Роль мадам Лавуазье в истории науки и проблема измерения
Цель статьи – постановка проблемы измерения в гуманитарном знании, то есть в той области знания, которая фиксирует изучения человеком себя и своего бытия в социокультурном окружении. Автор полностью отдает себе отчет в сложности этой проблемы, поскольку в науках о гораздо более простых объектах, чем многогранность человека и его взаимоотношений с миром своего же существования – в естественных науках – проблема измерения имела и имеет тернистый путь. Впервые проблема измерения ставится с позиции процессуальных представлений, что определяет направление ее разработки – выявление действия информационных механизмов, результатом которых является сам человек и многообразие культурных форм его мира. Обоснование конструктивности такого направления основывается на авторском понимании информации как процесса, а, следовательно, состоящего из несводимых друг к другу стадий, притом, что каждая последующая стадия определяется результатом, получаемым на предшествующей стадии. Образуемая действием информационных процессов нелинейность, вариативность и многомерность поддается измерению, поскольку в постнеклассической теории информации имеются способы измерения новизны, качества, количества, ценности и эффективности информации, то есть тех критериев, каждый из которых характеризует определенную стадию информационного процесса. Концептуальные модели, раскрывающие структуру стадий информационных моделей, открывают методологические возможности постановки проблемы измерений самоорганизации социокультурных систем
Ключевые слова: проблема измерения в гуманитарном знании, проблема измерения с позиции процессуальных представлений, информационные механизмы измерения, информационно-синергетический подход, информация как процесс, критерии измерения стадий информационного процесса, проб
Библиография:
1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
2. Даннеман Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии. М-Л., 1938. Т. 3.
3. Фролов Ю. Суп графа Румфорда // Наука и жизнь. 2007. № 10.
4. Маркс К. Капитал. Т. 1. М., 1950.
5. Черносвитов П.Ю. Эволюция жизни как информационный процесс // Человек. 2006. № 3.
6. Меркулов И.П. Когнитивные способности. М., 2005.
7. Мелик-Гайказян И.В. Информация и самоорганизация. (Методологический анализ). Томск, 1995.
8. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни: Пер. с нем. М., 1979.
9. Iantsch E. The self-organizing Universe: Scientific and human implications of emerging paradigm of evolution. Oxford ets., 1980.
10. Корогодин В.И. Информация и феномен жизни. Пущино, 1991.
11. Кастлер Г. Возникновение биологической организации: Пер. с англ. / Под ред. Л.А.Блюменфельда. М., 1967.
12. Мелик-Гайказян И.В. и др. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры. М., 2005.
13. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1998.
14. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В.Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. М., 2001.
15. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
16. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., 1971.
17. Мелик-Гайказян И.В. Методология моделирования структур элитного образования // Высшее образование в России. 2006. № 11.
18. Материалы круглого стола «Элитное образование: проблемы организации» // Высшее образование в России. 2007. № 3.
19. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В., Роготнева Е.Н. Информационные условия достижения мечты // Высшее образование в России. 2006. № 5.
Выпуск: 1, 2008
Рубрика: Постнеклассическая методология системных исследований
Страницы: 68 — 78
Скачиваний: 1151