№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2451 | Исследуется роль семного анализа в преодолении переводческих трудностей лексического, лексико-грамматического и стилистического характера. Доказывается, что семный анализ позволяет выявлять причины переводческих трудностей, предлагать эффективные и экономичные стратегии их преодоления и подбирать адекватные соответствия на языке перевода. Ключевые слова: семный анализ, переводческий анализ, переводческая трудность, адекватность | 1178 | |||||
2452 | В статье прослеживается процесс формирования системы профессионального музыкального образования на огромной зауральской территории Российской империи в конце XIX – начале XX в. и определяется деятельность Томского отделения Императорского Русского музыкального общества в этом направлении как наиболее последовательная и успешная. Ключевые слова: музыкальное образование, Сибирь и Дальний Восток, Томское отделение Императорского Русского музыкального общества | 1178 | |||||
2453 | Рассматриваются вопросы, связанные с типизацией и анализом электронных программных алгоритмов, предназначенных для генерирования художественных текстов. В исследовании сделан акцент на описание алгоритмических принципов генерирования поэтических текстов, основанных на строфической организации, стихотворном размере, алгоритмическом синтаксисе и матрице фраз. Новизна исследования видится в попытке классифицировать программные алгоритмы для генерации художественного текста, а также в интенции осмыслить и проанализировать генеративные алгоритмы и художественные тексты на их основе не только как метод создания произведения, но и в качестве самостоятельного художественного высказывания. Актуальность исследования представлена комплексной аналитической моделью для генеративных художественных текстов разных типов (алгоритмических и кодовых). Выполнен анализ современных генеративных художественных текстов, представленный работами М. Бенабу, Р. Браффорта и Дж. Пивковски. Предлагается классификация генеративных поэтических текстов, которые можно разделить на две группы: пермутационные, использующие перестановку элементов для генерирования новых вариантов поэтических текстов, и комбинаторные, использующие синтаксические шаблоны или матрицы фраз. Ключевые слова: генеративная поэзия, алгоритм, алгоритмический синтаксис, интерактивность, алеаторический, интерфейс | 1178 | |||||
2454 | Стремительно меняющаяся социальная реальность, которую исследователи характеризуют как ситуацию социальной неопределенности, определяет вызовы, проблемы и возможности жизненного пространства молодежи. Отсутствие четких ориентиров будущего, переоценка ценностей старшего поколения, серьезные функциональные изменения института семьи, усиление влияния средств массовой информации и пространства Интернета актуализируют необходимость целенаправленного воспитательного взаимодействия социальных институтов с молодежью. На основании историко-педагогического анализа уточняется понятие «современная молодежь», предлагается описание содержания данного понятия в меняющейся социальной действительности. Дана характеристика ситуации неопределенности как возможности развития и актуализации социального потенциала молодежи, проявления активной и ответственной позиции молодого человека в различных взаимосвязанных жизненных пространственных обстоятельствах. Представлены три группы проблем воспитания молодежи, описан комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса социализации молодежи на современном этапе. Ключевые слова: молодежь, жизненное пространство молодежи, социальная неопределенность, социальные институты, ответственность | 1178 | |||||
2455 | . | 1177 | |||||
2456 | 1177 | ||||||
2457 | 1177 | ||||||
2458 | Об ассоциативности как универсальном коммуникативном свойстве слова | 1177 | |||||
2459 | В статье анализируются психолого-педагогические особенности освоения учителем инновационных технологий. Предлагается классификация трудностей, наиболее часто возникающих у педагогов в процессе повышения квалификации на специализированных курсах. Диагностика затруднений должна осуществляться непосредственно в процессе обучения. При этом возникающие трудности будут выступать в качестве индикаторов, показывающих критические точки прохождения инновационного обучения. Предлагается организационная схема для проведения развивающих занятий, направленная на преодоление дидактических затруднений. Эта технология основана на использовании традиционных методических приемах, применяемых для преодоления дидактических затруднений | 1177 | |||||
2460 | Вступление России в ВТО и некоторые проблемы занятости в условиях современной демографической ситуации | 1177 | |||||
2461 | Технология образного обучения основывается на принципе использования идеомоторного образа совершенствуемого двигательного действия с борцами – дзюдоистами 12 – 15 лет. Предложенная технология позволяет выявлять и корректировать образы правильных, более качественных двигательных действий; оказывает положительное влияние на уровень развития воображения, физические качества и технику двигательных действий | 1177 | |||||
