№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2101 | На основе анализа литературы автор статьи делает вывод об основных задачах экономического образования студентов технических вузов, о значении творческого подхода в изучении экономики. Особое внимание в статье уделено организации самостоятельной работы студентов, в частности, проблемным методам обучения, моделированию конкретных ситуаций, составлению заданий разного уровня сложности, а также с использованием структурно-логических схем, способствующих эффективному развитию профессиональных и экономических способностей, интеллекта в целом, необходимых для соответствующей профессиональной деятельности. Ключевые слова: экономическое образование, экономическое мышление, самостоятельная работа, конкретная ситуация, проблемный метод | 1105 | |||||
2102 | Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к музейно-педагогической деятельности. Представлена модель формирования готовности будущих учителей к использованию средств музейной педагогики в образовании младших школьников. Раскрыты основные содержательные компоненты модели. Ключевые слова: музейная педагогика, учитель начальных классов, профессиональная подготовка, мо- дель формирования готовности учителей начальных классов, компоненты готовности | 1105 | |||||
2103 | В статье раскрывается сущность ценностного отношения и обозначаются авторские подходы к проблеме формирования ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности. Данная статья рекомендуется преподавателям вузов, студентам и аспирантам, всем, кто интересуется проблемой ценностей. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение, профессионально-ценностные ориентации, профессиональные ценности | 1105 | |||||
2104 | Фельетон как малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором, был крайне востребован в 1920-х гг. в газете «Гудок». Публицистика выступала переходной ступенью, «пограничной зоной», отделяющей (и соединяющей) журналистику и художественную литературу. В этом журналистском жанре особый интерес представляет предмет отображения. Ключевые слова: журналистика, фельетон, предмет, событие, процесс, ситуация, личность | 1105 | |||||
2105 | Статья посвящена исследованию генезиса, атрибутивных характеристик экзистенциального сознания как философски-художественного феномена и способов его репрезентации в формах художественного письма в творчестве Ф. М. Достоевского. | 1105 | |||||
2106 | Целью данной статьи является выявление и систематизация стандартных методов дискредитации политических противников в русской публицистической литературе XVI столетия. Автор приходит к выводу, что большинство этих методов имеют архаическое происхождение, а их использование носит стереотипный характер. Ключевые слова: Российское государство, русская публицистическая литература, стигматизация. | 1105 | |||||
2107 | Рассмотрены аспекты процесса образования как социальной технологии, отдельные вопросы интеграции общего и профессионального образования в ракурсе исторического обзора; выделены системообразующие континуумы, способствующие реализации образования как социальной технологии конструирования человека. Ключевые слова: процесс образования, образование как социальная технология, системообразующий континуум, интеграция общего и профессионального образования | 1105 | |||||
2108 | Рассматривается формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, которые, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, являются одной из основных целей школьного образования. Приводятся экспериментальные результаты по формированию УУД на уроках физики путем совместного решения компетентностных задач и выполнения лабораторных работ. Ключевые слова: универсальные учебные действия, умение учиться, ситуационные задачи | 1105 | |||||
2109 | Рассматривается критерий выделения «патологически» измененных состояний сознания («психических расстройств и расстройств поведения») из множества измененных состояний сознания. Демонстрируется недостаточность и неясность эпистемических характеристик патологически измененных состояний сознания; социальная природа критериев, характеризующих измененные состояния сознания как «расстройства психики»; роль ценностных установок в выборе методологии работы с патологически измененными состояниями сознания. Ключевые слова: сознание, измененные состояния сознания, патологически измененные состояния сознания, психические расстройства, когнитивная система | 1105 | |||||
2110 | Рассматривается модель организации работы с индивидуальными траекториями развития младших школьников в контексте решения задач по достижению планируемых результатов начального образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Указаны недостатки существующей модели организации работы с индивидуальной траекторией развития младших школьников и предлагается новая модель, при которой обучающиеся занимают субъектную позицию по отношению к своим образовательным результатам. Показано преимущество новой модели и обозначены основные этапы работы. Представлены результаты апробации новой модели организации работы с индивидуальными траекториями развития младших школьников. Ключевые слова: индивидуальная траектория развития, младший школьник, модель организации работы, достижение планируемых результатов, организационный аспект | 1105 | |||||
