и положительному отношению к обучению в ссузе. Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих педагогических задач: формирование опыта успешной учебной деятельности; облегчение адаптации к условиям новой образовательной среды; сплочение коллектива группы; формирование адекватного представления о приобретаемой специальности; формирование навыков самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности. Ключевые слова: начальный этап обучения, учебная мотивация, формирование учебной мотивации, представление о профессии, система педагогических мероприятий | 828 | |||||
5762 | Рассматриваются особенности языковой репрезентации морально-этического концепта traitor средствами метафорического переноса. Выделяются антропонимы, ассоциируемые в англоязычном когнитивном пространстве с понятием «предатель», и рассматриваются особенности их употребления как средств вербализации когнитивных слоев исследуемого концепта. Особое внимание уделяется метафорическому концепту «Иуда» как языковому средству, способному выступать в качестве феномена, тождественного концепту «предатель». Ключевые слова: концепт, метафора, метафорический концепт, смежные концепты, аллюзия-антропоним | 828 | |||||
5763 | Проведено методическое изучение процесса дистанционного обучения большого количества одаренных школьников по дополнительным общеразвивающим программам. Проанализирована актуальность дистанционных форм обучения, рассмотрены вопросы системной работы с одаренными школьниками, проблемы дополнительного образования и наиболее перспективные формы работы с учащимися, проявляющими интерес к естественно-научным дисциплинам. Описана созданная и внедренная Заочной физико-технической школой (ЗФТШ) профильная дополнительная образовательная среда для старшеклассников, способствующая развитию их интеллектуального потенциала и формированию у них потребности к продолжению самообразования, и формат работы с учителями; приводятся преимущества работы на онлайн-платформе. Сформулированы результаты реализации дополнительных образовательных программ ЗФТШ и приведены методические рекомендации по организации дистанционного обучения школьников по дополнительным общеразвивающим программам естественно-научного профиля. Ключевые слова: дистанционное обучение, дополнительные общеразвивающие программы, заочная школа, онлайн-обучение, одаренные дети | 828 | |||||
5764 | Введение. Всемирная сеть не только связала самые удаленные уголки планеты, но перерождалась, трансформировалась, приспосабливалась к потребностям своих создателей. Сначала она реализовала сугубо утилитарные потребности, постепенно превращаясь в незаменимый инструмент общения, поиска информации, развлечения. Но в течение нескольких десятилетий она создала собственный социум, собственный дискурс, собственную культуру. Очевидно, что становление культуры Интернета тесно связано с реализациями разнообразных юмористических интенций, а успешность виртуальной (неформальной) коммуникации даже в большей степени, чем коммуникации реальной, зависит от юмористической составляющей. Материал и методы. В связи с вышесказанным целью статьи является рассмотрение юмористических средств, реализующих отрицательную самопрезентацию в интернет-пространстве. Объектом изучения послужил механизм создания отрицательной самопрезентации с помощью юмористических средств. В исследовании были использованы методы наблюдения, сравнения, описания, интерпретативного анализа. Результаты и обсуждение. Юмор – это попытка креативного мышления нарушить догматизм шаблонного способа отражения окружающего миропорядка, подчеркивающая в нем несообразное и нелепое. Глобальность, анонимность, опосредованность виртуального мира дают возможность реализовывать самые негативные интенции в коммуникации. Человек обретает свободу в выборе роли – гендерной, социальной, даже моральной. Анонимность виртуальной маски дает ему возможность создать как собственный отрицательный образ, так и попытаться задеть или даже оскорбить коммуникативного партнера. В ходе исследования была предпринята попытка систематизации современных подходов к стратегии самопрезентации, установлены и представлены в подробном описании реализации семантического механизма создания отрицательной самопрезентации субъектом в сети Интернет за счет юмористических приемов. Отдельно были проанализированы эффективные способы актуализации отрицательной самопрезентации в виртуальном мире, такие как троллинг, интернет-жаргон, мемы и табу. Заключение. Полученные результаты представляют интерес для дальнейшего исследования проблемы особенностей общения в медиасреде. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по стилистике и филологическому анализу текста, в спецкурсах по лингвистике текста, прагмалингвистике и медиалингвистике. Ключевые слова: самопрезентация, концепции самопрезентации, интернет-среда, функции юмора, троллинг, мемы, табу | 828 | |||||
5765 | Введение. В современных условиях информационного общества социальная адаптация лиц с инвалидностью по зрению во многом зависит от их информационно-коммуникационной компетентности (ИК). ИК-компетентность лиц с глубокими нарушениями зрения рассматривается как способность использовать информационные и коммуникационные технологии в профессиональной, учебной, бытовой деятельности; ориентироваться в информационном пространстве; получать и использовать информацию с помощью информационных тифлотехнологий. Цель исследования – описание этапов проектирования методической системы формирования ИК-компетентности обучающихся с глубокими нарушениями зрения. Материал и методы. Работа выполнена с опорой на теоретические положения о методических системах и эмпирические способы исследования. При разработке методической системы использовались требования и рекомендации, отталкивающиеся от уточненного понятия информационно-коммуникационной компетентности лиц с нарушениями зрения, а также опирающиеся на ключевые принципы компетентностного подхода к обучению. Результаты и обсуждение. Представлены этапы проектирования методической системы формирования ИК-компетентности обучающихся с ограниченными возможностями по зрению. Разрабатываемая методическая система включает потребностно-мотивационный, целевой, содержательный, операционно-деятельностный, результативный и контролирующий компоненты. Особое внимание уделяется информационным тифлотехнологиям как компенсирующим средствам ограничения зрительного анализатора. Заключение. Разработанная методическая система должна разрешить основные проблемы обучающихся с ограниченными возможностями по зрению, помочь адаптироваться в социуме, трудоустроиться. Ключевые слова: методическая система, проектирование, информационно-коммуникационная компетентность, компетенция, информационные и коммуникационные технологии, тифлотехнологии, лица с нарушениями зрения | 828 | |||||