2462 | Одним из проявлений повышения социальной роли физической культуры и спорта является развитие коммерческих физкультурно-оздоровительных клубов различного направления с многообразием форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. В статье рассмотрены условия и факторы, влияющие на рентабельность функционирования коммерческих предприятий в отрасли физкультурно-оздоровительных услуг, и предложены методики восстановительно-профилактической деятельности центра красоты и здоровья | 1177 | |||||
2463 | - | 1177 | |||||
2464 | Первая мировая война внесла резкие изменения в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны. Нужда в рабочей силе стала одной из острых проблем не только в центральной части России, но и на окраинах империи. В этом отношении особое внимание заслуживает Алтайский округ Томской губернии, где не только органами власти, различными благотворительными организациями и попечительствами, но и руководителями учебных заведений была организована сельскохозяйственная помощь солдатским семьям. Наряду с учебным процессом учащиеся школ округа принимали на себя дополнительные обязанности по оказанию помощи солдатским семьям. Формирование трудовых дружин из числа учащихся имело не только экономическое, но и образовательно-воспитательное значение. Ключевые слова: . | 1177 | |||||
2465 | В статье говорится о власти как о контроле и управлении над самим собой и над другими людьми в процессе самоутверждения себя через сотворчество в общественных связях. Политическая философия нацелена на осознание трагичности и конечности человеческого существования, несмотря на наше стремление укрепить власть. С другой стороны, именно власть человека характеризует нашу значимость в обществе и возможность ухода от тревог этого мира. Власть направлена не на структурные преобразования, а на переживания других людей, имеющих дело с необходимостью обеспечения наших притязаний. Ключевые слова: . | 1177 | |||||
2466 | Статья представляет собой обзор данных, полученных авторами в результате многолетнего микробиологического изучения торфяников, расположенных в разных регионах России. Приводятся различные микробиологические показатели, подтверждающие целесообразность включения в объем понятия “болотная почва” всей толщи торфяной залежи независимо от ее мощности Ключевые слова: Торфяники, болотная почва, микробиологическая оценка, мониторинг, микробная биомасса, динамика | 1177 | |||||
2467 | Дана количественная оценка со ставляющих цикла биологического круговорота. Определены запасы фитомассы, мортмассы и чистой первичной продукции осокового высокогорного болота Горного Алтая в урочище Ештыкёль. Выявлено сильное влияние мерзлоты на биологические процессы горных болот. Запас растительного вещества осоковых болот Горного Алтая близок к запасам тундровых болот. Запас живой фитомассы составляет 4143 г/м2, а чистая первичная продукция - 1285±142 г/м2 в год. Ключевые слова: горные болота, чистая первичная продукция, запасы фитомассы, мортмасса, цикл углерода | 1177 | |||||
2468 | Статья посвящена рассмотрению функций типов выдвижения, эстетически актуализирующих образ адресата в ранней лирике А. Ахматовой. Выявлены наиболее характерные для автора типы выдвижения. Ключевые слова: образ адресата, эстетическая актуализация, типы выдвижения, стилистические приемы | 1177 | |||||
2469 | Дается характеристика сословно-классовой структуры населения Хакасско-Минусинского края в условиях его освоения Российским государством и политики христианизации коренного этноса. Основным источником изучения явились документы церковного демографического учета населения. Проблема рассматривается на примере церковно-приходских общин. Ключевые слова: христианизация, сословия, хакасы, новокрещеные, русская православная церковь, церковно-приходские общины | 1177 | |||||
2470 | На основе описания социокультурной, инфраструктурной специфики муниципальных образований России характеризуются особенности сельских муниципальных образовательных систем, их влияние на модернизационные процессы в образовании. Ключевые слова: муниципальная образовательная система, социокультурная, инфраструктурная специфика, классификация сельских муниципальных образовательных систем. | 1177 | |||||
2471 | В статье рассматриваются основы создания культуротворческой среды как системообразующего компонента образовательного процесса, а также роль и функции культуротворческой среды в образовательно-воспитательном процессе. Автором предлагается использовать культуротворческую среду как основу для обучения взрослых устному иноязычному общению на занятиях в условиях повышения квалификации. Ключевые слова: культуротворческая среда, образовательная среда, педагогический процесс, гуманизация образования, инкультурация личности. | 1177 | |||||