2111 | . | 1104 | |||||
2112 | . | 1104 | |||||
2113 | 1104 | ||||||
2114 | 1104 | ||||||
2115 | Жанровые модификации конфликта в «Славенских вечерах» В.Т. Нарежного | 1104 | |||||
2116 | Творческая история баллады В.А. Жуковского «Вадим»: публикация планов и комментарий | 1104 | |||||
2117 | Экологические проблемы формализации тополого-морфологических поверхностей трехмерной почвы | 1104 | |||||
2118 | В исследовании рассматривается взаимосвязь результатов разгона специализированного технического средства - тренажера и спортивного снаряда, установлена величина и характер этой связи, научно обосновывающей эффективность использования тренажера как средства тренировки в системе подготовки разгоняющих высокого класса а также при отборе спортсменов для участия в соревнованиях. Ключевые слова: разгоняющий, корреляция, стартовый разгон | 1104 | |||||
2119 | В статье представлена методика сопоставительного послойного анализа художественного концепта с учетом текстовых ассоциатов и образуемых ими ассоциативных направлений на примере концепта хаос в поэтических дискурсах М. И. Цветаевой, М. А. Волошина и О. Э. Мандельштама. Основное внимание уделено сопоставительному анализу содержания, структуры и средств репрезентации концепта хаос в творчестве поэтов. Ключевые слова: художественный концепт, сопоставительный послойный анализ концепта, текстовый ассоциат, направления ассоциирования, идиостиль | 1104 | |||||
2120 | Раскрываются особенности проектирования компетентностно-ориентированных андрагогических программ, принципы их осуществления. Обсуждаются дидактические механизмы, обеспечивающие формирование позиции работодателя как субъекта дополнительного профессионального образования. Показана специфика образовательного взаимодействия в андрагогическом процессе с учетом требований принципа полисубъектности. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, компетентностно-ориентированная андрагогическая программа, образовательное взаимодействие, полисубъектность, работодатель | 1104 | |||||
2121 | На материале понятийной сферы «больной/пациент» рассмотрены специфические тенденции номинации, свойственные профессионально-жаргонной составляющей языка медицины. Выявлены языковые факты, связанные с обогащением номинативного фонда, с окказиональностью процессов номинации в некодифицированном варианте языка медицины. Ключевые слова: язык медицины, некодифицированный вариант языка медицины, профессионально-жаргонная лексика и фразеология, процессы номинации | 1104 | |||||
2122 | Показано, что для разработки модели дидактической системы необходимо выявить педагогические условия активизации познавательной самостоятельной деятельности, способствующие эффективной математической подготовке студентов. Модель дидактической системы включает ГОС, цели и результат обучения, учебный материал, преподавателя, студента, педагогические условия трех иерархически соподчиненных уровней: 1 – методологические, 2 – методические, 3 – содержательно- организационные и мотивационно-волевые. Ключевые слова: модель, технология обучения, дидактическая система | 1104 | |||||
2123 | Достижение нового качества российского образования и выполнение высокой миссии, возложенной на школу, по созданию конкурентного общества XXI в. возможно лишь совместными усилиями педагогов общео-бразовательной и высшей школы. В Томской области накоплен определенный опыт такого взаимодействия и поставлена задача объединения и координации усилий высшей школы по взаимодействию с учреждениями общего образования. Ключевые слова: модернизация образования, взаимодействие вузов с учреждениями общего образования, развитие учительского потенциала, качество образования, повышение квалификации педагогов | 1104 | |||||
2124 | Рассматриваются типологические признаки образа дурака в прозе В. Войновича в соотношении с образом сказочного Ивана-дурака и как особый тип русского национального характера. Ключевые слова: В. Войнович, сказочный Иван-дурак, типология образа дурака, Иван Чонкин, абсурд, конфликт, сатирический роман | 1104 | |||||
2125 | В работе проведена оптимизация геометрии молекул металлоценов двумя различными функционалами плотности. Полученные структурные и спектральные данные сопоставлены с имеющимися экспериментальными значениями. На основании расчета методом натуральных валентных орбиталей сделан вывод о величине донорно-акцепторного и дативного взаимодействий при образовании металлоценов. С использованием процедуры разложения энергии получены значения ионности и ковалентности связи между атомами металла и углерода. Ключевые слова: теория функционала плотности, металлоцены, донорно-акцепторное и дативное взаи модействие, ковалентность связи | 1104 | |||||