5766 | Введение. Представлен фрагмент описания значений возвратных диалектных глаголов, образованных от существительных, с целью изучения прагматических аспектов языковой семантики. Материал и методы. Приведены мнения ученых о понятии возвратности, о классификации возвратных глаголов. Описано место анализируемых глаголов среди различных классов возвратных глаголов и определено, что отсубстантивные возвратные глаголы относятся к группе отложительных глаголов. Результаты и обсуждение. Выявлено семантическое разнообразие постфикса -ся. Возвратная морфема располагает не только грамматическими значениями, она обязательно выполняет словообразовательную функцию и участвует в создании множества единиц с новым лексическим значением. Классификация способов словообразования возвратных диалектных глаголов проведена в соответствии с подобной классификацией общеупотребительных русских глаголов. Большинство диалектных глаголов имеют не общие, а индивидуальные значения. Определены когнитивные модели характеризующих наименований действий, представленных возвратными отсубстантивными глаголами. Приведены примеры пропозиций глаголов. Установлено, что характеризующие возвратные глаголы могут иметь моно- и полипропозитивные структуры. Выяснилось, что анализируемые наименования могут выражаться отыменными глаголами через указание на субъект и объект пропозиции. Это связано с типами отражаемых ситуаций: характеристикой внутренних и внешних качеств человека и взаимоотношений людей. Большинство полипропозитивных наименований возникли на основе метафоры. Многие структуры метафоричных глаголов включают модус фиктивности и модус оценки, выражающий отношение говорящего к обозначаемому. Фиктивная и оценочная модальность могут осложняться эмотивной модальностью – неодобрением, пренебрежением. Возникающая экспрессия носит чисто словообразовательный характер. Использование сложных способов образования (суффиксально-постфиксального; префиксально-суффиксально-постфиксального) для многих характеризующих глаголов является одним из средств создания экспрессии. Заключение. У отыменных глаголов возвратный постфикс не выполняет своей функции показателя актантной деривации. Постфикс -ся маркирует не актантную деривацию, а количество участников, степень агентивности и другие параметры ситуации. В некоторых случаях выбор возвратного/невозвратного варианта отыменного глагола для обозначения характеризующего наименования не всегда объясним. Ключевые слова: диалектная лексика, производное слово, пропозиция, семантика, возвратность‚ постфикс -ся, метафорические модели, оценочная лексика, субъективная модальность | 828 | |||||
5767 | Введение. Реализация современной модели образования требует от педагогических работников владения определенными навыками научно-исследовательской работы и использования научно обоснованных форм и методов в своей профессиональной деятельности. Опора на науку должна позволить достичь требуемого качества образования и тем самым обеспечить выполнение социального и государственного заказа перед системой образования. В настоящее время существуют серьезные проблемы, касающиеся воспроизводимости процесса и результатов педагогических исследований. В этой связи при исполнении требования достижения качества образования педагоги сталкиваются с серьезной проблемой, а именно с кризисом воспроизводимости. Кризис воспроизводимости – это серьезный методологический кризис, суть которого заключается в невозможности повторить результаты исследований, которые были ранее опубликованы, или невозможность повторить само исследование (по техническим и иным причинам). Чаще всего это обусловлено отсутствием или недостаточной представленностью следующих элементов педагогических исследований: наличие эксперимента, четкое описание планирования и хода эксперимента, проверяемые данные – когда непонятно, что, каким образом и в каких условиях воспроизводить. Цель – научно обосновать целесообразность экстраполяции метода метаанализа из доказательной медицины в педагогические исследования в качестве инструмента для повышения воспроизводимости как экспериментов, так и получаемых результатов в педагогических исследованиях. Материал и методы. Основой методологии исследования стали следующие методы: изучение и анализ литературы, аналитического обобщения, прогнозирования, абстрагирования, аналогии, измерения, синтезирование данных, обобщение, моделирование, аналогии, статистической обработки полученной информации. После того, как были рассмотрены основные причины, вызывающие кризис воспроизводимости в науке, в качестве средства минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости обосновано применение метода метаанализа в педагогических исследованиях. Результаты и обсуждение. Проанализирована актуальная литература по проблематике исследования. Изучены и обобщены сущностные черты и причины кризиса воспроизводимости в педагогических исследованиях. Установлено, что кризис воспроизводимости носит междисциплинарный характер. Актуализирована проблема поиска средств минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости на развитие педагогических исследований. В качестве такого средства рассмотрен метаанализ и выдвинуто предположение о целесообразности его экстраполяции из медицины в педагогические исследования. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода метаанализа. Выведены определения понятий «метаанализ» и «систематический обзор». Установлено, что метаанализ пересекается и частично включает в себя элементы таких методов и технологий, как контент-анализ, прикладная наукометрия, блокчейн. Рассмотрены организационные и содержательные особенности метаанализа, позволяющие применять данный метод для оценки качества педагогических исследований. Предложен контурный план метаанализа научных публикаций, отражающих результаты педагогических исследований. Выдвинут ряд дискуссионных положений, которые могли бы стать основанием для дальнейших исследований. Намечен путь комплексного изучения инструментов минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости в педагогических науках. Заключение. Обосновано применение метаанализа в качестве эффективного инструмента: 1) оценки качества педагогических исследований; 2) планирования и организации эксперимента; 3) представления результатов эмпирических исследований в педагогике. Ключевые слова: метаанализ, блокчейн, систематический обзор, кризис воспроизводимости | 828 | |||||