2472 | Дано описание систем ударения в центральных и южных диалектах селькупского языка. Исследование основано на материале, собранного в ходе полевой работы с последними носителями этих диалектов, обработки материала архива А. П. Дульзона, анализа языка первых селькупских книг. В процессе исследования выявлено, что во всех южных и центральных диалектах селькупского языка были системы разноместного ударения, которые могут быть описаны в терминах доминантных и рецессивных морфем. Основные отличия в месте ударения в различных диалектах заключаются в основном в маркировках суффиксов. Ключевые слова: селькупский язык, диалекты, ударение, экспериментальная фонетика, архивные материалы | 1177 | |||||
2473 | Статья посвящена анализу материалов уголовного дела по раскрытию в 1933 г. Полномочным Представительством ОГПУ по Западно-Сибирскому краю одного из крупнейших в СССР дел – так называемой контрреволюционной организации «Белогвардейский заговор». Результаты анализа документов позволили сделать однозначный вывод о фальсификации сотрудниками ОГПУ этого дела от его создания до реализации. Ключевые слова: политические репрессии, «Белогвардейский заговор», Западная Сибирь | 1177 | |||||
2474 | Рассматривается проблема самостоятельного совершенствования навыков владения иностранным языком как средством профессиональной коммуникации выпускниками отделения международных отношений Национального исследовательского Томского государственного университета в условиях профессиональной деятельности за рубежом. В статье анализируются данные анкетирования выпускников об организации непрерывного образования. На основе исследования автором сделаны выводы о качестве языковой подготовки специалиста-международника на отделении и о методах актуализации языковых практик выпускниками в условиях работы за рубежом. Ключевые слова: непрерывное обучение, профессиональная коммуникация, профессиональная деятельность, изучение иностранного языка, знания, умения, навыки, языковой материал, упражнения | 1177 | |||||
2475 | Прослеживается взаимосвязь топонимов, преимущественно народных названий различных сельхозугодий, с особенностями хозяйственного освоения русским населением территории Горного Алтая. Особое внимание уделяется специфике землепользования в горной местности, такой как угол наклона, экспозиция склона, степень залесенности. Дробность угодий различного назначения обусловлена природными условиями региона. Изучается отражение этой особенности в локальной топонимике. Исследование основано на полевых материалах автора различных лет, собранных преимущественно в Усть-Коксинском, Шебалинском, Усть-Канском районах Республики Алтай и содержащихся в архивных материалах. Ключевые слова: топонимика, природопользование, хозяйственное освоение, сельхозугодья, лога, полы, Уймонская долина, Горный Алтай | 1177 | |||||
2476 | . | 1176 | |||||
2477 | . | 1176 | |||||
2478 | . | 1176 | |||||
2479 | . | 1176 | |||||
2480 | В работе представлены некоторые теоретические положения опытно-экспериментальных исследований по выявлению ресурса повышения качества педагогической подготовки будущего учителя. Описана модель педагогической подготовки и алгоритм осуществления рефлексивной контрольно-оценочной деятельности. | 1176 | |||||
2481 | «Пушкинский текст» мемуарного очерка И.С. Тургенева «Литературный вечер у Плетнёва» | 1176 | |||||
2482 | - | 1176 | |||||
2483 | Автор анализирует нормы УПК РФ, устанавливающие основания для возвращения уголовного дела прокурору. Предлагается расширить норму статьи 237 УПК РФ и учесть случаи, когда неправильная квалификация деяния, вмененного обвиняемому, возникает при отсутствии вины сотрудников органов предварительного расследования (т.е. речь идет об объективно правовых деяниях). | 1176 | |||||
2484 | Представленная постановка проблемы выступает моментом саморефлексии наук об обществе, способствующим успешной институализации и эмансипации социальных исследований от давления со стороны методологии естественнонаучных дисциплин. Указанное обстоятельство позволяет по-новому поставить вопрос об основаниях и природе социального, а также проблематизировать центральные категории социогуманитарного познания, связанные с традиционными оппозициями: социум – личность, рациональное – чувственное, реальное и видимое. Предложена методологическая модель позволяющая состояться междисциплинарной коммуникации социогуманитарных наук; продемонстрированы эвристические возможности и условия создания актуального методологического проекта. | 1176 | |||||
2485 | В статье Скрипко З.А., Серебренниковой А.С., Седюкевич О.П. «Использование образно-знаковой наглядности в процессе обучения физике в современной школе» рассматривается роль образно-знаковой наглядности и ее современная интерпретация, описывается роль образно-знаковой наглядности в процессе обучения физике учащихся в классах гуманитарного профиля. Приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что ученики классов гуманитарного и естественнонаучного профилей предпочитают различные виды наглядности. В связи с этим авторы разработали интегративные таблицы, в которых используются различные виды наглядности при изучении какого-либо явления природы | 1176 | |||||
