№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
701 | Древняя система именной классификации, отразившаяся в исторические эпохи в виде наличия определенных типов основ, представляет значительное единство для всех индоевропейских языков. На определенном этапе доисторического развития индоевропейских языков сформировалась двучленная классификация, основанная на оценке всех предметов и явлений по той роли, которую они играли в процессе деятельности человека и познании им окружающего мира. Трехчленная родовая классификация сформировалась позднее. Отголоском существования древней индоевропейской категории одушевленности/неодушевленности является существование склонений существительных на определенные основы на более позднем этапе развития индоевропейских языков. Ключевые слова: индоевропейское именное склонение, основообразующий формант, семантический признак, категория одушевленности/неодушевленности, родовая дифференциация, этнокультурная значимость | 1401 | |||||
702 | В статье предлагается методика активизации познавательной деятельности студентов на лекции на основе дискуссии. Разворачивание дискуссии стимулируется проблемами, возникшими в процессе предварительного самостоятельного знакомства студентов с изучаемым материалом. Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, конспект, проблемная дискуссия. | 1401 | |||||
703 | Представлены некоторые методические приемы работы с текстом, включая использование клоуз-теста, при формировании и оценке текстовых умений школьников с опорой на имеющиеся исследования и педагогический опыт автора. Ключевые слова: текстовая компетенция, текст, основные признаки текста, клоуз-тест | 1401 | |||||
704 | 1400 | ||||||
705 | Статья посвящена итогам развития сопоставительной мотивологии в истекшие двадцать лет. Рассматривается вклад разработок по сопоставительной мотивологии в описательную мотивологию и компаративистику. | 1400 | |||||
706 | В статье представлен социологический анализ места семьи и культуры в иерархии жизненных ценностей студенческой молодежи на основе анкетирования 247 студентов вузов, расположенных на территории Саратовской области. Выявлено отношение молодежи к людям другой национальности, межэтническим бракам, определен уровень оценки знания студентами своей национальной культуры в эпоху глобализации и расширения социального взаимодействия между представителями различных культур. Ключевые слова: культура, семья, межнациональные браки, толерантность, молодежь, ценности, национальность. | 1400 | |||||
707 | Двигательная активность является естественной потребностью гармоничного развития человеческого организма. Если человек в детском возрасте ограничен в естественной потребности двигаться, то его природные умственные и физические задатки не получат должного поступательного развития. Особое значение приобретает гармонизация двигательной активности и профессионального становления молодого человека в период получения высшего образования. Разработка современных форм и педагогических технологий стимулирования двигательной активности студентов в вузе, является актуальной задачей педагогов и специалистов физической культуры. Ключевые слова: двигательная активность, интегративная технология, студенты, модель, процесс физического воспитания, организационно-педагогические блоки. | 1400 | |||||
708 | Приведены экспериментальные данные по удельным потокам метана с болотных ландшафтов тундры Западной Сибири в летний и зимний периоды. Рассмотрена возможность адсорбции метана снежным покровом. Региональный поток, рассчитанный по «стандартной модели» Bc7, с данной территории оценен в 0.16 МтСН4/год, что составляет приблизительно 5 % от эмиссии болотами всей Западной Сибири. Ключевые слова: эмиссия метана, адсорбция снежным покровом, региональный поток, тундра, Западная Сибирь | 1400 | |||||
709 | На основе сопоставительного анализа оценки и обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональном образовании с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов обоснован вывод о необходимости совместного применения этих подходов для обеспечения качества подготовки специалистов, развития их личностного потенциала в системах профессионального образования – среднего, высшего. Ключевые слова: качество подготовки специалистов, профессиональное образование, системный психолого-педагогический подход, компетентностный подход | 1400 | |||||
710 | Объектом исследования является один из современных немецкоязычных переводов драмы А.П. Чехова «Три сестры», сделанный Томасом Брашем. Рассматривается интерпретация мотивов драмы, при которой переводчик, игнорируя новаторские принципы драматургии русского писателя, возвращает пьесу к традиционной схеме, основанной на отношениях персонажей, и делает акцент на её комедийно-абсурдном переосмыслении | 1399 | |||||
