№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5501 | Актуальность и необходимость исследования этнокультурных аспектов татарских личных имен обусловлены тем, что до сих пор в татарской антропонимике изучались лишь главным образом историко-лингвистические проблемы личных имен, тогда как основополагающим фактором в формировании и функционировании национальной антропонимической системы является этнокультурный фактор. Рассматривается определение этнокультурного пространства имен-пожеланий в татарской антропонимике. В результате исследования личных имен в этнокультурном аспекте выявлено, что личные имена являются национально-маркированным пластом языка. Культурно-исторические ассоциации, этнокультурные коннотации личных имен-пожеланий порождены многими экстралингвистическими факторами. Исследование этнокультурного пространства номинации имен показало, что особенности национального антропонимикона обусловлены спецификой культуры. Ключевые слова: этнокультурное пространство, имена-пожелания, татарская антропонимика, этнокультурный фактор, коннoтации | 928 | |||||
5502 | Фразеологические единицы в текстах научного медицинского дискурса оформляются текстовыми блоками авторских рассуждений и интерпретируют оценку порождаемых текстов. Дан анализ примеров авторских текстов научного медицинского дискурса, репрезентирующих дифференциацию лингвокультурных пространств. В результате фразеологические единицы по своей семантике и форме рассматриваются как средства для актуализации авторской позиции в научном медицинском дискурсе. Ключевые слова: тексты научного медицинского дискурса, текстовые блоки авторских рассуждений, фразеологическая единица, оценка текстов | 928 | |||||
5503 | Статья посвящена выявлению и описанию лингвистических и экстралингвистических закономерностей формирования информационных волн в медиакоммуникации. Установлена связь информационных волн с разными типами медиатекстов: первичных, вторичных и третичных (текстов третьего порядка, являющихся отголоском на первичные и вторичные тексты, посвященные актуальным информационным поводам). Выявлены лингвистические и экстралингвистические факторы, влияющие на возникновение и существование разных типов информационных волн, установлена зависимость их формирования от характера информационного повода и информационной площадки, информационно-медийных личностей – авторов первичных медиатекстов. Полученные результаты представляют интерес для теории речевого воздействия, медиалингвистики, коммуникативной стилистики текста. Ключевые слова: медиакоммуникация, медиатекст, медиадискурс, информационные волны, третичный медиатекст, информационно-медийная языковая личность | 928 | |||||
5504 | Ведение. Актуальность данного исследования определяется антропоцентризмом современного гуманитарного знания; соответствием новой когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигме; недостаточной изученностью поэтической картины мира О. Э. Мандельштама в динамике его творчества. Проведение концептуального анализа дает возможность детального рассмотрения тонких граней в творчестве автора, не исследованных ранее; позволяет описать особенности мировидения поэта в тот или иной период творчества; выявить характерные черты и средства репрезентации ключевых концептов в его поэтической картине мира. Цель исследования – рассмотрение одного из ключевых концептов в творчестве О. Э. Мандельштама – концепта «музыка». Материал и методы. С опорой на периодизацию творчества поэта, предложенную М. Л. Гаспаровым, анализируются поэтические тексты, относящиеся к раннему периоду в творчестве автора (сборник «Камень» (1913)). Выбор данного концепта обусловлен его идейной значимостью и особой ролью в судьбе поэта. Результаты и обсуждение. В итоге проведенного исследования было установлено, что вербализация концепта «музыка» в раннем творчестве Мандельштама носит индивидуально-авторский характер. Данное утверждение было доказано благодаря проведению следующих процедур: – сравнение узуального значения лексемы «музыка», отраженного в словарях (толковом и ассоциативном), с авторским; в результате было выявлено, что в лирике поэта происходит расширение основного, узуального значения за счет наращения новых смыслов (музыка имеет не только звуковое воплощение; отсутствие звука или тишина – это тоже особого рода музыка, услышать которую может лишь человек с особой душевной организацией); – выделение нескольких направлений ассоциирования (музыка – тишина – сон; музыка – первооснова; музыка – надежда на спасение) и их детальный анализ на основе наиболее типичных стихотворений, относящихся к раннему периоду в творчестве Мандельштама и включенных в первый сборник поэта «Камень»; – анализ лексической структуры поэтических текстов автора, в которых нашел отражение данный концепт (выявление основных средств репрезентации концепта «музыка» и текстовых парадигм, входящих в ассоциативное поле анализируемой единицы концептосферы автора). Заключение. Проведенное исследование значимо в плане конкретизации идиостиля автора и его поэтической картины мира. Ключевые слова: концепт, типология концептов, методика концептуального анализа текста, лексическая структура текста, поэтическая картина мира, О. Э. Мандельштам | 928 | |||||