5768 | Описаны прагматические механизмы и направления семантической трансформации образа творческой личности (одаренного ребенка) в дискурсе науки, в сфере массовой коммуникации и в региональной инфосфере. Установлено, что вариативность интерпретации образа в различных дискурсах определяется семантикой и прагматикой слов-лейтмотивов: способности, творчество, достижения. Научное сообщество рассматривает феномен одаренного ребенка в аспекте антропоцентризма и субъектности, его творчество анализируется как фактор развития культуры. В дискурсе масс-медиа образ осознается с точки зрения социоцентризма и объектности, способности и достижения такого ребенка представляются социально-прагматическим ресурсом, способным обеспечить решение важнейших проблем современности. В инфосфере Томска творчество юного дарования представляется элементом социокультурной самобытности инновационного региона. Ключевые слова: региональная инфосфера, творческая личность, образ ребенка, семантические трансформации | 827 | |||||
5769 | Исследованы речевые акты в ситуации прощания в немецкой культуре. Предметом научного анализа является коммуникативно-прагматическая ситуация реализации актов прощания, представленных в диалогических фрагментах художественных произведений Германии. Объектом исследования являются языковые средства оформления речевых актов и выражения прагматических компонентов коммуникативной ситуации ABSCHIED в немецком языке. В процессе исследования автор выясняет, что речевая ситуация прощания напрямую связана с понятием этикета и включает различные иллокутивные цели. Речевые формулы прощания могут служить либо для отдаления, либо для сближения собеседников. Для успешной коммуникации носители немецкого языка предпринимают различные коммуникативные ходы. Ключевые слова: прощание, немецкая культура, теория речевых актов, коммуникативная ситуация, речевые формулы, иллокутивная цель, коммуникативные ходы | 827 | |||||
5770 | Рассматривается возможность использования ресурсов иностранного языка для развития коммуникативной компетентности студентов и основных характеристик современного специалиста. Представлены основные взгляды на понятие компетентностного подхода, коммуникативной компетентности, способы ее оценивания, примеры применения интерактивных методов. Регулярное и активное применение интерактивных методов на занятии иностранного языка способствует проявлению языкового, культурного и творческого потенциала будущих специалистов. Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетентность, интерактивные методы, иностранный язык | 827 | |||||
5771 | Исследуется актуальная проблема выявления специфики национальной и европейской идентичности в структуре идентичности немцев. Анализируется длящаяся историческая проблемность формирования национальной идентичности в Германии, этапы ее формирования и основные их особенности. Особое место уделено анализу иностранных статистических данных Европейской комиссии (Евробарометра), которые показывают сложность процессов формирования двойной идентичности у немецкого населения на современном этапе истории (1990–2014). Статистический анализ показал, что на протяжении 20 лет, с момента объединения Германии (1990), граждане этой страны успели сменить идентичность три раза, что позволяет называть немецкую национальную идентичность до конца несформировавшейся. Причиной этого является специфика исторического пути Германии, особая модель формирования национальной немецкой идентичности, а также геополитические, экономические и иные аспекты европейской интеграции. Ключевые слова: национальная идентичность, европейская идентичность, немецкая идентичность, нация, Европейский союз | 827 | |||||
5772 | На материале английского языка рассматриваются способы выражения признаковых характеристик действия посредством структур расчлененной номинации (словосочетаний) и единиц нерасчлененной номинации – однословных номинантов, обладающих сложной семантической структурой и обозначающих одновременно как действие, так и его качественные признаки. Выявляются формальные и семантические особенности указанных единиц номинации и их комбинаций. Определяются факторы, влияющие на выбор способа именования действия и его признаков говорящим субъектом. Ключевые слова: признак, действие, восприятие, расчлененная номинация, нерасчлененная номинация, экспликация, импликация, семантическая структура | 827 | |||||
5773 | Исследуется лакунарность словообразовательных парадигм прилагательных, обозначающих психические характеристики человека, в сфере производства имен лиц. Внимание уделяется когнитивным аспектам деривации. Предпринимается попытка определить, какие параметры признаковой семантики являются релевантными для носителя языка при образовании существительных со значением ‘лицо по признаку’. Выявление таких семантических компонентов вносит вклад в исследование языковой картины мира, что обусловливает актуальность настоящего исследования. Для достижения поставленной цели в работе проводится анализ ситуаций, предваряющих процесс выбора адъективных номинаций. С учетом полученных результатов предлагается авторская классификация прилагательных лексико-семантической группы ‘психические характеристики человека’. В сопоставлении с семантическими ролями глагольных актантов выявляются семантические роли, которые можно приписать актанту, находящемуся при адъективе. Выясняется, что весь массив адъективной лексики можно разделить на три группы в зависимости от наличия или отсутствия в семантике прилагательных такого компонента, как контролируемость. Именно категория интенсионального контроля оказывается неотъемлемой характеристикой семантики прилагательных, вступающих в процесс производства имен лиц. Отсутствие в семантике прилагательного семы ‘контроль’ создает запрет на образование отадъективных номинаций. Ключевые слова: лакуна, имя прилагательное, носитель признака, семантическая роль, агенс, пациенс, экспериенцер, интенсиональный контроль | 827 | |||||