2486 | Статья представляет собой первую часть работы, посвященной исследованию категории нормы как функционально-оценочной категории. В статье представлены результаты анализа отраженной в семантике языковых единиц категории нормы как разновидности рациональной оценки, описаны особенности ее структуры и обозначены основные из выполняемых ею функций. Ключевые слова: Норма, Оценка, Когнитивная категория, Структура нормативной оценки, Функции нормы | 1176 | |||||
2487 | Статья посвящена актуальной проблеме гражданского воспитания студентов. Автор раскрывает сущность и содержание понятия «гражданственность», показывает возможности экономического образования для формирования гражданственности. Организация процесса формирования гражданственности студентов при изучении экономических дисциплин рассмотрена на примере Томского лесотехнического техникума. Ключевые слова: гражданственность, гражданское воспитание, среднее профессиональное образование, экономические дисциплины, критерии воспитанности гражданственности | 1176 | |||||
2488 | Изучалась кариотипическая организация и инверсионный полиморфизм дальневосточного малярийного ко¬мара Anopheles sinensis Wiedemann комплекса «hyrcanus» в Приморском крае. В ходе работы составлена хромосомная карта вида, отмечены маркерные диски. Выявлен широкий внутривидовой хромосомный полиморфизм по всем плечам аутосом. Анализ инверсионного полиморфизма в разных точках отлова личинок на юге Примор¬ского края выявил различный уровень разнообразия хромосомных вариантов, коррелирующий со степенью отдаленности биотопов от морского побережья. В исследованном регионе наибольший полиморфизм установлен в популяции в отдалении от моря (п. Сибирцево); наименьший вблизи береговой линии в окрестностях Владивостока; в популяции комаров г. Артема изменчивость носит промежуточный характер. Ключевые слова: малярийные комары, кариотип, инверсионный полиморфизм, гомозигота, гетерозигота, аутосома, популяция, генетическая структура | 1176 | |||||
2489 | В данной статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «образ мира», «профессиональный образ мира». Автор актуализирует проблему формирования профессионального образа мира у студентов, обучающихся по специальностям дефектологического профиля в педагогических вузах. Ключевые слова: «образ мира», «профессиональный образ мира», компоненты профессионального обра- за мира, становление и формирование профессионального образа мира | 1176 | |||||
2490 | Изучено влияние экзогенной обработки картолином концентрацией 30 мг/л на два сорта яровой пшеницы Омская-23 и Росинка. В ходе исследований выявлены сортовые отличия на обработку регулятором роста. Ключевые слова: Triticum aestivum, картолин, хлорофилл, рост, продуктивность | 1176 | |||||
2491 | Рассматривается образ Парижа в творческом сознании Василия Львовича Пушкина, выявляются особенности восприятия им столицы Франции и французской культуры. Поэт и родственник А. С. Пушкина представляет новыш тип сознания русского дворянина, не преклоняющегося слепо перед всем иностранным, а самостоятельно осмысляющего достижения европейской культуры. Ключевые слова: межкультурный диалог, франкомания, образ Парижа, идеи Просвещения, оппозиция «свое-чужое» | 1176 | |||||
2492 | Рассматривается проблема профессиональной мобильности будущих специалистов, а также вопрос формирования профессионального интереса как первого этапа формирования профессиональной мобильности. Ключевые слова: профессиональная мобильность, мобильный специалист, профессиональные интересы | 1176 | |||||
2493 | Описан один из структурных компонентов концепта «время» в исчезающей страте – кетском языке. Рассматривается объективация смысла «прошедшее время» лексическими средствами указанного языка. Ключевые слова: концепт «время», прошлое, пространственная метафора, кетский язык. | 1176 | |||||
2494 | Представлены результаты теоретического осмысления проблемы изучения символа; рассмотрены основные теории символа, существующие в современных гуманитарных науках. Также показано различие понятий «символ», «знак», «образ», «аллегория». Ключевые слова: символ, визуальный образ, знак, восприятие символа | 1176 | |||||
2495 | Рассматриваются средства выражения категории инклюзива и эксклюзива в алтайских языках: специальные местоимения и именные и глагольные показатели в тунгусо-маньчжурских и монгольских языках, формы минимального и расширенного инклюзива в императивной парадигме тюркских языков. Особое внимание уделено структурным схемам образования инклюзивных форм в алтайских языках. Рассматриваются также плеонастические личные местоимения множественного числа тюркских языков и якутские двойственные местоимения в плане их участия в выражении этой категории. Ключевые слова: категория инклюзива/эксклюзива, алтайские языки, минимальный и расширенный инклюзив | 1176 | |||||
2496 | Рассматривается вопрос о специфике критической рецепции драмы Г. Гауптмана «Потонувший колокол» в России рубежа XIX–XX вв. Выявляются доминанты в оценках отечественной критики относительно произведения немецкого драматурга, исследуется степень проникновения в авторскую концепцию и делаются выводы о характере вхождения иноязычного художественного феномена в отечественную культуру. Ключевые слова: критическая рецепция, символизм, романтизм, неоромантизм, «новая драма» | 1176 | |||||