711 | Рассматриваются вопросы использования международной статистики образования в целях международного сопоставительного анализа. Данная тема чрезвычайно актуальна для России в современных условиях, когда страна проводит масштабную модернизацию системы образования и возможность «сверить курс» с общемировыми тенденциями становится очень важной. Приведено описание основных международных исследовательских программ, указаны источники получения данных о системах образования стран мира, а также разобраны основные условия их корректного использования и анализа: 1) выбор правильных типичных значений индикаторов для сравнения с ними российских значений показателей; 2) классификация национальных образовательных программ в соответствии с международной стандартной классификацией образования (МСКО); 3) приведение финансовых и экономических показателей к сопоставимому виду с использованием паритета покупательной способности. Ключевые слова: международная статистика образования, мировые образовательные индикаторы, группировка стран по экономическому положению, паритет покупательной способности, международная стандартная классификация образования | 1399 | |||||
712 | В работе рассматривается уровень коммуникативного, психологического и личностного развития детей младшего школьного возраста и делается вывод о возможности формирования готовности к межкультурному иноязычному общению. Овладение иностранным языком на начальной ступени можно квалифицировать как овладение компонентом общей культуры, с помощью которой школьник приобщается как к культуре страны изучаемого языка, так и к мировой культуре. Ключевые слова: педагогический потенциал фольклорных традиций, регионализация образования, этнокультурное образовательное пространство региона, этнопедагогическая компетентность педагога по фольклорной деятельности | 1399 | |||||
713 | Рассмотрен методологический инструментарий передачи современного знания в процессе образования. Дано понятие педагогической коммуникации как системы, выделяются ее структурный, функциональный и интегративный аспекты. Особое внимание уделено важности билингвального подхода к образованию. Ключевые слова: педагогическая коммуникация, знаниевая технология, уровневые компетенции, функциональные компетенции, корпоративные компетенции, интеллектуальное предпринимательство. | 1399 | |||||
714 | На основе анализа архивных источников, многие из которых впервые введены в научный оборот, рассмотрен процесс зарождения дополнительного образования детей в дореволюционный период, а также выявлены его региональные аспекты в контексте развития образовательной сферы Томской области. Доказано, что Томская область в конце XIX – начале XX в. являлась одним из ведущих отечественных центров дополнительного образования. Ключевые слова: дополнительное образование детей, внешкольная работа, Томская область, зарождение, история педагогики, архивные материалы | 1399 | |||||
715 | Современная жизнь России предъявляет новые требования к человеку, в частности, возрождается интерес к системе ценностей личности. Отсутствие конфликта между общественными и субъективными ценностями помогает не только продуктивно прожить жизнь, но и содействует самоактуализации человека, как смысложизненной потребности. В статье рассматривается возможность формирования субъективной системы ценностей в условиях пролонгированного тренинга. | 1398 | |||||
716 | В статье рассмотрен аксиологический аспект развития активности современных студентов 1–3 курсов обучения в вузе. Представлено теоретическое обоснование проблемы ценностей и ценностных ориентаций в развитии активности личности. Отражены результаты эмпирического исследования ценностей и их взаимосвязь с самоотношением у современных студентов. Ключевые слова: ценности и ценностные ориентации, активность, самоотношение, саморазвитие | 1398 | |||||
717 | Рассмотрена суть одного из методов построения систем задач метода «снежного кома», доказана эффективность использования систем задач, сконструированных методом «снежного кома», и описана методика их включения в процесс обучения на разных этапах урока геометрии. Ключевые слова: система задач, процесс конструирования систем задач, метод «снежного кома», методика использования систем задач | 1398 | |||||