5774 | Рассматриваются психолого-педагогические дефиниции понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «конкурентоспособность», анализируются их цели, векторы, доминанты, характеристики и взаимосвязь в контексте профессионально-личностного самоопределения будущего специалиста в период его обучения в вузе. Исследуются психолого-педагогические подходы к рассмотрению сущности феномена самоопределения, раскрывается взаимосвязь изучаемого процесса с формированием сложного профессионально-личностного качества – профессионализма, выступающего определяющим условием перспективной конкурентоспособности будущего специалиста. Обосновывается стратегическая роль личностной активности в успешном профессионально-личностном самоопределении и росте будущего специалиста. Акцентируется внимание на потенциале профессионально-личностного самоопределения как интегральном процессе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемых к выпускнику вуза в современных экономических и социокультурных реалиях. Ключевые слова: самоопределение, конкурентоспособность будущего специалиста, профессионально-личностное самоопределение студента | 827 | |||||
5775 | Рассматривается влияние дискурса городской газеты на систему оценочных средств, специфику которой определяет мемориально-краеведческая функция регионального издания. Семантико-стилистический анализ материалов газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк), связанных с краеведческой доминантой «Ф. М. Достоевский в Кузнецке», показывает, что преобладают мелиоративные контексты. Мемориально-краеведческая функция регионального издания определяет актуализацию прежде всего этической оценки, хотя она и взаимодействует с оценкой других видов – телеологической, нормативной, эстетической. При воплощении тем значимости для Кузнецка пребывания Ф. М. Достоевского, сохранения памяти об этом пребывании, ценности приобщения к духовному пространству памяти в оценочных контекстах последовательно употребляются эмоционально-экспрессивные средства. С повышением эмоционально-экспрессивной насыщенности контекстов возрастает роль этической оценки. Ключевые слова: оценка, оценочные средства, эмоционально-экспрессивные средства, региональный медиадискурс, городская газета, краеведческая доминанта | 827 | |||||
5776 | Рассматривается один из концептуальных аспектов популяризации исторической науки на телевидении – понимание факта как смыслообразующей категории. Анализ производится на примере историко-познавательной телепередачи «Нефакт» – современного телевизионного продукта, структура которого базируется на исследовании фактического и не фактического. В центре внимания находится лексическая единица «факт», ее смысловая и функциональная нагрузка в тексте данной телепередачи. Оценивается коммуникативный потенциал исследуемой единицы в журналистском материале и ее значение в популяризации знания. Ключевые слова: факт, фактическое, лексическое значение, коннотации | 827 | |||||
5777 | Введение. Функциональный подход в лингвистике XXI в. определил внимание исследователей к проблеме стирания внутренней формы слова с позиции синхронии и диахронии. Возможность изучить лексику разных языков в динамическом аспекте с привлечением нового источника – показаний метаязыкового сознания говорящих – вписывается в круг проблем современной лингвистики и компаративистики. Цель – определить корпус ремотивированных и демотивированных наименований птиц в русском, английском и чешском языках, установить причины ремотивации и демотивации, а также степень и границы этих лексических процессов. Методика исследования предполагает использование психолингвистического эксперимента с носителями сопоставляемых языков, мотивационно-сопоставительного и синхронно-диахронного анализа. Основные результаты. Установлено, что орнитологическая лексика сопоставляемых языков в равной степени подвергается действию процесса ремотивации. Ремотивированные наименования птиц имеют вариантную внутреннюю форму слова. Определено, что ремотивированными являются такие лексические единицы, мотивировочный признак которых выражен именем собственным и связь с которым была утрачена со временем и современными носителями языка не осознается. Это является поводом для мотивировки орнитонима другим признаком, который в русском языке указывает на внешний вид птицы, в английском – на окраску оперения или манеру поведения (на материале чешского языка подобных орнитонимов выявлено не было). Процесс демотивации лексики протекает неравномерно: в русском и английском языках было отмечено 13 и 16 % демотивированных лексических единиц соответственно, тогда как в чешском языке – только 7 %. Это связано с тем, что основная часть русских орнитонимов характеризуется средней степенью демотивации, а значительная доля английских демотивированных лексем является заимствованием из латинского, греческого и других языков. Демотивированные орнитонимы русского языка утрачивают связь с мотивировочным признаком, связанным с голосом птицы, при этом информанты не осознают звукоподражательного характера анализируемого слова. Во всех сопоставляемых языках демотивации подвергаются те лексические единицы, мотивировочный признак которых указывает на образ жизни и манеру поведения птицы. Заключение. Результаты анализа ремотивированных и демотивированных наименований птиц в русском, английском и чешском языках свидетельствуют о сложности демотивации и ее связи с пограничными процессами ремотивации и лексикализации внутренней формы слова, жизненности данных процессов и их динамическом свойстве, открытом характере их протекания, поскольку в большинстве случаев проанализированные слова прошли промежуточную стадию демотивации или ремотивации и на данный момент проходят стадию полимотивации. Ключевые слова: ремотивация, демотивация, внутренняя форма слова, мотивированность языкового знака, психолингвистический эксперимент, метатекстовые высказывания | 827 | |||||