5505 | Введение. В современной лингвистической науке в последнее время наметилась тенденция определять эвфонию как типичную языковую характеристику художественного текста. В данной статье рассматриваются специфические свойства слов, встречающиеся в сказках, и их звуковой характер, который связан с фонетическими и стилистическими особенностями фольклора. Комплексное рассмотрение функционально-ритмических особенностей эвфонии в тексте сказок дало возможность определить своеобразие стратегий эмотивного, художественного и функционального воздействия. Работа посвящена вопросам изучения эвфонии в русских народных сказках. Проанализирована ритмомелодическая организация повествования в зачинах, концовках и сюжетном развитии сказок. Представлены выявленные в ходе исследования речевые средства выразительности, выполняющие эвфоническую функцию, – аллитерация и ассонанс. Эвфония связывает между собой автора, текст и слушателя посредством повествования, и это триединство реализуется в тексте народных сказок. Важно, что автор сказок ориентируется на ритмические условия выражения мысли и чувств персонажа, учитывая определенные требования к языку в содержании сказок. Материал и методы. Материалом настоящего исследования послужили 623 текста народных русских сказок из издания «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева». Использовались следующие методы и приемы исследования: описательный метод; метод наблюдения и обобщения; интерпретативный подход; метод систематизации и классификации; функциональный и сопоставительный методы. Результаты и обсуждение. Результаты данной работы подтверждают, что для русских народных сказок характерна многообразная эвфония как особый и типичный повтор звуков и ритмической организации, воплощающий определенный целенаправленный авторский замысел. В сказках А. Н. Афанасьева используются главные фонетические выразительные средства и художественные ритмические способы, целью которых является создание эвфонии – аллитерации и ассонанса. Подобная эвфония отмечена в зачинах, концовках, для представления развития сюжета сказки. Специфической особенностью использования данных средств и способов является то, что все они тесно связаны, дополняют, усиливают друг друга, эффективно содействуют реализации авторского художественного замысла. Заключение. При использовании эвфонии экспрессивность в текстах сказок, и прежде всего в их зачинах и концовках, может достигаться не только с помощью форм с фонетической и стилистической коннотацией, но и с помощью ритмической упорядоченности художественной формы, которую автор реализует в словах, словосочетаниях и абзацах сказки. Использование аллитерации и ассонанса в текстах русских народных сказок может усилить образность и выразительность речи, создать благоприятный звуковой музыкально-гармоничный эффект и позволяет читателям максимально представить поэтическую картину сказки. Ключевые слова: русские народные сказки, эвфония, аллитерация, ассонанс | 928 | |||||
5506 | Введение. Обращение к исследованию детства в романе В. Набокова аргументировано рядом факторов: историко-культурными изменениями в начале ХХ века, вниманием к феномену детства в гуманитарном знании, значимостью детства в эстетике модернизма. Несмотря на то, что тема детства многократно становилась предметом набоковедческого анализа, оно не рассматривалось как часть социокультурного пространства в романе «Дар». Данная работа посвящена анализу социокультурной семантики этой темы и ее воплощения на уровне художественного пространства. Цель – исследовать социальные и культурные маркеры, характеризующие пространство становления личности персонажей, определить особенности детства как части социокультурного пространства романа В. Набокова «Дар». Материал и методы. Исследование проводится на материале романа «Дар». Теоретико-методологическую базу составляют социологические работы П. Сорокина, труды по семиотике художественного пространства Ю. М. Лотмана, Е. Фарино, работы по поэтике модернистской прозы Дж. Олни, Н. В. Морженковой, набоковедческие статьи Ю. Левина. Результаты и обсуждение. Субъектом осмысления детства как особого социокультурного пространства в романе является центральный герой Фёдор Годунов-Чердынцев. Он воссоздает ряд примет (конкретная локация особняка Годуновых в Санкт-Петербурге, описание интерьера усадьбы в Лешино, характеристика игрушек, социальных связей семьи и пр.), позволяющих составить представление об «удавшемся детстве». Образ своего детства вписывается начинающим поэтом в усадебный и петербургский текст русской литературы, а через ассоциацию своей няни с Ариной Родионовной устанавливается духовное родство рода Годуновых с Пушкиным. Своеобразие социокультурного пространства детства Фёдора – в объемности, полноте существования, обеспеченной включенности рода Годуновых в природный универсум (знание русской природы, «поимка» бабочек), науку (экспедиции и исследования отца, локус домашнего музея), элитарную культуру (локус библиотеки, творчество Пушкина). По контрасту с собственным детством Фёдор описывает детство «великого шестидесятника» Н. Г. Чернышевского (лучшие игрушки и одежда Годуновых контрастны «нанковым брючкам» Николя, внимательность, зоркость, физическая ловкость Фёдора противопоставлены «близорукости» и неуклюжести Чернышевского и т. п.). Внешние физические и социальные маркеры служат для характеристики внутреннего мира Николая Гавриловича. Социокультурное пространство Годуновых наполнено созиданием, открытием нового, осуществлением, семейно-родовым единением, способностью испытывать счастье самореализации, а Чернышевского – антонимичными характеристиками (разъединения, личностной ограниченности и несвободы, неспособности к реализации своих идей). Заключение. Проведенный анализ позволяет утверждать, что социокультурный код является значимым средством раскрытия идейно-тематического своеобразия романа «Дар». Социокультурное пространство детства показано как определяющее всю последующую жизнь человека. Социокультурная семантика детства представителей двух типов интеллигентов (дворянской и разночинной) помогает Набокову оформить свою историософскую концепцию недальновидности выбора пути России, пошедшей за «спасителем новым» – Чернышевским. Набоков оспаривает представление об аристократах как об оторванных от реальной жизни «барчуках». Он противопоставляет «близорукость» материалиста-разночинца Чернышевского, не знающего ни жизни, ни искусства, ни родной природы, всесторонней просвещенности и приспособленности к жизни в самых разных условиях аристократов Годуновых-Чердынцевых (деда Кирилла Ильича и Фёдора в эмиграции, отца – в экспедициях). Ключевые слова: Набоков, «Дар», литература русского зарубежья, социокультурное пространство, детство | 928 | |||||