718 | В статье рассматриваются типы языковой политики в соответствии с принадлежностью избранного коммуникативного средства к автохтонной лингвокультуре: экзоглоссный и эндоглоссный. Предлагаемые типы языковой политики обосновываются как крайние сценарии лингвополитических мер, определяющие эволюционную динамику титульного языка. Ключевые слова: языковая политика, метаглоссия, эволюционная динамика, заимствование, лингвокультура | 1398 | |||||
719 | Обосновывается актуальность предметного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ»), рассматриваются проблемы организации внеклассной работы по данному курсу, приводятся определение и классификация ее видов, предлагается примерное содержание. Описывается реализация основных методологических подходов по организации внеклассной работы по курсу «ОБЖ». Ключевые слова: курс «Основы безопасности жизнедеятельности», внеклассная работа в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», личностно-деятельностный подход, интегративный подход | 1398 | |||||
720 | Раскрывается содержание государственного суверенитета через основные признаки государства, перечисляются его основные характеристики. Уделяется внимание раскрытию понятия и сущности федерализма. На основе этого определяются особенности суверенитета в федеративном государстве, его свойства и состояние, в частности характер его (суверенитета) образования, путем разделения суверенитетов ранее независимых государственных образований либо иная правовая природа возникновения. Соотносятся понятия «суверенитет» и «федерализм», разрешается вопрос о невозможности делимости государственного суверенитета, говорится о возможности сосуществования, взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействии двух разноуровневых суверенитетов. Также дается оценка различным теориям о суверенитете государств, приводятся доводы за и против, обосновывается жизнеспособность этих теорий. Ключевые слова: федерализм, государство, суверенитет, субъекты федерации | 1398 | |||||
721 | 1397 | ||||||
722 | В статье рассматриваются вопросы формирования жизненных ценностей и ориентиров молодежи в процессе образования. Обращаясь к историческому развитию аксиологии образования, особое внимание автор уделяет анализу формирования морально-нравственных качеств молодежи в процессе обучения естественным наукам. | 1397 | |||||
723 | Установлено, что курсовое введение (5 дней в дозе 16 мг/кг per os) экстрактов Aralia mandshurica или Rhodiola rosea снижает частоту возникновения ишемических и реперфузионных желудочковых аритмий во время 10-минутной ишемии и 10-минутной реперфузии. Экстракты Eleutherococcus senticosus, Leuzea carthamoides и Panax ginseng не оказывают эффекта на частоту возникновения ишемических и реперфузионных аритмий. Хроническое введение аралии, родиолы и элеутерококка увеличивает порог фибрилляции желудочков (ПФЖ) у крыс с постинфарктным кардиосклерозом. Женьшень и левзея не влияют на ПФЖ у крыс с постинфарктным кардиосклерозом. Ключевые слова: адаптогены, сердце, ишемия, реперфузия, кардиосклероз, аритмии | 1397 | |||||
724 | Дается характеристика особенностей профессиональной деятельности, оказывающих влияние на возникновение различных негативных психических состояний у сотрудников полиции. Состояние эмоционального напряжения, утомления и стресса, возникающее в процессе труда, негативно сказывается на эффективности профессиональной деятельности. Особые требования предъявляются к психическому состоянию сотрудников во время исполнения служебных обязанностей. С учетом требований и условий профессиональной деятельности должности сотрудников органов внутренних дел относятся к сложным и экстремальным видам профессиональной деятельности. Ключевые слова: профессиональная деятельность, психическое состояние, эффективность профессиональной деятельности, эмоциональное напряжение, утомление, стресс | 1397 | |||||
725 | Статья посвящена анализу двух основных научных подходов к устойчивым глагольно-именным сочетаниям современного русского языка – семантического и функционального. Предложены классификации глагольных аналитических единиц, выработанные с использованием этих двух подходов. Рассмотрен вопрос о соотношении устойчивых единиц со стержневым глагольным компонентом и свободных словосочетаний. Ключевые слова: свободные словосочетания, устойчивые глагольно-именные сочетания, синлексы, фразеологизмы, обороты речи, беллетризмы, термины, номинативный состав языка | 1397 | |||||
726 | Рассматривается роль гражданской самоорганизации в процессе формирования социальной ответственности экономических субъектов в России. Описаны требования к социальным группам, представлены подходы к оценке эффективности спонтанной самоорганизации. Проведена оценка современного состояния гражданской самоорганизации в России. Автор приходит к выводу о существовании элементов локального социального капитала в России, обосновывает необходимость расширения границ сетей доверия при активном участии государства. Ключевые слова: гражданское общество, социальная ответственность, сети доверия, социальный капитал, российские особенности | 1397 | |||||