5778 | Введение. Рассмотрены звукоподражательные глаголы немецкого языка и особенности их функционирования в текстах различных жанров: в разговорной речи, в художественных и публицистических текстах, газетно-журнальной периодике, а также в немецкоязычных чатах. Целью исследования явилось определение частотности и своеобразия использования ономатопоэтических глаголов. Материал и методы. В теоретической части работы представлена классификация отобранных для исследования глаголов. Основой классификации послужил системный словарь Л. М. Васильева, составленный на материале русского языка. Используя данный принцип систематизации к материалу немецкого языка, имеющаяся классификация была дополнена авторами с учетом отобранных для анализа примеров. Материалом для исследования послужили 161 предложение из художественной литературы, публицистики и немецкоязычных чатов, в которых использованы звукоподражательные глаголы. Результаты и обсуждение. Для подтверждения звуковой природы данной группы слов приводятся этимология и значение анализируемых глаголов по одноязычным словарям. В немецком языке данная группа слов довольно многочисленна, что объясняется наличием звука при совершении практически любого действия. Для многих звукоподражательных глаголов характерна многозначность, связанная с множеством ассоциаций одного и того же слова в сознании носителей языка. Слова данной группы могут обладать эмоциональным, оценочным (как положительным, так и отрицательным) экспрессивным и стилистическим компонентами значения. Заключение. Показано, насколько активно и разнопланово звукоподражательные глаголы используются авторами благодаря своей выразительности, эмоциональности и экспрессивности, способности оказывать определенное воздействие на слушателя или читателя. Теоретическая значимость определяется результатами решения поставленной задачи. Исследование вносит вклад в развитие теории функционирования звукоподражательных глаголов. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов при разработке лекционных курсов и семинарских занятий по лексикологии, стилистике и анализу текста в курсе современного немецкого языка. Таким образом, результаты исследования подтвердили предположение авторов о возможном разнообразии функционирования ономатопоэтических глаголов в текстах различных жанров. Ключевые слова: ономатопея, звукоподражательные глаголы, лексическое выразительное средство, семантика, глаголы звучания | 827 | |||||
5779 | Освещается процесс выделения органов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих из органов социального обеспечения. Его причинами стали: широта стоящих перед Наркоматом социального обеспечения задач, небольшой штат сотрудников, а главное – отсутствие разветвленной, подотчетной ему сети органов, отвечающих за государственное обеспечение семей военнослужащих на местах, что влияло на эффективное оказание государственной помощи этой категории граждан. На примере работы областных и краевых органов государственного обеспечения Западной Сибири показывается порядок и структура их организации, задачи, стоявшие перед ними, рассматривается значение изменений структуры органов для осуществления эффективной деятельности по оказанию помощи семьям военнослужащих. Ключевые слова: Великая Отечественная война, Западная Сибирь, семьи военнослужащих, органы государственного обеспечения | 826 | |||||
5780 | Вопрос о заместительных нравственных переживаниях, возникающих у индивида в результате действий других, но связанных с ним общим основанием – культурой, профессией, религиозными воззрениями, традицией, становится крайне востребованным во многих дискурсах от политического до экологического. Формирование дискурса коллективной ответственности связано с образовавшимся несоответствием между реальной практикой, когда субъектом выступает не персона, конкретная личность, а группы, коллективы, и теми морально-этическими представлениями об ответственности, в фокусе которых индивидуальное намерение и действие. Складывается противоречивая ситуация, когда индивидуальная ответственность в рамках коллективной деятельности оказывается ограниченной, не распространяется на область коллективных, совместных действий, а деятельность коллективных субъектов оказывается вне морального контекста. Концепция заместительной ответственности рассматривается в данном случае как проект, позволяющий снять противоречия индивидуального и коллективного. Ключевые слова: вина, коллективная моральная ответственность, поступок, групповая ответственность, политическая ответственность | 826 | |||||
5781 | Дизайн электронных образовательных пособий – актуальная проблема современного образовательного процесса. Особую роль при разработке дизайна следует уделять когнитивному восприятию информации пользователями. Проектирование интерфейса должно базироваться на результатах научных исследований и ожиданий пользователя. Разработка и использование в практике обучения электронного мультимедийного пособия по татарской традиционной художественной культуре потребовали от разработчиков глубокого анализа теории когнитивной нагрузки и принципов мультимедиадизайна. Ключевые слова: когнитивный, интерфейс, дизайн, мультимедиа, электронные образовательные ресурсы | 826 | |||||
5782 | Статья посвящена анализу наименований произведений в творчестве А. П. Чехова как единой системы и выявлению взаимосвязей поэтического своеобразия этой системы с особенностями художественного мира автора. Анализ проводится как в изолированном контексте произведений писателя, так и с точки зрения включенности его творчества в литературный процесс, а именно: делается попытка сравнения закономерностей в выборе тех или иных заглавий относительно творчества ближайших литературных современников писателя – И. С. Тургенева и И. А. Бунина. Ключевые слова: Чехов, название, заглавие, наименование, поэтика | 826 | |||||
5783 | В основе статьи – формулирование результатов экспериментального исследования, заключающегося в разработке модели формирования толерантности будущих социальных педагогов в условиях их профессиональной подготовки в вузе. В работе освящены и проанализированы основные структурные компоненты модели, этапы и педагогические условия ее внедрения. При разработке модели производится учет основных дидактических принципов формирования толерантности. Разработка и реализация модели достигаются путем следования образовательным подходам, способствующим эффективности полноценной подготовки будущих социальных педагогов с высоким уровнем толерантного сознания. Ключевые слова: модель формирования толерантности, профессиональная подготовка социальных педагогов, этапы формирования толерантности, уровни толерантного сознания, факторы формирования толерантности, диагностика сформированности толерантности, критерии оценки уровней сф | 826 | |||||