2126 | Профессиональное самоопределение личности формируется в процессе обучения и имеет особенности, связанные с выбором специальности. Применение персонализированного подхода в организации образовательного процесса способствует повышению качества подготовки будущих специалистов и развивает свойства личности, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной медицинской деятельности. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, качества личности, образование, медицинские учебные заведения, студент, пациент | 1104 | |||||
2127 | Представлен опыт сравнительно-сопоставительного анализа фразеологических единиц в русском и китайском языках с соматическим компонентом «зуб». Проанализированы исследовательские позиции классических и современных лингвистических исследований, актуализирующих культурологическую семантизацию фразеологических единиц. Аналитически описаны семантические гнезда собранного фонда фразеологических единиц с соматизмом «зуб» на китайском и русском языках. Осуществлено сравнение общих и уникальных значений фразеологических единиц. В китайском языке выделены фразеологизмы, связанные с речевой деятельностью, с внешностью и мимикой человека, отражающие отношения между людьми, с человеком, описывающие действия говорения, а также уникальные смыслы, связанные с книгой, статьей, с долговечностью. В русском языке установлены следующие смыслы: сила, пища, опыт, отражение отрицательных эмоций человека (обида, гнев, злость, ненависть), символическое выражение агрессии. Установлено, что соматизм «зуб» в китайских и русских фразеологизмах символически заменяет собой отдельные элементы окружающей действительности, обусловленные историей народов, их религиями, обычаями и традициями, природными условиями и ценностными системами народа, следовательно, не может рассматриваться тождественно, что необходимо учитывать и в процессе освоения языка, и в процессе переводческой деятельности Ключевые слова: фразеологические единицы, соматизм, семантизация, сравнительно-сопоставительный анализ | 1104 | |||||
2128 | . | 1103 | |||||
2129 | Об интерпретации некоторых селькупских терминов | 1103 | |||||
2130 | - | 1103 | |||||
2131 | Неклассическая теория познания: стратегия case-study и методология конструкционизма | 1103 | |||||
2132 | Планарные четырехслойные структуры,содержащие волновод с параболическим профилем показателя преломления | 1103 | |||||
2133 | Индивидуальные особенности и механизмы адаптации человека к информационной нагрузке | 1103 | |||||
2134 | Настоящая статья посвящена обоснованию актуальности исследований социокультурных аспектов технического творчества. Логика обоснования строится на анализе эволюции технической деятельности и некоторых специфических особенностях исторического развития России. В статье дано не только обоснование необходимости и своевременности изучения социокультурных аспектов технического творчества, но и намечены методологические ориентиры, открывающие возможности таких исследований. | 1103 | |||||
2135 | Областничество представляло собой оригинальное явление в общественной жизни Сибири. Зародившись на рубеже 1850–1860-х гг., оно просуществовало до начала 1920-х гг. и прошло несколько этапов в своем развитии. Взгляды Г.И. Жернавкова, одного из представителей позднего областничества, к настоящему времени изучены не достаточно глубоко. Этот деятель внес существенный вклад в разработку программы движения и по-новому взглянул на проблему взаимоотношений центра и регионов, поставленную ранними областниками. | 1103 | |||||
2136 | Изучена роль рН в высвобождении органического вещества (ОВ) из торфяников. Исследования проводились для Н – моноионных форм семи торфяников (Terric Histosols). Концентрацию растворенного органического вещества (РОВ) определяли колориметрически (465 нм). На основании полученных спектров поглощения были рассчитаны параметры Q2/6 и Q4/6. Растворенность ОВ существенно зависит от величины рН. Зависимость может быть описана следующим уравнением: РОВ = 0.01 exp(b1*pH). Полученные результаты подтверждают зависимость между параметрами W1, Q и b1. Ключевые слова: растворенное органическое вещество (РОВ), рН, степень вторичной трансформации | 1103 | |||||
2137 | Оптимизация функционирования аппарата кровообращения - необходимое условие достижения высоких спортивных результатов. Один из методов для выявления скрытых изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности со стороны механизмов регуляции, является ортостатическое тестирование. Обследованы 14 юных спортсменок в возрасте от 11 до 13 лет, занимающихся волейболом. Спортивный стаж детей - от 1 до 4 лет. Ортостатическое тестирование можно использовать для оценки адштационньгх возможностей организма, опреде¬ления функциональных резервов механизмов регуляции. Ключевые слова: ортостатическое тестирование, аппарат кровообращения, вариабельность сердечно¬го ритма, юные волейболистки | 1103 | |||||