727 | . | 1396 | |||||
728 | . | 1396 | |||||
729 | Культурологический подход к профессиональной подготовке | 1396 | |||||
730 | Статья посвящена рассмотрению специфики интертекстуальности романа «Пушкинский дом». Исследуется значение и взаимосвязь содержащихся в третьем разделе романа отсылок к произведениям Пушкина и Достоевского, существующих в виде эпиграфов, названий самого раздела и отдельных его глав, а также определенных сюжетных перекличек. Ключевые слова: Битов, Пушкин, Достоевский, постмодернизм, интертекстуальность, эпиграф | 1396 | |||||
731 | Представлены результаты эмпирического исследования проявлений эмоционального выгорания у различных категорий педагогических работников в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Анализируются параметрические связи между выраженностью эмоционального выгорания и механизмами защитно-совладающего поведения педагогов. Полученные результаты сопоставляются с аналогичными данными диагностического исследования представителей несоциономических профессий. Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагоги, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, профессиональный стресс, психологическая защита, совладание со стрессом, копинг | 1396 | |||||
732 | Когнитивная сфера личности представляет собой динамичную, иерархически организованную структуру, которая особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. На ее формирование существенное влияние оказывают перцептивно-мнестическая и мыслительная детерминанты, а также половозрастные индивидуально-психологические особенности личности | 1395 | |||||
733 | В данной статье рассматривается проблема определения статуса класса слов, выполняющих функцию атрибута актанта в финском, венгерском, удмуртском, коми и мордовских языках. Проблема определения заключается в том, что собственных категорий у этих слов нет, они всегда заимствуют их либо у имени, как в случае с финским языком, либо остаются неизменяемыми, как в случае с венгерским, удмуртским, коми и мордовскими языками, и тогда возникает трудность в различении, например, атрибута актанта и атрибута предиката. Эти факты не позволяют нам говорить, как это принято в традиционном понимании, о полновесной части речи – имени прилагательном, а лишь о группировке словоформ, образуемых от корней качественной семантики и объединённых функцией выражения определения. | 1395 | |||||
734 | В статье на материале поэзии М.И. Цветаевой рассматривается структурная организация различных типов вариативных лексических повторов, выявляются их функции и роль в текстообразовании. | 1395 | |||||
735 | В статье представлен анализ результатов исследования образа Я подростков, воспитывающихся в интернате. Образ Я подростков рассматривается как результат самопознания. Ключевые слова: самопознание, образ Я, подростки, воспитывающиеся в интернате, социальное Я, физическое Я, коммуникативное Я, деятельностное Я, перспективное Я, рефлексивное Я | 1395 | |||||
736 | Исследуется феномен коммуникации как проявление сложности вступающих во взаимодействие существ. Коммуникация рассматривается не как привилегия человека, показывается укорененность ее в мире живой природы, ее эволюционное происхождение. Коммуникативная сложность раскрывается посредством понятий гибкости (флексибельности), конструирования, интерсубъективности, партисипационного производства смыслов, эмпатии, синергии, взаимного возникновения (ко-эмержентности) коммуницирующих существ. Понимание коммуникации с позиции концепции энактивизма позволяет раскрыть некоторые существенные свойства конструирования в коммуникативном взаимодействии. Ключевые слова: коммуникация, сложность, конструктивизм, интерсубъективность, партисипационное производство смыслов, распределенная телесность, ситуационность, смысл, эмерджентность, энактивизм, эмпатия | 1395 | |||||