5784 | Рассматривается проблема создания заданий для информационно-образовательных сред, которые позволяют обеспечить творческую направленность процесса обучения, реализовать принципы поэтапной рефлексии деятельности. Обосновано, что технология контекстного обучения может быть содержательной основой для разработки заданий. Выделены и обоснованы виды заданий, которые ориентированы на динамическое развертывание деятельности от стадии изучения информации до стадии практической реализации некоторых аспектов рассматриваемой темы, проблемы. Ключевые слова: образовательная среда, моделирование образовательной среды, технология контекстного обучения, виды учебных заданий для информационно-образовательной среды | 826 | |||||
5785 | Отражены аксиологические аспекты организации образовательного процесса в вузе. Дано авторское определение ценностно-смыслового отношения обучающихся, предполагающее объединение когнитивных и эмоциональных компонентов внутреннего мира личности. Обоснована роль интерактивных форм обучения студентов в системе различных форм учебной работы в современных условиях социокультурного пространства вуза. Выявлен дидактический ресурс интерактивного обучения в процессе его реализации в собственном опыте работы со студентами. Раскрыта методическая и личностная значимость занятий на основе сочетания традиционных и инновационных методов работы. Представлена интерпретация использования отдельных интеракций, обеспечивающая практико-ориентированный характер изложенного материала. Ключевые слова: образование, ценностно-смысловое отношение, формы обучения, интерактивное обучение, общекультурные компетенции | 826 | |||||
5786 | Целью статьи является исследование содержания, структуры, понятийного поля рациональной организации жизнедеятельности студентов вуза. С позиций личностно-деятельностного подхода обоснована необходимость рациональной организации жизнедеятельности студентов для того, чтобы помочь им согласовать учебную и внеучебную деятельность за счет сокращения объемов времени, потраченного на неспецифическую деятельность. За счет применения методов самоорганизации, самоменеджмента (целеполагание, учет потраченного времени, планирование рабочего дня и недели, контроль, хронометраж, рефлексия) происходит формирование у студентов таких умений, как конструирование перспективного плана собственной жизнедеятельности в условиях педагогического вуза и т. д. В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что коллективная, личностно и социально значимая деятельность в ходе реализации педагогического проектирования способствовала развитию межличностных отношений между его участниками, мотивации к дальнейшему образованию и самообразованию в различных его формах и повышению академической успеваемости студентов, проявлению и дальнейшему развитию креативности студентов младших курсов. Ключевые слова: жизнедеятельность, самоменеджмент, студенты младших курсов педагогического вуза, время, потраченное на неспецифическую деятельность студентов, хронометраж | 826 | |||||
5787 | Исследуется история становления и развития образовательной технологии Peer Coaching, направленной на профессиональное развитие педагогов. На основе анализа первоисточников представлен исторический контекст создания технологии, раскрывается оригинальная идея, лежащая в ее основе, построенная на доверительных отношениях, развивающихся между преподавателями, и основанная на взаимовыгодных условиях совместной работы с целью улучшения навыков преподавания, совершенствования профессиональных компетенций и личностных качеств ее участников. Ключевые слова: образовательная технология, профессиональное развитие, преподаватель вуза, Peer Coaching | 826 | |||||
5788 | Актуализируется проблема онтологической сопричастности души и времени, выражаемой через понятие «протяжение» («оттягивание» (М. Хайдеггер)). Она прослеживается автором через развитие античной и христианской философской мысли и связывается с антропологическими духовными практиками «заботы» о прошлом, настоящем и будущем. Выявляются онтологические конфигурации времени, представленные по трем типам. Первая связана с определением «первого» и «последнего» в ряду множественности или числовой последовательностью. Вторая, с присутствием качественной иерархии «начала» и «конца», порядком временения, истечения через очередность и связь «будущего», «настоящего», «прошлого». Третья же с онтологическим приближением и отдалением от источника временения. «Забота» души предстает в бесконечном осознанном попечении о живом становления и которое способно породить и протянуть горизонт истинного, а не иллюзорного бытия. Ключевые слова: протяжение души, время, тождественное, иное, жизнь, век, вечность, конфигурации времени | 825 | |||||
5789 | We propose a strategy to infer the transition redshift zda, which characterizes the passage through the universe decelerated to accelerated phases, in the framework f(R) gravities. To this end, we numerically reconstruct f(z), i. e. the corresponding f(R) function re-expressed in terms of the redshift z and we show how to match f(z) with cosmography. In particular, we relate f(z) and its derivatives to the cosmographic coefficients, i. e. H0, q0 and j0 and demonstrate that its corresponding evolution may be framed by means of an effective logarithmic dark energy term ΩX, slightly departing from the case of a pure cosmological constant. Afterwards, we show that our model predicts viable transition redshift constraints, which agree with ΛCDM. To do so, we compute the corresponding zda in terms of cosmographic outcomes and find that zda ≤ 1. Finally, we reproduce an effective f(z) and show that this class of models is fairly well compatible with present-time data. To do so, we get numerical constraints employing Monte Carlo fits with the Union 2.1 supernova survey and with the Hubble measurement data set. Ключевые слова: космография, f(R) гравитация, красное смещение, темная энергия | 825 | |||||