2138 | Статья посвящена педагогической проблеме здоровьесбережения учащихся в период государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ и подготовки к ней. Представлен комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих максимальную надежность результатов итогового тестирования при минимальной психофизиологической нагрузке старшеклассников. Дан краткий обзор содержания каждого из условий. Приведены обобщенные результаты экспериментальной работы по практической реализации выделенного комплекса педагогических условий. Ключевые слова: здоровьесбережение, единый государственный экзамен, стрессоустойчивость | 1103 | |||||
2139 | Поворот интереса к нарративу в биоэтике и создание нарративной этики являются естественным следствием осознания необходимости «поворота» к пациенту, необходимости защиты его индивидуальности. Определены роль и задачи нарратива в медицинской практике и обозначено, что учет нарратива врачом выступает одним из критериев его профессионализма. Ключевые слова: нарративная медицина, нарративная этика, индивидуальность, взаимоотношения врача и пациента, нарративная компетентность | 1103 | |||||
2140 | В работе представлены результаты исследований, выполненных по Государственному контракту № 14.740.11.1394 от 20 октября 2011 г. в рамках проекта «Парадигмы художественного сознания в словесной культуре». Ключевые слова: художественное сознание, словесная культура, критическая рецепция, драма, поэтика, проза, патографический текст, перевод, переводческие стратегии, текст, переводческий миф, романтизм, художественная картина мира, авторское сознание, историзм, исторический | 1103 | |||||
2141 | Представлен анализ лингвистических средств выражения семантики психического и физического состояния и их функциональной нагрузки в рассказах Л. С. Петрушевской. В процессе репрезентации исследуемой семантики на синтаксическом уровне характерны традиционные двухкомпонентные модели (предикат и носитель состояния), на семантическом уровне акцентируется внимание на степени интенсивности и подавленности. Простота языковых средств выражения – одна из ключевых характеристик творчества Л. С. Петрушевской. Разговорная лексика, обилие городского жаргона, простые предложения, короткие угрюмые фразы героев – все это создает особый художественный мир автора. Лаконичность и простота формы отчетливо высвечивают глубину чувств и переживаний героев, описание эмоционального, психического, физического состояния формирует представление о внутреннем мире персонажей, их восприятии окружающей действительности. Ключевые слова: семантика состояния, рассказ, модель, персонаж | 1103 | |||||
2142 | Актуализирована проблема использования новых образовательных технологий в учебном процессе высшей школы. В качестве одного из механизмов перехода от традиционной модели организации обучения к новой модели «вокруг обучающегося», когда меняются позиции преподавателя и студента, становится смешанное обучение, которое в педагогическом вузе обеспечивает необходимые условия для личностного развития студента как субъекта самообразовательной деятельности и подготовки его к реализации данной модели обучения в общеобразовательной организации. Представлен опыт применения ротационной технологии смешанного обучения «Перевернутый класс» в процессе преподавания педагогических дисциплин. Ключевые слова: смешанное обучение, «перевернутый класс», самостоятельная работа студента | 1103 | |||||
2143 | Исследуются проблемы развития мотивации к изучению иностранного языка с целью поиска эффективных способов ее решения. Представлен аналитический обзор результатов исследований по проблемам формирования и развития учебной мотивации, описаны ее виды, выделены разновидности, характерные непосредственно для изучения иностранного языка. Особое внимание уделено взаимосвязи уровня развития предметной мотивации и «обратной связи (feedback)», определены функции «обратной связи», охарактеризованы ее подвиды, используемые в процессе обучения иностранному языку, также определена степень их влияния на развитие предметной мотивации. Ключевые слова: обратная связь, учебная мотивация, изучение иностранных языков, обучающийся, преподаватель иностранных языков | 1103 | |||||
2144 | Ставится проблема организации проектной и исследовательской деятельности в детском саду. Показаны различия между этими видами деятельности, выделены их образовательные ресурсы. Приводятся примеры некорректной организации исследования и проектирования в детском саду. Для примера взяты две публикации из журнала «Детский сад: теория и практика». На материале статей из данного журнала показано, что воспитатели и родители часто формализуют детскую деятельность, выполняют сами львиную долю работы, блокируя тем самым познавательную активность детей. Автор доказывает, что непонимание педагогами различий проектирования и исследования приводит к неадекватному выбору средств и приемов организации детской активности и снижению образовательных ресурсов познавательной и практической деятельности. Делается вывод о важности организации совместной деятельности (педагога с детьми и детей друг с другом) по решению практических задач и поиску ответов на трудные вопросы в современном ДОУ. Ключевые слова: совместная деятельность, познавательная активность, образовательные ресурсы, исследование, проектирование | 1103 | |||||