5507 | Рассматривается теоретический и методический инструментарий реализации успешных деловых коммуникаций в системе трансляции педагогического знания по специальности «социально-культурный сервис и туризм». На основе полученного опыта предложены тематические модули, разработаны критерии и поведенческие индикаторы проведения успешных деловых коммуникаций. Рыночный критерий является главным стратегическим, базовым стержнем деловой коммуникации, степень успешности которой зависит от степени готовности специалиста работать в изменчивых рыночных реалиях. Ключевые слова: субъект-субъектное взаимодействие, деловые коммуникации, критерии, уровни готовности, поведенческие индикаторы, навыки внесения предложений и коммуникативных деловых практик | 927 | |||||
5508 | Рассматривается обусловленность стиля и жанра драматического произведения в зависимости от публики. В. Соллогуб является автором двух пьес на кавказскую тему. Первая – «Ночь в духане», написанная для русского зрителя, – комедия положений, близкая к водевилю. Вторая – «Ночь перед свадьбой, или Грузия через тысячу лет», адресованная тифлисской публике, – комедия-утопия. Драматург обращается к утопии в связи со своими взглядами на будущее развитие Кавказа. Он видел миссию Российской империи в культурном покорении края, взаимопроникновении русской и грузинской культур. Это было продолжением миротворческих взглядов наместника Кавказа М. С. Воронцова, осуществлявшего широкую просветительскую политику. Сюжет пьесы развертывается на современном материале. Иллюзия возникает из переплетения узнаваемых и откровенно фантастических эпизодов. Комедийная фабула не мешает драматургу давать глубокие характеристики настоящего и будущего. Соллогуб затрагивает проблемы европеизации, отношения к просвещению, пути развития наций в будущем, положения женщины в обществе. Комедия написана изящным языком с привлечением русско-грузинского двуязычия. Ключевые слова: утопия, иллюзия, Кавказ, комедия, публика, стиль, поликультурность, историческая реальность, В. Соллогуб | 927 | |||||
5509 | С целью внедрения интерактивных методов обучения в математическую подготовку студентов рассматривается использование боев по теории вероятностей. Показано, что в сравнении с традиционными формами проверки и обсуждения домашних заданий математический бой имеет ряд преимуществ: эмоциональный подъем участников, повышенная ответственность каждого члена команды за результат, заинтересованность в сложных заданиях, необходимость в постоянной подготовке к занятиям. Ключевые слова: интерактивные методы обучения, учебная мотивация, домашнее задание, математический бой, теория вероятностей | 927 | |||||
5510 | Рассматривается становление и развитие сберегательных касс в Енисейской губернии, их организация и деятельность в дореволюционный период. Историография сберегательного дела в России достаточно обширна, однако обобщающего исследования по истории сберегательной системы на уровне отдельного региона (в том числе в Енисейской губернии) на сегодняшний день не существует. Дана характеристика Енисейской губернии с позиции социально-экономического развития, обоснование значимости ссудо-сберегательных и кредитных товариществ для региона. Описана роль Енисейской казенной палаты как первичного государственного учреждения в становлении финансового дела региона в дореволюционное время. Данный период характеризует кассы как объекты самопомощи для населения, вследствие чего происходил процесс увеличения их сети. Показано влияние Государственного банка на изменение социально-экономического статуса региона и его роль в финансово-кредитной системе страны. Выявлен особый путь развития сберегательных касс в Енисейской губернии, а также изменение отношения сибиряков к данным видам учреждений. Анализируется эволюция численности сберегательных касс как на российском, так и на региональном уровне, что позволяет оценить перспективы их развития. Ключевые слова: сберегательные кассы, сберегательное дело, вклады, банковское дело, финансовые операции, Енисейская губерния | 927 | |||||
5511 | Несмотря на установку театра абсурда на лингвистический минимализм, в текстах пьес британского театра абсурда реализуется высокий фонографический потенциал языковых средств, обусловленный родовыми особенностями драматургического текста. Объясняется парадоксальная способность драматургического текста передавать исполнительские фоностилистические средства за счет авторских ремарок, особого синтак сического построения реплик и графических средств. Выявленные фоностилистические и графические средства в абсурдистских пьесах С. Беккета, Г. Пинтера и Т. Стоппарда не только способствуют образной передаче авторской идеи, но и согласовываются с философией абсурда. Наиболее представленным средством является инструментовка, основанная на разных звуковых повторах (аллитерация, консонанс, рифма) с применением звукового символизма. Особое стилистическое значение в драме имеет ритм. Рассматриваются способы создания особого замедленного, монотонного ритма, свойственного театру абсурда. Описанные примеры подтверждают стилистическую маркированность текстов пьес театра абсурда, которая может стать предметом дальнейшего изучения в лингвостилистике. Ключевые слова: театр абсурда, драматургический текст, фоностилистика, графические языковые средства, инструментовка, звуковой символизм, ритм | 927 | |||||
5512 | Введение. Данное исследование посвящено изучению особого типа русского сетевого диаспорального дискурса – дискурса русскоязычной диаспоры Китая как репрезентанта русской лингвокультуры, ориентированной в область китайской культуры. Наряду с ксенонимами-реалиями в данном дискурсе выделяются ксенонимы-интерпретативы. Если ксенонимы-реалии являются знаками безэквивалентных, исходно этноспецифичных явлений и понятий иноязычной действительности, то ксенонимы-интерпретативы имеют полноценные лексические соответствия в языке-реципиенте, не отмечены этнокультурной маркированностью в матричном языке и служат восприятию, пониманию и интерпретации иностранной языковой и социокультурной реальности диаспоральным сообществом. Материал и методы. Материалом исследования являются более 1000 текстов сетевой коммуникации русскоязычного диаспорального сообщества Китая, включающие ксеноним-интерпретатив чабудо. Вместе