2497 | Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема профессиональной компетентности будущих специалистов. Определен понятийный аппарат проблемы, который характеризует профессионализм выпускников высшей школы. Показано, что компетентностный подход требует повышения уровня языковой подготовки будущих специалистов. Особое внимание уделяется тому, что для решения данного вопроса требуется формирование полиязыковой личности. Ключевые слова: компетентность, компетентный специалист, полиязычие, полиязычное образование, полиязыковая личность | 1176 | |||||
2498 | В работе предлагается основанная на количественном оценивании степени сформированности компетенций модель специалиста-выпускника педагогического вуза физической или естественно-научной специальности. Такой подход позволяет реализовать обратную связь посредством отслеживания и анализа динамики компетентностых портретов. Регулярное исследование состояния портретов на разных этапах обучения дает возможность проследить тренд развития компетенций отдельного учащегося, а использование процедуры классификации позволяет получить представление о распределении по портретам всего коллектива. Ключевые слова: образовательный процесс, модель специалиста, компетенции, индикаторный метод оценивания компетенций | 1176 | |||||
2499 | Рассматривается ключевое для коммуникативистики и ряда других наук понятие «код взаимодействия» как средство осуществления коммуникации, передачи информации, трансляции знания. Речь идет о визуальном и естественном языке как двух кодах коммуникации, различающихся на основании отсутствия/наличия свойств линейности и последовательности развертывания во времени и пространстве и анализируемых в аспектах соотношения своих функционально-прагматических свойств, а также специфики взаимодействия в разных сферах межличностного и социального общения. В качестве примера рассматривается феномен креолизованного речевого произведения, совмещающего в себе элементы визуального и вербального кода. Эмпирическую базу исследования составляют тексты коммерческой рекламы. Ключевые слова: коммуникация, код коммуникации, визуальный язык, нелинейный визуальный образ, естественный язык, креолизованный текст, рекламный текст как креолизованная разновидность текста | 1176 | |||||
2500 | Введение. Необходимость поиска новых стратегий преподавания иностранного языка студентам неязыкового вуза, являющихся представителями поколения Z, обусловливает внимание исследователей к использованию интернет-мемов как эффективного средства, стимулирующего обучающихся к изучению английского языка. Цель – представить теоретико-практическое обоснование возможностей использования интернет-мемов для развития у студентов технического вуза мотивации к изучению иностранного языка. Материал и методы. Исследование выполнено на основе анализа литературы по вопросам применения креализованных текстов, организации работы с мемами студентов в контексте их обучения английскому языку, рассмотрения мотивации обучающихся неязыкового вуза к изучению иностранного языка. Спроектирована схема занятий, нацеленная на развитие у студентов мотивации к изучению языка при использовании мемов, и проведен методический эксперимент по апробации предложенных способов. Материалом исследования выступили отобранные в интернет-среде мемы, соответствующие тематике работы по дисциплине. Результаты и обсуждение. Представлен алгоритм организации работы студентов с мемами, включающий мотивационно-перцептивный, репродуктивно-практический и творческо-преобразовательный этапы; предложено вариативное методическое обеспечение исследуемого процесса. Раскрыта методическая схема организации занятий с использованием мемов в процессе развития у студентов мотивации к изучению английского языка и обозначена группа педагогических условий, способствующих ее успешной реализации. Описаны примеры упражнений для поэтапной работы студентов на материале мема и представлен критериально-диагностический инструментарий для оценивания уровней сформированности у обучающихся мотивации к изучению иностранного языка. Результаты методического эксперимента, проведенного на базе Трехгорного технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», подтвердили эффективность разработанных способов развития мотивации у студентов. Заключение. Определено, что мемы выступают мощным методическим материалом, способствующим повышению мотивации будущих инженеров к изучению английского языка. Эффективность реализации разработанной методической схемы занятий для студентов с использованием мемов обусловлена стимулированием цифровой коммуникации обучающихся на основе метода Bring Your Own Device, привлечением их к проектной деятельности на материале мемов и созданием психологически благоприятной атмосферы, фасилитирующей иноязычную коммуникацию обучающихся. Ключевые слова: иностранный язык, студенты неязыкового вуза, интернет-мемы, креолизованные тексты, мотивация к изучению английского языка | 1176 |