2145 | Сравниваются пьесы А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» и У. Шекспира «Ромео и Джульетта», анализируются механизмы изменения сюжетной схемы, функции действующих лиц. В качестве художественной стратегии писателя констатируется отказ от прямого следования логике известного сюжета, использование узнаваемых сюжетных ситуаций, деталей, реплик как исходных для инверсивного развития действия, противоположной мотивации поведения героев. Это позволяет обосновать внутренние художественные причины возникновения второй (окончательной) редакции пьесы – с новым названием и изменением трагичного финала. Ключевые слова: отечественная драматургия 1970-х годов, литературный контекст, Шекспир, трансформация сюжетной схемы | 1103 | |||||
2146 | Введение. При изучении полисемантической лексики в синтагматическом аспекте отдельно необходимо говорить о специфике ее функционирования в художественной речи. Если в контексте обыденной речи слово тяготеет к семантическому тождеству, в художественном тексте полисемантическое слово не только способно сохранять свою многозначность, но и стремится реализовать это свойство. Такая особенность функционирования многозначной лексики в художественном тексте обуславливается двумя определяющими характеристиками художественного текста – «стремлением к максимальной информационной насыщенности» (Ю. М. Лотман) и художественно-образной речевой конкретизацией. Повышенная смысловая нагрузка и образность оказываются непосредственными факторами эстетической (собственно художественной) ценности текста. Цель работы – в свете данных положений проанализировать семантико-стилистические особенности функционирования многозначного слова в поэзии А. А. Вознесенского, для творческой манеры которого характерны повышенная метафоричность, экспрессивность, неожиданные смысловые эффекты. Материал и методы. Основными методами исследования соответственно становятся семантико-стилистический анализ, контекстуальный анализ, эстетическая интерпретация. Основные результаты. С привлечением большого количества примеров показано, что в стихотворениях Вознесенского семантическое приращение и зримость образа достигаются как путем противопоставления значений многозначного слова, так и посредством их совмещения. Прослежено, как ресурс лексической многозначности искусно используется автором для усиления лиризма или драматизма текста, выражения авангардистской эстетики, философии взаимного уподобления и взаимосвязи всего сущего. Среди актуализированных автором приемов эстетического преломления многозначности слова оказываются семантические наслоения и сдвиги, акцентирование буквального значения слова, выдвижение одних смысловых компонентов слова и нейтрализация других, создание окказионального смысла слова в результате индивидуально-авторского ассоциативного переноса значения, прием «мерцания», неожиданная активизация имплицитного значения слова. Проиллюстрированы примерами приемы оживления стертых метафор и метонимий. Обозначены традиции В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака в некоторых особенностях метафорического переноса. Заключение. Результаты исследования могут быть интересны для уточнения особенностей идиостиля А. А. Вознесенского, стилистических и риторических функций полисемии, семантического потенциала слова. Ключевые слова: многозначное слово, семантика, стилистика текста, язык художественного текста, поэтическая речь, А. А. Вознесенский | 1103 | |||||
2147 | - Ключевые слова: - | 1102 | |||||
2148 | 1102 | ||||||
2149 | Для транспортировки газа в Томской области широко используются магистральные газопроводы. Во многих случаях разгерметизация трубопроводов при авариях имеет взрывной характер вследствие распространения усталостной трещины или из-за разрушения трубопровода при взрыве вытекшего в атмосферу через «свищ» горючего газа. При утечке большого объема газа может возникнуть опасность крупномасштабной катастрофы и гибели людей. Поэтому актуальной является разработка надежных быстродействующих автономных устройств, запирающих трубопровод при его аварийном разрыве. Были проведены стендовые и промышленные испытания АЗК-Т на линейной части магистральных трубопроводов, обслуживаемых Томсктрансгазом. Получено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности. Устройство, простое и надежное в эксплуатации рекомендуется для установки на газопроводах | 1102 | |||||
2150 | Статья посвящена проблеме развития профессионально-педагогических (психолого-педагогических и технических) способностей студентов – будущих педагогов в системе высшего технического образования на основе применения модульных, проблемных и компьютерных технологий обучения в образовательном процессе по психолого-педагогическим, общепрофессиональным и специальным дисциплинам | 1102 |