с методологическим инструментарием интерлингвокультурологии, дериватологии и лексической семантики используются приемы контекстологического и дискурс-анализа, а также корпусной и экспериментальной лингвистики. Результаты и обсуждение. Анализ данных онлайн-корпуса китайского языка и результатов пилотажного эксперимента, направленного на выявление показаний языкового сознания китайских студентов, показывает, что китайское наречие 差不多 chabuduo является типичным частотным словом в повседневном китайском словоупотреблении и не наделяется особой лингвокультурной значимостью как этноспецифичное понятие. Будучи эталонным средством выражения универсальной семантической категории аппроксимации, оно имеет прямые соответствия в русском языке: примерно, приблизительно, почти. Однако в ходе вхождения в сетевой русскоязычный диаспоральный дискурс и адаптации в нем наречие чабудо в функции ксенонима-интерпретатива претерпевает целый ряд морфолого-синтаксических и лексико-семантических трансформаций. Главными в этом ряду выступают способствующая концептуализации признаковых параметров субстантивация наречия, расширение спектра синтаксических позиций лексемы, включение ее в разнообразные словообразовательные и семантические деривационные модификации. Заключение. На уровне гипертекста дискурса ксеноним-интерпретатив наделяется особым этноспецифичным значением, происходит интенсивный рост частотности его употребления, внедрение ксенонима в структуру квазипрецедентных высказываний и иные формы лингвокреативных практик сетевого диаспорального сообщества. Ключевые слова: сетевой дискурс русскоязычной диаспоры Китая, ксенонимы-реалии, ксенонимы-интерпретативы | 927 | |||||
5513 | Введение. Рассматривается специфика коммуникации профессионального сообщества инженеров по отношению к научному дискурсу и специфика агента такой коммуникации как одной из наиболее важных областей современной жизни, обеспечивающей технологическое развитие промышленности, научный потенциал образования. Становление профессионального сообщества инженеров связывается с зарождением и развитием промышленности как общественного фактора: XIX в. сформировал, а XX в. упрочил позицию инженера так же, как когда-то были сформированы корпоративные сообщества медиков, юристов и т. п. Однако, в отличие от последних, инженерная корпорация еще не была изучена ни в аспекте рефлексии профессионального «образа», ни в аспекте коммуникативных практик. Частично тексты профессиональной коммуникации инженеров описаны в рамках научно-технического стиля, но как самостоятельный объект исследования она практически не выступала. Материал и методы. Методологической основой работы послужили исследования в области когнитивнодискурсивной лингвистики: анализа дискурса, научного дискурса, исследования в области функциональной стилистики и жанрологии, профессионального языка и коммуникации, исследование структуры концепта. Результаты были получены с использованием методов: дискурс-анализа, текстологического, дефиниционного, компонентного и количественного анализа, данных ассоциативного словаря, анализа корпусных данных, данных поисковых систем. Материал исследования: данные энциклопедий, словарей, Национального корпуса русского языка, корпуса текстов стандартов. Результаты и обсуждение. В работе решаются две проблемы: 1) определение границ профессиональной коммуникации инженеров как самостоятельной дискурсивной области, описание ее основных параметров в аспекте институциональности, обозначены границы по отношению к научному дискурсу: цели, участники, жанровый состав; 2) определение ключевого агента этой области профессиональной коммуникации: концептуальных границ понятия «инженер», ядром которого является представление о специалисте с высшим техническим образованием, а также соотношение с понятиями «инженерия», «инжиниринг». Обозначение профессиональной области «инженерия» актуализируется в связи с усложнением структуры профессиональной деятельности инженеров, включающей не только разработку и обслуживание новых технических объектов, но и их внедрение. Заключение. Рассматриваемая долгое время как часть научно-технического дискурса инженерная коммуникация выделяется в общей системе институционального дискурса на основании определенных системообразующих параметров. Ключевые слова: профессиональная коммуникация, инженерный дискурс, научный дискурс, жанр, агент коммуникации, инженер, инженерия, инжиниринг, концептуальная структура | 927 | |||||
5514 | . | 926 | |||||
5515 | . | 926 | |||||
5516 | . | 926 | |||||
5517 | В связи с переводом профессионального образования на уровневую систему и переходом на новые государственные стандарты особое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей, использованию новейших технологий в обучении и повышению качества образования. Ключевые слова: Болонский процесс, качество образования, квалификация, ключевые компетенции, Агентство гарантии качества в высшем образовании | 926 | |||||
5518 | Рассматривается деятельность региональных властей по созданию училищных советов в Западно-Сибирском учебном округе. Выделяются первые организационные мероприятия по определению состава и функций училищных советов. Ключевые слова: история образования, Западно-Сибирский учебный округ, училищный совет, реформы | 926 | |||||
5519 | Анализируется сфера употребления цветообозначений в произведениях различных жанров (героический эпос, рыцарская лирика, городской эпос) старофранцузского периода. Ключевые слова: цветообозначение, жанр, старофранцузский язык | 926 | |||||
5520 | Отталкиваясь от факта конгруэнтности морфологической формы города и типа техники, в статье рассматривается основание изоморфизма урбанистических и технических систем. Основным тезисом является утверждение, что каждый тип города характеризуется определенным способом организации жизни, типом применяемой техники и вещной средой на уровне повседневности. В статье дается различение трех типов вещей: доиндустриальная вещь, индустриальная вещь и виртуальная вещь – имидж. Ключевые слова: проектные образы, вещь, имидж, город, техника | 926 | |||||