737 | В статье рассматривается внутрифирменная комплексная модель подготовки персонала на предприятиях с ядерно-опасным производством, которая имеет некоторые особенности, связанные со спецификой атомной промышленности: современным уровнем оснащения производства и высокими требованиями к квалификации кадров. Показано, что независимо от внутренней структуры, форм и методов управления внутрифирменное профессиональное обучение персонала предприятий Федерального агентства по атомной энергии можно рассматривать как социально-экономическую систему, которая может быть объектом исследования с целью оптимизации этой системы и проектирования ее внутренней структуры. Установлено, что состояние исследований функционирования и развития таких систем позволяет уже сегодня спроектировать нормативную модель внутрифирменного профессионального обучения персонала предприятий Федерального агентства по атомной энергии и на ее основе совершенствовать исторически сложившуюся систему управления внутрифирменным обучением, повышая при этом качество подготовки кадров для атомной промышленности. | 1394 | |||||
738 | Рассматривается структура и содержание профессиограммы бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» с учетом современных тенденций развития российского образования. Ключевые слова: профессиональный портрет, профессиограмма, профессиограмма бакалавра | 1394 | |||||
739 | Поставлена проблема изменения знаниевой компоненты в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы и туризма (СКС и Т) в обществе устойчивого развития. Подробно анализируется понятие «устойчивое развитие» как системы, выделяются ее функциональный и интегративный аспекты. Рассматривается классификация общественных функций туризма как фактора устойчивого развития. Разработаны тематические модули для внедрения категориальной базы «устойчивое развитие» в систему подготовки специалистов СКС и Т. Предложены формы, методы и технологии реализации программы подготовки кадров СКС и Т в обществе устойчивого развития. Ключевые слова: устойчивое развитие, туризм как феномен устойчивого развития, рациональная система природопользования, экономическое развитие, компетентностный уровень специалиста СКС и Т, общественные функции туризма как фактора устойчивого развития, новая конкуренция, | 1394 | |||||
740 | Цель публикации: обзорный анализ работ отечественных авторов последних десяти лет с точки зрения типологизации (классификации) исследовательских парадигм, существующих в области социальных коммуникаций. Такой анализ способствует выстраиванию различных связей между парадигмами, их взаимному обогащению, возникновению «синтетических» направлений в исследовании коммуникации и выявлению новых, ранее не использовавшихся, ресурсов в изучении данного феномена и его производных. Рекомендуется как основа для написания одного из вариантов реферата для экзамена «Философия и история науки»: история науки «Теория коммуникации. | 1393 | |||||
741 | В статье показано, что временное решение экзистенциального кризиса человека (перед лицом смерти) приводит его к осознанию и переосмыслению своих духовных ценностей. Окончательное решение кризиса связывается с проблемой бессмертия. | 1393 | |||||
742 | Рассматриваются проблемы обучения физике на современном этапе и некоторые методы их решения. Проведено анкетирование преподавателей и получены положительные отзывы о работе разработанных систем. Ключевые слова: преподавание физики, обучающие системы, анкетирование | 1393 | |||||
743 | Статья посвящена описанию роли ассоциативных связей слов в текстообразовании как одного из важных факторов в диалоге автора и адресата художественного текста. Текст рассматривается в коммуникативно-деятельностном аспекте как основная форма коммуникации. Исследование выполнено в русле теории текстовых ассоциаций, разрабатываемой в коммуникативной стилистике текста. В качестве ассоциативных норм рассматриваются типовые ассоциации на ключевое слово-стимул в системе художественного текста. Типовые ассоциации на ключевое слово-стимул, выявленные в ассоциативном эксперименте и отраженные в Русском ассоциативном словаре, соотнесены в работе с уровневой организацией поэтического текста, включающей информативно-смысловой и прагматический уровни и соответствующие им подуровни: предметно-логический, тематический, сюжетно-композиционный в рамках информативно-смыслового уровня и образный, эмоциональный и идейно-эстетический в рамках прагматического уровня. Ассоциативные нормы как факторы текстообразования рассмотрены на материале стихов русских поэтов об осени. Ключевые слова: коммуникативная стилистика текста, теория текстовых ассоциаций, ассоциативные нормы, текстообразование, текстовые ассоциаты, лексическая структура поэтического текста | 1393 | |||||
744 | Архаико-мифологические (шаманские) модели в творчестве А.Ахматовой | 1392 | |||||
745 | Роль процессов наблюдения в познании естественнонаучных законов природы теоретически исследовалась широким кругом современных психологов и педагогов. Автор статьи, опираясь на теоретические разработки данного вопроса, экспериментально осуществляет данный процесс при изучении курса «Естествознание» в классах гуманитарного профиля. Анализ результатов, приводимых в статье, показывает, что правильно организованное наблюдение естественнонаучных процессов, повышает качество знаний о строении окружающего мира | 1392 | |||||