5790 | Исследуется игра в качестве экзистенциальной стратегии, или, иначе говоря, в качестве антропологической практики себя. Автор анализирует соотношение концептов «игра» и «личность» в традициях экзистенциальной и персоналистической философии, в частности, в работах С. Кьеркегора, А. Камю, Ж.-П. Сартра. Утверждается тезис о том, что принятие игры за онтологический принцип ориентации человека в действительности противоречит представлениям о личностном бытии в точном смысле слова. Ключевые слова: человек, антропология, экзистенциализм, персонализм, игра | 825 | |||||
5791 | Изложены основные итоги проведенного исследования вопроса землевладения и динамики численности уфимских казаков во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Как свидетельствуют источники, конные казаки в Уфе появляются только в 1660-х гг. Изначально уфимское казачество пользовалось пригородными сенокосными угодьями и пастбищами наравне с другим военно-служилым населением города. Также они долгое время имели исключительное право рыбной ловли на реке Белой в черте города. Анализ статистического материала показал, что в период с 1755 по 1844 г. штатная численность уфимских казаков не изменялась и составляла 150 человек, а вместе с отставными их численность в разные годы доходила до 300 казаков. Ключевые слова: землевладение, Оренбургское казачье войско, уфимское казачество, Уфа, численность | 825 | |||||
5792 | Рассматривается аргументативно-полемический медиадискурс в регулятивном аспекте. На материале аналитико-полемических статей 2015–2016 гг. писателя Ю. Полякова и журналиста и публициста А. Колесникова исследуются различные использованные авторами регулятивные средства и структуры, выявляются регулятивные доминанты и способы регулятивности в медиадискурсах данных информационно-медийных личностей. Установлена зависимость использованных языковыми личностями средств регулятивности от авторских интенций и субъективной оценки различных общественных реалий. Выявлены некоторые типовые и индивидуально-персонологические особенности их аргументативно-полемического медиадискурса. Ключевые слова: регулятивные средства, регулятивные структуры, доминанта регулятивности, аргументативно-полемический медиадискурс, аналитико-полемические статьи, информационно-медийная языковая личность | 825 | |||||
5793 | На сегодняшний день весьма актуален антропоцентрический подход в изучении языка и культуры, согласно которому человек предстает центральной точкой отсчета в измерении и описании объектов окружающей действительности. На данный момент не до конца изучен вопрос пространственной ориентации в селькупской культуре, которая в силу своей самобытности представляет особый интерес для рассмотрения. Статья посвящена изучению данного вопроса через «призму» тела человека. С помощью проведения лингвистического анализа наименований частей тела человека выявлено, что в селькупской культуре человек является точкой отсчета как в плоскостном (горизонтальном) делении пространства, так и вертикальном. Сомонимы используются представителями селькупского этноса для описания положения частей объектов окружающей действительности в пространстве и благодаря процессу грамматикализации описывают движения относительно этих частей. Ключевые слова: селькупский язык, пространство, пространственные представления, соматическая лексика, сомоним, наименования частей тела | 825 | |||||
5794 | Введение. Дистанционное образование на современном этапе развития мировой образовательной практики приобрело глобальный характер в связи с пандемией COVID-19. Существенно расширился спектр образовательных услуг; выросло количество образовательных организаций и учреждений, задействованных в такой форме образования; огромное количество обучающихся использует интернет, гаджеты и наукоемкие сервисы. Дистанционное образование позволяет, в случае необходимости, при помощи интернета получить «удаленное» образование. Цель – анализ и характеристика основных эффективных форм организации обучения в высшей школе в условиях дистанционного образования. Материал и методы. Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих проблемы и преимущества дистанционного образования: А. А. Андреева, И. А. Кузнецовой, А. Г. Сломчинской, Е. А. Таушкановой, J. S. Brown, Y. B. Kolikant, M. Miah и A. Omar, а так-же материалы, полученные в ходе практической работы в условиях «дистанта» в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. В качестве методов в работе использованы теоретический и методологический анализ, сравнение, метод педагогической интерпретации данных, обобщение, конкретизация. Методологической основой проведенного исследования послужили основные современные психологические, социологические и философские положения теории личности и ее развития. Результаты и обсуждение. Дистанционное образование обладает целым рядом характерных черт: гибкость, модульность, инновационный контроль качества образования, ролевой репертуар преподавателя, экономическая выгода и т. п., а также специфических принципов (принцип свободного доступа, принцип дистанционности, принцип интерактивности, принцип идентификации, принцип адекватности и целесообразности использования цифровых технологий в дистанционном образовании). Внедрение дистанционного образования способствует появлению новых, более эффективных форм обучения, разработка которых строится с учетом перечисленных характеристик. В качестве эффективных форм можно рассматривать разработку и реализацию необходимого для освоения дисциплины перечня основной и дополнительной литературы, учебно-методических комплектов литературы и заданий; рассылку по e-mail обучающих материалов как студентам, так и преподавателям от студентов; организацию и проведение дискуссий и консультаций в онлайн-формате с использованием облачных платформ ZOOM, Jitsi и т. д., бесплатного приложения WhatsApp для личных смартфонов, социальной сети «ВКонтакте», приложения Telegram др.; разработку и реализацию компьютерных баз данных, электронных учебников и т. д.; проведение видеоконференций с возможностью для зрителей позвонить по «горячей линии» и задать вопросы и т. д. Видеолекция также является эффективной формой