5521 | Досуг, как известно, составляет важный компонент жизни большинства людей и является основополагающим в определении качества их жизни. В статье рассмотрен один из самых популярных видов досуга в современном американском обществе – хэндмейд. В США он является серьезным видом досуговой деятельности и представлен разнообразными формами, материалами и техникой изготовления. На основании исследования специальной американской литературы (методических рекомендаций по хэндмейд, журналов по хэндикрафту (рукоделию), были выявлены наименования основных форм хэндмейд в Америке. Важно отметить, что слово хэндмэйд (handmade) является не просто лексической единицей, а репрезентирует самостоятельный концепт со своими отдельными составляющими. Ключевые слова: мегаконцепт, досуговая активность, серьезный досуг, повседневный досуг, хэндмейд, хэндмейкер, хэндикрафт | 926 | |||||
5522 | Раскрываются особенности и ресурсы музейной педагогики в процессе осуществления социально-педагогической деятельности. Представлены теоретические основы музейных коммуникаций, сетевых образовательных событий по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Показана практика организации проектно-исследовательской деятельности с использованием музейной педагогики на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия в регионе Томской области. Приведены результаты работы по реализации комплексных программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Ключевые слова: музейная педагогика, музейные коммуникации, социально-педагогическая деятельность, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие и воспитание, проектно-исследовательская деятельность, сетевое образовательное событие | 926 | |||||
5523 | Художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач, стоящих перед современной школой. Освоение цвета как средства выразительности в изобразительном искусстве играет большую роль в развитии ребенка. Эмоциональные реакции на цвет, их повторяемость и положительная направленность становятся основой развития чувства цвета. Разнообразие используемых на уроках изобразительного искусства методов (мысленного путешествия, выбора словесных аналогов, составления цветовых комбинаций, анализа и интерпретации произведений искусства) и приемов («вхождение в картину», «оживление картины», «оживление предметов») способствует осознанию, переживанию цвета и умению выражать свое отношение к цвету графически, словесно, пластически. Ребенок, обладающий чувством цвета, эмоционально реагирует на цвет, выделяет и создает благоприятные цветовые сочетания и сознательно использует их в эстетической деятельности. Ключевые слова: цвет, чувство цвета, метод, прием, эмоциональная отзывчивость на цвет, изобразительная деятельность | 926 | |||||
5524 | Анализируется проблема качественной подготовки и профессионального самоопределения выпускников – будущих педагогов в контексте самомониторинга образовательной идентичности. Большинство высших образовательных организаций в той или иной степени учитывают новые инновационные технологии образования. Гуманистический подход в образовании релевантен субъект-субъектной парадигме, переход к которой возможен через развитие и становление субъектных позиций обучающихся, переводящих их из пассивных потребителей информации в активно и осознанно действующих участников образовательного процесса, субъектов учебной деятельности. Повышение качества образования предполагает решение важных методологических проблем управления качеством педагогического образования, которые включают решение психолого-педагогической проблемы профессионального самоопределения и образовательной идентичности. По мнению авторов, процедура самомониторинга может дополнить практику развития субъект-субъектных отношений в современном образовательном процессе. Ключевые слова: образование, управление, педагогическая профессия, самомониторинг, идентичность, качество обучения | 926 | |||||
5525 | Рассматриваются способы выражения сравнений в творчестве Юрия Полякова. Определяются морфолого-синтаксические особенности сравнений и их функции в художественном тексте. Выделяются сравнения, оформленные с помощью союзов как, словно, будто, точно, а также другими средствами связи: с помощью особых форм существительных (родительного и творительного падежа), других частей речи (предлогов, прилагательных, причастий, наречий). Рассматриваются сравнения, представляющие собой предикативные и непредикативные синтаксические конструкции. Определяются преимущественные формы сравнений в творчестве Ю. Полякова и особенности их использования автором. Ключевые слова: образное сравнение, сравнительная конструкция, сравнительные придаточные, предикативные части, сравнительный оборот, художественный текст | 926 | |||||
5526 | Рассматривается семантическая группа глаголов звучания на материале поэтических текстов Роберта Рождественского из трехтомного собрания сочинений, охватывающего творческую деятельность поэта с 1951 по 1985 г. Особое внимание уделено глаголам, которые обозначают звуки, издаваемые неживой природой, неодушевленными предметами и человеком. На основе обширного корпуса процессуальных единиц (около 1 500), содержащих в своем значении сему «звук», делается попытка выявить особенности употребления и функционирования звуковых глаголов в поэзии Р. Рождественского, так как глаголы именно этой группы выступают специфическими маркерами оригинальной манеры письма Рождественского, его поэтического почерка. Новизна работы заключается в том, что поэтический язык Роберта Рождественского до сих пор не был предметом специального исследования. Ключевые слова: глаголы звучания, лексико-семантическая группа, семантика, звуковая лексика, процессуальные единицы | 926 | |||||
5527 | . | 925 | |||||