746 | Обосновывается необходимость разработки модели формирования здоровьесберегающей компетентности педагога. Данная модель представлена как педагогическая система, включающая ряд взаимосвязанных компонентов. Приведено описание компонентов модели и их характеристика. Организация деятельности на основе этой модели позволит достичь желаемого результата: сформировать у педагога здоровьесберегающую компетентность. Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность педагога, модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагога, компоненты модели | 1392 | |||||
747 | В статье дано обоснование актуальности изучения вопроса развития гендерной компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с концепцией социального развития Л. В. Коломийченко; представлен план и описание этапов опытно-экспериментальной работы по изучению развития гендерной компетентности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; уточнены компоненты гендерной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста; гендерная компетентность рассматривается как результат преемственного гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевые слова: гендерное воспитание, гендерная компетентность, преемственность, компоненты и критерии гендерной компетентности | 1392 | |||||
748 | Выдвигается концепция Бакинского текста как феномена русской лингвокультуры на перекрестке культур, сформированного, в том числе эстетическим осмыслением образа нефти. На материале «бакинских стихов» С. Есенина и В. Маяковского доказывается, что социальная парадигма воплощения концепта нефть в бакинском тексте развивается в сторону тех или иных форм новой религиозности и утверждения абсолютной человеческой воли. Во многом развитие данной линии интерпретации концепта в русском поэтическом дискурсе в целом обусловлено уникальными социально-историческими обстоятельствами, в которых формировался бакинский культурный топос в первой половине ХХ в. Ключевые слова: русская лингвокультура на перекрестке культур, Бакинский текст, концепт нефть | 1392 | |||||
749 | Cтатья посвящена одной из основных проблем методики формирования межкультурной компетенции в обучении русскому языку иностранных студентов-филологов – разработке принципов отбора учебных текстов. С помощью анализа факторов, влияющих на функционирование любой педагогической системы, были разработаны и систематизированы восемь частных принципов отбора учебных текстов для формирования межкультурной компетенции. На основе общего фактора «учет целей обучения» выдвинуты принципы: коммуникативной ценности текста, межкультурной ценности текстов, воспитательной ценности текста, познавательной ценности текста и развивающей ценности текста. Опираясь на фактор «учет условий обучения», разработан принцип соответствия текста профилю вузовской подготовки иностранных студентов. На основе фактора «учет особенностей обучающихся» выдвинут принцип соответствия текста уровню языковой подготовки студентов и принцип учета родной культуры иностранных студентов. Описаны 12 показателей, позволяющих реализовать указанные принципы в процессе отбора учебных текстов. Разработанные принципы и показатели отбора были использованы в процессе работы с текстами для детского чтения. Была установлена возможность использования этих текстов в качестве учебного материала для формирования межкультурной компетенции иностранных студентов-филологов. Система принципов и показателей представлена в виде таблицы. Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурная компетенция, принципы отбора текстов, тексты для детского чтения, народная педагогика | 1392 | |||||
750 | Проведен анализ графических образов, полученных в ходе обследования 15 осужденных мужчин, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, с помощью методики «Пиктограмма». Среди образов, актуализируемых осужденными, преобладают атрибутивные и конкретные, с большой индивидуально-эмоциональной значимостью. Мышление обследуемых характеризуется, с одной стороны, банальностью, приверженностью к общепринятым стереотипам, с другой – наличием специфических черт, проявляющихся как в индивидуально-значимых образах, так и в оригинальной тюремной символике. Отмеченные особенности свидетельствуют об отгороженности, демонстративности, эгоцентричности и значительном влиянии эмоционального фактора на познавательные процессы участников исследования. | 1391 |