дистанционного обучения, позволяющей охватить большое количество слушателей, активизирующей мыслительную дельность студентов и мотивирующей на самостоятельный поиск в рамках изучаемой дисциплины. Заключение. В связи с тем, что дистанционное образование обладает широким диапазоном мультимедийных, интерактивных, коммуникативных и технических возможностей, способствует формированию и развитию ИКТ-компетентности, расширяет спектр возможностей в плане использования разных информационных инструментов, оно может органически вплетаться в систему очного обучения или стать весомой альтернативой традиционному обучению. Эффективность и успех внедрения дистанционных технологий образования зависят от грамотной и качественной организации образовательного процесса и использования эффективных форм обучения. Ключевые слова: цифровизация образования, формы обучения, дистанционное образование, дистанцион- ное обучение, принципы дистанционного образования, видиолекция, интернет, цифровые технологии | 825 | |||||
5795 | Рассматривается образ женщины в политической прессе Германии мирного времени. Устанавливаются некоторые гендерные стереотипы, а именно культурные и социально обусловленные представления, мнения о качествах, ат рибутах и нормах поведения женского пола в политическом плакате и рекламе – креолизованных текстах, где значительная информация о факторе пола наряду с вербальными средствами передается с помощью иконических средств. Ключевые слова: функции стереотипов, гендерные стереотипы, политическая коммуникация, креолизованный текст | 824 | |||||
5796 | Оператор Дирака с внешним калибровочным полем Янга-Миллса рассматривается на пространстве де Ситтера в рамках метода некоммутативного интегрирования, связанного с методом орбит в теории групп Ли. В явном виде вычислен спектр оператора Дирака с полем Янга–Миллса, для которого группа де Ситтера является группой симметрии уравнения Дирака. Ключевые слова: уравнение Дирака, некоммутативное интегрирование, пространство де Ситтера | 824 | |||||
5797 | На основе архивных материалов рассматривается численность, удельный вес эвакограждан среди всего населения Западной Сибири, доля детей среди прибывших в Западную Сибирь и РСФСР в целом. Делается вывод, что в Западной Сибири доля детей среди прибывшего населения была выше общероссийских показателей, что свидетельствовало о высокой нагрузке на социальную сферу и общественность региона. Анализ расселения эвакуированных по типу населенных пунктов показывает, что основная масса прибывших оседала в городских поселениях. Их миграционная активность была особенно высокой. Анализ состава населения, эвакуированного в Западную Сибирь, позволяет сделать вывод о преобладании среди эвакуантов лиц женского пола. Рассматривая социальный состав прибывших, следует подчеркнуть, что значительную часть эвакуантов составляли рабочие, ИТР, служащие. Для эвакуантов характерен «пестрый» национальный состав. Среди при- бывшего населения трудоспособные составляли чуть более половины. Рассматривая трудности и итоги трудоустройства делается вывод, что ряд областей региона приблизились по итогам этой работы к общероссийскому уровню, а Новосибирская и Кемеровская области значительно его превзошли. Подчеркивается, что сама социальная группа эваконаселения не была социально однородной. Внутри ее выделялось несколько слоев, отличающихся по своему социальному положению. Ключевые слова: Великая Отечественная война, эвакуация, учетно-справочная работа, трудоустройство, половозрастной, социальный, национальный состав | 824 | |||||
5798 | Показана проблема внедрения коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательные учреждения России. Выявлены недостатки в профессиональной подготовке к коррекционной деятельности действующих учителей географии и студентов-географов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Конкретизированы профессиональные компетенции учителя, необходимые для эффективной психолого-педагогической работы с детьми «группы риска». Описаны: методика диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий; принципы составления индивидуальной коррекционно-развивающей программы; способы составления коррекционно-развивающих упражнений и заданий, являющихся основой коррекционно-развивающей деятельности учителя географии. Ключевые слова: коррекционно-развивающее образование, инклюзивное образование, дети «группы риска», методика обучения географии, коррекционно-развивающая деятельность учителя географии, коррекционно-развивающие упражнения | 824 | |||||
5799 | Показана возможность организации процесса непрерывного образования специалистов в условиях муниципального района, раскрыты принципы, основные направления, цели и содержание развития муниципального образовательного сервиса. Рассмотрены научно-теоретические основы этого нового инструмента повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающего возможность многомерного и оптимального движения взрослой личности в образовательном пространстве. Такой образовательный сервис может быть реализован муниципальным ресурсным центром, который выступает организатором и координатором непрерывного образования взрослых, охватывающего практико-ориентированное повышение квалификации и переподготовку специалистов широкого спектра профессий. Наиболее эффективен муниципальный ресурсный центр, созданный на базе инновационной образовательной организации. Ключевые слова: непрерывное образование, подготовка специалистов, практико-ориентированное обучение, муниципальный образовательный сервис | 824 | |||||
5800 | Приведены результаты исследования системы подготовки рабочих кадров на одном из ведущих высокотехнологичных предприятий страны – АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева». В ходе исследования использованы методы анкетирования и анализа статистической отчетности. Обоснована взаимосвязь результатов подготовки с ростом производительности труда, выявлена необходимость стратегической интеграции системы подготовки предприятия с профильными организациями среднего профессионального образования. Определены направления изменений форм и методов подготовки в целях формирования компетенций рабочих кадров. Ключевые слова: профессиональная подготовка, рабочие кадры, производительность труда, компетенции, формы и методы подготовки | 824 |