5528 | Работа является кратким обзором применения суперполевых методов для деформированной теории, адаптированных для случая неантикоммутативности. Рассмотрен алгоритм нахождения компонентного лагранжиана на примере общей D = 4, N = 1/2 суперсимметричной кирально-антикиральной модели, сформулированной в терминах произвольных кэлерова потенциала, кирального и антикирального суперпотенциалов. Далее приведена процедура исследования квантовых аспектов общей киральной суперполевой модели – построено однопетлевое эффективное действие и найдены расходящиеся и конечные вклады. При этом используем технику вычислений, сохраняющую структуру модифицированного произведения на всех этапах квантового анализа. Ключевые слова: суперсимметричная теория поля, деформированное суперпространство, неантикоммутативная теория | 925 | |||||
5529 | Раскрыт процесс создания учебных средств для предотвращения конфликта познавательных стилей учащихся с реализацией стилей в математических текстах на примере темы: «Углы и расстояния в геометрическом пространстве». Этот процесс базируется на принципах учета различных компонентов личных познавательных стилей, требований к базовым методам преподавания математики, организации личностно ориентированного преподавания. Ключевые слова: конфликт познавательных стилей, реализация стилей, математический текст, предотвращение конфликта, учебные средства, личностно ориентированное преподавание, углы в пространстве, расстояния в пространстве | 925 | |||||
5530 | В центре внимания – проблема аксиологического миромоделирования, рассмотренная через призму когнитивно-коммуникативных аспектов речевого поведения радиоведущих. На примере анализа мотивной структуры делаются выводы о специфике идеологических модусов дискурса. Мотив, в совокупности реализуемых им структурно-композиционных и содержательных приемов, рассматривается как выражение дискурсивной идеологии. Функционирование мотивной структуры дискурса информационно-аналитического радио исследуется через языковые и коммуникативные механизмы реализации конфликтного потенциала. Идеологический уровень реализуется в концептологически значимых дискурсивных оппозициях, реализующихся в границах предпочитаемой культурной модели. Ключевые слова: дискурсивная картина мира, дискурсивная идеология, конфликтность, мотивная структура дискурса | 925 | |||||
5531 | . | 925 | |||||
5532 | Рассматривается проблема повышения мотивации к обучению базовым дисциплинам студентов технического вуза. Дана характеристика консолидированной деятельности профессорско-преподавательского состава по обучению студентов работе над формированием своей конкурентоспособности. Описана разработанная авторами педагогическая технология подготовки конкурентоспособного специалиста в техническом вузе. Приведены результаты анкетирования студентов по выяснению их представлений о конкурентоспособности выпускника. Предложена структура конкурентоспособности, содержащая четыре уровня: личностный, квалификационный, компетентностный, практический, – позволяющая студенту отслеживать формирование своих качеств как будущего претендента на рабочее место. Показан пример работы с индивидуальным планом формирования конкурентоспособности. Возрастание мотивации к обучению базовым дисциплинам подтверждается результатами входного и итогового контроля знаний на примере химии, а также данными опросов выпускников. Ключевые слова: мотивация к обучению, базовые дисциплины, конкурентоспособность, уровни конкурентоспособности, индивидуальный план формирования конкурентоспособности | 925 | |||||
5533 | Введение. Актуальная проблема современной педагогики свяазана с недостаточной разработкой адекватных теоретико-методологических оснований включения в контекст дополнительного образования положений сетевого анализа. Цель статьи – актуализация сетевого подхода как ресурса развития дополнительного образования. Материал и методы. Использованы теоретико-методологические положения сетевого подхода (теория анализа социальных сетей (SNA), реляционная социология (relational sociology), акторно-сетевая теория (ANT)), теории социального воспитания (А. В. Мудрик). Результаты и обсуждение. Развитие современного дополнительного образования связано с осмыслением ресурса социального сотрудничества, который определяет практику сетевого партнерства. Партнерские сетевые отношения развиваются наиболее динамично при условии: а) открытости жизнедеятельности учреждения дополнительного образования; б) сформированного интереса учреждений дополнительного образования для партнеров; в) развитию «слабых связей» (М. Грановеттер). Заключение. Сетевой подход становится для дополнительного образования стратегией модернизации и развития в решении задач организации сетевого партнерства путем активизации «слабых связей», способствует формированию социальной и творческой самореализации. Ключевые слова: дополнительное образование, социальная сеть, сетевой подход | 925 | |||||
5534 | Исследуется вопрос определения уровня языковой подготовки при обучении иностранному языку студентов технических специальностей. Материал содержит результаты и анализ тестирования, цель которого – выявление соответствия тому или иному уровню знаний иностранного языка. С помощью placement test (тест распределения по уровню знаний) проверяются знания лексики, грамматики, понимание иноязычной речи на основе чтения. Оценка базовых знаний с помощью входного тестирования выявляет соответствие знаний, навыков и умений студентов тому или иному уровню владения иностранным языком. В свою очередь, от результатов тестирования зависит последующая языковая подготовка в вузе, ориентирующая будущих специалистов на саморазвитие и межкультурную коммуникацию. Основной целью уровневого подхода в преподавании иностранному языку является стремление обеспечить условия, позволяющие студентам добиться прогресса на уровне, выявленном по результатам placement test. Как показывает опыт, применение данного подхода к студентам в обучении позволяет развить навыки и умения говорения, аудирования, чтения, письма на соответствующем им уровне с целью успешного перехода на следующий этап владения ИЯ. В соответствии с результатами проведенного входного тестирования осуществляется формирование групп, т. е. распределение студентов по группам (подгруппам) с учетом их языковых знаний, применяя технологию уровневого обучения. Ключевые слова: уровневое обучение, эффективность, языковая подготовка, уровни языковой подготовки, тест распределения студентов по уровню знаний (placement test) | 924 | |||||
5535 | . | 923 | |||||
5536 | . | 923 | |||||
5537 | Рассмотрены два перевода повести А. П. Чехова «Скучная история» на французский язык, основное внимание сосредоточено на реализации основного для повести концепта скука/скучный и его семантических составляющих: однообразия и отчуждения. Проанализированы трудности перевода, связанные с объективными особенностями языков и сложностью самого произведения. Ключевые слова: Чехов, «Скучная история», Рош, Парейр, перевод на французский язык, переводческая трансформация | 923 | |||||
5538 | Изучены основные теоретические представления педагогов 20–30-х гг. XX в. о такой форме контроля качества знаний студентов, как дневники, приводится их классификация. Анализируется опыт практического использования дневников в учебном процессе высшей школы в рассматриваемый период. Ключевые слова: качество знаний, оценка качества знаний студентов, формы контроля, дневники | 923 | |||||
5539 | Коренной перелом в мировоззрении Л. Толстого, произошедший в конце 1870-х – начале 1880-х гг., оказал существенное влияние на поэтику его произведений. В статье намечен подход к позднему творчеству писателя как к единой художественной и нравственно-этической системе. Проводится обзор и сопоставительный анализ художественного наследия Л. Толстого 1880-х годов (на примере произведений «Записки сумашедшего», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол») с точки зрения их соответствия религиозно-этическому учению писателя, изложенному в трактатах «Исповедь», «Исследование догматического богословия», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?». В результате сопоставительного анализа теоретических и художественных произведений установлено, что следующие положения учения Л. Толстого нашли реальное отражение в его литературных произведениях: идея о возрождении человека путем преодоления Катастрофы, превосходство духовного «я» над «я» «животным», преданное служение человечеству, жизнь народная признается образцовой. Ключевые слова: Л. Толстой, кризис, религия, трактат, повесть, жанр, композиция | 923 | |||||
5540 | Рассматриваются специфические механизмы создания художественной модели малых прозаических жанров на основе вариативного использования принципов условности. Делаются наблюдения за концептуальной основой, формальными принципами выражения авторской позиции в новеллистике М. Булгакова, С. Семёнова, О. Форш, посвященной проблемам человека и истории, человека в условиях исторического гражданского противостояния. Анализируются продуктивные жанро- и стилеобразующие принципы, позволяющие писателям конструировать образ мира, в котором сочетаются изобразительное и выразительное начала, позволяющие достоверно отразить историческую действительность и вместе с тем передать нюансы человеческого сознания и подсознания в условиях деформирующей человека исторической реальности. Делаются выводы о характере художественного эксперимента, основанного на синтезе классической традиции и модернистских тенденций, повлиявшего на формирование индивидуального стиля писателей, определившего эстетические стратегии русской литературы 1920-х гг. Ключевые слова: поэтика, малая проза, художественная условность, экспрессионизм, направление, реализм, синтез, метод | 923 | |||||
5541 | Авторами проявлена необходимость специальной подготовки будущих учителей физики к организации исследовательской деятельности школьников. Данная необходимость обусловлена новыми требованиями школьного стандарта, в котором заложены в качестве результатов обучения многие исследовательские действия: постановка проблемы, поиск решения проблемы, планирование и выполнение исследовательского действия по решению проблемы. В соответствии с требованиями школы изменился также и стандарт подготовки выпускника педагогического вуза. В статье предложена модель подготовки выпускника к руководству исследованиями школьников, обучению их исследовательским действиям, что соответствует требованиям нового стандарта. Показаны способы внедрения модели, предъявлены результаты ее использования, которые свидетельствуют об эффективности подготовки бакалавров и магистров. Ключевые слова: исследовательская деятельность, руководство исследованием школьников, способность организации исследовательской деятельности, оценка | 923 | |||||
5542 | «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь» (2004) Л. Улицкой – произведение, изданное в формате детской книги, но обнаруживающее в подтексте адресацию взрослому читателю. Интертекстуальный код «Истории…» позволяет обнаружить отсылки к космогоническому мифу. Главная героиня выступает в ипостаси: демиурга, пытающегося создать собственный космос (упорядоченное бытие); одинокой женщины, пытающейся преодолеть свое одиночество; наконец, узнаваемого героя фольклорной сказки, не обладающего необходимыми для культурного героя способностями, что приводит к катастрофе. Рукотворный демиургизм Мыши подвергается осмеянию, а сама «История…» прочитывается как произведение о преодолении одиночества и обретении семьи. В основе авторской концепции лежит идея о мудром мироустройстве, при котором даже досадные случайности способствуют установлению гармонии и счастья. Ключевые слова: сказки Л. Улицкой, литература с двойной адресацией, современная детская литература | 923 | |||||
5543 | Приведен анализ компонентов моделей конфликтного и кооперативного типов дискурса, релевантных для жанра межкультурного политического прогноза. Прогноз рассматривается не как разновидность аналитической статьи, а как самостоятельный жанр с присущими ему типологическими особенностями. В рамках прогноза, функционирующего в пространстве современных средств массовой информации, выделяется ряд жанровых форм: статья-прогноз и интервью-прогноз. Жанровые разновидности прогноза соотносятся с жанрово-стилистическим блоком моделей конфликтной и кооперативной форм коммуникации. В рамках функционально-аксиологического блока указанных моделей описываются прогностическая, оценочная и превентивная функции прогноза как жанра. Анализируются речевые средства, маркирующие прогностическое высказывание в тексте. Делается вывод о том, что межкультурный политический прогноз тяготеет к области функционирования конфликтного дискурса, так как он не репрезентирует факты, а определяет тенденции и перспективы развития того или иного явления. Ключевые слова: межкультурный политический прогноз, конфликтный дискурс, кооперативный дискурс, прогностическое высказывание, жанр | 923 | |||||
5544 | Раскрываются пути реализации субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации. Актуальность проблемы обосновывается требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, воспитательный компонент которых предполагает проектирование общеобразовательной организацией собственной программы воспитания с учетом особенностей социокультурной среды, потребностей субъектов воспитания. Показано, как включить детей в процесс создания и развития программы воспитания, сформировать пространство самореализации детей на основе технологий социального проектирования. Представлены подходы к разработке вариативной программы воспитания как системы детских проектов – коллективных, групповых, индивидуальных. Раскрыто примерное содержание проектных инициатив детей на примере начального общего образования, обозначены подходы к оценке результатов реализации программы на основе субъектного подхода. Ключевые слова: воспитание, программа воспитания, содержание воспитания, субъектный подход, социальное проектирование, проектные т | 923 | |||||
5545 | Рассматривается структура поликодового текста, представляющего собой сложное негомогенное образование семиотически разнородных компонентов, особенности взаимоотношений между которыми являются актуальной проблемой современной лингвистики ввиду отсутствия унифицированной классификации представленных в тексте знаковых систем. В новостных сообщениях информационного портала The Onion вербальный текст сочетается с иконическими информационными блоками – фото- и видеоматериалами, взаимодействие которых запускает механизм формирования новых смыслов. В результате исследования были выявлены три основных типа корреляции иконического и вербального компонентов: дублирующая (включающая частичное повторение и полное повторение информации), комплиментарная и оппозитивная, соотношение которых представлено в тексте статьи в виде столбчатой диаграммы. Ключевые слова: поликодовый текст, креолизованный текст, знак, иконический компонент, вербальный компонент | 923 | |||||
5546 | В статье представлены некоторые аспекты истории педагогического образования в России 1906–1917 гг. Показаны основные направления деятельности Министерства народного просвещения в области подготовки учительских кадров в условиях введения всеобщего начального обучения. Ключевые слова: история педагогического образования, учительские семинарии, учительские институты, педагогические курсы | 922 | |||||
5547 | Представлен краткий обзор малоисследованной части творческого наследия Ильи Эренбурга – цикла новелл «Условные страдания завсегдатая кафе» – в связи с феноменом условности, заявленным в заглавии. Выявляется место данного цикла в творчестве автора 20-х гг. XX в. Анализируется идейно-тематическое содержание цикла, его эстетическая и жанровая природа. Прослеживается связь художественного приема условности в цикле с другими видами искусства, составлявшими предмет внимания Эренбурга. Ключевые слова: Илья Эренбург, прозаический цикл, условность в литературе, 20-е гг. XX в | 922 | |||||
5548 | Освещены вопросы истории русско-немецких литературных связей. В центре внимания поэтические фигуры Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова и Р. М. Рильке. Выявляется характер связи творчества поэтов, и на примере лирического произведения Гейне «Der Tod, das ist die kühle Nacht» раскрываются особенности переосмысления темы неразделенной любви творческим сознанием Лермонтова, воплощенным в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», а также их «возвращение» через перевод Рильке «Einsam tret’ ich auf den Weg, den leeren…» в немецкоязычное культурное пространство в качестве нового поэтического шедевра. Ключевые слова: литературные связи, поэзия, художественный перевод | 922 | |||||
5549 | Переносное употребление слов варьируется от культуры к культуре и отражает национальное видение события. Специфическое отношение к спиртному и особая культура пития реализуется в метафорах. Рассматривается метафорическое употребление глагола раздавить и глаголов речи (приговорить, уговорить, уболтать) в текстах, размещенных в Национальном корпусе русского языка и интернет-форумах. Проанализированы контекстуальные условия употребления названных глаголов, исследуются их основные морфологические, синтаксические и сочетаемостные особенности. Интегративным значением для данных глаголов является «выпить определенный объем целиком», что эксплицируется, как правило, с помощью указания на емкость и ее содержимое. Особенность в том, что при переносе наименования из базовой области в другую сохраняется контекстуальное сопровождение слова, характерное для его употребления в прямом значении. Ключевые слова: метафора, онтологическая метафора, персонификация, речевой глагол, контекстуальное окружение | 922 | |||||
5550 | Рассматривается исторический процесс образования и дальнейшего развития статистического аппарата Уфимской губернии, который был создан в мае 1865 года на основе прежде функционировавшего Оренбургского губернского статистического комитета. Показано, что спектр содержания итоговых документов Уфимского губернского статистического комитета (ГСК) был весьма широкий и касался характеристики как экономической ситуации, так и положения социальных и этнических групп населения края. Автор приходит к выводу, что данное государственное учреждение внесло определенный вклад в учет населения, недвижимого и движимого имущества, который повлиял на укрепление хозяйства края. Ключевые слова: Уфимский губернский статистический комитет, статистические сведения, перепись населения, смета расходов, поземельная статистика, численность населения | 922 |